Лев семенович виготський: Выготский Лев Семенович | Ученые

Содержание

Лев Семенович Выготский — психолог, отец, человек — психологический центр, помощь психотерапевта, консультация психолога

Выготский Лев Семенович (1896- 1934)– выдающийся советский психолог, основоположник культурно-исторического подхода, получившего мировую известность. Практически, единственный оппонент великого женевского психолога Жана Пиаже. С начала 30-х годов он был вычеркнут из истории отечественной психологии.

Мне повезло. Лет 10 назад, когда я училась в аспирантуре Психологического института РАО, всякий раз спускаясь в подвал к секретарю аспирантуры, я вглядывалась в старые стены, ведь всем было известно, – здесь жил Выготский. Я представляла себе туманные картины того времени и его судьбы. Очень хорошо помню свой трепет в душе и свои грезы. А сегодня я была в доме дочери Выготского – Гиты Львовны Выгодской, и мы говорили об ее отце.
Простой разговор — часа четыре — о ее детских воспоминаниях и чувствах, но мне кажется, что в этой простоте рассказа, необыкновенно живых (в ее 78 лет) глазах, в том, как, прощаясь, она по-детски взяла меня за руку, присутствовал сам Лев Семенович.

Ее папа. Таким я его почувствовала.
Елена Шуварикова.

— 9 лет я прожила с ним в одной комнате, не в подвале Психологического Института, где Выготсий жил сразу после приглашения в Москву, а на Серпуховке. В те годы это была глухая провинция… (Смеется).

— Вам было 9 лет, когда папы не стало?

— Не просто 9 лет, а мой день рождения – был последний день, когда он работал. Уходя, он сказал мне: «Постараюсь прийти пораньше». Но на работе у него случилось очень тяжелое кровохарканье. Его привезли домой, положили на кровать, и когда я вбежала в комнату, он только прошептал губами: «Я обещал тебе прийти пораньше. И пришел». Больше он не поднялся. У него была тяжелая форма туберкулеза легких. Был пневмоторакс. Еще в 25-26-х годах его положение было настолько тяжелым, что его жизнь исчислялась месяцами. Ему систематически поддували легкие. Было очень тяжело, но это продлило ему жизнь на 8-9 лет. Он знал, что приговорен, что отпущены месяцы… А прожил еще годы.

— Поэтому он так много работал?

— Да, он так много работал, торопился закончить свои труды. У меня есть письмо отца к любимому ученику — Сахарову. Он пишет: «Я в очень трудных условиях: в палате 6 тяжело больных, койки стоят вплотную, работать очень трудно». Но в таких условиях он писал «Исторический смысл психологического кризиса».
У папы на голове…

— Расскажите, каким Вы его запомнили как папу…

— У мамы был довольно твердый характер, и я всегда была ближе с папой. Маму я бесконечно предано любила, но по духу был ближе папа. И все детство было с ним связано, несмотря на его бешеную загруженность. Мы жили в 23-метровой комнате вчетвером – мама, папа, я и сестренка. Этот дом снесли в 1971 году. И сейчас на месте дома — шахта метро «Серпуховская». Я всегда думаю, когда вижу идущих в метро людей, что они даже не подозревают, какие интересные вещи происходили на том самом месте, где они садятся в поезда…

Жили мы так: стоял письменный стол, стеллажи с книгами до потолка и наше ложе, на котором мы спали – кровать родителей, детская кровать сестренки и довольно узкий диванчик, на котором много лет спала я. Он сидел за столом спиной и работал, а у него «на голове» мы играли. Спинка стула использовалась для строительства домика куклы. С его стороны — никакого возмущения и раздражения, — это считалось вполне нормальным. У меня какие-то игрушки были, а у ребят во дворе совсем не было, и они подговаривали: «Сходи-спроси: можно ли у вас поиграть?». Вот хорошо помню, я спрашиваю у мамы, как у первой инстанции: «Ребята хотят прийти к нам поиграть…» Мама показывает – папа работает. Он тут же поворачивается, как бы ни был сосредоточен: «Можно, конечно, можно. Ко мне приходят товарищи, и было бы несправедливо, если к тебе не могли прийти. Иди, зови ребят». И на оставшихся 7-9 свободных метрах мы играли. Причем ребята, не стесняясь, в полный голос говорили. Он только поворачивался, смотрел на нас и продолжал работать.

Где-то в 31-м году из Берлина вернулась очень верный Выготскому человек — Блюма Вульфовна Зейгарник. Она вспоминала в 1984 году в день, когда отмечали 50-летие со дня его смерти, как была потрясена, когда впервые попала к нам домой. Выготский сидит, работает. Мама делает свои дела по дому. Кто-то входит, выходит, разговаривает. Дети играют. А он работает. Зейгарник не могла себе представить, что в таких условиях можно написать такие труды, какие написал Лев Семенович.

— При такой занятости, сколько же отцовского времени доставалось старшей дочери?

— Специального времени он мне уделять не мог, но я никогда не слышала от него: «Я занят» или что-то в этом роде. Естественно, мы были приучены, если у него сидел кто-то из аспирантов или сотрудников, мы с сестрой не лезли. А в положенные 8.30 вечера стелила свой диванчик и под эти разговоры засыпали. Мне тогда казалось – какой скукой они занимаются… (Смеется). Иногда со мной договаривались: «Придут друзья, ты, пожалуйста, сиди тихо. Не мешай». Они собирались и, закатив глаза, читали стихи. На греческом, на немецком и, конечно, на русском.

Иногда отец брал меня с собой, когда ходил консультировать в Институт Мозга. Сначала мне показывал все, включая знаменитую банку — мозг Ленина, а потом я ждала во внутреннем дворике, пока он освободится. Зато нам предстояла обратная дорога с разговорами.

В нашем доме творятся несправедливые вещи!

— Фразой: «Это было бы несправедливо – мне можно, а тебе нельзя», я бы описала атмосферу нашего дома. У нас жил Леня – мой двоюродный брат, на 2 года старше. Для меня он был огромным авторитетом. И мы с ним были глубоко уверены, что, то, что можно взрослым, можно и нам. Произошла такая смешная история. За несколько лет до смерти Лев Семенович начал курить. Как легочнику, ему, конечно, не нужно было это делать. А так как это доставляло ему удовольствие, то ни у кого не хватало духа запретить ему. И в один прекрасный день Леонид говорит мне: «Ты знаешь, у нас в доме творятся несправедливые вещи: вот Лев Семенович курит, а нам не дал». Я была возмущена: действительно! Мне самой это в голову не пришло. Я говорю: «Давай до вечера подождем, он придет, и будем выяснять отношения». Пришел папа. Все ужинали. Мы сидели с двух сторон от него, болтали ногами и с нетерпением ждали, когда он закончит чаепитие.

В семье очень любили вечерами пить чай возле печки и разговаривать. А тут он нам был нужен. Мы сгорали от нетерпения… И вот с чаем было покончено, он отодвинул стакан, только хотел достать портсигар, а я ему говорю: «Ты знаешь, у нас творятся несправедливости». Он очень серьезно к этому отнесся. «Вот ты куришь. А нам с Ленечкой и не подумал предложить». Он подумал и спросил: «А ты уже пробовала?» Говорю: «Я нет, а Леня пробовал». Он еще подумал и сказал: «Ты права. Будем курить вместе». Никто из присутствующих, а семья у нас собиралась человек 11-12, не проронил ни слова. Он достал три папиросы. Размял, дал нам с Леней, объяснил для чего нужно разминать, потом показал как надо примять мундштук у папиросы… Все молчали… Гробовая тишина. А у меня — торжество на душе невероятное! Он поднес зажигалку мне, Лене, себе. «А теперь, — говорит, – надо вдохнуть глубоко»… До этого момента я помню все отчетливо. После этого — ничего не помню. И больше я никогда не пробовала курить. А Леня закурил на 18 году жизни.

— В большой семье – 12 человек – был кто-то старше Льва Семеновича?

— Дедушка и бабушка.

— А кто считался главой семьи?

— Наверное, дедушка. До 31 года, когда дедушка умер. Потом все обязанности за семью и сестер папа взял на себя.

— И все-таки, старшие молчали, когда он дал вам курить…

Да, все молчали. Негласно он был любимцем в семье, но никогда этим не пользовался.

Мой талисман

— Его любили в семье, любили и уважали ученики. А как он сам к себе относился?

— Очень требовательно. Предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик. Отношение к людям у него было необыкновенное. У нас в институте дворник работал много лет. Однажды у меня с ним зашел разговор о Льве Семеновиче. «Он как еще от углы улицы меня выдел – он шляпу сымал, и мне кланялся».

Уборщицы говорили похожие вещи. Из Ярцево, где отдыхали летом, мы забрали в Москву сына хозяев, у которых снимали квартиру, а на следующий год дочь. Им в институты надо было поступать. И у отца как-то находилось время опекать молодых студентов.

— А все-таки, как к себе он относился? Любил себя?

— Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8-10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься – мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа — он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал. Вот еще такой пример. Мне надо было идти в школу. В один из дней в августе он приехал и сказал: «Тебя приняли в школу. И самое интересное, ты – Выгодская, и класс — «в». Легко запомнить». Оказывается, это был самый слабый класс: «нулевку» я не проходила, и меня записали в класс «в». Но его это нисколько не ущемляло. Настало 31 августа (тогда это был первый день учебного года).

Завуч в сером халате зачитывал списки. И вдруг, читая список первого «а», зачитывает мою фамилию. Папа говорит: «Это недоразумение. Ты записана в класс «в». Когда завуч закончил читать, Лев Семенович подошел к нему (а отец консультировал эту школу) и говорит: «Тут какая-то ошибка. Моя дочь в классе «в». Я очень хорошо помню этот разговор — папа держал меня за руку. Тот ответил: «Мы просто посчитали, что дочь Выготского может учиться в классе «а». Смущение на лице Льва Семеновича было заметным. Мне самой было неловко идти с ним в этот класс «а»…

— А как он относился к Вашей маме? Каким был мужем?

— Он очень любил маму. Очень гордился ей. У меня сохранилась такая записная книжечка, в которую он вносил записи в Лондоне… И на странице дня рождения мамы он так о ней пишет… Я была так взволнована, когда прочла слова, обращенные к ней… Он очень любил, когда она с ним ходила на конференции, заседания. Мама одно время работала в Институте Дефектологии – в самом трудном, диагностическом отделении, и приводила трудных детей к нам домой, чтобы у них была передышка, когда родители их не брали.

Мама работала, и папе это было приятно и интересно. Я вообще в семье не слышала ни одной ссоры, ни разу никто не повысил голос. Ни разу не помню, чтобы бабушку называли иначе, как «мамочка». Уже совсем взрослая, я узнала от мамы такую историю. У нее было серебряное колечко, доставшееся ей когда-то от матери. Когда папа уезжал, он брал его с собой. Сначала просто как материальное напоминание о маме, но постепенно это кольцо стало талисманом. Всегда, расставаясь с мамой, он брал это кольцо с собой. И в день его похорон, в крематории, мама сняла с руки кольцо и надела на палец папе.

«Давай я пойду на психологическое…»

— А как Вам было быть дочерью Выготского?

Как Вам сказать… В общем, трудно. Фамилия была одиозная, хоть и отличалась одной буквой. Отец изменил «д» на «т». Его родственникам этого сделать не разрешили. Многие не знали точно, кто такой Выготский, «он ли украл, у него ли украли», – с чем-то таким он был связан. (Смеется). Я училась во времена «махровые». Страшные. Проректор по кадрам в МГУ, до сих пор помню его фамилию — Почекутов, был страшный человек. Что он делал со мной на распределении! Вы не представляете себе. «Она из Гомеля. Не была ли в оккупации? Нет. А не было ли родственников в оккупации? Нет. А нет ли родственников за границей…» Самое худшее распределение дали мне. И даже после распределения 3 месяца меня не брали на работу. Я уже с грудным ребенком была готова работать кем угодно. Александр Романович Лурия помог, и меня взяли лаборантом.

— А у Вас была внутренняя альтернатива – в психологию идти или куда-то еще?

Я хотела стать историком (меня интересовала древняя история). А мама узнала, что есть отделение психологии. Ей ужасно этого хотелось! Знаете, я считаю, она это заслужила: одна, без высшего образования «тянула» двух детей. Какой ценой, каким трудом… И я решила, что читать книги по истории я могу и сама, в конце концов, и сказала маме: «Давай я пойду на психологическое…»

— Вы не пожалели потом?

— Много сложностей, конечно, было. Заведовал отделением психологии Рубинштейн, а он, по словам его ученика Ярошевского, запрещал произносить даже имя Выготского. Даже когда училась моя дочь на психфаке, она старалась не афишировать, что она — внучка Выготского.

Гита Львовна сказала, что отец был предельно скромным человеком. По-моему, и они – его потомки (кстати, почти все психологи) — похожи на него в этом. Ум, достоинство и простота. Как редко встречается мне в людях такое сочетание…

Как Выготский пришел в психологию? При выборе специальности после окончания гимназии Лев поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но, проучившись около месяца на медицинском факультете Московского Императорского университета, он переводится на юридический факультет (это давало право впоследствии стать адвокатом и жить вне «черты оседлости»). Однако интерес к философии и литературе, проявившийся еще с детства, был так высок, что Лев Семенович одновременно (в 1914г. ) поступил на академическое отделение историко-философского факультета народного университета им. Шанявского. Психологию и педагогику в этом негосударственном университете преподавал оригинальный мыслитель и известный русский психолог П.П.Блонский. Он и увлек Выготского своими идеями …

Лев Выготский — биография и труды психолога, вклад в науку

Фото Все
Видео Все

Лев Семенович Выготский — психолог, учёный занимался построениями авангардной футуристической «науки о Сверхчеловеке».

Родоначальник культурно-исторической теории, Лев Семенович Выготский организовал сообщество, которое исследовало новые педагогические направления. Эти исследования связаны с когнитивным развитием детей. Написанная им книга «Психология искусства», основанная на его практике рассказывает о новой теории и прогрессивной технологии в психологии.

Детство и юность

Лев Семёнович Выготский родился в Белоруссии, в городе Орша, 17 ноября 1896 года. В еврейской многодетной семье. Его отец, Симхи Лейбович, выпускник Харьковского коммерческого училища, был купцом, а затем и финансистом. Мать будущего учёного, Цецилия Моисеевна, работала преподавателем. Детские годы мальчика прошли в Гомеле, там его отец имел должность помощника руководителя филиала одного крупного банка, так же Симхи Лейбович торговал лесом.

Лев Семёнович вместе со всеми своими братьями и сёстрами получал домашнее обучение. Педагогом у ребят был Соломон Апшиза, практиковавший метод обучения греческого философа Сократа, и был известен тем, что поддерживал идеи социал-демократов и имел революционные взгляды. Мировоззрение его преподавателя, и прогрессивные убеждения многих родственников Льва Семёновича, повлияли на его характер мальчика, и сыграли огромную роль при выборе будущей профессии и взглядов на жизнь.

Лев Выготский в детстве

В 1913 году получив среднее образование Лев Выготский, решает продолжить обучение. Он легко сдаёт вступительные испытания в Императорский Московский университет. В этом ему помогло знание языков. Юноша уверенно владел древнегреческим, латинским, английским и эсперанто. Но перед молодым человеком стал выбор факультета, он хотел стать и юристом, и культурологом и так же его привлекало врачебное дело.

Но всё же после нескольких переводов и метаний он оканчивает историко-философский факультет, но уже в высшем учебном заведении им. А. Л. Шинявского. После окончания учёбы Выготский начинает свою преподавательскую деятельность, параллельно он пишет статьи для журналов.

Начало трудовой деятельности

В конце 1917 года, после окончания октябрьской революции, Выготский приезжает в Самару, но потом возвращается в Гомель, позднее они с матерью и братом уедут в Киев, но затем вернутся опять в Гомель. В 1919-1923 годах он со своим двоюродным братом Давидом Выгодским преподавал в трудовой школе и педагогическом техникуме, он вёл литературу.

Лев Выготский в школе с учениками

В 1920 году Лев Семёнович начинает применять экспериментальные методы по психологии в местном педагогическом техникуме. Эти методики он разработал для выступления на Всероссийском тематическом собрании, а затем он собрал все полученные результаты и опубликовал свой первый научный труд.

В 1922 году он возглавляет один из отделов издательства «Гомпечать». А в 1923-1924-х годах занимает должность литературного редактора в издательском отделе Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Он издаёт сборник И. Г. Эренбурга и выпускает номер литературного журнала «Вереск».

В 1924 году Лев Семёнович перебирается жить в Москву. А немного позднее и перевозит свою всю семью. Его отец был назначен на должность управляющим Арбатским отделением Промышленного банка, на которой он и проработал до конца своей жизни.

Могут быть знакомы

Психология

В 1924 году у Выготского случилось значимое знакомство, он был представлен молодому учёному Александру Лурию. Они вместе организуют кружок, который занимался исследованием по психологии. Благодаря занимаемой должности руководителя исследовательского кружка он получил возможность посетить Германию и Великобританию. По приезду учёный бал отправлен в больницу, в которой ему пришлось находиться длительное время, Лев Семёнович серьёзно был болен туберкулёзом.

Но ему всё же удаётся защитить диссертацию, без его личного присутствия, которая позднее станет книгой «Психология искусства». Он дополнит её разделом «Легкое дыхание» и ещё несколькими дополнениями. Благодаря этим трудам он станет старшим научным сотрудником, который приравнивался к статусу кандидата медицинских наук.

Во время болезни туберкулёзом, в 1925 году он будет писать заметки, которое издаст позднее под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Именно в этой работе он даст определение сознанию человека, так как видел это он. Лев Семёнович резко раскритиковал анализ человеческого поведения при помощи простых понятий.

Выготский определил, что на основе детской психиатрии и дефектологии, можно определить сознание человека, которое, с его точки зрения, имело отношение к понятию аффективных и интеллектуальных действий, имевших системный динамический смысл. 1926 год Выготский проводит на больничной койке, он практически не работает.

Лев Выготский за работой

В 1927 году Лев Семёнович значительно продвигается по карьерной лестнице, он назначается начальником Московской медико-педагогической станции, на место уволенного В.П.Кащенко, впоследствии станция приобретёт статус Российского экспериментального дефектологического института (ЭДИ).

Толчком к этому назначению имело его работа, которую он опубликовал в этом году. Книга вышла под названием «Мышление и речь». Эту должность Выготский будет занимать вплоть до 1928 года, а затем покинет свою должность по собственному желанию, но будет работать внештатным консультантом и научным руководителем психологических лабораторий.

Лев Выготский «Мышление и речь» издание 1934 года

В 1930-х годах учёный развивает разные направления в педагогике, закладывая новую основу культурно-исторической теории, и получает диплом академии наук по психоневрологии. Его назначают возглавить отделение Московского учреждения ВИЭМ. Но в конце 1930 года в ходе проверки этого учреждения выявят, что проводимая работа неэффективна, и к тому же обнаружат нецелевое расходование выделяемых бюджетом средств.

Как следствие руководителя института уволят, а само учреждение будет реорганизовано. А в 1931 году на проводимой дискуссии, темой которой стала теория Выготского и Лурии о «реактологической» концепции, была раскритикована, и это направление в психологии было закрыто для изучения в этом институте. Произошли кадровые изменения, многих сотрудников уволили, но Лев Семёнович получает повышение и становится «действительным членом» института, сотрудником 1 разряда.

Лев Семёнович за свою трудовую деятельность успел поработать в разных сферах и городах. Правительственные и образовательные учреждения есть в послужном списке учёного, он работал в исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента. Ещё в 1934 году, во время работы в институте экспериментальной медицины он хотел там организовать сектор психологии, но своих планов не сумел осуществить, так как был госпитализирован. Самый активный творческий период Выготского пришелся на 1920-1930 годы. В это время он много читает своих лекций по психологии, неврологии, дефектологии.

Личная жизнь

Личная жизнь Выготского сложилась вполне удачно. Его супругой стала Роза Ноевна Смехова. Супруги прожили вместе 10 лет. 9 мая 1925 года у пары рождается первая дочь, которую молодые родители назвали Гита, а в 1930 году вторая Ася.

Лев Выготский с семьей

Став взрослыми обе дочери продолжили дело своего знаменитого родителя Обе сделали карьеру в области психологии и дефектологии. В 1996 году Гита и Ася стали соавторами в издали книгу «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету». В ней они познакомили читателей с неопубликованными статьями отца, набросками и фотографиями, которые бережно хранились в домашнем архиве

Смерть

Лев Семёнович проиграл в пятнадцатилетней борьбе с туберкулёзом. Болезнь, которой он заболел в юности была неизлечима. Ранней весной 1934 года, в связи с сильным приступом этой болезни его направили на излечение в санаторий «Сосновый бор», с собой он взял единственную книгу — «Гамлет». Как-то в одной из своих работ ещё в молодости он написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета». По воспоминаниям медицинской сестры, которая лечила Выготского, его последними словами перед отъездом были: «Я готов».

Могила Льва Выготского

Лев Семёнович уже в мае был направлен в больницу города Москвы, а 11 июня 1934 года учёный умер от туберкулёза. Урну с его прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.

Научные труды

  • Педология подростка
  • Мышление и речь (скачать)
  • Фашизм в психоневрологии
  • Психология искусства (скачать)
  • Сознание как проблема психологии поведения
  • Исторический смысл психологического кризиса
  • Проблема культурного развития ребёнка
  • Конкретная психология человека
  • Орудие и знак в развитии ребёнка
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок
  • История развития высших психических функций
  • Лекции по психологии
  • Проблема развития и распада высших психических функций
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Лев Выготский: кем он был и что сделал

Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своими теориями психологии развития. Он публиковался на самые разные темы. Его идеи менялись с годами. Он впервые разработал концепцию зоны ближайшего развития (см. Также Леса), а также роль культуры и языка в когнитивном развитии. Выготский хотел «создать новый всеобъемлющий подход к психологическим процессам человека» ( 3 , с. 168).

Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Белоруссия (в то время входившая в состав Российской империи). Блестящий интеллектуал, педагог-психолог, общественный деятель и педагог, чья деятельность связана с образованием, Выготский умер в июне 11 октября 1934 г., 38 лет.

Лев Семенович Выготский

Лев родился в нерелигиозной и обеспеченной семье еврейского происхождения в семье Выгодских. Симха Выгодский, отец Льва, был банкиром и вскоре после рождения Льва был назначен начальником отдела Объединенного банка в городе Гомеле (9).0003 2 ). Вся семья переехала в Гомель, и Лев учился дома до 1911 года. Затем он поступил в частную еврейскую гимназию, которую окончил с отличием. В то время, когда еврейская квота студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга едва достигала 3%, Лев Семенович Выготский участвовал в голосовании «еврейской лотереи» и в 1913 году был принят в Московский университет.

Несмотря на свою страсть к социальным и гуманитарным наукам, юный Лев поддался давлению семьи и подал документы в медицинский институт. Однако ему потребовался всего один семестр, чтобы перейти в юридическую школу. Параллельно с этим Лев также посещал лекции в Шанявском университете, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям и самобытности еврейского народа, языкознанию, литературе, философии и психологии, а также яростно критиковал сионизм и социализм. По его мнению, «еврейский вопрос» может быть решен только путем возврата к традиционному иудейскому православию. К сожалению, Льву так и не удалось получить высшее образование.

В 1917 году, когда Октябрьская большевистская революция в Петрограде и Москве прервала формальную учебу, Лев решил вернуться в Гомель. В 1917 году Гомель находился под административным управлением Украинского государства, и сведения о жизни Льва в этот период скудны. Однако в 1919 году Гомель захватили большевики, и с 1919 по 1923 год Лев активно участвовал в социальных преобразованиях родного города, став видным представителем местной большевистской власти.

К 1920 году он начал подписывать свои журналистские публикации как Лев Семенович Выготский, заменив свою первоначальную еврейскую фамилию на Выготский, а «Симхович» — на славянский вариант Семенович. Две его дочери, родившиеся в 1925 и 1930 годах соответственно, как и другие его родственники, никогда не меняли своих еврейских фамилий. В настоящее время его фамилия пишется как « Выготский » на английском языке.

Выготский, его жена и дочери, дата неизвестна

В январе 1924 г. Лев принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде, состоявшемся в Петрограде (город, впоследствии переименованный в Ленинград). После съезда Выготскому была предложена возможность стать научным сотрудником престижного Психологического института в Москве. Выготский и его жена Роза Смехова переехали в Москву, и Лев начал свою карьеру в качестве штатного научного сотрудника и учителя средней школы, сосредоточившись на роли языка в обучении и процессах обучения. В 1925 лет он защитил диссертацию под названием « Психология искусства ». Однако только в 1960 году его диссертация была опубликована вместе с книгой «Педагогическая психология», в основе которой лежали конспекты лекций, которыми он пользовался, работая преподавателем психологии в Гомеле.

Лето 1925 года стало поворотным в жизни и карьере Льва. По возвращении из Лондона, где он присутствовал на конгрессе по обучению глухих, у него рецидив туберкулеза, и он был госпитализирован. Вопреки всему, он выжил. Тем не менее до конца 19 века он оставался инвалидом и безработным.26. Осенью 1925 года Выготскому заочно была присуждена докторская степень.

После выписки из больницы Лев продолжил свою методическую и теоретическую работу, связанную с кризисом в области психологии. Хотя он так и не закончил рукопись, он продолжал работать над ней до 1927 года. В 1982 году рукопись наконец была опубликована. Несмотря на то, что он содержал очевидные редакционные искажения и вмешательства, он был представлен как одна из самых замечательных работ Выготского. В своей первоначальной рукописи Выготский предложил развитие общей психологии, которое объединило бы марксистские философские подходы с натуралистическими и объективистскими подходами психологической науки. В той же рукописи он выступил против формирования «марксистской психологии» как действенной альтернативы философским и натуралистическим школам. По его мнению, настоящая марксистская психология должна строиться не просто на цитатах из сочинений Маркса, а на методологии, соответствующей марксистской сути.

Выготский преподает

В период с 1926 по 1930 год Выготский собрал разных учеников – в том числе Алексея Леонтьева , Бориса Варшаву , Леонида Занькова , Александра Лурию – и начал исследовать развитие высших когнитивных функций понимания речи, логическая память, избирательное внимание и способность принимать решения. Это явление исследовалось с трех разных сторон:

  • Культурно-исторический подход : изучение того, как модели культурного и социального взаимодействия изменяют процессы развития и формы посредничества
  • Подход к развитию : изучение того, как дети приобретают высшие когнитивные функции поддержка в рассуждениях и памяти. ( 1 )

Выготский пересмотрел свою теорию в 1930-х годах. Период крупного пересмотра теории Выготского привел к переходу от механистской ориентации в XIX в.20-х годов к интегративной целостной науке в 1930-х годах.

Начало 1930-х годов стало очень трудным периодом в жизни Выготского как в личном, так и в теоретическом плане. По мере того, как он осознавал недостатки своей теории и под влиянием холистических теорий, отстаиваемых гештальт-психологией, Выготский начал реконструировать свои теории, стремясь построить психологическую теорию сознания. К сожалению, он умер от туберкулеза в 1934 году, оставив свою теорию незавершенной.

Более десяти лет исследований и усердной работы (1024-1934), Выготский опубликовал множество книг и статей по обучению и развитию детей. Однако труды и теории Выготского стали доступны западным психологам только спустя десятилетия после его смерти, в начале 1960-х годов, когда они были переведены, изучены и реализованы.

Работы Выготского

  • Сознание как проблема психологии поведения. Выготский 1925. (полный текст)
  • Методы рефлексологического и психологического исследования. Выготский 1925. (полный текст)
  • Психология искусства. Выготский 1925. (частичный полный текст)
  • Педагогическая психология. Выготский 1926. (частичный полный текст)
  • Исторический смысл кризиса в психологии: методологическое исследование. Незаконченный, Выготский прервал это в 1927 году. (полный текст)
  • Проблема культурного развития ребенка. Выготский 1929. (полный текст)
  • Конкретная психология человека. Выготский 1929. (неопубликовано — полный текст)
  • Основные проблемы дефектологии. Выготского 1929. (полный текст)
  • Социалистическое изменение человека. Выготский 1930. (полный текст)
  • Первобытный человек и его поведение. Выготский 1930. (полный текст)
  • Орудие и символ в развитии ребенка. Выготский 1930. (полный текст)
  • Инструментальный метод в психологии. Выготский 1930. (полный текст)
  • Воображение и творчество в детстве. Выготский 1930. (полный текст)
  • О психологических системах. Выготский 1930. (полный текст)
  • Метод исследования. Выготского 1931. (полный текст)
  • Анализ высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Структура высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Генезис высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Подростковая педагогика. Выготский 1931. (полный текст)
  • Самоконтроль. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие личности и мировоззрения ребенка. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие речи. Выготского 1931. (полный текст)
  • Проблема обучения и психического развития в школьном возрасте. Выготский 1931. (полный текст)
  • Динамика психического развития школьника в связи с преподаванием и обучением. Выготский 1931. (полный текст)
  • О Спинозе. Выготский 1921. (полный текст)
  • К проблеме психологии актерского творчества. Выготский 1932. (полный текст)
  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский 1933. (полный текст)
  • Думать и говорить . Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема экологии. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема сознания. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема возраста. Выготский 1934. (полный текст)
  • Взаимодействие обучения и развития. (полный текст)
  • Психология и локализация функций. (полный текст)
  • Основы социального воспитания глухонемых детей в России. (полный текст)
  • Фашизм в психоневрологии. (полный текст)

Выводы

Лев Выготский — советский психолог, педагог и драматург. Его часто называют «отцом культурно-исторической психологии», и его работа оказала глубокое влияние на развитие и образование детей. Лев Выготский был одним из пионеров психологической школы мысли, известной как конструктивизм.

В 1924 году он опубликовал свою знаменательную работу «Мышление и речь», в которой изложил свою теорию «зоны ближайшего развития». мастерством выполнения все более сложных задач в сотрудничестве с более способными сверстниками или наставниками.

Работа Выготского в значительной степени игнорировалась при его жизни, но с тех пор она оказала большое влияние на теорию образования и развития ребенка. Идеи Выготского оказали большое влияние на теории психологии и образования ( 4 ) и продолжают играть важную роль в образовательной практике сегодня ( 3 ).

Ссылки

  1. Козулин А. (2004). Теория Выготского в классе: Введение. Европейский журнал психологии образования, 3-7.
  2. Паунд, Л. (2019). Как учатся дети (новая ред.). Лондон: Эндрюс ЮК Лимитед. п. 51. ISBN 978-1-909280-73-1
  3. Миллер, П. (2011). Теории психологии развития (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
  4. Дрисколл, член парламента (2000). Психология обучения для обучения (2-е изд.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon

Теория детского развития Льва Выготского

На этой странице

  • Что такое теория Выготского?
  • Концепция более знающего другого (МКО) Выготского
  • Зона ближайшего развития Выготского (ЗБР)
  • Элементарные психические функции
  • Социальные влияния и когнитивное развитие
  • Теория и язык Выготского
  • Выготский и частная речь у детей раннего возраста
  • Применение теории Выготского в классе
  • Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского
  • В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

 


Теория социокультурного когнитивного развития Выготского

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом и учителем, разработавшим теорию о том, как наши социальные взаимодействия влияют на наше когнитивное развитие. Это известно как социокультурная теория когнитивного развития Льва Выготского.

Выготский разработал свои теории примерно в то же время, когда швейцарский психолог Жан Пиаже разрабатывал теории когнитивного развития, но они различаются почти по всем пунктам. Некоторые работы Выготского до сих пор переводятся с русского языка.

Что такое теория Выготского?

Теория социального развития Выготского утверждает, что когнитивное развитие и способность к обучению ребенка могут направляться и опосредоваться их социальными взаимодействиями. Его теория (также называемая социокультурной теорией Выготского) утверждает, что обучение — это исключительно социальный процесс, а не независимое путешествие к открытиям. Он расширяет это, заявляя, что обучение ребенка значительно улучшилось, если им руководил более знающий член сообщества, такой как родитель или учитель.

Социокультурная теория Выготского также предполагала, что дети усваивают и учатся на основе убеждений и установок, которые они наблюдают вокруг себя. Он считал, что культура играет важную роль в формировании когнитивного развития и, следовательно, это развитие варьируется в зависимости от культуры. Выготский также подчеркивал важность языка как основы всего обучения.

Концепция более знающего другого (МКО) Выготского

Теория Выготского придает большое значение управлению обучением детей через их взаимодействие с более знающим другим (МКО). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Эта теория не ограничивается академическим или образовательным обучением, она также может быть применена к рекреационному обучению, такому как игры или использование технологий. В этих обстоятельствах сверстник или ребенок старшего возраста, скорее всего, будет более осведомленным другим.

MKO также может быть электронным репетитором в тех случаях, когда программа настроена для управления обучением с помощью голосовых подсказок или видео. Теория Выготского придает большое значение управлению обучением детей посредством их взаимодействия с более осведомленным другим (MKO). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Зона ближайшего развития Выготского (ZPD)

Понятие зоны ближайшего развития, также известное как зона потенциального развития, используется для объяснения потенциала когнитивного развития и способностей ребенка, когда он руководствуется задачей, вместо того, чтобы просить сделать это в изоляции.

Если ребенку предлагается задание, которое несколько превышает уровень его способностей, зона ближайшего развития (ЗБР) относится к его способности выполнить это задание с помощью более знающего человека. Эта теория объясняет, почему некоторые навыки проявляются в более социальном контексте, когда ребенок не может проявить их самостоятельно.

Зона ближайшего развития может быть описана как дистанция между фактическим уровнем развития при самостоятельной оценке и уровнем потенциального развития при оценке в сотрудничестве со сверстниками или наставниками или под руководством учителя.

Зона стадий ближайшего развития

ZPD можно разделить на три отдельных этапа с точки зрения набора навыков учащегося. Чтобы улучшить способности учащегося, более осведомленный человек должен понимать, на каком этапе он находится.

Задания, которые учащийся может выполнять без посторонней помощи

Это относится к заданиям, которые учащийся может выполнять самостоятельно. Если учащийся достиг этой стадии, учителю или наставнику потребуется повысить уровень сложности задания, чтобы облегчить дальнейшее обучение.

Задания, которые учащийся может выполнить с помощью

Это называется зоной ближайшего развития. На этом этапе учащийся нуждается в руководстве более осведомленного другого, чтобы помочь ему выполнить задание.

Задания, которые учащийся не может выполнить без посторонней помощи

Это относится к задачам, которые учащийся не может выполнить даже под руководством более знающего человека. Если способности учащегося попадают в этот диапазон, может потребоваться уменьшить уровень сложности, чтобы соответствовать его набору навыков.

Выготский и учебные леса

Учебные леса — это метод управляемого обучения, который помогает учащимся учиться, работая вместе с преподавателем. Педагог должен иметь больший опыт работы с задачей или процессом, чем учащийся, но он также должен иметь представление об уровне, на котором находится учащийся, и о том, как он может справиться с этим уровнем.

Техники создания учебных лесов могут включать использование наглядных пособий (например, диаграмм), предоставление примеров, работу один на один со студентом и обеспечение обратной связи. Цель строительных лесов состоит в том, чтобы создать среду, в которой учащийся чувствует себя комфортно, задавая вопросы, до тех пор, пока он не сможет выполнять навык без посторонней помощи.

К преимуществам строительных лесов относятся:

  • Мотивация учащегося путем помощи в решении тех аспектов задачи, с которыми у него возникают проблемы

  • Минимизация разочарования учащегося

  • Обеспечение более быстрого обучения

Элементарные психические функции

Теория детского развития Выготского рассматривает четыре «элементарные психические функции» как врожденные способности, с которыми мы рождаемся. Это:

  • Внимание

  • Сенсация

  • Восприятие

  • Память

Эти способности затем развиваются в «высшие психические функции» посредством социального взаимодействия с нашим сообществом.

Выготский также ввел термин «инструменты интеллектуальной адаптации», который относится к стратегиям решения проблем и способам мышления, которые дети усваивают, наблюдая и взаимодействуя с более осведомленными членами общества. Разные культуры иллюстрируют разные инструменты интеллектуальной адаптации, потому что на них влияют убеждения и ценности отдельной культуры.

Социальные влияния и когнитивное развитие

Выготский считал, что обучение является активным процессом, а не естественным или пассивным. Он сказал, что дети занимаются собственным обучением и открытиями, но их развитие происходит в контексте социального взаимодействия, а не независимо или изолированно.

Выготский также подчеркнул важность обучения под руководством воспитателя или учителя. Методы, используемые учителем для вовлечения ребенка, такие как выполнение задания самостоятельно в качестве примера или предоставление словесных инструкций, в теории Выготского назывались совместным или совместным диалогом.

Процесс обучения происходит, когда ребенок понимает информацию, усваивает ее, а затем использует ее для управления своими действиями.

Примером управляемого обучения может быть ситуация, когда ребенку дают решить головоломку судоку. Учитель или наставник может порекомендовать ребенку определенные стратегии, например, исключить места, где каждое число может стоять, исходя из горизонтального и вертикального положения этого числа, или написать возможные варианты в углу коробки карандашом, чтобы отсеять возможные варианты. Учитель может также поощрять ребенка задавать вопросы и давать подсказки, когда они близки к правильному ответу. По мере того, как ребенок развивает более высокий уровень компетентности, учитель уменьшает свое влияние.

Эта техника также очень распространена в спорте, где тренер или более способный сверстник часто демонстрирует навык, прежде чем попросить ученика сделать это самостоятельно. Например, если учитель футбола обучал учеников ведению мяча через набор конусов, они могут сначала выполнить этот навык сами, чтобы подать пример ученикам.

Теория и язык Выготского

Выготский рассматривал язык как важнейший инструмент общения и что культура и поведение понимались через язык. Выготский также подчеркнул решающую роль, которую язык играет в когнитивном развитии.

Теория Выготского гласит, что социальные взаимодействия помогают детям развивать способность использовать язык. По Выготскому, в процессе развития языка выделяют три стадии/формы:

  • Социальная речь — общение между детьми и другими людьми (обычно с 2 лет)

  • Частная речь — частная речь, направленная на себя, но еще не усвоенная (обычно с 3-летнего возраста)

  • Безмолвная внутренняя речь — внутренний монолог ребенка (обычно с 7 лет)

Выготский и частная речь у детей раннего возраста

Выготский был первым философом, который описал стадию частной речи и объяснил ее как переход между исходной внешней речью и молчаливой внутренней речью. Он также заявил, что мышление и язык изначально были отдельными функциями, прежде чем они объединились примерно в возрасте 7 лет. Выготский считал, что этот процесс усвоения речи и языка необходим для когнитивного развития.

Выготский рассматривал частную речь как способ саморегуляции поведения. Он также рассматривал язык как инструмент для ускорения понимания. По этим причинам он предположил, что дети, которые регулярно говорят в частном порядке, будут более социально компетентными, чем те, кто этого не делает. Частная речь может быть полезна, помогая ребенку развивать свое воображение, практиковать навыки решения проблем и организовывать свои мысли.

Частная речь появлялась иногда, когда у ребенка возникали трудности с заданием, и затем использовалась для управления его мыслями и действиями, сначала организуя и регулируя их.

Жан Пиаже предположил, что частная речь уменьшается с возрастом, поскольку ребенок становится более социализированным и больше приспосабливается к внешней речи, что контрастирует с теорией Выготского, согласно которой частная речь исчезала по мере того, как она становилась безмолвной и интернализировалась.

Применение теории Выготского в классе

Социокультурная теория развития ребенка Выготского утверждает, что когнитивное развитие происходит в результате социальных взаимодействий. Таким образом, обучение изначально является совместным. Он считал, что социальные переговоры необходимы для накопления знаний и понимания концепций.

Выготский предположил, что невозможно отделить обучение в годы становления от его социального контекста. Первоначальное обучение происходило через социальное взаимодействие, а затем человек обрабатывал его внутренне.

Современные способы применения этой теории в классе знаменуют отход от традиционных моделей обучения, ориентированных на память. «Взаимное обучение» относится к методу, при котором учителя и ученики работают вместе, чтобы прояснить и понять концепцию, прежде чем учеников попросят повторить ее или применить в другом контексте.

Например, если учитель читает абзац текста по определенной теме, он вместе с учениками пройдет через процесс:

  • Подведение итогов

  • Опрос

  • Осветляющий; и

  • Предсказание

Этот совместный процесс позволяет учащимся изучить концепцию в социальном контексте, прежде чем усвоить ее для самостоятельного применения.

Зона ближайшего развития Примеры и применение в классе

Такие методы, как «подмости» и/или «ученичество», часто используются в классе для описания способов обучения учащихся в соответствии с их уровнем способностей. В этих методах обучение структурируется учителем, а затем его роль со временем постепенно снижается. Это позволяет учащемуся изучить тему в пределах своей зоны ближайшего развития, а затем приспособиться к тому, чтобы делать это самостоятельно или решать что-то более сложное.

Теории Выготского также подкрепляют некоторые современные идеи о совместном обучении, такие как объединение учеников с меньшими способностями с более продвинутыми сверстниками, чтобы помочь им учиться. Дискуссионные группы, обучение в малых группах и совместные упражнения в школах и университетах также были включены в ответ на теории социального обучения.

Понимание того, какие задачи, процессы и понятия могут находиться в зоне ближайшего развития учащегося, также важно. Например, если учащийся только что освоил таблицу умножения, базовое деление может быть в его ZPD, но он, вероятно, еще не готов к показателю степени. Учитель может привести пример задачи на деление и способ ее решения, прежде чем попросить ученика попробовать ее самостоятельно. Эта линейная структура обучения применяется в большинстве школ и учреждений.

Проблемы применения теории Выготского в классе

Хотя применение зоны ближайшего развития может быть полезным для помощи учащимся в обучении в классе, у учителей могут возникнуть некоторые проблемы. Эти вызовы включают в себя:

  • Нехватка времени или ресурсов для удовлетворения потребностей каждого учащегося или индивидуальной помощи

  • Возможность неправильной оценки ZPD учащегося и разочарования как учащегося, так и учителя

  • В классе может быть слишком много учеников с быстро меняющимися уровнями способностей, чтобы успешно использовать этот метод

  • Если план урока не составлен заранее с учетом строительных лесов, может быть трудно быть достаточно гибким, чтобы выполнить его

  • Если учитель не знает о ZPD учащегося, методы могут оказаться неэффективными

Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского

Некоторые работы Выготского все еще переводятся с русского языка, поэтому есть некоторые предположения о том, получили ли его теории дальнейшую разработку или развитие. Перевод его с русского занимает много времени, поэтому его теории пока не подвергались такой критике. Его теориям также не хватает конкретики, поэтому их трудно опровергнуть напрямую.

Большое количество критики направлено на предположение Выготского о том, что его теория когнитивного развития и социального взаимодействия универсальна в культурном отношении. Кроме того, он не предлагает никаких конкретных гипотез для проверки, чтобы доказать или опровергнуть его теории.

Идеи Выготского также не касаются влияния биологии или генетики на когнитивное развитие и эмоционального развития ребенка.

Однако существует множество доказательств, подтверждающих предположение о том, что совместное обучение может быть более эффективным, чем изолированное обучение. Кроме того, известно, что наставничество и обучение детей путем объединения их с более знающими сверстниками или большим количеством взрослых также дает положительные результаты.

Критика Выготского

Отсутствие экспериментальных тестов

Выготский в основном использовал методы наблюдения для поддержки своих теорий, что вызвало критику по поводу достоверности его выводов. Он также лишь смутно определял социальное взаимодействие и никогда не указывал наилучший метод взаимодействия.

Активное участие в обучении

Теория Выготского об активном участии в обучении не учитывает некоторые обстоятельства, при которых когнитивный рост детей замедляется. Другие философы предположили, что следует учитывать генетику и что результаты пассивного обучения не следует отрицать.

Социальное взаимодействие

Некоторые психологи и философы критикуют определение Выготского о том, что социализация является ключом к изучению языка и культуры. Эта теория не объясняет, почему некоторые дети учатся и развиваются медленно, несмотря на сильную социальную поддержку. Расплывчатость его теорий подвергалась критике, а некоторые предполагали, что они были недостаточно развиты.

Язык как основа обучения

Теория Выготского о том, что язык является важнейшим инструментом социального взаимодействия и, следовательно, важнейшим инструментом обучения, также подвергалась сомнению. Некоторым действиям можно научить или научиться с помощью физических действий, практических процессов, методов наблюдения или более творческих методов, предполагая, что язык не всегда является основой обучения.

Зона ближайшего развития

Понятие зоны ближайшего развития критикуют за неспецифичность и иногда рассматривают как общий термин, объединяющий различные модели когнитивного развития. Это также ненадежная теория, потому что она не объясняет, почему некоторые ученики не могут выполнять определенные задачи даже с помощью.

В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

Жан Пиаже был швейцарским психологом, разработавшим теорию когнитивного развития примерно в то же время, что и Лев Выготский. Теория Пиаже оказала большое влияние на изучение психологии развития. Теории Пиаже в значительной степени более известны и более жестко критикуются, чем теории Выготского, главным образом потому, что они лучше понятны.

Существует ряд ключевых различий между теориями человеческого развития Выготского и Пиаже.

То, как культура влияет на когнитивное развитие

Выготский придавал большое значение тому, как культура влияет на когнитивное развитие, и не упоминал о конкретных стадиях когнитивного развития. Напротив, Пиаже описал универсальные стадии когнитивного развития, которые не различались в разных культурах.

Теория Пиаже утверждала, что дети должны достичь каждой стадии, прежде чем они смогут выполнять определенные задачи, и что каждая стадия должна быть достигнута в одном и том же порядке. Стадии, которые он описал, были следующими:

  • Сенсомоторная стадия (0–2 года) — младенец исследует окружающую среду в основном посредством сенсорного и моторного восприятия. У них начинает развиваться чувство постоянства объекта.

  • Дооперациональная стадия (2-7 лет) — Ребенок начинает использовать язык для представления и понимания мира. Они начинают думать о вещах символически, но еще не развили способность решать проблемы.

  • Конкретно-операционный этап (7-11 лет) — У ребенка начинает развиваться способность к логическому мышлению. Они также развивают эмпатию. Ребенок начинает понимать, как все устроено, и может обратить вспять определенные процессы в своем уме.

  • Стадия формальной эксплуатации (от 12 лет и старше). Мыслительный процесс ребенка может переходить от вещей к идеям. Они могут обращаться с абстрактными идеями, потому что их мысли были освобождены от большинства ограничений. Они также могут размышлять над ответами на гипотетические проблемы.

Обучение как социальный процесс

Теория Выготского о когнитивном развитии детей основывается на том, что обучение является по своей сути социальным процессом. Он уделяет особое внимание социальному взаимодействию как определяющему элементу обучения и говорит, что его нельзя исключить из социального контекста.

Выготский расширяет эту тему, подчеркивая преимущества объединения учащегося с более осведомленным другим в целях управляемого обучения. Выготский утверждал, что ближайшее окружение ребенка окажет значительное влияние на его развитие.

Однако Пиаже полагает, что обучение — это в основном независимый процесс, в ходе которого человек совершает собственное исследовательское путешествие. Он не провел столько исследований или наблюдений о роли, которую социальное взаимодействие играет в когнитивном развитии.

Роль языка

Когда дело доходит до роли языка в развитии, у Выготского и Пиаже есть очень разные теории. Выготский утверждает, что и мышление, и язык начинаются рано в развитии, но первоначально они представляют собой отдельные функции, которые сливаются, когда ребенок начинает использовать внутреннюю речь. Обычно это происходит в возрасте около 3 лет. Далее он говорит, что интернализация языка является необходимым шагом для когнитивного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *