ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Лев Выготский – человек, опередивший своё время
«Выготский был гениальным человеком,
создавшим советскую психологию».
Б. В. Зейгарник
Наверняка вы слышали это имя – оно на слуху, как имена Макаренко, Сухомлинского или Монтессори. Лев Выготский прожил недолгую жизнь, но вошёл в историю как основатель множества научных школ. Его идеи и взгляды, опередившие время, соединили педагогику и психологию и заложили основы одних из самых передовых подходов в современном обучении. А ведь он, учитель литературы и юрист, случайно попал в педагогику.
Лев Семёнович Выготский родился 1896 году в Орше, в еврейской купеческой семье. Он был вторым из восьмерых детей и с детства привык анализировать поступки и слова братьев и сестёр.
В 1913 году талантливый юноша легко поступил на медицинский факультет Московского университета, позже перевёлся на юридический, сочтя его более перспективным. Параллельно посещал лекции и занятия на историко-философском факультете и писал научные работы по литературоведению.
В 1919–1923 годах Л. С. Выготский вернулся в Гомель: преподавал литературу в школе и педагогическом техникуме, а также вёл занятия на курсах, в школах, консерватории; сотрудничал с Московским педологическим институтом – исследовал, экспериментировал, проводил семинары, занимался наукой и читал лекции.
В 1924 году Выготский – тогда малоизвестный педагог из провинции без имени и связей – выступил с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петербурге. Там он встретил учёного-психолога Александра Лурию, сотрудника Института экспериментальной психологии, и тогда же начались их сотрудничество и совместная научная работа.
Л. С. Выготский заметил, что базовые понятия и понимание мира ребёнком закладываются под влиянием и с участием взрослых и если он растёт в интеллектуальной среде, это формирует его личность. Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» – таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди.
Тогда же педагог высказал точку зрения, чрезвычайно смелую для той эпохи и среды, но сегодня завоевавшую мир: дети с психическими и физическими отклонениями могут адаптироваться в обществе при условии, что их недостатки не афишируются. Он считал, что в благоприятной семейной обстановке можно корректировать даже психические отклонения человека в детстве.
В 1924 году Лев Семёнович переехал в Москву, начал работать в Институте экспериментальной психологии, как сотрудник Наркомпроса поехал на конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондон, в 1925 – защитил диссертацию «Психология искусства» – и слёг на год, заболев туберкулезом.
Постельный режим сделал невозможным преподавание, но Л. С. Выготский продолжил работать как исследователь.
Воспитание по Льву Выготскому:
- Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх.
- Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым.
- Достоинства есть у всех детей.
- Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные.
- Капризы – не прихоть, а проявления проблем.
- За игрой можно всему научиться.
- Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас.
- Позднее развитие так же плохо, как и раннее.
- Помогайте ребёнку исследовать мир.
Все работы, касающиеся развития психики, Л. С. Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребёнка. Педагог настаивал на том, что эффективным является лишь то обучение, которое «забегает вперёд развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребёнка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.
Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать – ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого.
Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.
Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей и готовности окружения ему помогать. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.
К началу 1930-х годов Лев Выготский опубликовал более 200 научных работ и стал одним из ведущих советских психологов. Тем не менее, не стоит думать, что путь учёного в науке был прост и лёгок: его и критиковали, и громили.
«Педология подростка» и «Педология школьного возраста», две ключевые работы Л. С. Выготского того времени, признали вредными, назвали «буржуазными поделками» и обвинили в отходе от марксистских взглядов, в подмене истинной науки, стоящей на «коммунистических» позициях. Его высмеивали в фельетонах, из Института экспериментальной психологии ему пришлось уйти.
Выготскому приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и с лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Ему с трудом удавалось прокормить небольшую семью.
Одна из слушательниц его лекций А. И. Липкина вспоминает, что студенты, чувствуя его величие, удивлялись тому, как он бедно одет. Лекции он читал в изрядно потертом пальто, из-под которого виднелись дешёвые брюки, а на ногах (в суровом январе 1934 года) – лёгкие туфли. И это у тяжело больного туберкулезом!
В 1934 году Л. С. Выготский умер. Ему было всего 37 лет.
Многие идеи Льва Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения – всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад.
Сегодня Выготский – один из самых цитируемых детских психологов в мире.
Информацию подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина
Год педагога и наставника: Лев Семенович Выготский
В День защиты детей и в Год педагога и наставника мы вспоминаем еще одного отечественного ученого, связавшего две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.
Лев Семенович Выготский (17.11.1896 – 11.06.1934) – советский психолог, исследователь особенностей детского развития, основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.
Лев Семенович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями.
Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевелся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учебу на историко-философском факультете Московского университета имени Шанявского.После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.
Молодого ученого заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников – молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов.
Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития.
Многие свои идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей.
Этот проект был в чем-то успешен, в чем-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нем школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.
С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.
Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулеза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии.
ВКЛАД В НАУКУ
В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, Лев Выготский пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и, обязательно, на психологическую науку.
Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, нет конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
ОТКРЫТИЯ ЛЬВА ВЫГОТСКОГО
«Зона ближайшего развития»
Обучать – еще не значит развивать. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребенок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.
Границы зоны ближайшего развития у каждого ребенка свои. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребенка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться.
«Воспитание и обучение неразделимы»
Личность – это не врожденное, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребенок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью.
«Атмосфера сотрудничества»
Чтобы ребенок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребенке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований.
«Коррекционная педагогика»
В середине 1920-х годов Лев Семенович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать.
«СЕКРЕТЫ» ВОСПИТАНИЯ
- Достоинства есть у всех детей
- Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх
- Давайте ребенку почувствовать себя важным и уважаемым
- Можно превратить слабые стороны ребенка в сильные
- Капризы – не прихоть, а проявления проблем
- За игрой можно всему научиться
- Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас
- Позднее развитие так же плохо, как и раннее
Публикации в Год педагога и наставника: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Лев Николаевич Толстой, Рафаэль Антонович Аваков.
Зона ближайшего развития Льва Выготского
Зона ближайшего развития Льва Выготского, или сокращенно ЗБР, описывает способ максимального обучения ребенка. Зона ближайшего развития связана с оценкой академических достижений ребенка и определением естественного направления движения ребенка вперед: где этот ребенок может быть в своем обучении с небольшим руководством. Речь идет о потенциале обучения и о том, как доставить ребенка из точки А в точку Б. Программа ZPD
предназначена для перемещения ребенка из точки А в точку Б.Термин Выготского: «зона ближайшего развития» изумительно описателен. Идея состоит в том, что где бы ни находился ребенок в своем обучении, существует диапазон знаний, которые находятся в пределах досягаемости, но еще не достигнуты. Это то, к чему ребенок может подтолкнуть учителя, который видит ребенка таким, какой он есть на самом деле в данный момент времени, а не таким, каким он должен быть в соответствии с внешними ориентирами, установленными, скажем, Министерство образования.
В следующем ролике мы видим демонстрацию работы зоны ближайшего развития. Мальчик запомнил названия чисел. Он еще не понимает, что означают эти имена. Указав на блоки, по одному на каждое имя числа, он приходит к пониманию того, что имена означают определенные числа. Он перешел от механического запоминания названий чисел к реальному счету.
Выготский: «Эти функции можно назвать почками развития».Мальчик переходит на следующий уровень под руководством учителя, который показывает ему, что делать с пальцем, кубиками и звуковыми названиями чисел, которые он уже выучил. Здесь ясна зона ближайшего развития: перейти от знания названий чисел к акту счета через демонстрацию того, что такое счет на практике. Выготский видел, что детское знание находится в постоянном состоянии созревания.
«Зона ближайшего развития определяет функции, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания, которые созреют завтра, находящиеся в настоящее время в зачаточном состоянии; эти функции можно было бы назвать почками развития, цветками развития, а не плодами развития, то есть тем, что только-только созревает». собственную эмбриональную стадию развития, в связи с безвременной смертью в 37 лет от туберкулёза, всего через два года после того, как он разработал свою теорию зоны ближайшего развития. Другие теоретики образования бросились в бой, чтобы развить теорию Выготского, например, с помощью концепции «лесов» — термина, который Лев Выготский никогда не использовал. Строительные леса основаны на идее опор, которые постепенно удаляются по мере строительства здания. В образовательном смысле строительные леса предлагают руководство с помощью целенаправленных вопросов и сужаются по мере того, как студент становится компетентным в конкретной академической дисциплине.
ZPD привела к образовательной теории «строительных лесов».Хотя срок пребывания Выготского на земле был коротким (17 ноября 1894 г. — 11 июня 1934 г.), его влияние на область образования неизмеримо. Сын еврейского банкира, Выготский получил ученую степень в МГУ только в результате выигрыша места в еврейской лотерее. Лотерея определяла, какие евреи из множества абитуриентов могли быть приняты в данную школу. Квота для студентов-евреев означала, что только 3% от общего числа студентов могли иметь еврейскую кровь.
Хотя Выготский прославился своими работами в области психологии развития, детского развития и образования, первоначальная степень белорусского исследователя была связана с юриспруденцией, а его любимым увлечением было искусство. Только позже он нашел свой путь к исследованиям. Сегодня ни один студент, изучающий психологию, развитие ребенка или образование, не покинет священные залы академии, не разобравшись в теориях Выготского и, в частности, в его теории зоны ближайшего развития.
Возможно, главный урок, который следует извлечь из творчества Выготского, заключается в том, чтобы видеть настоящее, чтобы видеть будущее. Наблюдая за текущим состоянием обучения ребенка в его необработанном, обнаженном состоянии, мы получаем доступ к внутреннему хрустальному шару, который подсказывает нам, где может быть этот ребенок при правильных вопросах и небольшой внешней поддержке. Через зону ближайшего развития Выготского мы учимся всегда видеть в ребенке нечто, что никогда не бывает статичным, как человека, который всегда может учиться, расти и двигаться вперед.
Для Выготского процесс обучения никогда не заканчивался. Намерение Выогтского состояло в том, чтобы применить зону ближайшего развития ко всем областям, а не только к воспитанию детей. Это наследие Льва Выготского для всех нас: идея о том, что жизнь состоит из роста, совершенствования и движения вперед. Пока мы живы, как родители, учителя и как личности, этот процесс никогда не заканчивается.
[1] Выготский [Выготский], Л.С. 1935. Динамика умственного развития школы в связи с обучением. В «Умственном развитии детей в процессе обучения», стр. 33–52. Москва-Ленинград: Госучпедгиз.
Нашли то, что вы только что прочитали, полезным? Почему бы не рассмотреть возможность отправки пожертвования нашим молодежным и образовательным программам Kars4Kids. Или помогите нам, просто поделившись!Подписаться по электронной почте
Адрес электронной почты
Варда Мейерс Эпштейн является главным редактором Kars4Kids Parenting. Уроженка Питтсбурга, штат Пенсильвания, Варда — мать 12 детей, а также бабушка 12 детей. Ее работы были опубликованы в The Washington Post , The Huffington Post , The Learning Site , The Learning Site и Internet4Classrooms .
Выготский – Вопросы воспитания и многообразия семьи
Ана Р. Леон; Дженнфер Пэрис; Антуанетта Рикардо; Дон Раймонд; и Диана Лэнг
Лев Выготский считал, что у человека есть как набор способностей, так и набор потенциальных способностей, которые могут быть достигнуты при правильном руководстве со стороны других. [1]
Рисунок 1 . Подросток работает с репетитором через управляемое участие. (Фото: Андреа Пиаккуадио, лицензия Pexels)Его Социокультурная теория подчеркивает важность культуры и взаимодействия в развитии когнитивных способностей. Выготский больше концентрировался на непосредственной социальной и культурной среде детей и их взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Он рассматривал ребенка скорее как ученика, обучающегося в социальной среде с другими людьми, у которых было больше опыта и которые были чувствительны к потребностям и способностям ребенка.
Выготский предположил, что посредством управляемого участия с учителем или более способным человеком, также известным как , ребенок может освоить когнитивные навыки в определенном диапазоне, известном как зона ближайшего развития. По Выготскому, развитие происходит сначала через непосредственные социальные взаимодействия детей, а затем переходит на индивидуальный уровень, когда они начинают усваивать свое обучение.
Рисунок 2. Простая визуализация зоны ближайшего развития.Вы когда-нибудь учили детей выполнять задания? Может быть, они чистили зубы или завязывали шнурки на ботинках. Скорее всего, вы поговорили с ними и описали, что вы делали, пока демонстрировали навык, и позволили им работать вместе с вами на протяжении всего процесса. Вы оказывали им помощь, когда казалось, что они в ней нуждаются, но как только они знали, что делать, вы отступали и позволяли им выполнять задание в одиночку. Это пример строительных лесов. [2]
Примеры строительных лесов, временной поддержки, которую родители, сверстники или учителя оказывают ребенку для выполнения задания, можно увидеть во всем мире в неограниченном количестве ситуаций. Теория Выготского утверждает, что вместо оценки того, что люди делают, их следует понимать с точки зрения того, на что они способны при правильном руководстве. Этот подход к обучению был принят педагогами.
Пример зоны ближайшего развития можно увидеть в том, как завязывать шнурки.
Рисунок 3. Смотритель парка обучает детей.Зона ближайшего развития (ЗБР) — это расстояние между потенциалом ребенка к обучению и реальным обучением , которое имеет место. Выготский выдвинул гипотезу, что «качественный учитель» сначала выявляет ЗБР ребенка, а затем помогает ребенку учиться дальше его ЗБР. [3]
После этого учитель (или любой человек с более продвинутыми навыками) постепенно прекращает поддержку до тех пор, пока ребенок не сможет выполнять задание без посторонней помощи.