Левин, Курт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин.Курт Ца́дек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского»[5]. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Биография
Курт Цадек Левин родился в польском городе Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947) (издательство Тависток пабликейшинс (Tavistock Publications)).
Теория поля
Теорию поля Курт Левин разработал в русле гештальтпсихологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[6]
Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.
В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека — годологии.
Социальная психология
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Одним из направлений изучения Курта Левина, в социальной психологии, является теория лидерства. В 1939 году Курт Левин возглавил созданную группу исследователей, целью которой было изучение феномена лидерства. Основным результатом исследования является выделение трёх стилей лидерства: авторитарный, демократический и попустительский.[7]
Научная школа
Курт Левин известен во многом благодаря работам своих последователей. Непосредственными учениками Курта Левина были Блюма Зейгарник (исследование памяти, широко известен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева), Гита Биренбаум (исследования забывания намерения), Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды) и многие другие.
Публикации Курта Левина на русском языке
- Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
wikipedia.green
биография, достижения, эксперименты :: SYL.ru
Немецкий психолог и социолог Левин Курт — пионер прикладной и организационной психологии. Его называют также основателем психологии социальной, поскольку этот человек одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие.
Биография. Начало
Немецкий психолог Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в городке Могильно, принадлежавшем в то время Германской империи, сейчас он находится на территории Польши. Мальчик появился на свет в семье, принадлежавшей к еврейской диаспоре. У отца семейства были собственные универсам и ферма. Родители будущего известного психолога и социолога исповедовали иудаизм и дали сыну имя Цадек. Но прожить с еврейским именем в тогдашней Пруссии, в городе, где процветал грубый антисемитизм, было проблематично. Поэтому ребенку дали еще одно имя, с которым он и стал известным на весь мир, прочно войдя в историю психологической науки – Курт. Так начиналась жизнь мальчика по имени Левин Курт, биография которого известна теперь во всем мире. Не дав сыну второго имени, родители лишили бы его этого шанса.
Из детства и юности Курт Левин вынес очень серьезный урок: судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод он сформулировал и развил в своих научных работах по психологии, которыми Курт Левин социальные конфликты пытался объяснить.
Учеба в университетах
В 1905 году еврейская семья, в которой, кроме Курта, были еще трое детей, переехала в Берлин. В 1909-м Левин Курт поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, а после перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии.
С 1910 года Левин продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.
Период Первой мировой войны
Когда началась Первая мировая, молодой ученый вступил в ряды пехотной дивизии. Именно страсть к психологии помогла Курту Левину пережить тяжелый период окопного быта. Когда другие рисковали жизнью и терпели военные лишения, Курт кроме этого занимался на фронте еще и научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Солдаты и не подозревали, что для ученого они не просто товарищи, а и материал для научного исследования.
Какие же выводы сделал Курт Левин? Психология, вернее наблюдения за психологией фронтовиков, натолкнули его на мысль, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми. Грязная канава, например, на войне воспринимается как хорошее укрытие, а поляна, которая в самый раз была бы для пикника, видится солдатами как опасная зона, ведь на такой открытой местности их легко может настигнуть пуля.
Главным выводом было то, что таким образом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы фронтовиков.
Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Известный ученый Эрик Трист так впечатлился этой теорией Левина, что впоследствии ее использовал во время Второй мировой войны в собственных исследованиях.
Возвращение из окопов к теоретической науке
Отвоевав на фронтах войны 4 года, ученый-фронтовик был ранен, после чего его демобилизовали. Левин вернулся к научной деятельности в Берлинском университете под руководством своего наставника Карла Штумпфа. Он сблизился с гештальтистами, которые поставили перед собой цель обогатить психологию современными достижениями других наук. В частности, неклассической физики.
Гештальтисты были увлечены идеями физика Бриджмена о промежуточных переменных. К ним добавились еще и выводы представителей философской школы неопозитивизма, которая единственно научным признавала язык физики и стремилась свести к нему языки всех других наук. Психологию гештальтисты рассматривали только как учение о психологических фактах.
Открытие возможности психологического эксперимента
Главным открытием Курта Левина в те годы был психологический эксперимент. Ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы, потому что такие тонкие субстанции, как душа, настроение, характер, эмоции, невозможно пощупать и рассмотреть. Вопреки этому суждению Левин сумел разработать метод, который напоминал современные шутки со скрытой камерой.
Испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.
В 1921 году Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете. Он пользовался у студентов огромной популярностью.
В 1926 году Левин Курт стал профессором Берлинского университета.
В 1930-м ему предложили работу в Стэндфордском университете в качестве приглашенного профессора.
Начало американского периода
Должность профессора Берлинского университета Левин занимал до тех пор, пока к власти в 1933 году не пришли нацисты. Оказавшись у руля, партия Гитлера начала массовые репрессии евреев. И Курту Левину пришлось эмигрировать. В августе 1933-го он переехал в США.
В 1940 году ученый получил американское гражданство, занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.
Курт Левин – отец современной социальной психологии
Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился. Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах. Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.
Во время войны психолог был консультантом американского правительства.
В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти. Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические. Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.
В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.
В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.
Это были тренинговые лаборатории, профессор планировал переобучать в них лидеров государства. Но, к сожалению, дожить до осуществления этой мечты ученому было не суждено. В феврале 1947 года в возрасте 57 лет Курт Левин умер от сердечного приступа. Но многие его открытия актуальны и сегодня.
Модель изменений Курта Левина
Изменение любой группы людей, считал ученый, проходит через три стадии: «Размораживание», «Изменение» и «Новая заморозка». Под «Размораживанием» он подразумевал разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров. То есть их предполагалось ставить в условия, когда они не знают, что предпринять, и потому хватаются за первое попавшееся решение. На следующей стадии — «Изменения» — группе «подсовывали» новую систему ценностей и мотиваций, после чего снова «замораживали», но уже в новом состоянии.
Левин не только занимался теорией, но и практически ее подтверждал: под его руководством были проведены первые тренинги.
Модель изменений Курта Левина и в наше время остается актуальной. На ней базируются многие другие современные модели.
Курт Левин. Теория личности
Личность, согласно Левину, это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.
В отличие от других психологов, Левин сосредоточил внимание на проблеме мотивов человеческой деятельности. До Левина проблема мотивации стояла в психологии особняком. Но именно в ней ученый обнаружил огромный запас плодотворных идей. Психолог полагал, что тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Курт Левин выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.
В ходе проведенных экспериментов оказалось, что события, связанные с действиями незавершенными, запоминаются людьми намного лучше, чем с завершенными.
Эти идеи Левина отражены в книге «Динамическая теория личности» (на снимке).
Три стиля лидерства Курта Левина
Психолог является и создателем теории трех стилей руководства. В 1939 году исследовательская группа, которую возглавил Курт Левин, три стиля лидерства изучала, проведя ряд исследований с 10-летними мальчиками. Ребята выполняли задания в трех группах. Каждой из них руководили взрослые, применявшие разные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический.
При авторитарном стиле руководитель устанавливал цели и методы их достижения единолично, ни с кем не делясь своими полномочиями.
Демократичный руководитель позволял мальчикам участвовать в управлении, делегировал им некоторые полномочия, удерживая при этом ключевые позиций лидера.
При либеральном руководстве лидер в управленческих процессах участвует минимально, дети (подчиненные) при этом имеют полную свободу в принятии решений.
Участвовавшие в эксперименте мальчики отдали предпочтение демократичному стилю руководства.
Хотя при авторитарном руководстве можно добиться большего объема работы, но при этом наблюдалась значительно более низкая мотивация, у ребят отсутствовала оригинальность мышления, дружелюбие, не было группового мышления. А еще при таком стиле руководства наблюдалась большая агрессивность по отношению к самому лидеру и к другим членам коллектива.
При руководстве либеральном работы было сделано гораздо меньше, снизилось и ее качество.
Эти исследования Левина подтвердили его предположение, что наиболее оптимальным стилем лидерства является демократичный.
Изучая психологию — науку о душе — Курт Левин вложил собственную душу в то, чтобы сделать этот мир лучше и гуманнее. Если бы не ранняя смерть, этот необыкновенно талантливый и плодотворный ученый мог бы обогатить психологическую науку еще многими открытиями.
www.syl.ru
Левин, Курт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин.Курт Ца́дек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского»[5]. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Биография
Курт Цадек Левин родился в польском городе Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947) (издательство Тависток пабликейшинс (Tavistock Publications)).
Видео по теме
Теория поля
Теорию поля Курт Левин разработал в русле гештальтпсихологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[6]
Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.
В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека — годологии.
Социальная психология
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Одним из направлений изучения Курта Левина, в социальной психологии, является теория лидерства. В 1939 году Курт Левин возглавил созданную группу исследователей, целью которой было изучение феномена лидерства. Основным результатом исследования является выделение трёх стилей лидерства: авторитарный, демократический и попустительский.[7]
Научная школа
Курт Левин известен во многом благодаря работам своих последователей. Непосредственными учениками Курта Левина были Блюма Зейгарник (исследование памяти, широко известен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева), Гита Биренбаум (исследования забывания намерения), Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды) и многие другие.
Публикации Курта Левина на русском языке
- Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
wiki2.red
Левин, Курт — это… Что такое Левин, Курт?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин (фамилия).Курт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского (англ.)русск.»[1]. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Биография
Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947) (издательство Тависток пабликейшинс (Tavistock Publications)).
Теория поля
Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[2]
- Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через стекло Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.
В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека — годологии.
Социальная психология
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Научная школа
Курт Левин известен во многом благодаря работам своих последователей. Непосредственными учениками Курта Левина были Блюма Зейгарник (исследование памяти, широко известен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева), Гита Биренбаум (исследования забывания намерения), Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды) и многие другие.
Публикации Курта Левина на русском языке
- Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
Литература
Примечания
dic.academic.ru
ЛЕВИН КУРТ.. 100 великих психологов
Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм С 1926 г и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914) В 1933 г , когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.
Уже со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии, а именно к геш-тальтпсихологии После того как ученый отслужил в армии и вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший эффект В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям естественных наук, а именно неклассической физики В то время достижения этой науки расширили горизонты всех людей, привыкших мыслить категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и догматичностью.
Основным источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных) К этим идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки гуманитарных, естественных и точных наук Исходя из подобных предпосылок, психология могла рассматриваться гешталь-тистами исключительно как учение о психологических фактах (подобных фактам природным).
Однако с течением времени Левин, первоначально полностью поддерживавший идеи гештальтпсихологии, стал все более отходить от нее, внося в учение свои личные достижения Так, он заинтересовался физикой не как учением об операциональных процедурах и о перспективах сведения неопределенных психологических понятий к физическим терминам, а как основанием возможности таких интеллектуальных приемов, которые могли бы обеспечить триумф новой, обновленной психологии.
Первой важной работой Левина стала книга под названием «Сравнительная наука о науках» В ней он предпринял серьезное методологическое исследование, касающееся различий и приемов, с помощью которых два таких великих корифея науки, как Аристотель и Гегель, объясняют явления природы (имеются в виду произведения Аристотеля «Физика» и Гегеля «Философия природы») В своем исследовании ученый пришел к выводу, что симптомом прогресса в любой науке является переход от так называемых вещных понятии (т е понятий, которые ученые пытаются представить как некие существующие в природе, реальные вещи) к «реляционным» понятиям (т е таким, которые уже не претендуют на статус обязательно существующих и подразумевают возможность разночтений, отличных одно от другого истолкований) Следовательно, и в психологии неминуемо должен быть совершен подобный же переход, и наука должна наконец начать интерпретировать изучаемые явления не как однозначно определенные вещи, а как изменчивые отношения.
В 1917 г Левин опубликовал свою самую знаменитую работу под названием «Психическая деятельность при задержке волевых процессов и основной закон ассоциации» Книга быстро приобрела известность во всем мире и принесла автору заслуженный успех В названной книге ученый критиковал понятие о детерминирующих тенденциях, сложившееся в вюрцбургской школе психологии и применявшееся к трактовке волевого акта, объясняемого как способность субъекта преодолевать привычные ассоциации, т.е. предполагалось, что имеется двойная детерминация процессов сознания: с одной стороны, ассоциации детерминированы своими собственными законами, а с другой — целями субъекта этих ассоциаций.
Левин подверг критике подобное толкование и предложил вместо него собственное видение проблемы. Он считал, что ассоциация представляет собой всего лишь звено в сцеплении, в потоке психических явлений и поэтому сама по себе не может быть движущей силой всего механизма человеческой психики. Однако, с другой стороны, ученый не решился в своем труде подвергнуть сомнению вторую сторону детерминации психических явлений, т.е. обусловленность их деятельностью субъекта, т.к. в противном случае последний лишался бы воли.
Центром, вокруг которого выстраивался дискурс гештальтпси-хологии, стало выработанное к тому времени физикой понятие динамического поля, в котором каждая отдельно взятая точка находится во взаимодействии со всеми остальными, в связи с чем изменения напряжения в одном из участков поля порождают тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия во всей системе. Однако в отличие от прочих авторов, ориентирующихся на гештальтподход, Левин сосредоточил свое внимание не на перцептивных структурах, а на проблеме человеческих побуждений (мотивов деятельности), что и определило принципиальное своеобразие его трудов.
Проблема мотивации до Левина стояла в психологии как бы особняком, не привлекая к себе существенного внимания. Однако именно в ней обнаружился большой запас плодотворных идей, которые и выявил Левин в своих работах. Психолог полагал, что мотивами человеческого поведения являются различного рода объекты (которые представляют собой участки так называемого жизненного пространства в их отношении к индивиду, испытывающему в них потребность) или, по выражению Левина, «квазипотребность-намерение». Автор считает, что детерминирующие поведение человека тенденции исходят не от самого субъекта (его внутренних, мировоззренческих посылок), а от предметов окружающей среды, которые вызывают в человеке стремление их потреблять.
Вся система мотивов выстраивается у Левина в динамическое поле, представляющее собой не поле сознания, а поле поведения.
Это поведение оказывается своеобразно детерминированным всем психическим полем как системой, находящейся как бы под постоянным напряжением, возникающим при нарушении равновесия между индивидом и средой. Усиление напряжения порождает в психике человека различного рода изменения, происходящие не только вовне, но и изнутри субъекта. Цель изменений — навсегда избавиться от напряжения.
Исходя из данной идеи, Левин создал оригинальную психологическую методику, при помощи которой различались так называемые завершенные и незавершенные действия человека (о первых он мог уже не помнить, о вторых же воспоминания должны были сохраняться). В ходе проведенных с использованием данной методики экспериментов оказалось, что события, связанные с незавершенными действиями, запоминались человеком значительно лучше. Таким образом, Левин подтвердил свою догадку о наличии динамического напряжения в психологическом поле индивида.
Занявшись дальнейшей разработкой идеи, автор пришел к выводу, что мотивационное напряжение психического поля может быть создано не только самим индивидом (что Левин называет квазипотребностью), но и другими людьми (которые ставят перед субъектом разного рода задачи). Таким образом, за мотивацией признается статус психического явления, а также одного из наиболее интересных предметов психологической науки.
Подобные выводы открыли путь к новым методикам изучения мотивации, например на уровне целеполагания и стремлений личности. Наблюдения за динамикой психического поля дали возможность рассматривать уровень притязаний индивида, систему принятия решений и выбора средств для достижения целей, т.е. увидеть всю деятельность человека как некую структурированную целостность. Эти идеи Левин изложил в трудах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Левин, Курт — Википедия. Что такое Левин, Курт
Курт Ца́дек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского»[5]. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Биография
Курт Цадек Левин родился в польском городе Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947) (издательство Тависток пабликейшинс (Tavistock Publications)).
Теория поля
Теорию поля Курт Левин разработал в русле гештальтпсихологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[6]
Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.
В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека — годологии.
Социальная психология
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Одним из направлений изучения Курта Левина, в социальной психологии, является теория лидерства. В 1939 году Курт Левин возглавил созданную группу исследователей, целью которой было изучение феномена лидерства. Основным результатом исследования является выделение трёх стилей лидерства: авторитарный, демократический и попустительский.[7]
Научная школа
Курт Левин известен во многом благодаря работам своих последователей. Непосредственными учениками Курта Левина были Блюма Зейгарник (исследование памяти, широко известен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева), Гита Биренбаум (исследования забывания намерения), Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды) и многие другие.
Публикации Курта Левина на русском языке
- Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
wiki.sc
Левин Курт — это… Что такое Левин Курт?
Левин Курт — (1890–1947) германо американский психолог. Был близок гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания,… … Большая психологическая энциклопедия
Левин Курт — (Lewin) (1890 1947), немецко американский психолог. В 20 х гг. представитель гештальтпсихологии (экспериментальные исследования воли и аффекта). С 1932 в США, разработал концепцию личности, в основе которой понятие «поля» (заимствованное из… … Энциклопедический словарь
Левин, Курт — ЛЕВИН (Lewin) Курт (1890 1947), немецко американский психолог. В 20 х гг. представитель гештальтпсихологии, экспериментальных исследований воли и аффекта. С 1932 в США. Разработал концепцию личности, в основе которой понятие “поля”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Левин, Курт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин (фамилия). Курт Левин Дата рождения: 9 сентября 1890(1890 09 09) Место рождения: Германия Дата смерти … Википедия
ЛЕВИН Курт — (9.9.1890, Познань, Польша, 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс, США), нем. и амер. психолог. С 1926 проф. Берлинского ук та, с 1933 проф. Станфордского и Корпелл ского ун тов, с 1945 директор Исследовательского центра групповой динамики… … Российская педагогическая энциклопедия
ЛЕВИН КУРТ — (1890–1947) – немецко американский психолог. Профессор Психологического института Берлинского университета. В 1932 г. эмигрировал в США, где работал в Стэнфордском и Корнельском университетах. С 1936 г. – профессор детской психологии Айовского… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛЕВИН (Курт) — американский психолог немецкого происхождения (Могильно, Пруссия, 1890 Ньютон, Массачусетс, 1947). Профессор Берлинского университета (1926), после возникновения нацистской угрозы эмигрировал в Соединенные Штаты (1932). Оставил классические темы… … Философский словарь
Левин Курт Курт — Левин (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань, ≈ 12.2.1947, Ньютон, штат Массачусетс, США), немецкий и американский психолог. Профессор Берлинского университета (1926≈33). В 1932≈44 профессор в университетах Станфорда, Корнеллском и штата Айова (США).… … Большая советская энциклопедия
Левин Курт / Lewin, Kurt — (1890 1947). Левин разработал топологическую векторную психологию. Топология исследует свойства пространства; векторы учитывают силы или динамику … Психологическая энциклопедия
ЛЕВИН Курт (1890-1947) — нем. амер. психолог. В учении Л. о потребности как динамич. психич. напряженной системе, стремящейся к разрядке (удовлетворению), во введенной Л. категории психич. поля (актуальной сферы окружения личности), а также в разработанной им эксперимент … Атеистический словарь
dic.academic.ru