Личное бессознательное – Личное бессознательное — Психологос

Личное бессознательное: evan_gcrm — LiveJournal

Оригинал взят у andeadd

По мнению Карла Густава Юнга, психика человека состоит из трёх «слоёв»:
1. Сознание;
2. Личное бессознательное;
3. Коллективное бессознательное.

Сегодня мы поговорим о личном бессознательном.
Личное бессознательное — это неосознаваемые содержания психики, принадлежащие тому или иному конкретному человеку.
Содержимое личного бессознательного формируется четырьмя путями.

1. Забывание.
Сколько девочек и мальчиков было в вашей детсадовской группе? А о чём вы думали в 14.30 в позапрошлую среду? Какой фразой закончилась третья глава «Войны и мира»? Вы не помните. Вы забыли. Информация потеряла для вас ценность, потускнела и опустилась из сознания в личное бессознательное, словно уснувшая рыба.
Если вы теперь и сможете эту вялую рыбку реанимировать и вытащить обратно в сознание, то только под гипнозом, под влиянием сильного стресса или в результате других, столь же нерядовых обстоятельств.

2. Вытеснение.
Вчера, возмущаясь телепередачей про то, как чиновники воруют деньги, отпущенные на строительство детских площадок, вы вдруг поняли, что и сами могли бы украсть у детей, чтобы купить на эти деньги шикарную квартиру и роскошную машину. Но эта мысль так ужаснула вашего «внутреннего цензора», что была немедленно вытеснена в личное бессознательное.
Отличие вытесненных мыслей и чувств от забытых заключается в том, что вытесненные психические содержания не теряют свою энергию. Плавая в бессознательном, они продолжают «бить хвостом и щёлкать челюстями», и эта активность может проявляться не только на психическом, но и на физическом уровне: например, теперь каждый раз при виде детской площадки вы будете краснеть — не понимая, почему.

3. Неосознанное восприятие.
Знаете, сколько чужих разговоров среднестатистический человек улавливает «краем уха», пока добирается до работы на общественном транспорте? Около ста в неделю. Сознание в среднем фиксирует лишь десять из них; но под гипнозом человек вспомнит все сто. Вывод очевиден: 90 разговоров попали в личное бессознательное, минуя сознание, так как не смогли возбудить сознательную часть психики достаточно сильно для того, чтобы она их зафиксировала. Мы постоянно испытываем огромное количество таких воздействий, «проскальзывающих» в личное бессознательное в обход сознания.

4. Рождение новых содержаний непосредственно в бессознательном.
Далеко не все наши мысли, чувства и идеи возникают на уровне сознания. Яркий пример — озарения, которые случаются у художников, поэтов, учёных. Человек долгое время пытается решить какую-то научную или творческую задачу — ничего не получается, а потом вдруг — вспышка, инсайт! Дело в том, что бессознательное не статично; его содержания не лежат мёртвым грузом, а находятся в постоянной динамике, их бесчисленные комбинации рождают новые образы и идеи; некоторые из них внезапно выныривают в сознание, и человек удивляется: «Откуда это взялось у меня в голове?».

Нетрудно догадаться, что содержимое личного бессознательного, формирующееся этими четырьмя способами, у каждого человека является уникальным — ведь забываем мы каждый своё, вытесняем каждый своё, слышим и видим каждый своё, и идеи рождаются у каждого свои.

Но существует более глубокий слой психики, который абсолютно одинаков у всех людей, — коллективное бессознательное, состоящее из архетипов.
Архетипы не попали в коллективное бессознательное ни одним из четырёх способов, характерных для личного бессознательного: они не были забыты, не были вытеснены, не «проскочили» сюда из внешнего мира, и не родились в бессознательном.
Архетипы составляют стандартный, врождённый «базовый комплект» психики (5) каждого человека и располагаются в её самых далёких и загадочных глубинах.

Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий
Архетип «Простодушный»: одобрение или смерть
Архетип «Герой»: вечный воитель с бензопилой
Архетип «Романтик»: в обнимку с монстром
Архетип «Творец»: самодельные крылья
Архетип «Искатель»: яблоки молодильные и познавательные
Архетип «Аутло»: решение проблем или их создание
Архетип «Шут»: губитель царей
Архетип «Правитель»: заколдованный трон или никакого трона
Архетип «Мудрец»: сны и молчание.
Архетип «Маг»: шапка-невидимка и миелофон.
Архетипы и игры.
Архетипы, встроенные в жизнь.


evan-gcrm.livejournal.com

Психические типы людей по к. Юнгу

Работы Фрейда, несмотря
на их дискуссионный характер, вызвали
желание у группы ведущих ученых того
времени поработать вместе с ним в Вене.
Некоторые из этих ученых со временем
отошли от психоанализа, чтобы искать
новые подходы к пониманию человека.
Карл Густав Юнг был самым выдающимся
среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и
Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению
динамических неосознаваемых влечений
на человеческое поведение и опыт. Однако,
в отличие от первого, Юнг утверждал, что
содержание бессознательного есть нечто
большее, чем подавленные сексуальные
и агрессивные побуждения. Согласно
юнговской теории личности, известной
каканалитическая
психология
,
индивидуумы мотивированы интрапсихическими
силами образами, происхождение которых
уходит в глубь истории эволюции. Это
врожденное бессознательное содержит
имеющий глубокие корни духовный материал,
который и объясняет присущее всему
человечеству стремление к творческому
самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник
разногласий между Фрейдом и Юнгом —
отношение к сексуальности как к
преобладающей силе в структуре личности.
Фрейд трактовал либидо, в основном, как
сексуальную энергию, а Юнг рассматривал
его как диффузную творческую жизненную
силу, проявляющуюся самыми различными
путями — как, например, в религии или
стремлении к власти. То есть, в понимании
Юнга, энергия либидо концентрируется
в различных потребностях — биологических
или духовных — по мере того, как они
возникают.

Юнг
утверждал, что душа (в
теории Юнга термин, аналогичный личности)
состоит из трех отдельных, но
взаимодействующих структур: эго, личного
бессознательного и коллективного
бессознательного [Jung, 193/1969 ].

Эго

Эго является
центром сферы сознания. Оно представляет
собой компонент psyche, включающий в себя
все те мысли, чувства, воспоминания и
ощущения, благодаря которым мы чувствуем
свою целостность, постоянство и
воспринимаем себя людьми. Это служит
основой нашего самосознания, и благодаря
ему мы способны видеть результаты своей
обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное
бессознательное
 вмещает
в себя конфликты и воспоминания, которые
когда — то осознавались, но теперь
подавлены или забыты. В него входят и
те чувственные впечатления, которым
недостает яркости для того, чтобы быть
отмеченными в сознании. Таким образом,
юнговская концепция личного бессознательного
в чем-то похожа на концепцию Фрейда.
Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав
упор на том, что личное бессознательное
содержит в себе комплексы,
или скопление эмоционально заряженных
мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных
индивидуумом из его прошлого личного
опыта или из родового, наследственного
опыта. Согласно представлениям Юнга,
эти комплексы скомпонованные вокруг
самых обычных тем, могут оказывать
достаточно сильное влияние на поведение
индивидуума. Например, человек с
комплексом власти может расходовать
значительное количество психической
энергии на деятельность, прямо или
символически связанную с темой власти.
То же самое может быть верным и в отношении
человека, находящегося под сильным
влияние матери, отца или под властью
денег, секса или какой-нибудь другой
разновидности комплексов. Однажды
сформировавшись, комплекс начинает
влиять на поведение человека и его
мироощущение. Юнг утверждал, что материал
личного бессознательного у каждого из
нас уникален и, как правило, доступен
для осознания. В результате компоненты
комплекса или даже весь комплекс могут
осознаваться и оказывать чрезмерно
сильное влияние на жизнь индивида.

studfiles.net

ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?



ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

(Personal unconscious; Per-sonlichcs Unbewusstes) — слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного.«Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. в. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания» (ПБ, с. 105—106).

Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К.
В.В. Зеленский.
2002.

  • ЛИБИДО
  • ЛИЧНОСТЬ

Смотреть что такое «ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • Личное бессознательное — термин К.Юнга, обозначает индивидуальное бессознательное личности (в отличие от надличностного, коллективного бессознательного). К. Юнг определяет личное бессознательное как нечто вытесненное, подавленное, забытое или игнорируемое индивидом, но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — Термин Юнга для обозначения бессознательного личности, в отличие от надличностного, коллективного бессознательного. Юнг считал личное бессознательное состоящим из вытесненного, подавленного, забытого или даже игнорируемого опыта и рассматривал… …   Толковый словарь по психологии

  • Личное бессознательное — (Personal unconscious). Элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании …   Теории личности: глоссарий

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — Нем. unbewugt, франц. inconscient, англ. unconscious. Многозначный термин, впервые наиболее авторитетно обоснованный 3. Фрейдом и получавший за долгую историю своего существования самые различные, если не просто взаимоисключавшие интерпретации.… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Unconscious; Unbewusst, das Unbe wusste) целокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию. «Бессознательное является источником инстинктивных сил психического и регулирующих их форм или… …   Словарь по аналитической психологии

  • бессознательное личное — формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, комплексы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — En.: Unconscious «Восприятие бессознательного зависит от метода, применяемого для доступа к нему» (Vigne, 1991). Именно поэтому Эриксон пользуется собственным определением бессознательного, которому больше всего состветствует название… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

  • коллективное бессознательное —         КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • коллективное бессознательное — Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

Книги

  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Еремина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 188 руб
  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Ерёмина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Пилигрим, Тимоти Финдли. Человек, не способный умереть, снова — в очередной раз! — безнадежно пытается совершить самоубийство — и попадает «под прицел» самого Карла Густава Юнга… Каким же окажется «личное… Подробнее  Купить за 46.9 руб

analiticheskaya_psichologiya.academic.ru

Личное бессознательное. Психологические комплексы. Подавленные содержания. Вытесненные содержания.

Глава 7. Личное бессознательное

Как уже говорилось, бессознательное имеет два слоя, отличающиеся друг от друга по происхождению: личное и коллективное бессознательное. Первым идет индивидуальный подсознательный слой, называемый личное бессознательное. Его часто называют подсознанием. На этом уровне залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано человеком или узнано им, но больше не удерживается в активном осознании по причине простой забывчивости или защитного вытеснения. Это та часть психики, где находится материал, который с таким же успехом мог бы находиться и в сознании. В этой сфере нет ничего такого, что непременно должно быть бессознательным для каждого человека, но степень осознавания у каждого своя. Некоторые люди способны осознавать то, чего не осознают другие. А есть такие люди, которые осознают практически всё из того, что в принципе можно осознать. Для этого уровня бессознательного характерно то, что его содержания, реализованные в сознании, переживаются как принадлежащие Эго, то есть собственному «Я».

Личное бессознательное является вместилищем всех утраченных воспоминаний, то есть тех содержаний, которые потеряли свою интенсивность и забылись, а также содержаний (отчасти чувственных подпороговых впечатлений), которые никогда не обладали достаточной интенсивностью, чтобы достичь сознания, но тем не менее как-то проникают в душу. Это различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой; не признанные сознанием личностные мотивы, появляющиеся в сновидениях; значения дневных ситуаций, не замеченных нами; информация, не пропущенная в сознание вследствие его узости; выводы, не сделанные нами и т.д. Эти содержания еще слишком слабы, чтобы проникнуть в сознание, и представляют продукты бессознательной ассоциативной деятельности, дающей начало сновидениям.

Кроме того, в личном бессознательном заложены те непроявленные еще черты личности и потенциальные возможности, которые в дальнейшем еще могут проявиться в жизни человека. Та будущая личность, которой мы станем когда-то, уже присутствует в нас, просто она еще скрывается в личном бессознательном…….

Подсознание – это вместилище запечатленных, как на магнитной пленке, реакций на различные раздражители. Источником таких реакций является приобретенный опыт. Это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки и глубоко усвоенные социальные нормы поведения, защищающие сознание от лишней работы и непереносимых нагрузок. Раздражители автоматически запускают поведенческий отклик, которому мы обучились, когда испытали его впервые. Подсознание (эта одна из наиболее мощных известных нам систем обработки информации) в случае необходимости включает ранее усвоенные (выученные) модели поведения без всякой помощи или команды со стороны сознания, и даже без его ведома, чтобы разгрузить его…….

В соответствии с западной традицией, наше сознание в основном экстравертировано, то есть обращено, главным образом, наружу, а внутренние вещи остаются во мраке. Чтобы осознать их нужно попытаться концентрированно и критически посмотреть на тот психический материал, который проявляется в частной жизни, на свое поведение, мысли и чувства не в обществе, а дома и наедине с собой. Поскольку люди привыкли стыдливо замалчивать эту сторону жизни, то эти свои черты и слабости по возможности подавляют или хотя бы скрывают от окружающих. Для большинства людей бессознательное подавление определенных вещей является обычным делом: это эмоции, которые мы себе не позволили; критические замечания, которые оставили при себе; наши желания, которые мы не реализовали и т.д.

Кроме всего прочего, человек всю жизнь сталкивается с разного рода барьерами в виде нравственных заповедей, установленных законом и собственным разумом, поэтому он вынужден вытеснять определенные влечения или их составляющие из своего сознания. Вытеснение – это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. В результате, вполне сознательные содержания или стороны личности были подавлены и вытеснены только благодаря процессу воспитания, приспособления к социуму или получению травмы. Кроме того, в подсознание (то есть в личное бессознательное) вытесняются и накапливаются в нем антиподы наших сознательных добродетелей, то есть «негативная» часть личности, а именно сумма скрытых невыгодных свойств характера и недостаточно развитых функций сознания. Но то, что человек вытесняет, овладевает им исподволь…….

Личное бессознательное, по большей части, состоит из вытесненных «комплексов». Они в детстве или в зрелом возрасте входили в сознание, но были вытеснены из него. В любом случае они встречались человеку на протяжении его жизни. Это часть его психической биографии…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

esamohvalova.ru

Коллективное бессознательное — Психологос

Фильм «Телеканал Культура. Программа Михаила Швыдкого Культурная революция»

По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку снимает с людей ответственность за их антисоциальное поведение.
скачать видео

Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет — как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

История термина

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом, который в работе «Психология бессознательного процесса» уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного — это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;
  • состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;
  • включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;
  • идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • имеет мифологические по своему характеру содержания;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;
  • представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство — духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее — об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

www.psychologos.ru

16. Личное и коллективное бессознательное

  Личное
бессознательное
 (в
некоторых аспектах идентичное инстанции
Ид по Фрейду) — включает в себя содержания,
которые являются неосознанными, но
которые легко могут быть осознаны, а
также вытесненные подпороговые мысли
и чувства, называемые комплексами.
Комплекс — это отколовшаяся душевная
часть личности, группа психических
содержаний, которые, отделившись от
сознания, функционируют самопроизвольно
и автономно. Он имеет ядерный элемент
— носитель значения, который не может
контролироваться субъектом, а также
множество связанных с ним ассоциаций.
Комплексы обладают большой энергетической
силой, способной влиять на личность в
целом, нарушая психическое
равновесие.
          Коллективное
бессознательное
 —
врожденная часть психики человека,
которая передается по наследству,
обладает
универсальной
структурой и не имеет содержаний
индивидуального опыта конкретного
человека. Благодаря выделению этого
уровня психики теорию Юнга считают
социотропной. Коллективное бессознательное
включает в себя формы, образцы поведения,
типичные реакции человечества вообще
на типичные жизненные события (отношения
с родителями, способы поведения в
состоянии агрессии и любви, переживание
чувства страха, ситуации рождения и
смерти и проч.). Такие феномены получили
название архетипов
17.
Представление об архетипах . Основные
архетипы человека

Эго

Эго
является центром сознания и одним
из главных архетипов личности. Эго
обеспечивает чувство постоянства
и направления в нашей сознательной
жизни. Оно противится нарушению хрупкой
целостности сознания и пытается
убедить нас, что мы должны всегда
сознательно планировать и анализировать
наш опыт.
Согласно
Юнгу, психика в первую очередь состоит
из бессознательного. Юнг, как и Фрейд,
считал, что эго вырастает из бессознательного
и привносит и разнообразный опыт,
и воспоминания, продолжая деление
между бессознательным и сознанием. В
эго нет бессознательных элементов,
только сознание содержит в себе
выведенное из личного опыта. Мы привыкли
верить, что эго является основным
элементом психики, и в конце концов
игнорируем другую половину психики —
бессознательное.

Персона

Наша
персона является внешним проявлением
того, что мы предъявляем миру. Это
характер, который мы считаем приемлемым;
через него мы взаимодействуем
с другими. Личность включает в себя
наши социальные роли, одежду, которую
мы носим, и наши индивидуальные
способы выражать себя. Термин персона
пришел из латыни, означая «маска»,
или «фальшивое лицо». Маска надевалась
актерами в Древнем Риме. Чтобы
социально функционировать, мы играем
роль, используя приемы, свойственные
именно этой роли. Даже тогда, когда
мы не можем приспособиться
к чему-либо, наши роли продолжают
работать. Это роли, выражающие отказ.
Персона
имеет и негативные, и позитивные
аспекты. Доминирующая персона может
подавить человека. Те, кто идентифицируется
с персоной, видят себя в основном
в границах своих специфических
социальных ролей. Юнг назвал персону
«согласованным архетипом». Как часть
своей позитивной функции, она ограждает
эго и психику от различных социальных
сил и аттитюдов, которые сталкиваются
с ними. Вдобавок персона является
ценным инструментом для общения. В
античной драме ненадежность человека
передавалась с помощью искаженных
масок, информируя о личности и о роли,
которую играл актер. Персона может быть
решающей в нашем позитивном развитии.
Когда мы начинаем играть главную
роль, наше эго мало-помалу стремится
идентифицироваться с ней. Этот процесс
является основным в личностном
развитии.
Процесс
тем не менее не всегда позитивен. В
то время как эго идентифицируется
с персоной, люди начинают верить, что
они являются тем, чем претендуют быть.
Согласно Юнгу, мы в конечном счете
извлекаем эту идентификацию, чтобы
изучить в ходе самореализации, или
индивидуации, что же мы собой
представляем. Небольшая группа других
людей, окружающих нас, содержит проблемы
их личностей, из-за культурных
предубеждений и социальных срезов
их персон.
Персона
может быть выражена через объекты,
которые мы используем, чтобы закрыть
свое тело (одежда или покрывало), и через
инструменты нашего занятия (лопата или
портфель). Таким образом, обычные предметы
становятся символами идентификации
человека. Термин символ статуса (машина,
дом или диплом) выражает понимание
обществом важности имиджа. Все эти
символы могут быть найдены в снах
как репрезентации персоны. Например,
кто-либо с сильной персоной может
появиться во сне как слишком нарядно
одетый или стесненный слишком большим
количеством одежды. Человек со слабой
персоной может появиться голым или
в открытой одежде. Одним из возможных
выражений неадекватной персоны может
быть фигура, не имеющая кожи.

Тень

Тень
— это архетипическая форма, состоящая
из материала, подавленного сознанием;
ее содержание включает те тенденции,
желания, воспоминания и опыты, которые
отсекаются человеком как несовместимые
с персоной и противоречащие
социальным стандартам и идеалам.
Тень содержит в себе все негативные
тенденции, которые человек хочет
отвергнуть, включая животные инстинкты,
а также неразвитые позитивные
и негативные черты.
«Как
я могу быть реальным, не отбрасывая
тени? Если я хочу быть цельным,
то должен иметь и темную сторону;
осознавая свою тень, я вспоминаю еще
раз, что я человеческое существо,
подобное любому другому».
Чем
сильнее становится наша персона, тем
более мы идентифицируемся с ней
и тем больше отвергаем другие части
самих себя. Тень представляет собой
то, что мы намереваемся сделать
подчиненным в нашей личности, и даже
то, чем мы пренебрегаем и чего
никогда не развиваем в себе. В
снах фигура тени может появиться как
животное, карлик, бродяга или любая
другая подчиненная фигура.
В
своих работах о подавлении и неврозе
Фрейд в первую очередь рассматривал
аспекты того, что Юнг называет тенью.
Юнг нашел, что подавленный материал
организован и структурирован вокруг
тени, которая становится в буквальном
смысле негативной самостью, или тенью
эго. Тень часто является в опыте снов
как темная, примитивная, враждебная или
пугающая фигура, так как содержание
тени насильственно вытеснено из сознания
и антагонистично сознательной точке
зрения. Если материал из тени
возвращается обратно в сознание, она
теряет очень многие из своих примитивных
и пугающих черт. Тень наиболее опасна,
когда неузнана. В этом случае человек
проецирует свои нежелательные черты
на других или подавляется тенью,
не понимая ее. Образы врага, дьявола
или понятие первородного греха являются
аспектами архетипа тени. Когда большая
часть материала тени становится
осознанной, меньшая не может
доминировать. Но тень является
интегральной частью нашей природы
и никогда не может быть полностью
уничтожена. Личность, претендующая
на то, чтобы не иметь тени,
оказывается не сложным человеком,
а двумерной карикатурой, отрицающей
смесь хорошего и плохого, неизбежно
присутствующую во всех нас.
Юнгианский
подход к тени стал предметом многих
популярных книг и статей.
Древний
китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.)
описывает подход к установлению
контакта с тенью, который заметно
похож на юнгианский:
«Жил
человек, который был так обеспокоен
видом своей собственной тени и так
недоволен своими собственными следами,
что решил избавиться оттого и от другого.
Метод,
который он нашел, — убежать от них.
Так он встал и побежал. Но он все
время ставил ноги (на землю) и оставлял
другой след, пока тень держалась возле
него без единого затруднения. Он приписал
свою неудачу тому, что бежал недостаточно
быстро. Так он бежал все быстрее
и быстрее, не останавливаясь, пока
наконец его не настигла смерть.
Ему
не удалось понять, что, если бы он просто
остановился в тени, его тень исчезла
бы, а если бы он сел и оставался
спокойным, не было бы больше
следов».
Каждая
подавленная частица тени представляет
часть нас самих. И пока мы храним
этот бессознательный материал, мы сами
себя ограничиваем. По мере того как
тень становится все более осознанной,
мы получаем обратно подавленные
части самих себя. Кроме того, тень
остается негативной силой в психике.
Тень — кладовая значительной инстинктивной
энергии, спонтанной и жизненной —
является главным источником нашей
творческой энергии. Подобно всем
архетипам, тень уходит корнями
в коллективное бессознательное,
и это может открыть доступ к множеству
ценного бессознательного материала,
отвергаемого эго и персоной.
Следующий
отрывок ясно иллюстрирует юнгианское
понятие тени и бессознательного
в целом:«Вопрос, который вы называете
техникой установления контакта с тенью,
очень труден и важен. Это фактически
не является „техникой“, так как
техника означает то, что заранее
известно, способ, связанный с основной
трудностью или задачей, даже некое
предписание. А это можно сравнить
с дипломатией или управлением
государством. Это, например, не отдельная
техника, которая могла бы помочь нам
примирить две противостоящие друг другу
политические партии… Если кто-то может
говорить о технике вообще, это
включается только лишь в аттитюд.
Во-первых, нужно принять опыт тени
и серьезно к нему отнестись.
Во-вторых, необходимо знать ее черты
и стремления. В-третьих, длинные
и сложные переговоры с ней будут
неизбежны…
Никто
не знает, каким может оказаться
конечный результат таких переговоров.
Известно только, что осмотрительное
сотрудничество приводит к тому что
проблема меняет свои очертания. Очень
часто основные невозможные желания
тени оказываются не более чем угрозами,
обусловленными нежеланием части эго
выйти на серьезное рассмотрение
тени. Такие угрозы обычно ослабевают,
если встретить их серьезно„.
Только
когда мы размышляем, мы понимаем
это, и тень появляется в другой
форме. Установление контакта с тенью
— пожизненный процесс всматривания
и правдивого отражения того, что
мы видим. Надо только удержаться
в нашем основном, аутентичном ядре,
нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

studfiles.net

Личное бессознательное — это… Что такое Личное бессознательное?



Личное бессознательное
(Personal unconscious). Элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании.

Теории личности. — СПб.: Питер.
Л. Хьелл, Д. Зиглер.
2003.

  • Либидо
  • Личностный конструкт

Смотреть что такое «Личное бессознательное» в других словарях:

  • Личное бессознательное — термин К.Юнга, обозначает индивидуальное бессознательное личности (в отличие от надличностного, коллективного бессознательного). К. Юнг определяет личное бессознательное как нечто вытесненное, подавленное, забытое или игнорируемое индивидом, но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Personal unconscious; Per sonlichcs Unbewusstes) слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного.«Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные… …   Словарь по аналитической психологии

  • ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — Термин Юнга для обозначения бессознательного личности, в отличие от надличностного, коллективного бессознательного. Юнг считал личное бессознательное состоящим из вытесненного, подавленного, забытого или даже игнорируемого опыта и рассматривал… …   Толковый словарь по психологии

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — Нем. unbewugt, франц. inconscient, англ. unconscious. Многозначный термин, впервые наиболее авторитетно обоснованный 3. Фрейдом и получавший за долгую историю своего существования самые различные, если не просто взаимоисключавшие интерпретации.… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Unconscious; Unbewusst, das Unbe wusste) целокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию. «Бессознательное является источником инстинктивных сил психического и регулирующих их форм или… …   Словарь по аналитической психологии

  • бессознательное личное — формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, комплексы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — En.: Unconscious «Восприятие бессознательного зависит от метода, применяемого для доступа к нему» (Vigne, 1991). Именно поэтому Эриксон пользуется собственным определением бессознательного, которому больше всего состветствует название… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

  • коллективное бессознательное —         КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • коллективное бессознательное — Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

Книги

  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Еремина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 188 руб
  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Ерёмина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Пилигрим, Тимоти Финдли. Человек, не способный умереть, снова — в очередной раз! — безнадежно пытается совершить самоубийство — и попадает «под прицел» самого Карла Густава Юнга… Каким же окажется «личное… Подробнее  Купить за 46.9 руб

personality_theory.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о