Личное пространство это что: Личное пространство человека (понятие, границы, проблемы)

Личное пространство человека (понятие, границы, проблемы)

Личное пространство как проблема приватности действительно принадлежит к феноменами современной культуры, поскольку еще в середине 20 века такой вопрос вообще не был актуален в нашей стране.

Его возникновение исследователи связывают с несколькими факторами, в числе которых находятся:

  • И изменение культурной нормы
  • И увеличение социального и экономического статута или возможностей человека
  • И, соответственно, рост притязаний человека

Понятие личного пространства

Само понятие личного пространства включает в себя определение формы невербальной коммуникации, которая призвана регулировать степень или уровень свободы конкретного индивида-личности.

Для объяснения функций личного, частного или персонального пространства (приватности) сегодня предложено несколько моделей с их механизмами.

Так,

  • Существует модель равновесия, согласно которой каждый индивид имеет свой оптимальный и допустимый уровень интимности, по которому и выстраивается его личное пространство (сюда включают даже расстояния, на которые человек может допускать к себе других людей).
  • Имеется и модель Говарда и Эванса, которая трактует это понятие в качестве естественного механизма, сформированного и сохраненного эволюцией для контролирования внутривидовой агрессии.
  • В конце 70-х гг. прошлого века появилась и концепция избирательности контроля своей приватности, причём действие такой избирательности может происходить и на подсознательном уровне, когда индивид в своем общении сам оценивает степень своей открытости для иного человека.

Проблемы личного пространства

Проблема личного пространства и его нарушения стала изучаться наукой этологией (на примерах животных) с начала минувшего столетия, а с середины его оформилась в соответствующий вопрос пространственного поведения человека в антропологии. Первым исследователем которого признан Э.Холл.

Сегодня это понятие частного пространства предлагается рассматривать в двух категориях:

  • Как дистанцию общения, что подразумевает личные отношения человека с другим
  • Как персональное семейное пространство, что относится к выделению определенной территории и закреплению за ней своих исключительных прав.

В обоих случаях имеют место свои особенности, характерные черты и функции. Рассмотрим плотнее.

Личное пространство – дистанция отношений

В этой категории изучается физическая открытость индивида, т.е. реальная пространственная готовность человека к допуску к себе другого человека.
На нее непосредственно оказывают влияние факторы:

  • Близости отношений этих людей
  • Их половозрастных дефиниций
  • Культурно-этнической принадлежности
  • Социального статуса и образа жизни

Исследователями отмечены следующие «параметры» оформления размеров личного пространства у человека (в то числе и на примере животных обнаружены интересные факты), а именно:

  • Расстояние общения у самцов больше, нежели у самок (объяснение в уровне и степени доминирования или агрессии)

В реальности даже в разных культурах у человека прослеживаются аналогичные тенденции – дистанция общения у женщин сокращена по сравнению с «мужской», общение в парах происходит чуть дальше, чем у женщин, но ближе, чем у мужчин. Дети нарушают данную схему ввиду их возрастного любопытства.

  • Дистанция общения и личного пространства изменяется в соответствии с возрастом индивида

Так, грудной ребенок неотделим от матери, выходит, он не располагает совсем личным пространством. Отстаивание своей приватности у него начинается к 3-4 годам. Сюда добавляется фактор гендерности — уже к 8-9 годам начинаются притязания индивида на свое пространство (у мальчиков больше). Такая тенденция протекает до 16 лет или до возраста полной социализации человека.

  • Культурно-этнические градации приватности

Это очевидный факт разницы в «нормировании» дистанции общения в различных культурах. Например, все тот же Э.Холл разделил все мировые культуры по принципу контактности (контактные или неконтактные). Так, у контактных культур наблюдается сокращенная дистанция между участниками общения, допустима высокая тактильность (они могут прикасаться друг к другу) и эмоциональная связь (взгляд в глаза и т. д.). Однако дальнейшие эксперименты показали определенную несостоятельность такого разделения.

  • Личное пространство может нормироваться не только культурой, но и субкультурой человека

Например, городская субкультура «требует» меньшего пространства, нежели сельская, молодежная также — по отношению к элитарной и т.д.

Личное пространство в семье и для семьи

Эта область исследует проблему пространственного поведения человека по вопросам:

  • Выделения и ограничения персонально-семейного пространства
  • Определения и защиты своих прав на него
  • Возможностей уединения в нем и контроля допуска туда других индивидов

Мы знаем, что в животном мире, это «регламентируются» мечением территории. У человека также присутствуют свои «метки»  – забор, барьеры, а в случае национальных территорий – даже флаги и пограничные столбы. Даже в своем жилье идет символическое обозначение – моя полочка (стоит моя косметика), моя стена (висят мои плакаты) и т. д.

Территориально такое приватное пространство в семье также делят на несколько видов:

  • Как общее — вместе с соседями по подъезду, дому
  • Групповое – как совместное с родными
  • Личное – непосредственно «мое»

Наша презентация темы

Приватное пространство – из истории вопроса

Разумеется, природные механизмы, регулирующие личное пространственное поведение человека, – не единственные, определяющие всю проблему. Идеи приватности, уединенности, границ и размеров личного пространства также определяются культурой и являются её продуктом. Возникновение таких идей относят к периоду Нового времени (17-18 вв), причем в первую очередь в городских культурах.

Иными словами, они определены прогрессом, который смог предоставить для этого соответствующие условия. Известно, например, что даже в замках средневековья человек не имел «положенной ему по статусу» приватности. Все люди тогда спали в более-менее объединенных помещениях из-за невозможности отапливать множество комнат.

С возникновением условий центрального отопления появляется возможность повсеместного увеличения таких комнат, и начинает формироваться идея уединенности и личного пространства как нормы.
Сегодня не в пример историческим реалиям статусность и большие социальные возможности человека действительно определяют эти нормативы приватности и больших зон для личного пространства.
Нарушения этих норм зачастую ведет к неприемлемым в обществе последствиям – агрессия, стрессы, депривация, фрустрация и т.д.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Личное пространство человека: соблюдайте дистанцию

Для ребенка – любимая качель, для взрослого – определенная лавочка в парке или, к примеру, столик в кафе… У каждого из нас есть любимое, давно облюбованное место. И становится не по себе, когда его вдруг занимает кто-то другой. Вокруг человека существует некая оболочка, которая имеет несколько уровней. Она и называется его личным пространством.

Эта тема весьма любопытна и часто затрагивается психологами. Ведь обладая подобными знаниями Вам будет легко расположить человека к себе, научиться создавать комфортное общение, не нарушая границ личного пространства.

Существуют 4 зоны пространства:

Интимная зона (от 15 до 46 сантиметров) Это основная зона пространства, ее человек охраняет, как лев свою территорию. И на попытки проникнуть за ее границы реагирует бурно и негативно. Только самым близким людям (родные, супруг/а, дети, друзья), с которыми человек находится в близком эмоциональном контакте, разрешается их пересекать. Также тут есть небольшая подзона (15 см), в которую можно проникнуть лишь при помощи физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.

Личная зона (46 сантиметров до 1,2 метра) Расстояние, которое можно наблюдать на вечеринках, приемах, дружеских вечерах. Также это пространство стараются сохранять, общаясь с сотрудниками по работе и знакомыми.

Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра) Это расстояние человек держит с малознакомыми людьми, которых видит не впервые, но не имеет с ними никаких отношений, помимо работы или других совместных дел. Для примера – новый сотрудник на работе.

Общественная зона (более 3,6 метра) Комфортная дистанция в группе людей, на собраниях по работе, учебе. При нарушении ее незнакомыми людьми создается впечатление нехватки места. Рассуждая на тему личного пространства, неправильно забывать о том, что человеку свойственно «метить» свою территорию. На примере животных мы видели, как братья наши меньшие отстаивают свою землю, самку, семью. А ведь это – их личное пространство, которое они подсознательно присвоили и не позволят другим у себя отобрать. Абсолютно так же и у людей.

Понаблюдайте за своими родными. Вы заметите, что, например, отец любит сидеть в одном и том же кресле по вечерам, ребенок играет в определенном месте комнаты, а Вам неприятно, если за столом кто-то пьет именно из Вашей чашки, хотя на ней нет ни подписи, ни имени. Эти мелочи и показывают, что у человека есть свое пространство, за которое он готов бороться.

Похожая ситуация и с физической близостью. Для мужчины и женщины, если они близки между собой, это нормально. Но между малознакомыми и незнакомыми людьми при близком контакте (например, в метро или лифте во время давки) ощущается смущение. Женщины на касание незнакомых мужчин подчас реагируют возмущенно. Поэтому важно знать, в каких Вы с человеком отношениях и насколько близко можете к нему находиться.  Понимая принцип личного пространства, можно выстроить отношения в коллективе, избежать недоразумений или наоборот, подпустив человека ближе, показать, что он Вам не безразличен.

Берегите себя и свое пространство, и помните, что Вы всегда имеете на него право!

Личное пространство — почему вам нужно меньше или больше, чем другим

Андреа М. Дарси

Вас обвинили в навязчивости или сдержанности? Или просто сказали, что вы, похоже, не уважаете чужое личное пространство и не понимаете, о чем идет речь?

Что такое личное пространство?

Личное пространство — это расстояние, необходимое каждому человеку между своим телом и другими людьми, чтобы чувствовать себя комфортно и непринужденно.

Вы действительно могли бы назвать это «личной дистанцией». Психологи также разбрасываются термином «межличностное пространство», считая, что речь идет не только о вас, но и о тех, кто вас окружает.

Меняющееся пространство вокруг вас

Межличностное пространство не является фиксированным соотношением. Совершенно нормально иметь одну личную дистанцию ​​​​с людьми, которых вы очень хорошо знаете, например, свою семью, и другую полностью для друзей, а затем для коллег.

И большинство из нас склонны время от времени, так сказать, неверно оценивать наше фактическое «расстояние». Интересное исследование, проведенное в Университете Виктории в Канаде, показало, что мы, как правило, правильно оцениваем, насколько далеко мы отдалились от других в неличных ситуациях. Например, на встрече. Но в личных ситуациях с людьми, которых мы хорошо знаем, мы склонны думать, что находимся дальше от других, чем на самом деле.

Личное пространство — это выбор?

С одной стороны, у нас, конечно, есть выбор, насколько близко мы стоим к другим. С другой стороны, было обнаружено, что генетический компонент влияет на то, каким будет или не будет наш уровень комфорта.

По словам Майкла Грациано, нейробиолога из Принстона и автора книги « Пространства между нами» , наша личная «буферная зона» встроена в наш мозг с рождения. Некоторые из нас рождаются с гораздо меньшей буферной зоной, чем другие.

Решение вашего мозга о том, чтобы занять место

Нейробиологи, называют представление мозга об окружающей нас области «периперсональным пространством». С практической стороны наше понимание окружающего нас пространства означает, что мы знаем, как, скажем, протянуть руку и схватить объекты.

Автор: Internet Archive Book Images

Но окололичностное пространство также действует как запас безопасности для нас, чтобы решить, приемлемы или неприемлемы «входящие объекты» (включая людей).

Исследования, проведенные на обезьянах, показали, что те же области мозга, которые активизировались при физическом прикосновении к ним, активировались, когда к ним просто приближались предметы. И что простая угроза приближающегося объекта означала, что обезьяны физически готовы защищаться.

Это могло бы объяснить, почему мы чувствуем большую психологическую потребность в пространстве, если мы кого-то не знаем. В частности, если мы склонны бояться близости, мы зарегистрируем этого человека как угрозу.

Диагностика психического здоровья и проблемы с пространством

Если у вашего мозга меньше буферной зоны, вы можете столкнуться с трудностями в обучении и социальными трудностями. И может закончиться диагнозом психического здоровья. Они могут включать:

Диспраксия.

Диспраксия — это разница в обучении , которая диагностируется, когда ребенок не может понять, где его тело находится в пространстве. Помимо того, что они физически натыкаются на предметы и имеют проблемы с координацией, например, с удерживанием предметов, они могут испытывать трудности с чтением и письмом. А в социальном плане они могут недооценивать личное пространство, стоять слишком близко, толкать людей, когда нет места, и ошибочно расстраивать других.

Расстройство аутистического спектра и синдром Аспергера

Симптомом аутизма является сильно настроенные чувства, что может привести к сенсорной перегрузке. Таким образом, в то время как для нормального человека прикосновение к руке едва заметно, для человека с аутизмом это может быть сильным или даже ошеломляющим ощущением. Это, конечно, означает, что людям с когнитивным отличием от аутизма может понадобиться большое личное пространство, чтобы чувствовать себя спокойно и в безопасности.

В настоящее время синдром Аспергера считается частью спектра аутизма. Нередко, если у вас синдром Аспергера, вы ненавидите прикосновения других, если только это не кто-то, кого вы хорошо знаете.

Тревожные расстройства.

Автор: Д. Синклер Террасидиус

Если у нас сильное беспокойство, наш разум постоянно ищет опасность. Таким образом, любой, кто входит в наше межличностное пространство, может чувствовать себя более угрожающе, чем обычно, поскольку мы «на страже». При социальном тревожном расстройстве это становится главной проблемой.

Как насчет людей, которые стоят слишком близко?

Они выше тебя? Интересное исследование с использованием виртуальной реальности показало, как размер тела связан с уменьшением личного пространства. Он пришел к выводу, что более высокие люди с большей вероятностью будут иметь меньшее личное пространство.

Исследование показало, что если мы воспринимаем себя больше, наше личное пространство уменьшается. Даже если это была просто уловка гарнитуры виртуальной реальности, заставляющая нас чувствовать себя больше, это приводило к тому, что мы чувствовали себя более достойными того, чтобы занимать место.

Насилие в детстве и проблемы с границами тела

  • Вы часто чувствуете себя некомфортно из-за вторжения в ваше личное пространство, но не можете постоять за себя или сказать «нет»?
  • Позволить людям подойти слишком близко или прикоснуться к вам, когда вы не хотите, чтобы к вам прикасались?
  • Или даже заниматься сексом с людьми, с которыми вам совсем не комфортно?

Насилие в детстве означает, что взрослый полностью нарушил наше личное пространство. Это может означать, что мы становимся взрослыми со скрытым убеждением, что мы не заслуживаем уважения к нашему личному пространству.

Почему расстояние между людьми так важно

Все еще не убеждены, что личное пространство имеет большое значение? Это напрямую влияет на то, как вы общаетесь с другими и общаетесь с ними. Стремление осознавать и уважать личное пространство означает, что вы можете:

  • помогите другим чувствовать себя более комфортно рядом с вами
  • чувствовать себя более комфортно среди других
  • понять, почему другие люди чувствуют себя рядом с вами так же, как и вы
  • прекратите посылать другим неправильные сигналы
  • проявите уважение к себе и лучше позаботьтесь о себе
  • распознает, когда потребность в пространстве является предупреждением о необходимости быть начеку в целях личной безопасности.

Примеры личного пространства

Не знаете, что такое «большое» или «маленькое» личное пространство? Это определение может варьироваться в зависимости от культуры. Например, поцелуй в две щеки во Франции может показаться человеку, скажем, из Японии, лишенным личного пространства. Но в целом:

1) Вы любите обнимать всех своих друзей и даже незнакомцев , и часто наклоняетесь, чтобы коснуться руки человека, когда говорите. У вас мало личного пространства.

2) Или, возможно, вам не нравится, когда кто-либо прикасается к вам, кроме вашей второй половинки. И мысль о том, что тебя обнимет незнакомец, пугает тебя. Это пример большого личного пространства.

3) Вам комфортно обниматься с людьми, которых вы знаете, вам хорошо стоять рядом с людьми, и вы не возражаете, если человек, которого вы только что встретили, немного обидчив по-дружески. Но ты не ищешь. У вас среднее личное пространство.

Нужна помощь, чтобы понять, откуда берутся проблемы с личным пространством? Мы связываем вас с высоко оцененной командой дружелюбных экспертов в области психического здоровья в центре Лондона. Или воспользуйтесь нашей платформой бронирования, чтобы найти зарегистрированного в Великобритании терапевта или онлайн-терапевта прямо сейчас.


Остались вопросы о личном пространстве и психическом здоровье? Сообщение ниже.

Андреа М. Дарси — главный редактор и главный автор этого сайта. В молодости ей поставили диагноз СДВГ, она обладала высокой чувствительностью и всегда была фанаткой личного пространства!

Личное пространство

 

Личное пространство  – это очень важный социальный навык, который дети в начальной школе могут изучать, практиковать и развивать. Понимание и поддержание хорошего личного пространства помогает детям более успешно участвовать в повседневном общении и в личных отношениях со сверстниками и взрослыми, а также помогает им оставаться в безопасности.

Каждый чувствует себя более комфортно, когда человек, с которым он находится, уважает его личное пространство.

Хотя существуют некоторые общепринятые представления о том, сколько места уместно в данной ситуации; количество личного пространства, в котором нуждается каждый из нас, может сильно различаться.

Это пространство меняется в зависимости от нескольких факторов:         

  • С кем вы
  • Что ты делаешь
  • Где вы находитесь                                                      

Многие люди называют пространство, которое необходимо иметь между собой и кем-то другим, чтобы чувствовать себя комфортно, своим « космическим пузырем ». Принято считать, что у нас есть меньший «пространственный пузырь» с семьей и близкими друзьями, чем со знакомыми, незнакомцами и авторитетными фигурами.

Для маленьких детей космический пузырь иногда может быть одинакового размера для всех. Кроме того, они склонны думать, что у всех такой же космический пузырь, как и у них. Вы часто видите это у очень маленьких детей и у детей с особыми потребностями. Эти дети могут подойти к вам и сесть к вам на колени, обнять вас без разрешения, прикоснуться к вашим волосам, поиграть с вашим ожерельем, прикоснуться к рисунку на вашей рубашке или прикоснуться к вашему телу без разрешения, иногда в неподходящих местах.

Как вы понимаете, это может быть очень неудобно для другого человека. Когда дети делают такие вещи с учителями или другими взрослыми, мы обычно знаем, как справиться с таким поведением и как перенаправить ребенка. Но когда один ребенок вторгается в личное пространство другого ребенка, не всегда получается так хорошо.

Дети чувствуют себя неловко, раздражаются, а иногда и злятся, когда сверстники лезут в их личное пространство. Важно, чтобы мы учили детей тому, что такое хорошее личное пространство, как определить, вторгаются ли они в чужое личное пространство, и, если это так, что с этим делать.

3 Ключевые моменты При обучении своим студентам о личном пространстве

1. Моделируйте хорошее личное пространство

Моделирование хорошее личное пространство со своими студентами является важным первым шагом в обучении ваших студентов. пользоваться им и уважать его. Можно легко забыть об этом, пока мы занимаемся своим напряженным днем ​​и пытаемся помочь нашим ученикам. Для нас важно уважать чужое личное пространство, даже если оно сильно отличается от нашего собственного. Мы можем сделать это;

*Сообщаем детям, когда нам нужно войти в их личное пространство

*Спрашиваем детей, можем ли мы попасть в их личное пространство, и объясняем, почему «Я знаю, что тебе не нравится, когда я прикасаюсь к тебе, поэтому вместо «дай пять» я посылаю тебе улыбку». Правозащита

Научите детей распознавать свое личное пространство в различных ситуациях и защищать себя, если кто-то вторгается в их личное пространство. В зависимости от ситуации детям может понадобиться;

*Резервное копирование

*Walk Away

*Попросите (или скажите) человеку, чтобы резервное копирование/остановить касание

*Попросите взрослого за помощь

3. Явно преподайте ожидаемое поведение

некоторые детям потребуется подробное обучение, чтобы по-настоящему понимать и уважать личное пространство других, а также понимать и отстаивать свое собственное. Вот несколько способов научить детей тому, что такое личное пространство.

1.  Космический пузырь : Используя обруч, пусть дети держат обруч вокруг талии, а затем ходят по пространству, наблюдая за ударами обруча. Скорее всего, это был бы чей-то пузырь личного пространства. Если вы подойдете намного ближе, другому человеку, вероятно, будет неудобно (убедитесь, что хулахупы не слишком велики).

2.  Сидячий космический пузырь : Для выполнения этого задания вам понадобится много веревки или пряжи, или вы можете использовать длинную скакалку и поделиться ею. Попросите детей сесть и дать им веревку, пряжу или веревку (или сделать это на улице и использовать тротуарный мел). Пусть каждый ребенок продемонстрирует свой личный космический пузырь, расположив веревку, пряжу или скакалку вокруг себя, образуя круг любого размера, который он хочет. Посмотрите на детские космические пузыри. Некоторые больше/меньше других?

3.  Моя зона комфорта : Как и в случае с красным/зеленым светом, один ребенок стоит напротив комнаты, а другие дети находятся с другой стороны. Эта игра работает лучше всего, если у вас есть только один ребенок, продвигающийся вперед к ребенку через комнату. Ребенок, демонстрирующий свой космический пузырь, должен поднять руку по сигналу «СТОП», когда ребенок, идущий к нему, подойдет достаточно близко. Еще ближе и ребенку будет некомфортно. Во время игры смотрите на космический пузырь каждого ребенка. Попросите детей поменяться местами, пока все не получат очередь продемонстрировать свой космический пузырь.

 

Личное пространство и безопасность  

Еще одна важная причина учить детей понимать и уважать личное пространство — безопасность. Личное пространство может помочь нам оставаться в безопасности. Это может быть буферная зона, которая удерживает людей на безопасном расстоянии и даже от столкновения друг с другом. Личное пространство — это частная и индивидуальная вещь, которую трудно объяснить. Мы почти считаем его продолжением нашего тела.

Люди могут негативно реагировать, когда кто-то вторгается в их личное пространство. Они могут просто чувствовать дискомфорт, а могут испытывать тревогу или гнев. Некоторые дети могут даже физически наброситься на другого ребенка, который вторгся в их личное пространство. Важно знать границы личного пространства учеников вашего класса. Особенно, если у ребенка очень маленький космический пузырь, и он сильно реагирует на то, что кто-то входит в его пространство.

Границы личного пространства ( космические пузыри ) могут сильно различаться у разных людей. Это может зависеть от множества факторов, в том числе от того, насколько хорошо вы знаете другого человека, от ваших отношений с другим человеком (нравится он вам или нет) и от того, насколько вы ему доверяете.

Некоторых детей нужно научить иметь больший космический пузырь с определенными людьми или группами людей. Один из способов научить их этому — использовать мишень Personal Space Target . Используя эту мишень для демонстрации, вы должны нарисовать, написать или поместить изображение ученика в центр мишени (яблочко), а затем использовать следующие кольца, чтобы продемонстрировать, с кем безопасно иметь меньший космический пузырь, а с кем следует держаться на большем расстоянии. Например, члены семьи будут находиться на ринге рядом с яблочком, а незнакомцы будут на самом дальнем кольце.

Для вашего удобства я сделал для вас  3 личные космические мишени  . Первый пуст, чтобы вы или ваш ученик могли добавить информацию. Вы можете нарисовать его, написать или даже использовать настоящие фотографии. Вторая цель имеет некоторую серую заливку, чтобы помочь учащимся визуализировать различные кольца/уровни личного пространства. Эта мишень может быть полезна для учащихся старшего возраста. Третья цель выполнена в мягких тонах, чтобы красиво продемонстрировать различные кольца/уровни личного пространства, обычно используемого людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *