Личное пространство это что: Личное пространство человека (понятие, границы, проблемы)

Личное пространство человека (понятие, границы, проблемы)

Личное пространство как проблема приватности действительно принадлежит к феноменами современной культуры, поскольку еще в середине 20 века такой вопрос вообще не был актуален в нашей стране.

Его возникновение исследователи связывают с несколькими факторами, в числе которых находятся:

  • И изменение культурной нормы
  • И увеличение социального и экономического статута или возможностей человека
  • И, соответственно, рост притязаний человека

Понятие личного пространства

Само понятие личного пространства включает в себя определение формы невербальной коммуникации, которая призвана регулировать степень или уровень свободы конкретного индивида-личности.

Для объяснения функций личного, частного или персонального пространства (приватности) сегодня предложено несколько моделей с их механизмами.

Так,

  • Существует модель равновесия, согласно которой каждый индивид имеет свой оптимальный и допустимый уровень интимности, по которому и выстраивается его личное пространство (сюда включают даже расстояния, на которые человек может допускать к себе других людей).
  • Имеется и модель Говарда и Эванса, которая трактует это понятие в качестве естественного механизма, сформированного и сохраненного эволюцией для контролирования внутривидовой агрессии.
  • В конце 70-х гг. прошлого века появилась и концепция избирательности контроля своей приватности, причём действие такой избирательности может происходить и на подсознательном уровне, когда индивид в своем общении сам оценивает степень своей открытости для иного человека.

Проблемы личного пространства

Проблема личного пространства и его нарушения стала изучаться наукой этологией (на примерах животных) с начала минувшего столетия, а с середины его оформилась в соответствующий вопрос пространственного поведения человека в антропологии. Первым исследователем которого признан Э.Холл.

Сегодня это понятие частного пространства предлагается рассматривать в двух категориях:

  • Как дистанцию общения, что подразумевает личные отношения человека с другим
  • Как персональное семейное пространство, что относится к выделению определенной территории и закреплению за ней своих исключительных прав.

В обоих случаях имеют место свои особенности, характерные черты и функции. Рассмотрим плотнее.

Личное пространство – дистанция отношений

В этой категории изучается физическая открытость индивида, т.е. реальная пространственная готовность человека к допуску к себе другого человека.
На нее непосредственно оказывают влияние факторы:

  • Близости отношений этих людей
  • Их половозрастных дефиниций
  • Культурно-этнической принадлежности
  • Социального статуса и образа жизни

Исследователями отмечены следующие «параметры» оформления размеров личного пространства у человека (в то числе и на примере животных обнаружены интересные факты), а именно:

  • Расстояние общения у самцов больше, нежели у самок (объяснение в уровне и степени доминирования или агрессии)

В реальности даже в разных культурах у человека прослеживаются аналогичные тенденции – дистанция общения у женщин сокращена по сравнению с «мужской», общение в парах происходит чуть дальше, чем у женщин, но ближе, чем у мужчин. Дети нарушают данную схему ввиду их возрастного любопытства.

  • Дистанция общения и личного пространства изменяется в соответствии с возрастом индивида

Так, грудной ребенок неотделим от матери, выходит, он не располагает совсем личным пространством. Отстаивание своей приватности у него начинается к 3-4 годам. Сюда добавляется фактор гендерности — уже к 8-9 годам начинаются притязания индивида на свое пространство (у мальчиков больше). Такая тенденция протекает до 16 лет или до возраста полной социализации человека.

  • Культурно-этнические градации приватности

Это очевидный факт разницы в «нормировании» дистанции общения в различных культурах. Например, все тот же Э.Холл разделил все мировые культуры по принципу контактности (контактные или неконтактные). Так, у контактных культур наблюдается сокращенная дистанция между участниками общения, допустима высокая тактильность (они могут прикасаться друг к другу) и эмоциональная связь (взгляд в глаза и т. д.). Однако дальнейшие эксперименты показали определенную несостоятельность такого разделения.

  • Личное пространство может нормироваться не только культурой, но и субкультурой человека

Например, городская субкультура «требует» меньшего пространства, нежели сельская, молодежная также — по отношению к элитарной и т.д.

Личное пространство в семье и для семьи

Эта область исследует проблему пространственного поведения человека по вопросам:

  • Выделения и ограничения персонально-семейного пространства
  • Определения и защиты своих прав на него
  • Возможностей уединения в нем и контроля допуска туда других индивидов

Мы знаем, что в животном мире, это «регламентируются» мечением территории. У человека также присутствуют свои «метки»  – забор, барьеры, а в случае национальных территорий – даже флаги и пограничные столбы. Даже в своем жилье идет символическое обозначение – моя полочка (стоит моя косметика), моя стена (висят мои плакаты) и т. д.

Территориально такое приватное пространство в семье также делят на несколько видов:

  • Как общее — вместе с соседями по подъезду, дому
  • Групповое – как совместное с родными
  • Личное – непосредственно «мое»

Наша презентация темы

Приватное пространство – из истории вопроса

Разумеется, природные механизмы, регулирующие личное пространственное поведение человека, – не единственные, определяющие всю проблему. Идеи приватности, уединенности, границ и размеров личного пространства также определяются культурой и являются её продуктом. Возникновение таких идей относят к периоду Нового времени (17-18 вв), причем в первую очередь в городских культурах.

Иными словами, они определены прогрессом, который смог предоставить для этого соответствующие условия. Известно, например, что даже в замках средневековья человек не имел «положенной ему по статусу» приватности. Все люди тогда спали в более-менее объединенных помещениях из-за невозможности отапливать множество комнат.

С возникновением условий центрального отопления появляется возможность повсеместного увеличения таких комнат, и начинает формироваться идея уединенности и личного пространства как нормы.
Сегодня не в пример историческим реалиям статусность и большие социальные возможности человека действительно определяют эти нормативы приватности и больших зон для личного пространства.
Нарушения этих норм зачастую ведет к неприемлемым в обществе последствиям – агрессия, стрессы, депривация, фрустрация и т.д.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Особенности проявления и защиты личного пространства

Личным пространством называется область, которую человек воспринимает как частную собственность, как продолжение своей личности. В этой связи нарушение личного пространства расценивается как вид агрессии, стороннее вторжение. Имеем ли мы право на личное пространство в партнерских отношениях и семье? Должны ли защищать свои границы? Поговорим об этом в статье с точки зрения психологии.

Что это такое

Зона безопасности и комфорта, коей воспринимается личное пространство, включает множество факторов. Границы бывают физическими и психологическими. К физическим относятся границы нашего тела. Человек сам определяет, когда допустимы прикосновения, рукопожатия, похлопывания и прочие выражения близости. Если прикосновения вызывают малейший дискомфорт, они нарушают допустимую дистанцию.

К психологическим границам относятся пределы личных коммуникаций. В этом случае физический контур отсутствует. Для определения границ человек руководствуется зоной доверия. То есть определяет, насколько близко он готов подпустить друга или партнера, раскрыть ему свой внутренний мир, поделиться эмоциями и переживаниями. Психологические границы различны для малознакомых людей, коллег и близких родственников.

В чем проявляется нарушение личного пространства

Если в результате общения возникают неприятные ощущения, неуверенность в себе, раздражительность, значит, зона вашего личного комфорта нарушена. Физические границы часто нарушаются в общественном транспорте. Толчки, давка, прикосновения к чужим телам отчасти угрожают безопасности, потому многими воспринимаются крайне негативно.

В чем чаще всего проявляются нарушения личного пространства:

  • в неожиданных и резких прикосновениях без согласия человека;
  • в использовании чужих личных вещей;
  • в словесном насилии, речевой агрессии, оскорблениях.

Человек с устойчивой психикой сам обозначает границы, не позволяет приближаться сверх дозволенного, защищается в случае вербальной агрессии. Но у слабого в психоэмоциональном плане человека личные границы могут совсем отсутствовать. Он не умеет доказывать правоту, отстаивать взгляды, отказывать в просьбах. Чаще всего он живет чужим мнением.

Должно ли быть личное пространство в отношениях

В семье или сложившихся отношениях партнеры нередко нарушают личное пространство друг друга. Часто это делается вполне осознанно, физически и эмоционально. Пример самых грубых посягательств — рукоприкладство, сексуальное насилие. Обстановка в таких семьях опасна для жизни.

Но личное пространство в отношениях нарушается и другими, с первого взгляда достаточно безобидными способами:

  • навязыванием общения;
  • тотальным контролем;
  • ревностью;
  • стремлением принизить, поставить в неудобное положение;
  • навязыванием своих взглядов;
  • игнорированием просьб и обоснованных претензий.

Для человека, привыкшего держать дистанцию даже с родными людьми, желание партнера слишком часто быть вместе может рассматриваться как давление, грубое нарушение личных границ.

Зона комфорта ребенка

Не меньше взрослых в собственной территории безопасности нуждаются дети. Свой уголок ему нужен, чтобы побыть в тишине и одиночестве, заняться любимым делом, перебрать личные вещи. Необходимость в таком пространстве возникает не с рождения. Но к 3-7 годам уголок или личная комната нужны ему обязательно. Одновременно они становятся зоной его ответственности и зоной комфорта.

Во что выливается отсутствие личного пространства у ребенка:

  • отсутствуют сформированные границы, ребенок не умеет разделять свои и чужие желания, не способен выигрывать в конфликтах;
  • отсутствует способность правильно выражать свои чувства, часто присутствует обида и злость;
  • растет раздражительность, замечания и одергивания приводят к эмоциональному взрыву;
  • снижается иммунитет;
  • падает успеваемость в школе.

Несамостоятельный, неуверенный в себе ребенок не способен налаживать связи со сверстниками. Он таким и остается, пока не вырастет.

Люди, плохо разбирающиеся, где заканчиваются личные границы, и начинается чужая территория, не могут защититься от сторонней агрессии. Они должны развивать свою независимость, учиться отстаивать взгляды, правильно реагировать на негативные проявления со стороны окружающих. Когда нет наработанных навыков, поможет психолог.

Получить персональную консультацию психолога приглашает оздоровительный центр «Доверие». Здесь помогают взрослым и детям любого возраста, учат уважать себя, проявлять терпимость и тактичность к близким. Показывают, как защищать личное пространство, чтобы делать свою жизнь более благополучной.

Как научить ребенка пользоваться личным пространством

Большинство детей легко понимают, насколько близко нужно стоять к другим людям при разговоре с ними. Но дети, которые борются с социальными сигналами, часто не улавливают того, что типично. Они могут отталкивать или раздражать сверстников, стоя слишком близко.

Прочитайте о пяти способах помочь ребенку понять личное пространство. Вы также можете посмотреть это видео эксперта, объясняющего некоторые из этих стратегий.

Ознакомьтесь с темами, выбранными нашими экспертами

  • Социальные навыки

  • Воспитание детей

  • Стратегии и советы

1.

Пусть ваш ребенок чувствует себя «слишком закрыть».

Попросите ребенка встать на расстоянии около 2 футов от вас. Спросите, удобно ли вам это расстояние. Затем попросите ребенка медленно идти к вам, пока он не почувствует дискомфорт. Объясните, что именно так люди себя чувствуют, когда другие стоят слишком близко, за исключением того, что их «личный круг» больше.

2. Показать правильное расстояние.

Степень близости людей зависит от культуры. В Соединенных Штатах обычно достаточно места от 18 до 24 дюймов. Используйте опору, чтобы сделать это расстояние бетонным.

Можно взять обруч и встать в центре. Пусть ваш ребенок встанет прямо за бортик. Затем уберите его, чтобы попрактиковаться в поиске правильного места для стояния. Вы также можете использовать любой предмет длиной около двух футов, чтобы показать правильное расстояние между говорящими людьми.

3. Сценические разговоры.

Попросите членов семьи (включая вашего ребенка) по очереди стоять слишком близко или на правильном расстоянии при разговоре друг с другом. Снимите видео с этими сценами и просмотрите их вместе, чтобы у вашего ребенка было четкое представление о том, как выглядят подходящие интервалы.

4. Помогите найти улики.

Объясните, что если кто-то в разговоре делает шаг назад, ваш ребенок должен оставаться на месте. Человек сигнализирует, что было бы лучше, если бы расстояние между ними было больше. Поговорите о других социальных сигналах, которые ваш ребенок может искать, чтобы увидеть, чувствует ли другой человек дискомфорт.

5. Практика, практика, практика.

При достаточном количестве повторений дети узнают правила личного пространства и используют стратегии, чтобы сохранять правильную дистанцию. Дайте ребенку фразу-напоминание, например: «Чтобы быть крутым, правилом является расстояние вытянутой руки».

Ищете другие способы помочь вашему ребенку узнать о личном пространстве? Прочитайте, как мама использовала «правило локтя», чтобы помочь своему сыну научиться не стоять так близко к другим.

Об авторе

Об авторе

Кейт Келли пишет и редактирует более 20 лет, уделяя особое внимание воспитанию детей.

Отзыв от

Отзыв от

Марк Дж. Гриффин, доктор философии, был директором-основателем школы Eagle Hill School для детей с особыми трудностями в обучении.

Изучение смежных тем

  • Социальные навыки

  • Воспитание детей

  • Стратегии и советы

Рабочие листы по личному пространству для учащихся начальной школы

Большинство взрослых понимают физические границы, установленные в пределах общего пространства, и важность соблюдения норм личного пространства; однако маленькие дети проводят много времени дома, обнимаясь и сидя на коленях, и это может сбивать с толку, когда они не могут делать то же самое в школе.

Используя эти рабочие листы по личному пространству, мы поможем вам научить вас, как обеспечить небольшое пространство для локтей.

Во-первых, вы будете работать со студентами в групповом упражнении, чтобы продемонстрировать правильное личное пространство и обсудить, как различные ситуации могут изменить правила относительно того, какие границы допустимы, а какие нет.

И, во-вторых, учащиеся могут использовать рабочий лист для создания собственной социальной истории в личном пространстве.

Рекомендуемый уровень обучения : Элементарный

SEL Навыки : Общение, сотрудничество

Продолжительность: 30 минут

Материалы: 9 0096

  • Социальная история Personal Space
  • Инструкции для преподавателей

Подсказка:  «Сегодня мы поговорим о личном пространстве. Кто-нибудь знает что это значит?

* Разрешить учащимся отвечать *

Общее пространство — это вся площадь комнаты, в которой вы находитесь.

Личное пространство — это пространство вокруг вашего тела. Это граница между вами и людьми рядом с вами.

Вот несколько примеров:

  • Случалось ли вам когда-нибудь, чтобы кто-то говорил так близко к вашему лицу, что вам становилось немного неловко?
  • Кто-то стоит так близко к вам, что касается вас
  • Стоит слишком близко к кому-то во время ожидания в очереди

* Предложите учащимся привести несколько других примеров *

Мы встанем и покажем, как может выглядеть вторжение в чужое пространство. Могу ли я иметь 2 добровольцев?

(Пусть 2 ученика представят, что они стоят в очереди, а один ученик встанет очень близко к человеку перед ними).

Как вы думаете, это показывает хорошее личное пространство? Что они могут делать по-другому, чтобы у каждого было свое личное пространство?

* Дайте время на ответы *

А теперь я хочу, чтобы вы все встали. Не двигайтесь, а стойте ровно на месте. Оглянитесь вокруг. Вы можете или не можете практиковать хорошее личное пространство прямо сейчас, и мы собираемся выяснить!

Держите руки прямо в стороны – вы никого не трогаете? Если да, сделайте шаг назад, пока не перестанете их касаться. Это отличный способ убедиться, что мы все делаем правильно.

Давайте присядем и подумаем о других примерах, где нам может понадобиться помощь.

* Дайте учащимся время ответить *

Кто любит обниматься, когда вы с кем-то прощаетесь?

Кому просто нравится прощаться? Или, может быть, вы любите давать пять?

Каждая из этих вещей в порядке! Но правильно, прежде чем обнять кого-то, спросить: «Можно я обниму тебя на прощание?»

Нам важно научиться уважать границы окружающих нас людей.

Некоторые вещи, которые мы должны помнить:

  • Расстояние между вами и кем-то другим
  • Используйте свои слова, если кто-то стоит слишком близко к вам и вам это не нравится
  • Уважайте чужие границы, спрашивая их, прежде чем подойти достаточно близко, чтобы прикоснуться к ним »

Дополнительно:  Раздайте рабочие листы личного пространства и попросите учащихся раскрасить и заполнить его.

Дополнительные ресурсы

Книги

  • Харрисон П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *