Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии
ЛИЧНОСТЬ — отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор саморегуляции общественного организма. Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности.
- Назад
- Вперёд
Что такое личность? | oringo.
com.uaЧеловеческая личность – удивительное явление и одна из самых больших загадок. Что делает человека человеком? В чём заключается пресловутая «разумность» нашего вида? Где прячется эта неуловимая субстанция, которую в разное время называли душой, индивидуальностью, самосознанием и, в конце концов, собственно личностью?
Вопрос о сущности души волновал людей издавна. Разные народы давали на него ответы разной степени причудливости. Египтяне, например, наделяли каждого человека целыми пятью душами. Это были: ба – дух и жизненная сила человека, после смерти отправлявшаяся в загробное царство; ах – эфирное тело; шуит – тень, тоже неотъемлемая часть души; иб – сердце, в котором, по мнению египтян, обитали интеллект и разум; ка – очень странное явление, что-то вроде двойника, разделявшего судьбу человека (египетский вариант «портрета Дориана Грея»).
На фото: кольцо «Начало» со Swarovski Red Dark
У греков душа была всего одна и помещалась, как ни странно, в диафрагме. Впрочем, в каком-то смысле это логично – диафрагма находится ровно посередине туловища, и греки, обожавшие гармонию и равновесие, просто не могли придумать место лучше.
Средневековые христиане живо интересовались вопросом души и её свойств. Мнений на этот счёт было примерно столько же, сколько в Европе было богословов. Одни говорили, что душа материальна, другие – что нет; одни считали, что душ едина и неделима, другие утверждали, что она состоит из трёх частей – разума, чувств и воли. Однако все сходились на том, что душа создана Богом, и никакие существование без неё невозможно.
На фото: подвес «Согреть сердце» с кубическим цирконием
Попытки, так сказать, научного исследования души начали предприниматься в эпоху Просвещения и длились вплоть до конца XIX века. Однако большинство исследователей интересовалось лишь вопросом существования и свойств этой загадочной субстанции. И только в конце XIX века учёные заинтересовались тем, как эта самая «душа» функционирует. Так начались первые попытки исследовать самую сущность человека – его личность.
В ряду бесстрашных исследователей глубин души первое место заслуженно занимает Зигмунд Фрейд – фигура легендарная и почти фольклорная. Что же думал Фрейд о человеческой личности? Его версия отчасти напоминала воззрения древних египтян: Фрейд тоже делил личность на несколько частей, правда, в его теории их было всего три. В основе личности, по мнению Фрейда, находится тёмная, загадочная и беспокойная стихия импульсов и инстинктов – Оно (Ид). Оно живёт рефлексами, примитивными образами и стремится к немедленному удовлетворению своих желаний – будь то снятие напряжения или получение удовольствия. Именно удовольствие, согласно Фрейду, движет всеми действиями Оно. Например, если благовоспитанной венской барышне на званом ужине внезапно захотелось съесть весь торт целиком, причём руками – это работа Оно.
Над этой первобытной и неуправляемой стихией довлеет Сверх-Я (Супер-Эго) – часть человеческой личности, сформированная социальными правилами и требованиями. Сверх-Я – это инструмент интеграции личности в общество. Именно оно отвечает за социально приемлемое поведение, установление контактов и создание некого образа личности. Сверх-Я не позволяет залезть руками в вожделенный торт – оно требует взять блюдце и вилку и ограничиться одним маленьким кусочком, иначе неприлично.
А между буйным Оно и строгим требовательным Сверх-Я находится собственно Я (Эго) – рациональная часть личности. Она занимается придумыванием планов, как бы так удовлетворить желания Оно, чтобы не вступить в конфликт со Сверх-Я. Я служит своего рода посредником между стихией инстинктов и требованиями общественных норм. А так как Сверх-Я желает подчинить всех и вся, а Оно – удовлетворить свои желания немедленно и во что бы то ни стало, то неудивительно, что между этими тремя частями постоянно происходят конфликты. Фрейд считал, что слишком глубокие и длительные конфликты между частями личности являются причинами неврозов и даже некоторых соматических болезней.
На фото: Зигмунд Фрейд
Иначе смотрел на природу личности другой исследователь – Карл Густав Юнг, любимый ученик Фрейда. Он считал, что человеческая личность изначально незрела и состоит из нескольких частей, живущих своей жизнью. Однако, в отличие от Фрейда, он утверждал, что объединение (интеграция) этих частей не только возможны, но и совершенно необходимы для здоровья и счастья человека.
Согласно Юнгу, личность состоит из Эго – всего того, что человек в состоянии осознать. К сожалению, часть бытия, подвластная разуму, весьма невелика – Юнг говорил, что это оттого, что сама человеческая психика очень молода и ещё не успела толком развиться. Намного большую часть личности составляет личное бессознательное – что-то вроде огромного бездонного омута, в котором обитают обрывки неосознанных мыслей и образов, инстинкты и чувства конкретного человека. Туда же разум «выбрасывает» то, что не в состоянии обработать – слишком сложно, непонятно или просто не хочется. Однако омут бессознательного – отнюдь не помойка для мыслей, а особая сложная экосистема. Юнг предостерегает от выкидывания в него чего попало – выкинутое может и назад вернуться, причём в абсолютно непредсказуемом виде. В лучшем случае, в форме кошмарного сна.
На фото: Карл Юнг
А питается личное бессознательное настоящим «подземным морем» самых древних и глубинных образов, эмоций и мыслительных комплексов. Это «море» называется коллективным бессознательным и включает в себя опыт всего общества, в котором живёт человек – вплоть до человечества в целом.
Самые основные, древние и мощные образы, обитающие в коллективном бессознательном, Юнг называет архетипами. Из глубин психики архетипы способны оказывать влияние на личное бессознательное и даже Эго человека – формировать определённые ситуации, подсказывать решения, подталкивать к тем или иным действиям. Самыми важными для личности Юнг считает следующие архетипы: Персона – образ человека в глазах социума, своего рода «маска»; Тень – все те черты и явления, которые человек не желает в себе видеть и вытесняет; Анимус или Анима – маскулинная сторона души женщины или наоборот, феминная сторона души мужчины; Самость – цельная личность, то, что получается при объединении и интеграции вех противоборствующих сил.
На фото: кольцо «Альтер эго» с кубическим цирконием
Интеграция – процесс непростой и небыстрый. Допустим, Персона демонстрирует всему миру успешного университетского профессора, харизматичного интеллектуала. Но только сам профессор знает, что в его Тени прячется записной прокрастинатор, любитель дивана, дурацких сериалов и бульварных детективов. И пока интеллектуал-профессор и прокрастинатор не встретятся друг с другом, не признают существование друг друга и не помирятся – пазл не сложится, и личность цельной не станет.
Совершенно иной взгляд на личность предложил Эрих Фромм из «пост-фрейдистского» поколения. Он считал, что личность формируется не только тем, что заложено в ней внутри, но и внешними факторами – устройством общества, моралью, культурой. Фромм считал, что человеку равно необходимы и важны собственная свобода и индивидуальность, и принятие людей вокруг. Эти два основных желания находятся в постоянной борьбе – чем больше человек вливается в общество, тем больше ограничивается его свобода, и наоборот. Укоренение в обществе даёт защиту, уют и поддержку – но без индивидуализации превращает общество в безликий муравейник. Индивидуализация дарит свободу – но без укоренения оставляет человека в одиночестве посреди враждебного мира. Каждая крайность опасна. Что же делать?..
На фото: Эрих Фромм
Взгляды Фромма кажутся не очень-то оптимистичными. Однако исследователь утверждает, что из этого порочного круга есть выход – любовь. Именно любовь, в самом широком смысле слова, помогает одновременно и получать поддержку от любимых людей, и сохранять свободу и индивидуальность. Этому сложному, непростому, но такому необходимому навыку Фромм даже посвятил отдельную книгу, которая так и называется – «Искусство любить».
На фото: подвес «Шелковое сердце» с кубическим цирконием
Человеческая личность – сложное, удивительное и многогранное явление. Существует бесчисленное множество попыток изучить и описать её. Однако бесспорно одно – чем бы ни была личность, она всегда стремится к гармонии, принятию и счастью – а главное, наделена всем необходимым, чтобы их достичь.
А вы могли бы назвать себя счастливыми?
Ольга Оринго
Что такое личность? — Глава 1
⇧
Люди часто используют прилагательные, описывающие черты характера , описывая свои собственные характеристики и характеристики других. Они отражают качества ума человека, отношение к другим людям, их влияние на других людей, их желания и стратегии, которые они используют для достижения целей. Принятое определение личности — это набор психологических черт и механизмов внутри человека, которые организованы и относительно устойчивы и которые влияют на его или ее взаимодействие с интрапсихической, физической и социальной средой и адаптацию к ней.
Что такое психологические черты?
Психологические черты — это характеристики, определяющие, чем один человек отличается или похож на другого. Например, застенчивость и болтливость — обе эти черты. Черты описывают средние склонности человека, а не его сиюминутное поведение. Чем чаще кто-то избегает социальных ситуаций, тем больше у нас шансов назвать его «застенчивым». Исследование черт личности изучает, сколько черт существует, как они организованы, их происхождение и последствия или корреляции черт. Черты помогают описывать людей и понимать их различия, а также могут помочь объяснить поведение. Они также могут помочь предсказать будущее поведение и предпочтения.
Что такое психологические механизмы?
Психологические механизмы относятся к процессам личности. Они отличаются от черт тем, что включают деятельность по обработке информации. Они состоят из трех основных компонентов: входных данных, правил принятия решений и выходных данных. Этот механизм может сделать людей чувствительными к определенным стимулам окружающей среды (вход), заставить их предпочесть определенные варианты действий другим (правила принятия решений) и вести себя определенным образом (выход). Экстраверсия — хороший пример механизма.
Личность склонна оставаться стабильной и последовательной от одной ситуации к другой. Признаки и механизмы не просто случайны, они организованы и связаны друг с другом. Различные аспекты личности могут активироваться в зависимости от конкретной ситуации. Черты имеют тенденцию быть устойчивыми, особенно во взрослом возрасте. Таким образом, черты отличаются от состояний , которые мимолетны и мгновенны. Хотя черты относительно устойчивы, они могут медленно меняться с течением времени.
⇧
Черты и механизмы личности влияют на нашу жизнь, на то, как мы действуем, как видим себя, взаимодействуем с другими, выбираем окружение, ставим цели и реагируем на новые стимулы.
Что мы понимаем под взаимодействием человека и окружающей среды?
Индивидуальные взаимодействия с ситуациями включают восприятие, выбор, вызовы и манипулирование. Восприятие относится к тому, как мы интерпретируем нашу среду. Выбор включает в себя выбор ситуаций и взаимодействий, в которые мы вступаем. Воспоминания — это реакции, которые мы производим в других. Манипуляции — это способы, которыми мы пытаемся повлиять на поведение других.
Что мы понимаем под адаптацией?
Адаптация, или адаптивное функционирование, включает в себя достижение целей, преодоление трудностей, приспособление и то, как мы справляемся с вызовами и проблемами. Некоторые кажущиеся негативными черты личности могут на самом деле выполнять адаптивную функцию.
⇧
Окружающая среда человека может создавать уникальные проблемы, которые могут напрямую угрожать выживанию. Эти проблемы существуют и в социальной среде. Экологические проблемы мотивируют поведение, вдохновляют нас на то, чтобы сосредоточить наше внимание, и заставляют нас справляться. Интрапсихические вызовы — это те, которые возникают в уме, например самооценка.
Какие три уровня личности и культуры?
- Человеческая природа (сходство с другими)
- Индивидуальные и групповые различия (сходство только с некоторыми другими)
- Индивидуальная уникальность (сходство ни с чем другим)
Их также можно считать универсалиями, партикуляриями и уникальностями.
Что мы подразумеваем под человеческой природой/подобием другим?
Человеческая природа описывает черты и механизмы личности, типичные для людей и присущие почти каждому. Сюда входят потребность принадлежать и способность любить.
Что мы понимаем под индивидуальными и групповыми отличиями/сходством с некоторыми другими?
Индивидуальные различия это те черты, в которых люди похожи только на некоторых людей (например, уровень экстраверсии). Когда целая группа людей отличается от другой группы, это называется различия между группами (например, возрастные группы, разные культуры, пол).
Что мы подразумеваем под индивидуальной уникальностью/непохожестью ни на кого другого?
Нет двух абсолютно одинаковых людей, и именно эта уникальность часто интересует психологов. Изучение людей нометически включает изучение индивидуальных различий, распределенных в популяции. Это используется для определения универсальных и индивидуальных черт. Изучение лиц идеографически предполагает рассмотрение отдельных уникальных тематических исследований.
Что мы подразумеваем под «большими теориями»?
Зигмунд Фрейд теоретизировал о человеческой природе, подчеркивая сексуальные инстинкты и агрессию, а также универсальную структуру ид, эго и суперэго. Он также предложил универсальные стадии психосексуального развития. Великие теории Фрейда и многих других психологов-основателей были использованы для формулирования современных теорий и исследований.
Что мы подразумеваем под «современными исследованиями»?
Большая часть современных исследований личности сосредоточена на различиях между отдельными людьми и группами. Критика текущих исследований личности заключается в том, что вместо того, чтобы признавать личность в целом, исследования сосредоточены в основном на отдельных аспектах личности. Таким образом, поле личности можно считать некогерентным. Однако объединение исследований многих психологов может дать более четкую картину.
⇧
область знаний является специальной областью науки, в которой особое внимание уделяется конкретным аспектам человеческой природы. Специализация важна, поскольку каждая область лучше способна сосредоточиться и создать свою собственную базу знаний. В каждой области исследователи разрабатывают общие методы постановки вопросов, известных фактов и разработали теоретические объяснения для объяснения этих фактов. Существует шесть основных областей исследования личности:
Диспозиционный домен.
Сфера диспозиций имеет дело с тем, как люди отличаются друг от друга и как эти различия развиваются и поддерживаются.
Биологическая область
Биологическая область основана на основном предположении, что большая часть человеческого мышления и поведения основана на биологии. Эта область занимается генетикой, психофизиологией и эволюцией. Генетические исследования личности сосредоточены на наследуемости черт. Психофизиологические исследования касаются взаимодействия нервной системы, гормонов и других физических процессов с личностью. Эволюционные исследования касаются адаптивной роли личности и того, как эволюция определила, что одни черты более важны для выживания, чем другие.
Интрапсихическая сфера
Интрапсихическая сфера имеет дело с внутренними психическими процессами личности, часто с теми, которые действуют за пределами сознательного осознания. Защитные механизмы и фрейдистские представления о подсознании составляют основу интрапсихических исследований.
Когнитивно-эмпирическая область
Когнитивно-эмпирическая область связана с познанием и субъективным опытом, включая механизмы, участвующие в обработке информации. В нем также рассматриваются описательные аспекты личности, самооценки, мотивации и эмоций.
Социальная/культурная сфера
Социальная/культурная сфера исследования личности утверждает, что личность находится под влиянием социального и культурного контекста и влияет на него. Это включает в себя изучение того, как взаимодействуют мужчины и женщины, как люди манипулируют другими и как личность влияет на наши социальные привычки.
Домен адаптации
Домен адаптации касается того, как мы справляемся с проблемами повседневной жизни, включая поведение, связанное со здоровьем, а также ненормальные или неприспособленные расстройства личности.
Какие три функции имеют теории личности?
Теории личности выполняют три функции: они служат руководством для исследователей, систематизируют известные результаты и делают прогнозы о поведении и психологических явлениях, которые еще не наблюдались. Теории отличаются от убеждений тем, что они основаны на наблюдаемых и проверенных систематических наблюдениях.
⇧
Существует пять научных стандартов, используемых для оценки теорий личности. Первый, полнота , гарантирует, что хорошая теория объясняет все факты и наблюдения в своей области. Второй стандарт — это эвристическая ценность, которая определяет, может ли теория служить руководством к будущим открытиям. Третье — проверяемость, поскольку должны быть достаточно точные прогнозы, чтобы теорию можно было законно проверить. В-четвертых, экономия — лучше, если теория содержит мало предпосылок и допущений (экономия). Тем не менее, некоторые сложные теории все еще необходимы. Пятый научный стандарт — это совместимость теории с другими научными законами и теориями и ее способность интегрироваться в разные области знания.
Что мы имеем в виду, когда говорим о высшей теории?
Хотя в биологии есть великая объединяющая теория (эволюция), в исследованиях личности ее пока нет. Фрейд и другие психологи предложили некоторые из них, но они не отвечают всем критериям. Работа в каждой из шести областей психологии личности может в конечном итоге привести к такой теории.
⇧
Что такое личность? – SKILLMD
К концу этого раздела вы сможете:
- Определение личности
- Опишите ранние теории развития личности
Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом.
Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа.
Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н.э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19).85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007).
Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален построил теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов.
Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастен; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.
В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между шишками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее.
Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время считалась лженаукой (Fancher, 1979).
Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал диаграмму, показывающую, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)
Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке) (Eysenck, 2009; Stelmack & Сталикас, 1991; Вундт, 1874/1886) (). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов.
Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональный/неэмоциональный и изменчивый/неизменный. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерик и сангвиник) от неизменных (меланхолик и флегматик) (Айзенк, 2009).
Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.
Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей широкий спектр как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности.
Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность.