Психология восприятия формы в логотипах / Хабр
Ваш потенциальный клиент познакомится с вашим брендом глазами. Скорее всего. Первое, что он увидит, будет ваш логотип. Смысловой образ, который транслирует логотип, играет огромную роль в формировании отношений между клиентом и брендом. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы влиять на формирование этого образа?Основной инструмент — форма
Что если я скажу вам, что есть правила, основанные на психологии, по которым определенные графические формы создают требуемые образы? Более того, все крупные бренды пользуются этими правилами, и вы, как дизайнер, или как владелец бренда, также можете использовать эти психологические приемы.Будьте уверены, что форма логотипов крупнейших брендов не была выбрана случайно — игра идет по определенным правилам психологического восприятия. В этой статье я покажу, как обоснованно использовать эти правила при создании логотипа вашего бренда.
Мы подсознательно реагируем на разные формы определенным образом. Опытный дизайнер может манипулировать восприятием потенциального клиента, формируя образ бренда через форму логотипа.
Круг и овал
Если вы хотите показать такие качества, как общность, дружба, глобальность — используйте круг или овал. Кольцо может символизировать взаимоотношение и единство. Представьте, как люди берутся за руки, формируя круг, или собираются вокруг костра, и вы поймете смысл этого образа.
Квадрат и треугольник
Эти формы символизируют стабильность и устойчивость. И квадрат, и треугольник имеют основание, которое позволяет им сохранять стабильное положение. Прямые линии символизируют целеустремленность. Также треугольник имеет особые значения, связанные с властью и мужественностью (вспомните пирамиды), а перевернутый треугольник, наоборот, ассоциируется с женственностью.
Вертикальные и горизонтальные линии.
Вертикальные линии воспринимаются как символ мужественности, роста, развития, в то время как горизонтальные символизируют спокойствие и стабильность.
Текстовый логотип
Графический знак, как правило, дополнен текстовым логотипом, поэтому возможно модулировать восприятие, формируемое графическим знаком, с помощью текстового логотипа. К примеру, наклонное начертание шрифта добавит динамики, а шрифт с засечками заявит о наследии и об истории бренда.
Цвет
Также вы можете использовать цвет для модуляции месседжа, но запомните, что в основе вашего дизайна всегда должна быть форма. Практически это можно обосновать тем, что логотип не всегда будет воспроизводиться в цвете и с текстовой частью. Представьте себе, например, иконку приложения — очень актуальный пример сегодня.
Хотите пойти дальше?
Опытный дизайнер может манипулировать не только с помощью формы. Вы слышали о гештальт-психологии? Возможно, но скорее всего вы не знаете, что этот прием работает и в дизайне логотипов.
Основной принцип гештальт-психологии говорит о том, что восприятие целого отличается от восприятия суммы складывающих его элементов (поправьте меня в комментах, если вы не согласны).
Применительно к логотипам эта теория реализуется как эффект восприятия отношения формы и контрформы. Наш мозг достраивает картинку и награждает нас за проделанную работу, благодаря чему логотип запоминается.Изучайте психологию восприятия формы, чтобы создавать эффективные логотипы, если вы дизайнер, или доверьте работу профессионалам, если вам нужен качественный логотип.
Психология формы — CMS Magazine
Не так давно учёными было доказано, что различные формы и цвета вызывают у человека определённые эмоции. Обыкновенные геометрические формы, как овал и квадрат, намного быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные, неправильные. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации. Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассоциации со спокойствием и ясностью, а изогнутые — изяществом и непринуждённостью. Нужно отметить, что часто при разработке логотипа используются несколько геометрических форм. Рассмотрим значения некоторых форм.
Круг
Желтый круг
Круг — одна из самых распространнёных геометрических форм. У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и в тоже время с завершённостью. В традиционной астрономии круг с отмеченным центром символизирует солнечную систему, где центр — солнце, а в магии он помогает оградиться от злых духов.
Элипс
Синий эллипс
Своими сторонами эллипс символизирует инволюцию и эволюцию. Немного наклонённый элипс ассоциируется с динамикой, напором, стремлением вперёд и инновационностью. Данная геометрическая форма довольно часто используется дизайнерами.
Квадрат
Чёрный квадрат
Квадрат — символ упорядочивания и комбинации четырёх различных элементов, например, времён года. Кроме того квадрат символизирует простоту, но в тоже время прочность и стабильность.
Треугольник
Зелёный треугольник
Треугольник — один из наиболее универсальных и распространённых символов. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник — мужской знак, солнечный символ, выражающий стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник — женский и лунный символ, выражающий воду, плодовитость, и божественную милость. Кроме того, пересекающиеся треугольники образуют так называемую гексаграмму и ассоциируются с синтезом противоположностей.
Прямоугольник
Красный прямоугольник
Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека. Это форма символизирует надежность и рациональность. Прямоугольник часто встречает в качестве составной части многих логотипов, что лишний раз подчёркивает его универсальность.
Гексагон
Фиолетовый гексагон
Гексагон — правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма очень часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д.. Кроме того, гексаграмма — символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.
Источник: http://www.logobank.ru/publ/1
Передовая статья: Color and Form Perception: Straddling the Boundary
В течение многих лет доминирующей позицией в нейробиологии было то, что обработка визуальной информации характеризуется анализом признаков (Hubel and Wiesel, 1959), за которым следует конвергенция и синтез в каскаде информации. этапы обработки (Hubel and Livingstone, 1987). В этом каскаде цвет и особенности, такие как ориентация ахроматических сегментов контура, изначально разделены (Zeki, 1978). Таким образом, вопрос о том, как связаны восприятие цвета и формы, был прост: на каком уровне обработки объединяются хроматические и ахроматические признаки?
Сегодня этот вопрос принял другую форму. В настоящем томе, в то время как Moutoussis представляет современную версию этой классической точки зрения, Rentzeperis et al. утверждают, что нейробиология продвинулась вперед, чтобы приспособить широкополосную селективность и популяционное кодирование сенсорной информации, а также латеральные и обратные связи, что позволяет контекстно-избирательную настройку рецептивных полей. Это означает, что нейронная архитектура, как она понимается сегодня, обеспечивает широкий спектр функций интеграции восприятия.
Поэтому нас не должно удивлять, что интеграция цвета и формы проявляется на разных уровнях и в различных областях, от интеграции цвета и ориентации, сверхдинамического заполнения (или эффекта акварели) до процессов более высокого порядка, такие как неявные ассоциации цвета и формы в эстетических суждениях и постоянство цвета для трехмерных объектов.
Эти различные темы объединены в настоящей электронной книге. Мы ожидаем, что сборник статей будет интересен сообществу исследователей, чья работа находится на границе двух областей визуального восприятия — восприятия цвета и формы, а также более широкому сообществу, интересующемуся интегративной/системной нейронаукой.
Популяционное кодирование цвета в ранней зрительной коре
Мутусси пересматривает классический взгляд на то, что на ранней стадии форма обрабатывается несколькими независимыми системами, которые взаимодействуют друг с другом, каждая из которых имеет различные характеристики настройки в цветовом пространстве. На более поздних стадиях обработки появляются механизмы, способные объединять информацию, поступающую из разных источников. Рентцеперис и др. рассмотреть классические психофизические и нейрофизиологические исследования восприятия цвета и формы с точки зрения последних достижений в кодировании населения. Обычно считается, что цвет закодирован в сетчатке человека в потоках противников LM и S/(L+M), которые хранятся отдельно в LGN. Но в ранней зрительной коре цветовая избирательность более разнообразна, а также зависит от местоположения. Kellner и Wachtler показывают, что такая распределенная избирательность может зависеть от пространственно-хроматической обработки в сетчатке, предполагая, что свойства сигнала сетчатки играют роль в формировании кода корковой популяции.
Интеграция цвета и ориентации
Bimler et al. изучали, как цвет и ориентация линий, низкоуровневые атрибуты зрения, взаимодействуют в их вкладе в глобальное несходство стимулов. Авторы демонстрируют, что степень целостности цвета и ориентации может значительно различаться у разных людей: вместо того, чтобы быть разделимыми или интегральными, эти атрибуты сочетаются с переменными весами, что может указывать на межиндивидуальный сдвиг между некоррелированными и коррелированными сочетаниями признаков в первичных зрительная кора.
Эффект акварели и заливка
Три исследования, представленные в этом разделе, посвящены эффекту заливки цветом, также известному как эффект акварели (Pinna, 1987; Pinna et al., 2001). Это эффект иллюзорного цвета, который заполняет пространство между двумя окружающими двухцветными контурами. Ривз и др. изучить микрогенез иллюзии. Они отмечают, что эффект вначале возникает быстро, в течение первых 100 мс после предъявления и только при наличии вызывающего стимула. Уже на этой ранней стадии значение стимула, распознаваемого как «цифра», способствует действию. Хазенберг и ван Лиер сравнивают акварельную иллюзию с ее остаточным изображением. Они демонстрируют, что и «акварельные остаточные изображения» проявляют эффекты заполнения, но, несмотря на сходство, обнаруживают заметные контрасты с самим акварельным эффектом. Вергер и др. изучайте усреднение цвета, форму гомогенизации цвета в пределах контура объекта, которая зависит от формы и яркости контура. Гомогенизация служит для усиления идентичности замкнутой поверхности как отдельного цветового восприятия, в то же время отличая ее от окружающей среды как часть процесса представления мира объектов.
Ассоциации цвета и формы
Василий Кандинский заявлял о существовании предпочтительных ассоциаций между цветом и формой: например, «желтый треугольник, красный квадрат, синий круг» лучше сочетались бы с формой цвета, чем, скажем, желтый квадрат, красный круг. , или синий треугольник. Макин и Вюргер исследуют существование неотъемлемых ассоциаций цвета и формы. Однако тест имплицитных ассоциаций не смог подтвердить наличие такой связи, лежащей в основе восприятия цвета и формы. Для сравнения, Холмс и Занкер предполагают, что стабильные ассоциации цвета и формы могут существовать на уровне эстетических предпочтений, что оценивается эволюционным алгоритмом, управляемым взглядом. Примечательно, что, несмотря на то, что предпочтения сочетаний цвета и формы являются одинаковыми для отдельных людей, они сильно различаются между людьми.
Постоянство цвета для трехмерных объектов
Постоянство цвета поддерживает идентичность объекта при различных условиях освещения. В то время как это хорошо известное явление для 2D-поверхностей, вопрос о том, демонстрируют ли 3D-объекты постоянство цвета, остается относительно неизученным. Два исследования посвящены этому вопросу. Оллред и Олкконен попросили наблюдателей сопоставить цвета с трехмерными объектами (кубами) при различных условиях освещения. Они обнаружили, что, в отличие от 2D-сцен, смещение источника света увеличивает изменчивость цветовых совпадений, но это уменьшается за счет встраивания объекта в фон. Полученные данные показывают, что добавление фона улучшает разделение объектов и, следовательно, стабильность цветовой идентификации. Макканн и др. изучить эффект неравномерного освещения, возникающего в результате наличия трехмерных блоков, отбрасывающих тени на освещенные поверхности. Авторы демонстрируют, что изменения внешнего вида цвета зависят от пространственной информации как в освещении, так и в отражательной способности объектов. Они показывают, что неравномерное освещение приводит к значительной изменчивости ощущения яркости, оттенка и цветности в трехмерных объектах и отклонению от идеального постоянства.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Хьюбел, Д. Х., и Ливингстон, М. С. (1987). Разделение формы, цвета и стереопсиса в ареале приматов 18. Дж. Нейроски . 7, 3378-3415.
Реферат PubMed | Google Scholar
Хьюбель, Д. Х., и Визель, Т. Н. (1959). Рецептивные поля одиночных нейронов стриарной коры кошки. J. Physiol. 148, 574–591. doi: 10.1113/jphysiol.1959.sp006308
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Пинна, Б. (1987). «Un effetto di colorazione», в Il Laboratorio e la Città. XXI Congresso degli Psicologi Italiani , ред. В. Майер, М. Меран и М. Сантинелло (Милан: Società Italiana di Psicologia), 158 (на итальянском языке).
Пинна, Б., Брелстафф, Г., и Спиллманн, Л. (2001). Цвет поверхности от границ: новая «акварельная» иллюзия. Видение Рез . 20, 2669-2676. doi: 10.1016/S0042-6989(01)00105-5
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Зеки, С. М. (1978). Функциональная специализация зрительной коры макак-резусов. Природа 274, 423-428.
Google Scholar
Влияние ранних общих черт на восприятие формы
Бидерман, И. (1987). Распознавание по компонентам: теория понимания человеческого образа. Психологический обзор , 94 , 115–147.
Артикул пабмед Google Scholar
Бидерман, И., Тейтельбайм, Р. К., и Меццанотт, Р. Дж. (1983). Восприятие сцены: неспособность найти выгоду от предшествующего ожидания или знакомства. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 9 , 411–429.
Артикул Google Scholar
Бур, Л. К., и Кеусс, П. Дж. Г. (1982). Глобальный приоритет как постперцептивный эффект: анализ функций компромисса между скоростью и точностью. Восприятие и психофизика , 31 , 358–366.
Google Scholar
Баума, Х. (1971). Визуальное распознавание отдельных строчных букв, Vision Research
, 11 , 459–474.Артикул пабмед Google Scholar
Коэн А. и Иври Р. (1989). условные союзы внутри и вне фокуса внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 650–664.
Артикул Google Scholar
Эннс, Дж. Т., и Принцметал, В. (1984). Роль избыточности в эффекте объектной линии. Восприятие и психофизика , 35 , 22–32.
Google Scholar
Эннс, Дж. Т., и Ренсинк, Р. А. (1991). Модель для быстрой интерпретации штриховых рисунков в раннем зрении. В D. Brogan (Ed.), Visual Search II . Лондон: Тейлор и Фрэнсис.
Google Scholar
Эриксен, К. В., и Коллинз, Дж. Ф. (1967). Некоторые временные характеристики восприятия зрительных образов. Журнал экспериментальной психологии , 74 , 476–484.
Артикул пабмед Google Scholar
Эриксен, К.В., О’Хара, В.П., и Эриксен, Б.А. (1982). Конкуренция ответов влияет на одинаковых и различных суждений. Восприятие и психофизика , 32 , 261–270.
Google Scholar
Гибсон, Э. Дж. (1969). Принципы перцептивного обучения и развития . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Хендерсон, Л. (1977). Распознавание слов. В NS Sutherland (Ed.), Учебных эссе по экспериментальной психологии (Том 1). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Хома Д., Хавер Б. и Шварц Т. (1976).
Google Scholar
Джейкобс, А. М., и Грейнджер, Дж. (1991). Автоматический поиск букв в задаче решения по алфавиту. Восприятие и психофизика , 49 , 43–52.
Google Scholar
Джейкоби, Л. Л., Бейкер, Дж., и Брукс, Л. (1989). Эпизодические эффекты на идентификацию изображений: последствия для теорий изучения понятий и теорий памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 15 , 275–281.
Артикул Google Scholar
Джонстон, Дж. К. (1978). Тест изощренной угадывающей теории восприятия слов. Когнитивная психология
, 10 , 123–153.Артикул пабмед Google Scholar
Джонстон, Дж. К., и Макклелланд, Дж. Л. (1973). Зрительные факторы в восприятии слов. Восприятие и психофизика , 14 , 365–370.
Google Scholar
Жоликер, П. (1985). Время называть дезориентированные природные объекты. Память и познание , 13 , 289–303.
Google Scholar
Джонидес Дж. и Мак Р. (1984). О затратах и выгодах затрат и выгод. Психологический бюллетень , 96 , 29–44.
Артикул Google Scholar
Керен, Г., и Багген, С. (1981). Модели распознавания буквенно-цифровых символов. Восприятие и психофизика
Google Scholar
Керстин-Такер, З. (1991). Прайминг долгосрочного повторения с симметричными многоугольниками и словами. Память и познание , 19 , 37–43.
Артикул Google Scholar
Кимчи Р. и Палмер С. (1985). Разделимость и целостность глобального и локального уровней иерархических структур. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 11 , 673–688.
Артикул Google Scholar
Кинкла, Р. А., & Вулф, Дж. М. (1979). Порядок визуальной обработки: «сверху вниз», «снизу вверх» или «от середины к краю». Восприятие и психофизика , 25 , 225–231.
Google Scholar
Крюгер, Л. Е., и Чигнелл, М. Х. (1985). Одинаковые-разные суждения в условиях высокоскоростной нагрузки: в ранней обработке преобладает принцип отсутствия признаков. Восприятие и психофизика , 38 , 188–193.
Артикул Google Scholar
Лоу Д. Г. (1985). Организация восприятия и визуальное распознавание . Бостон: Клувер.
Google Scholar
Люс, Р. Д. (1959). Индивидуальный выбор поведения . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Лупкер, С.Дж. (1979). О характере перцептивной информации при восприятии буквы. Восприятие и психофизика , 25 , 303–312.
Артикул Google Scholar
Мартин, М. (1979). Локальная и глобальная обработка: роль разреженности. Память и познание , 7 , 476–484.
Артикул Google Scholar
Массаро, Д. В., и Фридман, Д. (1990). Модели интеграции с учетом нескольких источников информации. Психологический обзор , 97 , 225–252.
Артикул пабмед Google Scholar
Макклелланд, Дж. Л. (1978). Восприятие и маскирование целого и части. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 4 , 210–223.
Артикул Google Scholar
Макклелланд, Дж. Л., и Румельхарт, Д. Э. (1981). Интерактивная модель эффектов контекста при восприятии букв: Часть 1. Отчет об основных выводах. Психологический обзор , 80 , 375–407.
Артикул Google Scholar
Миллер, Дж. (1981). Глобальный приоритет во внимании и решении. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 9 , 1161–1174.
Артикул Google Scholar
Мусен, Г., и Трейсман, А. (1990). Неявная и явная память на визуальные паттерны. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16 , 127–137.
Артикул Google Scholar
Навон, Д. (1977). Лес перед деревьями: приоритет глобальных признаков в зрительном восприятии. Когнитивная психология , 9 , 353–383.
Артикул Google Scholar
Нейссер, У. (1976). Познание и реальность . Сан-Франциско: Фримен.
Google Scholar
Норман, Д. А., и Борроу, Д. Г. (1976). О роли процессов активной памяти в восприятии и познании. В CN Cofer (Ed.), Структура человеческой памяти (стр. 114–132). Сан-Франциско: WH Freeman.
Google Scholar
Оден, GC (1979). Нечеткая логическая модель идентификации букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 5 , 336–352.
Артикул Google Scholar
Овен, Г. К., Рюкл, Дж. Г., и Саноки, Т. (1991). Придание смысла предложениям или словам в этом смысле. В GB Simpson (Ed.), Понимание слов и предложений (стр. 283–304). Амстердам: Северная Голландия.
Google Scholar
Палмер, С.Э. (1975). Зрительное восприятие и познание мира: Заметки о модели сенсорно-когнитивного взаимодействия. В DA Norman, DE Rumelhart и исследовательской группе LNR, Explorations in cognition (стр. 279–307). Сан-Франциско: Фримен.
Google Scholar
Палмер С.Э., Рош Э. и Чейз П. (1981). Каноническая перспектива и восприятие объектов. Внимание и производительность IX (стр. 135–151). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Паке Л. и Мерикл П. М. (1988). Глобальный приоритет в обслуживаемых и необслуживаемых объектах. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 14 , 89–100.
Артикул Google Scholar
Померанц, Дж. Р. (1983). Глобальный и локальный приоритет: Избирательное внимание в восприятии формы и движения. Journal of Experimental Psychology: General , 112 , 516–540.
Артикул Google Scholar
Померанц, Дж. Р., и Пристач, Э. А. (1989). Возникающие черты, внимание и перцептивный клей в восприятии визуальной формы. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 635–649.
Артикул Google Scholar
Проктор, Р. В. (1981). Единая теория явлений согласования задач. Психологический обзор , 88 , 291–326.
Артикул Google Scholar
Райхер, Г. М. (1969). Перцептивное узнавание как функция значимости стимульных материалов. Журнал экспериментальной психологии , 81 , 274–280.
Артикул Google Scholar
Rumelhart, DE (1977). К интерактивной модели чтения. В S. Dornic (Ed.), Внимание и производительность IV . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Саноки, Т. (1987). Зрительные знания, лежащие в основе восприятия букв: схематическая настройка шрифта. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 13 , 267–278.
Артикул Google Scholar
Саноки, Т. (1988). Ограничения регулярности шрифта на процесс распознавания букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 14 , 472–480.
Артикул Google Scholar
Саноки, Т. (1991). Внутри- и межпаттерновые отношения в распознавании букв Journal of Experimental Psychology: Human Perception & Performance , 17 .
Старк Л. и Бойер К. В. (в печати). Достижение обобщенного распознавания объектов посредством рассуждений о связи функции со структурой. Транзакции IEEE по анализу образов и машинному интеллекту .
Таунсенд, Дж. Т., и Эшби, Ф. Г. (1982). Экспериментальная проверка современных математических моделей визуального распознавания букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 8 , 834–864.
Артикул Google Scholar
Таунсенд, Дж. Т., Ху, Г. Г., и Кадлек, Х. (1988). Особенности чувствительности, предвзятости и взаимозависимости как функции энергии и отдачи. Восприятие и психофизика , 43 , 575–591.
Google Scholar
Трейсман, А., и Геладе, Г. (1980). Особенности интеграции теории внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.
Артикул пабмед Google Scholar
Трейсман, А. , и Паттерсон, Р. (1984). Эмерджентные черты, внимание и восприятие объекта. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 10 , 12–31.
Артикул Google Scholar
Турвей, М. Т. (1973). О периферических и центральных процессах зрения: выводы из анализа обработки информации о маскировке шаблонными стимулами. Психологический обзор , 80 , 1–52.
Артикул пабмед Google Scholar
Ульман, С. (1989). Выравнивание графических описаний: подход к распознаванию объектов. Познание , 32 , 193–254.
Артикул пабмед Google Scholar
Уорд, Л. М. (1982). Детерминанты внимания к локальным и глобальным особенностям зрительных форм. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 8 , 562–581.