Тема 4. Личность, ее структура и проявления
План | Общее представление о личности Современные теории личности Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии Подходы к изучению личности в отечественной психологии Структура личности Потребности как источник активности личности Мотивы Направленность личности |
Общее представление о личности
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить
Индивид– человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Личность– это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования20.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Современные теории личности
Основные типы современных теорий личности представлены в табл. 3.
Таблица 321
Современные теории личности
Основание для классификации | Типы теорий личности |
Способ объяснения поведения | Психодинамические |
Социодинамические | |
Интеракционистские | |
Способ получения данных о личности | Экспериментальные |
Неэкспериментальные | |
Угол зрения на личность | Структурные |
Динамические |
Психодинамические теорииописывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних (субъективных), характеристик.
В социодинамическихтеорияхглавная роль отводится внешней ситуации и не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскиетеорииоснованы на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальные теорииличности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем фактов.Неэкспериментальными называют теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения, опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Главной проблемой структурных теорийявляется выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называются теории, основная тема которых – преобразования, изменения в развитии личности, т.е. ее динамика.
Личность и ее структура
Личность и ее структура
Личность совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
Личность общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г. Ананьев: личность субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский: личность человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личиность человек как носитель сознания.
Б.Д. Парыгин: личность это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социальноспецифическое и индивидуальнонеповторимое.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервнопсихической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 социально обусловлены, 3 и 4 генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
источник: azps.ru
Как структура вашего мозга влияет на вашу личность
Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.
От длины пальцев ног до почерка и положения во время сна было проведено бесчисленное множество исследований, связывающих различные особенности с конкретными чертами личности. Но это, конечно, просто ассоциации между случайными чертами — длина пальцев на ногах, которая у нас есть, в конце концов, не формирует то, кем мы являемся как личности.
Для этого нам нужно изучить мозг и его сложную анатомию. Теперь мы обнаружили поразительные структурные различия в мозге людей с разными типами личности. Мы считаем, что структурные изменения, рассматриваемые как вариации толщины, площади и складчатости мозга, могут быть результатом различий в развитии в раннем возрасте.
Я возглавлял международную группу исследователей, работавших над исследованием, опубликованным в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience. Мы проанализировали мозг более 500 здоровых людей в возрасте от 22 до 36 лет. Структурное сканирование мозга было предоставлено проектом Human Connectome Project, американским проектом, финансируемым Национальным институтом здравоохранения.
Мы оценили личностные качества с помощью опросника, который называется пятифакторным опросником NEO. Сделав это, мы смогли разделить участников на так называемую «большую пятерку» личностных качеств: невротизм, экстраверсия, открытость, покладистость и добросовестность.
Мы обнаружили, что невротизм, черта личности, лежащая в основе психических заболеваний, таких как тревожные расстройства, был связан с более толстой корой (внешний слой нервной ткани мозга) и меньшей площадью и складками в некоторых областях мозга. И наоборот, открытость, черта, отражающая любопытство и креативность, была связана с более тонкой корой, большей площадью и складками в мозгу. Другие личностные черты были связаны с другими различиями в структуре мозга, такими как покладистость, которая коррелировала с более тонкой префронтальной корой (эта область задействована в задачах, включая обработку эмпатии и других социальных навыков).
Это первый случай, когда большая пятерка личностных черт четко связана с различиями в толщине, площади и структуре мозга у большой выборки здоровых людей. Однако ранее мы обнаружили, что мозг подростков с серьезными антисоциальными поведенческими проблемами значительно отличается по структуре от мозга их сверстников, которые не демонстрируют такого разрушительного поведения.
Связь между различиями в структуре мозга и личностью у здоровых людей позволяет предположить, что изменения в мозге могут быть еще более выраженными у людей с психическими заболеваниями. Связывание структуры мозга с основными чертами личности является важным шагом к улучшению нашего понимания психических расстройств. В будущем это может даже дать нам возможность выявлять людей с высоким риском развития психических заболеваний на ранней стадии, что имеет очевидные последствия для оперативного вмешательства.
Растяжение мозга
Различия, вероятно, связаны с «растяжением коры», процессом развития, который формирует наш мозг таким образом, чтобы максимизировать его площадь и количество складок при минимальной его толщине. Другими словами, по мере того, как мы растем в утробе матери и на протяжении всей жизни, кора головного мозга, включая префронтальную кору и все остальные ее части, становится тоньше, а ее площадь и складчатость увеличиваются. Это как растягивание и складывание резинового листа — это увеличивает его площадь, но в то же время лист становится тоньше.
Это подтверждает наблюдение, что в молодости мы часто более невротичны. С возрастом мы учимся справляться с эмоциями и становимся более сознательными и приятными.
Новое исследование предполагает, что личность тесно связана с основными принципами, управляющими эволюцией мозга. Действительно, растяжение коры — это ключевой эволюционный процесс, позволивший человеческому мозгу быстро расти, при этом сохраняя форму черепа.
Тот факт, что существуют такие выраженные различия в структуре мозга между людьми с разными типами личности, предполагает, что личность по крайней мере частично является генетической. Однако сканирование мозга само по себе не может выявить причины личностных различий. Следующим шагом будет проведение исследований, в которых наблюдают за людьми с раннего возраста, чтобы понять, как их гены и среда, в которой они выросли, влияют на созревание их мозга и личности.
Подобные исследования открывают новые части головоломки, которая позволяет понять поведение человека. Хотя тот факт, что созревание мозга играет важную роль в формировании нашей личности, является важной частью исследования, важно, чтобы мы не упускали из виду тот факт, что гены — это еще не все. Мы всегда должны развивать то хорошее, что есть в нашей личности, и стремиться стать лучше.
Лука Пассамонти — научный сотрудник Кембриджского университета
Структуры нашей личности | Студент-консультант
Теория Зигмунда Фрейда о структурах нашей личности и мыслей
Сегодня мы рассмотрим теорию о структурах нашей личности . Именно так мы удовлетворяем и регулируем наши желания и потребности, сохраняя при этом верность нашей морали и этике.
В 1923 году Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что структуры нашей Личности состоят из трех соединительных систем. Id , эго и суперэго . По идее Фрейда. Эти три структуры нашей Личности всегда взаимодействуют друг с другом, чтобы регулировать наше поведение.
Первая часть вашей личности Зигмунд Фрейд описал как Id или «Я». Это самая примитивная часть, которая есть с рождения. Это вытекает из фрейдистской концепции бессознательного.
Структуры нашей личности – Идентификатор
Идентификатор можно рассматривать как систему для всего, что исправлено. Это инстинктивно и унаследовано от вашей личности и мышления. Ваше Идентификатор также является местом, откуда исходят все ваши импульсы, такие как голод и агрессия, например.
Таким образом, эти потребности всегда требуют нашего внимания и требуют выражения. Однако из-за ограничений, которые накладывает на нас общество. А также необходимость быть частью цивилизованного мира. Немедленное удовлетворение этих побуждений не всегда возможно.
Эго
Ваше Ид руководствуется принципом удовольствия. Итак, чтобы иметь возможность регулировать и управлять этим, в игру вступает ваше Эго. Это вторая часть вашей личности, которая вступает в игру.
Итак, вторую часть структуры нашей Личности Фрейд описал как ваше Эго или «я ». Иногда его называют посредником. Или менеджером или руководителем всей вашей системы личности. По сути, это нужно для того, чтобы реалистично справляться с требованиями вашего идентификатора.
Ваше Эго руководствуется принципом реальности. По сути, это означает, что ему нужно разработать способ удовлетворения потребностей вашего идентификатора. В то же время глядя на то, какое поведение подходит для данного момента времени.
Суперэго
Переходим к третьей части структур нашей Личности. Фрейд описал это как ваше Суперэго или «над Я» . По сути, это ваш моральный компас. Ваш моральный принцип, так что это третья и последняя часть вашей системы психологического мышления.
Итак, суперэго развивается примерно в возрасте трех лет и состоит из ваших внутренних ценностей. Идеи и моральные концепции, которых вы тоже придерживаетесь. И, конечно же, все это исходит от ваших родителей или опекунов, а также от других авторитетных лиц.
Ваше Суперэго — это часть вашей личности, которая больше озабочена правильным и неправильным. Следует и не следует. Это элемент нашего мышления, способный порождать такие чувства, как вина и стыд, если вы не следуете собственному моральному кодексу.
Мы развиваем эту часть вашей личности, чтобы лучше управлять своим поведением так, как это считается приемлемым в обществе или культуре, в которой мы родились. Интересно, что до тех пор, пока это не будет полностью разработано, у вас будет система вознаграждений. А также наказания от наших родителей, которые помогают нам регулировать и внедрять стандарты общества.
Как только эти стандарты будут твердо установлены, если вы не будете следовать им, вы будете испытывать тревогу и чувство вины. Нам может быть трудно, когда ваше Суперэго становится слишком развитым и вынуждает вас жить перфекционистской жизнью. Если это так, это может привести к депрессии и другим распространенным проблемам с психическим здоровьем.
Структуры нашей личностиКраткий обзор
Итак, структура вашей личности по Фрейду. Он считал, что ваше Эго создано для поддержания баланса между желаниями удовольствия вашего Ид с одной стороны. А то правит ваше Суперэго по другому.
Здесь я хотел привести пример того, как может выглядеть здорово функционирующая система личности.
Структуры нашей личности. Пример в игре
Предположим, что Джон собирается на вечеринку с друзьями. Что он ждал этого всю неделю. Однако он не закончил свое университетское задание, которое должно быть сдано в понедельник. Это задание составляет 30% от его итоговой оценки.
Идентификационный ответ: «Забудь об этом, давай повеселимся, меня не волнует понедельник»
Ответ Суперэго; «Вы так усердно работали, чтобы добраться до этого момента, неправильно просто игнорировать свои обязанности, позор вам, вы должны быть более взрослыми».
Эго. Затем опосредует обе эти мысли или требования. Но в первую очередь сосредоточен на обеспечении удовлетворения потребностей id. Мы все просто хотим повеселиться!
Так какое же решение в здорово функционирующей структуре?
Решение состоит в том, что Джон будет писать свое задание до конца дня. Таким образом, он встретится со своими друзьями на вечеринке немного позже, чем ему хотелось бы. Итак, эго решает, что он пропустит первые несколько часов вечеринки, чтобы выполнить задание.
Тем не менее, как я уверен, мы все время от времени испытывали себя. Ид победит в битве, а это означает, что Джон игнорирует Суперэго. И просто идет на вечеринку, и в конечном итоге это оставит его с чувством вины и раскаяния, когда он не получит степень. Но так мы учимся и растем.
Самосознание
Если вы внимательно посмотрите на свои модели поведения. Надеюсь, вы сможете увидеть, насколько хорошо ваше эго справляется с уравновешиванием ваших импульсивных желаний вашим моральным кодексом.
Вы обычно из тех, кто ставит удовольствие выше ответственности, и это заставляет вас чувствовать себя виноватым? И чувствуете ли вы, что отстали в жизни в целом дальше, чем следовало бы. Если это так, ваш идентификатор, скорее всего, выиграет.
Вы живете, руководствуясь набором жестких правильных и неправильных убеждений. И чувствуйте себя чрезмерно обеспокоенным тем, что другие подумают о вас. Тогда ваше Суперэго может взять вас за яйца.
Надеюсь, теперь у вас есть понимание структуры личности. И цель здесь в том, чтобы уметь сбалансировать свои желания и нравы. Но по-прежнему пытается получить полноценный жизненный опыт. Таким образом, ваше эго в основном находится под контролем.
Структуры нашей личности и пандемия
Коронавирус сейчас очень актуален. Поэтому я хотел добавить пример того, как эта теория работает с эффектами рационального мышления. При всем страхе перед вниманием средств массовой информации это заставляет многих людей терять способность поддерживать рациональный контроль над своими мыслями и поведением.
Мы видим и переживаем огромное количество страха и гнева. Но это не ново и всегда находилось под поверхностью нашей цивилизации и наших личностей.
Это реакция Ид (или Я), она инстинктивная и временами иррациональная. Однако большинство людей могут умерить этот страх или гнев, используя рациональную часть своей личности — эго (или меня).
Кроме того, большая часть гнева порождается нравственной частью личности (Супер-Эго или Сверх-Я), привносящей утверждения о том, что следует и что не следует делать в отношении поведения других людей.
В Италии было огромное количество этого гнева. Гнев направлен на людей, которые ездят в поездах, когда они плохо себя чувствуют с COVID-19. Вынуждает всех, кто едет в этом поезде, изолировать.
Гнев
Гнев, к сожалению, направлен друг на друга. Но на самом деле мы злимся на вирус или проекцию страха и на то, как он заставляет нас себя чувствовать. Или, возможно, на правительства за то, что они заставили нас всех изолировать. На самом деле речь идет о потере контроля, которую мы чувствуем.
Эго (или я) часть личности прямо сейчас теряет способность обрабатывать рациональные реакции многих людей и сценариев.
Другой пример. люди, которые покупали в панике, просто сосредоточились на том, что им нужно: «Я беспокоюсь, поэтому я позабочусь о себе и трахну всех остальных» — это снова Ид, часть личности, управляемая «Я хочу».
Люди, которые осуждали тех, кто совершал панические покупки, в основном функционируют из-за реакции супер-эго: «люди ДОЛЖНЫ быть такими эгоистичными и ДОЛЖНЫ думать обо всех остальных».