Личность и характер в психологии – .

45. Общее представление о характере. Характер и личность.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров. ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. “Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью”. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй – интровертированным.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

studfiles.net

Личность и характер человека

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость^ а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг 1 . «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью» 2 .

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидно-стью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

students-library.com

Личность и характер человека в психологии

Соотношение характера и личности

Темперамент

Те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности и особенности приспособления к окружающей среде. Многие из них обусловлены биологическими показателями, даже на генетическом уровне.

4 темперамента по гуморальной теории: холерик (желтая желчь), сангвиник (кровь), меланхолик (черная желчь) и флегматик (слизь).

Эрнст Крейчмер связал темперамент со строением тела. Астеники эмоционально ранимы, пиккники разговорчивы, общительны, атлеты агрессивны, властолюбивы.

Шелдон и Стивенс предприняли свою попытку типологизации темперамента в зависимости от строения тела. Эктоморфы, эндоморфы и мезоморфы.

Решающий сдвиг в темпераменте связан с именем Павлова. Он связал это не со строением тела и жидкостями, а с особенностями функционирования нервной системы. Сангвиник – сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Холерик – сильная, подвижная, но неуравновешенная нервная система. Флегматик – сильная, уравновешенная и малоподвижная. Меланхолик – слабая нервная система.

Небылицын предложил выделить 3 компонента темперамента:

1. Общая моторная активность

2. Моторика

3. Эмоциональность

Томас и Чесс полагали, что можно выделить 9 основных параметров темперамента:

-активность

-ритмичность

-приближение

-адаптивность

-порок реактивности

-интенсивность реакции

-качество настроения

-отвлекаемость

-объем внимания

 

Ганс Айзенк выделил 2 параметра:

Экставерсия/интроверсия и стабильность/невротичность

Шкала психотизма Айзенка предполагает вероятность (предрасположенность) к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью.

Темперамент задает норму реакции

 

Соотношение характера и личности

Характер – одна из составляющих структуры личности. По Рубинштейну личность определяется через 3 единства:

-то, что человек хочет (мотивационная составляющая)

-то, что человек может (система его способностей и дарований)

-то, что есть он сам (что из тенденций закрепилось в его характере)

По Рубинштейну человек сам участвует в выработке своего характера. Он начинает формироваться в глубоком младенчестве.

Характер – это обобщение способов поведения и деятельности, это типизация способов самовыражения и отношения к миру.

Характер и личность

Выделяются такие отношения в характере:

-отношение к себе (степень требовательности, самооценка)

-отношение к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоистичность или альтруизм)

-отношение к порученному делу (аккуратность, ответственность, инициативность или пассивность)

-волевые качества (готовность преодолевать препятствия, дисциплинированность)

Генетическая основа характера – темперамент, он задает норму реакций, набор способов реагирования. Определенные черты приобретаются легче при определенной темпераменте. Генетические и средовые влияния могут суммироваться, неблагоприятные сочетания вызывают отклонения, вплоть до патологий. Коррекция характера возможна, но в довольно раннем возрасте.

Личность нивелирует черты характера (нейтрализует, сглаживает) в виде компенсации. Мы говорим, что личность влияет на характер, когда видим, что человек действует не на основе своего характера, а руководствуясь целью.

В начале 20 в Шпрангер выделил 6 типов людей :

-познающий

-экономический (полезные и практические ценности)

-художественный тип

-гедонистический

-политический

-религиозный

Типы психопатиий по Ганушкину:

1. Циклоиды (быстро меняется настроение)

2. Астеники (пассивность, склонны к фобиям)

3. Шизоиды

4. Параноики

5. Эпилептоиды

6. Истерические характеры

7. Неустойчивые психопатии

8. Анти-социальные психопаты\

9. Конституционально глупые (вражденно ограниченные люди)

Для обозначения крайнего предела нормы используется термин Акцентуация (предложен Карлом Леангардем). Усиленное заострение определенной черты. Акц. проявляется только в определенных условиях, присущих ей. Особый возраст критичный для заостренных черт характера — подростковый возраст.

По Личко 11 типов психопатии и акцентуаций характера:

1. Гипертимный (повышенное хорошее настроение, энергичные, стремятся к лидерству неформальному, велика тяга к новому, высокий риск попадания в неприятные ситуации, переоценивают свои возможности и строят очень оптимистичные планы на будущее, не злопамятные, неугомонные, слабые места – регламентация, контроль, плохо переносят однообразную обстановку и одиночество)

2. Циклоидный (циклы по одной-две недели настроение гипертимности чередуется с субдепрессивными, в последнем состоянии падает общительности, утрачивается интерес к увлечениям, они тяжело переживаю неудачи, серьезные оскорбления про их малоценность могу подвергнуть их к риску суицида, бывают фазы когда их черты не выражены (ремиссии), слабое место – плохо переносят ломку прежних стереотипов)

3. Лобильный (тонко чувствуют к себе отношение, даже при поверхностном контакте и плохо переносят отвержения со стороны дорогих лиц) Вегетативная лобильность (не умеют скрывать свои чувства, быстро краснеют и бледнеют)

4. Астеноневротический тип (утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондричности, в уловиях соревнования они быстро утомляются и при таком утомлении – аффективные вспышки по любому поводу)

5. Сенситивный (чувствительный) большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности, с незнакомыми замкнуты и застенчивы, с близкими общительны. К алкоголизации и наркотизации не склонны. Для них непосильно неблагожелательное внимание. Несправедливые насмешки и обвинения для них ащеееее неприемлемы. Для них свойственна реакция гиперкомпенсации. Критический возраст – 16-18 лет.

6. Психоастенический. Нерешительность, склонность к рассуждению, тревожная мнительность по поводу опасений за близких, склонны к самоанализу и легкому возникновению навязчивости. Повзрослев, они могут обнаружить, что алгоколь и др вещества могут снижать тревогу и они могут впасть в зависимость. Педантичность мешает им уживаться с другими типами, их терпят только шизоиды.

7. Шизоидный. Замкнутость, недостаток интуиции, эмоциональная холодность, неспособность к сопереживанию, им трудно устанавливать неформальные контакты, при них они быстро истощаются.

8. Эпилептодный. Состояние злобно-тоскливого настроения, раздражительность увеличивается и они ищут на ком бы все это можно выместить. Аффекты не только сильные, но и продолжительные. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольное опьянение происходит тяжело, проявляется «буянство». Любят властвовать, неплохо адаптироваться в условиях строгого режима, умело «подлизываются» к начальству. Эмоции, моторика, мышление – всё мязкое, инертное, тугоподвижное. Педантичны.

9. Истерический (демонстративный) – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания, для них непереносимо равнодушие и безразличие. Они всегда готовы приукрасить собственную персону, они лживы и фантазийны. Эмоциональность оборачивается эмоциональной холодностью и безразличием к переживаниям других людей. Театральны, склонны к позерству, склонны к демонстративно-суицидному поведению. Ущемленное самолюбие и лишение надежд на привелегии могут привести к этому поведению.

10. Неустойчивый. Безвольные.

11. Конформный. Те, кто боятся нового, думают как «все», то есть как их ближайшее окружение.

12. Паранояльный. Подозрительность, мнительность, могут бороться за справедливость обычно в собственных интересах и не перед чем не останавливаются ради достижения их.

 

Определение личности всегда предполагает наличие противоречий между личностью и обществом. Это идеалы, которые не всегда совпадают. Качество и мера становления личности определяется тем, как этот конфликт человек решает. Мы идем на компромиссы, достигаем некоторого равновесия. Становление личности происходит трижды:

1. Становление личности ребенка

2. Превращение ребенка во взрослого, что предполагает выработку определенного способа жизни, самовыражения. Этот способ может быть ущербным, но и наоборот, конструктивным.

3. Достижение личностью вершин реализации своих возможностей.

Три механизма становления личности:

1. Стихийные (наблюдение за окружающими, имитация)

2. Идентификация

3. Принятие и освоение социальных ролей. То место, которое человек должен занять по отношению к другим.

Не всякая роль подвластна личности. Иногда роль может быть больше масштаба личности.



Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 373 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


laservirta.ru

личность и характер - это... Что такое личность и характер?

— в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий:

1) характер и личность практически отождествляются — эти термины употребляются синонимично;

2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

3) личность понимается как специфическая часть характера;

4) характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные — то, ради чего он действует. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами.

Есть очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Проблема влияния характера на формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоих внутренних проблем личности и пр.

Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется»; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что «должно» и «что следует делать». С развитием личности он начинает жить более нормативно — не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии «снимает» характер.

Есть попытка разработки положения о снятии характера личностью. Согласно А.Ф. Лазурскому, выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для характеристики личностей каждого уровня используются различные понятийные средства, суть различий коих состоит в том, что при переходе от низшего уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики на экзопсихику: если нижний уровень классифицируется по признаку того, как живут и действуют субъекты, то высший — по видам деятельности ведущей, — по тому, ради чего они живут. Можно сказать, что при переходе от низшего уровня к высшему из описания индивидуальности исключаются черты характера и заменяются свойствами личности.

Но не следует думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда — это лишь самая общая тенденция. Часто она реализуется не до конца, порой встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, кои еще более усугубляются внешними условиями. Тогда личность оказывается не в состоянии преодолеть или переработать свой характер, и он становится существенной детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается при психопатиях).


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость^ а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг1. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью»2.



'См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий — М., 1982.

2Там же. — С. 200.

 

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидно-стью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Темыи вопросы для обсуждения насеминарах

Тема 1. Определение характера.

1. Понятие о характере.

2. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

3. Характер и темперамент.

4. Инструменталъность черт характера человека.

5. Структура характера.

Те м а2. Типология характеров.

1.Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).

2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.

3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).

4. Типология социальных характеров по Э.Фромму.

Те м а3. Формирование характера.

1. Истоки характера человека.

2. Механизм формирования характера.

3. Сензитивный период для развития и укрепления характера.

4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.

5. Проблема перевоспитания характера человека.

Т ем а 4. Личность и характер человека.

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Черты характера и другие личностные свойства человека.

3. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.

4. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.

Темы для рефератов

1. Определение характера человека.

2. Типология характеров.

3. Формирование характера.

4. Место характера в общей структуре личности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.

2. Аргументы за и против существования типов характера.

3. Социально-нравственные типы характера.

4. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

ЛИТЕРАТУРА

I

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Определение характера: 18 26. Воля как компонент характера: 42—54. Харак-

 

тер и темперамент: 57—68. Характер и способности: 69—86. Структура характера: 117—127. Формирование характера: 332—377.)

Мерлин B.C.Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Характер: 326.)

Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)

Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)

Страхов И.В.Психология характера. — Саратов, 1970. (Понятие о характере: 3—14. Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36. Устойчивые психологические состояния как черты характера: 37—61. Структура, типология и классификация характеров: 62—80.)

II

Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды: В2 т.— Т. 2. — М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52103. Развитие воли и характера: 82—103.)

БодалевА.А. Психология о личности. — М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)

Галин АЛ.Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Типы характеров: 7—33.)

Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Характер: 257—280.)

Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6—10.)

Общая психология. — М., 1986. (Характер: 419—438.)

III

Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. — М.,

1988. (Формирование характера: 190—199.)

Галин А.Л.Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Отношения лиц с разными характерами: 41—59.)

Добрович А.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Характер человека: 35—65.)

Норакидзе В.Г.Методы исследования характера. — Тбилиси,

1989. (Понятие характера: 6—18.)

 

Глава 17. ВОЛЯ

Краткое содержание

Понятие о воле.Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Теории воли.Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необходимость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на различных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля.

Волевая регуляцияповедения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба, мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Развитие воли у человека.Основные напраштения развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Воспитание у детей волевых качеств личности.

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

Всвязи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаб-

 

людения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми1, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джемс в США и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

'Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).

 

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»1.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак»2.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

^Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II. — С. 187.

2Джемс У. Научные основы психологии. — СПб., 1902. — С. 363.

 

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванни-ков — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обус-

 

ловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К.Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.КАнохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, попрежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

 

I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении1.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

'См.: Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. — Т. 10. - 1989. — № 2.

 

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на

 

них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, от-

 

влекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»1.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

1Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 187.

 

мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

 

Темы и вопросыдля обсуждения на семинарахТема 1. Понятиео воле.

1. Основные признаки воли как психологического явления.

2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а2. Теории воли.

1.Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т с м а3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Темперамент и характер личности являются наиболее устойчивыми и наименее изменяемыми ее свойствами. Под характером – дословно это слово переводится с греческого как «чеканка» – подразумевают своеобразную комбинацию существенных сторон индивида, проявляющуюся обычно в его отношении к реальности и поступках. Характер накладывает серьезный отпечаток на поведение личности.

Темперамент – генетически обусловленный набор психодинамических качеств, выражающийся в специфике психических реакций и отвечающий за стиль всей жизнедеятельности. От темперамента зависят эмоциональный тонус личности, ее способность к адаптации, коммуникации, саморегуляции.

Взаимосвязь темперамента и характера личности

Темперамент обладает свойством вносить определенные коррективы в черты характера. Если упорство флегматика проявляет себя погружением в осмысление, то у холерика оно вызывает неугомонную активность. Если флегматик трудится неторопливо и методично, то холерик выполняет работу, вкладывая в нее всю страсть и энергию.

В свою очередь, воздействие характера часто способствует перестройке темперамента. Так, волевой человек может управлять импульсивностью или скоростью своих психических реакций, контролировать свою впечатлительность и чувствительность.

Черты характера личности

Древнегреческий мыслитель Феофраст первый выделил 30 черт характера личности и дал им яркие, психологически точные описания. Считается, что именно его знаменитый сборник «Характеристики» положил начало не только психологии, но и литературному портрету.

В этом произведении есть главы «Трус», «Брюзга», «Жадный», «Надменный», «Подозрительный», «Зазнайка» и другие. Вот как Феофрастом описан, к примеру, трус. Плывя по морю, он готов любую скалу принять за пиратское судно. Кормчего он забрасывает вопросами о погоде и мелях. Когда начинается бой, он говорит товарищам, что забыл меч, а сам, вернувшись в палатку, прячет его. Дождавшись, пока принесут раненых с поля боя, он бросается за ними ухаживать, а после, залитый чужой кровью, говорит всем, что и ему досталось от врагов.

В современной психологии черты характера рассматриваются не только с моральной точки зрения, как у Феофраста, а и с мотивационно-инструментальной. Такой подход предполагает следующую классификацию черт характера:

  • определяющие поступки индивида при выборе им цели деятельности: здравомыслие, меркантильность, иррациональность, бескорыстие и другие;
  • помогающие или мешающие достичь намеченных целей: упорство, азартность, педантичность, безынициативность, непоследовательность и прочие;
  • характеризующие стиль выполнения работы: беспокойство, сосредоточенность, сдержанность, порывистость и тому подобные.

С мотивационно-инструментальными чертами характера связаны человеческие способности. Их расцвет определяется наличием в структуре характера оптимизма, усердия, целеустремленности, коллективизма, дисциплинированности.

В контактах с окружающими характер индивида обнаруживает себя в стиле поведения и манере общения. При этом проявляются грубость или вежливость, наглость или тактичность, доброта или черствость. Данные черты характера определяются не только темпераментом, но и уровнем культуры человека.

Типы характера личности

Сочетание черт характера относят к тому или иному его типу. В психологической науке неоднократно предпринимались попытки классификации типов характера личности.

Приведем одну из них, автором которой является «отец» отечественной характерологии, психолог и физиолог А. Лазурский:

  1. Неприспосбленный: представитель этого типажа пассивен по отношению к действительности и ее требованиям.
  2. Приспособленный: субъект, склонный к обучению и образованию, способный к успешной деятельности, легко адаптируется к условиям среды.
  3. Приспособляющий: человек, имеющий большие запросы и подчиняющий им окружающую среду.

Критерием, положенным в основу данной типологии, является уровень адаптированности индивида к реальности. Чем он выше, тем меньшую роль играет, по мнению ученого, биологический фактор личности, уступая место духовно-интеллектуальному.

Акцентуация характера личности

Акцентуацию, или усиление негативных черт характера, можно сравнить с красным флажком, переход за который грозит психопатологией. В каждом таком характере – эпилептоидном, шизоидном, истероидном и прочих – есть подобный тревожный флажок. Он является плодом как наследственности, так и изъянов воспитания: гипер- и гипоопеки, «ежовых рукавиц», «культа недуга».

В привычной для человека обстановке непропорциональность структуры характера не вызывает опасений. Но при сильном стрессе, тяжелой психотравме, любой неблагополучной ситуации «слабое звено» может нарушить целостность адаптивного механизма психики.

Автором термина «акцентуация характера личности» является психотерапевт А. Личко, развивший учение своего немецкого коллеги К. Леонгарда. Он выделил два варианта акцентуаций:

  • скрытая – разновидность нормы, при которой проблемная черта дает о себе знать в форс-мажорных ситуациях, в то время как в обычной обстановке человек может производить впечатление «облака в штанах»;
  • явная – пограничная вариация нормы, присущая личностям с выраженной дисгармонией характера и проявляющаяся в продолжение всей жизни, за что в быту носителя такого характера часто называют «психопатом».

Отметим напоследок, что разговор о проблемном характере всегда возникает в кругу людей невоспитанных и недостаточно развитых. Зрелые личности умеют справляться с акцентуацией своего характера и слабыми сторонами темперамента.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о