22. Деятельностная теория личности а.Н. Леонтьева
В теории Леонтьева личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения.
Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А. Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.
Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А. Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.
Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий психологический профиль личности». В концепции А. Н. Леонтьева категории «личность», сознание, «деятельность» выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве.
А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение:
Деятельность
Операции
Действия
Деятельность -форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Действия — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия: — принятие решения; — реализация; — контроль и коррекция. Операция (лат. operatio — действие) — исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации.
Структурные компоненты деятельности:
Потребность — внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования;
Мотив — Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;
Цель — То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности;
Задача — Цель в конкретных условиях
В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс гелеобразования всегда связан с апробированием целей действием.
Ведущая деятельность –
деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
Непосредственное общение младенца со взрослыми;
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;
Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;
Учебная деятельность школьников;
Профессионально-учебная деятельность юности.
Юлия Михайловна ВойтинаШпаргалка по общей психологииlitres.ru АннотацияВсе выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Общей психологии, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера! Юлия Михайловна ВойтинаШпаргалка по общей психологии1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИС древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Таким образом, сформировались основные принципы психологии: 1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью; 2) изучение психических явлений в развитии; 3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; 4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2) научиться управлять ими; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук; 5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. 2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУКВ данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией. Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений. Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены. Каталог: book -> common psychology common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал common psychology -> Конрад Лоренц common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль common psychology -> Оглавление Категория common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии» common psychology -> В психологию common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание Скачать 1.78 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Пути развития личности: следуя рекомендациям Льва Выготского
Автор
Перечислено:- Дмитрий Леонтьев
- Анна Лебедева
- Василий Костенко
Реферат
Дмитрий Леонтьев — кандидат психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected] Лебедева Анна Викторовна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected] Василий Костенко — научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected]Адрес: Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. В статье представлена теоретическая реконструкция проекта Льва Выготского по теории развития личности, подчеркнута актуальность и эвристическая ценность Выготского для психологии личности человека. наши дни, особенно позитивная психология. Авторы акцентируют внимание на нескольких аспектах наследия Выготского. 1. Общая концепция личности в неклассических рамках. 2. Идея самообладания как центральная объяснительная концепция и ее связь с современной концепцией агентности. 3. Роль саморефлексивного сознания в развитии личности. 4. Пути развития личности в сложных условиях. В работах Выготского личность имплицитно конструировалась как наиболее целостная высшая психическая функция, а ее центральным признаком было самообладание или саморегуляция. Принцип опосредования Выготского гласит, что структура деятельности человека опосредована физическими или психическими средствами, разрывающими СР-связи и позволяющими овладеть собственным поведением и психическими процессами. Используя речь как систему знаков, обеспечивающую процесс освоения психосоциальной действительности, саморефлексия создает новую основу для более сложных форм высших психических процессов, обладающих большей степенью свободы по сравнению с низшими. Закон компенсации обсуждается в контексте отягощенных условий развития личности, когда личность отвечает социальным границам и таким образом достигает альтернативных траекторий развития. Таким образом, социокультурная парадигма согласуется с современными представлениями о позитивной психологии и психологии личности.
Предлагаемое цитирование
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL файла: https://vo.hse.ru/data/2017/07/28/1173656480/Leontiev-Lebedeva-Kostenko.pdfОграничение на скачивание: нет
—>
Подробнее об этом элементе
Ключевые слова
социокультурная психология; высшие психические функции; саморегуляция; развитие личности; самообладание; компенсация; отягощенное развитие; позитивная психология;Все эти ключевые слова.
Статистика
Доступ и статистика загрузкиИсправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:nos:voprob:2017:i:2:p:98-112 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://vo.hse.ru/en/ .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Марта Морозова (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: http://vo.hse.ru/en/.
Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.
Константин Николаевич Леонтьев | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено 23 мая 2018Константин Николаевич Леонтьев — русский писатель, философ, критик, публицист. Как почти все известные русские писатели XIX века, Леонтьев происходил из семьи помещиков. Он получил медицинское образование в Московском университете и три года служил армейским врачом во время Крымской войны. После войны он занял должность семейного врача в имении Нижегородской губернии, женился и опубликовал свой первый роман « Подлипки, 9».0029 (1861 г.). В 1863 году он поступил на русскую дипломатическую службу и восемь лет работал консульским чиновником на острове Крит и на Балканах. После излечения от дизентерии он пережил душевный кризис и провел год (1871–1872) в греческом монастыре на Афоне. Вскоре после этого он оставил консульскую службу и вернулся в Россию, где работал журналистом в разных городах и цензором литературы в Москве. В 1887 году он решил отречься от светского мира, официально развелся с женой и удалился в монастырь Оптына Пустынь Тульской губернии. Незадолго до смерти принял монашеский постриг и скончался иноком в Троицком монастыре. Сергиев монастырь под Москвой.
Хотя Леонтьева можно считать одним из ярких представителей русской культуры XIX века, наравне с Александром Герценом его творчество малоизвестно. Его романы и рассказы практически не переводились, а его философские и политические взгляды мало изучены. Главной причиной этого, по-видимому, была его странная, индивидуалистическая личность, выразившаяся во взглядах настолько парадоксальных и крайних, что почти невозможно соединить их воедино и интегрировать с основными идеями его эпохи.
Леонтьев разрывался между аморальным эстетизмом и сильным стремлением спасти свою душу аскетическим отречением от мира. Главный герой почти всех его романов (среди которых, кроме « Подлипки», «В своем крае » [1864] и «Египетский голубь » [Египетский голубь, 1881–1882]) — самовлюбленный супергерой ( более или менее тождественен самому Леонтьеву), который находит удовольствие во всем прекрасном и считает своим долгом вести поэтическую жизнь. «Этика не совпадает с эстетикой: иначе невозможно одобрить красоту Алкивиада, алмаза, тигра». Что лучше: «кровавая и духовно богатая эпоха Возрождения или современные Дания, Голландия, Швейцария — скромные, зажиточные, умеренные?» ( Собрание сочинений , Том. я, с. 282; 414). Однако герой неудовлетворен своим действительным «я», поскольку он осознает собственную ограниченность и тщеславие своего чувственного опыта и мира, которым он так наслаждался.
Именно эта позиция заставила Леонтьева резко критиковать современных писателей, таких как Федор Достоевский, Лев Толстой и Владимир Соловьев. В очерке « Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и граф Лев Толстой » («Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и граф Лев Толстой», 1882 г.) он высмеивал розового христианства этих авторов. Обещая рай на земле (так же, как и социалисты-утописты), констатировал Леонтьев, они вносили в свои религиозные воззрения еретические, гуманистические элементы, делая Бога разбавленным Богом любви вместо Бога страха. Однако в другом сочинении он сделал блестящий анализ романов Толстого, в частности восхваляя «Войну и мир ».
Леонтьев наиболее известен своим эстетическим подходом к истории и бескомпромиссной критикой своего времени, в котором, по его словам, господствовало равенство и его неизбежная противоположность посредственность. Так же, как такие мыслители, как де Местр, граф Жозеф де Местр, Томас Карлейль, Фридрих Ницше и Джон Стюарт Милль, Леонтьев отвергал промышленную революцию XIX века, приведшую к демократии, в которой не было места великим людям. и интенсивный, креатив противоречий. В своем сборнике очерков Восток, Россия и славянство (Восток, Россия и славянство, 1885–1886), куда вошла его основная работа « Византизм и славянство » (Византизм и славянство, 1875), он разработал биологическую теория эволюции истории. Каждый исторический цикл включает в себя три периода: период детства, или первобытной простоты ; второй период взрослости, характеризующийся дифференциацией и цветущая сложность ; и последний период старости, который через упадок и распад приводит к вторичной простоте .
По Леонтьеву, Европа находилась уже в третьей фазе, первая — период варварских нашествий, вторая — Высокое Средневековье. Явными признаками современного упадка он считал исчезновение классовых различий и господство буржуазной культуры, культуры среднего человека . Со времен Петра Великого (1672–1725) этот европейский , выравнивающий слияние , заразил Россию. Спасение России, утверждает он, заключается в том, чтобы повернуть этот процесс вспять, что может быть сделано только путем защиты ее первичных институтов, самодержавия и православия, и содействия такому положению, при котором «деспотизм, опасность, сильные страсти, предрассудки, суеверия, фанатизм… словом могло расцвести все то, чему противостоит XIX век» (« Собрание сочинений» , т. VIII, с. 98). Более экстремистский и реакционный, чем славянофилы старшего возраста, такие как Алексей Хомяков и братья Иван и Петр Киреевские, Леонтьев без колебаний поддерживал строгую цензуру и политические репрессии, чтобы обратить вспять пагубный процесс демократизации. Однако он с большой проницательностью предсказал наросты «неподвижного равенства» коммунизма, которое «через ряд сочетаний с другими принципами должно постепенно привести, с одной стороны, к уменьшению подвижности капитала и собственности, а с другой — другие, к новому юридическому неравенству, к новым привилегиям, к ограничениям личной свободы и к принудительным корпоративным группам, четко определенным законом, — вероятно, даже к новым формам личного рабства или крепостничества». (Эди, Сканлан, Зелдин 1965, с. 278).
Леонтьева часто называют русским Ницше. С его пессимистическим взглядом на развитие европейской культуры и общества его можно рассматривать как предшественника Освальда Шпенглера. В России интерес к его творчеству значительно вырос с 1990-х годов. Биографические данные, полное собрание сочинений и критику в его адрес (на русском языке) можно найти в Интернете по адресу http://knleontiev.narod.ru.
См. также Карлайл, Томас; Достоевский, Федор Михайлович; Хомяков, Алексей Степанович; Киреевский, Иван Васильевич; Местр, граф Жозеф де; Милль, Джон Стюарт; Ницше, Фридрих; Соловьев (Соловьев) Владимир Сергеевич; Шпенглер, Освальд; Толстой, Лев Николаевич.
работ
Эди, Джеймс М., Джеймс П. Скэнлан и Мэри-Барбара Зелдин, ред. Русская философия . Том. II. Чикаго: Quadrangle Press, 1965.
Собрание сочинений (Собрание сочинений). 9 тт. Москва: Саблина, 1912–1914. (Переиздание томов 1–4, Вюрцбург, Германия: JAL, 1975).
Египетский голубь: История одного русского . Перевод Джорджа Риви. Нью-Йорк: Weybright and Talley, 1969.
Записки отшельника (Записки отшельника). М.: Русская книга, 1992.