Коррекция агрессивности у взрослых: «Методы коррекции агрессивного поведения у детей» | Консультация по теме:

Содержание

Опыт коррекции агрессивности младших школьников — Проблемы cоциальной психологии личности

Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тарасова Л.Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают технику его коррекции.

Агрессивное поведение — это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир.

Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида. Вторая — описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют бихевиористические концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии.

Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь негативным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение.

Однако это никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально при­емлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения.

Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потен­циал враждебности, злобности, жестокости.

 Особенно сильно на поведение влияют различные психические травмы детства. Дети очень сильно переживают потерю родителей. Но их реакции  проявляются иначе, чем у взрослых и часто отличаются от тех, которые ждут от них.

Наше исследование посвящено рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методам ее диагностики и коррекции. Предмет исследования – выявление способов конструктивного выражения агрессии. Объект – агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Работа проводилась в 3А классе коррекции СОШ 12 г. Шиханы Вольского района Саратовской области. К сожалению, большая часть детей в этом классе из неблагополучных семей, некоторые потеряли родителей и воспитываются другими родственниками. Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают силь­ные и зачастую новые для себя чувства. В этом случае наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый «включится» в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.

Младшие школьники довольно часто задумываются о смерти.  Они уже хорошо понимают, что целый ряд основных жизнен­ных обстоятельств изменить невозможно. Однако детям еще далеко до того, чтобы управлять подобными ситуациями. И эта беспомощность может вызвать у них чувства тревоги и тоски, а иногда и агрессии. В  поведении детей, переживших потерю близкого, можно наблюдать как бы фрагментарность поведения: для них характерно периодическое чередование состояний грус­ти и развлечений, игр. Но это лишь психологическая защита ре­бенка от состояния тревоги и страдания.

Обычно дети 10 лет и старше не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Но внезапно у них может воз­никнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. Осо­бенно часто этим «грешат» мальчики, которым часто бывает трудно показать свои чувства, вызванные смертным случаем, так как это противоречит их представлениям о мужской роли  [1. С. 26].

Когда дети узнают о смертном случае, у них, как и у взрос­лых, может возникнуть чувство нереальности и сомнения. Иног­да они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и озлобленностью, проявлениями агрессии, у них могут быть проблемы со сном, раздражительность или дру­гой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внима­ние,— замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чув­ство потери, мучительные воспоминания и фантазии.

Вот несколь­ко самых распространенных реакций детей на утрату близкого человека. Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что может произойти еще одна катастрофа. Поэтому дети часто высказывают свои опасения, что может что-нибудь случится с близкими им людьми или могут испытывать страх, что сами умрут. В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникать боли в животе, плечах, шее и голове. При крайней степени тревоги они могут не отпускать взрослых ни на минуту, воспринимая всякую разлуку как символическую смерть близкого.

Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации вни­мания. После смертного случая ребенок начинает «борьбу» с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться. Желание замкнуться в себе и уединиться стано­вится спустя некоторое время характерной чертой для всех лю­дей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительны к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшиться результаты в школе, причем как в учебе, так и в поведении.

Печаль, тоска. Нормальные реакции тоски и печали ребенка на смерть близкого могут проявляться в назойливости, плаксивости и капризах. Глубина детского горя не измеряется «объемом» выплакан­ных слез. Дети могут тосковать не так долго, как этого хотелось бы взрослым. Но не стоит заблуждаться. Дети могут продолжать думать о мертвом, еще долго чувствовать печаль и тоску. Они очень скучают. Поэтому у многих из них может возникнуть жела­ние вернуться в те места, где они были вместе с умершим, что­бы «оживить» воспоминания.

Некоторые дети реализуют это свое желание, убегая от попечителей или из детских учреждений.

Когда тоска становится невыносимой, бессознательно мо­жет возникнуть образ ушедшего, у ребен­ка может появиться ощущение, что умерший находится рядом в комнате и разговаривает с ним. Это может как испу­гать, так и успокоить ребенка. Важно подготовить ребенка к это­му, чтобы он знал, что такие вещи возможны и вполне обычны.

Вина. Большинство детей часто задумываются, почему пришла смерть, что ее вызвало. Иногда они считают, что это их собственные мысли или поступки вызвали смерть. Для многих детей, особенно более старшего возраста, ха­рактерно ощущение связи между способностью совершить какое-либо действие и наказанием. Когда ребенок ощущает в себе сильную склонность к какому-либо проступку, то он законо­мерно чувствует вину: «Если бы я вел себя хорошо, если бы я был лучше, мама была бы по-прежнему жива!» В этом случае он может выбрать две стратегии поведения: либо стараться нечто предпринять, чтобы снова как бы вернуться в обычную жизнь.

Например, начать вес­ти себя очень хорошо, стать послушным — ведь именно такое поведение ценится взрослыми, или, напротив, ребенок станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали. По его мнению, он это­го заслуживает, это он виноват в том ужасном, что произошло. Взрослые же часто совсем не воспринимают подобное вызыва­ющее поведение как признак вины или горя.

Гнев, агрессия.

Ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева, когда любимый человек умирает. Агрессивные вспышки  в этом случае довольно обычны. Чувство озлобленности, когда кто-либо умирает, вполне естественная реакция на потерю близкого. Гнев и агрессивные действия могут быть направлены на что-то конкретное, на обсто­ятельства или определенного человека. В некоторых случаях, когда ребенок потерян, ощущает себя крайне тревожным, бес­сильным и раздраженным, он выплескивает свой гнев на окру­жающих и может вести себя деструктивно. Но нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направ­ляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, явля­ются примером саморазрушения, но они также, быть может, вы­ражают желание ребенка вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пережил ощутимую потерю близкого человека, приходят в голову мысли о самоубийстве. Взрослые редко зада­ют детям вопросы о самоубийстве. Подобные вопросы — табу для многих. Но стоит узнать у таких детей, что именно более всего помогло им преодолевать горе, и некоторые из них отве­тят, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль о возможности прекращения своей собственной жизни [2. С. 15].

Дети, лишенные попечительства родителей, и были задействованы в эксперименте. Для диагностики уровня агрессивности была предложена методика «Несуществующее животное» — одна из наиболее распространен­ных проективных методик диагностики агрессив­ности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог—ребенок» с целью вы­яснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика  является проективной, то здесьглавную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая осо­бенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определен­ную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными про­блемами ребенка [4. С. 96] .

Анализ рисунков ребят и их рассказов о животных выявил высокий уровень агрессивности (40 %). Четверть опрошенных детей, напротив, проявили в своих работах боязнь агрессии. По словам классного руководителя, школьного психолога, по результатам длительного наблюдения, предшествующего работе, выяснилось, что класс разделился на две группы: агрессивных лидеров с завышенной самооценкой, с высоким уровнем вербальной агрессии, который составляет более 25 %, с признаками асоциального поведения,  и детей с низкой самооценкой, которые испытывают страх перед лидерами и буквально «пресмыкаются» перед ними (25 %).

Приступая к коррекционной работе, мы исходили из предположения, что обучение детей младшего школьного возраста приемам конструктивного выражения агрессии будет способствовать снятию эмоционального напряжения в данном классе и снижению уровня неконтролируемых, агрессивных импульсов у отдельных детей.

Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Обычно говорят об аг­рессивности подростков. Но ничто не появля­ется на пустом месте. Уже в возрасте 2—3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются кон­фликты с родителями, в 4—6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братья­ми, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, на­полненные различными проявлениями агрес­сии. За все школьные годы дети проводят у те­левизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насиль­ственной смерти. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

Есть и другая позиция ученых, которые счи­тают, что переживание своих чувств у экрана дает детям возможность тут же «разрядиться» и тем самым уменьшается их агрессивность. По­лемика, развернувшаяся вокруг данного вопро­са, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности ребенка.

Ситуативные, «нормальные» реакции агрес­сии могут перерасти в «нарушение», если детст­во ребенка сопровождается агрессивным пове­дением родителей, и тогда он «заражается» их агрессивностью; если ребенок живет в атмосфе­ре неприятия его, нелюбви к нему, то у него фор­мируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира; если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности ребенка [5. С. 219].

Как видно из вышеизложенного, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей до­школьного и младшего школьного возраста име­ют истоки в сфере взаимоотношений со значи­мыми взрослыми, а таковыми являются родите­ли и позже учителя. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Два фактора, а имен­но: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость нака­зания агрессивного поведения ребенка— опреде­ляют поведенческие реакции детей.

Исследования показали, что, с одной сторо­ны, когда взрослые заранее не делают свое от­ношение к агрессии ясным, но после соверше­ния проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в лич­ности агрессивности, с другой — снисходитель­ность в поведении взрослых приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импуль­сивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Наиболее адекватное поведение взрослых здесь — это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Еще одна из причин агрессивного поведения детей — влияние уровня агрессивности учителя на эмоциональное состояние класса. Учитель как бы индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подо­зрительностью по отношению к детям. Учитель подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нор­мальный путь преодоления фрустрации.

Но причины агрессии не могут быть только вовне, во взаимоотношениях с другими людьми. Характерологические особенности самого ре­бенка, имея подчас биологическую детермина­цию, также обусловливают его агрессивность.

Гипервозбудимость, склонность к аффек­тивным вспышкам, возникающим по ничтож­ному поводу, раздражение, зачастую изливае­мое на случайно попавшихся под руку, эгоцен­тризм, упрямство – вот те черты характера, ко­торые провоцируют акты агрессии.

Именно понимание важности знания при­чин, обусловливающих агрессивные реакции детей, определило значимость этой темы в подготовке педагогических кадров, работаю­щих в системе коррекционно-развивающегося обучения в нашем регионе. Учитель, работаю­щий с детьми группы риска, часто встречается с импульсивным поведением, с сильными аф­фективными реакциями. И потому что делать и как делать — важные вопросы для педагога.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифи­ческие способы взаимодействия с ребенком [6. С. 113]. К неспецифическим способам взаимодействия относятся изве­стные всем «золотые правила» педагогики: — не фиксировать внимание на нежелатель­ном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы пре­одоления агрессивности. Выражение удивле­ния, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; — реагировать и откликаться на любые пози­тивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были – ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции мож­но отнести  релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в спе­циальных коррекционных занятиях. Наш опыт ис­пользования различных «путешествий» в вообра­жении на уроках говорит об уменьшении гиперак­тивности, внутренней напряженности как предпо­сылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например, «Зигфрид»: 1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как све­ча. Разведите руки, плечи и предплечья под пря­мым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между ло­патками маленький предмет, например, карандаш. 2. Фаза расслабления. Как только вы по­чувствуете боль, два раза вдохните и выдохни­те, затем расслабьтесь. Плечи и голова рас­слабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.

Для рас­слабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение «Квазимодо»: 1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь под­нимите плечи высоко, как будто вы хотите кос­нуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот «валик» между го­ловой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжи­майте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не по­чувствуете боль. Не задерживайте воздух! 2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что под­бородок касается груди. Делайте это одним плав­ным движением. Закройте глаза, дышите спокой­но, равномерно, не отрывайте подбородок от гру­ди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое — на левое плечо, плечи не под­нимаются. Они напрягаются, и напряжение отчет­ливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подборо­док не двигается, только голова склоняется в сто­рону. Дышите спокойно и равномерно, наслади­тесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу рас­слабления, то не достигнете нужного эффекта.

Другой метод – «беседа с собой» – учит де­тей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора предложить всему классу при «обу­чении» поведенческому анализу или использо­вать его при индивидуальной коррекции. Бо­лее того, если этот метод возьмут на «вооруже­ние» и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

Итак, метод предполагает следующие шаги.

  1. Ребенок определяет суть самой пробле­мы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».
  2. Затем обдумывает несколько альтерна­тивных вариантов реагирования. Педагог зада­ет вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сде­лал в этой ситуации?», «А как можно было по­ступить в этой ситуации?»
  3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»)
  4. Затем принимается решение – что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных си­туациях на языке, понятном ребенку. Он дол­жен его заучить и … порепетировать.

Наш опыт ис­пользования различных приемов релаксации на уроках и во внеклассной деятельности говорит о значительном уменьшении гиперак­тивности, внутренней напряженности как предпо­сылок агрессивных актов. Очевидно, что обучать надо не только чте­нию, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех.

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997.
  2. Креч Д, Крачфилд А., Ливсон Н.  Нравственность, агрессия, справедливость //     Вопросы психологии. 1992.  № 1-2. С.4-10.
  3. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., Лайнер, 1997.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. Ч.1-3.
  5. Фромм А. Анатомия человеческой деструктивности.  М., 1994.
  6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: [email protected]

Фролкова М.А., Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 13822
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

Агрессивность: профилактика и коррекция

Урусова Лаура Хабаловна,кандидат педагогических наук,старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплинСеверо Кавказского института (ф) Краснодарского университета МВД РФ,г.Нальчик

Агрессивность: профилактика и коррекция

Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направленийдеятельности педагогапсихолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.Ключевые слова:агрессивность, гармоничное развитие, семейное воспитание,гендер, социализация, матримониальность.

Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социальноприемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностям и внутренними конфликтами, приводящие к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющие еще неустойчивую психику.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Перед социальнопсихологической службой школы стоит важная задача предупреждения и преодоления агрессии в поведении подростков, с целью реабилитации и адаптации к дальнейшей жизни.На территории КабардиноБалкарской республики уже более 15лет функционирует бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков»(РЦТП).За время своего существования это учреждение претерпело множественные изменения и реорганизации, но неизменным остались его основные направления деятельности по вопросам психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей и родителей (законных представителей), исходя из региональной специфики и актуальности проблем современного общества. «Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков» стал центральным объединением в городе Нальчикмногих организаций, служб и ведомств, решающих проблемы семьи и ребенка через активный поиск и разработку различных подходов и методов сопровождения.Анализируя консультативную и диагностическую деятельность специалистов центра, можно отметить, что из года в год растет количество обращений детей и родителей (законных представителей) с проблемами агрессивного поведения.Это можно объяснить множеством факторов, но самым центральным является отсутствие нормальных условий для развития детей внутри семьи. [8, 10]Социальная дезорганизация семьи, нарушения гендерного развития личности [7, 11], нездоровые отношения между членами семьи, физическое и психическое насилие, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка), депривация, материальное неблагополучие и многое другое приводят к тому, что ребенок попадает в «группу риска» с девиантным поведением, проявляет агрессию и жестокость по отношению к себе и другим. [4, 6, 9, 12]Самостоятельно дети и подростки не в силах справиться с такими проблемами, поэтому специалисты центра призваны оказать им в этом свою квалифицированную помощь и поддержку.В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты проявления детской агрессивности.[2, 5]В то же время исследований, основанных на реальном опыте профилактики и коррекции, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.Существует множество различных классификаций агрессии. Но самое главное, по мнению Г. Паренса, заключается в том, что любая агрессия –враждебность, упрямство, упорство –вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением, однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. В решении проблем агрессивного и жестокого поведения детей и подростков специалистами «Реабилитационногоцентратрудновоспитуемых подростков»используются такие направления работы, как ранняя диагностика, профилактика и психологопедагогическая коррекция.Для исследования агрессивности подростков используются различные методики: Методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность», Методика Ю. А. Клейберга «Тест на девиантность», Опросник А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета, Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» и многие другие. [3]

Наиболее масштабное исследование подростковой агрессивности и других форм девиантного поведения с 2012 по 2014 годы проведено специалистами центра с использованием методики Ю. А. Клейберга. Исследованием были охвачены обучающиеся 1417 летнего возраста средних общеобразовательных школ КабардиноБалкарской республики в количестве 822 человек.Было установлено, что в среднем склонными к агрессивному поведению являются 40% обследованных подростков. Именно эта шокирующая цифра ориентировала специалистов центра на организацию и проведение системы профилактической и коррекционной психологопедагогической помощи. Эта система включает в себя осуществление работы с ребенком и его родителями (законными представителями) и педагогами образовательных учреждений в форме консультирования, коррекционноразвивающего обучения, проведения семинаров, практикумов, тематических районнометодических объединений, родительских собраний, круглых столов, размещение информации в СМИ, оформление брошюр, министендов и памяток, организацию акций и конкурсов и т.д.Самым центральным звеном цепочки родительребенокпедагог, является ребенок, поэтому, основная психологопедагогическая помощь центрирована именно на нем. Для детей и подростков с агрессивным поведением и нарушениями эмоциональноличностного развития в центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности «Этика и правила поведения». Занятия по программе направлены на развитие у подростков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, выработку установки на непринятие агрессивных форм поведения и употребления психоактивных веществ, оптимизацию благоприятного психоэмоционального состояния. Основной отличительной особенностью программы является сочетаниеприменения традиционных методов психологопедагогического воздействия и системного использования компьютерных программ Функционального Биоуправления «Сталкер» и «Экватор».[1]Технология Функционального Биоуправленияоснована на феномене биологически обратной связи. Биоуправление –это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.При реализации метода Функционального Биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.С помощью технологии возможно осуществление следующих направлений работы педагогапсихолога: проведение диагностики и консультирования подростков (изучение эмоционального состояния, навыков саморегуляции, стратегий поведения в трудных ситуациях, ориентации в проблемах употребления ПАВ и пр. ) и обучение их произвольному изменению физиологических функций организма, развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, формирование адекватного неагрессивного поведения.При использовании метода происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений вреальной повседневной жизни. Подросток восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления, что является важным компонентом для профилактики дезадаптационных и психосоматических расстройств.В качестве результатов реализации программы «Этика и правила поведения» с использованием технологий Функционального Биоуправления представимследующие данные:85% подростков имеют конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, низкий уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимости; у 90% детей отсутствует склонность к агрессии и насилию; 100% участников занятий демонстрируют устойчивые представления о возможностях достижения состояния психологического комфорта приемлемыми способами, владеют техниками саморегуляции. Анализируя возможность использования программы «Этика и правила поведения» различными образовательными учреждениями, необходимо отметить, что для ее реализации требуются максимально комфортные условия для самораскрытия детей и подростков, а так же наличие специального компьютерного обеспечения.Таким образом, у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.Мы понимаем, что выделенная проблемане может ограничится разрозненными способами помощи отдельной группе подростков и нуждается в тщательной разработке программы, способной исправлять возникающие в психологопедагогическом плане вопросов.Данное исследование не закрывает тему, а приглашает специалистов к продолжению научного диалога с целью коррекции психологических особенностей делинквентных подростков.

Ссылки на источники1. Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационнопрофилактической программе «Сталкер» профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. –СПб.: Амалтея, 2003.2.Колосова С. Л. «Детская агрессия». –СПБ.: Питер, 2004.3.Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. СанктПетербург: Амалтея, 2004.4.Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53654. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53654.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 15.03.2016].5.Урусова Л.Х. Агрессивность как форма проявления девиантного поведения//Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –ВлГУ им А.Г. и Н.Г.Столетовых. №25(44) 2016. с. 128132.6.Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 12 (61). С. 128130.7.Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Выпуск 2 том 2 (№2(58)т.2) –c. 122 –1248.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.9.Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Колберга Л. как условие успешной социализации современной личности// Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №4(61). с. 167 –171.10.Урусова Л.Х. Матримониальность: аспекты гендерной социализации// «Almamater» (Вестник высшей школы). –Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ», 2016, №8 (август). С. 8185.11.УрусоваЛ.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, Выпуск 2 том 1 (№2(58)т. 1) –c. 115117.12.Урусова Л.Х. Психологические аспекты формирования современной личности: нормативность и делинквентность//Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №3(60). с. 124 –130.

Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение

Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.

Несколько примеров агрессивных действий:

  • акты физического насилия
  • крик, ругань и грубость
  • сплетни или распространение слухов об однокласснике
  • намеренное разбивание любимой кружки соседа по комнате

Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными в один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.

Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.

Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.

С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.

Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.

Распознавание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.

Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также предложим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.

Агрессию обычно делят на две категории.

Импульсивная агрессия

Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.

Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, кого вы может получить доступ к — включая вас.

Примеры импульсивной агрессии:

  • Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
  • Когда вы впервые встречаетесь, ваша подруга дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.

Инструментальная агрессия

Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, предполагает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.

Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.

Примеры инструментальной агрессии:

  • Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш начальник призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
  • Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.

Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.

Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.

Агрессия часто включает физический или словесный вред, но также может включать принуждение или манипуляцию:

  • Физическая агрессия включает удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
  • Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые замечания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
  • Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
  • Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые включают в себя конкретное намерение причинить кому-то вред или что-то разрушить.
  • Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.

Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:

  • вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
  • дела идут не так, как вам нужно
  • вы хотите расквитаться с тем, кто обидел вас
  • вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
  • ваши эмоции становятся неуправляемыми
  • ситуация кажется невыносимой или неудобной
Откуда появляется гнев?

Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.

Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.

Признаки агрессии у детей и подростков

Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.

Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:

  • взрывные или агрессивные истерики и вспышки
  • поддразнивание или оскорбление сверстников с целью вызвать реакцию
  • угроза причинения вреда кому-либо или себе
  • использование игрушек или других предметов в качестве оружия
  • причинение вреда животным
  • уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
  • ложь и воровство
  • 9000 агрессия у подростков может включать:

    • крик на родителей, братьев и сестер
    • проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
    • уничтожение вещей или имущества
    • дразнить, запугивать или отталкивать сверстников
    • лгать, сплетничать и распространять слухи о сверстниках
    • использовать принуждение и манипуляции для поддержания социального статуса и контроля
    • угрозы причинить вред другим или себе

    агрессия и насилие, это два разных понятия.

    Жестокое обращение включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:

    • встречается в отношениях определенного типа — романтических, семейных или профессиональных
    • происходит по шаблону
    • проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например

    Изучите признаки эмоционального насилия.

    Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:

    • относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
    • происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только в частном порядке мгновенная потеря контроля

    Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.

    Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.

    Биологические факторы

    Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:

    • Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
    • Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
    • Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
    • Побочные эффекты отпускаемых по рецепту лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
    • Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, деменцию и травмы головы.

    Психологические факторы

    Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

  • аутизм
  • биполярное расстройство
  • шизофрения
  • депрессия
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • хронический стресс
  • определенные расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности

Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, а диагноз психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.

Факторы окружающей среды

Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.

Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.

Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:

  • имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
  • вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
  • подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников

Что вызывает агрессию у детей и подростков?

Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.

У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.

Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.

Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:

  • иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
  • им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
  • испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии

Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.

Типична ли подростковая злость и агрессия?

Подростки довольно часто:

  • делать грубые замечания
  • вести себя импульсивно
  • иметь эмоциональные всплески
  • показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.

    Другие потенциальные триггеры могут включать:

    • школьный стресс
    • изменение социальных отношений
    • напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
    • состояние физического и психического здоровья

    Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:

    • кричит во время ссоры
    • вступает в драку
    • уничтожает имущество причинять вред себе и другим

    Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.

    Было ли это полезно?

    Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.

    Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:

    • происходит часто
    • вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
    • влияет на вашу повседневную жизнь
    • чувствует себя неуправляемым

    Как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.

    Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от первопричины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.

    Therapy предлагает безопасное пространство без суждений для:

    • поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
    • изучить детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
    • разработать новые методы преодоления трудных или непреодолимых эмоций общение с напористым общением

    Типы терапии агрессии

    Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.

    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
    • Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
    • Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного управления межличностными отношениями.
    • Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
    • Тренинг по управлению поведением родителей может помочь справиться с напряженной динамикой в ​​семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.

    В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.

    К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.

    Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.

    Поиск подходящего терапевта

    Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.

    Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.

    Было ли это полезно?

    В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так. Выявление основных причин агрессии может помочь избежать потенциально провоцирующих ситуаций, что, безусловно, может иметь значение.

    Имейте в виду, однако, что вы не можете избежать всех возможных триггеров. Вот почему принятие мер по прямому изменению своего поведения может помочь предотвратить агрессию в будущем. Терапевт может научить стратегиям, позволяющим лучше управлять своими эмоциями и сохранять контроль, что может привести к более полезному и продуктивному общению.

    Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение

    Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.

    Несколько примеров агрессивных действий:

    • акты физического насилия
    • крик, ругань и грубость
    • сплетни или распространение слухов об однокласснике
    • намеренное разбивание любимой кружки соседа по комнате

    Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными в один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.

    Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.

    Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.

    С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.

    Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.

    Распознавание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.

    Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также предложим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.

    Агрессию обычно делят на две категории.

    Импульсивная агрессия

    Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.

    Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, кого вы может получить доступ к — включая вас.

    Примеры импульсивной агрессии:

    • Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
    • Когда вы впервые встречаетесь, ваша подруга дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.

    Инструментальная агрессия

    Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, предполагает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.

    Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.

    Примеры инструментальной агрессии:

    • Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш начальник призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
    • Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.

    Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.

    Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.

    Агрессия часто включает физический или словесный вред, но также может включать принуждение или манипуляцию:

    • Физическая агрессия включает удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
    • Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые замечания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
    • Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
    • Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые включают в себя конкретное намерение причинить кому-то вред или что-то разрушить.
    • Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.

    Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:

    • вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
    • дела идут не так, как вам нужно
    • вы хотите расквитаться с тем, кто обидел вас
    • вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
    • ваши эмоции становятся неуправляемыми
    • ситуация кажется невыносимой или неудобной
    Откуда появляется гнев?

    Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.

    Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.

    Признаки агрессии у детей и подростков

    Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.

    Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:

    • взрывные или агрессивные истерики и вспышки
    • поддразнивание или оскорбление сверстников с целью вызвать реакцию
    • угроза причинения вреда кому-либо или себе
    • использование игрушек или других предметов в качестве оружия
    • причинение вреда животным
    • уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
    • ложь и воровство
    • 9000 агрессия у подростков может включать:

      • крик на родителей, братьев и сестер
      • проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
      • уничтожение вещей или имущества
      • дразнить, запугивать или отталкивать сверстников
      • лгать, сплетничать и распространять слухи о сверстниках
      • использовать принуждение и манипуляции для поддержания социального статуса и контроля
      • угрозы причинить вред другим или себе

      агрессия и насилие, это два разных понятия.

      Жестокое обращение включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:

      • встречается в отношениях определенного типа — романтических, семейных или профессиональных
      • происходит по шаблону
      • проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например

      Изучите признаки эмоционального насилия.

      Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:

      • относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
      • происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только в частном порядке мгновенная потеря контроля

      Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.

      Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.

      Биологические факторы

      Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:

      • Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
      • Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
      • Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
      • Побочные эффекты отпускаемых по рецепту лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
      • Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, деменцию и травмы головы.

      Психологические факторы

      Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    • аутизм
    • биполярное расстройство
    • шизофрения
    • депрессия
    • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
    • хронический стресс
    • определенные расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности

    Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, а диагноз психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.

    Факторы окружающей среды

    Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.

    Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.

    Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:

    • имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
    • вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
    • подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников

    Что вызывает агрессию у детей и подростков?

    Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.

    У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.

    Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.

    Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:

    • иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
    • им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
    • испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии

    Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.

    Типична ли подростковая злость и агрессия?

    Подростки довольно часто:

    • делать грубые замечания
    • вести себя импульсивно
    • иметь эмоциональные всплески
    • показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.

      Другие потенциальные триггеры могут включать:

      • школьный стресс
      • изменение социальных отношений
      • напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
      • состояние физического и психического здоровья

      Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:

      • кричит во время ссоры
      • вступает в драку
      • уничтожает имущество причинять вред себе и другим

      Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.

      Было ли это полезно?

      Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.

      Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:

      • происходит часто
      • вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
      • влияет на вашу повседневную жизнь
      • чувствует себя неуправляемым

      Как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.

      Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от первопричины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.

      Therapy предлагает безопасное пространство без суждений для:

      • поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
      • изучить детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
      • разработать новые методы преодоления трудных или непреодолимых эмоций общение с напористым общением

      Типы терапии агрессии

      Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.

      • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
      • Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
      • Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного управления межличностными отношениями.
      • Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
      • Тренинг по управлению поведением родителей может помочь справиться с напряженной динамикой в ​​семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.

      В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.

      К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.

      Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.

      Поиск подходящего терапевта

      Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.

      Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.

      Было ли это полезно?

      В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *