Личность совокупность биологических качеств человека – ОГЭ по обществознанию 9 класс Котова Лискова Вариант 4 ч.1 Вопрос 4 Верны ли следующие суждения о личности?

Вопрос 34. Личность – человек

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного раз­вития (социализации) и включения людей в систему соци­альных отношений посредством деятельности и общения.

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

Понятие «человек» – это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек – суще-ство биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2,5 млн. лет до 40 тыс. лет до н.э. Это было время биологической эволюции.

Понятие «индивид» характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный), это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкрет¬ный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, по-требностей, интересов и т.д. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие «индивидуаль¬ность». Оно может быть отнесено к человеку как к ор-ганизму и к личности. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая лич¬ность неповторима, хотя индивидуальность присуща также и жи¬вотным, и растениям, и вещам. Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «лич-ность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной» социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; и — 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Таким образом, под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значи¬мых черт и социальных отношений, относящихся к сущности дан¬ного общества.

Понятия «человек» и «личность» относятся к одному объекту и часто в обыденной речи употребляются в качестве синонимов. Од¬нако между ними имеются глубокие смысловые различия, корни которых уходят в глубины человеческой культуры. Эти понятия используются на протяжении около 2000 лет. Их возникновение связывают с античным театром, где слово «персона» (личность) означало маску, которую надевал актер, играя определенную роль: воина, ревнивца, раба. При этом человек, с одной сто-роны, маски¬ровал свое Я, а с другой стороны – соотносил себя с определен-ной социальной группой. На первый взгляд может показаться, что вопрос о содержании понятия «личность» имеет лишь абстрактное, теоретическое значение. Однако при более внимательном анализе обнаруживается его большое практическое значение. Дело в том, что та или иная его интерпретация оказывает влияние на решение многих теоретических и практических вопросов, относящихся к человеку и обществу.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

studfiles.net

Задания 2. Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы

Задания 2. Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы

1. Человека от животного отличает…

 1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

Пояснение.

Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом.

Все остальные качества присутствуют и у человека и у животных. Ответ: 3

2. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «… главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

 1) в самоконтроле 2) в самореализации

3) в самопознании 4) во власти

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть САМОРЕАЛИЗАЦИЯ). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 2.

3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в…

 1) самореализации т 2) самосохранении

3) дыхании 4) питании

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самореализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 1.

4. И человек, и животное

 1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

Пояснение.

Общее и для человека и для животного — забота о потомстве.

Все остальные качества присущи только человеку.

Правильный ответ: 3.

5. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

 1) личность 2) темперамент

3) индивид 4) талант

Пояснение.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Правильный ответ: 1.

6. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

 1) мастерство 2) задатки 3) гениальность 4) талант

Пояснение.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Мастерство — искусство; мастер; совершенство изобразительной формы; творчество; техника искусства; художественное творчество.

Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Ответ: 2

7. Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

 1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество 3) компромисс4) сотрудничество

Пояснение.

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

2. Избегание — уход от конфликтной ситуации.

3. Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

4. Соперничество — активное противостояние другой стороне.

5. Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Ответ: 1

8. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие…

1) индивид 2) талант 3) способности 4) личность

Пояснение.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. Ответ: 4

9. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности…

 1) практической 2) художественной

3) трудовой 4) познавательной

Пояснение.

Существуют три основных вида деятельности: трудовая, познавательная, игровая. Получение новой информации — это главная задача процесса познания.

Правильный ответ: 4.

10. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием…

 1) творчество 2) социальная роль

3) общение 4) развитие

Пояснение.

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение). Ответ: 3

11. Что относится к точным наукам?

1) математика 2) физика 3) биология 4) история

Пояснение.Точными науками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях.

 Обычно точные науки противопоставляются гуманитарным наукам Ответ: 1

12. Что является отличительным признаком морали?

 1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

Пояснение.

Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Ответ: 1

13. Что относится к естественным наукам?

 1) история 2) математика 3) искусствоведение

4) физика

Пояснение.

Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений.

Ответ: 4

14. Что является отличительной чертой науки?

 1) обращение к сверхъестественным силам

2) стремление к достижению объективной истины

3) воздействие на эмоции людей

4) образное отражение идей автора

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Ответ: 2

15. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

 1) музей 2) театр 3) архив 4) фонд культуры

Пояснение.

Музей (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Архив (греч. άρχεϊον) — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов.

Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала. Ответ: 1

16. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

 1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Ответ: 2

17. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

1) библиотеки 2) музея3) архива4) галереи

Пояснение.

Музей (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Архив (греч. άρχεϊον) — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов. Ответ: 3

18. К категориям нравственности относятся понятия…

 1) честь и достоинство 2) комфорт и удобства

3) природа и культура 4) здоровье и успех

Пояснение.

Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Ответ: 1

19. Что относится к гуманитарным наукам?

 1) история 2) физика 3) химия 4) математика

Пояснение.

Гуманитарные — про то, что непосредственно связано с человеком и им создано.

Ответ: 1

20. Что относится к видам искусства?

 1) живопись 2) литературоведение

3) история 4) искусствознание

Пояснение.

К видам искусства относятся:

Изобразительные живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство, граффити, комикс, немое кино, театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство, архитектура, литература, музыка, хореография, балет, радиоискусство.

Ответ: 1

21. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

 1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Пояснение.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования. ответ: 4.

22. Основная цель этого вида деятельности — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это

 1) искусство 2) религия 3) образование 4) наука

Пояснение.Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).Ответ: 4

23. К социальным потребностям человека относятся потребности в

 1) физическом движении 2) пище3)отдыхе4) общении

Пояснение.Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.Ответ: 4

24. Формирование личности происходит под влиянием

 

1) природных способностей

2) собственных убеждений

3) социального окружения

4) природного окружения

Пояснение.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношенийОтвет: 3

25. К социальным потребностям человека относятся потребности в

 1) дружбе2) пище3) отдыхе4) воспроизводстве

Пояснение.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

 К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.Ответ: 1

26. Формирование личности происходит под влиянием

 1) природных способностей

2) собственных убеждений

3) социального окружения

4) природного окружения

Пояснение.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка.

Ответ: 3

27. Что относится к естественным наукам?

 1) история 2) математика3) искусствоведение

4) физика

Пояснение.

Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений.Ответ: 4

28. Что относится к точным наукам?

1) математика2) физика3) биология4) история

Пояснение.

Точными науками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях.

Обычно точные науки противопоставляются гуманитарным наукам.Ответ: 1

29. Что является отличительным признаком морали?

 1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

Пояснение.

Мора́ль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.Ответ: 1

30. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

 1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Пояснение.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.Ответ: 4

31. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Пояснение.

Межличностные отношения наступают только при близком знакомстве.Ответ: 3

32. Выпускник девятого класса, Сергей, готовясь к государственной итоговой аттестации по математике, повторяет способы решения уравнения. Данный вид деятельности относится к

 1) общению2) учёбе3) труду4) игре

Пояснение.

Здесь мы наблюдаем процесс получения новых знаний и умений, это прежде всего характеризует такой вид человеческой деятельности, как учеба.Ответ: 2

33. Анна делится с Юлей своими впечатлениями о прочитанной книге. Это пример такого вида деятельности, как

 1) труд2) учёба3) игра4) общение

Пояснение.

Обмен информацией относится преимущественно к сфере общения.Ответ: 4

34. Что свойственно и человеку и животному?

 1) социальные потребности

2) инстинкт самосохранения

3) стремление к познанию

4) нормы поведения

Пояснение.

Только инстинкт самосохранения из данных примеров присущ и человеку и животному, все остальные примеры свойственны только человеку, так как отражают его социальную природу.

Правильный ответ: 2

35. В стране Z в экономике доминирует аграрный сектор, основной ячейкой общества является родовая община К какому типу общества относится страна Z?

 1) традиционному 2) индустриальному

3) информационному4) постиндустриальному

Пояснение.

Традиционное или аграрное общество характеризуется доминированием сельского хозяйства.Ответ: 1

36. Для какого из видов деятельности человека обязательно наличие партнёра?

 1) творчества2) игры3) труда4) общения

Пояснение.

Из всех названных примеров, только для общения необходимо наличие партнера.Ответ: 4

37. В каком из примеров проявляются личностные качества человека?

 1) Маша готовится поступать в медицинский институт.

2) Петр самый высокий в классе.

3) Нафиса опоздала на работу из-за большой пробки.

4) Коля всегда волнуется перед экзаменами.

Пояснение.

Из всех приведенных примеров, только в примере 1 мы видим проявление личностных качеств человека, умение ставить цель и преодолевать трудности. приносить пользу окружающим. В остальных случаях это просто проявление индивидуальных качеств человека.

Ответ: 1

38. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность

 1) в еде2) в тепле3) в продолжении рода

4) в самореализации

Пояснение.

Потребности в еде, тепле и продолжении рода — биологические, потребность в самореализации — социальная.

Ответ: 4

39. Какие из перечисленных терминов используются при характеристике социальной сферы жизни общества?

 1) классы, страты

2) политические партии, движения

3) бизнес, предпринимательство

4) знание, познание

Пояснение.

классы, страты — социальная сфера;

политические партии, движения — политическая;

бизнес, предпринимательство — экономическая;

знание, познание — духовная.Ответ: 1

40. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

 

1) еде2) тепле3) продолжении рода4) самореализации

Пояснение.

Потребности в еде, тепле и продолжении рода — биологические, потребность в самореализации — социальная.Ответ: 4

41. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

 1) самореализации2) пище3) творчестве4) общении

Пояснение.

Самореализация, творчество и общение обусловлены социальной сущностью. Потребность в пище — биологической.Ответ: 2

42. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт?

 1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов.

2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства.

3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости.

4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы.

Пояснение.

Межличностный конфликт предполагает обязательно личное знакомство. Значит, единственно верным является 2.Ответ: 2

43. Одним из отличий трудовой деятельности от учебной является

 1) приобретение знаний о природе и обществе

2) получение практически полезного результата

3) удовлетворение духовных потребностей

4) нравственное развитие личности

Пояснение.

При трудовой деятельности всегда есть практически полезный результат, в учебной не всегда.

Правильный ответ: 2

44. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Пояснение.

межличностные отношения возможны только при личном знакомствеОтвет: 3

45. Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием

 1) учение2) познание3) общение4) творчество

Пояснение.

ОБЩЕНИЕ — Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.Ответ: 3

46. Человека от животного отличает способность

 1) проявлять заботу о потомстве

2) использовать предметы, данные природой

3) воспринимать и передавать информацию

4) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности

Пояснение.

Деятельность предполагает цель, целеполагание, к целеполаганию способен только человек, животные действуют под давлением инстинкта, животные совершают действия для удовлетворения своих инстинктивно обусловленных потребностей, но не способны к деятельности, основанной на ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ.Ответ: 4

47. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в

 1) понимании2) отдыхе3) питании4) самосохранении

Пояснение.2.3.4 характерны и для животных. Только для человека присуща потребность в понимании.

Правильный ответ: 1

48. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием

 1) познание2) свобода3) творчество4) общение

ПояснениеОбмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием общение.

Правильный ответ: 4

49. Человек, в отличие от представителей животного мира,

 1) укрывается от холода

2) заботится о своём потомстве

3) нуждается в общественном признании

4) строит жилища из природных материалов

Пояснение.

Человек, в отличие от представителей животного мира, нуждается в общественном признании. Животным это не требуется.Ответ: 3

50. Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает

 1) преобразование природной среды

2) наличие воображаемой обстановки

3) передачу определённой информации

4) общение с другими людьми

Пояснение.

Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает наличие воображаемой обстановки (казаки-разбойники).Ответ: 2

51. Человек от животного отличается тем, что он

 1) обладает словесной речью

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) может обучать потомство

4) не зависит от природных условий

Пояснение.3 и 4 свойственно и животным, слух некоторых животных более совершенен чем слух человека, но ни одно животное не обладает словесной речью.Ответ: 1

52. Примером трудовой деятельности является

 1) приготовление обеда

2) общение с друзьями

3) осмотр выставки картин

4) игра на компьютере

Пояснение.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Здесь — приготовление обеда.

Правильный ответ: 1

Ответ: 1

infourok.ru

Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется

  • Индивидуальность

В социологии термином «личность» обозначается

  • представитель вида Homo sapiens
  • каждый живущий в обществе и прошедший социализацию
  • всякий человек с момента рождения
  • девиант

Характерным признаком личности является то, что –

· осознание своего «Я» формируется с осознанием других «Я»

· личностью можно назвать только человека с высокоморальными жизненными установками

· существуют биологические задатки и наследственность, формирующие личность

· личность формируется лишь в период зрелости

 

Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это

· инфантильность

· индивидуальность

· личность

· идентичность

 

В современной социологии под личностью понимается

· уникальность и неповторимость отдельного человека

· качества, которые формируются в процессе взаимодействия с обществом

· качества, присущие человеку от рождения

· своеобразие внешнего облика

 

Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется

· Десоциализация

 

Теория иерархии потребностей личности была разработана

  • Маслоу
  • Парсонс
  • Конт
  • Сорокин

К низшему уровню потребностей личности согласно иерархической теории А. Маслоу относится потребность

  • В безопасности

К дефицитным потребностям А. Маслоу относил потребности…

  • в принадлежности
  • в самоактуализации
  • эстетические
  • в уважении

Стремление к общению может являться примером действия потребностей…

· Экзистенциальных

· Социальных

· Духовных

· Биологических

В концепции личности З. Фрейда, комплекс ожиданий, установок, ценностей и запретов, содержащихся в культуре общества и усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение, обозначается как



  • «Я»
  • «либидо»
  • «ОНО»
  • «Сверх Я»

В концепции личности З.Фрейда, подструктура психики, содержащая представление об эффективных способах действия для удовлетворения потребностей индивида обозначается как…

· «ОНО»

· «Сверх ОНО»

· «ОНИ»

· «Я»

Учение о «зеркальном Я» разработано

  • З. Фрейдом
  • Ч. Кули
  • О. Контом
  • Р. Мертоном

В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура направленности» включает в себя

  • эмоции и чувства
  • половые и возрастные свойства
  • умения, знания, привычки
  • убеждения, мировоззрение, интересы

 

В соответствие с концепцией Платонова иерархической структуры личности «подструктура опыта» включает в себя:

  • половые и возрастные свойства
  • убеждения, мировоззрение, интересы
  • эмоции и чувства
  • умения, знания, привычки

В концепции личности Дж. Мида комплекс ожиданий, установок, ценностей группы, усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение, обозначается как

  • «зависимые другие»
  • «вытесненные другие»
  • «значимые другие»
  • «обобщенные другие»

Совокупность черт личности, выражающих представление данного общества о должном и совершенном обозначается в современной социологии термином

  • «идеальная личность»
  • «модальная личность»
  • «нормативная личность»
  • «реальная личность»

 

Следующая характеристика: «интеллектуально развитый, физически совершенный, духовно богатый и гармоничный человек» относится к типу

  • «нормативная личность»
  • «идеальная личность»
  • «модальная личность»
  • «реальная личность»

 

Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи, обозначается в современной социологии, как

  • реальная личность
  • нормативная личность
  • модальная личность
  • идеальная личность

 

Наиболее часто встречающийся в конкретном обществе тип личности, адаптированный к социальным условиям, обозначается в современной социологии термином

  • реальная личность
  • нормативная личность
  • идеальная личность
  • модальная личность

Верны ли следующие суждения: а) Модальная личность – это личность, черты которой лучше всего выражают идеал данной культуры. б) Модальная личность – это статически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

· Оба суждения неверны

· Верно только Б

· Оба суждения верны

· Верно только А

Покорность, послушание, стремление избегать ответственности характеризуют __________ личность

  • девиантную
  • нормативную
  • идеальную
  • авторитарную

Тип личности, который характеризуется признанием целей группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей – это…

  • бунтарь
  • новатор
  • конформист
  • ритуалист

Поведение индивида с точки зрения феноменологии в первую очередь зависит от

  • социальной структуры
  • общественных институтов
  • национального характера
  • личного опыта и повседневных ценностей

 

Личность как деятельный субъект проявляется

  • в физическом развитии
  • в менталитете человека
  • в социальных связях и отношениях
  • в душе

Сущности лидерства не отражает такая его дефиниция, как:

· Лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими.

· Лидерство – это периферийная позиция в группе, не связанная с властью, управлением и организацией удовлетворения потребностей ее членов

· Лидерство – это символ общности и образец поведения группы, способный реализовывать ее интересы

· Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений

Социализация – это…

· процесс привыкания к новым условиям

· процесс усвоения культурных норм и социальных ролей

· приобретение новых знаний

· социопсихологическое становление человека в возрастном диапазоне 10-20 лет

 

Процесс социализации личности исключает

  • культурное развитие человека
  • обучение личности
  • воспитание
  • изоляцию личности

Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей, называется

  • интериоризация
  • имитация
  • убеждение
  • воспитание

Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановление называется

  • ресоциализацией
  • десоциализацией
  • образованием
  • мобильностью

Устойчивое ощущение тождественности и непрерывности своего существования Э. Эриксон определил как …

  • личность
  • индивид
  • идентичность
  • индивидуальность

 

Особенность первичной социализации личности состоит в том, что она осуществляется в сфере ___________ отношений

  • межличностных
  • профессиональных
  • социальных
  • внутриличностных

К агентам вторичной социализации относятся

  • телекомментаторы
  • учителя
  • воспитатели детских дошкольных учреждений
  • родители

 

Агентом вторичной социализации является

  • друг
  • бабушка
  • куратор студенческой группы
  • отец

 

Лиц не прошедших социализацию называют

  • маргиналы
  • биологические субъекты
  • «дети – маугли»
  • индивиды

Феральные люди – это

· люди, которые оказались «социальными изолянтами»

· люди с необычными физическими способностями

· люди с необычными интеллектуальными способностями

· индивиды, воспитанные животными

 

Особенность социализации детей состоит в том, что этот процесс отличается


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Человек. Общество

  1. Что является регулятором общественных отношений?

а)культура;б)природа;в)инстинкты;г)нет регулятора.

  1. Что не является фактором антропосоциогенеза?

а)труд;б)язык;в)нравственность;г)деньги.

  1. Человек является единством

а)биологического и социального;б)социального и религиозного;

в)религиозного и инстинктивного;г)воли и воспитания.

  1. Смысл жизни дается человеку

а)богом;б)выбираемся им самим;

в)обществом;г)родителями.

  1. Укажите верное суждение:

а)понятие «человек» обозначает только природные биологические качества личности;

б)понятие «человек» обозначает только социальные качества личности;

в)понятие «личности» обозначает как природные, так и биологические качества человека;

г)понятие «личность» обозначает совокупность социальных качеств человека.

  1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, обозначает понятие:

а) общность;б)объединение;в) общество;г) община.

  1. Социальный прогресс – это…

а)возрастание числа счастливых людей;

б)технический прогресс;

в)возрастание числа нравственных людей;

г)достижение социальной гармонии.

  1. Одной из сфер жизни общества является

а)материальное производство;б)культура;

в)здравоохранение;г)взаимодействие с природой.

  1. Государство – это…

а)какое-либо общество;б)орган управления;

в)моральный регулятор;г)совокупность граждан.

  1. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, права, насилия характеризует понятие:

а) революция;б) система;в) власть;г) реформа.

  1. Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшее содержание понятия «общественное бытие» составляет:

а)производство материальных благ;б)потребление духовных благ;

в)политические отношения;г)производство идей.

  1. Теория локальных цивилизаций полагает, что сущностью общества является…

а)материальное производство;б)культура;

в)численность населения;г) технический прогресс.

  1. Какое из обществ не является общественно-экономической формацией:

а)феодальное;б)капиталистическое;

в)коммунистическое;г)демократическое.

  1. Отличительной чертой постиндустриального общества является:

а)доминирование производства услуг;б)исчезновение индустрии;

в)снижение рождаемости;г)технический прогресс.

  1. Культура – это:

а)это нормы поведения;б)все прекрасное;

в)то, что определено человеческими представлениями;г)все истинное.

  1. В традиционном обществе главным является:

а)воспроизведение культуры;б)социальный прогресс;

б)система жизнеобеспечения;в)государство.

  1. Ценностью является:

а)все искусственное;б)все естественное;

в)то, что нельзя купить;г)все, что обладает положительной значимостью.

  1. Нравственное поведение:

а)общеобязательно;б)автономно;в)свободно;г)положительно.

  1. Социальный прогноз:

а)точный;б)аналитический;в)нормативный;г)субъективный.

  1. Что не является причиной негативных последствий научно-технического прогресса для общества:

а)злая воля человека;б)безответственность;

в)научные знания;г)разрушение природы.

  1. Чего нет в истории?

а)зигзагов; б)застоя;в)обратимости;г)неравномерности.

  1. Укажите, какое из приведенных ниже суждений является ошибочным:

а)главной причиной возникновения экологического кризиса является научно-технический прогресс;

б)глобальные экологические кризисы и проблемы возникают на этапе промышленной экономики;

в)преодоление угрозы экологической катастрофы невозможно без дальнейшего развития науки и техники;

г) одной из главных причин возникновения глобальных проблем является хищническое отношение человека к природе.

  1. Одной из глобальных проблем является…

а)проблема перенаселения;

б)проблема информационной безопасности;

в)проблема нехватки ресурсов;

г)проблема негативных последствий применения техники.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

г

а

б

г

в

а

а

б

в

а

б

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

г

а

в

а

г

в

в

а

в

в

а

16

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *