Детерминизм определение – Детерминизм — Википедия

Детерминизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2][3].

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении[1].

На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.

[источник не указан 501 день]

ru.wikipedia.org

Детерминизм — это… Что такое детерминизм и его суть

Добавлено в закладки: 0

Что такое  детерминизм? Описание и определение термина

Детерминизм  – от латинского термина, в переводе обозначающего «определяю».

Детерминизмом является принцип взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений.

Под этим термином понимается также учение о наличии причинно-следственных связей между проявлениями материального и духовного мира, о всеобщей причинности. Считается, что родоначальником этого направления мысли был Демокрит, который в своих работах стремился определить причину любого явления.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено или же судьбой, или же богами или Богом в другом случае природой, либо человеческой волей либо развитием общества.  Именно на такой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.  Именно в такой форме детерминизм может быть определен как утверждение,согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее. Звучит как учение о предопределении.

Рассмотрим более детально, что значит термин детерминизм.

Детерминизм – это концепция, в согласии с которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, они скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

В философии данное понятие,  детерминизм, несет в себе некий элемент необходимости — а именно: все события в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им определенных причин. Эта идея является центральной для науки, которая утверждает, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление в таком случае,можно было бы точно предсказать; и так же наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Согласно этому философскому понятию, каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются — и всегда будут определяться — законами природы, другими естественными причинами, которые можно легко установить посредством научных методов.

Детерминизм может классифицироваться и как фатализм. С развитием познания представления о детерминизме. как ни странно, усовершенствовались и обогащались. Они были напрямую связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые были положены в основу анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Созданное учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, которые разрабатываются в рамках научного подхода, основываются на первоначальных представлениях человека о строении мира.

Суть детерминизма

Теория «географического детерминизма» настаивает, что процесс общественного развития не является результатом проявления объективных закономерностей, а является лишь следствием постоянного влияния природных сил. По мнению представителей этой концепции, рельеф местности, почва, климат, растительный и животный мир и другие подобные естественные факторы непосредственно влияют и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент и талант. Сторонники географического детерминизма ставят социально-экономические явления в решающую зависимость от сугубо географических факторов.

Географический детерминизм называют также географическим направлением в социологии, ставящим развитие общества в прямую зависимость от географических условий (климата, почвы, рек и так далее). Это признание, по существу означало натуралистическое, идеалистическое объяснение хода истории. Идея об определяющей роли природных условий в жизни общества выдвигалась уже античными мыслителями (например, Платон, Аристотель и другие) в противоположность религиозно-мифологическим воззрениям. В XVIII веке географический детерминизм становится определенным направлением в науке. Основоположником этой теории был Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский просветитель, правовед, философ. На этом этапе своего развития географический детерминизм противостоит феодально-религиозной идеологии, проповедовавшей божественную предопределенность общественных явлений.

Мы коротко рассмотрели термин детерминизм, постарались  раскрыть его суть и особенности.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Детерминизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм.

Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2].

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

История детерминизма

Принцип детерминизма в науке

Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении[1].

На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.

[источник не указан 144 дня]

Детерминизм и индетерминизм

Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера, Цвингли и Канта: так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную «естественную» природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма.

Литература

  • Хёфер, Карл. Причинный детерминизм // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2016 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А.В. Мерцалова.
  • Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. — Л., 1974. — 183 с.
  • Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. — 2008. — № 9.
  • Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. — 2008. — № 3.
  • Купцов В. И.
    Детерминизм и вероятность. — М., 1976. — 256 с.
  • Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2005. — № 6. — С. 3—20.
  • Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — М., 1999. — С.179—198.
  • Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. — Воронеж, 1987. — С. 9—23.
  • Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии. — 1979. — № 7.
  • Сокулер З. А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. — 1993. — № 2.
  • Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. — М., 2006. — 323 с.
  • Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — 513 с.

См. также

Примечания

wikipedia.green

детерминизм — это… Что такое детерминизм?

(в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д., а именно: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. Длительное время оно ориентировалось на механический Д., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г.Гельмгольц, Ф.Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического Д. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа Д. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в к-рых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).

psychology.academic.ru

Детерминизм — это… Что такое Детерминизм?

        философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности (См. Причинность), т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).          Современный Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, те или иные ассоциации, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важными в современной науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистических распределений и статистических законов (см. Вероятностей теория). Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности, в том числе и такие события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются статистические законы. Применительно к различным областям знания общие принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физическом Д., органическом Д., социальном Д. и т.п.).

         Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского, Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

         Д. противостоит Индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистическая Телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й четверти 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистических закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.          Эволюционная теория Ч. Дарвина, давшая материалистическое объяснение относительной целесообразности в живой природе, развитие кибернетики (См. Кибернетика), создавшей учение о саморегулирующихся и самоуправляющихся системах, нанесли сокрушительный удар по идеалистической телеологии, Фатализму, учениям о предопределении (См. Предопределение) и подтвердили правильность всех принципиальных посылок современного диалектико-материалистического Д.

         Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях научного знания, эффективным орудием постижения истины.

         И. В. Кузнецов.

dic.academic.ru

Детерминизм — это… Что такое Детерминизм?

Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений[1], доктрина о всеобщей причинности.

Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении) или явлениями природы (космологический детерминизм) или специально человеческой[уточнить] волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм[2].

История детерминизма

Принцип детерминизма в науке

Представления учения детерминизма о взаимообусловленности явлений и процессов, происходящих в мире, входят в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении[1].

На принципе детерминизма построена классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Обычно детерминизм не подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица не обязательно придёт в исходное состояние, если обратить время. Это происходит из-за того, что траектория не всегда однозначно определяется конечными условиями.

Детерминизм и индетерминизм

Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, например в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Литература

  • Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.-256 с.
  • Лебедев C.А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2005. С. 3-20.
  • Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С.179-198.
  • Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.-183 с.
  • Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. 2008. № 9
  • Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. 2008. № 3.
  • Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. Воронеж, 1987. С.9-23.
  • Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии.1979. № 7.
  • Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии.1993. № 2.
  • Спонтанность и детерминизм /В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН.- М., 2006.-323 с.
  • Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 513с.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Детерминизм — статья из Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН.
  2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г.Шишкоффа /Пер. с нем./ Общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575с.

dic.academic.ru

Детерминизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм.

Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2].

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

История детерминизма

Видео по теме

Принцип детерминизма в науке

Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении[1].

На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.[источник не указан 144 дня]

Детерминизм и индетерминизм

Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера, Цвингли и Канта: так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную «естественную» природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма.

Литература

  • Хёфер, Карл. Причинный детерминизм // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2016 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А.В. Мерцалова.
  • Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. — Л., 1974. — 183 с.
  • Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. — 2008. — № 9.
  • Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. — 2008. — № 3.
  • Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. — М., 1976. — 256 с.
  • Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2005. — № 6. — С. 3—20.
  • Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — М., 1999. — С.179—198.
  • Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. — Воронеж, 1987. — С. 9—23.
  • Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии. — 1979. — № 7.
  • Сокулер З. А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. — 1993. — № 2.
  • Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. — М., 2006. — 323 с.
  • Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — 513 с.

См. также

Примечания

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *