Личность термин: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

Человек как личность. Понятие личности в философии

Понятие личности является одним из основных понятий философской антропологии. Личностью обладает только человек, и никто более в материальном мире. В процессе раскрытия сущности философского отношения «универсум – человек», понимание особенностей личности и ее качеств будет играть важную роль, т.к. оно позволяет понять, почему мир природы так сильно отличается от мира человека, и почему он остается человеческим лишь на основе сохранения разнообразия индивидуальных различий между людьми. 

Основы понятия личности

В истории философии и науки проблема личности является одной из самых многогранных. Каждая из наук понимает природу и суть личности по своему – такой подход присущ всем наукам, педагогике и психологии, политологии и социологии, геронтологии и ювенологии, истории и остальным социальным и гуманитарным наукам.

Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования.

С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе. Личность является мерой человека в качестве субъекта общественных и социальных отношений, мерой индивидуальности и проявлением персональности. Сущность человека – это не абстракт, который свойственен лишь отдельным индивидам. Как полагал К. Маркс, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Личность человека формируется под воздействием системы общественных отношений, в которых он существует (в соответствии со сферами жизни общества). Эти отношения являются предметными и определяются человеческой целеполагающей деятельностью. В то же время важно учитывать ту закономерность, что личность, находясь под воздействием каких-либо социальных отношений, сама оказывает на них влияние, изменяет и развивает их. Более того, специфические черты личности обусловлены ее собственными генетическими и физиологическими особенностями, личной культурой и сознанием. Для того, чтобы представить личность в данной интерпретации, нам важно разграничить такие антропологические понятия как 

«человек», «индивид» «индивидуум» и «индивидуальность».

Определение 1

Человек — это родовое понятие, которое отражает общие черты, свойственные человеческому роду.

Т.к. человек – это биосоциальное существо, то в данное понятие включаются также общесоциальные характеристики, которыми он обладает (общение, речь, культура, интеллект, деятельность), и биологические (природоестественные), т.к. именно человеческий организм является носителем его социальной сущности. Более того, у человека есть ментальные черты, т.к. он является отражением духовных ценностей народа, формирующихся исторически и тесно связанных с его социальной сущностью. 

Определение 2

Индивид – это отдельный человек в человеческом мире. Индивидом называют представителя человеческого рода, он обладает общими свойствами и параметрами человека, которые отличают его от других биологических видов нашей планеты.

Если на просторах Вселенной существует разум, то человек в качестве индивида будет обладать своими планетарными земными отличиями по сравнению с инопланетными социальными существами.

Физиологические и биологический характеристики человека индвидно-конкретны – к ним относятся отпечатки пальцев, глазные яблоки, роговица глаза, походка, тембр голоса, осанка, нервная система, строение тела и отдельных его частей.

Определение 3

Индивидуум – это человек с характерными для него социальными чертами, обладатель социальной неповторимости и своеобразия: у него есть собственные идеалы и привычки, социальные функции и определенные способности, особенности умений и знаний, избирательный круг общения, уникальный набор профессиональных качеств, своя оценка происходящего в мире и собственный взгляд на него.

Индивидуум обладает собственными взглядами, мнениями и суждениями, которые будут всегда содержать свое «Я», даже при случае общности их у разных людей. Также у индивидуума есть собственные способности и потребности.

Индивидуальность

выражается в природных и психических свойствах человека. Каждый homo sapiens обладает определенным единством социальной и биологической оригинальности, неповторимости, специфичности, которое охватывает единство качеств человека как индивида и индивидуума. Индивидуальностью называют совокупность особенностей и свойств индивида, которые отличают его от массы других. В данном контексте в обществе не может быть стопроцентных двойников, что делает беспочвенной даже новомодную позицию о проблеме клонирования.

Определение 4

Индивидуальностью называют биологически и социально неповторимого человека, который обладает определенным статусом в обществе и исполняет конкретную социальную роль.​​​​​​

Поэтому, если нужно подчеркнуть биологическое своеобразие человека, то используется понятие «индивида», если хотят обозначить его социальную уникальность – то «индивидуум», если же собираются говорить о биосоциальной целостности и оригинальности человека – то «индивидуальность».

Понятие личности в философии

Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».

В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).

Определение 5

Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.

Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.

Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.

Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.

Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.

Концепции личности

На протяжении развития истории философии и гуманитарной мысли постоянно разрабатывались новые концепции личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность изучают в качестве совокупности психических свойств, отношений, процессов, которые отличают одного человека от другого. При этом природные особенности и свойства индивида выступают как социально-обусловленные элементы в личности. Ввиду того, что приобретенные и врожденные качества людей индивидуальны, для психолога различен и потенциал каждого отдельно взятого человека. Индивидуальность позволяет отобразить уникальность биологических, психических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо общности или группы. То, что индивид способен изменять мир в процессе совместной деятельности с другими индивидами и таким образом преобразовывать себя, становясь личностью, обусловливает возникновение в психологии личности как системного качества. Личность изучается в единстве (но не в тождестве) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. В рамках идеалистической психологии личность рассматривается как особая и неизменная духовная сущность, «целиком психическое существо». В психоанализе, «гармонической психологии» личность трактуется как совокупность иррациональных бессознательных влечений. В парадигме бихевиоральной психологии проблемы личности не существовало вовсе, т.к. ей не оставалось места в механической схеме «стимул – реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи используют понятие «личность», социальный субъект для того, чтобы описать социальную суть и социальные качества человека в процессе совместной деятельности. В рамках современной социологии личность в качестве субъекта – это активное социальное начало, конкретный тип способности к деятельности. Если социолог проводит исследование, то его интересуют в первую очередь не индивидуальные человеческие особенности, а социальная среда, социальный институт, социальная организация, в которую человек включен и в которой он выполняет конкретные социальные функции. В связи с этим именно в социологии получила развитие ролевая концепция личности, несмотря на то, что ее зарождению способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Сущность данной концепции заключается в том, что люди в процессе жизнедеятельности осуществляют разные функции, выполняют различные социальные роли. Существуют первичные функции, отражающие статусную позицию человека, которая определяется его профессиональной деятельностью и должностью, которую он занимает. И существуют вторичные функции, которые человек выполняет благодаря разным факторам бытия, обусловленным его способностями и потребностями. Основная особенность заключается в том, что человека в рамках общества включают в большое количество социальных образований – семью, вуз, школу, фирму, предприятие, спортивную секцию, товарищество садоводов, клуб любителей домашних животных, сообщество филателистов и т.д. В каждом из них он играет определенную социальную роль и обладает своими интересами. Социальной ролью называют способ поведения людей в зависимости от их позиции и статуса в обществе. Личностью в данном случае называют ролевой субстрат конкретного социального института со свойственными ему разными функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека. 

Невротическая личность

Невротическая личность или невроз характера — психоаналитические термины, обозначающие патологию личности, в значительной мере совпадающую с психопатией.

Это незрелые личности, которым свойственны по меньшей мере три кардинальных признака: аномальные потребности, комплексы и психологические защиты. Мы считали бы целесообразным описать их в надежде, что это позволит лучше понять переживания и поведение пациентов с расстройствами личности, т. е. психопатов.

Наиболее полно, по нашему мнению, аномальные или невротические потребности описывает К.Хорни (1942). К.Хорни представляет такие потребности или тенденции как защитные стратегии, которые используются пациентами для преодоления «базальной тревоги» — ощущения «одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Эти нормальные изначально, но ставшие «избыточными» потребности, которые невротическая личность использует негибко, избирая какую-то одну во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга, врача, работодателя и чистильщика обуви», — поясняет К.Хорни. Вот эти потребности.

  • В любви и одобрении — ненасытное стремление быть любимым, объектом восхищения и в то же время повышенная чувствительность к критике, отверганию, проявлениям недружелюбия.
  • В руководящем партнере — чрезмерная зависимость от других и убеждение, что любовь может решить все.
  • В четких ограничениях — нетребовательность, довольство малым, подчинение другим.
  • Во власти — склонность доминировать и презирать «слабых».
  • В эксплуатировании других — боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.
  • В общественном признании — желание быть объектом восхищения, зависимость самооценки от общественного статуса.
  • В восхищении собой — стремление приукрашивать образ себя, представлять его лишенным недостатков и ограничений.
  • В честолюбии — сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; порождает страх неудачи.
  • В самодостаточности и независимости — избегание любых отношений, предполагающих принятие на себя обязательств; дистанцирование от всех и вся.
  • В безупречности и неопровержимости — стремление быть совершенным и непогрешимым во всем; поддержание впечатления совершенства и добродетели.
  • В описаниях психопатий встречаются упоминания о многих невротических потребностях. Любопытно, но К.Хорни разграничивает всего три типа невротического характера (уступчивый, обособленный и враждебный), хотя, по ожиданиям, их могло быть больше.

Что касается комплексов, то их открытие связывают, как известно, с К.Юнгом. Комплекс, считал он, может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением, контролируя человека и используя его психику в своих целях. Над Л.Н.Толстым, думал К.Юнг, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти. При выявлении и измерении силы комплекса могут быть, по К.Юнгу, использованы три метода: прямое наблюдение (плюс аналитическая дедукция, например анализ снов), обнаружение индикаторов комплекса (например, оговорок) и измерение интенсивности эмоционального выражения (например, частоты пульса). Приведем

короткое описание наиболее часто упоминаемых комплексов:

  • Комплекс Антигоны (по имени дочери Эдипа, добровольно отправившейся в изгнание вместе с отцом) — проявляется неосознаваемым сексуальным влечением дочери к отцу. Лежит, как предполагают, в основе некоторых неврозов и перверсий.
  • Комплекс Гризельды (по имени героини «Декамерона» Д.Бокаччо, ставшей образцом женской добродетели) — инцестное влечение отца к дочери, желание сохранить ее для себя, отказывая всем претендентам на ее руку.
  • Комплекс деда — желание мужчины стать своим дедом, чтобы стать над отцом, приобрести власть над ним. Связан, как полагают, с инцестными желаниями и геронтофилией.
  • Комплекс Дианы (назван по имени богини, имевшей мужские интересы и равнодушной к противоположному полу) — нежелание быть женщиной будто бы из-за зависти к пенису мальчиков. Рассматривается как причина некоторых перверсий и невротических состояний.
  • Комплекс Йокасты (назван по имени матери, полюбившей своего сына, Эдипа) — инцестуозное влечение матери к сыну.
  • Комплекс Каина (назван по имени библейского Каина, из зависти убившего своего младшего брата, Авеля) — ненависть обделенного любовью родителей ребенка к обласканному нежностями сибсу (сибсам).
  • Комплекс кастрационный — фантазии детей, когда мальчик боится потерять пенис (отец из ревности кастрирует его), а девочка мечтает его заполучить.
  • Комплекс Медеи (назван по имени мифической царевны, убившей из ревности к мужу, Ясону, своих детей и отравившей соперницу) — стремление матери убить своих детей, чтобы отомстить мужу.
  • Комплекс неполноценности — уход от трудностей с целью избавить себя от осознания своей несостоятельности.
  • Комплекс превосходства — уход от якобы «ничтожных» трудностей, сопряженный с демонстрацией своего превосходства в чем-то ином. Обозначается и как гиперкомпенсация.
  • Комплекс Ореста (по имени мифического героя, мстившего матери за убийство своего отца) — неосознаваемое желание убить свою мать.
  • Комплекс Федры (по имени мифической царицы, испытывавшей любовную страсть к своему пасынку) — инцестуозное влечение матери к приемному или неродному сыну.
  • Комплекс Эдипа (по имени мифического героя, который убил отца и женился на матери) — инцестуозное влечение сына к матери и ревность, ненависть к отцу.
  • Комплекс Электры (по имени мифической героини, мстившей матери за убийство ею своего отца) — ненависть дочери к матери и сексуальное влечение к отцу.

Комплексом, по К.Юнгу, может стать любая эмоционально значимая идея или любое желание, если они подавлены, вытеснены из сознания. Число комплексов, таким образом, далеко не ограничивается здесь упомянутыми. Идея комплексов фиксирует ряд отклонений поведения, причины которых остаются неизвестными. Вместе с тем она является сугубо гипотетической. Число комплексов может быть увеличено до степени, дискредитирующей саму идею их существования.

Наконец, невротическую личность характеризуют различные формы психологической защиты — ментальных действий, направленных на устранение тревоги и ощущения опасности. Психологические защиты формируются и функционируют неосознанно. Для невротической личности они являются способами самообмана относительно себя и реальных внешних ситуаций. Приведем короткое описание основных защитных стратегий.

1. Вытеснение (мотивированное забывание) — удаление из сознания травмирующих представлений. Обычно является стойким, неподконтрольным сознательным усилиям. Вытесненный материал может обнаруживать себя разными путями: сновидениями, оговорками, невольными действиями, остротами, соматическими симптомами, детскими страхами взрослых, а также символизацией, т. е. смещением на другие объекты: например, чувство враждебности к отцу проявляется враждебностью к другим проявлениям авторитаризма.

2. Проекция — приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств, намерений и действий другим людям. При проекции человек говорит: «Она меня ненавидит» вместо «Я ненавижу ее». Проекция осуществляется в три этапа. На первом происходит отрицание у себя неприемлемого качества. На втором — экстернализация, т. е. перемещение этого качества на другого человека. На третьем этапе наступает обращение, т. е. узнавание этого качества у другого человека направленным на себя. Так, по Фрейду, возникает параноид, являющийся, как он полагал, следствием проекции гомосексуального влечения.

3. Замещение — перенос инстинктивного чувства или импульса, например враждебности, на другой, менее угрожающий объект. Замещением объясняют, например, жестокое обращение с детьми.

4. Рационализация — самооправдание путем объяснения, искажающего реальные отношения, например имеющую объективные основания недоброжелательность индивид интерпретирует следующим образом: «Они осуждают меня по своей глупости».

5. Противодействие или формирование реакции — замена неприемлемого импульса или чувства на его противоположность. Ненависть к ребенку выражается, например, подчеркнутой любовью. Реактивные образования такого рода отличаются от естественных чувств и действий своей экстравагантностью и конвульсивностью, т. е. неестественностью и вынужденным характером, так что и при желании пациент не может от этого освободиться. Иногда такие образования действительно удовлетворяют первоначальный импульс: так, мать «душит» ребенка своей «любовью».

6. Регрессия — возврат на более раннюю и пройденную стадию развития: например, молодая жена, не умея наладить зрелые отношения с мужем, возвращается в привычные условия родительской семьи, а потерявший работу инвалид возобновляет употребление алкоголя. Ретрогрессия — возврат наблюдавшихся ранее образцов поведения. Так, испуганный в школе ребенок снова начинает сосать палец, как он это делал в детском саду.

7. Фиксация — остановка на одной из ранних стадий развития. Так, пугаясь самостоятельной жизни, индивид остается сверхзависимым и, не вступая в брак, не покидает родительскую семью, предпочитая оставаться взрослым ребенком.

8. Сублимация — перевод неприемлемых или агрессивных импульсов в социально одобряемое русло, например мастурбация сублимируется в занятия спортом, а агрессивность — в работу следователя, прокурора, хирурга.

9. Отрицание реальности — отказ принять нечто, причиняющее страдание: например, индивид не может принять смерть близкого человека и продолжает считать, что тот все еще живой, ждет его возвращения или порывается раскопать могилу; или индивид не может поверить, что его разлюбили, и продолжает жить по планам совместной близости отношений.

10. Изоляция — нейтрализация аффекта, связанного с травмирующим событием. Индивид старается при этом не думать о том, что произошло, и о том, что за этим последует.

11. Подавление (уничтожение сделанного) — нейтрализация аффекта, связанного с собственным недостойным поступком или побуждением. Индивид старается забыть о случившемся, переключая внимание на что-то другое.

12. Интроекция — замена внешнего объекта представлением о нем. Например, интроектами родителей могут стать какие-нибудь их советы или предостережения. Индивид может следовать таким предписаниям, хотя в нем самом они не укоренились и не стали естественной частью его Я.

13. Поворот против себя — обращение неприемлемых импульсов, адресованных окружающим, на себя. Так, по Фрейду, агрессия против кого-то направляется на себя в акте суицида.

14. Идентификация — процесс, посредством которого индивид а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-либо; в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого. Данный термин в психоанализе никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого. Первичная идентификация — состояние младенца, еще не способного найти различия между «я» и «ты».

Вторичная идентификация — процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже установлена. Дети подражают родителям и как бы заимствуют свою идентичность от них. Это защита, она позволяет детям отрицать переживание сепарации с родителями; считается частью нормального развития. Проективная идентификация — процесс, когда индивид представляет, что он находится внутри некоего объекта. При этом возникает иллюзия контроля над объектом и появляется возможность получать замещающее удовлетворение. При вуайеризме, например, пациент представляет себя внутри реального сексуального партнера, будто бы контролирует его и получает удовольствие. При интроективной идентификации происходит процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. При этом индивид говорит или что-то делает как бы от имени другого человека, не отождествляя себя с ним. Именно так действует, например, актер в какой-нибудь роли или индивид, который представляет себя в роли другого человека.

15. Интеллектуализация — анализ личной проблемы в отстраненных интеллектуальных понятиях, позволяющий игнорировать собственные эмоции и чувства. Так, переживание чувства вины подменяется размышлениями о природе этого чувства, его роли в жизни человека, происхождении и значении совести.

16. Перенос или трансфер — смещение чувств и установок с эмоционально значимых лиц на кого-то другого, например на психотерапевта. При положительном переносе смещение касается позитивных чувств и установок, при отрицательном переносе — негативных чувств (обиды, обвинений и др.). Противоперенос — смещение психотерапевтом своих чувств и установок на пациента. Последний может вызывать антипатию, недовольство или, напротив, уважение, доверие, расположение, хотя с его личными качествами это никак не связано.

17. Расщепление — разделение целостной структуры как бы на два самостоятельных объекта: позитивный и негативный. Восприятие себя и других становится полярным: то крайне положительным, идеализированным, то резко отрицательным, уничижительным, трагичным. Так, в период влюбленности индивид видит в партнере чуть ли не божественное существо, а после охлаждения к нему — напротив, всего лишь ординарного, всем раздражающим человека. Неспособность видеть травмирующее начало в конфликте или стрессе на некоторое время помогает пациенту сохранять спокойствие и самообладание, чтобы повлечь затем отставленную реакцию на психическую травму. Совмещение полярных реакций неизбежно влечет за собой двойственность отношения, амбивалентность.

18. Нереалистический оптимизм, или механизм Польянна — склонность самовлюбленного индивида считать, что вероятность чего-то плохого у других людей значительно выше, нежели у самого себя. Это другие могут заболеть раком, стать наркоманами или подвергнуться нападению, у них на это есть некие основания, а «со мной, я уверен, все будет хорошо, я другой, я в состоянии предупредить неприятности или с ними справиться».

19. Вера в справедливый мир — убеждение, что мир справедлив и распределяет невзгоды неслучайным образом, только среди тех людей, которые их достойны. А «меня карать не за что, я заслуживаю только хорошего». Другая сторона такой веры — обвинение тех, кому выпал несчастливый жребий. Например, «бедные виноваты в этом сами, они могут пенять только на самих себя». Насилие оправдывается тем, что люди его «заслужили», так как они «неполноценные, бесчестные, жестокие» и т. д. В обществе, где большинство верит в такую справедливость, обычно воцаряются и оправдываются социальное и экономическое неравенство.

20. Глупость — неосознанное отрешение подавлять свою напряженную умственную активность, основанное на господстве стереотипов типа: «горе от ума», «от многой мудрости — много скорби», «с дурака спросу нет», «умные богатыми не бывают» и др. Познавательная пассивность приводит в конечном итоге к состояниям, близким к умственной отсталости, когда люди ограничиваются поверхностными знаниями и банальными суждениями. Именно это имел в виду П.Б.Ганнушкин, описывая «конституционально глупых» психопатов.

Говоря по существу, психологические защиты есть лишь перевод некоторых моделей поведения на язык психологических терминов. Это часто варьирующие констатации давно и общеизвестных фактов, но вовсе не их объяснение, как многие считают. Обозначить явление или построить его вербальную модель отнюдь не означает приблизиться к пониманию его существа. Магия слов способна породить не более чем иллюзию понимания, хотя и это порой представляет немалую ценность.

В качестве иллюстрации «невроза характера» вернемся к конформной личности, с которой прочно ассоциируются бытовые представления о «приспособленчестве», «беспринципности» и т. д. Под конформностью как свойством личности понимают тенденцию индивида «идти вместе со всеми» и менять свои отношения и убеждения под влиянием других людей. Главная особенность конформной личности — ориентация на принцип социального доказательства. Не факты и логические выводы, а мнения и поступки окружающих играют в ее поведении значительную, а порой и решающую роль. Основное значение приобретают влияние группы (нормативное социальное давление) и влияние авторитета,    а также то, что их символизирует.

Например, это могут быть одежда, внешность, дорогие престижные вещи, украшения, данные социологических опросов, искусная риторика, положение в обществе, популярность, почетные звания, титулы и др. Следует подчеркнуть роль рекламы. Технология современной рекламы строится на наблюдениях  Аристотеля: «словесные убеждения есть трех видов. Первый вид зависит от личности говорящего; второй состоит в том, чтобы создать определенное настроение у аудитории; третье доказательство или видимое доказательство содержится в словах самой речи». Многие жертвы рекламы склонны считать, что она действует на других людей, но не на себя. Влияние рекламы на конформную личность столь велико, что возникло выражение: «Об идеалах нации можно судить по ее рекламе».

Невротическая личность во многом является противоположностью личности зрелой, здоровой. По отношению к последней многие понятия психологии, такие как зависимость, защиты, комплексы и т. п., неприемлемы. Ряд авторов указывает на опасность экстраполяции выводов, сделанных при изучении невротических личностей и тем более больных людей, на нормального человека.

К содержанию

Этимология, происхождение и значение личности по этимонлайну

Реклама

конец 14 в. , personalite, «качество или факт бытия личностью», от старофранцузского personalité и непосредственно от средневекового латинского personalitatem (именительный падеж personalitas), от позднелатинского personalis (см. личную). Смысл «отличительного сущностного характера самосознающего существа» зафиксирован 1795 г. от французского personnalité.

Личность — это высшее воплощение врожденной индивидуальности живого существа. Это мужество, брошенное жизни, абсолютное утверждение всего, что составляет личность, наиболее успешное приспособление к всеобщим условиям существования, соединенное с максимально возможной свободой самоопределения. [К.Г. Юнг, «Развитие личности», 19.32]

Значение «человек, чей характер выделяется среди других» с 1889 года. 1956.

тоже с конца 14в.

Тренды

личности

Реклама

обновлено 14 апреля 2020 г.

Реклама

Популярные слова

    Реклама

    Словарные статьи рядом с

    личностью

    личность

    личность

    личность

    личность

    личность

    личность

    персонализация

    персонализация

    личное

    индивидуальность

    индивидуальность

    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z

    NIMH » Граница Расстройство личности

    Что такое пограничное расстройство личности?

    Пограничное расстройство личности — это психическое заболевание, которое серьезно влияет на способность человека управлять своими эмоциями. Эта потеря эмоционального контроля может увеличить импульсивность, повлиять на то, как человек относится к себе, и негативно повлиять на его отношения с другими. Доступны эффективные методы лечения, которые могут помочь людям справиться с симптомами пограничного расстройства личности.

    Каковы признаки и симптомы пограничного расстройства личности?

    Люди с пограничным расстройством личности могут испытывать резкие перепады настроения и чувствовать неуверенность в том, как они видят себя. Их чувства к другим могут быстро меняться и колебаться от крайней близости до крайней неприязни. Эти меняющиеся чувства могут привести к нестабильным отношениям и эмоциональной боли.

    Люди с пограничным расстройством личности также склонны рассматривать вещи в крайностях, например, все хорошо или все плохо. Их интересы и ценности могут быстро меняться, и они могут действовать импульсивно или безрассудно.

    Другие признаки или симптомы могут включать:

    • Усилия, направленные на то, чтобы избежать реального или предполагаемого отказа, например, с головой погрузиться в отношения или так же быстро их прекратить.
    • Модель напряженных и нестабильных отношений с семьей, друзьями и любимыми.
    • Искаженное и нестабильное представление о себе или самоощущение.
    • Импульсивное и часто опасное поведение, такое как расточительство, небезопасный секс, злоупотребление психоактивными веществами, безрассудное вождение и переедание. Однако, если такое поведение происходит в основном в периоды повышенного настроения или энергии, они могут быть симптомами расстройства настроения, а не пограничного расстройства личности.
    • Самоповреждающее поведение, такое как порезы.
    • Повторяющиеся мысли о суицидальном поведении или угрозах.
    • Интенсивное и сильно изменчивое настроение с эпизодами продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.
    • Хроническое чувство пустоты.
    • Неуместный, сильный гнев или проблемы с контролем гнева.
    • Ощущение диссоциации, такое как чувство оторванности от самого себя, наблюдение за собой извне своего тела или чувство нереальности.

    Не каждый человек с пограничным расстройством личности испытывает все эти симптомы. Тяжесть, частота и продолжительность симптомов зависят от человека и его болезни.

    Люди с пограничным расстройством личности имеют значительно более высокий уровень членовредительства и суицидального поведения, чем население в целом.

    Если вы или кто-то из ваших знакомых борется с самоубийством или у него есть мысли о самоубийстве, позвоните или отправьте сообщение на 988 Suicide and Crisis Lifeline по телефону 988 или в чате по номеру 9.88lifeline.org. В опасных для жизни ситуациях звоните по телефону 911 .

    Каковы факторы риска пограничного расстройства личности?

    Исследования показывают, что генетические, экологические и социальные факторы могут повышать вероятность развития пограничного расстройства личности. Эти факторы могут включать:

    • Семейный анамнез: Люди, у которых есть близкий член семьи (например, родитель или брат или сестра) с заболеванием, могут быть более склонны к развитию пограничного расстройства личности из-за общих генетических факторов.
    • Структура и функции мозга: Исследования показывают, что у людей с пограничным расстройством личности могут быть структурные и функциональные изменения в мозге, особенно в областях, которые контролируют импульсы и регуляцию эмоций. Однако неясно, привели ли эти изменения к расстройству или были вызваны расстройством.
    • Окружающие, культурные и социальные факторы: Многие люди с пограничным расстройством личности сообщают, что в детстве они пережили травмирующие жизненные события, такие как жестокое обращение, отказ или лишения. У других могут быть нестабильные, обесценивающие отношения или конфликты.

    Как диагностируется пограничное расстройство личности?

    Лицензированный специалист в области психического здоровья, например психиатр, психолог или клинический социальный работник, может диагностировать пограничное расстройство личности на основе тщательной оценки симптомов, опыта и семейного анамнеза человека. Тщательный и тщательный медицинский осмотр может помочь исключить другие возможные причины симптомов.

    Пограничное расстройство личности обычно диагностируется в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Иногда у людей моложе 18 лет может быть диагностировано пограничное расстройство личности, если их симптомы являются значительными и длятся не менее 1 года.

    Какие другие болезни могут сопутствовать пограничному расстройству личности?

    Пограничное расстройство личности часто сочетается с другими психическими заболеваниями, такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Эти сопутствующие расстройства могут затруднить правильную диагностику и лечение пограничного расстройства личности, особенно когда расстройства имеют перекрывающиеся симптомы. Например, человек с пограничным расстройством личности также может с большей вероятностью испытывать симптомы большой депрессии, посттравматического стрессового расстройства, биполярного расстройства, тревожных расстройств, расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, или расстройств пищевого поведения.

    Как лечить пограничное расстройство личности?

    При лечении, основанном на фактических данных, многие люди с пограничным расстройством личности испытывают меньше и менее серьезные симптомы, улучшают функционирование и улучшают качество жизни. Для людей с пограничным расстройством личности важно получать лечение у лицензированного специалиста в области психического здоровья.

    Улучшение симптомов может занять некоторое время после начала лечения. Людям с пограничным расстройством личности и их близким важно быть терпеливыми, придерживаться плана лечения и обращаться за поддержкой во время лечения.

    Некоторым людям с пограничным расстройством личности может потребоваться интенсивная, часто стационарная помощь для лечения тяжелых симптомов, в то время как другие могут справиться со своими симптомами амбулаторно.

    Психотерапия

    Психотерапия (иногда называемая разговорной терапией) является основным методом лечения людей с пограничным расстройством личности. Большая часть психотерапии проводится лицензированным, обученным специалистом в области психического здоровья на сеансах один на один или с другими людьми в групповых условиях. Групповые занятия могут помочь людям с пограничным расстройством личности научиться взаимодействовать с другими людьми и эффективно выражать свои мысли.

    • Диалектическая поведенческая терапия (DBT) была разработана специально для людей с пограничным расстройством личности. DBT использует концепции внимательности или осознания текущей ситуации и эмоционального состояния. DBT также обучает навыкам, помогающим людям справляться с сильными эмоциями, уменьшать саморазрушающее поведение и улучшать отношения.
    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь людям с пограничным расстройством личности выявить и изменить основные убеждения и поведение, возникающие из-за неправильного восприятия и проблем во взаимодействии с другими людьми. КПТ может помочь людям уменьшить перепады настроения и симптомы тревоги, а также может уменьшить количество случаев самоповреждения или суицидального поведения.

    Лекарства

    Польза от лечения психических заболеваний при пограничном расстройстве личности неясна, и лекарства обычно не используются в качестве основного лечения болезни. В некоторых случаях психиатр может порекомендовать лекарства для лечения определенных симптомов или сопутствующих психических расстройств, таких как перепады настроения или депрессия. Лечение с помощью лекарств может потребовать скоординированной помощи нескольких поставщиков медицинских услуг.

    Лекарства иногда могут вызывать побочные эффекты у некоторых людей. Поговорите со своим лечащим врачом о том, чего ожидать от конкретного лекарства. Чтобы найти последнюю информацию о лекарствах, поговорите с поставщиком медицинских услуг и посетите веб-сайт Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов.

    Терапия для лиц, осуществляющих уход, и членов семьи

    Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, насколько хорошо семейная терапия помогает при пограничном расстройстве личности. Исследования других психических расстройств показывают, что привлечение членов семьи может помочь в лечении человека. Семьи и опекуны также могут получить пользу от терапии.

    Семейная терапия помогает:

    • Позволяет людям развивать навыки понимания и поддержки близкого человека с пограничным расстройством личности
    • Сосредоточение внимания на потребностях членов семьи, чтобы помочь им понять препятствия и стратегии ухода за близким человеком

    Где я могу найти помощь при пограничном расстройстве личности?

    Если вы не знаете, к кому обратиться за помощью, поставщик медицинских услуг может направить вас к лицензированному специалисту в области психического здоровья, например к психиатру или психологу, имеющему опыт лечения пограничного расстройства личности. Найдите советы, которые помогут подготовиться к визиту и получить максимальную отдачу от него, а также информацию о том, как получить помощь.

    Администрация служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами предлагает онлайн-систему поиска лечения, которая поможет вам найти психиатрические службы в вашем районе.

    Вот несколько способов помочь другу или члену семьи с пограничным расстройством личности:

    • Уделите время изучению болезни, чтобы понять, что переживает ваш друг или родственник.
    • Предлагайте эмоциональную поддержку, понимание, терпение и ободрение. Изменения могут быть трудными и пугающими для людей с пограничным расстройством личности, но со временем все может улучшиться.
    • Посоветуйте своему близкому, проходящему лечение от пограничного расстройства личности, спросить о семейной терапии.
    • Обратитесь за консультацией для себя. Выберите другого терапевта, чем тот, к которому обращается ваш родственник.

    Где я могу найти клиническое исследование пограничного расстройства личности?

    Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Цель клинических испытаний — определить, работают ли новые тесты или методы лечения и являются ли они безопасными. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем можно было лучше помочь другим.

    Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Сегодня у нас есть новые и лучшие варианты лечения благодаря тому, что клинические испытания открыли много лет назад. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они вам.

    Чтобы узнать больше или найти исследование, посетите:

    • Веб-страница клинических испытаний NIMH: Информация об участии в клинических испытаниях
    • Clinicaltrials.gov: текущие исследования пограничных расстройств личности: список клинических испытаний, финансируемых Национальным институтом здравоохранения (NIH), которые проводятся по всей стране

    Где я могу узнать больше о пограничном расстройстве личности?

    Бесплатные брошюры и общие ресурсы

    • Пограничное расстройство личности : В этой брошюре содержится основная информация о пограничном расстройстве личности, включая признаки и симптомы, лечение и поиск помощи. Также доступен на испанском языке.
    • 5 действий по оказанию помощи человеку, испытывающему эмоциональную боль : В этой инфографике представлены пять шагов, которые помогут человеку, испытывающему эмоциональную боль, предотвратить самоубийство. Также доступен на испанском языке.
    • Часто задаваемые вопросы о самоубийстве :  Этот информационный бюллетень может помочь вам или вашему другу или члену семьи узнать о признаках и симптомах, факторах риска и предупреждающих знаках, а также о текущих исследованиях в области самоубийств и предотвращения самоубийств. Также доступен на испанском языке.
    • Предупреждающие признаки самоубийства : На этой инфографике представлены модели поведения и чувства, которые могут быть предупреждающими знаками того, что кто-то думает о самоубийстве. Также доступен на испанском языке.
    • Цифровые материалы для обмена информацией о пограничном расстройстве личности : Эти цифровые ресурсы, включая графику и сообщения, можно использовать для распространения информации о пограничном расстройстве личности, а также для повышения осведомленности и просвещения в вашем сообществе.

    Федеральные ресурсы

    • Пограничное расстройство личности (Медицинская энциклопедия MedlinePlus)
    • Введение в сопутствующие пограничные расстройства личности и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи)
    • Расстройства личности (MedlinePlus — также на испанском языке)

    Исследования и статистика

    • Журнальные статьи : Эта веб-страница содержит статьи и рефераты о пограничном расстройстве личности из MEDLINE/PubMed (Национальная медицинская библиотека).
    • Статистика: Расстройства личности На этой веб-странице представлены доступные в настоящее время статистические данные о распространенности расстройств личности среди людей в Соединенных Штатах.

    Мультимедиа

    • Эксперты обсуждают пограничное расстройство личности : Узнайте о признаках, симптомах, диагностике, лечении и последних исследованиях пограничного расстройства личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *