Личность в бихевиоризме – —

Содержание

31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.

  1. Исторический обзор бихевиоризма

Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Бихевиоризм складывался, как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке.

  1. Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», — объявил д. Уотсон.

Активность — внешняя и внутренняя — описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами — сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии, с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера — это наука манипулирования поведением; ее цель — обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.

  1. Личность с точки зрения бихевиористского направления

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций… [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом.

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека — только терять время.

studfiles.net

2.2.7. Бихевиоризм, или поведенческая психология

Основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является по­ведение». Отсюда и название — от английского behavior — поведение («бихевиоризм» можно перевести как «пове­денческая психология»). Анализ поведения должен но­сить строго объективный характер и ограничиваться внеш­не наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объек­тивной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мыс­ли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек представля­ет собой «черный ящик». Объективно изучать, регистри­ровать можно только реакции, внешние действия челове­ка и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обус­ловливают. И задача психологии заключается в том, что­бы по реакции определять вероятный стимул, а по стиму­лу предсказывать определенную реакцию. Согласно би-хевиористам, такие понятия, как сознание, переживание, не могут считаться научными, так как они есть результат-самонаблюдения. Основной метод бихевиоризма — наблю­дение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды. Поведение определялось как система реакций организма в ответ на стимулы. Сти­мул (S) порождает реакцию

(R) (S-R). В бихевиоризме широко использовались эксперименты на животных, ре­зультаты которых переносились и на объяснение поведе­ния людей.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S-Rявлялась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь междуSиRусиливается, если есть подкрепление. Под­крепление может быть положительным (похвала, полу­чение желаемого результата, материальное вознагражде­ние и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неуда­ча, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного под­крепления, но иногда преобладает желание, прежде все­го, избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказа­ния, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность все то, чем обладает индивид, и его возможности в от­ношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пла­стичности, чтобы образовывать новые навыки + спо­собность удержания, сохранения навыков) для приспо­собления к среде,

т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, измене­ние ситуации ведет к формированию новых навыков. Лич­ность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведен­ческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реакция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта игенетической истории. Указание на влияние генетических факторов подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведения и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.

Человек в концепции бихевиоризма понимается преж­де всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведе­ние.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S-Rкак слишком упрощенную и ввел между этими членами важную промежуточную пере­меннуюI— психические процессы данного индивида, за­висящие от его наследственности, физиологического со­стояния, прошлого опыта и природы стимулаS-I-R.

Под промежуточными переменными понимались внут­ренние процессы, детерминирующие действие стимула, то есть влияющие на внешнее поведение. Под промежу­точными переменными понимались такие образования, как цели, намерения, потребности, гипотезы, образы ситу­аций — когнитивные карты.

В концепции Халла поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы — драйв.

Драйвы — импульсы к действию. Достигая опреде­ленной силы, они активизируют поведение. Поведение вознаграждается ослаблением побуждающих стимулов. Например: голодный человек, движимый сильным драй­вом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если человеку это удается, поведе­ние подкрепляется, происходит научение. В следующий раз человек будет использовать те реакции, которые в прошлом позволили удовлетворить потребность (умень­шить силу драйва).

При повторении связки S—Rвозникает ассоциация ре­акции со стимулом, что приводит к возникновению при­вычки. Личность человека рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реак­ций. Человек от рождения обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировочный рефлекс). Эти драй­вы при определенной интенсивности запускают соответствующее им поведение (инструментальное). Если это поведение протекает в определенных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного драйва, наличие которого становится необходимым для удовлет­ворения потребности.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о

трех видах поведения:безус­ловно рефлекторном, условно-рефлекторном иоперантном.

Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называ­ются респондентным, отвечающим поведением. Это ре­акция обусловливания типаS. Они составляют опреде­ленную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строитсяна основе ак­тивных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к по­лезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а вы­деляются («ислускаются») организмом, некоторые из ко­торых оказываются правильными и подкрепляются, Скин­нер назвал оперантными. Это реакции типаR.Оперант-ное поведение предполагает, что организм активно воз­действует на окружение, и в зависимости от послед­ствий результатов этих активных действий они (ре­акции) закрепляются или отвергаются.

По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адап­тивном поведении животного: они являются формой про­извольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — все это примеры опе-рантных реакций человека, контролируемые результата­ми, следующими за соответствующим поведением. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероят­ность повторения оперантной реакции усиливается.

Ключевое отличие оперантного обусловливания от клас­сического состоит в том, что в случае оперантного обус­ловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. Скиннер предположил, что поведение определяется не стимулом, предшествующим реакции, а последствиями поведения. Скиннер считал, что животное или человек будут стремиться воспроиз­водить свое прошлое поведение, если оно имело прият­ные последствия. Следовательно, можно управлять пове­дением, положительно подкрепляя его определенные спо­собы. Скиннер вывел следующую закономерность: образ­цы поведения, за которыми следуют приятные послед­ствия в будущем, встречаются чаще.

Развивая идею Скиннера, можно предположить, что поведение, которое наказывается и ведет к неприятным для индивида последствиям, должно исчезнуть. Однако Скиннер не нашел подтверждения этому выводу. С его точки зрения «наказание — довольно спорный способ оту­чить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто ока­зывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание».

Главным средством формирования нового поведе­ния выступает подкрепление.

Скинер выделяет 4 режима подкрепления: 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зави­сит от количества правильно выполненных действий (например, платят работнику пропорционально ко­личеству произведенной продукции, т. е. чем чаще организм правильно реагирует, тем больше под­креплений он получает).

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, ког­да организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента пре­дыдущего подкрепления. (Например, платят работ­нику зарплату через каждый месяц, или у студента сессия через каждые 4 месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сес­сия будет еще нескоро).

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не зна­ет, когда и каким будет «следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим подкрепления значимо воздействует на поведение человека).

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (через неопределенные интервалы времени человек по­лучает подкрепления; знания студента контролиру­ют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает со­блюдать более высокий уровень прилежания и реагирования по сравнению с режимом подкрепления с постоянным интервалом). Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или ус­ловные, подкрепления (деньги, внимание, хорошие оцен­ки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления ге­нерализуются, объединяются со многими первичными подкреплениями. Например, деньги являются средством для получения множества удовольствий, или еще более сильным генерализованным условным подкреплением яв­ляется социальное одобрение, — ради социального одоб­рения со стороны родителей, окружающих людей чело­век стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, хорошо учиться, делать карьеру, красиво выгля­деть и т. п.

Скиннер полагал, что условные подкрепляющие сти­мулы очень важны в контроле поведения человека, он выделял позитивные, негативные подкрепления и пози­тивные, негативные наказания (табл.).

Таблица 1

Скиннер боролся против использования наказания для контроля поведения, т. к. болевое наказание вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности), лишь временно подавляет нежелательное поведение, которое вновь про­явится там, где отсутствует тот, кто может наказать, если уменьшится вероятность наказания. Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения неже­лательного поведения и поощрения желательных реак­ций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении того поведения, которое наиболее близко к желаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, поэтому одна реакция закрепляется, а затем за­меняется другой, более близкой к желаемому поведению (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в дан­ный момент (закон субъективной ценности подкрепления), и, предоставляя это субъективно ценное подкреп­ление в случае правильного поведения человека или уг­рожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, будет возможно с высокой вероятностью управлять его поведением. Скин­нер сформулировал закон оперантного обусловливания: «поведение живых существ полностью определяется по­следствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразлич­ными или неприятными, живой организм проявит тен­денцию повторять данный поведенческий акт, не прида­вать ему никакого значения или же избегать его повторе­ния в дальнейшем». Человек способен предвидеть воз­можные последствия своего поведения и избегать тех дей­ствий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий; чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение чело­века (закон субъективной оценки вероятности послед­ствий). Субъективная оценка вероятности наступления тех или инь: l последствий после реакций человека мо­жет не совпадать с объективной вероятностью этих по­следствий, но на поведение влияет именно субъективная вероятность, то, как человеку кажется, поэтому один из способов воздействия на поведение человека — «нагнете­ние обстановки», «запугивание», «преувеличение веро­ятности негативных последствий». Если человеку кажет­ся, что вероятность негативных последствий после какой-либо его реакции незначительна, то он готов «рискнуть» и совершить данную реакцию.

Первым в США принципы бихевиоризма на область социальной психологии распространил Ф. Оллпорт. Со­гласно мнению Оллпорта, социальными стимулами при взаимодействии людей выступают речь, жесты, мимика, действия, соматические реакции. А в качестве социальных реакции выступают подражание, симпатии, заразительность реакций в толпе, выполняемая совместно работа.

В последние десятилетия, развивая идеи классическо­го бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джу­лиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды. Люди — это активные участники событий, влияющих на их жизнь, и научение происходит не только посредством прямого опы­та и внешних подкреплений, внешних событий, но и по­ведение человека может формироваться через наблюде­ние или на основе примеров.

Альберт Бандура предположил, что новое поведение может возникнуть не только вследствие спонтанной ин­струментальной активности (как это полагал Скиннер), но и в результате подражания, а так же, как результат вербального (словесного) инструктирования. Первая фор­ма научения характерна как для человека, так и для жи­вотных. Научение с помощью вербальных инструкций — исключительно человеческое приобретение, следствие со­циальной жизни людей.

Бандура считал, что люди копируют то, что видят вокруг себя. Поведение из окружения ребенка, подрост­ка, взрослого человека выступает в качестве модели для подражания и копирования. Выучивание нового поведе­ния зависит от поведения окружающих человека людей, от социальной среды. Вначале человек копирует поведе­ние родителей, позже одноклассников и учителей, теле­визионных героев, супругов и героев сериалов.

На поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля: экстернал либо интернал, — чувству­ет ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Экстерналы взва­ливают ответственность за все происходящие с ними со­бытия на других людей и внешние обстоятельства.Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, си­туаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изна­чально больше зависят от внешних обстоятельств. Таким образом,с позиции бихевиоризма, человек — своеобраз­ный биоробот, поведением которого можно управлять, фор­мируя и закрепляя определенные реакции (без учета со­знанияи мнения человека) за счет внешних воздействий: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность наступле­ния последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.

Теория социального научения показывает, что награ­да и наказание недостаточны, чтобы научить новому по­ведению. Научение через имитацию, подражание, иден­тификацию — важнейшая форма научения.Идентифи­кация — процесс, в котором личность заимствует мыс­ли, чувства и действия от другой личности, выступаю­щей в качестве модели. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слышао поведении других людей. Чело­век наблюдает что делают другие, а затем повторяет эти действия —научение через наблюдение или пример (А. Бандура).

Механизмы подражания и копирования в социальной среде, с одной стороны, поддерживают постоянство, с другой стороны, способствуют изменению среды за счет появления новых, часто встречающихся форм поведения (феномен моды). Копироваться может любое восприня­тое, доступное и привлекательное поведение. Агрессив­ное поведение копируется так же успешно, как просо-циальное.

В своей социально-когнитивной теории А. Бандура от­мечает, что хотя на поведение человека влияет внешнее и социальное окружение, но оно также частично является продуктом деятельности человека, т. е. люди своим поведением могут изменять окружение, могут оказывать ка­кие-то влияния на свою среду и собственное поведение. Человек способен представить символически и осознать последствия, исход своих действий, заранее предприни­мать необходимые меры предосторожности, сформиро­вать образы желаемых будущих результатов и бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы достичь желаемых результатов (способность человека к саморе­гуляции, к научению через наблюдение и моделирова­ние). Люди формируют образ определенной поведенчес­кой реакции через наблюдение поведения модели, и да­лее эта закодированная информация служит ориенти­ром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному кодированию (мыс­ленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу от наблю­дения успехов и поражений других так же, как из свое­го непосредственного опыта.

Большую роль в механизмах обучения новому пове­дению играют средства массовой информации. Механизмы копирования используются в рекламных и коммерческих целях, реже в образовательных.

Люди способны сами оценивать свое поведение и по­ощрять или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс самоподкреплением, т. е. люди на­граждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз когда достигают установленной ими самими нормы поведения).

Американскому психологу Мартину Селигману при­надлежит создание очень интересной теории, которая получила название «теории выученной беспомощности». Суть теории состоит в том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт их неконт­ролируемости. Живое существо становится беспомощным в том случае, если оно привыкает к тому, что от его поведения ничего не зависит в случае, когда невозможно вли­ять на возникновение неприятных ситуаций. Было так­же выявлено, что беспомощности человек может на­учиться, если просто наблюдает за беспомощностью дру­гих.

Эксперименты проводила Эллен Лангер с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и имела возможность кое-что изменить в жизни этих людей.

На двух разных этажах она давала людям две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь мерой воз­можности, в которой пожилые люди могли что-либо изменить в окружающей действительности. Одна инст­рукция давала людям право выбора и звучала примерно так: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете де­лать сами здесь, в этой клинике. Вы можете выбрать на завтрак либо омлет, либо яичницу. По средам или чет­вергам будет кино, но записаться надо заранее. В саду можно выбрать цветы для своей комнаты, выбрать мож­но, что хотите, — но поливать свои цветы вы должны сами».

Вторая инструкция для жителей другого этажа зву­чала несколько иначе: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет готовим по понедельникам, средам, пятницам, а яични­цу — в остальные дни. Кино бывает в среду и четверг. В среду для тех, кто живет в левом крыле, а в четверг — для живущих в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет уха­живать за ним сама».

Согласно этим инструкциям, получалось, что обита­тели одного из этажей дома престарелых могли распо­ряжаться своей жизнью; на другом этаже люди получали то же самое, но без возможности влиять на свой выбор.

Через восемнадцать месяцев Эллен Лангер вернулась в клинику и установила, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой. Результаты были получены с использованием специальных оценочных шкал. Также было обнаружено, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Таким образом, можно пред­положить, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность может убивать.

Кроме процесса научения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадле­жат. Джордж Мид (1863-1931), американский ученый, является автором концепции, названной социальным би­хевиоризмом. Д. Мид полагал, что личность ребенка фор­мируется в процессе его взаимодействия с другими.

В общении с разными людьми ребенок играет разные роли. Личность ребенка является объединением различ­ных ролей, которые он на себя примеряет. Большое зна­чение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра. В зависимости от ожидания и от прошлого опыта (наблюдений за родителями, знакомыми) дети по-разыому играют одни и те же роли. Представляют инте­рес исследования асоциального (агрессивного) и просоци-ального (приемлемого обществом) поведения, предприня­тые психологами данного направления. Д. Доллард раз­работал теорию фрустрации. Фрустрация — нарушение поведения, вызванное невозможностью справиться с труд­ностями. Согласно теории Долларда, сдерживание сла­бых проявлений агрессивности, которые являются резуль­татом прошлых фрустраций, может привести к агрессив­ности в зрелом возрасте.

Бихевиоризм рассматривает аномальное поведение как результат научения, т. е. внешние факторы окружения, воспитания вызывают аномальное поведение. Поэтому психические расстройства можно корректировать и уст­ранять в соответствии с общими законами, выявленными бихевиористами. Бихевиориальная терапия направлена на то, что убрать неадекватные реакции человека и сформировать более адекватные реакции поведения (не вни­кая в причины, которые вызывали эти неадекватные ре­акции, не интересуясь мнением, мыслями человека).

studfiles.net

16. Бихевиористическое направление в теории личности. Концепция личности б.Скиннера.

Бихевиористскаяская теория личности имеет еще и другое название — поведенческая или наученческая»,  поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом  научения.

Существуют два направления в бихевиористской теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено американскими бихевиористами Уотсоном и Скиннером. Социальное направление — американцами А. Бандурой и Дж. Роттером.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность — продукт научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труженика или бандита, поэта или торговца. Например, рефлектолог Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, которые подкрепляются, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм.

По мнению представителей социального направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции — обеспечивать самоэффективность, т. е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент.

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем — манипулятивное (поиграть, порисовать), далее — поссессиальное (от англ. possess — владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец, социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т. д.).

Таким образом, у бихевиористов, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно бихевиористской теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Концепция личности Б. Скинера.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. 

Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Скинер считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение—окружение во времени. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Хорошо знакомые примеры — это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, дрожь при холоде. Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его.

studfiles.net

26. Подходы к изучению личности в рамках бихевиоризма.

Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определи ные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами какчистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «…Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Джон Уотсон (1878-1958).

Появлению бихевиоризма способствовали учение Ивана Павлова (1849-1936 гг.) об условных рефлексах, законы научения Эдварда Ли Торндайка (1874-1927 гг.), открытие Владимиром Бехтеревым (1857-1949 гг.) сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии.

В рамках бихевиоризма выявились два альтернативных варианта: операциональный и социальный бихевиоризм.

Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающий. Другими словами, если психолог сумеет найти поддающиеся измерению операции, относящиеся к изучаемому психическому процессу, то он может точно описать и сам процесс. Например, силу голода человека следует определять не через какие-то интроспективные наблюдения голодающего субъекта, а через точное количество часов лишения его пищи. Операционализм в психологии представлен работами Эдварда Толмена (1886-1959),Кларка Халла, Берреса Скиннера.

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул — реакция», а по формуле «стимул — организм — реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» — ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали определенное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами (независимыми экспериментальными переменными), а с другой -с поведенческой реакцией организма. Примером промежуточной переменной может служить голод, а операциями для его измерения -продолжительность лишения человека пищи. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма», утверждающим, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-либо цели. И хотя это порождало противоречие (ведь целеобразование возможно лишь при наличии сознания), он настойчиво повторял, что для его исследований понятия «сознания» не требуется.

К. Халл рассматривал психикику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной («и все же только машиной»).

По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом — системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления (психологический рисунок поведения закрепляется тем быстрее, чем чаще в повседневной жизни личности используются положительные подкрепления определенного характера) направлен на развитие операн-тного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется. Крыса получит порцию пищи лишь после того, как, побегав по ящику, нажмет специальный рычажок, находящийся внутри (первый раз это может быть случайное нажатие, но впоследствии такие действия реализуются на базе быстро формируемых условных рефлексов).

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных наличность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. Источниками изучения моделей поведения других людей могу также выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Джулиан Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.

studfiles.net

Личность в основных психологических теориях

Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:

  • психобиологические личности (У. Шелдон, США),
  • биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
  • психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
  • психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
  • и т.д. См.→

www.psychologos.ru

Вопрос 15. Поведение личности с точки зрения бихевиоризма.

Бихевиоризм  (англ.  behavior  —  поведение)  — направление в  психологии  человека и животных, буквально  — наука о поведении. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.  Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. Основателем данного направления в психологии был американский психолог  Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются  стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом..С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций… [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом. Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

Вопрос 16.Представление о личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 г.) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов.

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

1) личность человека следует изучать только в ее целостности;

2) каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3) главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;

4) жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) индивид является активным, творческим лицом;

6) человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;

7) личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

studfiles.net

10. Структура личности как база восприятия информации: теории личности. Бихевиоризм.

Бихевиоризм – психологическая концепция, возникшая в Америке, и рассматривающая поведение человека. Довольно близко она связана с теорией Бехтерева и Павлова. Поведение человека имеет свои закономерности, а потому оно предсказуемо и управляемо. Личность может рассматриваться как совокупность поведенческих реакций (паттерн – поведенческие реакции). Они основаны на 2 факторах: предыдущий опыт человека и его генетика. Основателем бихевиоризма был Уотсон. Он предложил анализировать поведение человека с позиции стимула и реакции (S – P). Каждая ситуация, стимул, приводят к определенному поведению (реакции). Бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Бихевиористы считают, что любой субъективизм бесполезен для науки. Только объективные описания дают возможность количественно оценить те или иные формы поведения. Бихевиористы, основываясь на концепции Павлова, пишут о бесполезности существования концепции сознания. Новые модели поведения проигрываются только в результате условных рефлексов.

Последователь Уотсона Т. Дайк пишет о том, что научение – это результат постоянных проб и ошибок при попытках найти решение данной проблемы.

Скиннер развил учение о рефлексах. Он сделал вывод, что любое поведение человека определяется последствиями, т.е. в зависимости от того, будут ли последствия приятными, безразличными или неприятными, животное сформирует тенденцию повторять данный акт, не придать ему значения или избегать его.

Скиннер делает вывод, что человек зависит от среды. Всякое свобододействие – это полная иллюзия. В 70 г. Бихевиоризм представил теорию социального научения. Ее суть: действие человека формируется под влиянием социальной среды. Главная причина того, каким формируется человек связано с его подражательством поведению других людей, но это подражание зависит от того, насколько для человека результаты будут благоприятными. Человек должен предвидеть последствия своего поведения посредство самооценки.

Значительную роль в концепции бихевиоризма сыграл Скиннер. Он вводит такое понятие, как реактивное обсусловливание – рефлекторное поведение, когда организм автоматически будет отвечать на воздействия того или иного стимула. Скиннера интересует процесс, который следует за реакцией (оперативное обусловливание). Он считал, что в основе его лежит обучение. Поощряя или наказывая человека можно сформировать определенный стереотип поведения. Подкрепление – тот стимул, который увеличивает вероятность той или иной реакции. Подкрепление может быть позитивным и негативным. У человека в отличии от животных мощным стимулом подкрепления является слово. Поэтому к базовым подкреплениям добавляется власть, слава, унижение, страх. Подкрепление бывает не только + и -, но первичным и вторичным. Первичные – удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, жажда). Вторичные – удовлетворение социальных потребностей человека, они приводят к формированию самоуважения (гонорар, признание, должность, награды).

Формирование поведения возможно путем последовательных приближений. Это когда путь от исходного поведения до конечной точки делится на разные этапы и на каждом этапе животное или человек должны получить то или иное подкрепление.

Объяснительные фикции.

Скиннер считает, что если мы не знаем истинных причин поведения человека, то мы начинаем его объяснять с помощью ложных (фиктивных механизмов). К таким механизмам он относит: автономный человек, свобода, достоинство.

Автономный человек – это некое внутреннее я человека, его внутренний голос, который является такой же оперативной обусловленностью, но вытесненное в бессознательное.

Свобода – так же фикция, она заменяет собой истинные причины – фиктивными.

Достоинство (репутация, похвала) – плохая и хорошая репутация есть не знание истинных механизмов поведения, а очень условная оценка.

Управление поведением

С позиции бихевиоризма прогнозировать поведением – не значит его предугадывать, это значит изучать его механизмы.

Прогнозировать поведение человека, управлять им возможно только при изучении той среды, в которой человек живет. Если человек научится изменять среду, то он научиться управлять и поведением. Механизм поведения связан с такими управленческими воздействиями как поощрение, наказание.

Социальные отношения

Поведение человека определяется его окружением, причем важную роль играет обратная связь: поведение человека будет зависеть не только от того, что он сделал, но и от того, как ответили на его действия другие люди. Социальное поведение ни чем не отличается от какого-либо другого поведения, для него характерно то, что в контакт вступают 2 и более человека.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *