Личность в гештальтпсихологии – Гештальтпсихология — Википедия

Содержание

Гештальт-психология. Теории личности и личностный рост

Гештальт-психология

В «Истории психологии» Дэвида Хозерсолла научная деятельность Курта Левина вообще рассматривается как применение принципов гештальт-психологии (Hothersall, 1995). И в учебнике по истории психологии Дуана и Сидни Шульцев теория поля Левина рассматривается в составе главы, посвященной гештальт-психологии (Шульц Д., Шульц С., 1999). Это говорит о том, что теория Курта Левина многими психологами ассоциируется с гештальт-психологией, и не без причин.

«…Под влиянием новой школы гештальт-психологии (…) Левин отвергал традиционную атомистскую, позитивистскую, редукционистскую (…) философию науки для психологии» (Heritage of Kurt Lewin, 1992, p. 4).

Создателями гештальт-психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер. Исследуя в 1910 году феномен восприятия «движения, которого на самом деле нет», они показали, что восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений. Мы все хотя бы раз в жизни наблюдали световую рекламу, изображающую какое-то движения. На самом деле движения нет, поскольку лампочки остаются на месте — они только зажигаются через определенные промежутки времени (порядка 60 мс). Восприятие движения нельзя «разбить» на отдельные составляющие, как это считалось в научных психологических кругах того времени. Оно — целостно и является чем-то большим (или иным), чем просто сумма ощущений.

Как видно из названия данного направления, ключевым для него является понятие гештальта. В своей книге «Гештальт-психология» В. Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях: когда обозначает форму и очертание предметов (треугольный, симметричный и т. д.) и когда обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание (треугольник, круг и т. д.). Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже сенсорным полем. Как пишет Келер, в него также должны быть включены процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др. (Шульц Д., Шульц С., 1999, с. 359–360).

С начала своего существования новое направление посвятило себя изучению сфер восприятия и научения. Несмотря на сложные для гуманитарно мыслящего человека физические и математические аналогии и выкладки, результаты этих описаний были впечатляющими. Гештальт-психологи вывели несколько принципов организации восприятия, которые включены теперь в каждый учебник психологии. Как правило, эти закономерности предлагаются читателю без сопутствующих им формул и физических рассуждений. Например, принцип «фигуры и фона», согласно которому фигура представляется более яркой и четкой, чем фон. Человек, как правило, является «фигурой», а окружающая его ситуация — «фоном». Или принцип близости, утверждающий, что близкие друг другу в пространстве элементы воспринимаются как объединенные в группы. Что касается научения, то, согласно В. Келеру, исследовавшему эту проблему, в течение нескольких лет наблюдая за поведением человекообразных обезьян на Канарских островах, новые формы поведения также осуществляются по принципу инсайта — внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. «С точки зрения гештальт-психологии, животное или человек должен увидеть взаимосвязи между различными частями проблемы, прежде чем сможет произойти инсайт» (Шульц Д., Шульц С., 1999, с. 371). В процессе исследования: наблюдения, проб и ошибок, совершения действий в схожих ситуациях — происходит реструктурализация, реорганизация психологической среды, благодаря которой и появляется инсайт.

Основные положения гештальт-психологии нашли свое отражение в теории Курта Левина (цит. на основе Зейгарник Б. В., 1981):

«1. Образ мира, явления (иными словами — «гештальт») создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. Иными словами, гештальт не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, целостную систему. Разумеется, этот целостный образ можно проанализировать и выделить в нем некоторые части. Но нельзя сказать, что целое зависит от частей, поскольку каждая часть зависит от целого.

2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc). Прошлый опыт не играет никакой роли в создании этого гештальта. Он создается путем инсайта (insight — озарение (англ.) или «Aha-Erlebnis» — «ага-переживание» (нем.)). Снижение роли прошлого опыта являлось одним из основных объектов критики гештальт-психологии и теории Левина, в частности, со стороны оппонентов. Образы прошлого могут актуализироваться «в данный момент» и обусловить поведение человека, но это не то влияние, которое имели в виду сторонники бихевиоризма и психоанализа.

3. Принцип изоморфизма, то есть принцип, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физиологическим). Следуя именно этому принципу, Курт Левин использовал систему описания явлений, принятую в физике, химии, математике, годологии и топологии.»

«Курт Левин смог понятия и подход гештальт-психологии направить на решение более широкого круга психологических вопросов: личностное развитие, эффективность труда, а также других самых разнообразных социальных… проблем» (Hothersall, 1995, р. 238).

Но, в отличие от коллег, Левин в своей научной работе ориентировался на исследование личности, мотивации, групповой динамики, то есть тех феноменов, которые имели непосредственное практическое отношение к социальной сфере, к жизни человека. И именно благодаря ему геометрические и физические концепты преобразовались в систему анализа человеческого поведения, в инструмент познания и целенаправленного совершенствования. Эта ориентированность на практику во многом была связана с тем, что Левин с 30-х годов XX века обратился к изучению социально-психологических и социальных проблем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Кратко о гештальтпсихологии - что это такое, представители

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» - это форма структуры, образа. То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили. Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека. В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

История зарождения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями, передавая различную скорость движения.

Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:

  • при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
  • при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
  • оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
  • испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».

Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.

Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых. Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого. Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира.

В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году. В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление». В этом труде описан

процесс решения задач путем гештальтпсихологии, подробно изложен процесс выяснения значения отдельных частей в структуре целостной внутри проблемной ситуации.

Основоположником гештальтпсихологии как психологии считается Курт Коффка. Сотрудничал с Максом Вертгеймером с 1910 года. В этот период Коффка опубликовал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», в которой расписал главные принципы и положения этого направления.

В 1921 году ученый написал книгу по детской психологии – «Основы психического развития», а в 1933 году издал труд «Принципы гештальтпсихологии». Вторая книга оказалась трудной для чтения, поэтом не стала основным учебником по изучению теории гештальтпсихологии, как рассчитывал автор.

Его исследования восприятия детей показали, что у детей присутствуют слабые, смутные образы. Именно это наблюдение натолкнуло его к рассуждениям про важную роль фигуры и фона. Сформулировал один из законов восприятия, который назвали

трансдукция. Он доказал, что дети воспринимают не цвета, а их отношения.

Ученый доказывал, что цветовое зрение развивается за счет контраста восприятия фона и фигуры. Позже этот закон был доказан Келером и был назван законом транспозиции.

Со временем исследования Келлера раскрыли мгновенный, а не длительный характер мышления. В его основе лежит «инсайт». Чуть позже ученый по имени К. Бюлер назвал этот феномен «ага-переживанием». Он подчеркнул его внезапность.

Сегодня понятие про «инсайт» считается ключевым в гештальтпсихологии. Оно объясняет практически все формы мышления, в том числе и продуктивное, творческое.

Базовые принципы гештальтпсихологии

Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:

  1. Схожесть – это стимулы, схожие по очертанию, размеру, форме или цвету, склонные к тенденции восприниматься вместе.
  2. Целостность – имеет склонность к упрощению и обобщению целостности образа.
  3. Близость
    – если стимулы расположить рядом, они часто воспринимаются вместе.
  4. Смежность – одно событие провоцирует появление другого. Либо это близость стимулов в пространстве и времени.
  5. Замкнутость – способность завершить фигуру так, что человек воспринимает ее целостно.
  6. Принцип общей зоны – то, что формирует наше ежедневное восприятие наравне с жизненным опытом и образованностью.

Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле, которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.

Качественные характеристики психологии гештальтов

Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.

Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.

Члены гештальта имеют разные ранги. Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.

Каждый гештальт обладает центром тяжести, который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.

Качество транспозитивности в этом направлении психологии — образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».

Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.

Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.

Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:

  • фактор близости;
  • фактор общей судьбы;
  • фактор продолжения;
  • фактор сходства.

Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко

Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.

Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.

Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.

Константность, стойкость восприятия

Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.

Константность формы– форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.

Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.

Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.

Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:

  • Гештальты. Среда и индивид объединяются в структурное целое или в гештальт. Его еще называют «феноменальным полем». Организм образует среду, а среда всегда действует на организм человека. Например, известно, что общество и социум влияет на поведение человека, но если человек осознанно изменит свое поведение и будет его контролировать, то окружение тоже изменит свое поведение.
  • Фигура на фоне – это взаимодействие одно из основных в этом течении психологии. Поведение каждого управляется созданием и разрушением гештальтов. Если организм здоров, то этот контроль осуществляется за счет саморегуляции. Поведение зависит от способности человека жить в настоящем и воспринимать реальное время. Незавершенные гештальты часто приводят к невротическим расстройствам, депрессии или апатии. А адекватное взаимодействие с объектами желаний - к удовлетворению и закрытию гештальтов.
  • Понятие целостности. Человек – это уникальное био-социо-психологическое существо. Любые попытки разделить индивида на составляющие считаются неестественными. Например, разделение на разум, душу и тело.

Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живи в настоящем. Будь теперь.
  2. Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
  3. Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
  4. Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
  5. Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
  6. Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
  7. Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
  8. Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
  9. Бери ответственность за все свои реакции.

Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?

Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции, стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

psiho.guru

Общая характеристика гештальтпсихологии | PSYERA

Гештальт психологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальт психология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальт психологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт психологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальт психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

psyera.ru

Гештальт-психология ← Теории личности и личностный рост ← Книги о психологии ← Психология человека

В «Истории психологии» Дэвида Хозерсолла научная деятельность Курта Левина вообще рассматривается как применение принципов гештальт-психологии ( Hothersall , 1995). И в учебнике по истории психологии Дуана и Сидни Шульцев теория поля Левина рассматривается в составе главы, посвященной гештальт-психологии (Шульц Д., Шульц С., 1999). Это говорит о том, что теория Курта Левина многими психологами ассоциируется с гештальт-психологией, и не без причин.

«...Под влиянием новой школы гештальт-психологии (...) Левин отвергал традиционную атомистскую, позитивистскую, редукционистскую (...) философию науки для психологии» ( Heritage of Kurt Lewin , 1992, p . 4).

Создателями гештальт-психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер. Исследуя в 1910 году феномен восприятия «движения, которого на самом деле нет», они показали, что восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений. Мы все хотя бы раз в жизни наблюдали световую рекламу, изображающую какое-то движения. На самом деле движения нет, поскольку лампочки остаются на месте — они только зажигаются через определенные промежутки времени (порядка 60 мс). Восприятие движения нельзя «разбить» на отдельные составляющие, как это считалось в научных психологических кругах того времени. Оно — целостно и является чем-то большим (или иным), чем просто сумма ощущений.

Как видно из названия данного направления, ключевым для него является понятие гештальта. В своей книге «Гештальт-психология» В. Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях: когда обозначает форму и очертание предметов (треугольный, симметричный и т. д.) и когда обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание (треугольник, круг и т. д.). Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже сенсорным полем. Как пишет Келер, в него также должны быть включены процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др. (Шульц Д., Шульц С., 1999, с. 359-360).

С начала своего существования новое направление посвятило себя изучению сфер восприятия и научения. Несмотря на сложные для гуманитарно мыслящего человека физические и математические аналогии и выкладки, результаты этих описаний были впечатляющими. Гештальт-психологи вывели несколько принципов организации восприятия, которые включены теперь в каждый учебник психологии. Как правило, эти закономерности предлагаются читателю без сопутствующих им формул и физических рассуждений. Например, принцип «фигуры и фона», согласно которому фигура представляется более яркой и четкой, чем фон. Человек, как правило, является «фигурой», а окружающая его ситуация — «фоном». Или принцип близости, утверждающий, что близкие друг другу в пространстве элементы воспринимаются как объединенные в группы. Что касается научения, то, согласно В. Келеру, исследовавшему эту проблему, в течение нескольких лет наблюдая за поведением человекообразных обезьян на Канарских островах, новые формы поведения также осуществляются по принципу инсайта — внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. «С точки зрения гештальт-психологии, животное или человек должен увидеть взаимосвязи между различными частями проблемы, прежде чем сможет произойти инсайт» (Шульц Д., Шульц С., 1999, с. 371). В процессе исследования: наблюдения, проб и ошибок, совершения действий в схожих ситуациях — происходит реструктурализация, реорганизация психологической среды, благодаря которой и появляется инсайт.

Основные положения гештальт-психологии нашли свое отражение в теории Курта Левина (цит. на основе Зейгарник Б. В., 1981):

«1. Образ мира, явления (иными словами — «гештальт») создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. Иными словами, гештальт не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, целостную систему. Разумеется, этот целостный образ можно проанализировать и выделить в нем некоторые части. Но нельзя сказать, что целое зависит от частей, поскольку каждая часть зависит от целого.

2. Образ создается в «данный момент» ( ad hoc ). Прошлый опыт не играет никакой роли в создании этого гештальта. Он создается путем инсайта ( insight — озарение (англ.) или « Aha - Erlebnis » — «ага-переживание» (нем.)). Снижение роли прошлого опыта являлось одним из основных объектов критики гештальт-психологии и теории Левина, в частности, со стороны оппонентов. Образы прошлого могут актуализироваться «в данный момент» и обусловить поведение человека, но это не то влияние, которое имели в виду сторонники бихевиоризма и психоанализа.

3. Принцип изоморфизма, то есть принцип, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физиологическим). Следуя именно этому принципу, Курт Левин использовал систему описания явлений, принятую в физике, химии, математике, годологии и топологии.»

«Курт Левин смог понятия и подход гештальт-психологии направить на решение более широкого круга психологических вопросов: личностное развитие, эффективность труда, а также других самых разнообразных социальных... проблем» ( Hothersall , 1995, р. 238).

Но, в отличие от коллег, Левин в своей научной работе ориентировался на исследование личности, мотивации, групповой динамики, то есть тех феноменов, которые имели непосредственное практическое отношение к социальной сфере, к жизни человека. И именно благодаря ему геометрические и физические концепты преобразовались в систему анализа человеческого поведения, в инструмент познания и целенаправленного совершенствования. Эта ориентированность на практику во многом была связана с тем, что Левин с 30-х годов XX века обратился к изучению социально-психологических и социальных проблем.

psibook.com

Гештальтпсихология Википедия

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, ещё в начале XX века подчёркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания находится характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так, в 1961 году, Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в выделении в зрительном восприятии объекта как фигуры, расположенной на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание ее в качестве объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в Германии. Но её дальнейшему развитию помешала политика. В 1933 году правительство Адольфа Гитлера изгнало всех евреев, работавших в германских университетах. Макс Вертгеймер и Курт Коффка были евреями, и они вместе с остальными ведущими гештальтпсихологами эмигрировали в США. Однако в США в то время господствовал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иного подхода, и гештальтпсихология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое ей удалось занять в Германии. В результате гештальтпсихология прекратила своё существование в качестве отдельной научной школы в 60-е годы XX столетия вместе со смертью Вольфганга Кёлера[2][3].

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии Абрахам Маслоу при создании своей теории самоактуализации испытал влияние Макса Вертгеймера, которого он считал одним из образцов самоактуализированной личности.

Аналог в индийской философии

Акрити — (дев. अकृति, akṛti IAST, от корня kṛ — «проявлять», с префиксом ā) — наблюдаемая индивидуальная форма вещи, конфигурация, силуэт, очертание, абрис, (ср. «эйдос» греч. философии и совр. понятие «гештальт»). Термин используется в дискуссиях о значении слова, его отношении к объекту и ритуальному действию[4].

См. также

Примечания

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. — С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Ссылки

wikiredia.ru

Гештальтпсихология - это... Что такое Гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

— Карл Дункер[1].

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

См. также

Примечания

  1. Карл Дункер. Психология мышления. — М., 1965. — С. 33.

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. ­- М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Ссылки

dic.academic.ru

Гештальтпсихология Википедия

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения[ | ]

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, ещё в начале XX века подчёркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания находится характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноме

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *