Понятие психологическая безопасность – Психологическая безопасность

Содержание

1) Понятие, объект психологической безопасности

Психологическая безопасность –это состояние защищенности психической деятельности человека.

Психологическая безопасность создает условия для нормального функционирования психических процессов и исключает антиобщественное поведение человека.

Понятие психологическая безопасность не следует путать с другими родственными категориями, например с « психологической защитой»

Психологическая защита может рассматриваться лишь как часть психологической безопасности, причем далеко не самая эффективная.

Под психологической защитой понимается механизм самозащиты личности, направленный на предупреждение расстройств поведения в ситуации конфликтов, что можно рассматривать как средство личной безопасности.

Задача психологической безопасности:

— в рамках психологической безопасности исключить или по крайней мере ограничивать ситуации, когда человек оказывается неспособным преодолеть какое-то препятствие без ущерба для своей психики. Она решается посредством формирования необходимых для преодоления препятствий качеств и выработки у человека навыков выходить из сложных ситуаций, не прибегая к психологической защите.

Объект психологической безопасности:

-психическая деятельность индивида. Психическая безопасность – это состояние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием опасности, как для психики, так и со стороны психики. Она включает в себя совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности.

Психологическая безопасность не только обеспечивает непосредственную защиту психики личности, но поддерживает нормальные социально-психологические отношения между людьми. Поэтому психологическая безопасность является также формой социального контроля, накладывающего ограничения на функционирование общественных структур ( управление, наука, производство, искусство и т.д.) и смой личности в целях защиты психики последней.

Самостоятельную проблему образуют ситуации самоповреждения психики без прямого внешнего воздействия. Источником опасности является сам потерпевший, который приводит свою волю, сознание в расстройство посредством алкоголя, наркотических средств и т.д.

Следовательно, проблема психологической безопасности не сводится к психологии личности, она имеет глобальный характер, включая общество во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, духовной и др.

2) Классификации источников психологической опасности

Средства психологического воздействия можно классифицировать по разным критериям. В зависимости от распространенности и привычности их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным средствам психологического воздействия относятся :

— психическое насилие в виде угроз: применения физического насилия, унижения чести и достоинства, уничтожение имущества, распространения порочащих сведений и т.п. в отношении как данного человека, так и его близких.

-воздействие наркотическими и иными психотропными веществами.

Нетрадиционные средства психологического воздействия делятся по следующим основаниям:

1)по происхождению :

а) естественные –природные явления, воспринимаемые как нарушение привычных условий жизнедеятельности.

б) искусственные- факторы, являющиеся продуктом человеческой деятельности, они возникают в рамках социальных отношений

2) по содержанию :

а) материальные – микроволновое излучение, радиоволны, ультразвук, бактериологические средства.

б) биопсихические – малоисследованные носители информации, способные передавать ее от субъекта к объекту. К ним относятся- биопсихологический контроль( зомби), энергия, с помощью которых осуществляются феномены гипноза, телекинеза, так называемое биополе, обеспечивающее магнетическое воздействие.

в)неопределенные( НЛО, Сновидения) – все не поддающиеся пока рациональному объяснению и не относимые к перечисленным выше источникам феномены.

3) по восприятию – реальные и мнимые.

Материальные, биопсихические, неопределенные источники энергии могут представлять значительную психологическую опасность. С их помощью возможно достижение таких целей, как принуждение к выполнению тех или иных действий, в том числе и преступных – здесь они выступают в качестве средства психологического насилия.

studfiles.net

Психологическая безопасность личности: понятие и концепции

Психологическая безопасность личности: понятие и концепции

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

На сегодняшний день не сформулирована однозначная трактовка такого понятия, как «психологическая безопасность». В академических толковых словарях русского, французского, английского и немецкого языков присутствует понятие «безопасность личная» (или security personal), которая напрямую связывается с состоянием, переживаниями, чувствами индивида, имеющими непосредственное отношение к его положению на данный момент и имеющимся перспективам на будущее.

Концепции, объясняющие краудинг

Проблема точного понимания психологической безопасности личности, преломляясь через призму «средового подхода», приводит прямо к теории краудинга (стресс, который вызывается субъективным ощущением дискомфорта окружающего пространства, среды, в которой находится индивид). Краудинг начали повсеместно исследовать с семидесятых годов прошлого века (Т. Нийт, 1983 год, Д. Стоколс, 1976 год, Д. Шмидт, 1979 год и прочие). Абсолютно все теоретические концепции, которые объясняли краудинг, возможно распределить на несколько обширных групп:

  1. Теории, которые объясняют данный феномен перегрузкой – то есть избытком имеющихся данных либо необходимостью за кратковременный период принять большое число решений. Восприятие стресса в этом случае напрямую зависит от личного уровня адаптации, и чем больше имеется отклонений от адаптационного уровня, тем выше стресс.
  2. Стресс связывают со снижением свободы выбора, а также свободы действий. Во многом данное переживание определяется существующими культурными нормами, психологической и физической дистанцией, которая характерна для конкретного сообщества.
  3. Экологический подход, который развивал Р. Баркер, предполагает понятия перенаселенности и недонаселенности. При перенаселенности, когда возможных ролей меньше, чем самих людей, появляется напряжение, и поэтому присутствие другого человека воспринимается отрицательно.
  4. Согласно теориям атрибуции огромное значение имеет то, как именно индивид может объяснить собственное раздражение, приписывает ли он причину окружающим его людям либо прочим обстоятельствам.
  5. В исследованиях применяется понятие локуса контроля (некой индивидуальной стратегии), которое впервые использовал Дж. Роттер. Причина стресса заключается в потере контроля над средой. У индивида появляется ощущение, что он не способен изменить ситуацию. Локус контроля определяет отношение к самой ситуации стресса.
  6. Людское поведение можно назвать территориальным, то есть, как и любое другое биологическое существо, человек остро реагирует на явное нарушение границ со

zaochnik.com

Психологическая безопасность — это… Что такое Психологическая безопасность?


Психологическая безопасность
— переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспекте взаимодействия личности со СМИ психол. безопасность означает невмешательство СМИ в личностное пространство человека. Лит.: Пронина Е. Е. Матрица психологической безопасности рекламного воздействия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Е. В. Лаврова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений
  • Психологическая рекомендация

Смотреть что такое «Психологическая безопасность» в других словарях:

  • Безопасность — получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond

  • Психологическая безопасность —    защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Психологическая безопасность отдельных граждан и групп людей — При индивидуальной психологической безопасности приоритетным является внимание к личностным мотивам, психическим состояниям уверенности, надежности, комфортности жизни, перспективы. Психологическая безопасность групп по своей структуре сложнее,… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Информационно-психологическая безопасность — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… …   Википедия

  • Информационно-психологическая безопасность — эффективное использование всех имеющихся информационных ресурсов с целью необходимости обеспечения защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Информационно-психологическая безопасность — см. Безопасность информационно психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Информационно-психологическая безопасность в детском телесмотрении — Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Информационно-психологическая безопасность —    состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Безопасность информационно-психологическая — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — Структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание (см. Установка на безопасность; Установка на выживание ), знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой… …   Энциклопедия современной юридической психологии


communication_psychology.academic.ru

Психологическая безопасность — это… Что такое Психологическая безопасность?


Психологическая безопасность

   защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия.

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Издательство «Флайст», Информационно-издательский центр «Геополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.

  • Психогигиена и психопрофилактика
  • Психологическая защита

Смотреть что такое «Психологическая безопасность» в других словарях:

  • Безопасность — получить на Академике рабочий купон на скидку Империя Садовода или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Империя Садовода

  • Психологическая безопасность — переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспекте взаимодействия личности со СМИ психол. безопасность… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Психологическая безопасность отдельных граждан и групп людей — При индивидуальной психологической безопасности приоритетным является внимание к личностным мотивам, психическим состояниям уверенности, надежности, комфортности жизни, перспективы. Психологическая безопасность групп по своей структуре сложнее,… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Информационно-психологическая безопасность — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… …   Википедия

  • Информационно-психологическая безопасность — эффективное использование всех имеющихся информационных ресурсов с целью необходимости обеспечения защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Информационно-психологическая безопасность — см. Безопасность информационно психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Информационно-психологическая безопасность в детском телесмотрении — Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Информационно-психологическая безопасность —    состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Безопасность информационно-психологическая — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — Структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание (см. Установка на безопасность; Установка на выживание ), знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой… …   Энциклопедия современной юридической психологии


civil_protection.academic.ru

понятие, определение, факторы, возможные проблемы и методы их решения

В психологически безопасных командах члены команды чувствуют себя принятыми и уважаемыми. Это также наиболее изученное благоприятное условие в групповой динамике и исследовании командного обучения.

Определение понятия

Психологическая безопасность была важной областью обсуждения в психологии, здравоохранения и управления поведением. Результаты ряда эмпирических исследований, проведенных в разных регионах и странах, показывают, что она играет важную роль в эффективности работы. Она последовательно играет важную роль, способствуя свободному выражению идей и продуктивной деятельности на совместном предприятии. Психологическая безопасность среды также позволяет командам и организациям учиться и работать, и в последние годы она стала более значительным организационным явлением из-за повышенной необходимости обучения и инноваций. Игнорировать этот феномен и его эффективность уже попросту невозможно.

Групповой уровень

Психологическая безопасность — явление группового уровня. На групповом уровне она существует как модель эффективности команды и в некотором смысле использует некоторые формы модели ввода-вывода. Психологическая безопасность приводит к успеваемости команды посредством командного обучения.

Условия и результаты

Важным условием этого феномена является доверие, которое играет большую роль в обмене знаниями между членами коллектива. Ряд исследований показывает, что психологическая безопасность создает посредничество в отношениях между коллегами, задавая организационный контекст, характеристики команды и лидерство в команде, а также результаты (аналогичные «выходным переменным», в модели IPO) инноваций, производительности, обучения и улучшения в команде или в коллективе. Хотя она и играет значительную роль в качестве посредника в объяснении результатов команды, она также является своеобразным модератором.

Практическое значение

Когда члены команды мотивированы на работе и хотят поделиться идеей повышения производительности, они часто не говорят, потому что опасаются, что их будут сурово судить. Когда же в компании налажено обеспечение психологической безопасности, члены команды меньше думают о потенциальных негативных последствиях выражения новой идеи. В результате они говорят больше, когда чувствуют себя в безопасности и мотивированы улучшить свою команду или компанию. Таким образом, в выигрыше остается и коллектив, и руководство.

Проблемы психологической безопасности и способы их решения

Существует ряд проблем в обеспечении этого, несомненно, важного условия. Вот три главных:

  1. Излишне конфликтный или психологически несовместимый персонал.
  2. Чрезмерная консервативность или бестактность начальства.
  3. Плохой менеджмент.

В первом случае мы имеем дело с целым персоналом или некоторыми сотрудниками, идущими на конфликт со всеми остальными и, таким образом, понижающими общую социально-психологическую безопасность. Решается эта проблема честным и прямым разговором с конфликтными представителями персонала, а в случае, если разговор не помогает, такие люди должны покинуть компанию, ибо наносят ей прямой вред.

Второй пункт описывает косность руководителей, недооценивающих необходимость психологической безопасности среды, в которой работают люди, а посему не желающих принимать меры по ее обеспечению.

И в последнем случае мы имеем дело с плохими менеджерами, не умеющими организовать коллектив должным образом, в результате чего в нем возникают конфликты и взаимное непонимание.

Последствия

Психологическая безопасность приносит пользу организациям и командам по-разному. Ниже приведены наиболее широко эмпирически подтвержденные последствия правильного ее обеспечения:

  • Повышает вероятность успешной попытки инноваций в процессе.
  • Увеличивает количество членов, учась на ошибках.
  • Увеличивает взаимодействие сотрудников.
  • Улучшает инновации в команде.

Психологическая безопасность детей

В отрыве от маркетинга этот феномен можно рассматривать как нечто, без чего не может существовать современная педагогика. Действительно, в детских коллективах наши дети часто подвергаются издевательствам и давлению, как со стороны сверстников, так и со стороны старших (воспитателей, учителей и т. д.). Задача последних — заниматься обеспечением психологической безопасности, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно и безопасно в любых условиях.

Групповая динамика

Групповая динамика — это система поведения и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы (внутригрупповая) или между социальными группами (межгрупповая). Спросите, причем здесь тема статьи? Дело в том, что психологическая безопасность изучается именно в рамках групповой динамики, и эти явления неразрывно связаны друг с другом.

Изучение динамики групп может быть полезно для понимания поведения и принятия решений, отслеживания распространения заболеваний в обществе, создания эффективных методов терапии и повышения популярности новых идей и технологий. Групповая динамика лежит в основе понимания расизма, сексизма и других форм социальных предрассудков и дискриминации, а также в основе психологической безопасности.

Суть групповой динамики

История групповой динамики (или групповых процессов) имеет последовательную основную предпосылку: «целое больше, чем сумма его частей». Социальная группа — это сущность, которая обладает качествами, которые нельзя понять, просто изучая людей, входящих в группу. Точно так же нельзя добиться обеспечения психологической безопасности, опираясь лишь на качества отдельного индивида.

Как поле обучения групповая динамика имеет корни как в психологии, так и в социологии. Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.), вошедший в историю науки как основатель экспериментальной психологии, проявлял особый интерес к психологии сообществ, которая, по его мнению, обладала явлениями (человеческим языком, обычаями и религией), которые не могли быть описаны посредством изучения индивидуумов. С социологической стороны Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который находился под влиянием Вундта, также признавал коллективные явления, такие как общественное (коллективное) сознание. Другие ключевые теоретики, включая Густава Лебона (1841-1931 гг.), полагали, что толпы обладают «расовым бессознательным» с примитивными, агрессивными и антиобщественными инстинктами, а Уильям Макдугалл (психолог) верил в «групповой ум» как особую форму существования, порожденную взаимодействием индивидов.

Все эти концепции напрямую связаны с психологической безопасностью, которая может быть обеспечена либо путем трансформации общества (коллектива), либо путем грамотного управления им.

fb.ru

3) Психологическая безопасность и образовательная среда

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая.Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.Психологическая защищённость – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:1) доброжелательные взаимоотношения 2) дисциплина.

ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСТУПАЮТ: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.

Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса.

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП- помощь в формировании социально–психологической умелости.

4) Понятие психологических механизмов воспитания, их характеристика и условия применения в учебно-воспитательном процессе.

Иващенко: механизмы в пси. – совокупность промежуточных состояний и порцессов, на основе к-х форм-ся либо развив-ся то или оное кач-во л. Психологическими механизмами следует считать и те психические явления, за счет которых происходит смена одной формы поведения или одной ведущей деятельности другой. Так, например, готовность дошкольника к учению нормируется под воздействием его общения с более старыми детьми (М.И. Лисина). Многие психологические механизмы являются недостаточно изученными. Еще Л.С. Выготский писал, что в основе педагогической психологии лежит проблема формирования условных рефлексов, но не в их простейших формах, а сложных комплексных образованиях.

Псих. мех-мы по Иващенко:1) Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий – их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, – это процесс, в котором внутренний план и формируется.2) Экстериоризация, т.е. переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. Э. проявляется и в том, что внутренние состояния определяют избирательное отношение к новым внешним воздействиям. 3) подражание, под которым понимается воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта 4) Новые мотивы деятельности и поведения формируются по механизму сдвига мотива на цель. Этот сдвиг происходит вследствие того, что результаты выполняемых действий и поступков часто бывают шире и полнее, чем те цели, которые ставит перед собой индивид. Становление личности тесно связано также со сдвигами в сложившейся иерархии мотивов. Они заключаются «в соотношении мотивов друг с другом».5) Многие ценности, нормы поведения, идеалы, нравственные установки ребенок усваивает с помощью механизма идентификации, т. е. отождествления себя с другими. 6) Эмпатией, или сопереживанием, принято называть способность индивида становиться на место другого, «вчувствоваться» в него, эмоционально отзываться на переживания. 7) рефлексия, т. е. осознанию человеком своих действий и состояний. Человек при этом как бы раздваивается на объект и субъект. Благодаря этому становится возможным увидеть себя со стороны, оценить свое поведение, выработать новое отношение к своей жизни. Внутреннюю работу психики некоторые авторы обозначают термином «переживание» (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.)

8) Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем притязаний, под которым понимается сложившийся в прошлом опыте ребенка уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами. Данный механизм лежит в основе формирования уверенности (или неуверенности) в своих силах и настойчивости (или стремления избегать трудностей). 9) Важным механизмом осуществления поступка и принятия его тем, кому он адресуется, являются ролевые ожидания, которые отражают взаимные зависимости членов одного коллектива. В той или иной роли фиксируются представления о правах и обязанностях, связанных с определенным положением человека в группе, обществе. 10) Механизмом саморазвития личности является Я-образ, т.е. совокупность представлений и мнений о самом себе, включающая как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку или самовосприятие. Я-образ во многом определяет направленность деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. 11) механизм лежащий в основе активности самого воспитуемого, является когнитивный диссонанс. Диссонанс между некоторыми когнитивными элементами приводит к психическому напряжению, которое и побуждает индивида к действиям или к выработке новой позиции, благодаря чему устраняется это рассогласование. Типичным примером когнитивного диссонанса является противоречие между моральным принципом и реальной ситуацией, между новыми целями, которые принял учащийся, и наличными средствами их достижения. Л. Фестингер и Д. Карлсмит

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *