1) Понятие, объект психологической безопасности
Психологическая безопасность –это состояние защищенности психической деятельности человека.
Психологическая безопасность создает условия для нормального функционирования психических процессов и исключает антиобщественное поведение человека.
Понятие психологическая безопасность не следует путать с другими родственными категориями, например с « психологической защитой»
Психологическая защита может рассматриваться лишь как часть психологической безопасности, причем далеко не самая эффективная.
Под психологической защитой понимается механизм самозащиты личности, направленный на предупреждение расстройств поведения в ситуации конфликтов, что можно рассматривать как средство личной безопасности.
Задача психологической безопасности:
— в рамках психологической безопасности исключить или по крайней мере ограничивать ситуации, когда человек оказывается неспособным преодолеть какое-то препятствие без ущерба для своей психики. Она решается посредством формирования необходимых для преодоления препятствий качеств и выработки у человека навыков выходить из сложных ситуаций, не прибегая к психологической защите.
Объект психологической безопасности:
-психическая деятельность индивида. Психическая безопасность – это состояние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием опасности, как для психики, так и со стороны психики. Она включает в себя совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности.
Психологическая безопасность не только обеспечивает непосредственную защиту психики личности, но поддерживает нормальные социально-психологические отношения между людьми. Поэтому психологическая безопасность является также формой социального контроля, накладывающего ограничения на функционирование общественных структур ( управление, наука, производство, искусство и т.д.) и смой личности в целях защиты психики последней.
Самостоятельную проблему образуют ситуации самоповреждения психики без прямого внешнего воздействия. Источником опасности является сам потерпевший, который приводит свою волю, сознание в расстройство посредством алкоголя, наркотических средств и т.д.
Следовательно, проблема психологической безопасности не сводится к психологии личности, она имеет глобальный характер, включая общество во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, духовной и др.
2) Классификации источников психологической опасности
Средства психологического воздействия можно классифицировать по разным критериям. В зависимости от распространенности и привычности их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным средствам психологического воздействия относятся :
— психическое насилие в виде угроз: применения физического насилия, унижения чести и достоинства, уничтожение имущества, распространения порочащих сведений и т.п. в отношении как данного человека, так и его близких.
-воздействие наркотическими и иными психотропными веществами.
Нетрадиционные средства психологического воздействия делятся по следующим основаниям:
1)по происхождению :
а) естественные –природные явления, воспринимаемые как нарушение привычных условий жизнедеятельности.
б) искусственные- факторы, являющиеся продуктом человеческой деятельности, они возникают в рамках социальных отношений
2) по содержанию :
а) материальные – микроволновое излучение, радиоволны, ультразвук, бактериологические средства.
б) биопсихические – малоисследованные носители информации, способные передавать ее от субъекта к объекту. К ним относятся- биопсихологический контроль( зомби), энергия, с помощью которых осуществляются феномены гипноза, телекинеза, так называемое биополе, обеспечивающее магнетическое воздействие.
в)неопределенные( НЛО, Сновидения) – все не поддающиеся пока рациональному объяснению и не относимые к перечисленным выше источникам феномены.
3) по восприятию – реальные и мнимые.
Материальные, биопсихические, неопределенные источники энергии могут представлять значительную психологическую опасность. С их помощью возможно достижение таких целей, как принуждение к выполнению тех или иных действий, в том числе и преступных – здесь они выступают в качестве средства психологического насилия.
studfiles.net
Психологическая безопасность личности: понятие и концепции
Психологическая безопасность личности: понятие и концепцииВнимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость
На сегодняшний день не сформулирована однозначная трактовка такого понятия, как «психологическая безопасность». В академических толковых словарях русского, французского, английского и немецкого языков присутствует понятие «безопасность личная» (или security personal), которая напрямую связывается с состоянием, переживаниями, чувствами индивида, имеющими непосредственное отношение к его положению на данный момент и имеющимся перспективам на будущее.
Концепции, объясняющие краудинг
Проблема точного понимания психологической безопасности личности, преломляясь через призму «средового подхода», приводит прямо к теории краудинга (стресс, который вызывается субъективным ощущением дискомфорта окружающего пространства, среды, в которой находится индивид). Краудинг начали повсеместно исследовать с семидесятых годов прошлого века (Т. Нийт, 1983 год, Д. Стоколс, 1976 год, Д. Шмидт, 1979 год и прочие). Абсолютно все теоретические концепции, которые объясняли краудинг, возможно распределить на несколько обширных групп:
- Теории, которые объясняют данный феномен перегрузкой – то есть избытком имеющихся данных либо необходимостью за кратковременный период принять большое число решений. Восприятие стресса в этом случае напрямую зависит от личного уровня адаптации, и чем больше имеется отклонений от адаптационного уровня, тем выше стресс.
- Стресс связывают со снижением свободы выбора, а также свободы действий. Во многом данное переживание определяется существующими культурными нормами, психологической и физической дистанцией, которая характерна для конкретного сообщества.
- Экологический подход, который развивал Р. Баркер, предполагает понятия перенаселенности и недонаселенности. При перенаселенности, когда возможных ролей меньше, чем самих людей, появляется напряжение, и поэтому присутствие другого человека воспринимается отрицательно.
- Согласно теориям атрибуции огромное значение имеет то, как именно индивид может объяснить собственное раздражение, приписывает ли он причину окружающим его людям либо прочим обстоятельствам.
- В исследованиях применяется понятие локуса контроля (некой индивидуальной стратегии), которое впервые использовал Дж. Роттер. Причина стресса заключается в потере контроля над средой. У индивида появляется ощущение, что он не способен изменить ситуацию. Локус контроля определяет отношение к самой ситуации стресса.
- Людское поведение можно назвать территориальным, то есть, как и любое другое биологическое существо, человек остро реагирует на явное нарушение границ со
zaochnik.com
Психологическая безопасность — это… Что такое Психологическая безопасность?
- Психологическая безопасность
- — переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспекте взаимодействия личности со СМИ психол. безопасность означает невмешательство СМИ в личностное пространство человека. Лит.: Пронина Е. Е. Матрица психологической безопасности рекламного воздействия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Е. В. Лаврова
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений
- Психологическая рекомендация
Смотреть что такое «Психологическая безопасность» в других словарях:
Безопасность — получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond
Психологическая безопасность — защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним … Словарь терминов по психологическому консультированию
- Психологическая безопасность отдельных граждан и групп людей — При индивидуальной психологической безопасности приоритетным является внимание к личностным мотивам, психическим состояниям уверенности, надежности, комфортности жизни, перспективы. Психологическая безопасность групп по своей структуре сложнее,… … Энциклопедия современной юридической психологии
Информационно-психологическая безопасность — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
Информационно-психологическая безопасность — эффективное использование всех имеющихся информационных ресурсов с целью необходимости обеспечения защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Информационно-психологическая безопасность — см. Безопасность информационно психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Информационно-психологическая безопасность в детском телесмотрении — Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Безопасность информационно-психологическая — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — Структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание (см. Установка на безопасность; Установка на выживание ), знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой… … Энциклопедия современной юридической психологии
communication_psychology.academic.ru
Психологическая безопасность — это… Что такое Психологическая безопасность?
- Психологическая безопасность
защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия.
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Издательство «Флайст», Информационно-издательский центр «Геополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.
- Психогигиена и психопрофилактика
- Психологическая защита
Смотреть что такое «Психологическая безопасность» в других словарях:
Безопасность — получить на Академике рабочий купон на скидку Империя Садовода или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Империя Садовода
Психологическая безопасность — переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспекте взаимодействия личности со СМИ психол. безопасность… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним … Словарь терминов по психологическому консультированию
Психологическая безопасность отдельных граждан и групп людей — При индивидуальной психологической безопасности приоритетным является внимание к личностным мотивам, психическим состояниям уверенности, надежности, комфортности жизни, перспективы. Психологическая безопасность групп по своей структуре сложнее,… … Энциклопедия современной юридической психологии
Информационно-психологическая безопасность — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
Информационно-психологическая безопасность — эффективное использование всех имеющихся информационных ресурсов с целью необходимости обеспечения защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Информационно-психологическая безопасность — см. Безопасность информационно психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Информационно-психологическая безопасность в детском телесмотрении — Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Безопасность информационно-психологическая — состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно психологических воздействий. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — Структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание (см. Установка на безопасность; Установка на выживание ), знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой… … Энциклопедия современной юридической психологии
civil_protection.academic.ru
понятие, определение, факторы, возможные проблемы и методы их решения
В психологически безопасных командах члены команды чувствуют себя принятыми и уважаемыми. Это также наиболее изученное благоприятное условие в групповой динамике и исследовании командного обучения.
Определение понятия
Психологическая безопасность была важной областью обсуждения в психологии, здравоохранения и управления поведением. Результаты ряда эмпирических исследований, проведенных в разных регионах и странах, показывают, что она играет важную роль в эффективности работы. Она последовательно играет важную роль, способствуя свободному выражению идей и продуктивной деятельности на совместном предприятии. Психологическая безопасность среды также позволяет командам и организациям учиться и работать, и в последние годы она стала более значительным организационным явлением из-за повышенной необходимости обучения и инноваций. Игнорировать этот феномен и его эффективность уже попросту невозможно.
Групповой уровень
Психологическая безопасность — явление группового уровня. На групповом уровне она существует как модель эффективности команды и в некотором смысле использует некоторые формы модели ввода-вывода. Психологическая безопасность приводит к успеваемости команды посредством командного обучения.
Условия и результаты
Важным условием этого феномена является доверие, которое играет большую роль в обмене знаниями между членами коллектива. Ряд исследований показывает, что психологическая безопасность создает посредничество в отношениях между коллегами, задавая организационный контекст, характеристики команды и лидерство в команде, а также результаты (аналогичные «выходным переменным», в модели IPO) инноваций, производительности, обучения и улучшения в команде или в коллективе. Хотя она и играет значительную роль в качестве посредника в объяснении результатов команды, она также является своеобразным модератором.
Практическое значение
Когда члены команды мотивированы на работе и хотят поделиться идеей повышения производительности, они часто не говорят, потому что опасаются, что их будут сурово судить. Когда же в компании налажено обеспечение психологической безопасности, члены команды меньше думают о потенциальных негативных последствиях выражения новой идеи. В результате они говорят больше, когда чувствуют себя в безопасности и мотивированы улучшить свою команду или компанию. Таким образом, в выигрыше остается и коллектив, и руководство.
Проблемы психологической безопасности и способы их решения
Существует ряд проблем в обеспечении этого, несомненно, важного условия. Вот три главных:
- Излишне конфликтный или психологически несовместимый персонал.
- Чрезмерная консервативность или бестактность начальства.
- Плохой менеджмент.
В первом случае мы имеем дело с целым персоналом или некоторыми сотрудниками, идущими на конфликт со всеми остальными и, таким образом, понижающими общую социально-психологическую безопасность. Решается эта проблема честным и прямым разговором с конфликтными представителями персонала, а в случае, если разговор не помогает, такие люди должны покинуть компанию, ибо наносят ей прямой вред.
Второй пункт описывает косность руководителей, недооценивающих необходимость психологической безопасности среды, в которой работают люди, а посему не желающих принимать меры по ее обеспечению.
И в последнем случае мы имеем дело с плохими менеджерами, не умеющими организовать коллектив должным образом, в результате чего в нем возникают конфликты и взаимное непонимание.
Последствия
Психологическая безопасность приносит пользу организациям и командам по-разному. Ниже приведены наиболее широко эмпирически подтвержденные последствия правильного ее обеспечения:
- Повышает вероятность успешной попытки инноваций в процессе.
- Увеличивает количество членов, учась на ошибках.
- Увеличивает взаимодействие сотрудников.
- Улучшает инновации в команде.
Психологическая безопасность детей
В отрыве от маркетинга этот феномен можно рассматривать как нечто, без чего не может существовать современная педагогика. Действительно, в детских коллективах наши дети часто подвергаются издевательствам и давлению, как со стороны сверстников, так и со стороны старших (воспитателей, учителей и т. д.). Задача последних — заниматься обеспечением психологической безопасности, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно и безопасно в любых условиях.
Групповая динамика
Групповая динамика — это система поведения и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы (внутригрупповая) или между социальными группами (межгрупповая). Спросите, причем здесь тема статьи? Дело в том, что психологическая безопасность изучается именно в рамках групповой динамики, и эти явления неразрывно связаны друг с другом.
Изучение динамики групп может быть полезно для понимания поведения и принятия решений, отслеживания распространения заболеваний в обществе, создания эффективных методов терапии и повышения популярности новых идей и технологий. Групповая динамика лежит в основе понимания расизма, сексизма и других форм социальных предрассудков и дискриминации, а также в основе психологической безопасности.
Суть групповой динамики
История групповой динамики (или групповых процессов) имеет последовательную основную предпосылку: «целое больше, чем сумма его частей». Социальная группа — это сущность, которая обладает качествами, которые нельзя понять, просто изучая людей, входящих в группу. Точно так же нельзя добиться обеспечения психологической безопасности, опираясь лишь на качества отдельного индивида.
Как поле обучения групповая динамика имеет корни как в психологии, так и в социологии. Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.), вошедший в историю науки как основатель экспериментальной психологии, проявлял особый интерес к психологии сообществ, которая, по его мнению, обладала явлениями (человеческим языком, обычаями и религией), которые не могли быть описаны посредством изучения индивидуумов. С социологической стороны Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который находился под влиянием Вундта, также признавал коллективные явления, такие как общественное (коллективное) сознание. Другие ключевые теоретики, включая Густава Лебона (1841-1931 гг.), полагали, что толпы обладают «расовым бессознательным» с примитивными, агрессивными и антиобщественными инстинктами, а Уильям Макдугалл (психолог) верил в «групповой ум» как особую форму существования, порожденную взаимодействием индивидов.
Все эти концепции напрямую связаны с психологической безопасностью, которая может быть обеспечена либо путем трансформации общества (коллектива), либо путем грамотного управления им.
fb.ru
3) Психологическая безопасность и образовательная среда
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая.Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.Психологическая защищённость – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:1) доброжелательные взаимоотношения 2) дисциплина.
ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСТУПАЮТ: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.
Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.
Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:
♦ принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;
♦ принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП- помощь в формировании социально–психологической умелости.
4) Понятие психологических механизмов воспитания, их характеристика и условия применения в учебно-воспитательном процессе.
Иващенко: механизмы в пси. – совокупность промежуточных состояний и порцессов, на основе к-х форм-ся либо развив-ся то или оное кач-во л. Психологическими механизмами следует считать и те психические явления, за счет которых происходит смена одной формы поведения или одной ведущей деятельности другой. Так, например, готовность дошкольника к учению нормируется под воздействием его общения с более старыми детьми (М.И. Лисина). Многие психологические механизмы являются недостаточно изученными. Еще Л.С. Выготский писал, что в основе педагогической психологии лежит проблема формирования условных рефлексов, но не в их простейших формах, а сложных комплексных образованиях.
Псих. мех-мы по Иващенко:1) Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий – их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, – это процесс, в котором внутренний план и формируется.2) Экстериоризация, т.е. переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. Э. проявляется и в том, что внутренние состояния определяют избирательное отношение к новым внешним воздействиям. 3) подражание, под которым понимается воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта 4) Новые мотивы деятельности и поведения формируются по механизму сдвига мотива на цель. Этот сдвиг происходит вследствие того, что результаты выполняемых действий и поступков часто бывают шире и полнее, чем те цели, которые ставит перед собой индивид. Становление личности тесно связано также со сдвигами в сложившейся иерархии мотивов. Они заключаются «в соотношении мотивов друг с другом».5) Многие ценности, нормы поведения, идеалы, нравственные установки ребенок усваивает с помощью механизма идентификации, т. е. отождествления себя с другими. 6) Эмпатией, или сопереживанием, принято называть способность индивида становиться на место другого, «вчувствоваться» в него, эмоционально отзываться на переживания. 7) рефлексия, т. е. осознанию человеком своих действий и состояний. Человек при этом как бы раздваивается на объект и субъект. Благодаря этому становится возможным увидеть себя со стороны, оценить свое поведение, выработать новое отношение к своей жизни. Внутреннюю работу психики некоторые авторы обозначают термином «переживание» (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.)
8) Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем притязаний, под которым понимается сложившийся в прошлом опыте ребенка уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами. Данный механизм лежит в основе формирования уверенности (или неуверенности) в своих силах и настойчивости (или стремления избегать трудностей). 9) Важным механизмом осуществления поступка и принятия его тем, кому он адресуется, являются ролевые ожидания, которые отражают взаимные зависимости членов одного коллектива. В той или иной роли фиксируются представления о правах и обязанностях, связанных с определенным положением человека в группе, обществе. 10) Механизмом саморазвития личности является Я-образ, т.е. совокупность представлений и мнений о самом себе, включающая как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку или самовосприятие. Я-образ во многом определяет направленность деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. 11) механизм лежащий в основе активности самого воспитуемого, является когнитивный диссонанс. Диссонанс между некоторыми когнитивными элементами приводит к психическому напряжению, которое и побуждает индивида к действиям или к выработке новой позиции, благодаря чему устраняется это рассогласование. Типичным примером когнитивного диссонанса является противоречие между моральным принципом и реальной ситуацией, между новыми целями, которые принял учащийся, и наличными средствами их достижения. Л. Фестингер и Д. Карлсмит
studfiles.net