Общие представления о личности в гуманистической психологии
Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по психологии личности:
Гуманистическая психология была создана как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Корни в экзистенциальной философии – Ясперс, Кьеркегор, Сартр, Хайдеггер. Представители: Фромм, Олпорт, Маслоу, Роджерс, Франкл.
Концепция становления (динамика).
Маслоу:
Человек как единое целое. Направленность на индивидуальность. Принцип несводимости суммы к целому (мотивация влияет на человека в целом). Неуместность экспериментов на животных. Разрушительная сила в людях – результат фрустрации (ненаследственная) – противоположность Фрейда (природа человека хороша). Творчество неотъемлимое свойство природы человека (присутствует от рождения, но теряется в результате окультуривания – официальное образование). Творчество ведет к самовыражению. Критика Фрейда: однобокость теории (изучении болезней, а не здоровья). Через здоровье можно понимать заболевание. Человек – желающее сущ-во, редко достигающее состояния полного удовлетворения. Все потребности врожденные (инстинктоидные). Иерархия потребностей: физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение, самоактуализация (потребность личного усовершенствования). Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз -утухание внутренних сигналов.
Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.
Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового) и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение).
Роджерс:
Феноменологический подход. Все мотивы включены в состав достижения мастерства (тенденция актуализации). Движение по направлению большей сложности. Организмический оценочный процесс показывает соответствует ли настоящие переживания тенденции актуализации. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека; центральное место – Я-концепция (включает Я-идеальное). Элементы, определяющие развитие Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (любят всегда). Угроза возникает, если противоречие между Я-концепцией и организмическими переживаниями. Защитные механизмы: искажения или отрицания восприятия (рационализация). Личностные хар-ки полноценно функционирующих людей: открытость к переживаниям, экзистенциальный образ жизни (каждое переживание – новое), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Противоположность бихевиоризма (свобода выбора). Изменяемость (постоянный рост), субъективность (мир субъективен).
Олпорт:
Диспозициональное направление
Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Все, что наблюдаемо – выражение личности. Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности – моральное иди соц оценка. Если поступки не согласуются с данной чертой личности, то это не значит, что данная черта отсутствует. Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки), вторичные. Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва. 7 аспектов самости и стадии: телесная, самоидентичность( непрер-ть Я), самоуважение, расширение самости(Я охватывает аспекты соц и физич окр-я), образ себя, рациональное управление самим собой(применяется абстракция и логика для решения повседневных проблем), проприотивное стремление (целостное чувство Я, планирование перспективных целей – подростковый возраст) -самое главное. На последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка к самоосознанию и самопознанию. Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой. Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател. Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется. Механизм Ф.А. объясняет формирование личности. Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность , реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.
Подраздел: Шпаргалки по психологии личности
Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:
- Задачи физического воспитания
- Діагностика і вимірювання вихованості
- Общие представления о личности в экзистенциальной психологии
- Определение и виды образования
- Умови і фактори визначення цілей виховання
- Педагогічна і гуманітарна культура
- Классификация закономерностей обучения
- Поняття про методи виховання
- Мета виховання
- Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой
/**/
Личность в экзистенциальной и гуманистической психологии
Похожие презентации:
Темперамент.
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Лектор: Лиза Илюхина, психолог, студентка 2 курса магистратуры
департамента психологии НИУ ВШЭ, тьютор центра содействия
инклюзии детей с аутизмом «Прекрасные люди».
14 февраля 2020
Личность в экзистенциальной
и гуманистической психологии
Вы хотите поговорить об этом
Экономико-математическая школа
— Истоках
— Особенностях
— Практическом
применении Э. и Г.
психологии
Гуманистическое направление
Основные представители:
А. Маслоу , К. Роджерс, Г. Олпорт, Р. Мэй
Возникает примерно в 60ые ХХ в.
«Третья сила» – оппозиция психоанализу и
бихевиоризму.
Экзистенциальная философия
Акцент на конкретной реальности человека,
тенденция описывать человека в его сложности, не
сводимой к набору признаков, черт.
Феноменологический метод: обращение внимания на то,
как человеческое существование проживается.
Основные идеи:
главной психологической реальностью являются переживания
человеком мира и себя в нем
жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс
становления и бытия человека
человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и
личность наделена определённой степенью свободы от
внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям,
которыми она руководствуется в своем выборе
Личность человека следует изучать только в ее целостности
А. Маслоу
Основная потребность человека – это потребность в
самоактуализации, реализации потенциальных возможностей
человека, его способностей и талантов
Исследовать человеческую природу нужно «изучая ее лучших
представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних
или невротических индивидуумов»
Создатель концепции иерархии потребности человека
А. Маслоу
К. Роджерс
Гипотеза: всё поведение вдохновляется и регулируется неким
объединяющим мотивом, который называется тенденцией к
актуализации.
Тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления
человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью
стать полноценно функционирующей личностью.
Я-концепция – включает набор образов себя. То, какой я есть, и то,
каким, как я полагаю, я должен быть и хотел бы быть.
Конгруэтность – состояние целостности и полной искренности,
когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель.
Г. Олпорт
Ядро личности содержит мотивы.
«Проприум» (лат. proprium – свойственный, присущий) –
своеобразный эквивалент понятия «самости». Проприум
отражает возможности индивида к размышлению, рассуждению,
познанию, оцениванию, самоидентификации, постановке и
достижению целей.
Личность = f (Наследственность) х (Среда)
Г. Олпорт
Большое внимание уделяется проблеме общего и
индивидуального в личности, отстраняя общие и личностные
черты
Три типа черт:
1. фундаментальные, проявляющиеся в повседневной
2. центральные, основа для ведущих типов поведения
индивида;
3. вторичные, проявляющиеся изредка.
Экзистенциальное
направление
Основные представители:
Л. Бинсвангер, В. Франкл, К. Ясперс, И. Ялом, М. Босс.
Возникает примерно в 30ые ХХ в.
Тесно связано с философией (экзистенциализм),
сильная философская нагруженность.
.
Основные категории
Экзистенция
Глубинная сущность человеческого Я.
Фундамент, определяющий уникальность и неповторимость
каждой личности.
Аутентичность
Подлинные, свойственные только определенной личности
мысли, эмоции и поведение.
Основные проблемы/вопросы:
Жизни и смерти
Поиска смысла жизни и деятельности
Свобода и ответственность
Общения и одиночества
Основные идеи:
Подход к построению теории личности с акцентом на том,
как человек взаимодействует с миром, переживает свое
существование в мире и приобретает жизненный опыт.
В человеке есть что-то, что выходит за рамки обусловленности и
предсказуемости.
Отказ от казуальности в пользу феноменологии.
Феноменология
Особая форма познания:
благодаря установке открытости и непредвзятости я
получаю знание о значимом в личности другого
человека через встречу с ним (через резонанс).
Феноменологическое знание:
субъективно,
ситуативно,
неполно.
«Само собой разумеющееся» в феноменологии»:
https://postnauka.ru/video/85893
Феноменология
«Личность нельзя зафиксировать – ее можно только встретить»
«Увидеть человека феноменологически – это значит увидеть
его как единственного и неповторимого, увидеть в нем то,
благодаря чему его нельзя ни с кем перепутать»
А. Лэнгле
Современный экзистенциальный анализ
— Поздоровайтесь за руку. Что передает рукопожатие? Контакт
ладони, кожи, влажность, температура.
— Можете ли вы разглядеть тон кожи, лица, ногти рук, одежду и
текстуру ткани?
— Какой запах вы чувствуете?
— Определите внутренние ощущения, когда вы наблюдаете за
личностью перед вами. Что именно вы чувствуете, что
происходит внутри вас?
— Представьте, что его одежда надета на вас. Что ощущает кожа,
когда к ней прикасается эта одежда?
English Русский Правила
Гуманистическая перспектива | SpringerLink
Ангус Л., Уотсон Дж. К., Эллиотт Р., Шнайдер К. и Тимулак Л. (2014). Гуманистические психотерапевтические исследования 1990–2015 гг.: от методологических инноваций до результатов лечения, подтвержденных фактическими данными, и далее. Психотерапевтические исследования, 25 , 330–347.
https://doi.org/10.1080/10503307.2014.989290.Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Аронс, М. М. (1999). «Я», множественные «я» и иллюзия отдельной самости. Психолог-гуманист, 27 , 187–211. https://doi.org/10.1080/08873267.1999.9986904.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бюлер, К. (1971). Основные теоретические положения гуманистической психологии. Американский психолог, 26 , 378–386. https://doi.org/10.1037/h0032049.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Клонингер, Ч.Р., Свракич, Д.М., и Пжибек, Т.Р. (1993). Психобиологическая модель темперамента и характера. Архив общей психиатрии, 50 , 975–990. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820240059008.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Крисвелл, Э. (2003). Вызов гуманистической психологии в 21 веке. Журнал гуманистической психологии, 43 , 42–52. https://doi.org/10.1177/0022167803043003004.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Элкинс, Д. Н. (2009). Почему гуманистическая психология утратила свою силу и влияние в американской психологии: последствия для развития гуманистической психологии. Журнал гуманистической психологии, 49 , 267–291. https://doi.org/10.1177/0022167808323575.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хоффман Л., Стюарт С., Уоррен Д. М. и Мик Л. (2015). К устойчивому мифу о себе: экзистенциальный ответ постмодернистскому состоянию. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд., стр. 105–133). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Журар, С. (1974). Здоровая личность: подход с точки зрения гуманистической психологии . Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Мадди, С.Р., Хошаба, Д.М., Харви, Р.Х., Фазель, М., и Ресуррексьон, Н. (2011). Личностный конструкт жизнестойкости, V: Отношения с построением экзистенциального смысла жизни. Журнал гуманистической психологии, 51 , 369–388. https://doi.org/10.1177/0022167810388941.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Малтби, Дж., Вуд, А.М., Дэй, Л., и Пинто, Д. (2012). Позиция аутентичности в существующих моделях личности.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Паттерсон Т.Г. и Джозеф С. (2007). Теория личности, ориентированная на человека: поддержка теории самоопределения и позитивной психологии. Журнал гуманистической психологии, 47 , 117–139. https://doi.org/10.1177/0022167806293008.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Полкингхорн, Д.Э. (2015). Я и гуманистическая психология. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд., стр. 87–104). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Резник, С., Уормот, А., и Серлин, И. А. (2001). Связь гуманистической психологии и позитивной психологии: значение для психотерапии. Журнал гуманистической психологии, 41 , 73–101. https://doi.org/10.1177/0022167801411006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шнайдер, К. Дж. (2015). Новое открытие благоговения: новый фронт в гуманистической психологии, психотерапии и обществе. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд. , стр. 73–81). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Тейлор, Э. (1991). Уильям Джеймс и гуманистическая традиция. Журнал гуманистической психологии, 31 , 56–74. https://doi.org/10.1177/0022167891311006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Верц, Ф. Дж. (1998). Роль гуманистического движения в истории психологии. Журнал гуманистической психологии, 38 , 42–70. https://doi.org/10.1177/00221678980381006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Рекомендуемое чтение
Allport, GW (1955). Становление: Основные положения психологии личности . Нью-Хейвен: Йель.
Google Scholar
Баррелл, Дж. Х., Анстус, А., Ричардс, А. К., и Аронс, М. (1987). Методы исследования науки о человеке. Журнал гуманистической психологии, 27 , 424–457. https://doi.org/10.1177/0022167887274004.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бланд, А.М., и ДеРобертис, Э.М. (2018). Гуманистическая психология. В DS Dunn (Ed.), Оксфордские библиографии по психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Комбс, А. В. (1999). Бытие и становление: полевой подход к психологии . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
ДеКарвальо, Р. Дж. (1991). Основоположники гуманистической психологии . Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Франкл, В. Е. (1978). Неслышимый крик о смысле: Психотерапия и гуманизм . Нью-Йорк: Вашингтон-сквер.
Google Scholar
Фрик, В. (1971). Гуманистическая психология: интервью с Маслоу, Мерфи и Роджерсом . Колумбус: Мерилл.
Google Scholar
Гиорги, А. (1970). Психология как наука о человеке: феноменологический подход . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: HarperCollins.
Google Scholar
Маслоу А. Х. (1999). К психологии бытия (3-е изд.). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Май, Р. (1983). Открытие бытия . Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Роджерс, Ч. Р. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Бостон: Хоутон Миффлин. (Оригинальная работа опубликована в 1961 г.).
Google Scholar
Шнайдер, К. Дж., и Круг, О. Т. (2010). Экзистенциально-гуманистическая терапия . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Schneider, KJ, Pierson, JF, & Bugental, JFT (Eds.). (2015). Справочник по гуманистической психологии (2-е изд.). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Уилбер, К. (2000). Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия . Бостон: Шамбала.
Google Scholar
Верц, Ф.Дж., Шармаз, К., Макмаллен, Л.М., Джоссельсон, Р., Андерсон, Р., и МакСпадден, Э. (2011). Пять способов проведения качественного анализа . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Ялом, И. Д. (1980). Экзистенциальная психотерапия . Нью-Йорк: базовый.
Google Scholar
Ссылки для скачивания
Гуманистический подход к личности в сравнении с биологической перспективой
Содержание
- Введение
- Биологический подход
- Гуманистическая теория
- Холистическая теория Маслоу
- Заключение
- Список литературы
Введение
В изучении личности использовалось несколько теорий. Среди них выделяются те, которые связаны с аспектами психоаналитического, поведенческого, биологического и гуманистического подходов. Вкратце проанализировать в этой статье биологический и гуманистический подходы.
Теории Маслоу доминируют в этом вопросе, потому что они объясняют взаимосвязь между человеческими и биологическими факторами и то, как они влияют на развитие личности.
Биологический подход
Биологический подход предполагает, что генетика виновата в личности. Ученые обнаружили тесную связь между генетикой и личностными качествами. Типичным примером, приводимым учеными, является синдром Ангельмана, при котором дети, страдающие этим генным заболеванием, склонны к чрезмерному счастью и хорошему настроению (Friedman & Schustack, 2009). Однако тщательное наблюдение показывает, что такие люди также являются умственно отсталыми и имеют дерганую осанку.
Синдром Вильямса, другое генетическое заболевание, также показывает, что биологические факторы влияют на личность. Люди, страдающие синдромом Вильямса, обладают ярко выраженной социальной индивидуальностью, но с ограниченными интеллектуальными способностями. Другие биологические факторы, влияющие на личность, включают болезни, наркотики, нейрохимические изменения и физиологическое возбуждение.
Гуманистическая теория
Эта теория основана на вере в то, что любой человек способен быть продуктивным и любимым в обществе, если его основные потребности удовлетворены. Гуманистический подход признает человеческий дух и подчеркивает важность человеческих характеров, таких как творчество, спонтанность и их активный характер.
Этот подход имеет тенденцию быть оптимистичным, поскольку он умело использует способность людей преодолевать трудности и безнадежность (Friedman & Schustack, 2009). Согласно этой теории, достижение счастья является результатом побуждения человека к достижению или позволения себе преследовать свои собственные интересы. Таким образом, он делает акцент на концепции самоактуализации.
Самоактуализация — важный аспект, необходимый для индивидуального роста, который влияет на их поведение. Страх должен быть преодолен, прежде чем человек сможет достичь поставленной цели и, наконец, достичь «самоактуализации». Маслоу и Карл Роджерс внесли наибольший вклад в развитие гуманистической теории.
Гуманистические подходы основаны на установленной формуле, которую все люди используют для достижения наивысшего уровня продуктивности. Это иллюстрирует иерархия потребностей Маслоу. Иерархия потребностей показывает, как потребности роста влияют на формирование личности.
Целостная теория Маслоу
Маслоу, в отличие от других теоретиков, предпочитал изучать человека целиком, а не по частям. По Маслоу, цельный, полноценный и здоровый человек всегда руководствуется потребностью. Он пришел к выводу, что у людей всегда будет потребность, которая их мотивирует.
Он пошел еще дальше и предложил пирамиду, представляющую человеческие потребности, причем более основные физиологические потребности должны быть удовлетворены в первую очередь, прежде чем любые другие потребности. По Маслоу, физиологические потребности человека, которые его мотивируют, включают пищу, любовь, безопасность и самоактуализацию. Иерархия потребностей Маслоу указывает на то, что у человека может быть более одной потребности, мотивирующей его одновременно.
Основными физиологическими потребностями являются потребности роста человека. Удовлетворение потребностей человека в порядке возрастания в конечном итоге привело бы его к стадии самоактуализации. Его исследование с участием нормальных людей, которые были здоровы и успешны, заставило его прийти к выводу. Что, когда потребности полностью удовлетворены, человек демонстрирует принятие себя и уважение других.
Маслоу пришел к выводу, что существовало естественное давление, которое подталкивало людей к самоактуализации. Этот толчок, по его словам, скорее врожденный, чем внешний. Он появляется по мере роста. Эта мотивация не является необходимой для выживания, поскольку она не используется для удовлетворения таких потребностей, как голод или секс.
Целостная теория Маслоу нацелена на достижение более высокого уровня, хотя и не уточняет, возникает ли это стремление из-за генетической детерминации. Предполагается, что движущая сила обусловлена тенденцией к росту. Маслоу резюмировал свою аргументацию, заявив, что благоприятная социальная среда важна, если любой человек хочет достичь высшего уровня иерархии потребностей. Его высшие потребности обусловлены биологией и вдохновением (Friedman & Schustack, 2009).).
Предположение Маслоу заключалось в том, что самоактуализация направлена на достижение мира в себе. Этот гуманистический подход по-прежнему сталкивается с возражениями современных биологов, утверждающих, что у человека может быть множество элементов самоактуализации, и поэтому иерархию потребностей не следует воспринимать буквально.
Поведение личности, по мнению большинства социологов, является результатом сочетания генетических факторов и факторов окружающей среды. Таким образом, генетические факторы обеспечивают человека определенными биологическими потребностями, в то время как культура и окружающая среда определяют, как человек будет удовлетворять эти потребности. Порядок рождения также влияет на то, как дети смотрят на мир, поскольку дети, имеющие братьев и сестер, будут иметь особое представление о мире, отличное от тех, у кого нет братьев и сестер (Scribd, 2010).
Заключение
Биологические подходы к личности включают такие факторы, как генетика, болезни, лекарства и физиологическое возбуждение. Они являются основными факторами, влияющими на развитие конкретной личности. Гуманистическая теория касается потребностей роста, которые влияют на формирование и развитие личности.
Чтобы перейти на более высокий уровень, необходимо удовлетворить его основные потребности, чтобы ему было комфортно на этом уровне. Маслоу использовал целостный подход для обоснования своих теорий, которые считались противоречивыми, потому что они ошибочны, если их понимать буквально. Стоит отметить, что окружающая среда также играет большую роль в развитии личности.
Список литературы
Friedman, H. & Schustack, M. (2009). Личность: классические теории и современные исследования Под ред.