Личность в когнитивном направлении рассматривается как – Когнитивное направление в теории личности

Когнитивное направление в теории личности

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Джордж Келли

Глава 9 из книги Л. Хьелла, Д. Зиглера «Теории личности»

То, что люди — думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека. Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, «реагирующие» на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. «Что меня удивило… это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и… на много лет вперед». В этой главе мы познакомимся с теорией личностных конструктов Келли, иллюстрирующей когнитивный подход к личности. Давайте начнем с биографии Джорджа Келли.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великой депрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии» [Kelly, 1969, р. 48]. Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений — клинического и консультативного — в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного конструкта»; «Психология личностного конструкта» и «Развитие психологии личностного конструкта».

ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

Основной темой данного учебника является то, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции — конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм

Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основе философии Келли конс

mirznanii.com

Когнитивная психология — Википедия

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений

[1][2]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер,Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[3][4].

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.[5]

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д.Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.[6]

Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а как правило работают в узких специализированных областях как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

Связь когнитивной психологии и нейробиологии[править | править код]

Модели когнитивной психологии не строятся напрямую на основании нейробиологических опытов как МРТ, так как МРТ показывает активации весьма крупных и многофункциональных областей мозга, которые не позволяют выявлять детали мыслительных процессов. Когнитивные психологи обычно изучают поведение человека более простыми и более однозначно трактуемыми опытами. Например, изучают чтение в основном по изучению саккад глазного яблока или по чтению обрывков текста. Этот метод изучения поднимает вопрос соответствия моделей когнитивной психологии и достижениям нейробиологии, то есть соответствуют ли модели когнитивистов реальному устройству человеческого мозга. Общий подход когнитивных психологов, что если модель хорошо объясняет поведение человека и согласуется с экспериментами, то данные нейробиологии имеют второстепенное и вспомогательное значение. Такой эмпирический подход когнитивных психологов вызывает возражения нейробиологов, которые апеллируют к тому, что когнитивисты по-сути создают модели искусственного интеллекта, которые демонстрируют поведение сходное с человеком, но внутри устроены иначе физиологии человека[6]. С другой стороны, подход когнитивистов прямо направлен на удовлетворение критерия теста Тьюринга. Существенная часть когнитивистов положительно воспринимает новые данные нейробиологии и применяет их на стадии валидации своих моделей. В частности теория дуальных процессов обучения опирается и на данные МРТ.

Изучение чтения в когнитивной психологии[править | править код]

Одно из основных и практически ценных направлений когнитивной психологии — это изучение процессов чтения, так как моделирование этих процессов позволяет улучшить обучение чтению детей в начальной школе и сформировать методы для лечения дислексии. Консенсус когнитивных психологов по большей части формируется вокруг модели E-Z Reader, которая хорошо объясняет саккады во время чтения и другие экспериментально наблюдаемые эффекты.

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и тёмных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии[3][4][7][8][9].

  • Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4.
  • Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносовъ, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6.

ru.wikipedia.org

Когнитивное направление исследований личности предпринимателя

Для когнитивного подхода к исследованию личности характерно положение о том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы и эффективности при минимуме затрат. В отечественной психологии такой подход рассматривается как прагматический вариант принципа адаптивности. Прагматический вариант анализа исходит из определения предпринимателя как человека «рационального», а предпринимательские действия или решения как приспособительного образования, как утилитарной полезной деятельности.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлении современной зарубежной психологии, которое возникло в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. Главная задача когнитивной психологии — доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). В связи с этим центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Г. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Помимо тех характеристик личности предпринимателя, которые, были рассмотрены выше, предпринимателю приписывается наличие специфических особенностей когнитивного стиля — относительно устойчивых индивидуальных показателей познавательных процессов, которые выражаются в используемых познавательных стратегиях.

В качестве особенностей когнитивного стиля выделяются инновативность мышления в противоположность адаптивности, преобладание интуитивного мышления над рациональным, функционирование особого рода «эвристик», креативность мышления.

Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания и внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

В рамках когнитивного направления исследований личности предпринимателя разработана концепция инновативности-адаптивности как отличительных характеристик когнитивного стиля предпринимателей и менеджеров (Киртон). Автор концепции предлагает рассматривать инновативность предпринимателя как специфический когнитивный стиль, для которого свойственно «продуцировать «разрывы» в привычных паттернах мышления и поведения, изменять вещи, делая их иными, а не улучшать старое до бесконечности. Инновативности предпринимателя Киртон противопоставляет адаптивность когнитивного стиля менеджера, который предпочитает решать проблемы привычным способом и вносить изменения только в рамках установленных организационных норм, улучшая уже существующий и отлаженный порядок вещей, вникать в мельчайшие детали проблемы. Это вполне объяснимо, поскольку предприниматель, в отличие от менеджера, является хозяином собственной фирмы и обладает большей степенью свободы.

Сравнительное исследование предпринимателей и правительственных чиновников, проведенное Киртоном, показало значимые различия по шкале адаптивности-инновативности (КIА).

В последние годы в когнитивной психологии активно разрабатывается целое направление по исследованию принятия решений в ситуации неопределенности и риска. Анализ когнитивных аспектов предпринимательской деятельности позволил некоторым исследователям сделать предположение о том, что предприниматели могут действовать иначе, чем другие люди вследствие наличия особого рода эвристик и особого характера функционирования этих эвристик в ситуации риска. Именно наличие когнитивных эвристик помогает предпринимателю принимать неординарные решения, проявлять креативность в экономической сфере деятельности. Например, если в ситуации неопределенности и риска предприниматель не припоминает ничего аналогичного включенным в нее элементам, вместо восприятия их как истинных, то он инстинктивно уклоняется от данной ситуации. Предприниматели быстрее других видят сходство между ситуациями и действуют под влиянием воспринимаемого сходства раньше, чем кто бы то ни был другой.

Применительно к контексту предпринимательства когнитивная теория предлагает эвристику «репрезентативности» и эвристику «конкретности». По поводу первой К.-Э. Вернерид высказывает мнение, что предприниматели «сопротивляются соблазну репрезентативности», провоцирующему принимать решение на основании сходства ситуации или объекта с определенным классом ситуаций или объектов, а не на основании статистических оценок частоты их встречаемости. Предприниматели создают собственные «ниши» или классы ситуаций и объектов, существенно отличающиеся, от принятых. Суть второй заключается в том, что люди склонны помнить информацию точно в таком же виде, в каком она была ими получена. Тот же К.-Э. Вернерид считает, что на основании реальных случаев предпринимательского успеха, известных из чужой или собственной практики, предприниматели способны переформулировать имеющуюся информацию так, что создается возможность коррекции и изменения стандартного способа действий в соответствии со своими представлениями, а не действовать стереотипно.

На основе ряда исследований информационных процессов у предпринимателей Гилад выделяет три сферы достаточно уникальных информационных интересов:

а) исследование возможностей или информационную «бдительность»;

б)  информационную «предубежденность» в принятии решений;

в)  специфические информационные механизмы в ситуации неудачи. Информационная «бдительность» означает постоянное отслеживание, «просеивание» информации при относительном иммунитете к предвзятым мнениям. Гилад также установил ряд когнитивных различий между предпринимателями и менеджерами. Предприниматели стремятся получать информацию, связанную с бизнесом, из более широких источников. В этом информационном поиске предприниматели стремятся избежать ошибок, тогда как менеджеры стремятся избежать ошибок в исполнительской деятельности. Гиладом также было установлено, что деньги определяют восприятие ситуации лишь в самом начале предпринимательской деятельности. В период стабильности информационные процессы в предпринимательстве определяются предвидением будущего своего «дела» как основной движущей силой. Результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер, хотя теоретически и методически когнитивный подход к личности предпринимателя в зарубежной психологии достаточно разработан. Следует отметить, что различные теоретические подходы предлагают противоположные когнитивные характеристики личности предпринимателя. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками, в то время как когнитивные процессы предпринимателя в психоаналитическом подходе характеризуются как «поврежденные».

Сравнивая когнитивные стили предпринимателей и менеджеров, Гэсс приписывает предпринимателю «ограниченный временной горизонт, урезанную временную перспективу», конкретность мышления и интерес к деталям и отмечает, что «рационально-менеджерская идеология бизнеса имеет тенденцию к связи ) с более сложными, интегрированными способами мышления, по сравнению с интуитивно-предпринимательской идеологией, где преобладают простые когнитивные структуры». Гэсс связывает догматичность предпринимателей с низкими показателями инновации и темпов роста фирмы.

students-library.com

Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности — Мегаобучалка

 

Все более значительное место в теории личности занимают когнитивные концепции. Эти концепции не принимают психоаналитический образ несовершенного человека, который подчиняется действию бессознательных и конфликтных мотивационных сил. Если Фрейд акцентировал роль инстинктов, сближающий человека с животными, то в основе когнитивного подхода лежит то, что выделяет человека в животном мире, – способность мышления и его рефлексии. Скептически относится когнитивная психология и к бихевиористскому образу человека, управляемого ситуацией.

Когнитивная психология исходит из предположения, что индивид является самостоятельным субъектом, реализующим исследовательскую установку по отношению к реальности. Он живет и действует как профессиональный исследователь: наблюдает, прогнозирует, формулирует гипотезы, планирует, экспериментирует, делает выводы, и использует свои знания для адаптации к миру и преобразования его.

В структуре и жизни личности огромное значение имеет информация. Но информация не управляет человеком, а является только материалом, который преобразуется в процессе мышления, прогнозирования и планирования действий. Подобно исследователю, индивид выходит за рамки наличной информации, самостоятельно организует знания о внешнем мире. Следовательно, личность не является ни марионеткой, которой управляет среда, ни бесталанным актером, полностью зависимым от темных инстинктивных сил. Личность – это более или менее зрелый исследователь, который в значительной степени самостоятельно определяет свою судьбу и умеет активно действовать в социальных условиях.

Одним из первых теоретиков когнитивной персонологии был Джордж Келли, создавший учение о личных конструктах. Келли рассматривал человека как ученого, действующего на основе личностных конструктов и мыслей. Согласно концепции личных конструктов, человек самостоятельно создает свой образ мира и собственной личности. Келли стремился понять неповторимость построения мира конкретным человеком.



По оценке О. Баннистера, “теория конструктов воспринимает человека не как инфантильного дикаря, не как существо, немного более способное, чем средняя крыса и не как жертву собственной биографии. Человек – это зрелый исследователь, который в ходе своих поисков сам себя творит и формирует – иногда великолепно, иногда трагически”.

Среди идейных предшественников когнитивного направления называют философа-стоика древности Эпиктета, который говорил: “Не то, чем воздействуют, принуждает тебя, а твое мнение”. Сознание – это ключ к психологическим проблемам. Когнитивный подход к личности представляет собой выдвижение на первый план внутренней картины мира, которой обладает каждый человек. Личность – то, что человек знает и во что верит. Личность – это система мнений, которые человек сформировал, о себе, жизни и других людях. Невозможно переоценить важность знания собственной системы представлений индивида и понимания механизма ее влияния на его жизнь.

В круг интересов когнитивного подхода к личности входит познание того, как индивид вырабатывает свои идеи и представления о реальности, как он делает выбор из имеющихся возможностей и принимает решения и как он действует фактически.

Познавательная концепция характерна тем, что человек представляется как система, преобразующая информацию. Поведение зависит не только от поступающей извне информации, но также и от внутренних познавательных структур и знаний, полученных в ходе учения и размышлений. Человек является системой самостоятельной и творческой. Основным методом изменения поведения и опыта индивида служит образование и воспитание.

Личность связана с тем, как человек интерпретирует события и ситуации: то, как человек воспринимает собственное поведение и его последствия, зависит от особенностей его личности. Например, одни приписывают своему образу действий внутренние причины, другие – внешние, то есть объясняют поведение обстоятельствами. Одни считают, что сами контролируют события, другие чувствуют, что подчиняются им.

Ни один человек не является вполне автономной системой, независимой от внешних влияний и от собственной биографии. Интеллектуальные процессы, эмоции и человеческие действия регулируются различными факторами. Согласно когнитивной теории, структура информации определяет то, к чему люди стремятся и чего они избегают.

Информация, используемая в поведении, поступает из двух источников. Первым из них является воздействующее в данный момент социальное и физическое окружение, то есть семья, школа, организация или СМИ, порождающее соответствующие образы восприятия. Второй источник информации – опыт, система знаний, которые индивид получил в прошлом путем учения, мышления и действия. В зависимости от источника информации выделяют два вида регуляции поведения: внешнюю и внутреннюю. Особый интерес представляет внутренняя регуляция.

Основой внутренней регуляции являются когнитивные структуры (“динамические схемы”). Понятие когнитивных структур имеет фундаментальное значение для понимания личности. Когнитивные структуры представляют собой систему информации о внешнем мире и собственной личности. Они являются определенной организацией прошлого опыта индивида, результатом учения и мышления. Система когнитивных структур, которая образует относительно стабильные черты человека, является основой личности. В когнитивной концепции личность – это, прежде всего, определенная организация информации, закодированной в памяти человека, совокупность опыта личности.

Личность во многом определяется когнитивными структурами, или схемами. В когнитивной теории личности используется расширенное понятие схемы. Схема – активная организация (структура) прошлого опыта, которая нацелена на поиск и отбор информации; восприятие строится на использовании схем: воспринимается только то, для чего есть схемы, все остальное игнорируется. Схемы, которые определяют личность, – это основные убеждения (концепции, позиции). Люди формируют концепции себя, других, мира в целом. Эти концепции влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми людьми.

Когнитивные структуры являются источником информации об окружении, о собственном “Я”, а также о программах поведения и достижения намеченных целей. Когнитивные структуры выполняют следующие функции.

Во-первых, они дают человеку чувство идентичности. Благодаря соответствующим когнитивным структурам индивид получает чувство собственной идентичности, а также ориентируется во внешнем мире. Чтобы эффективно действовать, надо знать не только параметры внешней среды, но и понимать себя, свои компетенцию, мотивацию, эмоциональную зрелость и способности. Отличительной чертой человека является обладание информацией не только о внешнем мире, но и о себе самом, о своем Я. Человек без личности, лишенный прошлого опыта не знал бы, кем он является, не понимал бы своего места в мире, не мог бы вести себя в обществе. Совокупность данных о собственной личности, знаниях и умениях, а также мотивации называют самосознанием (Я-концепцией, образом “Я” или автопортретом). В наше время, которое ориенти-ровано на внешний мир, значение самопознания недооценивается.

В процессе развития структуры “Я”, кроме чувства тождества, формируется и чувство собственной ценности, т.е. убеждение в автономной ценности собственной личности и ожидание подтверждения этого убеждения от других людей и себя самого. Создание чувства собственной ценности происходит под влиянием поступления информации от социального окружения, признающего ценность индивида (например, в форме одобрения), его принадлежность и определенный статус в социальной группе, а также путем оценки положения “Я” в ценностной сети и степени эффективности функций регуляции структуры “Я”. Временное или постоянное изменение собственной ценности происходит или в результате действительных изменений положения индивида, или за счет изменения ценности других лиц и объектов, с которыми индивид себя сравнивает.

Во-вторых, когнитивные структуры облегчают ориентацию во внешнем мире, которая является условием приспособления. Благодаря текущему опыту и научным знаниям человек понимает явления природные, биологические, технические и социальные, может описать и объяснить причины благожелательных или враждебных межличностных отношений.

В-третьих, информация, содержащаяся в когнитивных структурах, облегчает оценку значимости вещей и событий. В ходе своей жизни человек учится тому, что для него хорошо, а что плохо, что приносит удовлетворение, а что несет с собой угрозу. Так, например, большинство людей усматривают положительную ценность в безопасности, образовании, любви и т.д. Точно так же люди знают, что насилие, неуверенность в завтрашнем дне, болезнь относятся к категории негативных ценностей. Человек, знания которого относительно ценностей являются размытыми, не понимающий, что хорошо и что плохо, сталкивается с большими трудностями при определении своих целей и образа жизни.

В-четвертых, в когнитивных структурах закодированы программы поведения, то есть система правил, позволяющих достигать намеченных целей. Эти программы могут представлять собой алгоритмы (например, технологические инструкции), эвристики (например, стиль игры
в шахматы, принципы решения творческих задач и т.д.). Среди этих программ – указания относительно того, как следует получать новые знания. Особое значение имеет система убеждений, то есть определенные правила жизни, которым человек старается следовать. Эти личностные правила или философия жизни могут формироваться родительским воспитанием, религией, здравым смыслом или фантастическими представлениями о том, как следует жить. Люди либо становятся несчастными из-за нелогичного ненаучного мышления, либо достигают большой степени удовлетворения в жизни, придерживаясь здравого смысла.

Таким образом, когнитивные структуры являются важным фактором регуляции поведения. Но не все схемы являются адаптивными. Бывают и дезадаптивные, дисфункциональные схемы, которые приводят к нарушениям поведения, эмоциональных процессов, восприятия и мышления. Выделяют три основных группы когнитивных механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

К когнитивным элементам относят базисные посылки, негативные ядерные убеждения, глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самом себе:
“Я никому не нужна, меня никто не любит”, “Нельзя верить людям” и автоматические мысли, названные так из-за своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности, когда человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней невольно.

Когнитивные процессы – это связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, они обеспечивают соответствие между вновь поступающей информацией и прежними представлениями. Это, например, так называемые “условные” предположения: “Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня”; “Если он не любит меня, значит, я недостойна любви”.

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально неполноценный”, “Никогда не выйду замуж” и т.п.).

В общем, в когнитивной структуре личности может быть свое слабое место – “когнитивная уязвимость”.

Когнитивные структуры как главный компонент личности характеризуются определенными чертами.

1. Они имеют определенный уровень сложности, то есть они могут быть более сложные или более простые. Сложность имеет несколько измерений. Одно из этих измерений – количество ас-пектов, которые человек берет во внимание при восприятии и оценке явлений. Например, учитель с незначительной сложностью познавательных структур оценивает учеников при помощи шкалы: способный – неспособный. При более высокой сложности когнитивных структур оценка осущест-вляется при помощи многих шкал: способный – неспособный; высоко мотивированный – низко мотивированный; эмоционально зрелый – эмоционально не зрелый; интроверт – экстраверт и т.д. Важным показателем сложности когнитивных структур является количество информации, которое они содержат: чем богаче знания, тем более сложной являются когнитивные структуры.

Степень сложности когнитивных структур играет важную роль в поведении. Чем выше сложность, тем реже человек воспринимает мир как черно-белый, тем больше он замечает тонкие различия между людьми, точнее оценивает события, тем более гибок он в поведении и тем меньше считается с эмоциями.

Люди с низкой когнитивной сложностью действуют стереотипно, не способны гибко перестроиться на новые требования ситуации, склонны к неопределенным обобщениям, часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств и т.д.

При усложнении ситуации у людей с высокой когнитивной сложностью темп переработки информации будет возрастать быстрее, чем у когнитивно простых людей. Первые сумеют справиться с более сложной обстановкой прежде, чем их способность к переработке информации снизится или истощится.

2. Когнитивные структуры характеризуются степенью абстрактности – конкретности. Человек, когнитивные структуры которого конкретны, воспринимает мир как ряд предметов; он испытывает затруднения с образованием понятий высокой степени общности. Например, человек с конкретными когнитивными структурами сопротивляется включению “газет” и “радио” в категорию “СМИ” потому, что в “газетах пишут”, а “по радио говорят”. У таких индивидов когнитивные структуры линейны. Абстрактные когнитивные структуры предполагают, что знания имеют иерархическое строение. В ходе мышления и действия они способны оторваться от образов восприятия и оперировать общими понятиями.

3. Когнитивные структуры оцениваются по степени их открытости. Структуры закрыты, если человек не корректирует своих убеждений и взглядов под влиянием новой информации, если информационный канал между средой и личностью заблокирован.

4. Когнитивные структуры характеризуются активностью – пассивностью. Чем выше уровень активности, тем большую управляющую роль играют познавательные структуры в поведении.

Когнитивный подход к личности изменяет взгляд на проблемы человека. Человек – это не беспомощное порождение биохимических реакций, слепых импульсов или рефлексов. Он – существо, способное исправить ошибочные идеи, отучиться от ложных способов мышления. Определив и исправив мыслительные ошибки, он может подняться на более высокий уровень самоосуществления. В основе когнитивной психотерапии лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении личностных проблем.

Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет в XX веке психоанализа заставил отчасти позабыть об этой простой истине. Личностные расстройства (тревога, депрессия, панический страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты поведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен хорошему (“системному”) программисту, который способен найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) научить подобным процедурам пользователя (клиента).

Качество мышления определяет комфортность существования – люди бывают несчастны от того, что неправильно думают или представляют нечто – вплоть до самих себя. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мыслей, мнений, убеждений и представлений. Жан Пиаже показал, что очень маленькие дети не понимают, что объект существует вне их восприятия. Следовательно, нельзя понять ужас ребенка, родитель которого только что вышел из комнаты; выясняя истинное положение, скорее, следует обратиться непосредственно к когнитивным процессам этого ребенка и его внутренней реальности, в которой родителя действительно нет.

Нечто подобное происходит и с взрослыми людьми. Пол Вацлавик пишет: “Пациенты приходят в ваш кабинет, полагая, что мир устроен определенным образом. Эта конкретная система представлений не очень конструктивна, потому-то они и обращаются за помощью. Ваша работа состоит в том, чтобы помочь им поверить, что мир функционирует иначе. Необходимо помочь пациентам изменить их систему представлений. Новая стратегия, если она эффективна, должна помогать пациенту быть более довольным жизнью и получать от нее больше радостей, в то время как старая причиняла ему боль и страдания”.

По мнению Г. Виткина, личность – это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется:

1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга;

2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри;

3) усложнением интеграции элементов системы.

В связи с этим Г. Виткин различает глобальную личность (“зависимую от поля”), которая отличается относительной гомогенностью, малой специализацией отдельных функций, невыраженным чувством собственного отличия от окружения (недостаточное чувство тождества) и несложной интеграцией, и гетерогенную личность (дифференцированную, “независимую от поля”). Различие между глобальной и дифференцированной личностью проявляется, например, в сфере восприятия как “зависимость” или “независимость” от поля. При “зависимости от поля” восприятие определяется общей организацией поля, а его составные элементы с трудом выделяются из общего фона. При “независимом от поля” типе восприятия отдельные элементы сложного комплекса раздражителей легко дифференцируются. Поэтому недостаток чувства тождества своего тела или личности – это проявление “зависимости от поля”.

 

 

megaobuchalka.ru

Когнитивное направление в теории личности — КиберПедия

Пиаже, ДЖ.Брунер, Р.Аткинсон

Социальное поведение рассматривается через развитие познавательных процессов.

Образы, идеи, понятия, менталитет играют огромную роль в поведении человека.

Когнитивизм возник как реакция на бихевиоризм.

Развитие человека зависит от преобразования сенсорной информации, возникновения и развития структурных блоков познавательных процессов, организации памяти человека, развития интеллектуальных функций.

Ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. Каждый человек имеет собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено особенностями его мышления.

Любой человек выдвигает гипотезы относительно реальности, с помощью которых пытается предвидеть события жизни и контролировать их, предугадывать будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, какой была вчера или окажется завтра. Люди способны активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Главный представитель когнитивного процесса Дж. Келли полагал, что они воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами.

► Личностный конструкт — это идея или мысль, используемые человеком, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности с позиции схожести или контраста.

Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для этого необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий — отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт как черный или белый, без оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: сходство отражает то, в чем близки два предмета, а контраст показывает, в чем они противоположны третьему элементу. Примерами таких конструктов могут быть «умный — глупый», «хороший — плохой», «мужской — женский», «дружеский — враждебный» и т. п.

Конструкт затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой масштаб применимости, который включает в себя все события, при которых данный конструкт релевантен. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Диапазон применимости первого предполагает элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Второй, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.



По предположению ученого, конструкты можно классифицировать следующим образом:

1. Упредительные классификационные: то, что попало в одну классификацию, исключается из другой; т. е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации и других, и себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

2. Констелляторные: когда явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированны (например, суждение «Если этот человек — продавец, то он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами»), т. е. если мы относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

3. Предполагающие: открыты для нового опыта, восприятия альтернативных точекзрения, гибкие, могут меняться.

И упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления —конструкты — необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Личностные конструкты представляют собой:

♦ всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений;

♦ частные конструкты, которые включают узкий диапазон явлений и возможностей;

♦ основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека;

♦ периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя существенным образом основную структуру.

 

 

cyberpedia.su

Когнитивное направление в теории личности

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагает, что А — это то, что индивид объясняет как А! Реальность — это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время, Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли: «Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого».

Люди как исследователи

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди — ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска [Kelly, 1963]. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о «репутации» профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как «беспристрастного». Келли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка «истолковывает» (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется «правильной», можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор — педантичный зануда или что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим образом.

Психолог как бы говорит себе: «Я — психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту».

Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».

Второе следствие уподобления всех людей ученым — это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации — если только они сами не соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Личностные конструкты: модели для действительности

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт:

Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.
Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный-спокойный, «умный-глупый», «мужской-женский», «религиозный-нерелигиозный», «хороший-плохой» и «дружеский-враждебный». Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

mirznanii.com

Глава 3 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Когнитивная психология появилась как ответная реак­ция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в ког­нитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации позна­вательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внут­ренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция орен-тирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в ин­дивидуальной, так и в групповой форме, а также для кор­рекции семейных и супружеских отношений.

Можно выделить следующие его особенности:

1.Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а
его настоящему— мыслям о себе и о мире. Считается, что
знание причин нарушений не всегда ведет к их исправле­нию: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома,
а не изучение причин, которые привели к нему.

2. В основе коррекции лежит научение новым способам
мышления.

 

3. Широкое применение системы домашних заданий,
направленных на перенос полученных новых навыков в среду
реального взаимодействия.

Основная задача коррекции — изменения в восприя­тии себя и окружающей действительности, при этом при­
знается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а
поведение и его последствия воздействуют на представле­ния о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

§ Когнитивно-аналитическое.

§ Когнитивно-поведенческое.

Когнитивно-аналитическое направление

Методологической и теоретической основой данного на­правления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, тео­рия Д. Келли, работы А. Риле.

Основная задача — создание модели психологической про­блемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логи­чески взаимосвязанных гипотез (так называемый модуль процедурной последовательности), в котором взаимодейству­ют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы мо­дуля находятся в реципрокной зависимости: каждый эле­мент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается кли­ентом как основная проблема.

Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосозна­ваемых категорий мышления (которые являются источни­ком негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосред­ственной коррекции неадекватных способов мышления.

Основные понятия, используемые в когнитивно-анали­тическом направлении: «ловушки», «дилеммы», «препятст­вия».

Ловушки— сложные, повторяемые поведенческие шаб­лоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенно­сти порождает стремление демонстрировать уверенное пове­дение. Это стремление приводит к наблюдению за проявле­ниями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом оди­ночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности.

Начальным и конечным элементом указанного процесса является чувство неуверенности. Специфика психологичес­кой организации данного клиента такова, что любая по­пытка преодолеть чувство неуверенности (в рамках данного модуля) приводит к его усилению.

Дилеммы— это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимо­исключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение за­висимости. Самостоятельность же означает полную проти­воположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он само­стоятелен, но одинок, либо он близок с любимым челове­ком, но зависим. Оба эти варианта клиента не устраивают, и он демонстрирует поочередно каждый из них, испытывая при этом страдания и неудовлетворенность.

Препятствия — вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка фрустрированного кли­ента бросить курить. При этом цель — попытка бросить ку­рить — недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (на­носимый вред своему здоровью, окружающим, неприят­ный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копингповедения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой по­пытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижа­ется толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.

Основные этапы работы с клиентом:

§ Диагностический.

§ Активного взаимодействия.

§ Перерыв.

§ Заключительный.

/. Диагностический этап. Знакомство с проблемами кли­ента, глубокое изучение его биографии, совместное с кли­ентом формулирование его проблем.

Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются пред­ставления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с име­ющимися «невротическими способами поведения» и силь­ными эмоциональными переживаниями.

Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются фор­мулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции.

Этап составляет 3—5 встреч.

2. Активный этап. Задача данного этапа — научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения.
Наблюдая за собой (используя для этого различные при­емы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитив­ных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты на­блюдений, клиент начинает понимать, какие процессы уп­равляют его жизнью. Этот этап состоит из 9—12 встреч.

3.Перерыв. В течение 2—3 мес клиент самостоятельно (не
встречаясь с психологом) использует освоенные формы
поведения в повседневной жизни.

4.Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают
прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения,
проблемное поведение клиента с целью доработки самых
сложных его элементов.

Этот этап составляет 3—4 встречи.

В ситуации клиентов с ярко выраженными психологи­ческими проблемами коррекционная работа ведется без пе­рерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаи­модействия и для оказания эмоциональной помощи и под­держки клиенту.

Когнитивно-аналитическая коррекция показана для кли­ентов: с личностными нарушениями, депрессивными реак­циями, страхами, нарушениями влечений, страдающих за­висимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями.

Целями когнитивной психокоррекции являются:

§ исправления ошибочной переработки информации;

§ помощь клиентам в изменении убеждений, которые
поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Позиция психолога. Позиция психолога достаточно ди­рективная, он — учитель, наставник.

Техники

Для опровержения дисфункциональных убеждений и со­действия более реалистичному адаптивному мышлению ис­пользуются как когнитивные, так и некоторые поведен­ческие методы. Когнитивная психокоррекция предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибоч­ных предпосылках и допущениях. Эти неправильные пред­ставления возникают в результате неправильного науче­ния в процессе познавательного или когнитивного разви­тия личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта. Когнитивная психо­коррекция вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее ко­нечной целью является устранение систематических пре­дубеждений в мышлении клиента. Когнитивная психокор­рекция рассматривает убеждения пациента как гипотезы, которые можно проверить с помощью поведенческого эк­сперимента.

Поведенческий эксперимент — проверка искаженных убеж­дений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитив­ный психолог не говорит клиенту, что его убеждения ирра­циональны или неправильны, или что ему необходимо при­нять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоцио­нальные или поведенческие последствия. Так, Д. Келли в центр своей теории личностных конструктов ставил пред­ставления о том, что главным является то, какими сред­ствами располагает человек для описания мира для прогно­зирования будущих событий.

По Д. Келли, человек строит образ реальности на осно­ве особых индивидуальных понятийных шкал, позволяю­щих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый — злой; сильный — слабый; умный — глупый. Эти шкалы (они же и есть лично­стные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире.

Неподтверждение гипотез влечет либо отказ от конструкта, либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекват­ностью конструктов, трудностями в их перестройке. И собсветственно на это необходимо направить коррекционные усилия

Техники

1. Метод «Фиксированной роли». Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д. Келли предложил технику, которую называл методом «фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Кли­ент с помощью психолога активно экспериментирует с при­нимаемыми ролями гипотетических персонажей. Существен­ной особенностью является то, что ролевая игра разворачи­вается не в специальных (коррекционных) условиях, а в реальной жизни клиента.

Для того чтобы выяснить, как клиент структурирует свой образ «Я» в рамках своей системы личностных конструктов, психолог просит клиента написать небольшую пьесу, в ко­торой он был бы главным действующим лицом. Такой при­ем позволяет получить цельный образ личности клиента, а не просто набор хороших и плохих качеств, характеризую­щих клиента.

Психолог уточняет, какой смысл вкладывает клиент в используемые им слова, как учитывает свой жизненный опыт в попытках поддержать «Я-концепцию» и как он ви­дит развитие своего «Я» в будущем.

Затем психолог предлагает клиенту написать сочинение: дать самому себе характеристику глазами другого человека, который хорошо знает клиента. Этот другой и станет тем персонажем, роль которого в дальнейшем будет разыгры­вать клиент.

После того как сочинение написано, клиента просят пред­ставить, что он будет временно отсутствовать (например, уедет в отпуск), а его место займет персонаж, в которого ему надо будет постараться перевоплотиться. Для этого кли­енту необходимо попытаться представить себе во всех под­робностях, что тот мог говорить, думать, делать, чувство­вать и даже какие он мог бы видеть сны.

Проанализировав характеристику клиента с точки зре­ния основных факторов, которые он использовал для само­описания, психолог готовит сценарий разыгрываемой роли.

Предлагаемая клиенту роль должна включать, как мини­мум, одну характеристику, противоположную его самоопи­санию. Она может быть выбрана на основе используемой самим клиентом полярности: например, в самоописании клиент использует конструкт «осторожный — агрессивный» либо клиенту предлагается характеристика, которая никогда даже не приходила ему в голову и которую ему бу­дет нелегко интегрировать в существующую систему кон­структов.

По мнению Д. Келли, клиенту может быть полезно про­анализировать последствия неизвестного ему до сих пор по­ведения, сыграв роль, созданную на основе нового конст­рукта. Д. Келли настаивал на том, чтобы предлагаемая роль разыгрывалась именно при условии ее понимания в свете теории личностных конструктов. Клиент должен действо­вать в рамках роли с учетом взглядов других людей и кон­центрировать внимание не только на поведении окружаю­щих, но и на различии точек зрения.

Психолог исходит из того, что цель ролевой игры состо­ит не в «искоренении» личности клиента и замене ее новой личностью (поэтому недопустима прямая критика или со­мнения в целостности личности клиента), а в понимании того, что разыгрываемая роль относится к гипотетической личности, созданной как противоположность личности кли­ента. Исполняя роль, клиент проверяет гипотезу о своей личности, сформулированную совместно с психологом. Од­нако поскольку клиент никогда не предполагал, что суще­ствуют альтернативы его личности, то ему трудно согла­ситься с тем, что последняя — гипотетический конструкт и все, что клиент испытывал и переживал ранее, являлось различными последствиями свойственного ему поведения. Принимая новую, придуманную роль, клиенту легче рас­сматривать ее в качестве гипотезы.

Во время «репетиций» психолог может исполнять роли значимых для клиента людей или обмениваться ролями с самим клиентом. Д. Келли считал этот обмен особенно важ­ным, полагая, что тем самым клиент пытается реконструи­ровать взгляды других людей. Последнее — необходимая пред­посылка успешного ролевого взаимодействия. Психолог дол­жен суметь показать клиенту, как частные гипотезы могут быть использованы в качестве основы для структурирова­ния взаимодействий между ним и другими людьми и для интерпретации результатов этого взаимодействия.

Разыгрывая различные ситуации со значимыми людь­ми, клиент начинает постепенно осознавать, что он может успешнее экспериментировать с межличностными отноше­ниями, используя свое собственное поведение как «неза­висимую переменную», т.е. его поведение может выступать как переменная в любой ситуации, которая потенциально находится под контролем и может систематически управляться. Постепенно с приобретением новых навыков кли­ент может обнаружить, что он способен вызывать у своего социального окружения именно те реакции, которые и намеревался вызвать. Клиент становится исследователем в бесконечной программе, в которой он при помощи соб­ственного поведения ставит все новые и новые вопросы и із которой единственной независимой переменной во всех экспериментальных ситуациях является его собственное по­ведение.

В конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1—2 нед) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. «Вернувшись» в свое преж­нее «Я» клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт.

В заключение психолог передает клиенту ответственность за оценку приобретенного им опыта и за то, что он впос­ледствии предпримет с учетом этого нового опыта. Д. Келли утверждал, что клиент не должен пытаться играть предло­женную ему роль в дальнейшем, даже если эксперимент был очень удачным. Заданием для клиента становится кон­струирование своей собственной личности в новых и новых сериях эксперимента, которые могут продолжаться всю жизнь.

Играя роль новой личности с новым взглядом на себя и других — сначала наедине с психологом, а затем в реальной жизни — клиент убеждается, что многие опасения, лежа­щие в основе его проблем, напрасны и беспочвенны и он способен к новому конструктивному поведению.

2. «Подъем по лестнице». Техника позволяет клиенту изучить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает
пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог
задает ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть
подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью
вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на своеобразный подъем вверх по лестнице.

3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа
на технику «Подъем по лестнице», но психолог вместо воп­роса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складыва­ния пирамиды представляет собой своеобразное движение
«вниз», к конкретизации описания поведения вследствие
действия того или иного конструкта, а «Подъем по лестнице» представляет собой движение «вверх», к поиску более
широкого мотива, который запускается вопросом «почему?»,
т.е. к обнаружению более абстрактного конструкта.

4. «ABC-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуе­мого конструкта. Например, у женщины имеется избыточ­ный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Ка­кие минусы привносит в ее жизнь большой вес?» Отвечая на вопросы, поставленные подобным образом, клиент име­ет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *