понятие, структура и психологические свойства
Личность в психологии занимает центральную позицию. Это подтверждает тот факт, что в психологической науке есть отдельное направление, которое занимается ее изучением. Многие пытаются узнать себя лучше, чтобы достичь душевного комфорта, научиться взаимодействовать с социумом.
Суть понятия
Психология личности, как отдельное направление, было открыто Уильямом Джеймсом. Это трансперсональный психолог, которые создал философскую теорию прагматизма. В теории говорится о том, что личность — связь привычек, инстинктов с волевыми качествами субъекта.
Но нельзя забывать о том, что изначально термин «личность» был введен Н.М. Карамзиным. Он охарактеризовал личность, как хозяина жизни, судьбы, который имеет богатый духовный мир. Он отвечает за свои поступки, поведение. Человек постепенно становится личностью, а не рождается ею.
Основные понятия:
- Личность — это продукт социума в человеке. После рождения, субъект наделен только биологическим элементом, но становление личности начинается с рождения. Человек постепенно начинает усваивать социальный опыт.
- Психология выделяют внутренний и внешний мир личности.
Чтобы произошло становление субъекта как личности, он должен приложить усилия:
- овладеть навыками речи;
- получить интеллектуальные, социально-культурные, моторные навыки.
Активность развития зависит от способностей к усваиванию новой информации. Чтобы окончательно разобраться с понятием личности, нужно изучить другие термины:
- индивидуальность — набор уникальных черт характера;
- индивид — человек, как представитель собственного вида.
При этом нужно понимать, что любой субъект уникален, но далеко не каждый становится личностью.
Значение в религии
Понятие личности в психологии различается, зависимо от утверждений представителей религиозных направлений.
Христианство
Христианство выделяет несколько типов личностей:
- люди, поскольку были сотворены Богом по своему подобию;
- демоны, ангелы.
- Святая Троица.
Христианские учения утверждают, что человек становится личностью в момент зачатия. Поскольку он появляется на свет по воле божьей, личность постоянно развивается, раскрывается с разных сторон, совершенствуется, обогащается. Люди от рождения свободны.
Индивид сам управляет своим развитием. Он может быть гениальный или бездарным, притягательным или отвратительным, эгоистичным или героическим, мнительным или самоотверженным, преступным или честным, добродушным или яростным, хитрым или прямолинейным, любящим или маниакальным.
Личностями нельзя назвать диких зверей, домашних животных. Они не имеют абстрактного суждения, самосознания, стремления к познанию сути происходящего. Христианство терпимо относится к умерщвлению животных, но запрещает аборты.
Буддизм
В буддизме это понятие соотносится с душой. Для ее обозначения используется другое слово — пудгала. Главная буддийская доктрина утверждает, что души, пудгалы не существует. Основные учения этого религиозного направления определяют личность, как совокупность пяти групп элементов, которая называется Скандхм Дхарм:
- чувство неприятного, приятного, нейтрального;
- умение образовывать понятия, проводить различия;
- наличие деятельности, воли;
- Сознание.
Пятая группа — физическая составляющая человека. Индивиды, которые верят в пудгалу, нарушают правила буддизма, считаются невеждами.
Другие религии
В индуизме запрещено убивать любых живых существ, поскольку эта религия считает животных потенциальными личностями, которые могут стать людьми в другой жизни, после перерождения.
Структура
Психологическая структура личности строится на нескольких основах — характер, темперамент, способности. Направленность личности состоит из потребностей, мотивов, интересов, идеалов, склонностей.
От направленности зависит уровень развития человека, его активность. Главный компонент направленности — мировоззрение. Оно представляет собой систему взглядов, направленных на осознание общества, природы, различных явлений.
Темперамент
Темперамент — набор свойств, позволяющих определить динамику протекания психических процессов. Зависимо от особенностей темперамента, человек изменяет поведение в различных ситуациях. От вида темперамента зависит скорость реакции индивида на различные события.
Гиппократ разделил темперамент на 4 группы:
- Сангвиники — легкий тип индивидов, которые легко заводят новые знакомства, справляются с неприятностями, сложными ситуациями. Связано это с их оптимистичным настроем, хорошим чувством юмора. Такие люди легко переносят изменения, ставят перед собой цели и без труда их достигают.
- Холерики — несдержанные, вспыльчивые индивиды. Имеют устойчивые интересы, которые превозносят над ценностями других. Часто проявляют агрессию к окружающим, но вспышки гнева быстро проходят.
- Меланхолики — ранимые люди, которые большую часть времени проводят внутри себя. Из-за небольшого энергетического запаса, быстро устают. Редко достигают поставленных целей. Долго переживают утраты, ошибки.
- Флегматики — хладнокровные люди, не склонные к проявлению активных действий. Умеют терпеть, редко встревают в конфликтные ситуации. Медленно приспосабливаются к изменениям в жизни, но при сосредоточении, могут показать высокие показатели в работе.
Характер
Характер — совокупность индивидуальных черт. Существует несколько групп характера:
- первооснова субъекта — смелость, скрытность, неуверенность, искренность;
- черты характера, определяющие отношение индивида к самому себе — самокритичность, заносчивость, самолюбие, кротость;
- отношение к трудовому процессу — проявление лени или повышенной активности.
Существует две группы свойств характера:
- Нормальные — естественные для любого субъекта.
- Аномальные — проявляются в форме психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, которая постепенно переходит в паранойю.
К аномальным свойствам можно отнести ревность, которая может стать причиной развития синдрома Отелло.
Способности
Способности — задатки, которые даны индивиду с рождения. Развить их можно изучая конкретное направление, выполняя определенные действия.
Измеряются способности понятиями гениальности, таланта, одаренности:- Гениальность. Высшая ступень таланта, которая достигается в результате активного развития.
- Талант (второе название — потенциал). Полноценно раскрывается только при активном труде над способностями при наличии одаренности.
- Одаренность. Задатки, которыми индивид наделен с рождения.
Способности можно разделить на две группы:
- Элементарные — субъект видит цвета, слышит звуки, распознает запахи.
- Сложные — они связаны с каким-либо направлением изучения, деятельностью. Они могут быть музыкальными, художественными, математическими. Индивид не может родиться с развитыми сложными способностями, но у него могут быть задатки к направлению, которое будет легко даваться в обучении.
Если у человека дар к науке, в процессе обучения он будет показывать хорошие результаты.
Устойчивые свойства
Это устойчивые образования, формирующиеся в течение жизни под влиянием внешних условий.
- познавательные — процессы абстрактно-логического, чувственного отражения действительности;
- эмоциональные — индивидуальные переживания, связанные с негативными или приятными моментами.
Эмоции бывают нескольких видов:
- Страсть — яркие эмоции, которыми невозможно управлять.
- Чувства — совокупность эмоций, которые относятся к объекту или человеку.
- Настроение — состояние индивида в определенный промежуток времени.
- Простые эмоции. Возникают при удовлетворения естественных потребностей.
- Аффекты — эмоции, которые проявляются жестикуляцией, мимикой.
- Стресс — совокупность эмоций, которые протекают совместно с физическими изменениями организма.
Эмоции проявляются у каждого субъекта по-разному, зависимо от темперамента, характера. Для управления действиями, психикой индивид должен развивать волю — умение ограничивать себя в определенных ситуациях, чтобы достичь поставленной цели.
При этом субъект не может испытать искренних эмоций, но сможет получить моральное удовольствие.Разбираясь с тем, что такое воля, нельзя не упомянуть мотивацию — совокупность психологических и физиологических позывов, от которые изменяется поведение индивида. Мотивация изменяется под влиянием многочисленных факторов:
- намерений — решений, которые человек принимает, чтобы достичь цели;
- потребности — то, в чем нуждается субъект для продолжения развития, существования;
- побуждение — неосознанное стремление, которое подталкивает индивида к действиям;
- стимулы — факторы, которые программируют субъект к достижению поставленной цели.
Методы исследования
Психологи выделяют несколько эффективных методов изучения личности:
- Наблюдение — старый способ получения информации о поведении, привычках индивида. Оно может быть бытовым или научным. При бытовом наблюдении исследователь получает общую информацию. При научном наблюдении ученые анализируют полученные данные.
- Беседа — исследователь проводит углубленный разговор с обследуемым, чтобы он сам рассказал о переживаниях, эмоциях, мыслях.
- Опрос — исследователь составляет список вопросов, на которые субъект должен ответить. Они могут быть одномерными или многомерными.
- Эксперимент — практическая методика, позволяющая получить информацию о поведении, реакциях. Для этого исследователь вмешивается в привычную жизнь испытуемого, создает определенные условия для возникновения реакций.
Отдельная группа исследований — проективные методы. Испытуемый должен описывать изменения своего состояния при взаимодействии с различными раздражителями.
Развитие
Развитие личности происходит в процессе жизненного пути, личностного роста. Человек продолжает развиваться в течение жизни. Жизненный путь формируется благодаря ценностям, мотивам, целям.
Часто жизненный путь называют сценарием человеческой жизни. Ученые расходятся в этом мнение:
- Одна группа исследователей считает, что человек самостоятельно создает сценарий собственной жизни, но на начальных этапах он подвержен влиянию родителей.
- Другая часть исследователей утверждают, что человек движется по сформированному сценарию бессознательно. Ведущие факторы — воспитание родителей, случайные стрессы, выбранное имя, фамилия.
Личностный рост — продукт жизненного пути. Он определяет возможности субъекта в управлении собственной жизнью, общении с окружающими, отстаивании своей позиции в различных ситуациях.
Изучение личности занимает центральную позицию в психологической науке. Для проведения исследований, сбора информации, систематизации данных было разработано отдельное направление.
Полезное видео
В видео подробно раскрыто понятие теории личности в психологии.
Проблемы, связанные с изучением личности. Общие представление о личности в психологии
- org/Breadcrumb»>Главная ->
- Психология личности ->
- Вопросы к экзамену
Слово личность в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Подобный подход порождает комментарии вроде «Майк — личность что надо» и «Сюзанна — неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.
Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он — «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. Когда мы отзываемся об Эмме как о «необыкновенной личности», мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим. Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
— В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
— В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
— В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
— В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.
Психология личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, она же персонологией. Термин предложил Генри Мюррей в 1938 году. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое. Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.
Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.
Что же такое личность? Это слово появилось лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (само-уважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства. Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле.
Личность — совокупность духовных свойств, присущих человеку и составляющих его индивидуальность. Ришар Мейли пишет: «Под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности.
Личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии.
Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой.
Таким образом, личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.
Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.
Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.
В психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна, согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.
Понятие “личность” пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.
Первый — христианство.
Второй — философия.
Третий источник — психиатрические феномены «раздвоения личности», или «множественной личности».
Четвертый источник — потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке.
Понятие личности является случаем проявления целостного принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.
Базовыми проблемами психологии личности являются:
1. Проблема структуры личности. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории «тип личности».
2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:
• Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию.
• Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования.
• Проблема актуализации мотивов вызвана тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение и провоцировать индивида на совершение однотипных.
• Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.
3. Проблема развития личности связана, в первую очередь с принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли.
4.Проблема психического здоровья и психопатологии касается, критериев здоровой личности.
Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.
Ключевые термины для личности – Введение в психологию и неврологию
- анальная сцена
- психосексуальная стадия, на которой дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря
- аналитическая психология
- Теория Юнга, сосредоточенная на балансе противоборствующих сил внутри личности и значении коллективного бессознательного
- архетип
- паттернов, которые существуют в нашем коллективном бессознательном в разных культурах и обществах
- Большая пятерка
- теория о том, что личность состоит из пяти факторов, включая открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм
- общие психологические тенденции, передающиеся из поколения в поколение
коллективное бессознательное
- соответствие
- состояние бытия, в котором наши мысли о себе реальном и идеальном я очень похожи
- в сознании
- умственная деятельность (мысли, чувства и воспоминания), к которым мы можем получить доступ в любое время
- Тест «Современные темы, касающиеся чернокожих» (C-TCB) Проективный тест
- , разработанный с учетом культурных особенностей афроамериканцев, с использованием изображений, относящихся к афроамериканской культуре
- культура
- все верования, обычаи, искусство и традиции определенного общества
- защитный механизм
- бессознательных защитных действий, направленных на снижение эго-тревожности
- рабочий объем
- механизм защиты эго, при котором человек переносит неуместные побуждения или поведение на более приемлемую или менее опасную цель
- эго
- аспект личности, представляющий самость или ту часть личности, которая видна другим
- половая стадия
- психосексуальная стадия, на которой акцент делается на зрелых сексуальных интересах
- наследственность
- пропорция различий между людьми, которая объясняется генетикой
- идентификатор
- аспект личности, состоящий из наших самых примитивных влечений или побуждений, включая импульсы голода, жажды и секса
- идеальное я
- человек мы хотели бы быть
- несоответствие
- состояние бытия, при котором существует большое расхождение между нашим реальным и идеальным «я»
- индивидуальная психология
- школа психологии, предложенная Адлером, которая фокусируется на нашем стремлении компенсировать чувство неполноценности
- комплекс неполноценности
- относится к чувству человека, что он ничего не стоит и не соответствует стандартам других или общества
- период ожидания
- психосексуальная стадия, на которой сексуальные чувства дремлют
- место контроля
- убеждений о том, что мы имеем власть над своей жизнью; внешний локус контроля — это убеждение, что наши результаты находятся вне нашего контроля; внутренний локус контроля — это убеждение, что мы контролируем свои собственные результаты
- Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI)
- личностный тест, состоящий из серии вопросов «верно/неверно» для установления клинического профиля человека
- невроз
- склонность к негативным эмоциям
- оральная стадия
- психосексуальная стадия, на которой удовольствие младенца сосредоточено на рту
- личность
- давних черт и паттернов, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом
- фаллическая стадия
- психосексуальная стадия, при которой основное внимание уделяется гениталиям
- выступ
- механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, маскирует свои неприемлемые побуждения или поведение, приписывая их другим людям
- Проективный тест
- оценка личности, при которой человек реагирует на неоднозначные стимулы, выявляя скрытые чувства, импульсы и желания
- психосексуальные стадии развития
- стадий развития ребенка, на которых стремление ребенка к получению удовольствий сосредоточено на определенных участках тела, называемых эрогенными зонами
- рационализация
- механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, оправдывает свое поведение
- реакционное образование
- механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, меняет неприемлемые побуждения или поведение на противоположные
- реальное я
- человек, кто мы на самом деле
- взаимный детерминизм
- вера в то, что окружающая среда может определять поведение человека, но в то же время люди могут влиять на окружающую среду как своими мыслями, так и поведением
- регресс
- механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, возвращается к более незрелому поведенческому состоянию
- репрессии
- механизм защиты эго, при котором мысли и воспоминания, связанные с тревогой, сохраняются в бессознательном
- Тест на чернильные пятна Роршаха Проективный тест
- , в котором используется серия симметричных карточек с чернильными пятнами, которые психолог предъявляет клиенту, чтобы выявить его бессознательные желания, страхи и борьбу
- Rotter Incomplete Sentence Blank (RISB)
- проективный тест, аналогичный тесту словесных ассоциаций, в котором человек заканчивает предложения, чтобы выявить свои бессознательные желания, страхи и трудности
- выборочная миграция
- концепция, согласно которой люди предпочитают переезжать в места, совместимые с их личностью и потребностями
- самооценка
- наши мысли и чувства о себе
- самоэффективность
- уровень уверенности человека в своих силах
- социально-когнитивная теория
- Теория личности Бандуры, которая подчеркивает как познание, так и обучение как источники индивидуальных различий личности
- сублимация
- механизм защиты эго, в котором неприемлемые побуждения направляются в более подходящие виды деятельности
- суперэго
- аспект личности, служащий моральным компасом или совестью
- Мультикультурный тематический апперцептивный тест TEMAS
- проективный тест, разработанный для того, чтобы быть культурно значимым для групп меньшинств, особенно для латиноамериканской молодежи, с использованием изображений и рассказывания историй, относящихся к культуре меньшинств
- темперамент
- как человек реагирует на мир, включая уровень его активности, начиная с самого раннего возраста
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Проективный тест
- , в котором людям предъявляют неоднозначные образы, а затем они придумывают истории, связанные с изображениями, чтобы раскрыть свои бессознательные желания, страхи и борьбу
- черты
- характерных способов поведения
- без сознания
- умственная деятельность, о которой мы не знаем и не можем получить доступ
Значение и определения личности.
Эдухутч 24 декабря 2015 г.
Этимологическое значение личности — Английское слово «личность» произошло от латинского слова «персона». Слово «Персона» впервые использовалось в греческом языке для обозначения театральной маски, которую греческие актеры обычно надевали на лицо, прежде чем выйти на сцену для игры. В этом смысле под личностью в старину понимали внешний вид человека. Сегодня термин «личность» объясняется по-разному.
Определения личности: — Различные психологи определяют личность по-разному. Ниже приведены некоторые определения личности:
- Согласно Р. Б. Кеттеллу: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек будет делать в данной ситуации».
- Согласно Оллпорту: «Личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».
- Согласно Мортону Принсу: «Личность представляет собой совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и наклонностей».
- Согласно Шёну, «личность — это организованная система, функционирующее целое или единицы привычек, склонностей и чувств, которые отличают любого члена группы от других членов той же группы».
- Согласно словарю Уоррена: «Личность представляет собой интегративную организацию всех когнитивных, аффективных, волевых и физических характеристик человека, проявляющихся в фокусном отличии от других».
- Согласно Кемфу: «Личность — это интеграция тех систем привычек, которые представляют собой приспособление характеристик индивидуума к окружающей его среде».
- Дж. П. Гилфорд определил личность как интегрированный набор черт.
- Макдугалл рассматривает интеграцию личности как интеграцию интеллекта и интеграцию характера.
- Согласно Манну: «Личность — это весь индивидуум, рассматриваемый как единое целое. Личность может быть определена как наиболее характерная интеграция индивидуальных структур, типов интересов, отношений, поведения, способностей, способностей и склонностей».