Личности психология определение: 404 ошибка, но мы всё исправим

ЛИЧНОСТЬ — Pro-Psixology.ru

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

Понятие о личности в психологии

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности:

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Междисциплинарный подход к личности

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Взгляд на личность в различных отраслях психологии

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7

Понятие личности в психологии — презентация онлайн

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Понятие
личности в
психологии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для формирования у студентов
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для усвоения студентами
вопросов лекционного материала;
Создать условия для формирования понятия у
студентов о личности, о её структуре и психических
свойствах, о движущих силах её психического развития, об
уровнях развития личности;
Обеспечить условия усвоения студентами учебной
информации о культуральном, психологическом, социальном
аспекте личностной организации человека, об основных
факторах его личностного развития;
Создать условия для развития у студентов
познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
Создать условия для воспитания у студентов
ответственного отношения к вопросам самообразования,
профессионального и личностного развития.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Личность и три её основных смысла в культуре;
Психологическое и личностное;
Психотип и тип личности;
Психологический профиль и психологический портрет личности;
Структура личности;
Черта личности;
Сущностная характеристика личности;
Ядро и периферия личности;
Психические свойства личности;
Тип ВНД, темперамент, характер, направленность, способности;
Развитие личности;
Движущие силы, предпосылки, факторы, уровни психического развития личности;
Базовые понятия психологии личности;
Индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Общее понятие о личности в культуре.
«Психологическое» и «Личностное»
Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Психология личности
1) Психотип и тип личности
2) Психологический профиль и психологический портрет личности
5. Структура личности
1) Теория личностных черт
2) Сущностная характеристика личности
3) Ядро и периферия личности
4) Личностная база
5) Психологическая структура личности
6. Психические свойства личности
1) Психологическая характеристика темперамента
2) Сущность характера
3) Направленность личности
4) Сущность способностей
7. Развитие личности
1) Движущие силы психического развития личности
2) Уровни развития личности
3) Управление собой
4) Человек организм и человек личность
5) Классификация базовых понятий: индивид, субъект, личность,
индивидуальность как уровней развития человека
1.
2.
3.
4.
Не видеть за деревьями леса
значит обращать внимание лишь на
второстепенное, не замечая главного.
Частное, второстепенное не должно
заслонять существенное, главное. Частный
факт, частный случай должен быть увязан с
общим взглядом на мир.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ЭТО ТО
ЧТО ПРОИСХОДИЛО
КОГДА ВЫ СТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ
ТО НА ЧТО СМОТРИТЕ
ГЛАВНОЕ ЭТО ТО ЧТО ВЫ ПРИОБРЕЛИ ВО ВСЁМ
ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.
Личность — это совокупность психобиологических и
социально-психических
особенностей
конкретного
человека,
живущего
в
определенных
социальноисторических
условиях;
это
человеческая
индивидуальность, выступающая как субъект познания и
преобразования мира.
ТРИ СМЫСЛА ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.
Как характеристика внутренней жизни
человека, личность — это то внутреннее,
которое организует и объясняет
внутреннюю жизнь и поведение человека.
Личность — это просто индивид,
описываемый в рамках психологии
индивидуальных различий.
«Личность» — это понятие ценностное,
личностью называют человека за те или иные
заслуги.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ
«Психологическое», как понятие, задается
тремя ключевыми словами:
— внутреннее,
— не рациональное,
— ситуативное.
«Личностное», как понятие, задается
следующими ключевыми словами:
— социальное,
— глубинное,
— направленность жизни,
— автор.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социогенетический подход
старается объяснить особенности личности исходя
из структуры общества, способов социализации,
взаимоотношений с окружающими людьми.
Биогенетический подход
ставит в основу развития личности биологические
процессы созревания организма.
Психогенетический подход
не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на
первый план выдвигает развитие собственно
психических процессов.
4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология личности
раздел психологии, изучающий личность
и различные индивидуальные процессы:
всё то, что делает нас личностью.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология
индивидуальных
различий
Развитие
личности
Структура
личности
Саморегуляция
личности
Психология индивидуальных различий
раздел дифференциальной психологии, изучающий индивидуальные
внутренние особенности людей и их проявления.
Психотип (психологический тип)
характеристика человека с точки зрения психологии.
Тип личности
психологические и социальные особенности (черты) личности (образ
жизни человека, его философия, ценности и его привычки),
определяющие направленность, способ и стиль его жизни.
КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ
Типы темпераментов по Гиппократу:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
• Типы характера по Э. Кречмеру:
астеник, атлетик, пикник.
• Личностные типы по Карлу Юнгу:
экстраверт — интроверт.
Психотипы по А. Е. Личко:
Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник,
Сенситив и другие.
КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ
Э. Шпрангер
1) теоретический тип – ориентированность на
получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения
выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению,
направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям,
переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и
распределению социальных ролей, а также
склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего
смысла жизни, общение с Богом.
Психологический профиль личности — совокупность основных,
типичных
черт,
характеризующих
индивидуальные
психологические особенности конкретной личности.
Психологический портрет
это комплексная психологическая характеристика человека,
содержащая описание его внутреннего склада и возможных
поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Компоненты психологического портрета личности
темперамент
характер
способности
направленность
эмоциональность
волевые качества
умение общаться
самооценка
уровень самоконтроля
5. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Черты личности (свойства личности, личностные черты) черты и характеристики человека, описывающие его
внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ
«Личность

это
динамическая
организация психофизических систем
индивида,
которая
обусловливает
характерное для него поведение и
мышление».
Под общими чертами понимаются такие
универсальные
признаки,
которые
присущи всем людям, но в различной
степени, по которым людей можно
сравнивать друг с другом, которые можно
измерять номотетическими методами.
Личностные диспозиции — такие
уникальные
индивидуальные
особенности
поведения,
которые
устойчиво
повторяются
у
данной
личности,
но
отсутствуют
у
подавляющего
большинства
других
людей.
Го́рдон Уи́ллард О́лпорт
(1897 — 1967)
американский психолог,
разработчик теории черт
личности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Г. Олпорт предложил выделять три типа диспозиций:
кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальные диспозиции
выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное
влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом
действии можно проследить её влияние.
Центральные диспозиции
(такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном
спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов.
Вторичные диспозиции
представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и
согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики.
Личные диспозиции
помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и
своеобразие.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ
ЛИЧНОСТИ
Черта — это некоторая ментальная
сущность,
отвечающая
за
согласованность
наблюдаемого
поведения.
Личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в
данной ситуации.
R = f (S, Р)
Природа специфической ответной
реакции человека (R), означающей, Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл
что он делает, или думает, или (1905 — 1998) британский
и американский психолог
выражает
словами,
есть
некая внесший
существенный вклад
неопределенная
функция
(f)
от
в развитие
дифференциальной
стимулирующей
ситуации
(S)
в
конкретный момент времени и от психологии в областях черт
личности, способностей и
структуры личности (P).
мотивации.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Классификация личностных черт по Кеттеллу Р. Б.
Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностная черта
представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при
наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
Исходные черты,
напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как
считает Кеттелл, образуют блоки самого здания личности.
исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника.
На конституциональные черты которые развиваются из биологических и
физиологических данных индивидуума
и черты, сформированные окружающей средой
С модальной точки зрения ученый различает черты:
Динамические (приводящие к действию в определённом направлении), чертыспособности (определяющие эффективность достижения цели) и
темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела
«Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Обознач
ение
фактора
Название фактора по Кеттелу
Качество, соответствующее
высокой оценке по фактору
Качество, соответствующее
низкой оценке по фактору
A
Отзывчивость-отчужденность
Добродушный, предприимчивый,
сердечный
Циничный, жестокий, безразличный
B
Интеллект
Сообразительный, абстрактно мыслящий
Глупый, конкретно мыслящий
C
Эмоциональная устойчивость –
эмоциональная неустойчивость
Зрелый, реалистичный, спокойный
Неустойчивый, нереалистичный,
неконтролируемый
E
Доминантность-подчиненность
Уверенный, конкурирующий, упрямый
Застенчивый, скромный, покорный
F
Рассудительность-беспечность
Серьезный, молчаливый
Беззаботный, полный энтузиазма
G
Сознательность-безответственность
Ответственный, моралистический,
стоический
Пренебрегающий правилами, нерадивый,
непостоянный
H
Смелость-робость
Предприимчивый, раскованный
Неуверенный, замкнутый
I
Жесткость-мягкость
Опирающийся на свои силы, независимый
Цепляющийся за других, зависимый
L
Доверчивость-подозрительность
Принимающий условия
Упорный на грани глупости
M
Мечтательность-практичность
Творческий, артистичный
Консервативный, приземленный
N
Дипломатичность-прямолинейность
Социально опытный, сообразительный
Социально неуклюжий, непретенциозный
O
Склонность к опасениям – спокойствие
Беспокойный, озабоченный
Спокойный, самодовольный
Q1
Радикализм-консерватизм
Вольнодумно либеральный
Уважающий традиционные идеи
Q2
Самодостаточность-конформизм
Предпочитающий собственные решения
Беспрекословно следующий за другими
Q3
Недисциплинированностьконтролируемость
Следующий собственным побуждениям
Пунктуальный
Q4
Расслабленность-напряженность
Сдержанный, спокойный
Переутомленный, возбужденный
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Для
объяснения
большей
части
поведенческих проявлений человека
необходимо не более трех суперчерт
(которые он называет типами).
Каждая из этих суперчерт построена из
нескольких составных черт.
Элементы
личности
могут
расположены иерархически.
быть
Черты состоят из многочисленных
привычных реакций, которые, в свою
очередь, формируются из множества
специфических реакций.
Ганс Юрген Айзенк
(1916-1997,) — британский
учёный-психолог, один из
лидеров биологического
направления в
психологии, создатель
факторной теории
личности, автор
популярного теста
интеллекта.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Интроверт
Экстраверт
Стабильный
Невротичный
Спокойный,
уравновешенный,
надежный,
контролируемый,
миролюбивый,
внимательный, заботливый,
пассивный
Легко поддающийся
переменам настроения,
тревожный, ригидный,
рассудительный,
пессимистичный,
замкнутый,
необщительный, тихий
Лидер, беззаботный,
Ранимый, беспокойный,
веселый, покладистый,
агрессивный, возбудимый,
отзывчивый, разговорчивый,
непостоянный,
дружелюбный,
импульсивный,
общительный
оптимистичный, активный
Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения
личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я (1976)
Психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать
психотической либо психопатической личностью.
Сущностная характеристика личности
ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ
В структуре личности удобно
выделять следующие
(метафорические) части:
• Ядро личности — те структуры в
человеке, которые являются
источником собственных мотивов,
внутренней активности и
самостоятельности личности.
• Периферия личности инструментарий или обоз
личности.
• Обстоятельства жизни личности
— человеческое окружение и
жизненные обстоятельства
.
РАЗВИТИЕ ЯДРА ЛИЧНОСТИ
КУЛЬТУРНОЕ
ЯДРО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
Нет никаких оснований
утверждать, что у человека есть
только одно его личностное ядро.
У человека может быть несколько
его биологических ядер
(врожденных черт характера,
утверждающих его как личность)
и несколько, сменяющих друг
друга с возрастом и развитием
его культуры – культурных ядер.
Изначально ядром личности
(будет выполнять функцию ядра)
является Биологическое Я, далее
по мере развития к этому ядру
добавляется Психологическое Я,
затем Культурное Я.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
Зи́гмунд Фрейд (18561939) — австрийский
психолог, психиатр и
невролог. Основатель
психоанализа, который
оказал значительное
влияние на психологию,
медицину, социологию,
антропологию,
литературу и
искусство XX века.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ БЕРНУ
Берн сосредоточил внимание на
«трансакциях» (от англ. trans- —
приставки,
обозначающей
движение от чего-то к чему-либо,
и англ. action — «действие»),
лежащих
в
основе
межличностных отношений.
• «Родитель» представляет собой
авторитарные тенденции
индивида;
• «Ребенок» — подчиненную
позицию;
• «Взрослый» — умение
отстаивать собственное мнение
и организовать взаимоотношения
с другими на основе
равноправного партнерства.
Э́рик Ле́ннард Берн
(1910, Монреаль, 1970)
— американский
психолог и психиатр.
Известен, прежде
всего, как
разработчик
трансакционного
анализа и сценарного
анализа.
Психологическая структура личности
(Крысько В. Г.)
Структура личности по Козлову Н. И.
6. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
темперамент
ХАРАКТЕР
НАПРАВЛЕННОСТЬ
СПОСОБНОСТИ
Психологическая характеристика темперамента
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся
динамикой протекания психических процессов.
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
ИНТРОВЕРСИЯ
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
СТАБИЛЬНОСТЬ
ЭКСТРАВЕРСИЯ
И.П. Павлов считал, что темперамент это — генотип, т.е.
прирожденная,
природная
особенность
нервной
системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется
различным соотношением двух основных процессов:
возбуждения и торможения.
Возбуждение — это функциональная активность нервных
клеток и центров коры головного мозга.
Торможение- это затухание активности нервных клеток и
центров коры головного мозга.
Ива́н Петро́вич
Па́влов (18491936) русский учёный,
первый русский
нобелевский
лауреат, физиолог,
создатель науки
о высшей нервной
деятельности
Нервные процессы возбуждения и торможения
характеризуются силой, уравновешенностью и
подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную
систему человека
с точки зрения способности
выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на
особенности соотношения процессов возбуждения и
торможения у человека.
Подвижность
нервных
способность
возбуждения
сменяться один другим.
процессов
показывает
и
торможения
быстро
Четыре типа ВНД по Павлову И. П.
Типы высшей
нервной
Характеристика нервных процессов
возбуждения и торможения
по
подвижности
Вид
темперамента
деятельности
по силе
по
уравновешенности
Сильный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Сангвинический
Безудержный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Холерический
Инертный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Флегматический
Слабый
Слабый
Неуравновешенный
Малоподвижный
Меланхолический
Сущность характера
Характер
— это психическое свойство личности, определяющее
линию поведения человека и выражающееся в его
отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям,
к самому себе.
Характер представляет собой совокупность
сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся
черт и качеств личности, которые обусловливают
особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Направленность личности
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности,
мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.
Сущность способностей
Способности — это психическое свойство личности, отражающее
проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно
заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
7. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитие
это процесс, направленный на изменение материальных и
духовных объектов с целью их усовершенствования.
Развитие личности
это изменение ее количественных и качественных свойств.
Развитие личности — это развитие ее мировоззрения,
самосознания, отношений к действительности, характера,
способностей, психических процессов, накопление опыта.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют
друг
друга
этапами.
Это
напоминает
чередование
горизонтального и вертикального движения: происходит
накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом
происходит резкий скачок, переход на новый уровень
(произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого
уровня (рост как горизонтальное движение)
Основные вопросы
психологии развития личности
Каковы механизмы и динамика развития личности?
(развитие личности как процесс)
Что достигает личность в своем развитии?
(уровень развития личности, результат развития)
Какими способами и средствами родители и
общество могут формировать из ребенка личность?
(Формирование личности)
Как, какими способами человеку развивать себя, как
личность?
(самосовершенствование личности)
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень развития личности
определяется двумя основными характеристиками:
направленностью личности и ресурсами личностной базы
человека.
Основные показатели
способности быть личностью:
Показателям развитости
личностной базы личности:
Выбор и развитость авторской
жизненной позиции.
Уровень душевного здоровья
Развитость позиций восприятия
Уровень ответственности
Уровни взрослости
Способы жизни
Уровень культуры
Уровень интеллекта
Уровень эмоционального
интеллекта
Саморегуляция личности
это управление человеком своим собственным
физическим и психическим состоянием и поступками
(поведением, деятельностью).
Саморегуляция личности
это волевое изменение отдельных действий, мыслей,
мотивов, чувств, настроений.
Этому вполне можно научиться
через
самоконтроль, самоанализ, самооценку,
самовнушение, самодетерминацию, самодисциплину.
Саморегуляция личности заканчивается,
когда не человек управляет своим состоянием, а состояние управляет
им, когда ощущения, эмоции, мысли овладели человеком настолько,
что он уже не способен себя контролировать.
Взаимодействуя с внешним миром,
человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
ЧЕЛОВЕК- ОРГАНИЗМ
Организм — это более простой способ
существования, как по функциям, так и по
используемому инструментарию.
Основная задача организма поддерживать свою жизнедеятельность
Дополнительные задачи — безопасность
(выживание) и комфорт
ЧЕЛОВЕК- ЛИЧНОСТЬ
Человек как личность — это человек,
имеющий свое, живущий по-своему.
Это человек, который сам строит и
контролирует свою жизнь, человек как
ответственный субъект волеизъявления.
У человека-личности, кроме эмоций и
потребностей, есть разум и воля, он
думает и принимает решения.
Жизнь человека, как организма,
определяется привычками и
обстоятельствами, внешними и
внутренними, а именно потребностями,
чувствами и состояниями.
Чувства, эмоции и потребности для
личности – это только фон, который может
помогать, может мешать, но не более.
Внешняя среда задает организму рамки,
человек-организм к внешней среде
приспосабливается, адаптируется.
Для человека-личности свою внутреннюю
жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю
жизнь нужно налаживать.
Человек как организм — не свободен, им
управляют его потребности.
У развитой личности есть то, что ей дорого:
ее ценности, из ценностей вытекают ее
цели,
цели разворачиваются в планы,
планы конкретизируются в порядок дел,
после чего личность – действует.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИВЕРСУМ.
Индивид — человек,
как отдельный
представитель
человеческого
рода, имеющий
врождённые
природные
свойства; телесное
бытие человека.
Субъект — человек,
как носитель
предметнопрактической
деятельности,
распорядитель
своих физических,
психических и
духовных сил.
личность
человек
Личность — человек,
как представитель
общества,
определяющий
свободно и
ответственно свою
позицию среди
других.
Индивидуальность человек, как
уникальная,
самобытная
личность,
реализующий себя
в творческой
деятельности.
Универсум высшая ступень
духовного развития
человека,
осознающего своё
бытие и место в
мире.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти и повторить основные понятия
лекции в рекомендованных источниках.

Область социальной психологии и психологии личности – общая психология

Перейти к содержанию

Психологические основы

Цели обучения

  • Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности

Социальная психология

Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.

Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.

Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.

Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.

Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

Есть много интересных примеров социально-психологических исследований, и вы прочитаете о многих из них позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания.

После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.

Как вы прочтете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в этом случай, мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании.

На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

Психология личности

Еще одной важной областью изучения социальной и личностной сферы является, конечно же, . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на

  • построение целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
  • исследование индивидуальных психологических различий.
  • исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми.

Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).

Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

Попробуйте

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Современная психология. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-3-contemporary-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Дополнительный контент по социальной психологии и психологии личности. Предоставлено : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/introduction-to-psychology-1/theoretical-perspectives-in-modern-psychology-23/social-psychology-476. -16741/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Личность — IResearchNet

Определение личности

Личность — это типичный способ человека чувствовать, думать и действовать. Учитывая, что личность типична, она достаточно стабильна во времени. Социальное поведение относится к чувствам, мыслям или действиям человека, когда он или она относится к другим людям. Эти два определения имеют очень тесную связь. Знание чего-то о личности человека должно позволить психологам предсказать его или ее социальное поведение. Точно так же знание социального поведения человека должно дать ключ к разгадке аспектов его или ее личности. Другими словами, личность человека и социальное поведение влияют друг на друга, и знание одного позволяет сделать вывод о другом.

История и предыстория исследований личности

Люди склонны описывать других с точки зрения личностных характеристик. Для описания человека можно использовать почти 20 000 английских слов. Например, людей можно описать как общительных или застенчивых, доминирующих или покорных, добросовестных или небрежных и так далее. Люди обладают разными личностными характеристиками; следовательно, можно группировать людей на основе этих характеристик. История изучения личности психологами включает в себя несколько попыток разработать системы, которые были бы полезны для классификации людей по их личностям. Древние греки впервые попытались широко описать личность с помощью типов. Было четыре типа личностей (в зависимости от того, какая из их телесных жидкостей преобладала): веселый, раздражительный, депрессивный и бесстрастный. В прошлом веке личность также классифицировали на основе трех различных типов телосложения: эндоморф был пухлым, веселым и расслабленным; эктоморф был худым, тревожным и необщительным; а мезоморф был мускулистым, уверенным в себе и активным.

Совсем недавно «16 личностных факторов» Рэймонда Кеттелла (16 PF) предложили способ классификации людей на основе 16 личностных параметров. 16 PF включает показатели теплоты, рассуждения (интеллект), эмоциональной стабильности, доминирования, живости, осознания правил, социальной смелости, чувствительности, бдительности (подозрительность), абстрагированности (воображение), приватности, опасений, открытости к изменениям, уверенности в себе. , перфекционизм и напряженность. Чтобы полностью описать личность человека, ему будет дана оценка того, насколько большим количеством каждого личностного фактора он или она обладает. Однако наиболее распространено представление о личности с точки зрения личностных черт Большой пятерки. Эти черты личности аналогичны 16 PF, но объединены в меньшее количество категорий. Эти черты включают экстраверсию, невротизм (эмоциональную нестабильность), добросовестность, доброжелательность и открытость опыту (непредубежденность). Считается, что описания человека по каждому из этих пяти параметров достаточно, чтобы дать другому человеку хорошее представление о том, к какому типу он относится. Черты характера влияют на поведение людей. Следовательно, если люди описываются как экстраверты, от них ожидается, что они будут общительны в группах. Если люди добросовестны, от них ожидают трудолюбия. Если люди невротики, они склонны к тревоге.

Определение переменных личности

Современные системы классификации личности (например, Большая пятерка, 16 PF) были созданы путем определения всех слов, которые люди используют для описания друг друга. Затем исследователи создали категории, отсортировав отдельные слова по общим характеристикам. Категории, возникшие в результате этого процесса, были названы личностными чертами или факторами. Например, категория Экстраверсия будет иметь родственные слова, такие как общительный, общительный, громкий, уверенный в себе, разговорчивый, дружелюбный и так далее. Категория невротизма будет содержать такие слова, как тревожный, напряженный, неуверенный, параноидальный, нестабильный и так далее. Категория «Экстраверсия» также будет содержать такие слова, как «тихий», «застенчивый», «неуверенный» и т. д., потому что у кого-то может быть низкий уровень экстраверсии. Точно так же категория «Нейротизм» также будет содержать такие описательные слова, как «стабильный», «спокойный» и «безопасный», потому что люди также могут низко оценивать невротизм.

Категории могут быть дополнительно сгруппированы с использованием статистического метода, называемого факторным анализом. По сути, этот анализ ищет сходство между категориями и объединяет несколько категорий в одну категорию, если они описывают одно и то же измерение личности. Эта техника использовалась на 16 PF. Например, 16 категорий PF живости, социальной смелости и конфиденциальности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки» экстраверсии, а 16 категорий PF напряжения, опасений и (низкой) эмоциональной стабильности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки». Пять категорий невротизма. Этот процесс группировки дескрипторов личности полезен, поскольку дает более упрощенный способ описания людей. Вместо того, чтобы описывать людей с помощью 20 000 слов, людей можно описать на основе 16 или всего 5.

Измерение личности

Для оценки личности людей просят ответить на вопросы о себе, касающиеся интересующих их черт личности. Анкеты или опросники личности включают вопросы о чувствах, предпочтениях и поведении человека. Обычно людей просят ответить на вопросы о себе и своих личностных характеристиках. Однако иногда людей, которые знают этого человека, например руководителей работ, друзей или членов семьи, просят ответить на вопросы о личности этого человека.

Эти анкеты создаются путем определения двух групп, которые, как известно, различаются интересующей чертой личности, задавая им вопросы об их чувствах, предпочтениях и поведении и наблюдая, на какие вопросы две группы реагируют по-разному. Любые вопросы, позволяющие провести различие между этими двумя группами, включаются в личностный опросник. Например, если предполагается, что личностный опросник измеряет удовольствие человека от мышления, исследователи могут раздать анкету профессорам университетов и бросившим школу. Ожидается, что эти две группы будут различаться по личностным характеристикам интереса (удовольствие от мышления), поэтому исследователи определят, на какие вопросы две группы отвечают по-разному, и включат эти вопросы в личностный опросник. Опросники личности могут измерять любое количество личностных черт, и они содержат отдельную шкалу для каждой личностной черты, которую они должны измерять. Точное измерение личности важно отчасти потому, что оно необходимо для точного предсказания поведения. Без качественных показателей личности влияние личности на социальное поведение будет недооцениваться.

Влияние личности на важное социальное поведение

Считается, что оценка личностных качеств человека помогает предсказать его или ее будущее поведение. Чтобы оценить, влияет ли личность на социальное поведение, ответы человека в опроснике личности сравниваются с наблюдаемым социальным поведением этого человека. Если личностные ответы в анкете и социальное поведение связаны, оценка человека в опроснике личности должна быть в состоянии предсказать его будущее поведение. Было обнаружено, что личностные переменные влияют на различные виды социального поведения, такие как помощь, соответствие, послушание, агрессия и предрассудки. На самом деле, существуют личностные шкалы, которые измеряют склонность людей к агрессивности, конформизму, альтруизму (признак помогающего поведения) и авторитаризму (признак предубежденной личности), и это лишь некоторые из них.

Например, при рассмотрении 16 категорий PF, упомянутых ранее, категория опасения может использоваться как показатель склонности человека к конформизму. Люди с большей вероятностью подчинятся решениям других, если они не уверены в своих собственных способностях принимать решения. 16 категорий PF открытости к изменениям и доминированию могут использоваться как показатель склонности к предвзятости личности. Люди, которые хотят доминировать над другими и не готовы порвать с традиционными идеями, чаще проявляют предрассудки. 16 категорий теплоты и чувствительности PF могут использоваться для обозначения склонности к помогающему поведению. Помощь другим, скорее всего, исходит от людей, которые внимательны к другим и чувствительны. Для прогнозирования социального поведения (в некоторой степени) можно использовать множество различных показателей личностных переменных.

Важность ситуации по сравнению с личностью

Хотя предполагается, что личность позволяет предсказывать поведение человека, она не позволяет точно предсказывать каждую ситуацию. К сожалению, исследования показывают, что поведение людей часто непоследовательно. Ситуация, в которой находится человек, также может влиять на его поведение. Двадцатилетние дебаты, называемые полемикой между человеком и ситуацией, включали обсуждение того, когда личность или ситуация могут лучше предсказать поведение. В основном, как будет обсуждаться ниже, личность, вероятно, будет влиять на поведение, когда ситуация не создает сильного давления на человека, чтобы он вел себя определенным образом, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы соответствовать его или ей. поведение к ситуационным требованиям, и когда поведение человека наблюдается в различных ситуациях с течением времени.

Типы ситуаций

Неудивительно, что когда люди оказываются в незнакомых ситуациях или ситуациях, требующих более формального поведения (в церкви или на собеседовании), их личность влияет на их поведение меньше, чем требования ситуации. С другой стороны, когда люди находятся в знакомых, комфортных ситуациях (с друзьями или семьей), их личность с большей вероятностью будет влиять на поведение. Например, если человек сообщает, что он застенчив, эту информацию можно использовать для точного прогнозирования поведения в классе или среди новых, незнакомых людей. Однако информацию о том, что человек застенчив, нельзя использовать для точного предсказания того, будет ли его или ее поведение застенчивым в обществе близких друзей. Возможно, человек стал дружелюбным, общительным человеком после того, как привык к людям. Точно так же, хотя некоторые люди склонны быть полезными, послушными, агрессивными или конформистскими только потому, что у них есть склонность к этому типу личности, ситуация также может влиять на поведение людей, делая эту склонность личности более или менее выраженной. Например, даже очень пассивный человек может стать агрессивным, если его достаточно спровоцировать.

Важность ситуации в прогнозировании поведения определяется тщательно контролируемыми экспериментальными исследованиями. Исследователь создает две или более различных ситуаций, подвергает каждого участника одной из ситуаций, а затем измеряет реакцию или поведение каждого участника. Разница в поведении участников в двух ситуациях является показателем того, насколько ситуация влияет на поведение. Другими словами, если исследователь наблюдает, как участники (как группа) в одной ситуации ведут себя иначе, чем участники, попавшие в другую ситуацию, предполагается, что это различие в поведении связано с ситуацией, а не с личности участников. Кроме того, исследователь может как измерять личность, используя инвентарь, так и манипулировать ситуацией, чтобы увидеть, что лучше предсказывает поведение: личность человека или ситуация.

Типы людей и характеристики личности

Точно так же, как некоторые (сильные) ситуации влияют на поведение людей больше, чем другие, некоторые люди больше подвержены влиянию ситуаций в целом, чем другие. Некоторые люди постоянно контролируют и корректируют свое поведение, чтобы убедиться, что оно соответствует ситуации (высокий самоконтроль). Эти люди, например, с большей вероятностью будут вести себя по-разному в разных группах друзей. С другой стороны, люди, которые не заботятся о том, чтобы следить за своим поведением, чтобы соответствовать социальной ситуации (низкий самоконтроль), с большей вероятностью будут вести себя последовательно в соответствии со своей личностью в разных ситуациях. Они будут вести себя одинаково, например, в разных группах друзей.

Некоторые характеристики личности также являются более доминирующими для данного человека, чем другие характеристики, и эти характеристики с большей вероятностью будут влиять на поведение человека в различных ситуациях. Человек может быть крайне невротичным и слегка общительным. Можно было бы ожидать, что такой человек большую часть времени будет встревожен, независимо от ситуации, но лишь изредка дружелюбен. Точно так же некоторые личностные черты имеют тенденцию быть сильными у разных людей. Например, экспрессивные черты проявляются в речи, жестах, манерах человека. Люди с очень живым характером, независимо от того, где они находятся, будут громко говорить, преувеличенно жестикулируя руками. Слабые черты личности зависят от ситуации. Например, некоторые люди больше заботятся о том, чтобы произвести положительное впечатление, чем другие. Эти люди могут вести себя по-разному с людьми, на которых они хотят произвести впечатление (например, на первом свидании), и с людьми, на которых они не хотят произвести впечатление.

Типы поведения

Кроме того, личность может быть лучшим показателем того, как люди обычно будут действовать (в разных ситуациях), чем в конкретной ситуации. Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать поведение человека в одной ситуации, следует измерить поведение человека, усредненное по многим ситуациям, чтобы изучить взаимосвязь между личностью и поведением. Например, нечестный человек может не списывать на конкретном экзамене в школе, но он будет склонен к более нечестному поведению в разных ситуациях (списывание в школе, списывание налогов, ложь и т. д.), чем тот, кто нечестный. честный. В общем, важно иметь хорошие показатели поведения. Такие показатели поведения должны быть получены посредством оценки несколькими оценщиками, которые хорошо знают человека, должны быть непосредственно наблюдаемы и связаны с интересующей характеристикой личности, и должны быть получены для нескольких ситуаций во времени.

Импликации

Оказывается, связь между личностью и поведением очень похожа по силе на связь между ситуацией и поведением. Связь между личностью и поведением (или между ситуацией и поведением) позволяет исследователям примерно в 70% случаев правильно прогнозировать поведение человека. Следовательно, личность и ситуации важны для прогнозирования поведения.

Для предсказания того, как человек обычно будет действовать в большинстве ситуаций, более целесообразно использовать личность, а не то, как люди будут действовать в конкретных ситуациях. Это связано с тем, что сама ситуация часто меняется и влияет на поведение человека. Иногда поведение можно предсказать в основном по личности. Личность, вероятно, больше влияет на поведение в ситуациях, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы привести свое поведение в соответствие с ситуационными требованиями, или когда ситуация слаба (нет установленных социальных правил). С другой стороны, ситуация будет играть большую роль в поведении, если ситуация сильна (четкие социальные требования) или если человек заботится о том, чтобы его или ее поведение соответствовало требованиям ситуации.

Наконец, хотя ситуации часто влияют на поведение людей, люди также выбирают и влияют на ситуации, в которых они оказываются. Личности людей влияют на типы ситуаций, в которые они попадают. Это увеличивает вероятность того, что они будут демонстрировать определенное поведение. Например, общительные люди чаще посещают вечеринки, чем застенчивые. Посещение вечеринки дает им больше возможностей для проявления общительности и может фактически увеличить это поведение с течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *