Личности психология определение: определение, структура и основные теории развития.

Содержание

Общие подходы к изучению личности //Психологическая газета

XX в. явился тем историческим этапом, не отмеченным научно, с которым связано выделение личности из общности, признание ее самодостаточности. Это выделение логичнее всего связывалось с буржуазным индивидуализмом, который провозгласил и всячески утвердил самоценность личности, ее человеческое достоинство.

Ни социология, начиная с О. Конта, ни идеалистическая философия духа, ни философия исторического материализма не отрефлексировали научно идеи личности как самоценного существа, тем более самодостаточной сущности. Социология, по своей сути, должна была изучать различные объединения людей, философия, включая теорию познания, — логику и метафизику идей, сознание, исторический материализм классифицировал людей в зависимости от их отношения к средствам производства, прибыли, власти и т.д., лишь допустив определенную роль отдельных личностей в историческом процессе.

В России рождение идеи личности тормозилось в силу господства идеи

общинности в российском менталитете. Единственной исключительной божественной личностью, которая могла рассматриваться и признаваться, была личность российского монарха — царя. В советский период она выродилась в культ личности вождя советского народа.

Поэтому зарубежная психология личности значительно опередила отечественную психологию, в которой рассматривались первоначально проблемы характерологии, явившиеся предпосылкой теорий личности. Эти проблемы почти одновременно разрабатывались А.Ф. Лазурским в России и Э. Шпрангером в Германии. Обращает на себя внимание тот факт, что если А.Ф. Лазурский дал необыкновенно богатую психологически красочную палитру характеров и даже их типологию (пока самую общую), то Э. Шпрангер перенес определение характеров из социальной области, области культуры, религии и т.д. [2].

Характерология как первые научные представления, с точки зрения науковедческих критериев, была лишь описанием личности. Чтобы перейти к объяснению ее внутренней сущности, нужно было найти те углы зрения или, как мы их обозначили,

подходы, с позиций которых можно было бы приблизиться к раскрытию этой сущности [1; 2].

Поэтому логика познания личности не подчиняется общим законам познания — от представлений к понятию. До сегодняшнего дня не существует ни единого, общего, ни исчерпывающе определяющего понятия личности. Познание сущности личности идет от представлений, описывающих ее, к теориям, моделям личности, но между ними существует промежуточное звено, которое обозначается нами как подход к пониманию личности. Это подходы к тому, как определять и исследовать личность. Они не совпадают с тем, что принято называть методологическими принципами и науковедческими подходами, которые будут изложены ниже. Можно назвать эти подходы метатеоретическими, т.к. они заключены имплицитно в существующих теориях; и чтобы воспринять и понять сами теории и модели личности, нам представлялось необходимым эксплицировать их, т.е. выделить и обозначить. Эти подходы представляют собой те имплицитные позиции, занимая которые, ученые-психологи давали свои определения личности.

Чтобы выявить эти позиции, их нужно не только назвать, но и разместить в определенном теоретическом пространстве, через отнесение к которому они и могут быть определены.

Статичный подход — первый и самый «естественный», его можно назвать условно «натуралистическим». Данный подход к личности определяет ее более совершенным, чем характерология, но близким к ней способом. Личность определяется так, как мы ее бы охарактеризовали,

описывая ее другому человеку, который ее не знает. Она определяется так, как она «обнаруживает» себя, находясь с нами в данном времени и пространстве, безотносительно к своему прошлому и будущему, безотносительно к тому, как она может измениться, без учета условий ее жизни, ее поступков, ее отношений с людьми. Точнее, ее отношения с людьми «сняты», зафиксированы в ее характере.

Это моментальная фотография или психологический портрет человека. Таков подход, который мы бы назвали статичным, вневременным, т.е. описывающим личность «здесь и сейчас». Особенность этого подхода заключается также и в том, что исследователь мало озадачен желанием выявить внутренние пружины, механизмы, движущие личностью, ее поступками. Набор «черт», фактически характер личности составлен как единый трафарет, который оказался доступен уму и теоретическому воображению психолога, по аналогии с тестом Люшера, выявляющим эмоциональное состояние человека, это набор красок, содержащихся в данной коробке. Исследуя их в процедуре тестирования, психолог «узнает», что для одного человека характерно определенное сочетание синего, желтого, коричневого и красного, для другого — другое сочетание. И хотя «красками» являются черты характера, способ его выявления именно таков, он проходит как опознание наличия заранее определенных признаков у данного человека (

Р. Кеттел, Г. Айзенк). Однако эти методики все же широко используются в диагностических целях и в отечественной психологии.

В отечественной психологии этот подход можно назвать структурным. Он имеет свою специфику и глубокое отличие от зарубежного варианта статического подхода. Отечественные психологи проникли за «поверхность» личностных черт, сделали шаг в направлении перехода от описания личности к анализу внутренних составляющих ее структуры.

Однако причиной недостаточной конструктивности этого подхода явилась все та же статическая методология и то, что анализ шел не от целого к его составляющим, а от составляющих к целому. Разные авторы «складывали» это целое из множества различных составляющих и отводили им соответствующее место в своих конструкциях. Такой механистический способ рассмотрения и построения личности не соответствовал ее сущности, поэтому вместо раскрытия реальных внутренних «пружин» и причин ее активности удавалось лишь описать некоторую мозаику, состоящую, например, из сознания, воли, памяти, способностей, психических процессов и т.д. Мнения по поводу способа соединения и взаимодействия этих элементов расходились.

Проблема же оставалась в том, что авторы не учитывали, что при любом варианте структуры она ограничивала, отделяла личность некоторым условным контуром от мира, превращая ее тем самым в некое подобие предмета, застывшего во времени и пространстве.

Функционально-динамический подход. Как очевидно следует из названия, этим подходом объединялись разнообразные концепции личности, рассматривающие ее в «движении» — функционировании. Функционирование — это всегда функционирование определенных структур, но оно — в отличие от статики — предполагает изменение, динамику, процессы, осуществляющиеся во времени и пространстве.

Согласно идеям русских ученых А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена, на разных генетических ступенях развития складывается разное соотношение между структурой и ее функциями. Эволюция (развитие) всего живого, прослеженная на разных уровнях, показывает, что первоначальная зависимость функционирования от структуры затем сменяется, во-первых, определенной независимостью способа функционирования от структуры, поскольку, во-вторых, функционирование начинает зависеть от способа, образа жизни данного организма, и, наконец, в-третьих, функционирование, повторяясь и варьируя, начинает изменять саму структуру, оказывая на нее влияние.

Изменение соотношения структуры и функции в развитии реально означает, что вводится контекст времени.

Наиболее ярким и признанным в мире функционально-динамическим вариантом (именуемым психодинамическим подходом) объяснения личности явилась теория З. Фрейда. Не останавливаясь здесь подробно на принципах этой теории, можно сказать, что З. Фрейд раскрыл динамику, состоящую в переходах от низших к высшим (и наоборот) уровням организации личности, т.е. ее внутреннюю динамику, осуществляемую энергией либидо, неразрывно связанную с ее динамическим (противоречивым) взаимодействием с внешним миром. Пространство, в котором он рассмотрел личность, было внутриличностным пространством и пространством между личностью и обществом. В этом подходе структурная модель личности (Ид, Эго, Супер-Эго) раскрывается в динамике психических процессов, становление личности рассматривается на последовательных стадиях психосексуального развития, через разрешение внутриличностных конфликтов и противоречий.

Другим вариантом функционально-динамического подхода можно назвать теорию личности Курта Левина. Его подход точнее обозначить как структурно-динамический, поскольку он, опираясь на геометрические и другие понятия точных наук, обособлял личность от внешнего мира, изображая ее как пространственно замкнутую фигуру, отделяя ее границей от всего, что не является личностью. Вторым звеном его теории являлось включение личности в большее пространство как части в целое. Это целое, включая личностный круг, он назвал «психологической средой», или «жизненным пространством». Отличие теории поля К. Левина от двух вышеописанных теорий в том, что личность в ней не

взаимодействует с окружающим пространством, а, обладая определенными способностями (например, перцепцией), влияет на среду, и среда, в свою очередь, оказывает влияние на личность, поскольку очерчиваемая ею граница имеет «проницаемость». Динамика, по Левину, образуется не в процессе взаимодействия, а возникает из психической энергии, присущей личности, которая создает напряжение, приводящее к неравновесному соотношению со средой. Следующим актом является возврат к созданию равновесия.

Общее, что объединяет эти определения личности, — динамика, функционирование личности, детерминированное в каждой теории своей специфической энергией, движущей силой.

Влияние функционально-динамического (психодинамического) подхода в теориях и концепциях личности в психологии ХХ в. всеобъемлюще. Можно сказать, что каждая теория личности, от аналитической теории личности К. Юнга до феноменологической теории личности К. Роджерса, испытала на себе влияние этого подхода, родоначальником которого был З. Фрейд.

Отечественным вариантом функционального подхода к личности явился деятельностный подход, основа которого была заложена принципом единства деятельности и сознания личности С.Л. Рубинштейна [3]. А теоретическое развитие и конкретизацию принцип получил в концепции психологической структуры деятельности А.Н. Леонтьева, из которой он вывел определение личности как «новообразования». Функционирование личности осуществляется в деятельности, в которой она реализует свои способности и развивает свою сущность. Деятельностный или субъектно-деятельностный (как позднее был назван подход С.Л. Рубинштейна, отличающийся от подхода А.Н. Леонтьева выявлением субъекта деятельности) подходы являются оригинальными, отличающимися в отечественной психологии от зарубежной.

Наиболее распространенным и имеющим множество вариантов является генетический подход к личности, выявляющий ее развитие, изменение и личностный рост. Генетическая психология П. Жанэ и Ж. Пиаже позволила объяснить некоторые закономерности когнитивного развития (в том числе личности ребенка). Генетический подход реализуется в возрастной психологии в известной теории морального развития Кольберга и Тапп (в возрастной периодизации), и более широко — в целой области детской психологии, изучающей особенности развития личности ребенка, подростка, сложившейся в России под влиянием идей Л. С. Выготского, в педагогической психологии (в которой остались мало реализованными разработки К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Дж. Дьюи).

Но на современном этапе активно разрабатывались психолого-педагогические определения личности В.В. Давыдова и направление личностно-ориентированной педагогики (В.В. Рубцов). В развитии личности выявляются присущие возрастам особенности или личностные свойства, связанные с разными возрастами (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев). Развитие рассматривалось с точки зрения и внутренних механизмов, и внешних условий их оптимального соотношения (понятия «сензитивности», «зоны ближайшего развития» С.Л. Выготского), оптимальности / неоптимальности совпадения темпов развития разных психических и личностных свойств («гетерохронность», В.Д. Шадриков) и разнонаправленности развития («диахронность», Л.И. Анцыферова).

Характеризуя этот подход, можно сказать, что он является единым для всей мировой психологии, т.к. объединяет все теории личности, так или иначе включающие аспекты ее развития.

Следующий подход рассматривает личность в динамике жизненного пути. Ему также свойственно описание личности через ее функционирование, но не во взаимодействии с чем-то качественно иным (средой, обществом, внешним миром и т.д.), а в самореализации в жизни наиболее адекватно ее сущности как имеющей временные и пространственные особенности. Жизненный путь личности это, образно говоря, сама личность в ее протяженности, объективации, самореализации в формах жизни. Пространство личности здесь, вопреки К. Левину, не ограничивается ее оболочкой, не может быть геометрически очерчено и разделено на внешнее и внутреннее, на фигуру и фон. Личность сама континуальна, поскольку представляет собой способ функционирования в масштабах жизненного времени и пространства.

Интересно, что подход к личности в контексте жизненного пути возник в споре, носившем сугубо философский характер. Суть спора заключалась в том, что естественно-научный способ познания предполагает выявление и обобщение закономерностей повторяющихся явлений. Если же предметом гуманитарного знания признать личность со свойственной ей уникальностью и индивидуальностью, неповторимостью судьбы, то в какой степени возможна наука о неповторимых явлениях?

Одним из возможных ответов на этот вопрос была выдвинутая немецким психологом Ш. Бюлер в первой половине ХХ в. идея изучения личности в жизненном пути. Каждая личность действительно индивидуальна, так же как неповторима ее жизнь и судьба. Но все личности осуществляют себя в жизни, все проходят свой жизненный путь от рождения до смерти, и этим снимается возражение о неповторимости и потому невозможности научного изучения, ненаучности идеографического подхода. Идея рассмотреть личность в ее протяженности во времени и пространстве (в своей индивидуальной истории) отчасти была навеяна тем, что личности выдающихся людей всегда воспринимались в единстве со своей биографией. Это был радикальный шаг в преодолении статически-структурного взгляда на личность. В этом подходе личность рассматривалась, с одной стороны, в изменении, развитии, происходящем на протяжении жизненного пути, с другой стороны, она представлялась как проективная сущность, т.е. никак и ничем не завершенная, не ограниченная, содержащая в себе потенциальные возможности.

Отечественный вариант трактовки проблемы жизненного пути как интеграла возрастного, социобиографического и социокультурного подходов дал русский психолог Б.Г. Ананьев. Он же выделил и проанализировал сущность того этапа жизни (разного в возрастном отношении), когда личность достигает своего высшего для ее индивидуальности качества — зрелости. Этим понятием он дополнил идею протяженности во времени жизненного пути и движения в нем личности представлением о восходящем характере ее развития, достижением ее высшего уровня и качества [4].

В определениях личности Г. Олпорта и А. Адлера также есть указание на роль жизни или ее стиля как существенных характеристик личности, но они не рассматривали последовательности жизненных этапов и соответствующих жизненных изменений и развития личности. Это сделал Э. Эриксон в своей эпигенетической концепции личности. Он попытался выделить определенное качество личности (новообразование, способность), которое возникает именно на данном конкретном этапе жизни (связано с кризисом данного этапа).

Уже разработанную к тому времени в психоаналитической теории возрастную периодизацию, связанную с этапами психосексуального развития (первый год жизни, период от одного года до трех лет, от трех до пяти лет, латентный период, подростковый период, юность, взрослые годы и т.д.), он наполнил личностным содержанием, выстроив возрастно-жизненную последовательность появления (развития) определенных личностных качеств. Структура личности в его концепции расположена во временно-пространственной последовательности жизни.

Следующим явился подход к личности как субъекту жизненного пути. Он был предложен отечественным психологом и философом С.Л. Рубинштейном. Согласно этому подходу личность не является субъектом изначально, но становится им в ходе разрешения жизненных противоречий, на определенных этапах жизненного пути. Личность как субъект жизненного пути стремится найти соответствующий своей индивидуальности собственный способ организации жизни, используя для этого все имеющиеся в ее распоряжении способности, личностные свойства в качестве ресурсов. Этот подход радикально изменяет взгляд на личность только как на зависящую от жизненных обстоятельств и дает возможность установить зависимость способа жизни от самой личности. Концепция личности С.Л. Рубинштейна носит и философский, и этический, и собственно психологический характер, т.к. связана с его философской парадигмой Человека в мире. Поэтому жизненные противоречия он рассматривает как столкновение добра и зла, необходимости и свободы, а жизнь личности в современном обществе определяет как оптимистическую трагедию [5–7].

В 1960-е гг. складывается социально-психологический подход к личности, в рамках которого рассматриваются: коммуникативные способности личности («субъект-субъектные отношения», Б.Ф. Ломов), коммуникативные особенности ее сознания (диалогические, интерпретационные, а также экспектации и атрибуции), способы интеракции, ее позиция в группе, ее социальные роли, статусы, карьера, развитие в группе и т.д. В России социальная психология долгое время была запрещена и заменена политикой и идеологией. Личность определялась как совокупность общественных отношений и была вытеснена из науки принципом коллективизма. Поэтому ломовское направление отечественной социальной психологии, объявившее личность предметом социальной психологии, значительно приблизило психологию к раскрытию взаимоотношений людей в реальном обществе на его конкретном этапе. Богатейшие идеи о соотношении личности и масс, роли личности в общественных и национальных движениях высказывали европейские психологи (С. Московичи), индийский философ и политический деятель Дж. Неру. Можно также отметить, что в прекрасном учебнике Л. Хьелла и Д. Зиглера не проведена резкая граница между изучением личности в общей и социальной психологии [8].

Нельзя не назвать намеченный еще Б.Г. Ананьевым и распространившейся в последнее время психосоциальный подход, который имеет своей целью изучение реальных личностей, живущих в конкретном обществе в данный исторический период. Теоретически, психосоциальный подход относится к области исторической психологии. Однако следует подчеркнуть, что одной из его задач является, например, изучение российской личности в период резких социальных изменений (движется ли она от коллективизма к индивидуализму, сохраняет ли старые ценности, приобретает ли мотивацию на основе новых ценностей и т.д.) или сравнение психологии личностей, живущих в обществах разного типа (традиционно-демократическом, таком как Англия, Франция и др. , или постсоциалистическом, переживающим период становления; здесь можно выделить целый ряд проблем, связанный с положением личности в государствах-изгоях). Это так называемые кросскультурные исследования личности, получившие в последнее время очень широкое распространение и активно реализующиеся в рамках концепции социальных представлений крупнейшего социального психолога С. Московичи и представителей школы С.Л. Рубинштейна. Кросскультурные исследования дают возможность сравнения представлений личностей, живущих в Японии, Финляндии, России и других странах, об интеллекте, нравственности и т.д. Можно условно сказать, что в них выявились социокультурные (этнокультурные) типы личностей, во-первых, и их так называемые имплицитные концепции, т.е. обыденные представления о совести, правде, лжи, справедливости, ответственности, во-вторых.

Психосоциальный подход позволил разработать типологию, отличающуюся от многих существующих классификаций и типологий личности тем, что она является стратегией (методом в самом широком смысле слова) современного способа исследования личности. Прогрессивная типология отличается тем, что она не строит априорную теоретическую модель, например, ответственности или притязаний личности, а выявляет реальные механизмы ответственности разных личностей, связанные с общим личностным конструктом и теми условиями, при которых она может ее максимально проявить и реализовать. Гипотезы об этих механизмах появляются в самом процессе исследования. По этому принципу было построено большинство зарубежных моделей личности (Я-концепций личности), примером является классическая психоаналитическая теория, аналитическая теория К. Юнга, феноменологическая теория К. Роджерса и многие, многие другие, только они формировались не в процессе исследования, а в процессе психотерапии.

Примерами такого способа построения теории личности в России является концепция В.Н. Мясищева, «выросшая» на основе его психиатрической практики, а также стратегия эмпирических исследований личности школы С.Л. Рубинштейна.

Разработанный школой С. Л. Рубинштейна типологический метод исследований личности и построенные на его основе конкретные типологии (представлений, ответственности, способа организации времени и т.п.) выявляют характеристику каждого типа через разное соотношение составляющих исследуемого качества (взаимодополняющих друг друга, что повышает выраженность исследуемого качества у данного типа; или погашающих общий эффект взаимодействия в противоречивое столкновение составляющих, что в итоге приводит к слабой выраженности качества).

Типологические исследования открывают перспективы создания новых диагностических средств, которые должны быть обязательно валидны в отношении их культурной специфичности, т.е. пригодны для диагностики выборок русских или французов, определенного поколения, социальной принадлежности и т.д.

Естественно, что в конце нельзя не сказать о гуманистическом подходе к личности, который охватывает множество аспектов ее понимания и отношения к ней в науке, психотерапии и самой жизни. Гуманистический подход рассматривает личность как самоценность, изначально предполагает и учитывает внутренние потенциальные возможности и ресурсы личности, направленные на ее самосовершенствование и самоактуализацию. Его сущность восходит к принципам понимающей психологии Вильгельма Дильтея, который считал психологию не только объяснительной, сколько «сопереживающей» личности наукой. Гуманистический подход проявляется в сохранении за личностью этого звания, даже тогда, когда она становится жертвой наркомании, насилия, находится в состоянии депрессии или фрустрации или проявляет агрессию, девиантное поведение. Этот подход к личности охватывает и вершины ее развития, ее таланта, гениальности и бездны ее страданий или падений. Он непосредственно связан с практической работой психолога, психолога-консультанта, психотерапевта. Он видит в личности субъекта (К. Роджерс) и поддерживает ее в достижении этого качества (С. Л. Рубинштейн).

Обобщая вышесказанное, можно констатировать тот факт, что подходов к построению теорий и концепций личности существует великое множество, как и оснований, по которым они могут быть классифицированы. Важно отметить авторский характер большинства теорий личности, что также создает дополнительные трудности для их классификации. Многие теории личности содержат в себе элементы различных подходов.

Так, в «Теориях личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера авторы выделяют как направление классический психоанализ (его продолжателей и, напротив, оппонентов), эго-психологическое направление, диспозиционнальное направление (теории личностных «черт»), научающе-бихевиоральное, социально-когнитивное, когнитивное, гуманистическое и феноменологическое направления [8].

Согласно другим авторам (К. С. Холл и Г. Линдсей, «Теории личности»), к этим направлениям добавляются социально-психологические теории личности, экзистенциальная психология, гештальтистское направление, представленное только теорией К. Левина (в то время как к нему можно отнести и концепцию личности Ф. Перлза), персонология Г. Мюррея и т. д.

К этому следует добавить, что в отечественной психологии теорий личности существует значительно меньше, а потому невозможна их классификация. Каждая авторская теория — оригинальна. Однако мы постараемся провести аналогии, параллели в сравнении этих теорий и близких по направлениям зарубежных теорий личности. Как это уже мы сделали при дифференциации подходов к изучению личности, постараемся выявить способы моделирования личности, что не совпадает с понятием «концепция», но дает представление о степени ее проникновения в сущность личности.

При таком анализе теорий личности можно сказать, что одни авторы строили свою теорию, опираясь на ведущую, основную, по их мнению, характеристику личности. Но эта характеристика часто оказывалась одной из множества сущностных характеристик. Поэтому такие теории следует отнести к более частным в смысле полноты охвата сущности личности (эти теории выделяют один аспект, одну сторону этой сущности, считая ее ведущей и определяющей).

Второй класс теорий можно условно назвать «модельными», поскольку автору представлялась истинной именно такая модель личности. Наиболее ярким примером может служить теория Г. Олпорта. Личность мыслилась ему как некая идеальная, всегда достигающая единства, зрелости, ответственности и т.д., всегда (по определению) не зависящая от одобрения окружающих, способная к самопознанию, теплым сердечным отношениям и т.д. Несколько утрируя, можно сказать, что Г. Олпорт видит перед собой идеал гармоничной личности.

Известному отечественному психологу А.Н. Леонтьеву вся система психологии представлялась моноцентристской, т.е. построенной на одной категории — деятельности, поэтому и личность, и ее сознание он выводил из деятельности, представлял как сторону или иерархию деятельности и т.д., стремясь избежать только одного порока — натуралистического понимания личности. Обе теории представляют собой субъективные авторские модели личности, хотя бы потому, что их нельзя экстраполировать на личность девиантов, переживающих состояние неразрешимости внутренних противоречий.

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М., 1973.
  3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М., 1989. С. 10–61.
  4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. 2. Л., 1967. С. 235–249.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мир. М., 1957.
  6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.

Источник: Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. №4.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137

Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.

подробнееСкачать PDF

358

Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125

Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.

подробнееСкачать PDF

362

Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.

подробнееСкачать PDF

371

Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101

Булычева Е.В.

подробнееСкачать PDF

288

Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87

Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.

подробнееСкачать PDF

273

Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76

Акопов Г.В.

подробнееСкачать PDF

130

Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65

Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.

подробнееСкачать PDF

142

Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54

Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.

подробнееСкачать PDF

141

Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43

Данилова М.В.

подробнееСкачать PDF

211

Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31

Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.

подробнееСкачать PDF

147

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17

Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.

подробнееСкачать PDF

166

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

725

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

577

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

382

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

914

Психология личности

и

Является ли психология здоровья такой же, как клиническая психология?

Нет, психология здоровья и клиническая психология не одно и то же, хотя и имеют некоторые сходства. В то время как психология здоровья фокусируется на взаимосвязи между психологическими факторами и физическим здоровьем, клиническая психология фокусируется на диагностике и лечении психических расстройств. Клинические психологи работают с людьми, испытывающими проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, депрессия, биполярное расстройство или шизофрения. Они используют различные терапевтические методы, чтобы помочь клиентам справиться со своими симптомами и улучшить свое психологическое благополучие.

С другой стороны, медицинские психологи работают с людьми, помогая им вести здоровый образ жизни и справляться с хроническими заболеваниями. Они могут проводить такие вмешательства, как обучение управлению стрессом, обезболивание или программы по отказу от курения. Психологи здоровья также могут работать с поставщиками медицинских услуг, чтобы улучшить результаты лечения пациентов и помочь пациентам придерживаться их планов лечения.

Хотя между этими двумя областями есть некоторое совпадение, психология здоровья в первую очередь занимается взаимосвязью между психологическим и физическим здоровьем, в то время как клиническая психология в основном занимается диагностикой и лечением психических расстройств.

и

Психодинамический — это то же самое, что психоаналитический?

Часто путают слова психодинамический и психоаналитический. Помните, что теории Фрейда были психоаналитическими, тогда как термин «психодинамический» относится как к его теориям, так и к теориям его последователей, таких как Карл Юнг, Анна Фрейд и Эрик Эриксон.

Узнайте больше: Психодинамический подход

и

Что является примером психологии здоровья?

Примером психологии здоровья может быть исследование влияния стресса на физическое здоровье. Это исследование может исследовать, как хронический стресс влияет на организм, например, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний или усугубляет существующие состояния здоровья. Психологи здоровья также могут изучать, как люди справляются со стрессом, и разрабатывать меры, помогающие людям более эффективно справляться со стрессом.

Например, медицинский психолог может разработать программу управления стрессом, включающую методы релаксации, когнитивно-поведенческую терапию и социальную поддержку. Другим примером может быть исследование психологических факторов, влияющих на соблюдение режима лечения, такого как медикаментозное лечение или физиотерапия, и разработка вмешательств для улучшения соблюдения режима лечения и улучшения результатов в отношении здоровья.

и

Что такое психология развития?

Психология развития — это научный подход, целью которого является объяснение того, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека. Значительная часть теорий в рамках этой дисциплины сосредоточена на развитии в детстве, поскольку это период жизни человека, когда происходят наибольшие изменения.

Узнать больше: Психология развития

и

Что такое психосексуальная теория Фрейда?

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Узнайте больше: Психосексуальные стадии развития Фрейда

и

Что такое постоянство объекта в теории Пиаже?

Постоянство объекта означает знание того, что объект все еще существует, даже если он скрыт. Это требует способности формировать мысленное представление (т.е. схему) объекта.

Достижение постоянства объекта обычно сигнализирует о переходе от сенсомоторной стадии к предоперационной стадии развития.

Подробнее: Что такое постоянство объекта согласно Пиаже?

и

В чем разница между психологией и социологией?

Психология изучает разум человека, чтобы понять человеческое поведение, социальные и эмоциональные реакции, тогда как социология смотрит не только на отдельных людей, но и изучает социальные институты и группы людей.

Узнайте больше: Сходства и различия между социологией и психологией

и

Какая квалификация нужна, чтобы стать психологом здоровья

Великобритания

Чтобы стать психологом в области здравоохранения в Великобритании, вам, как правило, необходимо иметь следующую квалификацию:

  1. Степень бакалавра в области психологии или смежной области, аккредитованная Британским психологическим обществом (BPS).
  2. Аккредитованная BPS степень последипломного образования в области психологии здоровья включает в себя как минимум два года практики в области психологии здоровья под наблюдением.
  3. Регистрация в Совете профессий здравоохранения и ухода (HCPC) в качестве практикующего психолога в области психологии здоровья.
  4. Соответствующий опыт работы в медицинских учреждениях, таких как больница, поликлиника или учреждение общественного здравоохранения.
  5. Непрерывное профессиональное развитие (CPD), чтобы сохранить регистрацию в HCPC и быть в курсе последних исследований и практики в этой области.

Обратите внимание, что требования для того, чтобы стать психологом здоровья, могут различаться в зависимости от конкретной работы или работодателя. Всегда рекомендуется обращаться в BPS и HCPC за самой последней информацией о квалификациях и регистрационных требованиях.

США

В США квалификации психолога здоровья обычно включают:

  1. Наличие докторской степени (PhD или PsyD) в области психологии здоровья или смежных областях, таких как клиническая психология, психология консультирования или поведенческая психология. лекарство.
  2. Завершение контролируемой клинической интернатуры или программы резидентуры в области психологии здоровья или смежной области.
  3. Лицензия психолога в штате, где вы планируете заниматься. Требования к лицензированию варьируются в зависимости от штата, но обычно включают завершение аккредитованной докторской программы, определенное количество клинических часов под наблюдением и сдачу экзамена на получение лицензии.
  4. Дополнительное обучение или сертификация в определенной области психологии здоровья, такой как поведенческая медицина, детская психология здоровья или реабилитационная психология.
  5. Непрерывное образование и профессиональное развитие, чтобы поддерживать лицензию и быть в курсе последних достижений в этой области.

Обратите внимание, что конкретная квалификация может варьироваться в зависимости от работодателя и конкретных требований к работе. Всегда полезно проконсультироваться с Американской психологической ассоциацией (APA) или советом штата по лицензированию для получения самой последней информации о квалификациях и лицензионных требованиях.

Личность — IResearchNet

Определение личности

Личность — это типичный способ человека чувствовать, думать и действовать. Учитывая, что личность типична, она достаточно стабильна во времени. Социальное поведение относится к чувствам, мыслям или действиям человека, когда он или она относится к другим людям. Эти два определения имеют очень тесную связь. Знание чего-то о личности человека должно позволить психологам предсказать его или ее социальное поведение. Точно так же знание социального поведения человека должно дать ключ к разгадке аспектов его или ее личности. Другими словами, личность человека и социальное поведение влияют друг на друга, и знание одного позволяет сделать вывод о другом.

История и предыстория исследований личности

Люди склонны описывать других с точки зрения личностных характеристик. Для описания человека можно использовать почти 20 000 английских слов. Например, людей можно описать как общительных или застенчивых, доминирующих или покорных, добросовестных или небрежных и так далее. Люди обладают разными личностными характеристиками; следовательно, можно группировать людей на основе этих характеристик. История изучения личности психологами включает в себя несколько попыток разработать системы, которые были бы полезны для классификации людей по их личностям. Древние греки впервые попытались широко описать личность с помощью типов. Было четыре типа личностей (в зависимости от того, какая из их телесных жидкостей преобладала): веселый, раздражительный, депрессивный и бесстрастный. В прошлом веке личность также классифицировали на основе трех различных типов телосложения: эндоморф был пухлым, веселым и расслабленным; эктоморф был худым, тревожным и необщительным; а мезоморф был мускулистым, уверенным в себе и активным.

Совсем недавно «16 личностных факторов» Рэймонда Кеттелла (16 PF) предложили способ классификации людей на основе 16 личностных параметров. 16 PF включает показатели теплоты, рассуждения (интеллект), эмоциональной стабильности, доминирования, живости, осознания правил, социальной смелости, чувствительности, бдительности (подозрительность), абстрагированности (воображение), приватности, опасений, открытости к изменениям, уверенности в себе. , перфекционизм и напряженность. Чтобы полностью описать личность человека, ему будет дана оценка того, сколько каждого личностного фактора он или она имеет. Однако наиболее распространено представление о личности с точки зрения личностных черт Большой пятерки. Эти черты личности аналогичны 16 PF, но объединены в меньшее количество категорий. Эти черты включают экстраверсию, невротизм (эмоциональную нестабильность), добросовестность, доброжелательность и открытость опыту (непредубежденность). Считается, что описания человека по каждому из этих пяти параметров достаточно, чтобы дать другому человеку хорошее представление о том, к какому типу он относится. Черты характера влияют на поведение людей. Следовательно, если люди описываются как экстраверты, от них ожидается, что они будут общительны в группах. Если люди добросовестны, от них ожидают трудолюбия. Если люди невротики, они склонны к тревоге.

Определение переменных личности

Современные системы классификации личности (например, Большая пятерка, 16 PF) были созданы путем определения всех слов, которые люди используют для описания друг друга. Затем исследователи создали категории, отсортировав отдельные слова по общим характеристикам. Категории, возникшие в результате этого процесса, были названы личностными чертами или факторами. Например, категория Экстраверсия будет иметь родственные слова, такие как общительный, общительный, громкий, уверенный в себе, разговорчивый, дружелюбный и так далее. Категория невротизма будет содержать такие слова, как тревожный, напряженный, неуверенный, параноидальный, нестабильный и так далее. Категория «Экстраверсия» также будет содержать такие слова, как «тихий», «застенчивый», «неуверенный» и т. д., потому что у кого-то может быть низкий уровень экстраверсии. Точно так же категория «Нейротизм» также будет содержать такие описательные слова, как «стабильный», «спокойный» и «безопасный», потому что люди также могут низко оценивать невротизм.

Категории могут быть дополнительно сгруппированы с использованием статистического метода, называемого факторным анализом. По сути, этот анализ ищет сходство между категориями и объединяет несколько категорий в одну категорию, если они описывают одно и то же измерение личности. Эта техника использовалась на 16 PF. Например, 16 категорий PF живости, социальной смелости и конфиденциальности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки» экстраверсии, а 16 категорий PF напряжения, опасений и (низкой) эмоциональной стабильности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки». Пять категорий невротизма. Этот процесс группировки дескрипторов личности полезен, поскольку дает более упрощенный способ описания людей. Вместо того, чтобы описывать людей с помощью 20 000 слов, люди могут быть описаны на основе 16 или всего лишь 5.

Измерение личности

Для оценки личности людей просят ответить на вопросы о себе, касающиеся интересующих их черт личности. Анкеты или опросники личности включают вопросы о чувствах, предпочтениях и поведении человека. Обычно людей просят ответить на вопросы о себе и своих личностных характеристиках. Однако иногда людей, которые знают этого человека, например руководителей работ, друзей или членов семьи, просят ответить на вопросы о личности этого человека.

Эти анкеты создаются путем первоначального определения двух групп, которые, как известно, различаются по интересующим чертам личности, задавая им вопросы об их чувствах, предпочтениях и поведении, а также наблюдая, на какие вопросы две группы реагируют по-разному. Любые вопросы, позволяющие провести различие между этими двумя группами, включаются в личностный опросник. Например, если предполагается, что личностный опросник измеряет удовольствие человека от мышления, исследователи могут раздать анкету профессорам университетов и бросившим школу. Ожидается, что эти две группы будут различаться по личностным характеристикам интереса (удовольствие от мышления), поэтому исследователи определят, на какие вопросы две группы отвечают по-разному, и включат эти вопросы в личностный опросник. Опросники личности могут измерять любое количество личностных черт, и они содержат отдельную шкалу для каждой личностной черты, которую они должны измерять. Точное измерение личности важно отчасти потому, что оно необходимо для точного предсказания поведения. Без качественных показателей личности влияние личности на социальное поведение будет недооцениваться.

Влияние личности на важное социальное поведение

Считается, что оценка личностных качеств человека помогает предсказать его или ее будущее поведение. Чтобы оценить, влияет ли личность на социальное поведение, ответы человека в опроснике личности сравниваются с наблюдаемым социальным поведением этого человека. Если личностные ответы в анкете и социальное поведение связаны, оценка человека в опроснике личности должна быть в состоянии предсказать его будущее поведение. Было обнаружено, что личностные переменные влияют на различные виды социального поведения, такие как помощь, соответствие, послушание, агрессия и предрассудки. На самом деле, существуют личностные шкалы, которые измеряют склонность людей к агрессивности, конформизму, альтруизму (признак помогающего поведения) и авторитаризму (признак предубежденной личности), и это лишь некоторые из них.

Например, при рассмотрении 16 категорий PF, упомянутых ранее, категория опасения может использоваться как показатель склонности человека к конформизму. Люди с большей вероятностью подчинятся решениям других, если они не уверены в своих собственных способностях принимать решения. 16 категорий PF открытости к изменениям и доминированию могут использоваться как показатель склонности к предвзятости личности. Люди, которые хотят доминировать над другими и не готовы порвать с традиционными идеями, чаще проявляют предрассудки. 16 категорий теплоты и чувствительности PF могут использоваться для обозначения склонности к помогающему поведению. Помощь другим, скорее всего, исходит от людей, которые внимательны к другим и чувствительны. Для прогнозирования социального поведения (в некоторой степени) можно использовать множество различных показателей личностных переменных.

Важность ситуации по сравнению с личностью

Хотя предполагается, что личность позволяет предсказывать поведение человека, она не позволяет точно предсказать каждую ситуацию. К сожалению, исследования показывают, что поведение людей часто непоследовательно. Ситуация, в которой находится человек, также может влиять на его поведение. Двадцатилетние дебаты, называемые полемикой между человеком и ситуацией, включали обсуждение того, когда личность или ситуация могут лучше предсказать поведение. В основном, как будет обсуждаться ниже, личность, вероятно, будет влиять на поведение, когда ситуация не создает сильного давления на человека, чтобы он вел себя определенным образом, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы соответствовать его или ей. поведение к ситуационным требованиям, и когда поведение человека наблюдается в различных ситуациях с течением времени.

Типы ситуаций

Неудивительно, что когда люди оказываются в незнакомых ситуациях или ситуациях, требующих более формального поведения (в церкви или на собеседовании), их личность влияет на их поведение меньше, чем требования ситуации. С другой стороны, когда люди находятся в знакомых, комфортных ситуациях (с друзьями или семьей), их личность с большей вероятностью будет влиять на поведение. Например, если человек сообщает, что он застенчив, эту информацию можно использовать для точного прогнозирования поведения в классе или среди новых, незнакомых людей. Однако информацию о том, что человек застенчив, нельзя использовать для точного предсказания того, будет ли его или ее поведение застенчивым в обществе близких друзей. Возможно, человек стал дружелюбным, общительным человеком после того, как привык к людям. Точно так же, хотя некоторые люди склонны быть полезными, послушными, агрессивными или конформистскими только потому, что у них есть склонность к этому типу личности, ситуация также может влиять на поведение людей, делая эту склонность личности более или менее выраженной. Например, даже очень пассивный человек может стать агрессивным, если его достаточно спровоцировать.

Важность ситуации в прогнозировании поведения определяется тщательно контролируемыми экспериментальными исследованиями. Исследователь создает две или более различных ситуаций, подвергает каждого участника одной из ситуаций, а затем измеряет реакцию или поведение каждого участника. Разница в поведении участников в двух ситуациях является показателем того, насколько ситуация влияет на поведение. Другими словами, если исследователь наблюдает, как участники (как группа) в одной ситуации ведут себя иначе, чем участники, попавшие в другую ситуацию, предполагается, что это различие в поведении связано с ситуацией, а не с личности участников. Кроме того, исследователь может как измерять личность с помощью инвентаря, так и манипулировать ситуацией, чтобы увидеть, что лучше предсказывает поведение: личность человека или ситуация.

Типы людей и характеристики личности

Точно так же, как некоторые (сильные) ситуации влияют на поведение людей больше, чем другие, некоторые люди больше подвержены влиянию ситуаций в целом, чем другие. Некоторые люди постоянно контролируют и корректируют свое поведение, чтобы убедиться, что оно соответствует ситуации (высокий самоконтроль). Эти люди, например, с большей вероятностью будут вести себя по-разному в разных группах друзей. С другой стороны, люди, которые не заботятся о том, чтобы следить за своим поведением, чтобы соответствовать социальной ситуации (низкий самоконтроль), с большей вероятностью будут вести себя последовательно в соответствии со своей личностью в разных ситуациях. Они будут вести себя одинаково, например, в разных группах друзей.

Некоторые характеристики личности также являются более доминирующими для данного человека, чем другие характеристики, и эти характеристики с большей вероятностью будут влиять на поведение человека в различных ситуациях. Человек может быть крайне невротичным и слегка общительным. Можно было бы ожидать, что такой человек большую часть времени будет встревожен, независимо от ситуации, но лишь изредка дружелюбен. Точно так же некоторые личностные черты имеют тенденцию быть сильными у разных людей. Например, экспрессивные черты проявляются в речи, жестах, манерах человека. Люди с очень живым характером, независимо от того, где они находятся, будут громко говорить, преувеличенно жестикулируя руками. Слабые черты личности зависят от ситуации. Например, некоторые люди больше заботятся о том, чтобы произвести положительное впечатление, чем другие. Эти люди могут вести себя по-разному с людьми, на которых они хотят произвести впечатление (например, на первом свидании), и с людьми, на которых они не хотят произвести впечатление.

Типы поведения

Кроме того, личность может лучше предсказать, как люди обычно будут действовать (в разных ситуациях), чем в конкретной ситуации. Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать поведение человека в одной ситуации, следует измерить поведение человека, усредненное по многим ситуациям, чтобы изучить взаимосвязь между личностью и поведением. Например, нечестный человек может не списывать на конкретном экзамене в школе, но он будет склонен к более нечестному поведению в разных ситуациях (списывание в школе, списывание налогов, ложь и т. д.), чем тот, кто нечестный. честный. В общем, важно иметь хорошие показатели поведения. Такие показатели поведения должны быть получены посредством оценки несколькими оценщиками, которые хорошо знают человека, должны быть непосредственно наблюдаемы и связаны с интересующей характеристикой личности, и должны быть получены для нескольких ситуаций во времени.

Импликации

Оказывается, связь между личностью и поведением очень похожа по силе на связь между ситуацией и поведением. Связь между личностью и поведением (или между ситуацией и поведением) позволяет исследователям примерно в 70% случаев правильно прогнозировать поведение человека. Следовательно, личность и ситуации важны для прогнозирования поведения.

Для предсказания того, как человек обычно будет действовать в большинстве ситуаций, более целесообразно использовать личность, а не то, как люди будут действовать в конкретных ситуациях. Это связано с тем, что сама ситуация часто меняется и влияет на поведение человека. Иногда поведение можно предсказать в основном по личности. Личность, вероятно, больше влияет на поведение в ситуациях, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы привести свое поведение в соответствие с ситуационными требованиями, или когда ситуация слаба (нет установленных социальных правил). С другой стороны, ситуация будет играть большую роль в поведении, если ситуация сильна (четкие социальные требования) или если человек заботится о том, чтобы его или ее поведение соответствовало требованиям ситуации.

Наконец, хотя ситуации часто влияют на поведение людей, люди также выбирают и влияют на ситуации, в которых они оказываются. Личности людей влияют на типы ситуаций, в которые они попадают. Это увеличивает вероятность того, что они будут демонстрировать определенное поведение. Например, общительные люди чаще посещают вечеринки, чем застенчивые. Посещение вечеринки дает им больше возможностей для проявления общительности и может фактически увеличить это поведение с течением времени. В свою очередь, поведение человека может влиять на атмосферу самой вечеринки (ситуацию).

Ссылки:

  1. Кенрик, Д. Т., и Фандер, Д. К. (1988). Извлечение выгоды из полемики: уроки дебатов о человеке и ситуации. Американский психолог, 3, 23–34.
  2. Мишель, В. (1968).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *