Личности психологии – Психология личности — Википедия

Психология личности

Отечественная психология осознает необходимость осмысления путей дальнейшего развития. Целостное, более широкое понимание феномена человека становится главным направлением поиска. Усилиями многих авторов вырабатывалась линия на гуманитаризацию отечественной психологии, которая сегодня активно воспринимается всем профессиональным сообществом психологов.

В этом вопросе особая заслуга принадлежит Б.С. Братусю, который ввел термин «гуманитарная психология».

Психику как особый инструмент отражения мира и ориентировки в нем, изучала естественнонаучная психология. Но человек является существом родовым, безмасштабным, самотрансцендирующим. Человек, как подчеркивал В. Франкл, это больше, чем психика, человек – это дух.

Замечание 1

Идея включения психологических проблем человека, его сущности, развития в исследовательское поле психологии, неоднократно выдвигалась в отечественной психологии. Еще С.Л. Рубинштейн в своих последних работах писал о том, что за проблемой психического встает проблема о месте человека в мире, в жизни.

Проблема человека в психологии

Многие науки – физиология, биология, анатомия – занимаются изучением человека, его физических данных, параметров и рассматривают человека как органическое существо. Социология рассматривает человека как единицу социума. Психологическая наука в психике выделяла такие образования, как личность, индивид, индивидуальность, субъект, они объясняют человека, но в определенных границах, потому что человек значительно больше, чем определение в свете этих психических образований.

В человеке П.Д. Успенский различает две основные подструктуры – сущность и личность:

  1. Сущность человека – это врожденные духовные и наследственные устойчивые природные свойства человека. Они не могут быть утрачены. Центры простейших психических функций – эмоциональных, половых, интеллектуальных, двигательных, инстинктивных – определяются сущностными природными свойствами. Духовные сущностные свойства определяют развитие сознания, высших эмоциональных и интеллектуальных функций. Внимание к проблеме сущности человека было привлечено в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном;

  2. Личность. В узком смысле слова это качество индивида, формирующееся в деятельности и совместном общении. В широком смысле – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. П.Д. Успенский относит к личности те свойства, которые приобретаются человеком и выражают его отношение к другим людям. Эти свойства, по мнению ученого, могут изменяться и даже утрачиваться, но в жизни человека играют огромную роль. После сущности, считает он, личность в структуре психики занимает второе место. Человеку необходима как личность, так и его сущность и развиваться они должны равномерно, не подавляя друг друга.

Субъект является носителем активности, т.е. активным началом, которое заложено в человеке. Социально значимые отличия человека от других людей являются его индивидуальностью и представляют человека в плане личности и психики как неповторимого. Наличие у человека индивидуальных, только ему присущих свойств, отражают неделимость и целостность субъекта.

Замечание 2

Таким образом, понятие индивид включает понятие субъект и индивидуальность, а в итоге субъективно характеризует черты человека.

Уникальный и сложный внутренний ключ человека – это личность. Она как орудие, или инструмент оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Понятие индивидуальности наиболее полно было разработано Б.Г. Ананьевым, а его основная идея заключалась в том, что индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому. Индивидуальность является свойством любой части этого целого, поэтому необходимо изучать разные виды связи для сохранения системной целостности человека на биологическом, психологическом, социальном уровне. Основываясь на системном подходе, В.С. Мерлин интегральную индивидуальность определяет как целостную систему индивидуальных свойств человека, имеющую три уровня:

  1. Система индивидных свойств организма – биохимические, нейродинамические, общесоматические свойства;
  2. Система индивидуальных психических свойств;
  3. Система социально-психологических свойств – социальная роль в группе, коллективе и др.

Рассматривая индивидуальность человека как систему многомерных и многоуровневых связей, В.М. Русалов выделяет две совокупности свойств: биологические и психологические. Биологической системе соответствует иерархическое строение, высшим уровнем которого являются структурные и функциональные свойства нервной системы.

Формальные свойства разбиты на два класса: формально-динамические, формально-программные. В этом намечается главное противоречие – наличие связей между индивидуальными особенностями, с одной стороны и с другой стороны – в понятии индивидуальности человек воспроизводится во всем многообразии его реальных форм во взаимодействии с другими явлениями.

Социальное начало человека контролирует биологическое. В превращении биологического индивида в социально-биологическую личность, большое значение имеет практика, труд. Занимаясь каким-либо делом, полезным для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть грани своей личности. Индивидом рождаются.

Проблема личности в психологии

Во всей системе гуманитарного знания одной из центральных проблем является проблема личности. Изучающие личность теоретические дисциплины очерчивают её образ по-своему, под своим углом зрения.

Проблему личности по-своему анализирует и философия. С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Личность нельзя познать извне. Н. Бердяев рассматривает личность как что-то неповторимое, уникальное, самоценное, суть которой заключается в её свободе, в духовной реальности, в торжестве свободы над рабством.

Основная часть философов считали, что индивид только тогда становится личностью, когда не замыкается в себе, а вступает в сложные отношения с другими.

В психологической науке понятие личность относится к базовым категориям и широко применяется. Традиционно в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности.

Замечание 3

Слово «личность» в древнегреческом театре обозначало маску, которую надевали актеры перед выходом на сцену. Постепенно это понятие наполнялось новыми смысловыми значениями.

Сегодня в слове личность выделяют два основных смысла:

Несовпадение собственных характеристик человека, с содержанием той роли, которую он выполняет; Социальная типичность исполняемой роли, открытость её другим людям.

Относительно личности в психологической науке можно говорить о четырех аксиомах:

  • Личность присуща каждому человеку;
  • Личность есть то, что отличает людей от животных;
  • Личность является продуктом человеческого развития. Она возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  • Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, отличающая его от других людей.

Замечание 4

На Западе представления о личности как о системе ролевого поведения, нашли отражение в ролевой теории личности, которая в отечественной психологии подвергается резкой критике. По этой теории получается, что человек, включенный во множество социальных групп и, занимая в каждой группе определенное положение, в разных ситуациях должен вести себя по-разному, т.е. выступать в разных ролях. Но, личность это то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Являясь центральной и обобщающей категорией психологии, это понятие не имеет четко выработанного определения, которое было бы признано всеобъемлющим и бесспорным.

Обобщая взгляды на природу и механизмы личностного развития, можно назвать общие моменты:

  • Личность – это особое качество человека, приобретаемое в обществе, личностью не рождаются, ей становятся;
  • Личность характеризует человека со стороны общественных связей и отношений. Личность обозначает особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
  • Способность человека действовать свободно, самостоятельно, ответственно, являются сущностью личности. Личностное поведение является поведением по собственному свободному выбору;
  • Личность – это постоянное развитие.

Внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития акцентирует психология.

spravochnick.ru

Психология Личности

Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценного человека.

Психология личности делает акцент на стремлении создать согласованную картину личности в общей увязке с ее основными психическими процессами. При этом отдельной частью работы является изучение индивидуальных различий людей.

Личность – это общественный индивид, который выступает объектом и субъектом отношений в социуме на протяжении определенного исторического периода, проявляет себя в деятельности, общении и поведении. Проблема личности в психологии рассматривается весьма детально и в разных аспектах.

Личности свойственен целостный духовный облик, определенный темперамент (структура природных свойств), способности (волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства) и направленность (интересы, идеалы, потребности). Эти особенности зависят от психических свойств человека, характеризующих уровень активности и обеспечивающих приспособление индивида к воздействию раздражителей.

Психология личности уделяет особенно серьезное внимание такому понятию как темперамент, поскольку именно он является основой личности. Темперамент представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, которые определяются динамику его поведения под влияние происходящих психических процессов. Динамика – это темп, ритм, интенсивность, продолжительность психических процессов и некоторые внешние поведенческие особенности (подвижность, быстрота реакций, активность  и т.д.). Темперамент не характеризует взгляды, убеждения, интересы, не определяет возможности, не отражает ценность личности, а лишь отражает ее динамичность.

Изучается личность не только психологической наукой. Свои теории имеют юристы, социологи и другие специалисты.

Психология личности различает личность и индивидуальность. Под индивидуальностью понимают особенности определенного человека, которые делают его непохожим на окружающих. В широком смысле понятие личности близко к понятию индивидуальности. В узком смысле под личностью понимают человека, который сам строит собственную жизнь, выступая при этом ответственным субъектом собственного волеизъявления.

Описаний личности существует множество. Психологи разных школ и направлений дают этому понятия разные определения. Это связано с отличиями их взглядов. Разночтения возникают по вопросам уровня развития личности, механизмов ее развития и прочих особенностей.

В различных психологических теориях личность выступает центральным понятием. Каждый психологический подход имеет свою теорию. Наиболее значимые теории личности в зарубежной психологии – это психодинамическая, диспозициональная, поведенческая, феноменологическая, когнитивная.

В психологической науке выделяется множество направлений — образовательное, бихевиоральное, психоаналитическое, религиозное, психодинамическое, гуманистическое, трансперсональное, реалистическое и другие. Поэтому каждое из них исследует проблему по своему, видя по-разному ее природу. Из этого вытекают особенности видения возможностей развития, роста и жизнедеятельности личности.

Кроме того, в психологии выделяют крупные разделы: общую, социальную, психологию личности, семьи, развития, возрастную, патопсихологию, психотерапию. Все эти особенности и объясняют существование разных взглядов на понимание и трактовку проблемы личности в психологии.

Психология личности  имеет подразделы: диагностику и дифференциальную психологию; эмоционально-волевую сферу личности; изучение причин поведения, мотивов и потребностей; развитие личности.

fb.ru

Понимание личности в психологии | PSYERA

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

  1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов я стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
  2. Личность рассматривается как система черт — относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
  3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных «планов.
  4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена,  но возникает в результате культурного и социального развития.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфически человеческое образование, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Личность — это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве “Я”, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью—это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них. ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

  1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и “личность”. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, хотя, с другой стороны, личность — это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
  2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
  3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).
  4. Личностью не рождаются — личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
  5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.

Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:

  1. психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей;
  2. закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т. д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации.

Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; здесь изменчивость личности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную логику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удовлетворению социальных ожиданий.

psyera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *