Личностная зрелость – DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Что значит быть зрелой личностью, психология зрелости

Можно много говорить о самосовершенствовании и стремлении стать самодостаточной личностью, но если вам не свойственна психологическая зрелость, то значит вы все еще далеки от своего идеала.

Нельзя считать себя зрелым, если в глубине вас до сих живет маленький ребенок, не готовый объективно оценивать себя, свои поступки и нести ответственность за них. Хамство по отношению к другим людям, неумение держать себя в руках и признавать свои ошибки – все это говорит о незрелости.

Всю свою сознательную жизнь человек находится во взаимодействии с окружающими – это помогает ему во внутреннем развитии. Нет гарантий, что каждое взаимодействие будет успешным, но с другой стороны – без трудностей и преград не бывает прогресса.

Но что значит быть психологически зрелой личность? Какие стадии зрелости существуют и какие сложности могут встать на пути человека в каждой из них?

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30. Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Психология зрелости

Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.

Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.

Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.

В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.

Важно

Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.

Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.

Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.

Стадии психологической зрелости

Процесс становления зрелой личности весьма длителен и проходит несколько этапов, которые у нормально развивающегося человека соответствуют конкретным периодам физиологического и психического развития.

В некоторых случаях степень зрелости может замереть в своем формировании и даже остаться на всю жизнь, так и не приведя к финальной цели.

На сегодняшний день психологи определили следующие 4 стадии «созревания» личности:

  • Инфантильная. Данная стадия присуща людям с детской моделью поведения. Такой человек не стесняется себя и своих особенностей и без страха демонстрирует себя окружающим. Он открыто воспринимает мир и себя, не обращая внимания на негативные стороны. Как и маленькие дети, инфантильные личности испытывают острую потребность в любви и заботе и не готовы брать на себя ответственность за что-либо. Внешне они представляются этакими легкими на подъем оптимистами, не имеющими особых привязанностей. Но стоит им столкнуться с первой же жизненной трудностью и весь оптимизм уходит на задний план, а все силы направляются на поиск того, кто возьмет на себя урегулирование проблем.
  • Адаптационная. В случае адекватного развития личности данная стадия соответствует подростковому периоду взросления. В это время человек изо всех сил стремится познать окружающий мир и найти свое в нем место. Все силы направлены на самоутверждение и попытки доказать собственную значимость. Одной из самых явных потребностей можно считать тягу к самостоятельному принятию решений, несмотря на несформировавшуюся ответственность. Такую личность отличает эмоциональная нестабильность и склонность к максимализму, отсутствие терпения к себе и другим людям. Взрослый человек, находящийся на этой стадии развития, вполне способен организовать свой бизнес, но не сможет долго держаться на плаву и не строит романтические или дружеские отношения.
  • Исследовательская. Данная стадия характерна юношам и девушкам, находящимся в активном поиске себя. Человек зачастую оспаривает общепризнанные идеалы и ищет собственные. Помимо этого, идет бурное становление эмоциональной сферы, развивается склонность к эмпатии, формируется личная ответственность за родных и близких. Некий максимализм еще сохранился, но все чаще проскальзывает явная терпимость к чужому несовершенству.
  • Взрослая. Стадия характеризуется всеми признаками зрелой личности. Приходит осознание и принятие реальности окружающей действительности, своей роли в реальной картине мира, достигается внутренняя гармония и появляется потребность в создании условий для ее поддержания.

blizosti.net

Личностная зрелость и незрелость, как они взаимосвязаны

Все мы взрослые люди. Но взрослость – не показатель зрелости. Личностная зрелость — это уровень развития человека, при котором идет ориентация на собственные принципы и ценности. Чем же отличаются зрелые личности?

Личностная зрелость и незрелость.

Зрелых людей не мучают призраки прошлого, у них все ясно в настоящем, они занимаются делом. Такой человек в состоянии сам сознательно выбирать новое и идти к нему.

Люди же, которые живут иначе, делают тоже иначе. Их заставляют двигаться только какие-то неприятные события. Причина шевелиться – невозможность терпеть дальше.

Это первое, что отделяет эмоционально личностно взрослых людей от несостоявшихся. Одни идут туда, где страшно, потому что знают, что там их мечта. А другие бегут, куда угодно.

Эмоционально зрелые личности умеют себя мотивировать. Например, люди, которые тренинг оплатили уже, материал воспринимают иначе. Они прямо вгрызаются в него. Они четко решили для себя жизнь поменять. И делают на результат.

На своем примере знаю. В последнее время я решил сконцентрироваться на индивидуальном обучении. Пусть у меня будет меньше клиентов, но я про каждого буду все знать и вести их более эффективно. Самый лучший способ измениться – найти человека, который тебе в этом поможет. И, как ни странно, но желательно за хорошую сумму, ощутимую для тебя. Это будет большим стимулом для работы. И вот я нашел необходимого человека, заплатил ему и, с его помощью, поменял направление деятельности.

Как поступают эмоционально зрелые личности, когда надо что-то изменить в жизни? Сначала принимают решение. Далее решение подкрепляется инвестициями своего времени, энергии, финансовыми ресурсами. И потом начинают активно действовать.

Эмоционально незрелые личности бегут от неприятностей и трудностей. Любые жизненные ситуации приводят к бегству. Причем направление совершенно не важно! Но, как правило, избегание одной трудности приводит к другой. Например, люди уходят из плохих отношений, но начинают еще хуже. Или уходят с плохой работы, потому что там к ним относились недостаточно хорошо, и устраиваются на работу, где к ним относятся еще хуже.

Какая главная польза в личностной зрелости и как её обрести?

Личностная зрелость помогает в адаптации. Социально успешные люди не только легко адаптируются, но и могут влиять на окружающую среду. Они перестраивают свое окружение согласно своим целям и ценностям. Решения принимаются не сиюминутно, а согласно своим убеждениям, которые формировались не один год. Ситуации разбираются эффективно, и ищется оптимальное решение.

Если ты понимаешь, что еще недостаточно созрел, что тебе не хватает знаний для формирования своей системы ценностей, то начни обучение! Начни хотя бы с бесплатных источников. Ты можешь стать зрелой личностью в любое время.

denischernakov.ru

Личностная зрелость сквозь призму возрастного и индивидуального развития Текст научной статьи по специальности «Психология»

А. Г. Портнова

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОЗРАСТНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития психологической науки особую важность, как и предсказывал Б. Г. Ананьев, представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Необходимость интегрального подхода предполагает учет данных, получаемых в различных отраслях психологии, а также в других науках о человеке, рассматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия в развитии1.

Современное состояние проблемы актуализирует междисциплинарный и межотраслевой подходы к анализу зрелости личности. Их реализация позволит, на наш взгляд, комплексно и прицельно осуществлять поиск маркеров, критериев, признаков зрелости личности в целях их последующей практической оценки.

Такие науки, как биология, социология, право, педагогика, философия, этика содержат сведения о специфичных для них характеристиках здорового, зрелого, полноценно функционирующего человека. В отраслях психологии представлены отдельные аспекты психологического знания о признаках зрелости личности (дифференциальная, социальная психологии, психология личности и психология развития).

Акмеология, онтопсихология, культурная антропология, социальная педагогика, новые синтетические дисциплины, образованные на «стыке» наук социального и биологического циклов и отраслей психологии, характеризуются, прежде всего, конструктивностью и практической направленностью. Данные дисциплины стали концептуальными звеньями в системе наук о человеке, человекознании, развивая идеи Б. Г. Ананьева и Е. Ф. Рыбалко, интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии человека, о процессе достижения зрелости. Именно здесь, по нашему мнению, могут быть обнаружены самые емкие, системные критерии зрелости личности.

Важность подобных вопросов определена Е. Ф. Рыбалко при формулировании предмета возрастной и дифференциальной психологии. В перечне наиболее существенных проблем психологии развития она выделяет научное обоснование возрастных норм развития различных психофизиологических функций, определение эталонов зрелости индивида, личности, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные период его жизни, научное прогнозирование развития личности. Неслучайно в вышеприведенном перечислении центральное место отведено проблеме зрелости личности, поскольку изучение данной проблемы влечет за собой существенные открытия и способствует решению других проблем. Успешное формирование гармонически и всесторонне развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития2.

Е. Ф. Рыбалко рассматривает личность с разных позиций: с позиции ее становления как структурного образования, с точки зрения ее жизненного пути, во взаимосвязях с индивидной организацией в разные периоды детской и взрослой жизни. Особое внимание

© А. Г. Портнова, 2008

при этом ученый уделяет становлению индивидуальности как итогового и целостного продукта индивидуального развития, где осуществляется конвергенция индивидных и личностных характеристик человека под влиянием фактора деятельности3.

Жизненный путь человека — это история формирования личности в конкретном обществе как объекта и субъекта исторического процесса и общественного поведения. «Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной

о 4

программой — целями и смыслом жизни».

Целостный подход к индивидуальному развитию позволяет выявить соотношение стадий жизненного пути и онтогенеза. Периодизация жизненного цикла включает в себя стадии как онтогенеза, так и жизненного пути. Индивидуальное развитие, пишет Елена Федоровна, сочетает в себе разные типы развития, имеющие свою специфику как с точки зрения содержания, поскольку речь идет о развитии или индивидных, или личностных свойств, так и в плане внешних и внутренних факторов, обусловливающих этот сложный и разнородный процесс.

Е. Ф. Рыбалко называет основные черты и феномены взаимосвязей онтогенеза и жизненного пути на протяжении всего жизненного цикла человека. Дивергенция развития личности и индивида выражается в сохранении относительной самостоятельности, что позволяет диагностировать степень выраженности их свойств. Конвергенция индивида и личности может рассматриваться двояко: с точки зрения роли личности в онтогенезе индивидной организации и в плане влияния индивидных характеристик на становление личности5. Результатом внутренней конвергенции биологического и личностного развитий являются, наряду с сензитивностью в индивидном развитии, периоды повышенной впечатлительности по отношению к социальному окружению, которые имеют место и при формировании личностной сферы, что характерно, в частности, для подросткового возраста. Е. Ф. Рыбалко обращает внимание на тот факт, что Б. Г. Ананьев характеризует состояния повышенной восприимчивости ребенка к социокультурным и педагогическим воздействиям через комплексные признаки взаимосвязанных функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, воспитания. Эта сенсибилизированность функций является эффектом взаимосвязи «созревания» функций и научения сложным системам действия, что обеспечивает более высокий уровень функционирования психики. Е. Ф. Рыбалко полагает, что, с одной стороны — взаимосвязи функций, а с другой — усвоение умственных и практических действий усиливают эффект индивидуальной сензитивности.

Смысл феномена сензитивности состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для онтогенеза в его многообразных формах и на различных его этапах. При этом в создании наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности и реализации потенциальных возможностей личности все более усиливаются роли социальных условий, жизненного пути личности.

Примером, демонстрирующим взаимосвязи личностных и индивидных свойств, по мнению Е. Ф. Рыбалко, является неспецифическая адаптационная реакция человека при появлении угрожающих факторов, смертельной опасности. Стрессогенный эффект зависит от интенсивности требований к адаптационным способностям человека. «В зависимости от характера взаимодействия человека со средой и, прежде всего, с социальными условиями могут происходить генетические изменения в механизме адаптации и преждевременное старение организма. Другой момент состоит в том, что адаптация на всех уровнях взаимодействия регулируется положительным, отрицательным и безразличным отношением,

что дает возможность управлять своим поведением, подчинять его сознательному контролю. Иначе говоря, речь идет о ведущей роли личности как в возникновении, так и в преодолении стресса и дистресса»6.

Елена Федоровна пишет о психосоциальной устойчивости в условиях блокады Ленинграда, объясняя ее солидарностью людей, объединенных общей целью. По ее мнению, мнению человека, пережившего ужасы блокады, солидарность является лучшим способом помочь каждому человеку переносить тяготы и лишения.

Наряду с личностным фактором, Е. Ф. Рыбалко, вслед за Г. Селье, выделяет роль деятельности, которая может способствовать возникновению стресса, если имеют место постоянные порицания, неудачи и отсутствие цели. В то же время успешная деятельность, какой бы она ни была напряженной, почти или вовсе не приводит к дистрессу. Признание усиливает удовлетворенность работой и повышает возможности сопротивления стрессу. Таким образом, интенсивность и длительность переживания стресса зависит от социальноличностных факторов. Длительные отрицательные переживания, в свою очередь, могут приводить не только к функциональным, но и к генетическим изменениям индивидной организации. Взаимодействие природных и личностных компонентов, приводящее к негативным глубинным сдвигам в адаптационном механизме, оказывает влияние на весь ход индивидуального развития, ускоряя процессы старения. Напротив, личностный самоконтроль поведения, умеренные нагрузки и тренировки, деятельностный фактор и здоровый образ жизни в совокупности оказывают обратное, позитивное влияние на укрепление общего адаптационного синдрома, замедляя инволюционные процессы и отодвигая сроки наступления старости.

Итак, первая особенность взаимовлияния жизненного пути и онтогенеза состоит в том, что личность, ее система отношений, ее образ жизни и социальное окружение могут оказывать воздействие на все уровни индивидной организации (генотип, первичные и вторичные свойства) в течение всей жизни человека. Причем влияние личностного фактора на онтогенез может иметь как позитивный, так и негативный характер. Изменения, происходящие в генотипе, оказываются наиболее стойкими и влияют противоположным образом на личность и ее образ жизни. В итоге характер «переплетения» этих двух рядов и изменения, которые происходят как в индивидной организации, так и в личности, влияют на весь ход индивидуального развития, создавая внутренние и внешние условия для долголетия или, наоборот, для преждевременного старения человека.

Другая существенная особенность индивидуального развития состоит в возможности изменения сроков прохождения основных стадий жизненного цикла как результата взаимовлияния индивидных и личностных свойств. Такого рода сдвиги имеют место в истории человечества и носят видовой характер, проявляясь в той или иной мере у представителей новых поколений.

Разнообразный характер взаимовлияния генетической программы человека и исторических условий его существования, опосредуемого личностными характеристиками, проявляется в изменениях временной структуры онтогенеза и обнаруживается в феноменах изменчивости временных параметров развития человека, акселерации физического, эмоционального и интеллектуального развития, что, в свою очередь, влияет на психический облик и систему личностных отношений последующих поколений.

Еще одним следствием такого рода взаимодействия наследственности и среды, фиксируемого в генотипе, являются, как указывается выше, сензитивные периоды развития, где отчетливо выражена предрасположенность и повышенная восприимчивость тех или иных

индивидных структур в конкретные моменты их созревания к определенным внешним (социальным и природным) воздействиям, к воздействиям обучения и воспитания. Одни и те же воздействия могут иметь разный, положительный или отрицательный, эффект в зависимости от того, в каком возрасте осуществляются эти воздействия7.

Сенситивные периоды развития, как правило, выделяются авторами в современных моделях возрастной периодизации психического развития человека, которые позволяют наиболее полно представить закономерности изменчивости психики.

Расхождения различных периодизаций, несовпадения границ по различным периодам связаны, по мнению Е. Ф. Рыбалко, с противоречивостью психического развития, обусловленного действием временных закономерностей, неравномерностью и гетерохронностью, с топологической сложностью различных фаз, динамикой соотношений биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека.

Анализ различных моделей периодизации психического развития, проведенный в ходе данного исследования, позволяет сделать ряд важнейших выводов.

Во-первых, не все периодизации содержат взрослость (зрелость) как отдельный возрастной этап психического развития. При этом большая часть периодизаций психического развития, в которых этот возрастной этап присутствует, предусматривает взаимозаменяемость терминов «взрослость» и «зрелость».

Отчасти это объясняется тем, что периодизации разработаны специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, М. В. Ермолаева приводит древнюю китайскую классификацию возрастов, где зрелость разделяется на четыре периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак, с 30 до 40 — возраст выполнения общественных обязанностей, с 40 до 50 — познание собственных заблуждений, с 50 до 60 — последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраст с временами года и, соответственно, выделял два периода зрелости: периоды лета (20-40 лет) и осени (40-60 лет). По международной возрастной периодизации (1965) средний (зрелый) возраст также разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 лет для мужчин и 21-35 лет для женщин, второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). В. В. Бунак (1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста: взрослый период (первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин, второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 лет для женщин) и зрелый период (первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин, второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин). Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит ее на четыре стадии: 1) ранняя взрослость, 21-25 лет; 2) средняя взрослость, 25-40 лет; 3) поздняя взрослость, 40-55 лет; 4) предпенсионный возраст, 55-65 лет8.

Очевидно, что синонимичность понятий «зрелость» и «взрослость» затрудняет поиск подходов к исследованию проблемы. Даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и субъектно-деятельностной (профессиональной) зрелости. Эти два понятия не являются тождественными и описывают разную психологическую реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека9.

Если определение взрослости как наиболее продолжительного периода онтогенеза, характеризующегося тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,

интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, встречающееся в учебной литературе по возрастной психологии и психологии развития, является общепризнанным, то сказать подобное о дефинициях зрелости не представляется возможным.

Понятие зрелости относится, по мнению В. А. Кольцовой, к многозначным. В обыденном языке оно используется для характеристики проявлений разных сторон субъективного мира человека. Исследователь делает вывод, что речь идет о высоком уровне развития характеризуемого явления, об эффективности функционирования той или иной подструктуры психики человека. Между тем, несмотря на столь широкое обыденное толкование и использование этого понятия, в психологической науке проблема зрелости принадлежит к относительно молодым областям знания10. Понятие зрелости личности в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Эти аспекты определенным образом взаимосвязаны.

В. М. Русалов высказывает предположение о том, что психологическая зрелость является множественной характеристикой, проявляющейся на различных уровнях человека, от субъекта до индивида, в разных возрастах. Им выделяется два типа зрелости: дефинитивный и акмеологический. Первый тип зависит от биологических свойств человека, второй тип зрелости характеризует «достижение психическими образованиями своего наивысшего (акмеологического) значения, обеспечивающими человеку так называемый личностный рост, наивысшие уровни его развития»11.

Проведенное совместно с Л. А. Головей исследование возрастно-психологических понятий «взрослость» и «зрелость» посредством метода концептуальной лингвистики позволяет заключить следующее.

Взрослость определяет возрастное состояние, характеристику процесса физического роста, статус. Зрелость является положительным качеством, которое характеризует уровень развития личности с точки зрения «достижения». Зрелость достигается в процессе развития и выступает интегральной характеристикой, описывающей особенности функционирования человека в конкретном жизненном контексте.

Е. Ф. Рыбалко обращала внимание на различия между взрослостью и зрелостью, употребляла эти понятия в различных смысловых контекстах. Период взрослости Е. Ф. Рыбалко считает «…наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности» 12.

В последнее время активизировалось обсуждение феномена и категории зрелости в отечественной психологии. Психологи, как теоретики, так и практики, используют категорию «зрелость» в своих научной и практической работах13.

Е. А. Сергиенко выделяет четыре направления анализа содержания понятия «зрелость», используемые в психологии: зрелость как стадия развития, как общая тенденция развития, как результат достижения дефинитивной стадии развития и как развитие разных модулей психической организации (эмоциональная, интеллектуальная, нравственная, социальная, а также биологическая зрелость). Зрелость, по мнению Е. А. Сергиенко, — это динамическая характеристика, не достижение определенного уровня, а способность к достижениям, объединяющая и универсальную, и уникальную составляющие этого процесса14.

Однако до сих пор нет исследований, в которых были бы соотнесены параметры зрелости человека на всех уровнях его организации.

Л. А. Головей высказала предположение, что соотношение разных уровней зрелости человека (индивидной, личностной, субъектной), их взаимодействие, непротиворечивость могут выступать в качестве интегральных показателей целостности индивидуальности15. Кроме того, в современных периодизациях возрастного развития используются как метрическая характеристика нормы возрастного развития, так и топологическое свойство возраста, выраженное в стадии становления психологических функций, личности в целом16. «Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. Следует считать односторонними и устаревшими представления о возрастных особенностях человека как чисто биологических феноменах»17.

Процессы роста, развития Б. Г. Ананьев считал все более опосредующимися накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Особенно характерно это, по мнению Б. Г. Ананьева, для периодов зрелости, возрастные различия между которыми «перекрываются» типом индивидуального развития, характером деятельности (практической, профессиональной).

Возраст является интегральной характеристикой человека и относится ко всем уровням психологической макроструктуры человека. До настоящего времени встречаются попытки определить возраст как конкретную, относительно ограниченную во времени ступень психофизического развития любой личности, которая характеризуется совокупностью закономерных психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Подобное описание может быть отнесено лишь к метрической составляющей возраста. Данный аспект, без сомнения, важен в социально-психологических, социологических и других исследованиях, поскольку права и обязанности граждан, по действующему законодательству, наступают в соответствии с метрическим, календарным возрастом. Однако такой характеристики зачастую бывает недостаточно для изучения и определения специфики развития, статуса, условий и форм жизнедеятельности конкретного человека.

Условия жизни (религиозные, политические, экономические, социальные, экологические и пр.), в которых проходили формирование, развитие, жизнедеятельность человека, могут иметь общие характеристики в определенный конкретно-исторический период, но они обладают и индивидуальным своеобразием. Большое значение имеют и наследственный фактор, и образ жизни, избранный человеком или навязанный ему извне социальным окружением или жизненной ситуацией. Не существует жестких метрических границ начала и завершения каждой стадии индивидуального развития. Для процессов роста, созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. С учетом влияния внешних и внутренних причин количественные и качественные характеристики развития, процессы становления личности, личностного роста, а значит и их итоги, к определенному периоду времени будут индивидуальными.

В индивидуальном развитии современного человека, как утверждает Е. Ф. Рыбалко, в периоды роста и старения усиливается действие законов гетерохронии и неравномерности. Ученым выделены три типа гетерохронии: внутрииндивидная, внутриличностная и разновременность онтогенеза и жизненного пути. Последний тип гетерохронии проявляется в том, что личность может достигать социальной зрелости по различным параметрам раньше, чем наступит физическая зрелость человека как индивида, и наоборот.

Контекст развития в период взрослости связан с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности18.

Б. Г. Ананьев характеризует зрелость в личностном плане как этап активного включения человека в общественную деятельность, имеющего, по его мнению, «фундаментальное значение для жизненного пути человека», формирования его как личности и субъекта деятельности19. В этом плане характерно выделение им «трудовой зрелости», определяемой как достижение «полного объема трудоспособности» и «гражданской зрелости», критерием которой является превращение человека в юридически дееспособное лицо, субъекта 20

гражданских прав .

Е. Ф. Рыбалко также обращала внимание на то, что в период взрослости происходит усиление социального развития личности за счет включения ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, что, несомненно, требует мобилизации адаптационных ресурсов человека, в т. ч. и индивидных. А процесс развития личностной зрелости зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Е. Ф. Рыбалко указывала, что онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидных и личностных свойств человека. Благодаря выделенной ученым специфике психического развития, заключающейся в том, что возрастные особенности различных форм психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью, стало возможно не синонимизировать возрастно-метрическое понятие «взрослость» и индивидуальнотопологическое понятие «зрелость».

Объяснение развития возможно при четком понимании итоговой детерминации на каждом возрастном этапе, т. е. при хорошем представлении о состоянии системы развития на каждом конкретном этапе, приближение к которому и которое являются признаками его достижения. Однако, сосредоточившись лишь на описании характеристик максимально развитых, зрелых личностей, исследователь утратит способность к прогнозированию развития, формирования личности, если не будет учитывать фактический склад личности, оценивать актуальные состояния, в т. ч. и дезадаптивные, способные стать источником личностного роста, движения к зрелости21.

Сопоставление первоначальной и наиболее развитой (на которой достигается зрелость) стадий психического развития составляет основу для анализа промежуточных стадий и форм. Зрелость личности может быть рассмотрена в контексте психологических эффектов развития как его результат.

Как показал Б. Г. Ананьев, результатом развития человека как индивида в ходе онтогенеза является достижение биологической зрелости. Результатом развития психосоциальных качеств человека как личности в рамках жизненного пути становится достижение социальной зрелости. При этом развитие человека как субъекта трудовой и умственной деятельности характеризуется достижением им трудоспособности и умственной зрелости.

Зрелость может характеризовать соотношение уровня развития человека в соответствии с требованиями к адаптации, развитию, функционированию человека в целом. В ходе развития зрелость выступает критерием и условием успешной реализации новых ролей и статусов, функций, биологически и социально обусловленных. Для Б. Г. Ананьева зрелая личность — это личность общественно активная, это гражданин страны в полном смысле слова. Пока человек функционирует как личность, он участвует в политической жизни страны,

интересуется культурой, окружающими его людьми. Характерным для зрелой личности, как считает Е. Ф. Рыбалко, являяется создание собственной среды, благоприятной для «развития и самореализации».

Одним из основных направлений современного изучения взаимовлияния онтогенеза и жизненного пути являются исследования корреляционных отношений и связей личностных и индивидных характеристик во взрослый период жизни22. Эти связи, по мнению Е. Ф. Рыбалко, характеризуются высокой динамичностью и демонстрируют со своей стороны тенденцию к усилению целостности индивидуального развития, к появлению нового внутреннего контура его саморегулирования. Процессы структурообразования личностных и индивидных свойств усиливаются и усложняются в условиях разнообразных видов деятельности, что свидетельствует об интегрирующей роли деятельностного фактора, оказывающего таким образом влияние на ход индивидуального развития в целом.

По меткому выражению В. А. Кольцовой, « психология зрелости — это еще пока только приоткрытая страница, требующая дальнейшего всестороннего изучения. Перспективным представляется, в частности, реализация дифференцированного подхода к феномену зрелости. Очевидно, что человек в разное время достигает зрелости как субъект деятельности, познания и общения, как личность. В одни периоды наиболее интенсивно осуществляется его формирование как субъекта познания, в другие — как субъекта труда и общения. При сформирован-ности интеллектуальной зрелости может иметь место гражданская или трудовая незрелость. Высокий уровень развития человека как субъекта общения может сочетаться с недостаточным интеллектуальным потенциалом или несформированностью нравственной позиции»23.

В настоящий момент происходит актуализация проблемы социальной зрелости, которая характеризуется активным включением человека в трудовую деятельность и социальную жизнь, его максимальной реализацией как субъекта общественной жизнедеятельности, сформированностью социально-значимых целей, ценностей и мотивов, наиболее полным раскрытием его творческих потенциалов и гражданской позиции.

Итак, развивая идея Е. Ф. Рыбалко о возрастной изменчивости характеристик личностной зрелости, можно высказать следующие соображения.

Личностная зрелость подчиняется общим законам онтогенетического развития и характеризуется гетерохронностью. Формирование параметров личностной зрелости проходит ряд этапов, в ее развитии чередуются сензитивные, критические периоды и периоды стабилизации. Формирование личностной зрелости обусловливают как внутренние, так и внешние факторы. Кроме того, содержание личностной зрелости, ее структурно-функциональные характеристики должны определяться задачей развития каждого возрастного периода.

До настоящего времени в психологии проблема личностной зрелости чаще рассматривалась в аспекте изучения ее структурных компонентов, но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ данных составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в т. ч. на разных этапах возрастного развития.

Представление о системном характере личностной зрелости предполагает, что она является интегральной характеристикой, механизмом организации жизнедеятельности чело -века, во многом определяющем успешность его жизни, жизненного пути, профессиональной деятельности, самореализации.

По нашему мнению, зрелость представляет собой многомерное, разноуровневое качество личности, обладающее структурными, динамическими свойствами.

В целом, функцией личностной зрелости является преобразование (регуляция) процесса развития в целенаправленный, системный, личностно-обусловленный процесс,

приобретающий индивидуальные черты как в средствах, условиях, так и в целях данного развития. Зрелость выступает качеством личности, обусловливающим способы осуществления и самоосуществления, организующим жизненный путь личности, его направление, стратегии прохождения, регулирующим сложную систему отношений личности к окружающему миру и самому себе (к результатам собственной деятельности) и иерархизованность данной системы.

В работах Е. Ф. Рыбалко заложены основы будущих исследований, основным положением которых станет интеграция знаний о закономерностях возрастного и индивидуального развитий личности. Разработка психологической концепции зрелости как системного качества личности на основе анализа возрастного, дифференциального аспектов с учетом данных других наук позволит решить ряд актуальных проблем психологии, связанных с вопросами онтогенеза и развития, вариативности проявлений зрелости в поведении.

I Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 229.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 229.

3 Проблема индивидуальности в психологии / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

4Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 105.

5 Проблема индивидуальности в психологии / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

6 Проблема индивидуальности в психологии / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993. С. 43.

7 Проблема индивидуальности в психологии / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

8 Ермолаева М. В. Психология развития. М., 2007. С. 224.

9 Проблемы общей акмеологии / А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Грищенко и др. СПб., 2000.

Кольцова В. А. История разработки проблемы психологии зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 108-127.

II РусаловВ. М. Психологическая зрелость: Единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 5. С. 84.

12 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 229.

13 Журавлев А. А., Сергиенко Е. А. Предисловие // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 5-12.

14 СергиенкоЕ. А. Зрелость: Молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 13-28.

15 Головей А. А. Вклад Б. Г. Ананьева в психологию развития // Борис Герасимович Ананьев — выдающийся психолог XX столетия: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2007» / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. СПб., 2007. С. 67-79.

16 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 229.

17 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 8

18 Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М. В. Гомезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. М., 2005.

19 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Памятники психологической мысли. М., 2000. С. 114.

20 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Памятники психологической мысли. М., 2000. С. 79.

21 АаакЯ. тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. М.; Воронеж, 1996.

22 Проблема индивидуальности в психологии / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993. С.49.

23 Кольцова В. А. История разработки проблемы психологии зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 126.

cyberleninka.ru

Сибирский психологический журнал / Сибирский психологический журнал (СПЖ)

«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Адресован профессионалам в области психологии, педагогики и других наук о человеке.

Тематика журнала:
«Сибирский психологический журнал» публикует теоретические и экспериментальные работы по общей психологии, педагогической психологии, психологии индивидуальных различий, психологии личности, истории психологии, психологии труда, клинической психологии, социальной и организационной психологии, юридической психологии и коррекционной психологии.

Основные рубрики  журнала:
Общая психология и психология личности;
Психология образования;
Клиническая психология и психология здоровья;
Социальная психология 

О
трасли науки и/или группы специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

19.00.01   —   Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07   —   Педагогическая психология
19.00.04   —   Медицинская психология
19.00.05   —   Социальная психология
19.00.13   —   Психология развития, акмеология

Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельство ПИ N 77-12789 от 31 мая 2002 г.). Международным центром ISSN (Париж, Франция) 04 января 2003 года журналу присвоен международный стандартный номер для сериальных изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2411-0809 (Online), ISSN 1726-7080 (Print) 

Наш журнал входит в «Перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».  Письмо Минобрнауки России о Перечне рецензируемых научных изданий от 01.12.2015  №13-6518 .

«Сибирский психологический журнал» (SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY) индексируется в БД Web of Science Core Collection’s Emerging Sources Citation Index,  Scopus.

Сибирский психологический журнал включён в международную базу данных ERICH PLUS (The European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences).

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Информация о публикациях в журнале регулярно по установленной форме поставляется в систему РИНЦ.

Двухлетний импакт-фактор журнала в РИНЦ за 2017 г. составляет 1,011 (0,829 без самоцитирования)

Официальные языки журнала: русский и английский. 
Все публикации осуществляются на некоммерческой основе, т.е. авторы не платят за публикацию.
Сибирский психологический журнал распространяется только по подписке, его подписной индекс 54242 в объединённом каталоге «Пресса России». Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе «Архив»

Адрес редакции:

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, «Томский государственный университет»,
Факультет психологии

Главный редактор:
                                      
Залевский Генрих Владиславович 
Заместитель главного редактора:
Лукьянов Олег Валерьевич, д-р психол. наук, доцент. 
Ответственный секретарь редакции журнала:
Алексеевская Екатерина Олеговна

E-mail: [email protected]  

 

journals.tsu.ru

Личностная зрелость (не будь взрослым, иначе будет больно)

Здравствуйте, уважаемые читатели!  

Наверняка кто-то воскликнет:

«Ну, что же название у статьи?! Ну, при чем здесь взрослость и боль?!».  

А при том, что многие люди остаются в инфантильном состоянии,

т.е. в состоянии детскости, как раз для того, чтобы не чувствовать боли и страданий, которые всегда сопутствуют процессу развития.

И всякая психологическая зрелость, прежде чем стать собой, должна пристально посмотреть в их глаза, а они в ее.

Но инфантильность дарит уютную колыбельку незнания и легкой нечувствительности к трудностям и перипетиям судьбы.

В ней можно жить, отгородившись от всего неприятного и того, что видится чуждым и портящим жизнь.  Инфантильность не требует напряжения.

Ведь если пойдешь туда, куда укажут другие, будешь делать то, что велят «мудрые» мира сего, откажешься от жизненного выбора и связанных с ним трудностей самоопределения, то почувствуешь радость жизни, и, глядишь, урвешь добрый кусок счастья   

Только это будут искусственные радость и счастье, ведь мир и свобода так и останутся недосягаемыми.

Ибо там, где правит установка «как все» или, наоборот, принцип эго-всемогущества, людям подсовывается лишь видимость, пошлая картинка того, что могло бы быть истинной радостью и счастьем, и наполнять смыслом жизнь.

Но это способна подарить лишь психологическая зрелость, свободная от напускной видимости.  

Данная публикация является продолжением предыдущей статьи, вышедшей под названием: «Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)».       

Ниже будут представлены еще несколько признаков, характерных духовно зрелой личности, а далее я вернусь к вопросу о роли страдания в становлении человека.

Личностная зрелость:

ключевые качества и характеристики 

(продолжение)

  1. Реалистичность восприятия мира и своего окружения

Зрелая личность уже не носит розовые очки и воспринимает мир намного точнее и эффективнее, чем не зрелая. Ее восприятие мира не перегружено невротическими занозами перфекционизма и наивного оптимизма.

Психологически зрелый человек не искажает реальность, не подгоняет ее под свои фантазии и потребности.

Он нацелен на постановку и решение реалистичных задач, центрирован на проблеме, а не на самом себе.

  1.  Адекватное (толерантное) восприятие тех, кто не похож на тебя

Это одно из базовых качеств духовно зрелого человека.

У зрелой личности восприятие других людей практически не искажено мешающими жить, неадекватными убеждениями, страхами, эмоциями и домыслами.

Именно поэтому такой человек способен толерантно относиться к людям из других социальных слоев, к людям других национальностей, других вероисповеданий, политических убеждений и просто к инакомыслящим и по-другому видящим этот мир.  

  1. Толерантность к неопределенности

Большинство людей опускает руки перед давлением жизненной неопределенности. Ведь она сеет страх и порождает тревогу, она заставляет тратить огромное количество ресурсов на контроль и организацию.    

Если люди не могут более-менее точно предсказать развитие ситуации, внести в нее четкость и ясность, то, как правило, начинают действовать стереотипно и предсказуемо.

Зрелая личность довольно хорошо переносит ситуации жизненной неопределенности. Она умеет в них действовать, и тревога непредсказуемости не наносит ей какого-либо ущерба

Наоборот, такой человек именно в ситуациях риска и неопределенности раскрывает свои возможности и ресурсы, начинает действовать творчески, нарушая стереотипы и застывшие традиции.

Быть может, это происходит потому, что психологически зрелые люди хорошо осведомлены о своем несовершенстве и о несовершенстве мира, а, значит, принимают неопределенность как необходимость и как основу для развития.   

  1. Здоровое чувство юмора

Сразу прошу, не нужно путать чувство юмора с чувством комического. Комическое – это юмористический ширпотреб, то, что предлагается широкой публике в качестве забавного и веселящего. Другими словами, — это развлекательно-отвлекающий юмор, под пиво и попкорн.

Истинный юмор, как ключевая характеристика зрелой личности, непосредственно связан с мудростью. Он не развлекает, но позволяет познавать истоки мира, глубинные смыслы реальности, он раскрывает ее новые грани и добавляет новые штрихи  

Такой юмор выносит на поверхность золотники истины, обходя далеко стороной унижения других людей, чем часто грешит коммерциализированный и агрессивный, попкорно-пивной юмор толпы.

Истинный юмор есть основа основ психологического здоровья человека. 

  1.      Альтруизм в противовес эгоизму

Психологически зрелая личность способна заботиться о других. Конечно же, такой человек тоже любит себя, но это здоровый эгоизм, а не себялюбие.

Искренняя любовь к самому себе – это основа любви к окружающим, это основа альтруизма, т.е. способности давать и дарить, а не занимать и присваивать, ущемляя и подавляя интересы других людей.

Развитая личность способна на искреннюю и бескорыстную помощь другим людям, поскольку ее чаще заботит мир, но не собственное эго.     


Не хочу сказать, что эти 10 признаков психологически зрелой личности полностью ее характеризуют, но для общего понимания их вполне достаточно.  

На будущее я уже запланировал несколько статей, в которых расскажу о подходах Гордона Олпорта и Абрахама Маслоу к исследованию зрелой личности.   

А в заключение хочу отметить, на мой взгляд, очень важную вещь.

Для того чтобы человек изменился и вырос духовно, необходима боль и страдание   

Страдание субъективно переживается как более или менее сильная нужда в чем-то очень значимом и несущем смысл.

Это переживание невозможности чего-то достичь, неспособности с чем-то справиться, преодолеть какую-то трудность или жизненное препятствие.

Без страдания и боли, риска и неопределенности нет и изменений, а личностная зрелость – это результат их отрезвляющей и пробуждающей активности. Ибо  они заставляют искать и действовать, менять себя и окружающий мир.

(Примеры положительных изменений, которые продуцирует страдание, вы можете найти в статье «Через страдания души к возрождению жизни», а художественный пример этого в рассказе «На грани между жизнью и смертью или…»).

Следует говорить, что несовершенство есть основа всяких изменений и личностного роста, поскольку позволяет избавиться от множества самообманов и иллюзий, питающих незрелость и инфантильность.

Кроме того, несовершенство является основой опыта преодоления и опыта достижений, а также опыта веры в себя, о которых я писал в статье «3 составляющие успеха и уверенности в своих силах».      

 

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

© Денис Крюков


Вместе с это статьей читайте: 

Все болезни от нервов! А вы уверены в этом?

Эффект Пигмалиона: материализация мыслей и чувств


Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).

Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail. 

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀  

Автор: Денис Крюков

formaetsensum.ru

понятие, периоды, уровни и особенности

Зрелость — самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи — психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье — к равенству;
  • от зависимости — к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия — к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни — к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений — к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина — различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии — умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость — понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект — это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О социально-психологической зрелости свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие «психологическая школьная зрелость». О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.

fb.ru

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психология»

подготовки снижается, а затем усиливается и к пятому курсу достигает достаточно высокого уровня, что свидетельствует о появлении более или менее зрелой профессиональной идентификации. Так, если у первокурсников уровень данной идентичности достигает 90,9%, то на третьем он снижается до 68,1%, а к пятому курсу он достигает 75,5%. Снижение значения данной, основной для военного вуза категории, обусловлено, видимо, тем, что третьекурсники несколько разочарованы в выбранном «образце» идентификации. По всей видимости, разочарование выражается в потере субъективной значимости выбранного «образца» идентификации. Повышение значимости категории «будущий офицер» на пятом курсе обусловлено тем, что он является выпускным, а также — прохождением войсковой стажировки (практики), которая в немалой степени оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности. Поэтому осознание пятикурсниками того, что скоро они будут офицерами, вероятно, и объясняет рост значения данной категории. Кроме того, замечено, что в гражданских вузах происходят аналогичные процессы, хотя и в меньшей степени3.

Категория «курсант» является основной характеристикой ролевой идентичности. Овладение данной ролью обязывает индивида к выполнению установленных социальных

функций, предписаний и санкций. Данная категория, характеризующая учебную и служебную занятость респондентов, актуальна на всех представленных курсах. В то же время имеются некоторые отличия. Так, категория «курсант» наиболее выражена у третье- и пятикурсников. Возможно, у них преобладание данной категории объясняется сформи-рованностью оценочного компонента групповой принадлежности, заключающегося в знании о группе, ее нормах, правилах, ритуалах служебной и учебной деятельности. очевидно, поступая на первый курс военного института, молодые люди небезосновательно причисляют себя к военным определенного уровня квалификации (офицер). однако осознание необходимости достижения этой социальной роли посредством учебно-боевой деятельности возникает не сразу, и лишь впоследствии они в большей степени идентифицируются с категорией «курсант».

Таким образом, анализ идентификации курсантов военного вуза позволил выявить следующие характерные особенности: динамика идентичности связана непосредственно с этапами профессиональной социализации; сам процесс формирования профессиональной идентичности курсантов характеризуется многовариантностью; изменение идентичности обуславливается изменениями в социальном окружении личности.

Примечания

1 См.: Шамионов Р.М., Голованова А.А., Соболева Н.С. Профессиональная идентичность на разных этапах профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности / Под ред. P.M. Шамионова. Саратов,

2006. Вып 4. С. 187-193.

2

См.: Соболева Н.С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 1999.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.

УДК 159.923:316.6

Е.П. КУЗЬМИНА

Смоленский гуманитарный университет, кафедра общей и социальной психологии E-mail: [email protected]

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот

В статье рассматривается проблема личностной зрелости в контексте социализации детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж». Показаны особенности сформированности таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость и ориентация во времени.

Ключевые слова: социализация, личностная зрелость, компоненты личностной зрелости: самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость, ориентация во времени.

© Е.П. Кузьмина, 2009

E.P. KUZ’MINA Maturity of Personality as a Criterion for Appreclating Orphans’ Successful Socialization

The article deals with the problem of personality’s maturity in the context of orphans’ socialization in conditions of developing environment of the therapeutic community «Kitezh». The peculiarities of forming such components of personality’s maturity as independence, responsibility, emotional maturity, tolerance, orientation in time, are considered in the article.

Key words: socialization, maturity of personality, components of personality’s maturity: independence, responsibility, emotional maturity, tolerance, orientation in time.

Проблема личностной зрелости так или иначе интересовала психологов всех направлений. В западной психологической науке наибольшее внимание ей уделяли представители социально-психологических направлений (А. Бандура, Г Олпорт и др.), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром и др.). Среди отечественных исследователей проблема личностной зрелости затрагивалась в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.А. Головей, И.С. Кона, Е.Ф. Рыбалко, А.И. Палей, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейна и др.

Учитывая тот факт, что вопрос личностной зрелости носит философский характер, не удивительно, что работы по данной проблематике преимущественно посвящены теоретическому описанию зрелой личности.

В западной науке зрелую личность определяли как «полноценно функционирующего человека» (К. Роджерс), как открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного становления, постоянно взаимодействуя со своим окружением, и стремится активно воздействовать на мир (Г. Олпорт).

основными характеристиками зрелой личности западные исследователи считали:

1) открытость опыту: открытость переживаниям, способность посмотреть на себя со стороны, самопознание, самоактуализация;

2) жизнь в настоящий момент времени: гибкость, адаптивность, терпимость, непосредственность, реалистическое восприятие, опыт и притязания; 3) эмоциональная неозабоченность и самоприятие, доверие к собственным побуждениям и интуитивным суждениям; 4) способность к тёплым, сердечным социальным отношениям; 5) эмпирическая свобода: жизнь без ограничений и запретов, которая соотносится с внутренним чувством ответственности; 5) креативность: конструктивная и адаптивная в своей культуре жизнь; 6) наличие цельной жизненной философии (набора ценностей, которые служат объединяющей основой жизни человека) и «метамотивиро-ванность», т.е. управление жизнью исходя из высших мотивов1.

В отечественной психологии общее понимание личностной зрелости также основана на теоретических воззрениях разных авторов, которые дополняют друг друга. Здесь признаками личностной зрелости считаются способность принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях (Б.Г Ананьев), движение в сторону образования самодеятельного, самосознающего, индивидуализированного субъекта, способного к саморазвитию (В.И. Слободчиков). Характерным для зрелой личности является создание собственной среды, благоприятной для развития и саморазвития (А.А. Крылов, Е.Ф. Рыбалко), способность внести существенный вклад в развитие личности других людей, социальных групп и общества в целом (И.М. Палей и В.С. Магун), действие на основе своей системы ценностей, которая складывалась го-дами2.

А.В. Соловьев, описывая зрелую личность, выделяет ряд параметров:

1) здоровье: психическое здоровье — необходимое условие развития зрелой личности;

2) эффективность и оптимальность: преобладание активных форм адаптации к окружающему миру;

3) гармоничность: преобладание внутренней тенденции сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям;

4) «полное функционирование» (термин А. Маслоу): активность, творческая реализация себя в мире;

5) дифференциация: стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которые можно почерпнуть из собственной деятельности, общения и самоанализа;

6) интеграция: определение для себя смысла жизни, успешное разрешение разного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека3.

А.А. Реан выделил четыре базовых компонента личностной зрелости: ответственность,

терпимость («диспозиционная», при которой человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатийным), саморазвитие и позитивное мышление. Причём последний, четвёртый компонент является интегратив-ным, т.е. «охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них»4.

Можно сказать, что проблеме личностной зрелости уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо отмечает P.M. Ша-мионов, в основном определения носят описательный характер. Это, очевидно, обусловлено сложностью изучаемого явления и присутствием в нём философского начала. P.M. Шамионов в своем исследовании на основе анализа предшествующих работ сформулировал определение, позволяющее дать наиболее лаконичную обобщённую характеристику личностной зрелости: «личностная зрелость — это сложное структурное образование, характеризующее степень сформи-рованности свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе»5. Он же предпринял попытку изучения структуры личностной зрелости, выделив в ней «рядовые» и интегральные компоненты. В качестве «рядовых» компонентов автор предлагает рассматривать такие свойства личности как ответственность, терпимость, адекватность самооценки и уровня притязаний, самореализация. Они являются базовыми, «интегрирующими», на их основе возможно группирование множества других. В качестве интегральных компонентов, присутствующих в каждом из структурных компонентов и являющихся одними из них, автор выделяет самонаправленное внимание, творческое и позитивное мышление.

Для нас представляется важным рассмотрение понятия личностной зрелости в контексте проблемы социализации детей-сирот. Согласно статистическим данным и результатам ряда исследований, подавляющее большинство выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности в процессе адаптации в социуме. Поэтому очевидной становится необходимость построения для данной категории детей такой среды, которая способствовала бы их успешному социальному развитию. Целью создания развивающей среды для детей-сирот, на наш взгляд, должна стать, прежде всего, коррекция отклоне-

ний в личностном развитии и формирование полноценной здоровой личности, способной успешно социализироваться и адаптироваться в социуме.

Мы, вслед за P.M. Шамионовым, будем рассматривать личностную зрелость как основной критерий оценки социализации личности, полагая, что сформированность свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе, будет определять успешность личностного и профессионального самоопределения и самореализации человека в жизни.

Базой нашего исследования является терапевтическое сообщество (ТС) приемных семей «Китеж», расположенное в Барятинском районе Калужской области. Деятельность данной организации направлена на психологическую и образовательную работу с приемными детьми, родителями и педагогами, живущими в посёлке. В рамках этой работы решается основная задача социализации: полноценное развитие личности, настроенной на активное, творческое взаимодействие с окружающей социальной средой.

В ТС «Китеж» уже в течение 16-ти лет ведётся эксперимент по созданию развивающей среды для детей-сирот. По мнению основателя данной организации Д.В. Морозова, «Терапевтическое сообщество «Китеж» — целостная модель мира, предназначенная для развития детей, потерявших родителей или попавших в кризисную ситуацию. В этом мире соединены преимущества семейного устройства детей с коллективными формами социальной организации и воспитания на основе целостной развивающей среды. Сама развивающая среда поселения, повседневная активность взрослых и детей и есть главный инструмент терапевтического воздействия»6.

Одной из задач нашего исследования стало изучение уровня личностной зрелости 17 подростков в возрасте 14-18 лет, проживающих в ТС «Китеж», при помощи методики изучения структуры личностной зрелости, разработанной Р.М. Шамионовым7. Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 58 утверждений, основанный на синтезированном варианте представлений о личностной зрелости. Обработка результатов тестирования проводилась путем вычисления как обобщенного показателя личностной зрелости, так и отдельных показателей по

каждому ее компоненту: самостоятельности, ответственности, эмоциональной зрелости, терпимости и ориентации во времени. Высокие баллы соответствуют высокому уровню развития личностной зрелости и ее компонентов (см. таблицу).

Как показывают результаты исследования, у большинства подростков (12 чел.), воспитывающихся в ТС «Китеж», получен средний уровень развития личностной зрелости, у четырёх подростков наблюдается высокий уровень развития зрелости личности (более 40 баллов). Это дети старше 15 лет. Только у одного подростка выявлен уровень личностной зрелости ниже среднего (27 баллов).

Наиболее развитыми компонентами личностной зрелости у всех детей являются ответственность и самостоятельность. Согласно интерпретации, данной автором методики, высокие показатели по соответствующим шкалам свидетельствуют о высоком уровне субъективного контроля, самостоятельности и субъективности. Показатели по шкалам терпимости и эмоциональной зрелости у абсолютного большинства испытуемых находятся на среднем уровне, что свидетельствует об успешности процесса формирования соответствующих компонентов личностной зрелости.

Ориентация во времени значительно выше у четырех выпускников из 17, что указывает на их способность жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. В эту группу вошли подростки, которые уже нацелены на последующее обучение в высших и средних учебных заведениях и имеют четкие профессиональные и жизненные планы. У остальных же детей показатели по данной шкале находятся на среднем уровне.

У троих подростков наблюдаются низкие показатели по шкалам самостоятельности, терпимости и ориентации во времени, что можно объяснить особенностями подросткового возраста, малым сроком пребывания в ТС «Китеж» и личностными особенностями, затрудняющими формирование указанных компонентов личностной зрелости.

Если учесть тот факт, что именно в подростковом возрасте происходит бурное становление личности, развитие самосознания, поиск своего «Я», можно сказать, что полученные в нашем исследовании эмпирические данные свидетельствуют о наличии у подростков, воспитывающихся в условиях развивающей среды «Китежа», основы для дальнейшего личностного развития.

Таким образом, проведенный анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что формирование личностной зрелости — сугубо индивидуальный процесс, требующий внутренних усилий и поддающийся внешним воздействиям. У подростков, проживающих в ТС «Китеж», наиболее развитой оказывается моти-вационно-волевая сфера. Об этом говорят высокие показатели таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность и ориентация во времени. Их сформированность у воспитанников «Китежа» обусловлена особенностями жизни сообщества: включённостью подростков во взрослую жизнь, необходимостью участвовать в обсуждении жизненно важных для коллектива вопросов, самостоятельно принимать решения, участвовать в воспитании и нести ответственность за младших детей. Немалую роль в развитии самостоятельности и ответственности подростков играет четкая структурированность жизненного уклада и регламентация различных видов деятельности: наличие рас-

Среднегрупповые показатели структуры личностной зрелости детей-сирот, проживающих в ТС «Китеж»

Показатели Личностная зрелость Самостоятельность Ответственность Эмоциональная зрелость Терпимость Ориентация во времени

Средние значения по группе 36 8 9 7 6 6

Средние значения по методике 33,9 6,4 7,9 6,7 6,7 5,7

Стандартное отклонение 5,6 1,4 1,8 2,3 1,9 1,6

О.В. Анисимова. Социально-психологический анализ проблемы абсентеизма

41

писания, распределение обязанностей между всеми членами сообщества. Необходимость правильно распределять время, регулярно выполнять возложенные обязанности и оправдывать ожидания значимых для детей людей способствует формированию внутреннего самоконтроля и внутренней ответственности.

По сравнению с мотивационно-волевой несколько отстает в развитии эмоциональная сфера личности воспитанников, об этом свидетельствуют более низкие показатели по шкалам эмоциональная зрелость и терпимость. Это проявляется в том, что у некоторых подростков имеются трудности в выражении адекватного эмоционального отношения к значимым для них объектам окружающего мира. Некоторые дети испытывают трудности в регуляции эмоционального поведения. Существуют сложности в распознавании эмоциональных состояний других лю-

дей, понимании и принятии этих состояний. Этот факт можно объяснить как особенностями возрастного периода, так и трудностями, связанными с воспитанием данной категории детей, имеющих в прошлом негативный опыт общения со взрослыми.

В целом же общий показатель личностной зрелости воспитанников не ниже средних нормативных значений, что свидетельствует о том, что социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж» протекает успешно. Это происходит благодаря целостному психолого-педагогическому воздействию на ребенка в рамках успешной реализации поставленной задачи воспитания: полноценного развития личности, настроенной на активное, творческое взаимодействие с окружающей социальной средой.

Примечания

1 См.: МаслоуА.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С.23.

2 См.: Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999.

3 См.: СоловьёвА.В. Зрелая личность: понятийный анализ // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция: Межвузовский сборник // Под ред. В.С. Мухиной. М., 1992.

4 Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 34-39.

5 Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис. … д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2002. С. 154.

6 МорозовД.В. Воспитание детей в развивающей среде «Китежа». М., 2007. С. 207.

7 Шамионов Р.М. Указ. соч.

УДК 323

О.В. АНИСИМОВА

Балашовский педагогический институт (филиал) Саратовского государственного университета, кафедра педагогической психологии E-mail: psychology@bfsgu

Социально-психологический анализ проблемы абсентеизма

В статье рассмотрены основные аспекты изучения проблемы абсентеизма в современной социальной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов отказа жителей Пензенского региона от участия в выборах.

Ключевые слова: абсентеизм, электоральное поведение, выбор, политический выбор.

O.V. ANISIMOVA

Socio-Psychological Analysis of the Problem of Absenteeism

There is the problem of absenteeism in modern social psychology are considered. Results of empirical research of social-psychological factors of refusal of inhabitants of the Penza region from participation in elections are submitted. Key words: absenteeism, electoral behaviour, choice, political choice.

© О.В. Анисимова, 2009

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *