Современная школа: проблемы и решения
На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы — повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?
В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.
Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.
(источник: Pinterest)
«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю. Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей. Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.
(источник: Pinterest)
Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.
(источник: Wikipedia)
Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.
(источник: Pinterest)
Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования — и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы — и это, наверное, тоже не просто так.
(источник: Tumblr)
В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» — и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.
(источник: Shutterstock)
Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.
(источник: Pinterest)
Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование — полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник. Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам. Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования — о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).
(источник: Pinterest)
Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках — штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.
(источник: beshere.org)
Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.
(источник: Pinterest)
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
10 ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА | Рыбинская Неделя
1. Общее эмоциональное неблагополучие
Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.
2. Информационная перегруженность
Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, учебников, книг, журналов. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно «нагуглить» в Интернете. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько всего интересного!
3. Несамостоятельность, избалованность
Детоцентризм давно уже стал реальностью современного общества, серьезно влияя на отношения в семье. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребенка. Родители стремятся «привязать» его к себе, делая его центром своего маленького мира, удовлетворяя малейшие его прихоти, решая за него все проблемы. Итог: позднее взросление, неумение контролировать свои прихоти, нежелание делать самостоятельный выбор.
4. Погоня за успехом
Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся гонки постоянно невозможно.
5. Высокая конкуренция
Причем конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.
6. Проблема разрешения конфликтов
Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в Интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.
7. Социальное расслоение
Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей, отказывающихся ходить в школу из-за отсутствия дорогих гаджетов, неуклонно растет.
8. Дефицит времени
С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?
9. Рост ответственности за свой выбор
В современной школе широко распространено профильное обучение. Школьнику после 9 класса, а то и раньше, предлагают определиться с предметами для более глубокого изучения, полагая, что в этом возрасте ребенок вполне способен сделать самостоятельный выбор. Вынужденно школьники его делают, но зачастую не представляя, какие мотивы должны ими двигать. А уж при упоминании аббревиатуры ЕГЭ только совсем уж «пофигистически» настроенный школьник не расширит от страха глаза. И родители, и педагоги, начиная с первого класса, постоянно задают своим детям сакраментальный вопрос: « А ЕГЭ как сдавать будешь?»
10. Слабое здоровье
Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.
Мы узнали мнение и самих ребят. Анкетирование на тему «Проблемы современного школьника» проводилось с обычными учащимися 12-16 лет обычной рыбинской школы.
И вот какие проблемы отметили наши дети:
1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 100% школьников.
3. Вражда между сверстниками – 73% школьников.
4. Нехватка времени на личную жизнь, все время отнимают уроки – 70% школьников.
5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 56% школьников.
6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% школьников.
7. Введение школьной формы – 40% школьников.
8. Маленький ассортимент в школьных столовых – 50% школьников.
9. Мало времени на сон – 50% школьников.
10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% школьников.
Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Изменились и дети, но они все же дети. Влюбляются, дружат, волнуются, мечтают. Как и мы лет 20 назад.
Инесса РОМАНОВА
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
просмотров: 18 912
Ключевые проблемы школы и способы их решения
3.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
В условиях модернизации российского образования перед ОУ поставлены важнейшие задачи:
1. Расширение доступности образования.
2. Повышение качества образования путем обновления содержания образования и введения новых образовательных стандартов.
3. Повышение эффективности образования через систему воспитания.
4. Интеграция образования в культуру, социализация личности
5. Информатизация образования
6. Профилизация образования.
Анализ перечисленных выше задач, а также анкетирование родителей, учеников и учителей показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы.
Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила:
возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
начальную профессиональную подготовку обучающихся третьей ступени школы;
интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
сохранения и укрепления здоровья детей.
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:
было интересно учиться;
имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.
Педагоги ожидают:
создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Таблица 8
Проблема | Способы решения проблемы | |
Система управления | ||
Недостаточное использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово–хозяйственной деятельности школы. Пассивное отношение значительной части родителей к образованию. | Активизация работы Управляющего совета школы. Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой. Совершенствование и систематическое обновление школьного сайта. | |
Недостаток мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности работающих педагогов. | Изменение формы морального и материального стимулирования лучших учителей. Внедрение новой системы оплаты труда. | |
Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга качества реализации образовательных проектов. | Расширение использования электронных носителей в управлении школой; перевод всего архива школы и учёта информации в электронную форму. Разработка мониторинга обученности школьников по программе Фоминой Н.Б. | |
Научно-методическая работа | ||
Проблема | Способы решения проблемы | |
В настоящее время учителю приходится работать в состоянии неопределенности. Быстрая смена образовательных парадигм, и, как следствие, фрагментарная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик. | Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности:
| |
Постоянно меняющееся программное обеспечение и появление новой компьютерной техники приводит к тому, что уровень владения учителями ИКТ отстает от современных требований к учителю. |
2. Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских учителями, владеющими ИКТ, для коллег. | |
Новые требования к подготовке обучающихся приводят к необходимости постоянного обновления дидактических материалов (направленных на подготовку к ЕГЭ, к экзамену в 9 классе в новой форме, материалов, предполагающих компетентностный подход в обучении и т.д.) | Оптимизация системы (создание в МО банков) дидактического обеспечения образовательного процесса в электронном виде. | |
Вариативность учебного процесса с одной стороны и отсутствие типовых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов с другой, приводят к необходимости модификации имеющихся типовых или разработке собственных экспериментальных образовательных программ. | Оптимизация системы (создание банка) программ факультативов и элективных курсов, а также нетиповых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов. | |
Учебная деятельность | ||
Проблема | Способы решения проблемы | |
Снижение мотивации обучения. Теряется интерес к изучению «трудных» предметов. | Разработка программ элективных курсов предпрофильной подготовки, направленных на повышение интереса к предмету. Заключение договоров о сотрудничестве в области профориентационной работы с вузами . | |
Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты — научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей; частные консультанты и репетиторы. | 1.Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва: — информационно-коммуникационных технологий, -проблемного обучения, — метода проектов, — технологии развития критического мышления через чтение и письмо, — деятельностного подхода. 2.Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности. Создание Научного общества школьников. Проведение научно-практических конференций. 3.Разработка и внедрение целевой подпрограммы «Совершенствование системы работы с одаренным ребенком в условиях общеобразовательной школы в рамках реализации комплексной программы модернизации образования». | |
Противоречие между потребностью родителей и обучающихся в образовании повышенного уровня, желанием значительной части школьников продолжить обучение в вузах и чрезмерной перегруженностью школьников, трудностями в усвоении программы средней школы частью обучающихся. 25-30 % обучающихся не могут усваивать сложные разделы физики, химии, математики. |
| |
Слабая практико-ориентированная направленность знаний. | 1.Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками. 2. Создание условий для перехода на итоговую аттестацию обучающихся 9,11 классов в форме ЕГЭ. | |
Дошкольное обучение | ||
Проблема | Способы решения проблемы | |
Дошкольное образование (5-6 лет) существует сегодня, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад. | Открытие групп дошкольной подготовки. | |
Воспитательная работа | ||
проблемы | Причины и факторы, способствующие её появлению | Способы решения проблемы |
Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учете ОДН, КДН, ВШУ. |
|
|
Снижение количества обучающихся, занятых в системе дополнительного образования |
|
Внедрение в постоянную практику воспитательной работы школы выставок «Мир моих увлечений» с целью взаимоинформирования детей о возможностях организации досуга. |
Безопасность и здоровьесберегающая среда | ||
Проблема | Способы решения проблемы | |
Ухудшение здоровья школьников из-за: 1) проблем экологии, 2) усложнения образовательных программ ведущих к чрезмерной перегруженности детей. |
7. Создание психологической консультации для старшеклассников. | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Проблема | Способы решения проблемы | |
Непрерывное изменение требований к оснащению образовательного процесса. | 1.Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов. 2.Приобретение дополнительной аудио- и видеотехники для работы учителей начальных классов и иностранного языка; 3.Пополнение фонда медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки. |
4. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ
КАК РАЗВИВАЮЩЕЙся СИСТЕМЫ
Основной целью становится личностная самоактуализация и будущее профессиональное самоопределение обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.
Самоактуализация – желание человека стать тем, кем он может стать (Maslow, 1987, p.22). Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен или рабочий у станка – все могут актуализировать свой потенциал.
Исследование Маслоу показало, что большинство людей нуждаются в самосовершенствовании и ищут его. И только некоторые, как правило, одаренные люди, достигают самоактуализации. Отчасти дела обстоят столь неблагополучно, что многие люди не видят своего потенциала, они не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к самоактуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения.
Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, поскольку заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель. С помощью «Опросника личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory, POI) можно измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией, и, тем самым, цель работы школы становится измеримой.
Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы.
Данная концепция предполагает объединение трех блоков содержания образования:
— инвариантное содержание, соответствующее государственным образовательным стандартам, обеспечивающее освоение учащимися необходимого минимума общенаучной информации;
— вариативное содержание, предполагающее на элективной основе углубленное изучение предметов, отвечающих индивидуально-личностной направленности и способностям каждого обучающегося;
— содержание дополнительного образования, обеспечивающее реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями и прикладной направленностью обучающихся.
Наиболее полно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения помогает организация профильного обучения. В школе имеются материально-технические, кадровые, учебно-методические условия для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. На основе предварительной диагностики запросов обучающихся и родителей можно говорить о необходимости организации в школе многопрофильного обучения за счет вариативной части учебного плана (элективных курсов).
Развитие школы определяется следующими принципами
Принцип гуманитаризации образования предполагает формирование у обучающихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития. Посредством гуманитаризации образования осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования реализации творческих возможностей личности.
Принцип гуманизации образования является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса становится развитие ученика
Принцип развивающего обучения. Развивающее обучение предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и предполагает применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования обучающихся. Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, информационно-комуникативных технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.
Принцип индивидуализацииобучения предполагает всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития обучающегося. Индивидуализация обучения имеет своей задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
Принцип дифференциации отражает в формировании такой структуры, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности обучающегося. Дифференциация обучения предполагает формирование ступеней, классов, потоков и групп с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, дифференциация обучения отражается в построении образовательной модели, учебного плана.
Принцип целостностиобразования основан на единстве процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, его реализация проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип непрерывности действует как фундаментальная основа организации целостной универсальной системы образования
Основные направления развития воспитательной работы
Программа «Патриот» предусматривает развитие гражданских гуманистических качеств личности. Выпускник должен проявлять бескорыстие, товарищество, готовность оказать помощь друзьям и незнакомым людям, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, добровольно участвовать в интернациональных мероприятиях, бережно относиться к государственной собственности, быть готовым к защите Родины, проявлять интерес к истории Родины, чувство сопереживания за дела в стране.
Программа «Досуг» направлена на развитие творческих качеств личности, возможность реализовать свои способности, размах творчества и фантазии, заполнение свободного времени обучающихся.
Программа «Профилактика» предусматривает диагностику, организацию педагогической, медицинской помощи и организацию свободного времени проблемных детей, профилактику вредных привычек.
textarchive.ru
5. Заключение Проблемы школы и способы их решения
скачать 5. ЗаключениеПроблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.
Проблема №1: Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
-
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования; -
Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки; -
Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах; -
Приоритет традиционных форм организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения; -
Недостаточное методическое обеспечение новых учебно-методических комплексов.
Пути решения проблемы:
-
Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности; -
Разработка механизма комплектования профильных классов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов; -
Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки; -
Апробация и внедрение современных образовательных технологий.
Проблема №2: Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
а) Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы
-
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик; -
Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты
Пути решения проблемы:
-
Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно- экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов; -
Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита.
б) Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив
-
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности; -
Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др. -
Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы.
Пути решения проблемы:
-
Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения; -
Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни; -
Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг.
Проблема №3: Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства
-
Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий; -
Отсутствие материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся; -
Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательном процессе;
Пути решения проблемы:
-
Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей; -
Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной информационной грамотности учащихся; -
Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов.
Проблема №4: Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение социальной поддержки учащихся.
-
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников; -
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников; -
Неготовность социально-психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
Пути решения проблемы:
-
Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения; -
Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника; -
Повышение профессионального методического уровня педагога- психолога и социального педагога в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований
Возврат на главную страницу
скачать
nenuda.ru
Трудный подросток. Проблемы и пути решения.
Трудный подросток. Проблемы и пути решения.
Трудный подросток. Иногда их называют трудно воспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или предпреступным поведением. Во всех этих случаях речь идет о таких подростках, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются и, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие подростки составляют «группу риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушений. Здесь мы должны иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением.
В школе обычно имеются сведения о трудных подростках, в первую очередь о тех, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы считает решение проблем этих детей первоочередной. В настоящее время большинство таких запросов касается подростков, которых подозревают в токсикомании, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь (последнее особенно волнует в отношении девочек), участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Много запросов и относительно подростков, замеченных в воровстве, хулиганских действиях.
В работе с трудными подростками важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких подростков, конечно, может быть решена только в широком социальном контексте. Прежде всего задача состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения.
Традиционно причины трудновоспитуемости и противоправного поведения ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Не отрицая важности анализа этих факторов, необходимо подчеркнуть первоочередное значение психологической диагностики. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердится или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей(психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.
В работе с подростками, входящими в «группу риска» большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Правонарушению, как правило, предшествуют прогулы. Раннее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики. В этой связи заслуживает внимания разделение прогула как формы отклоняющегося поведения, результатом чего может стать противоправный поступок, и прогула, свидетельствующего о невротизации подростка и являющегося симптомом «школьной фобии» (школьного невроза).
Многих трудновоспитуемых подростков отличает плохая успеваемость. Обычно ее объясняют именно плохим поведением, подразумевая, что если исправится это поведение, то повысится успеваемость. Во многих случаях это действительно так. Однако в некоторых случаях подобное объяснение не позволяет разглядеть некоторых дефектов интеллектуального развития, имеющих подчас органическое происхождение, которое является подлинным источником неуспеваемости и, как следствие, трудновоспитуемости.
Необходимо отметить еще один нюанс. Трудновоспитуемые подростки в течение урока получают не только значительно больше замечаний, чем в среднем все другие учащиеся, но эти замечания имеют принципиально другой характер: во-первых, они, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности подростка; во-вторых, к этой своей оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Показательно, что сами учителя в большинстве своем этого не замечают.
Каждому педагогу необходимо знать:
– трудный подросток требует более бережного отношения к себе, доброго участия в его судьбе, т.к. жизненных проблем у него более чем достаточно.
– необходимо исследовать и понять причины его проблем, вспоминая слова А.С. Макаренко «Для того, чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать…»
– педагог сознательно должен избегать при общении с трудным подростком таких выражений и замечаний, которые вызывают у него чувство глубокого неприятия: оскорблений, язвительных замечаний, угроз, незаслуженных обвинений, демонстраций собственной власти. Воспитательная мера не должна задевать гордость подростка. Атмосфера сочувствия сближает педагога и подростка. Искренность, такт и внимание –основа воспитания.
– школа – это второй дом для трудных подростков, лишенных тепла в собственном доме. Задача педагога создать благоприятный климат для подростков такого типа. Подростки откликаются на интеллектуальность и культурное воздействие школы.
– необходимо поддерживать моральный настрой подростка, позитивный взгляд на жизнь, мотивацию на обучение, перспективы на будущее, используя все возможные методы.
– задача педагога – поддерживать и развивать, содействовать и возрождать личность трудного подростка, изменять к лучшему.
И в заключение. Педагог просто обязан помочь трудному подростку по мере необходимости и возможности. Кто, если не ты?
infourok.ru
Проблема взаимоотношений родителей и школы . Пути решения
— Здравствуйте, Мы приехали из Ширинского района, чтобы поговорить о проблемах взаимоотношений родителей и школы. Поделиться опытом работы в этом направлении и позаимствовать опыт других учителей.
Проблема взаимоотношений родителей и школы существует, наверно столько, сколько существуют родители и школа, потому что эту проблемную тему затрагивал ещё «отец педагогики» Ян Амос Коменский, а жил он 300 лет назад; о взаимоотношениях между родителями, учениками и учителями много говорил Василий Александрович Сухомлинский и ещё многие учителя – наваторы.
Поговорим и мы с вами.
-Мы работаем в школе уже более 20-ти лет. И все эти годы из года в год пытаемся организовать работу с родителями так, чтобы они стали нашими союзниками, нашими партнёрами, нашими помощниками. Потому что у нас с ними одна цель – вырастить воспитанного, хорошего, гармоничного человека. А добиться результата можно только объединив усилия.
Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание уделяется работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.
Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что «Без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах».
Поэтому работа педагогов с семьей стала одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы.
Каких только приёмов работы с родителями мы не применяли: организовывали вечера отдыха для родителей, проводили вечера совместно с детьми «Под семейным абажуром», «Мы за чаем не скучаем», «Папа, мама, я – спортивная семья», вовлекали родителей в проведение Дня Здоровья.
Но всё — равно процент участие родителей в учебно-воспитательном процессе школы был низкий. Родители считали, что им совсем не надо принимать участие, помогать учителям в организации праздников. У нас на 90 учащихся — 54 родителя, из них человек 10, которые иногда, после уговоров соглашались принять участие в организации мероприятия.
— Пока не вышел Новый Закон об образовании, в нашей школе вся ответственность за воспитание детей лежала на нас, учителях. Ребёнок в летнее время попал в ДТП, виноваты учителя; во время летних каникул был задержан в нетрезвом виде – виноваты учителя; совершил угон автомобиля –виноваты учителя. Нас просили составить отчёт о проделанных работах с ним, классным руководителям объявлялись выговоры. С родителей же спроса никакого не было. Родители выглядели жертвами того, что учителя не доработали, не доглядели за их детьми.
Чтобы предотвратить правонарушения среди школьников в послеурочное время, проследить за их времяпровождением, мы организовывали учительский патруль и ходили по улицам села, заходили в сельский дом культуры, смотрели, как ведут себя ученики в общественном месте. Одна учительница, классный руководитель, выписывала оценки своих учеников и вставала на крыльцо клуба, у кого были хорошие оценки – запускала на танцы в клуб, у кого были плохие – отправляла домой учить уроки.
Родителей привлечь к патрулированию было невозможно, им всегда некогда. Им некогда посещать родительские собрания, прийти в школу посетить уроки, проверить выполнение домашнего задания.
Родители привыкли к тому, что учителя отвечают за детей с утра до вечера, точнее сказать круглосуточно.
Когда вышел новый Закон об образовании, мы его пересмотрели и решили, что пора менять воспитательную работу и с детьми и с родителями, пришла пора вернуть детей родителям.
Родителям было сказано, что Новый Федеральный Закон об образовании требует постоянного присутствия родителей в ходе реализации учебно-воспитательного процесса в школе.
Мы родителей под подпись ознакомили с новым 120-м законом об образовании.
Особое внимание уделили главе 4 «Права и обязанности родителей».
Родителям было сказано, что на основании Федерального закона об образовании они имеют преимущественное право на воспитание ребёнка.
Родители начинают воспитание, закладывают основы воспитания, и ответственность за судьбы их детей, за то каким человеком будет их ребёнок, на все 100% возлагается на родителей. Школа должна создать условия, где родители могут продолжить реализовывать воспитательный процесс своего ребёнка, принимая в нём активное участие.
Об этом говорится в Ст. 44, главе 4.
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Родители несут ответственность за обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
В главе 4.3 об образовании говорится, что правовое воспитание должно проходить в рамках трудового и патриотического воспитания.
Значит, трудовое воспитание и патриотическое воспитание должно быть. И трудовое воспитание это не обязанности ребёнка в семье, а «рядом и вместе» с ребёнком и дома и в школьных трудовых операциях, только своим примером можно научить ребёнка выполнять трудовые операции, только в системе можно развить трудовые навыки.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему.
— Я считаю, что родители должны нести ответственность за воспитание своих детей, заботиться о них не по Закону об образовании, а по закону природы. Родил – отвечай, воспитывай, развивай, проявляй заботу.
Родители – это основные воспитатели, которые закладывают основной «фундамент» в развитие и воспитание своего ребёнка. Школа же, в свою очередь, ставит перед собой задачу – как организовать работу между родителями, учениками и учителями. Целью школы является необходимость не только дать основы школьной программы, но и помочь ребенку стать личностью, привить нужные качества, оказать помощь каждой семье в воспитании ребенка. Поэтому в первую очередь надо найти общий язык с родителями. Ведь, иногда так бывает, что с мамой или папой ребенка, работать намного сложнее, чем с самим учеником.
__________________________________________________________________
Чтобы добиться того, чтобы родители стали принимать участие в школьной жизни своих детей, мы каких только не использовали приёмов.
Чтобы родители 100% посещали родительские общешкольные собрания, мы ввели регистрацию родителей. Родители приходят, своей рукой записывают в журнале в первой колонке Фамилию Имя, Отчество, во второй колонке своих детей к которым пришли на собрание.
Мы сказали, что если родители в течение года не будут посещать родительские собрания, без уважительной причины, а значит не будут выполнять свои родительские обязанности, мы будим об этом сообщать в опеку. ( у нас нет в школе социального педагога. психолога)
— Хотите ли вы, не хотите ли, но дел, товарищи, в том, что прежде всего вы родители, а всё остальное, потом.
Наших родителей это напугало, на собрания стали ходить почти все.
Очень часто в работе с родителями приходится использовать метод убеждения.
Чтобы убедить их в том, что детей воспитывать надо вместе, не по одиночке, да ещё в тесном сотрудничестве с другими родителями приводили притчу: “Пророк и длинные ложки”
— На востоке есть такая притча, которая поможет нам разобраться в вопросах сотрудничества семьи и школы.
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”
— Уважаемые родители, поясните, что в этой притче означает «Ад», «Рай», что в них общее?
“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
— Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
3. Как то использовали такой приём убеждения:
— Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? ( в руке учителя чаша).
-У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )
— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
-А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок и школа, в которой обучается ваш ребенок, должны сотрудничать, чтобы ребёнок стал личностью, получил подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
А школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
4. Чтобы привлечь родителей к составлению плана воспитательной работы на год, мы провели « Мозговой штурм»
— Сегодня мы должны запланировать воспитательные мероприятия, которые будем проводить в следующем учебном году.
Всё, что вы запланируете, должно быть направлено не только для детей лично, но и для других, для социума. Дела должны быть социально значимыми.
— Сейчас мы проведём мозговой штурм: «Все дела творчески, а иначе зачем?».
В ходе штурма соберём сундучок идей: какие значимые дела вместе с детьми вы можете провести для села, для природы, для школы, для класса, для людей.
Для этого разделимся на 6 групп. Каждой группе даётся листок, на который они записывают свои идей. Идей было так много, что мы составили социальный общешкольный проект «Добром откроем мир».
5. В конце учебного года подвели итог, выполненных совместных дел и совместно запланировали работу на следующий учебный год, используя приём работы «ворд кэфи», которым как-то на одном из таких заседаний поделилась педагог- организатор какой-то школы. Звучит лёгкая музыка, стоят столики, накрытые бумажными белыми скатертями, на столах печенье, чай и карандаши. Родителям своего столика предлагается обсудить и записать на скатертях мероприятия, которые бы они хотели провести вместе с детьми и смогли организовать. Затем каждый столик рассказывает что они придумали . Все идеи заносятся в план совместной работы с родителями.
Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы творим по мере наших сил.
6. Ладошка и пальцы: дети часть родителей.
Очень убедительным был рисунок.
7. Применяли приём убеждения «Кто не работает, тот не ест».
С самого рождения, с детьми играют в «Сороку-ворону», а ведь в этой игре заложена народная мудрость. Детям с пелёнок объясняют, что хоть ты и маленький, а надо трудиться со всеми, маленькую помощь, но оказать.
8. В интересной форме можно проводить рефлексию. Например: Рефлексия «Энергизатор».
— Уважаемые, родители! Я вас прошу дать оценку нашего родительского собрания, но сказать свою фразу вы должны с первой буквы вашего имени. Например, мое имя Надежда – надеюсь, вам понравилось родительское собрание, и т. п. ( Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Оксана – очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!)
Но, а теперь наглядно покажем, чего мы добились систематической работой, используя разные приёмы.(фото)
infourok.ru
причины и пути их решения
Аннотация. Статья посвящена проблемам современного учителя, с которыми он сталкивается в своей педагогической деятельности. Автор рассматривает проблемы современного учителя, выявляет из причины и предлагает возможные пути решения.
Ключевые слова – информационное общество, ИКТ, реверсный путь подачи информации, «клиповое» мышление.
В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Однако чтобы эффективно их осуществить, необходимо разобраться в причинах существующего положения дел в системе школьного образования и постараться выявить наиболее оптимальные пути решения. [1]
Дело в том, что современная школа была создана 200 лет тому назад и отвечала определенным нуждам индустриального общества. Ее основной задачей было формирование своего рода био-роботов, послушных, бездумных исполнителей.[2] С тех пор мало что изменилось в самой школе, но зато наше общество за это время пережило громадные изменения. Оно сделало качественный скачок от индустриального к информационному. В связи с этим сменились и основные приоритеты в обществе – от индустрии к качественной информации, от местной торговли к глобализации и информатизации. Процесс информатизации привел к тому, что главным конкурентным преимуществом предприятий стали не технологии, а человеческий ресурс. Это породило и принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг.[3] Изменилась и концепция самого образования (от передачи знаний, умений и навыков из поколения в поколения к образованию как обретению человеком осознанной самостоятельности в освоении своего жизненного пространства. [4]
Давайте же обратимся к основным проблемам, с которыми сталкивается в своей практике каждый конкретный учитель, и попытаемся вывить их причины и предложить пути их решения. На наш взгляд одна из первых и, пожалуй, наиболее серьезных проблем, с которой столкнулся современный учитель, это то, что у учеников нет больше абсолютного доверия ни к нему как учителю, ни к учебнику как источнику информации. Это связано в первую очередь с приходом эпохи Интернет, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от него ожидают работы в качестве организатора активной познавательной деятельности учащихся. И в самом деле, с точки зрения Интернет учитель знает обо всем примерно в миллион раз меньше чем Интернет. Ученик теперь считает себя уже самостоятельным и осознает, что где-то справится и сам без учителя. Ведь он может легко найти информацию в Интернет. С этой же точки зрения учебник тоже выглядит довольно странно. Мало того сама необходимость в нем становится сомнительной. Давайте к примеру откроем учебник английского языка на тексте о городе Нью — Йорк. В лучшем случае там будет пару фотографий, несколько цифр и определенное количество текста. А теперь давайте откроем Интернет и найдем, что город Нью-Йорк упоминается 1 840 000 000 раз с 33 тысячами фотографий. Более того современный мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Учебники просто невозможно издавать с такой периодичностью, с какой меняется информация. Как следствие ценной становится не сама информация, а умение самообучаться.[1, 2]. Как один из вариантов в данной ситуации может быть предложено представление учебной информации в виде модулей. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе обучения, строится на идеях развивающего обучения, а также учитывает принципы гибкости, природосообразности, паритетности, дифференцированности и личностной направленности. Оно способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создают такие условия, которые позволяют учащимся перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.[5] В качестве еще одной причины такого отношения к учителю у учеников можно назвать чрезвычайную обработанность сознания учеников СМИ, где очень часто создается негативный образ учителя, занижается сам статус учителя. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитетному старшему, а зачастую приходят просто посмеяться, поиронизировать над ним. Также имеет место и тот факт, что у учеников уже есть сформированная СМИ предварительная установка на материал урока. В связи с этим на наш взгляд, будет целесообразно, если учитель выяснит и уточнит у учеников их установку на материал урока и примет их с этой установкой. для этого может быть использована методика установления контакта. [6] Далее по ходу самого урока и подачи материала учителем, можно задавать ученикам соответствующие вопросы на анализ и осмысление информации, сопоставление имеющейся у учеников установки с фактами. Таким образом, учителю больше не стоит начинать урок с самого тезиса, такого как, например, «Москва – это великая столица России», а следует подвести учеников к этому выводу всем ходом своего размышления, то есть учителю целесообразно использовать не прямой «линейный» путь подачи информации, а реверсный способ подачи информации. Такой путь может вызвать интерес у ученика, спровоцировать у него «кризис компетенции» и побудить ученика самостоятельно более детально изучить предлагаемый учителем материал. [1,7] В этом случае как раз ученик и может воспользоваться Интернетом как средством обучения и источником информации. Более того это приводит к тому, что и самому учителю необходимо осваивать эффективные методы работы в Интернет и использовать его в учебном процессе. Использование Интернет на уроке позволяет сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее.[ 8] С другой стороны, в связи с этим возникает вопрос о защите информации и авторском праве. Очень часто учащиеся просто присваивают чужие работы, найденные в Интернет себе, не давая никаких ссылок ни на источник информации, ни на автора. Учителя же либо по своему не знанию или попустительству принимают такие работы. У нас в стране на государственном уровне существует закон о защите информации и авторского права, а также разработаны специальные компьютерные программы поверки текста на плагиат[9, 10] Вторая не менее важная проблема, с которой сталкивается учитель, это тот факт, что учитель и ученики стали говорить на разных языках. Во-первых, это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами.[4, 7] Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, можно предложить самому учителю попытаться заговорить на языке учащихся и начать использовать ИКТ и развивающие компьютерные игры в образовательном процессе. Применение ИКТ способствует формированию непрерывного познавательного интереса у многих учащихся и усиливает мотивацию к обучению. Более того ИКТ позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений, уровень сложности и интересы, что позволяет сделать процесс обучения разноуровневым и личностно-ориентированным. Конечно же, это также подразумевает, что учитель сам начнет активно овладевать современными ИКТ и использовать их в учебном процессе. С другой стороны, имея ввиду снижение критического и аналитического мышления у сегодняшних учащихся, будет целесообразным, на наш взгляд, применение таких форм организации урока как дискуссия или дебаты. Эти формы взаимодействия будут способствовать формированию навыков аналитического и критического осмысления информации, и развивать умение работать в команде, чувство взаимоуважения, толерантности и сотрудничества.
Еще одна проблема, с которой часто сталкивается учителя в школе, это то, что им очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Дети просто их не слышат. Причин этому может быть несколько. Во-первых, в связи с приходом Интернет и технологий в нашу жизнь учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они остро чувствуют и свою самоидентичность и в то же время принадлежность к глобальному мировому пространству.[11] В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и учениками. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество между учителем и учениками. Поэтому для современного учителя владение такими педагогическим технологиями как обучение в сотрудничестве и методом проектов является профессиональной необходимостью. Во-вторых, в современном мире, СМИ и поп-культура с их чрезвычайной популярностью превратились в бизнес, подчиненный интересам определенных политических и экономических групп. Как результат в корне сменилась система ценностей, которые там пропагандируются. На смену высоким духовным ценностям и идеалам пришли «постматериалистические» ценности, связанные с желанием повысить свой статус и добиться успеха. Традиционные же ценности нивелируются и абсорбируются. Также благодаря тому, что Интернет делает практически доступной любую информацию, исчезает проблема недостижимости идеала. Утрата же идеала ведет к утрате идейности и духовности человеческой жизни.[4] В этих условиях учителю следует принять учащихся с их установкой на поп-культуру и современные СМИ, не критиковать их за это, быть осторожным в своих негативных высказываниях на этот счет, но в свою очередь постараться показать учащимся другую « классическую» культуру и помочь им понять ее. и. Это представляется возможным , если по ходу учебного процесса будут обсуждаться и изучаться не только произведения поп-культуры, но и классической. Учитель своим примером может показать учащимся значимость и ценность классической культуры и опять же на своем примере привить детям высокие духовные идеалы. Однако, это возможно только в тех условиях, когда учащиеся не будут видеть в учителе авторитарного деспота, а равного и уважаемого партнера. [1] К тому же повышение уровня общей образованности учащихся в ходе всего учебного процесса позволит снизить негативное влияние СМИ и средств коммуникации на личность учащихся. На данный момент этой проблемой обеспокоилось и наше государство, предложив вариант « Стратегии развития воспитания в РФ до 2025года», где уделено внимание повышению уровня информационной безопасности школьников. Документ предполагает создание условий позитивного влияния на детей информационной среды, в том СМИ и Интернет, а также применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при предоставлении доступа к различным веб-сайтам.[12] Сейчас этот документ находится на стадии общественного обсуждения. Однако, еще лучшим вариантом было бы, если бы государство обратило больше внимания не только на воспитательную сторону образовательного процесса, но и непосредственно на самого учителя, как личность, которая и осуществляет этот процесс, повысить его социальный статус, который чрезвычайно низок. Следует также отметить, что государственный статус учителя, это лишь одна сторона проблемы. Существует и другая: статус учителя в глазах его собственных учеников. И если в первом случае от учителя мало что зависит, то во втором случае от него зависит практически все. Ему выбирать на каком языке говорить с учащимися — на традиционном и линейном, не понятном для учащихся или использовать современные технологии и быть интересным и доступным для учеником. Он и только он решает, быть ли ему авторитарным учителем, которого не воспринимают, или выбрать путь сотрудничества с учениками. Здесь особую важность приобретают такие профессиональные качества учителя как непрерывное самообучение, повышение своей профессиональной квалификации, умение оставить свои проблемы за дверьми класса и его личностное развитие. Сегодня на первый план выходят такие личностные качества, как умение сотрудничать, эффективно взаимодействовать с окружающими, умение слушать и работать в команде, добиваться коллективного результата, а также эмпатия и толерантность. [13] Это все поможет учителю идти в ногу со временем и быть интересным своим ученикам, стать для них уважаемым партнером и значимой личностью в учебном процессе. Как результат возрастет статус самого учителя как личности в глазах учеников, а значит и мотивации к деятельности, которая на данный момент очень низка у обеих сторон образовательного процесса.
Таким образом, проведенный анализ современного педагогического опыта позволил выявить проблемы по линии обучения, воспитания и развития. К проблемам по линии обучения относятся проблемы, связанные с содержанием и формой учебного процесса. Что касается содержания обучения, то здесь становится понятным, что учебник дает материал слишком узко, его невозможно быстро обновить или исправить, в отличие от Интернет. Говоря о форме, можно сделать вывод о том, что традиционная и линейная форма подачи информации устарела и неэффективна. На смену ей пришли ИКТ и Интернет. В проблемах по линии развития можно обозначить такие проблемы как развитие аналитического, критического и творческого мышления учащихся, умения работать в команде, сотрудничать. В воспитательном плане обозначены следующие проблемы – привитие учащимся высоких духовных ценностей и идеалов, развитие у них чувства толерантности, взаимоуважения, эмпатии и приобщение их к классической культуре. Более того обнаружены проблемы на социальном уровне – низкий социальный статус учителя и на уровне законодательства – нарушение закона о защите авторских прав на информацию.
Ссылки на источники
1. Казиник.М. Что такое школа будущего? Обращение к учителям.- URL:http://www.kazinik.ru/documents/school.html; http://www.kazinik.ru/documents/fp.html
2. Как школа убивает таланты детей и создает тысячи неудачников.-URL: http://www.vospitaj.com/blog/kak-shkola-ubivaet-talanty-detejj-i-sozdaet-tysyachi-neudachnikov/
3. Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 79-80 . —
URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3732 (дата обращения: 09.02.2015).
4.Образование в эпоху перемен.- URL: http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/09310.htm
5. Использование технологии модульного обучения в начальной школе. –URL: http://festival.1september.ru/articles/606973/
6. Методика установления контакта. – URL :http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih3/Psihologia2_5.htm
7. Г
e-koncept.ru