2. Виды коммуникации и коммуникативные барьеры
Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать их, (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: «Храните деньги в сберегательной кассе!». Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.
Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.
Виды коммуникации
Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:
1. По форме общения — вербальные и невербальные коммуникации.
2.По субъектам и средствам коммуникаций — межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).
3. По каналам общения – формальные и неформальные.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.
5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.
Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т. д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
Организационные коммуникации– это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения.
Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями).
Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.
Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций — гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов.
Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Вертикальные коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах, о новых стратегических и тактических целях, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.
п. Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.Таким образом, в дополнение к вертикальным, организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличие от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.
Коммуникативная среда и сферы коммуникации
Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.
В последнее время в политологии, социологии, социолингвистике и теории коммуникации получил распространение термин дискурс (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие). Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.)
Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, можно назвать коммуникативным событием. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать, например, презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть визит главы государства (запланированное и организованное событие) и террористический акт (незапланированное, по крайней мере, правительственными структурами, событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с необходимостью кризисной коммуникации.
Коммуникация происходит в разных сферах. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Известный итальянский исследователь, Умберто Эко, считающий, что “культура есть по преимуществу коммуникация”, предложил собственный, интересный и глубокий анализ ряда коммуникативных сфер: кино, живописи, архитектуры, рекламы и др. Глубокий анализ коммуникации в рекламной, торговой, политической сфере, в кино и фотографии можно найти в работах Ролана Барта.
Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Но и здесь, в связи с развитием психоанализа, нейролингвистического программирования, с одной стороны, а также с появлением служб семьи и подростковой психологической помощи, с другой, возникают новые коммуникативные проблемы и задачи.
Сфера производственной коммуникации в нашей стране была в поле зрения, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее. В сущности, работа отделов кадров в нашей стране должна включать решение подобных проблем. Сейчас же эти отделы, в отличие от соответствующих отделов в учреждениях западных стран, занимаются ‘бумажной работой’. В период тоталитаризма в функции этих отделов входил, в основном, надзор за сотрудниками, сбор сведений об их происхождении и ‘благонадежности’. До сих пор документы при приеме на работу (Личный листок) включают, например, такие графы, как Социальное происхождение (из рабочих, из крестьян. из служащих). В современной ситуации подобные тексты выглядят анахронизмом и могут быть причислены к ритуальным атавизмам (утрачена функция, но сохраняется форма и регулярность отправления ритуала).
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес- коммуникации или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме.
Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.
Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.
Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и ‘паблик рилейшнз’ у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.
Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса – также отдельная область рассмотрения.
Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.
Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.
Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.
Коммуникативные барьеры
Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. Для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации — одна из сфер возникновения проблем управления. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
Общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Согласно еще одному опросу примерно 250 тыс. работников 2000 самых разных компаний, обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях. Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
В результате можно отметить, что эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и контроля.
Понимание сообщения в коммуникативном процессе может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Помехи могут сделать невозможными коммуникации: либо через них “прорывается” только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения. Итак, барьеры – это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.
Выделяют следующие типы барьеров:
1. Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций. К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.
2. Физические барьеры – представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры — это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.
3. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относятся, в частности, слова, действия.
4. Языковые барьеры – коммуникативные барьеры, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого я зыка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.
5. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т. д.
6. Различие в статусе – также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению или даже прерывает его.
7. Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д. Культурные различия проявляются как при вербальном так и при невербальном общении.
8. Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.
9. Коммуникативные перегрузки — препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.
10. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят для того, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.
Также существуют и другие барьеры, влияющие на коммуникативные отношения.
Барьеры общения в психологии: что такое — Психолог Татьяна Хохлова
Межличностное общение – важное составляющее социальной жизни человека. Каждый день мы взаимодействуем с другими людьми и устанавливаем с ними социальные контакты. Кто-то испытывает постоянную необходимость в этих контактах и в обмене информацией, для кого-то социально активная жизнь является утомительной и изматывающей задачей.
Чаще всего желание или нежелание налаживать социальные связи зависит от характера того или иного индивида.
Но иногда возникают факторы или условия вызывающие конфликты и делающие взаимодействие людей неэффективным. Такие факторы в психологии называют «барьерами в общении».
ОбщениеДля того чтобы лучше разобраться в понятии «барьеры в общении», следует для начала выяснить что же такое общение. Самой распространённой трактовкой термина общение является следующее определение: общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.
Таким образом, установление социальных связей является фактически необходимостью для большинства людей. Невозможность установить эти связи часто пагубно сказывается на ментальном состоянии человека.
Теперь перейдем непосредственно к факторам, препятствующим установке социального взаимодействия – барьеры в общении. Выделяют несколько видов барьеров общения. Мы рассмотрим самые распространенные из них.
Виды барьеров общения
Барьеры коммуникации
Это барьеры, возникающие непосредственно во время социального взаимодействия. Выделяют несколько подвидов барьеров коммуникации:
- Личностный барьер. Один из самых часто встречаемых барьеров. Каждый человек обладает уникальным набором качеств и характеристик. Каждый имеет свой индивидуальный характер. Иногда случается так, что собеседники в силу абсолютно противоположных характеров просто не могут понять друг друга. Например, очень активного человека будет настолько раздражать и выводить из равновесия медлительная манера речи собеседника, что он будет не способен воспринимать то, о чем ему говорят. Таким образом, возникает личностный барьер.
- Семантический барьер. Возникает между собеседниками в результате несовпадений значений одного и того же понятия у партнеров по общению. Например, представители различных субкультур могут совершенно по-разному трактовать одно и то же слово, вследствие чего возникнет недопонимание и барьер в общении.
- Фонетический барьер. Возникает из-за дефектов речи одного из собеседников. Сюда же можно отнести общение людей из разных языковых групп, или наличия у одного из оппонентов сильного акцента, препятствующего восприятию.
- Стилистический барьер. Неумение грамотно выстраивать свои мысли одного из собеседников, постоянное употребление им жаргонных слов или слов-паразитов, излишних междометий может привести к стилистическому барьеру.
Социально-психологические барьеры
- Пассивное поведение. Если у одного из собеседника явно выражено безучастие в процессе общения, нежелание взаимодействовать возникает барьер пассивного поведения.
- Барьер самооценки. Объективно завышенная или заниженная самооценка собеседника может также послужить препятствием к установлению контакта и вызвать нежелание продолжать разговор.
- Социальный барьер. Зачастую представителям из разных социальных групп очень сложно найти точки соприкосновения и выстроить диалог, поэтому социальный барьер является очень распространенным явлением.
- Эстетический барьер. Возникает чаще всего на подсознательном уровне, может быть неосознанным и неконтролируемым. Выражается в нежелании продолжать общение с собеседником, который не соответствует каким-то определенным стандартам во внешности или же просто выглядит неряшливо, непривлекательно.
Идеологические барьеры
- Барьеры, возникающие из-за разных политических взглядов.
- Барьеры из-за религиозных убеждений.
- Барьеры из-за разных морально-этических установок.
Другие формы барьеров общения: как понять, что появился барьер
Очень часто возникают барьеры, которые сложно отнести к какому-то определённому виду, например:
- Барьер отрицательных эмоций. Эмоции человека являются одним из главных регуляторов его психического состояния и способности взаимодействовать с людьми. Зачастую негативные эмоции мешают выстраивать социальные связи и затрудняют общение. К барьеру отрицательных эмоций можно отнести: барьер гнева, барьер страха, барьер неприязни.
- Физиологический барьер. Возникает из-за ментальных или физических проблем одного из собеседника. Это может быть головная боль, депрессия, маниакальная фаза, стресс.
Очень важно вовремя понять, когда и как именно появился барьер в общении. Это может случиться как в начале разговора, так и в его середине.
Возникновение барьера очень часто сопровождается чувством неловкости и дискомфорта. Основными сигналами появления барьера в общении являются:
- Зрительный контакт. Он либо практически отсутствует, либо слишком навязчив и неотрывен.
- Поза собеседника. «Закрытые позы» часто служат сигналом о чувстве дискомфорта у собеседника, что впоследствии может вызвать возникновение барьера.
- Жесты. Слишком интенсивные и резкие жесты могут свидетельствовать о напряженности собеседника. Желание чем-то занять руки или спрятать их, хруст пальцами, могут также быть признаком появления барьера в общении.
Пути преодоления барьеров в общении
Конечно, все пути выхода из социально-неловких ситуаций являются строго индивидуальными. Поэтому невозможно подобрать четкой тактики по преодолению барьеров в общении. Но следование этим советам, возможно, поможет вам избежать напряжения в общении.
- Развивайте в себе эмпатию. Старайтесь проявлять заинтересованность в общении с собеседником и в нем самом. Попытайтесь понять и прочувствовать настроение и эмоции своего партнера по общению.
- Умейте адаптироваться к ситуации.
- Старайтесь понимать и принимать людей такими, какие они есть.
- Старайтесь не нарушать личных границ человека и следить за ощущением собственного комфорта. Это очень важно.
- Просто будьте самими собой!
Личные барьеры: определение и примеры
Фахад Усмани
Определение: Личные барьеры для общения – это препятствия, мешающие общению. Эти личные барьеры могут исходить от отправителя или получателя и возникать из-за их поведения, отношения, эмоций, психологических состояний и т. д.
Примеры личных барьеров
Некоторые примеры личных барьеров включают: Неуверенность
Неуверенность влияет на свободное общение. Отправитель может скрывать информацию и не передавать требуемую информацию получателю.
Если подчиненные не доверяют начальству, они не будут делиться информацией. Кроме того, если начальник не доверяет своим подчиненным, он не передаст им информацию. Это ключевой личный барьер, с которым приходится сталкиваться на рабочем месте.
Отсутствие уверенности может помешать распространению информации по вертикали, если коммуникаторы думают, что сообщение повлияет на их перспективы в организации.
#2. Невежество
Организационная культура работы динамична, и конфликты распространены. Из-за этих конфликтов люди часто игнорируют других и не желают общаться.
Незнание коммуникации между начальником и младшим отрицательно влияет на рабочую среду и демотивирует подчиненных. Это нежелание общения может быть между коллегами или работниками и начальством. В обоих случаях это влияет на процесс общения.
#3. Культурные барьеры
Культура и религия играют ключевую роль в личных барьерах. Культура определяет, как люди ценят себя и свое мнение. Люди из разных культур могут иметь разные предрассудки и непреклонные убеждения. Эти барьеры ограничивают здоровое общение.
#4. Боязнь власти
Начальство часто препятствует общению, восходящему или нисходящему, потому что они чувствуют, что сообщение может повлиять на их авторитет.
#5. Отсутствие мотивации
Если начальство не мотивировано, оно будет колебаться при общении. Любое неблагоприятное условие будет работать как катализатор и может полностью заблокировать общение.
#6. Отсутствие знаний
Начальство часто не осознает важность получаемых сообщений, поэтому не общается. Недостаток осведомленности также является барьером для личного общения.
#7.
Недостаток навыков слушанияНетерпеливое начальство может не обращать внимания на сообщение и поэтому неправильно его понимает. Они могут слушать ту часть, которую хотят слушать, из-за предубеждений и игнорировать оставшееся сообщение.
Избирательное внимание — еще один личностный барьер, когда слушатель, услышав часть сообщения, перестает обращать внимание на дальнейшие детали.
#8. Отсутствие словарного запаса
Использование неправильных слов или предложений может привести к неправильному сообщению. Получатель может не расшифровать сообщение и неправильно интерпретировать его. Это может привести к неправильной отчетности и конфликтам.
Как преодолеть личные барьеры в общении?
Преодоление личных барьеров жизненно важно для менеджеров, чтобы создать благоприятную рабочую среду. Следующее может помочь уменьшить личные барьеры:
- Приобрести навыки, чтобы обрести уверенность
- Будьте активны и следите за ситуацией
- Укрепляйте доверительные отношения с командой
- Поощряйте открытое общение
- Предлагайте стимулы и вознаграждения для поддержания мотивации каждого
- При необходимости проводите обучение
Резюме
9 0002 Личные барьеры влияют на общение между людьми, и это обычное явление на рабочем месте. Эти барьеры могут вызвать недопонимание и непонимание, что может привести к конфликту. Понимание этих барьеров необходимо для смягчения влияния личных барьеров и ведет к достижению желаемых результатов.Что такое личные барьеры? определение и значение
Определение: Личные барьеры относятся к факторам, которые являются личными для отправителя и получателя и действуют как помеха в процессе коммуникации. К таким факторам относятся жизненный опыт, эмоции, установки, поведение, препятствующие способности человека к общению.
Наиболее распространенные личные барьеры:
- Неумение слушать: Эффективность процесса общения нарушается, когда получатель слушает только ушами, но не прикладывает ума. Часто получатель слушает то, что он хочет услышать, и не обращает внимания на другие аспекты информации, тем самым действуя как помеха для эффективного общения.
- Избирательное внимание: Эта проблема возникает, когда человек нетерпелив и ставит свою цель превыше всего. Он слушает только ту часть информации, которая полезна для него и выполняет его задачу, и игнорирует все остальные аспекты.
- Недостаток знаний: Кроме того, процесс коммуникации страдает, если отправитель и получатель имеют меньше знаний о предмете.
- Недостаток словарного запаса: Часто проблема общения возникает, когда отправитель использует слова, которые получатель не может правильно понять.
В организационном контексте как начальники, так и подчиненные имеют свои личные барьеры, которые мешают им эффективно общаться. Эти барьеры:
Барьеры, связанные с начальством в организации
- Меньше веры в подчиненных: Часто начальство не доверяет подчиненным и, следовательно, сомневается в их способности предоставить соответствующую информацию. Они намеренно игнорируют предложения и рекомендации подчиненных и отбивают у них охоту к дальнейшему общению. Это снижает моральный дух сотрудников и затрудняет процесс общения.
- Страх перед вызовом власти: Начальство боится, что если оно не будет действовать в соответствии со своими полномочиями, его понизят до более низких уровней. И, таким образом, чтобы поддерживать свой уровень, они намеренно скрывают свои слабости, не сообщая свои идеи другим.
Барьеры, связанные с подчиненными в организации
- Отсутствие стимулов: Часто подчиненные дают свои предложения и рекомендации с целью заработать стимулы. Стимулы даются подчиненным, чтобы мотивировать их давать предложения и признавать их предложения важными для успеха организации. Если стимулов не хватает, то подчиненный, скорее всего, не будет общаться, и, следовательно, процесс общения будет неблагоприятным.
- Нежелание общаться с начальством: Часто подчиненные не общаются с начальством с намерением скрыть информацию, которая носит негативный характер и может оказать неблагоприятное воздействие.