Личностный интеллект это: 6 видов интеллекта, которые не измерить IQ-тестом

Виды интеллекта у детей ☰ Polycent — детский образовательный центр

Задумывались ли вы, какой тип интеллекта у вашего ребенка? Интеллект – это синоним слова ум. Это способность к обучению, возможность приспособиться к разным ситуациям, применять то, что получено человеком через жизненный опыт и т.д. Раньше считалось, что интеллект – это способность человека логически мыслить. Но в 1994 году психолог Ховарт Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта. По его теории существует несколько типов интеллекта, которые определяют особенности личности.

Поэтому все люди разные. У кого-то с детства проявляется музыкальный талант, кто-то пишет стихи, а кто-то решает математические задачи. У каждого свой вид интеллекта может доминировать. Можно давить на ребенка и заставлять его заниматься тем, к чему у него нет склонности. А можно увидеть его индивидуальные особенности и подтолкнуть в правильном направлении.

В этой статье рассмотрим 8 типов интеллекта у детей.  

Природный интеллект

Умение взаимодействовать с природой, чувствовать ее, бережное отношение к растительному и животному миру. Такой вид интеллекта был очень важен для людей в прошлом, ведь вся их жизнь была связана с природой. В современном обществе, когда мы живем в городах, переполненных автомобилями, в многоэтажных домах, кажется, что нет необходимости в умении чувствовать природу. Но это не так, ведь сейчас люди заново учатся бережному отношению к природе – сортировка мусора, уменьшение потребления, экологическое производство и т.д.

Если у ребенка природный интеллект, проводите больше времени в парках, в лесу, в заповедниках, где есть возможность увидеть животных в естественной среде. Смотрите фильмы и читайте книги, в которых затрагивается тема природы. 

В будущем такие дети смогут выбрать профессию в сфере экологии, животноводства, астрономии, химии, стать ботаниками или ветеринарами.

Музыкальный интеллект

Вы наверняка встречали людей, которые на ходу подбирают понравившуюся мелодию, с легкостью осваивают новые музыкальные инструменты, обладают потрясающими вокальными данными. У таких людей развит музыкальный интеллект. Заметить его можно даже в раннем детстве. Такие дети прекрасно чувствуют ритм и фальшивые ноты, с удовольствием поют, сочиняют свои первые музыкальные произведения. 

Ваш ребенок не обязательно станет будущим Моцартом, но если вы поможете ему раскрыть свой талант, он сможет выбрать одну из музыкальных профессий и преуспеть в ней в будущем. Например, дирижер, композитор, музыкант, автор песен, звукорежиссер или музыкальный продюсер.

Создайте вокруг ребенка творческую среду, поощряйте его любовь к музыке и другим творческим занятиям.

Логико-математический интеллект

Если у ребенка способности в решении математических задач, головоломок, уравнений, то скорее всего у него логико-математический интеллект. Удивительно, но обладатели такого интеллекта не обязательно могут стать математиками, экономистами, физиками, программистами, финансистами, аналитиками, инженерами, но также могут проявить себя как отменные детективы, а в сочетании с музыкальным интеллектом могут стать композиторами или барабанщиками.

Чтобы помочь развить такой интеллект, решайте с детками цифровые задачи, головоломки. На наших курсах в Polycent обладатели логико-математического интеллекта могут проявить себя на занятиях по программированию, например, Программирование Python https://polycent.ru/courses/programmirovanie/925e5bbf-86d8-f83a-db0f-5b02ba39a1e0/

Экзистенциальный (философский) интеллект

Такой тип интеллекта еще называют духовным. Обычно он проявляется уже во взрослом возрасте. Его обладатели проявляют интерес к глобальным вопросам – в чем сущность человека, каков смысл его существования. Дети, обладающие таким интеллектом, любят рассуждать, участвовать в дискуссиях, спорить. Они всегда в поиске ответов о том, в чем смысл жизни, изучают характеры других людей.

Обладатели такого интеллекта могут посвятить себя профессиям, изучающим людей и историю, творящим историю – археологи, политики, психологи, писатели, философы и историки.

Показывайте детям разнообразие окружающего мира, ходите в музеи, путешествуйте. И ваш ребенок станет обладателем богатого внутреннего мира.

Кинестетический интеллект

Это телесный интеллект. Таким детям проще выразить свои мысли и отношение к предмету через тело. Они увлечены спортом, много двигаются, не могут долго сидеть на месте. Их конек – пространственное мышление. Они отлично чувствуют предметы вокруг себя и время.

Дети с таким типом интеллекта в будущем могут стать профессиональными спортсменами, хирургами, артистами, танцорами, хореографами и дирижерами.

Чтобы поддержать развитие кинестетического интеллекта, не ограничивайте ребенка в движениях.

Социальный интеллект

Социальным (или межличностным) интеллектом обладают люди, способные идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми, проявлять эмпатию. Такие дети первыми идут знакомиться, часто бывают лидерами в компании, располагают к себе других людей, могут поддержать в трудной ситуации, любят учиться.

Люди, обладающие таким интеллектом, часто выбирают профессию учителя или воспитателя, психолога, социального работника, специалиста по подбору кадров. Наличие такого интеллекта необходимо на руководящей должности.

Постарайтесь, чтобы у ребенка был широкий круг общения, чтобы он видел мир в разных проявлениях, путешествовал, выступал на публике.

Пространственный (образный) интеллект

Ваш ребенок обладает фотографической памятью? Он способен воспроизводить в воображении страницы прочитанных книг и их иллюстрации, прекрасно помнит лица и предметы. Они придают значение деталям, видят и чувствуют предметы в пространстве. А также прекрасно ориентируются на местности даже в незнакомом месте. У таких детей богатый внутренний мир, прекрасно развитое воображение, и они часто занимаются разными видами искусств.

Чаще всего обладатели пространственного интеллекта находят себя в профессии архитектора, скульптора, художника, инженера, строителя, а также летчика, водителя, моряка.

Развитию пространственного интеллекта способствуют паззлы, 3d конструкторы, лабиринты.

Чтобы поддержать детей с образным интеллектом, приводите их на наши занятия:

Промышленный дизайн https://polycent.ru/courses/inzheneriya/17f7ccf4-5bb7-b923-39be-583aa357b97b/

Ракетостроение https://polycent.ru/courses/inzheneriya/386b9727-83d4-9586-d598-583aa19991d6/

Авиамоделирование https://polycent.ru/courses/inzheneriya/a1ba6fbe-7461-ee6d-10d0-583aa1517615/

Квадрокоптер Creator https://polycent.ru/courses/inzheneriya/2ae29c7d-1f84-9b57-22f7-583aa161ffe5/ 

Лингвистический (вербальный) интеллект

Ребята с таким интеллектом прекрасные ораторы, но также умеют выражать свои мысли в письменной форме. С ними интересно общаться, они прекрасные рассказчики.

Обладатели такого интеллекта могут стать копирайтерами, журналистами, писателями, аналитиками, историками, преподавателями, переводчиками, ораторами и актерами.  

Чтобы способствовать развитию вербального интеллекта, разговаривайте с ребенком с рождения, читайте ему, стимулируйте говорить.

Отдельно можно рассмотреть девятый вид интеллекта.

Личностный (внутренний) интеллект

К такому типу мышления относят людей, которые отлично понимают себя, могут строить здравые планы на будущее, имеют собственное мнение относительно всего, трезво оценивают свои возможности.

С таким типом интеллекта можно стать психологом, социальным работником.

Поощряйте стремление ребенка к самопознанию, научите его находить радость от самостоятельных игр. Это поможет развить внутренний интеллект.

Каждый человек обычно сочетает в себе несколько типов интеллекта. Чтобы помочь своему ребенку добиться успеха, направить его в верное русло, стоит обратить внимание на особенности его интеллекта. А какой тип интеллекта у вашего ребенка?

Примечание: POLYCENT — это детский образовательный развивающий центр, где малыши развивают творческое и логическое мышление.

Обучаем их программированию, авиамоделированию, ракетостроению. В школе также проходит курс «робототехника для детей», цена на который представлена на сайте.

Интеллект, ты такой разный? — статьи о развитии детей

Одним из гуру специалистов, занимающихся развитием детей, является наш современник — американский ученый и психолог Тони Бьюзен. Его исследования возможностей мозга оказали влияние не только на сферу образования, но и на бизнес-сообщество, потому что многие открытия ученого помогают развивать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни и применять их в работе.

Бьюзен первым придумал теорию интеллект-карт для развития памяти и мышления и установил рекорд в запоминании больших объемов информации. Он автор многих книг-бестселлеров, которые опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Благодаря исследованиям Бьюзена мы теперь обладаем более широким пониманием интеллекта. Его теория основана на выделении 10 видов интеллекта, которые есть у каждого человека с рождения.

К сожалению, большинство из нас привыкло признавать себя искусным лишь в некоторых областях, а другие считать для себя недостижимыми, сознательно отказываясь от погружения в них. Тем временем, по-Бьюзену, любой вид интеллекта можно и даже необходимо развивать на протяжении всей жизни. И тогда даже в тех областях, в которых наш талант не проявился сразу, мы можем достичь значимых результатов и стать действительно гармонично развитой личностью.

Именно в этом ключе важно подходить и к развитию нашего младшего поколения. Если еще в самом начале жизненного пути развивать все сферы человеческих возможностей, то, повзрослев, ребенок сможет более точно понимать свои таланты и быть при этом всесторонне развитым человеком. Эти знания помогают родителям и педагогам системно подходить к вопросу интеллектуального развития детей. И, конечно, всем известно, что дети лучше всего познают окружающий мир в игре. Поэтому расскажем обо всех видах интеллекта и предложим несколько игр на развитие каждого из них.

Творческий интеллект

Помогает «выходить за рамки» — мыслить по-новому, легко смотреть на вещи с разных точек зрения, мыслить ассоциативно и непредсказуемо, не опираясь только на известные факты. Вместе с детьми мы убеждаемся, что у каждой вещи есть бесконечное количество значений, и учимся аргументировать свои выводы.

Для развития творческого интеллекта подходят игры в ассоциации, в слова и каламбуры, которые помогают создавать в сознании оригинальные и неповторимые связи и образы. И здесь главное — не результат, а сам мыслительный процесс. Игры должны стимулировать развитие детского воображения и не лишать инициативы.

Например, выберите наугад любую пару слов, предположим, «машина» и «жизнь», «ветер» и «котенок», «ботинок» и «карандаш». И поразмышляйте вместе с ребенком, что может быть общего между ними. А затем потренируйтесь по-другому. Попробуйте придумать 10-15 альтернативных способов применения, например, губной помады или стакана. При этом абстрагируйтесь от их размеров, материалов, свойств — и тогда способов использования предмета станет намного больше.

Представьте себе губную помаду размером с небоскреб, в которой ласточки легко могут вить гнезда. Красиво и удобно.

Личностный интеллект

Развитие личностного интеллекта заключается в одной фразе: «Познай себя». Каждый человек должен стать самому себе лучшим другом и партнером на всю жизнь. Такая «подготовка» позволит ребенку хорошо чувствовать себя в любой ситуации, независимо от того, играет ли он в одиночестве, или в компании других детей. Важно учить малышей слушать и понимать себя, размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, преодолевать свои личные невзгоды, развивать уверенность в себе и самодостаточность.

Одной из лучших игр с детьми станет игра «Кто я?». В ней можно использовать также мяч (для передачи слова друг другу) или придумывать свои варианты «игрового оформления» беседы о личности. Предложите ребятам задать самим себе вопрос: «Кто я?» — и ответить на него. Ответы последуют самые разные: мужчина, Вася, человек-Паук, будущая жена.

«Человека с реалистическим взглядом на жизнь и высокоразвитым личностным интеллектом обычно называют позитивным. Важно указать, что это вовсе не означает слоняться повсюду с глупой ухмылкой на лице и утверждать, будто все обстоит замечательно! Это означает принимать любую ситуацию такой, какова она есть, вне зависимости от того, насколько она плоха, и находить лучший вариант поведения применительно к ней».

Тони Бьюзен

Еще одна игра с ребенком на развитие его личностного интеллекта — это рисование карты о себе. Предложите нарисовать малышу себя в центре листа бумаги. От себя в центре придумайте произвольное количество «лучей» с названиями, например: «личные качества», «что я не люблю», «что люблю делать», «чего я боюсь», «достижения», «семья». И у каждого луча есть свои разветвления: качества — сильные и слабые. Пусть ребенок сам перечислит и те, и другие и отобразит их на карте. И так для каждого направления. В результате у вас получится очень интересная карта личности вашего ребенка, его собственная оценка себя и мнение по поводу самых разных жизненных ситуаций.

Социальный интеллект

Развитие социального интеллекта — это развитие умения получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им, а также умение отстаивать свою точку зрения. Дети важно учить слушать других и выступать перед публикой, учить находить решения в конфликтных ситуациях. При этом круг общения ребенка должен состоять как из сверстников, так и из людей разного возраста, пола и профессий.

Все ролевые игры, где ребенок «примеряет» на себя другую личность, развивают именно этот вид интеллекта. Та же игра «в семью» — первые попытки подражать маме, укачивать и кормить куклу, а также закрученные сюжеты семейных взаимоотношения для детей постарше. Так развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также дается выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, которые могли бы перерасти в психологические зажимы.

«Страх номер один, который одолевает людей, — больший, чем ужас перед змеями, пауками, мышами, насекомыми и всевозможными жуткими тварями, от одного вида которых мурашки ползут по телу; больший, чем перед войной, голодом, болезнями, чужеземными нашествиями и смертью, — это боязнь выступать публично!»

Тони Бьюзен

Превратите в игру и выступления ребенка перед публикой. Устраивайте вместе домашние концерты, где малыш рассказывает для всех стихотворения, поет песни и танцует. Рекомендуем также записывать их на камеру, чтобы потом вместе с ребенком пересмотреть выступление и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что хотелось бы улучшить. Такая работа помогает нам вместе с детьми работать над развитием своего социального интеллекта.

Духовный интеллект

Основы духовного интеллекта тоже закладываются в раннем возрасте. Это умение воспринимать себя как часть огромной вселенной и всего живого на Земле.

Духовный интеллект развивается естественным и последовательным образом из личного интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к социальному интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом. Фактически умение входить в контакт с природой, понимать и ценить ее является главным признаком развития духовного интеллекта.

Многими этот интеллект рассматривается как наиболее важный из всех, причем он обладает таким могуществом, что способен полностью преобразовать жизнь каждого человека как индивида, человеческую цивилизацию, всю нашу планету и повлиять на ход истории.

Этот вид интеллекта можно назвать интеллектом зрелости. Но, как ни странно, именно дети являются естественными носителями духовного интеллекта. Они уже обладают свойственными ему качествами: безусловная любовь, радость и веселье, открытость и доверие, правдивость, великодушие, умение удивляться чуду и другими. К сожалению, с возрастом многие из этих качеств утрачиваются. Поэтому так важно уделять им внимание с детства и способствовать их развитию.

Познавайте с детьми безграничность космоса, красоту и таинственность природы, знакомьтесь с различными предметами и явлениями — с праздниками других стран, с религиями.

Купите карту Солнечной системы и книги о ней, пусть малыш знает о том, какая она большая. Если у вас есть возможность купить хотя бы несложный телескоп — сделайте это. Он поможет по-настоящему изучать небеса, понять всю необъятность Вселенной. Вместе с ребенком смотрите на звезды поздним вечером или ночью, научитесь узнавать разные созвездия.

Духовное озарение часто проявляется посредством музыки и поэзии, и многие гении искусства и литературы часто воспринимают природу как свою музу. Бетховен, Моцарт и другие великие композиторы использовали природу в качестве источника вдохновения, включая в свои композиции пение птиц, звуки ветра и воды, крики животных. Все части симфонии № 6 (Пасторальной) Бетховена основываются на прогулке по сельской местности!

Одним из главных свойств духовного интеллекта является чувство юмора. Он несет с собой массу полезного, включая снижение уровня стресса, общее укрепление здоровья, а также большее количество более счастливых друзей. Читайте вместе с детьми истории и книжки, которые заставляют смеяться. Совместно тренируйтесь в умении рассказывать анекдоты, смешно подражать другим людям и вообще действовать, как завзятые комики. Учите ребенка смеяться над самим собой — рассказывайте ему смешные истории о себе.

Физический интеллект

Это жизненно важный для растущего ребенка вид интеллекта. Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении становится мозг.

С того момента, как ребенок начал ползать, ему необходима полная свобода движения. Подвижные игры, упражнения на координацию, тренировка умения контролировать свои движения, чередование работы и отдыха, постоянная смена деятельности. С развитием в ребенке силы и ловкости, как правило, ни у кого из родителей вопросов не возникает. Любые подвижные игры развивают тело физически. Вспомните любые игры с мячом, игры на координацию движений, ползание по-пластунски, бег и плавание на перегонки.

Или вот еще примеры.

  • Зеркальные движения: ведущий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, но зеркально; метание малых мячей не только правой (сильной у правшей), но и левой (слабой) рукой.
  • Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из 4–5 упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести на память (руки вперед, вверх, в стороны, приседание, встать, руки на пояс, наклоны вправо и влево, руки вниз, ходьба на месте).
  • Мяч по кругу: все стоят друг от друга на расстоянии 3 метров. Задача — быстро передавать и ловить мяч, не сходя с места.

Сенсорный интеллект

Этот интеллект охватывает пять основных органов чувств и шестое — интуицию. Что способствует его развитию? Прослушивание музыкальных произведений или звуков природы, изображение своих чувств от музыки на бумаге или выражение их словами, исследование и угадывание запахов и вкусов, описание своих ассоциаций.

Если мы научим ребенка «смешивать» различные чувственные восприятия «ощущая вкус цвета или видя вкус звука», у ребенка есть все шансы стать творческой личностью с хорошо развитой памятью, с развитым чувственным мышлением, которым они будут уметь пользоваться независимо от сферы своих интересов.

    • Попробуйте «писать» на спине ребенка разные буквы и цифры. Его задача — по ощущениям угадать, что вы написали.
    • Устройте дегустацию. Купите яблоки трех разных сортов (по 2 яблока каждого сорта). Разрежьте на порционные кусочки по одному яблоку каждого сорта. Три других яблока оставьте в качестве образцов. Вместе с ребенком попробуйте сначала яблоко одного сорта, обсудите его вкус (кислое, сладкое, кисло-сладкое, пресное). Яблоки могут различаться и по структуре, поэтому, обсуждая яблоко, отметьте это (яблоко жесткое/мягкое/сочное/хрустит/дряблое и т. д.). Проделайте то же самое с другими яблоками. После того, как вы обсудите вкус всех трех сортов, предложите ребенку, не глядя, съесть дольку яблока, описать вкус и найти соответствующее яблоко-образец или назвать сорт. Такая дегустация не только развивает органы чувств, но и обогащает словарный запас ребенка.

  • «Круг ощущений». Расскажите ребенку обо всех органах чувств и о том, что и как мы ощущаем. Например: «Мы видим глазами. Что ты можешь видеть своими глазами?». Внимательно выслушайте ответ ребенка. Затем переходите к следующим органам чувств: «Мы слышим ушами. Что ты можешь услышать своими ушами?», «Запах мы чувствуем носом. Какие запахи ты можешь почувствовать своим носом?» и т. д. Такие беседы развивают способность осознавать ощущения.

Цифровой интеллект

Цифровой интеллект можно назвать традиционным интеллектом. Когда мы рассуждаем об умственных способностях человека, умение легко ориентироваться в цифровом мире считается одним из важнейших показателей. Тони Бьюзен к традиционным интеллектам относит еще вербальный и пространственный, а именно те разновидности, которые можно проверить с помощью тестирования. Как правило, на оценке этих способностей строятся IQ-тесты.

Итак, цифровой интеллект — это способность мозга манипулировать «алфавитом» чисел, начиная от самого элементарного счета, освоения основных арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления и заканчивая высшей математикой. Это навык, который служит нам в самых разных ситуациях: в магазине, при приготовлении пищи, планировании отпуска, в обучении и в работе.

Еще Лев Толстой говорил, что счет до 100 — это основа математики. Детям нужно научиться ориентироваться в цифровом мире, считать, измерять, например, свой рост и вес, рассчитывать время и даже деньги на свои покупки.

  • «Путешествие». Приготовьте заранее набор цифр от 0 до 9. Целей путешествия может быть несколько: «Найти в квартире 5 предметов красного цвета», «Показать 3 предмета круглой формы», «Показать 2 самые любимые игрушки» и под.
  • «Мой календарь». Превратите для ребенка знакомство с календарем в увлекательную игру. Расскажите ему о том, что такое календарь, сколько бывает дней в месяце, какие существуют дни недели. И предложите отметить в следующем месяце все интересные для ребенка даты, например, поход в цирк, занятия в Бэби-клубе, день рождения и др. Обведите эти дни в календаре. Да, здорово, если календарь будет большого формата, чтобы можно было на нем еще что-нибудь нарисовать.
    Теперь можно придумывать разные задания. Можно посчитать количество дней до долгожданного события и закрашивать каждый наступивший день разноцветными фломастерами или наклеивать каких-нибудь забавных зверушек. Кроме того, можно рисовать, что в этот день особенно понравилось ребенку — возможно, его угостили какой-то очень вкусной конфетой, так пусть попробует нарисовать ее на своем календаре.
  • «Я вижу…» Выберите с ребенком комнату в своей квартире или договоритесь играть в эту игру на улице во время прогулки. Задача первого игрока найти в окружающем пространстве знакомую цифру (на часах или витрине, на журнале или пакете из-под молока…) и сказать: «Я вижу цифру 3». Второй участник должен отыскать эту цифру, ориентируясь по подсказкам «тепло» или «холодно». Можно подсказывать друг другу, пользуясь такими словами, как: «на», «над», «под», «возле» и т.  д.

Совмещая знакомство с цифрами с любыми подвижными играми, мы помогаем детям познавать основы математики легко и с интересом.

Пространственный интеллект

Этот вид интеллекта помогает нам не только ощущать связь предметов в пространстве, но и осознавать свое место в обществе — в семье, среди друзей и близких.

Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы он его ловил, или подвешиваем к кроватке игрушки, чтобы он тянулся к ним. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто «лево-право, прямо-криво» и подобные понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его расположение в пространстве, и его величина и еще много-много пространственных образов.

Пространственный интеллект «включается», когда нужно успешно сориентироваться в окружающей обстановке — отыскать дорогу, когда заблудились, зайти в нужную комнату дома, накрыть стол, разложить вещи по местам, сделать перестановку, перейти дорогу или вести автомобиль, принять участие в любой спортивной игре.

Всегда отмечайте для себя, где вы находитесь. И если вы оказались с ребенком в новой местности, установите по компасу направления всех четырех сторон света, а также выясните, где находятся самые важные реки, дороги, здания и памятники. И почаще оглядывайтесь назад! Это поможет не только составить в голове простейшую карту, по которой легко ориентироваться, но и с достаточной ясностью определить местоположение любых «вех» относительно друг друга.

Развить чувство пространства помогут изучение астрономии, в частности, карты звездного неба, решение геометрических головоломок, а также многомерные игрушки, такие как LEGO или «Кубик Рубика». Развивая у детей пространственный интеллект, мы закладываем основы навыков, необходимых для будущих художников и скульпторов, архитекторов и хирургов. Играйте с детьми в шахматы, японскую го, шашки — это потрясающий способ довести до совершенства пространственный интеллект. Теннис, бадминтон, футбол, танцы и физические упражнения — тоже благодатная почва.

Вот еще примеры игр:

  • «В какой руке?». Эта игра поможет проверить умение ребенка сопоставлять себя с изображением. Сделайте подборку рисунков в четном количестве, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, кто в какой руке держит предмет. Меняйтесь ролями, пусть и малыш задаст вам такой вопрос. За правильный ответ вручается фишка. Кто больше наберет — тот и выиграл.
  • «Правильно или нет?». Поменяйтесь ненадолго с малышом ролями. Побудьте ребенком. Пусть ведущий — ваш малыш — дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называйте их. Например, ребенок дотронулся до вашей левой руки. Вы говорите: «Это моя правая рука». Ребенок должен понять, правильно ли вы говорите, или ошиблись.
  • «Наоборот». Возьмите мяч, он пригодится вам в этой игре. Бросая мяч малышу, скажите ему фразу с предлогом, определяющим местоположение предмета, а ребенок, бросая мяч обратно, должен сказать фразу с противоположным предлогом. Например, вы говорите: «Кошка лежала под стулом». А ребенок должен сказать: «Кошка лежала на стуле».
    • «Доскажи словечко». 2—3-летние дети очень любят эту игру. Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» словечко.
    • «Ошибочка!». Сознательно допускайте неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п.). Пусть ребенок найдет ошибку и скажет вам. Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.
    • Пальчиковые театры. Они развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь — басом и т.  п.)

Вербальный интеллект

Вербальный, или речевой, интеллект представляет собой лингвистические навыки человека, его способность оперировать языком. Вербальный интеллект мы используем практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение — все эти способности находятся в его власти. Самое интенсивное развитие этого интеллекта происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

С ребенком необходимо разговаривать с самого рождения, вовлекать в беседы и обсуждения, помогать находить взаимосвязь между словами и предметами. Нужно учить детей четко и образно выражать свои мысли, читать тексты, понимать их значение и придумывать собственные рассказы.

Просто перечислим лишь некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию речи. Это скороговорки, артикуляционные гимнастики, разучивание стихов и разгадывание кроссвордов, придумывание рифм и изучение состава слов, а также сочинение рассказов по картинке. А еще:

Чувственный интеллект

Для мозга необходим кислород, пища, информация и любовь. Это залог жизненной активности и здоровья человека. Детям с самого раннего возраста важно чувствовать физический контакт с другими людьми и видеть проявления их отношения. Кроме этого, важно научиться осознавать себя мальчиком или девочкой, знать об анатомических особенностях своего тела и общаться друг с другом, также учитывая свою половую принадлежность. Ведь каждый человек рождается с определенным психосексуальным потенциалом, который реализуется и обогащается в процессе жизненного опыта. И опыт этот начинается уже с детства. Следует помнить, что на протяжении жизни мы проходим ряд этапов психосексуального развития, нарушение которых может резко деформировать не только сексуальность, но даже психику. Наша задача сделать так, чтобы почва для развития была благоприятной. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к близости между мужчиной и женщиной. Чтобы, став взрослым, он умел выражать свои чувства и не испытывал неприязнь или чувство неловкости.

  • Назовем одну из игр, развивающих осознанное отношение к себе, «Что мы любим?». В группе предложите детям выяснить, похожи ли увлечения мальчиков и девочек. Пусть они задают друг другу вопросы, пробуют играть в несвои игрушки. А также пусть ребята подумают, какие эпитеты можно говорить мужчинам и женщинам и какие комплименты будут приятны для каждого из них.
  • В игре «Комплименты» предложите ребенку подобрать приятные слова, которые больше подходят и характеризуют маму/девочку/женщину и папу/мальчика/мужчину. Это могут быть как прилагательные, так и другие части речи. Когда будете играть в эту игру впервые, дайте ребенку направление мысли, приведите пример — он быстро поймет, что от него требуется.
  • Поговорите с ребенком о профессиях. Заведомо выберите те, которые больше подходят для какого-то определенного пола. Спросите ребенка, кому больше подходит та или иная профессия, мужчине или женщине. Обсудите, почему он так считает. Для мужчин характерны профессии, которые проявлять героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Помогая детям развивать все интеллектуальные возможности, мы создаем общество будущего. Дети учатся свободно мыслить, получают удовольствие от жизни и находят дело себе по душе.

Теория множественного интеллекта Гарднера (ВВП)

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Статья из главы 12. Индивидуальные различия

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур — ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15). Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора (Gardner, 1993а).

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

а) лингвистический;

б) логико-математический;

в) пространственный;

г) музыкальный;

д) телесно-кинестетический и

е) личностный модули.

Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в таблице:

Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)

  1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей. Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Как мы отмечали, обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение (Kornhaber, Krechevsky & Gardner, 1990). Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.

Другие теории интеллекта

  • Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→
  • Триархическая теория Стернберга См.→
  • Биоэкологическая теория Цеси См.→

Теории интеллекта: итоги

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. См.→

9780374535018: Личный интеллект — AbeBooks

Джон Д. Майер, известный психолог, который участвовал в разработке новаторской теории эмоционального интеллекта, теперь опирается на десятилетия исследований когнитивной психологии, чтобы представить еще одну идею, меняющую парадигму: чтобы стать нашими Мы используем еще более широкий интеллект, который он называет личным интеллектом, чтобы понять нашу собственную личность и личности окружающих нас людей.
В Личный интеллект , Майер объясняет, что нам от природы любопытны мотивы и внутренний мир людей, с которыми мы общаемся каждый день. Некоторые из нас талантливы в понимании того, что движет нашими друзьями, семьей и коллегами. Некоторые из нас меньше. Майер объясняет, почему, и показывает, как самые одаренные «читатели» среди нас развили «высокий личный интеллект». Теория личного интеллекта Майера объединяет множество разнообразных открытий, ранее считавшихся несвязанными, которые показывают, насколько разнообразна наша способность читать лица других людей; точно взвешивать выбор, который нам предоставляется в отношениях, работе и семейной жизни; и судить, противоречат ли наши личные жизненные цели или хорошо сочетаются. Он убедительно доказывает, что наша способность решать проблемы в этих различных областях формирует единый навык.
Иллюстрируя свою точку зрения примерами из жизни успешных спортсменов колледжей, полицейских детективов и музыкантов, Майер показывает, как люди с высоким уровнем личностного интеллекта (открытые своему внутреннему опыту, любознательные о людях и желающие изменить себя) способны предвосхищать свои собственные желания и действия, предсказывать поведение других и, используя эти знания, мотивировать себя в долгосрочной перспективе и принимать лучшие жизненные решения. И, описывая множество способов, которыми мы можем извлечь пользу из развития этих навыков, Майер выдвигает важную идею о самости, общительности и удовлетворенности. Personal Intelligence — незаменимая книга для всех, кто хочет лучше понять, как мы понимаем наш мир.

«Синопсис» может принадлежать другому изданию этого названия.

Об авторе :

Джон Д. Майер — профессор психологии Университета Нью-Гемпшира и ключевой новатор в области исследований интеллекта. Он написал более 125 научных статей, книг и психологических тестов, в том числе всемирно известный тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT™). Он читал лекции по всему миру и появлялся на NPR и BBC-TV. Его работы были освещены в The New York Times , Time , The Washington Post и New Republic . Он живет в Нью-Гемпшире.

Обзор :

«Майер наполняет свою книгу гениальными исследованиями того, как люди судят о других. . . [и] ограничивается неизменно стимулирующими идеями, подкрепленными серьезными научными исследованиями, поэтому читателям, которые хотят понять условия человеческого существования, несомненно, понравится эта книга». ― Киркус

«Инновационный . . . Новая теория индивидуального интеллекта Майера — долгожданная отправная точка для анализа того, «как люди думают о себе и друг о друге». ― Publishers Weekly

«Всегда интересно, когда появляется оригинальная психологическая теория, предлагающая новый взгляд на идентичность. В перенаселенном мире, где многое зависит от социального взаимодействия, перед такими инструментами невозможно устоять… Майер блестяще излагает историю психологии, красочно описывая важные исследования, вехи и наблюдения». Духовность и здоровье

«Книга Майер — это глубокое и интригующее чтение о том, как наша личность развивается от младенчества до взрослой жизни. . . Идеи Майера побуждают нас расширить наше понимание того, что значит быть успешным в нашем обществе. Они подчеркивают важность личности — как мы учимся познавать себя и как мы действуем в соответствии с этим пониманием». ― Psychology Today

«Я нахожу оптимизм Майера обнадеживающим, а его теорию убедительной: укрепление личного интеллекта, безусловно, может улучшить общение и понимание в профессиональных и личных отношениях. . . Я понял, что личный интеллект — хотя я никогда раньше его так не называл — является ключом к чтению как о вымышленных персонажах, так и о реальных людях». ― Concord Monitor

«Майер приводит доводы в пользу личного интеллекта, обобщая десятилетия исследований, подтверждая их примерами успешных людей от Людвига ван Бетховена до покойной Washington Post владелицы Кэтрин Грэм, и предлагая, как люди могут улучшить свои собственные личный интеллект». UNH Magazine

«Джон Д. Майер так много сделал, чтобы заставить нас по-новому взглянуть на человеческую личность, от его теоретических моделей до эмпирических исследований эмоционального интеллекта (в которых я был очень рад принять участие). С Личный интеллект , Майер снова бросает нам вызов, утверждая, что существует набор навыков, которые могут определить, что отличает успешных людей от тех, кто, кажется, не обращает внимания на нужды и желания окружающих. Он ясный мыслитель и прекрасный писатель, и его аргументы заставляют нас расширить наше понимание того, что представляет собой умный человек». ― Питер Саловей, президент и профессор психологии Криса Аргириса Йельского университета

«Эта живая книга ярко иллюстрирует важность личности и наших суждений друг о друге. Джон Д. Майер исследует широкий спектр классических и новейших современных исследований, а также увлекательные личные истории, чтобы привести убедительные доводы в поддержку своей новаторской теории личного интеллекта». Дэвид С. Фандер, заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Риверсайде и автор книги «Загадка личности»

«Джон Д. Майер предлагает нам всестороннее путешествие по своей теории личного интеллекта. Попутно он показывает, насколько важен личный интеллект для понимания самих себя, а также для навигации в нашем социальном мире. Понимание других является важным навыком, и Личный интеллект показывает нам, как мы его используем, когда мы его используем и почему это важно». ― Элейн Фокс, директор Оксфордского центра эмоций и аффективной неврологии и автор Rainy Brain, Sunny Brain

«Об этом заголовке» может относиться к другому изданию этого заголовка.

Важен ли личный интеллект? | Psychology Today

Современные исследователи интеллекта выделяют несколько широких видов интеллекта, включая вербально-пропозициональный интеллект, перцептивно-организационный интеллект, быстроту (быстрое мышление) и интеллект при извлечении из памяти. Недавно я утверждал, что существует личностный интеллект — интеллект о личности, — который, как мне кажется, принадлежит к числу этих широких умственных способностей. Личный интеллект — это способность рассуждать о личности в целом, включая наши мотивы, эмоции, мысли, ценности и самоконтроль.

Почему важен личный интеллект? Потому что мы используем свой личный интеллект для решения проблем, касающихся самих себя и других людей, включая наших близких, — а что может быть важнее компетентного решения проблем, касающихся людей, которые нам небезразличны?

Какие проблемы решает личный интеллект?

Личный интеллект отвечает на такие вопросы, как с кем проводить время, с кем работать и к кому обращаться за помощью. Когда мы делаем выбор в отношении других людей, мы часто начинаем с выявления моделей их поведения. Если Кори симпатичен другим и скромен, мы можем использовать наш личный интеллект, чтобы сделать вывод, что он сотрудничает с другими и с меньшей вероятностью будет очень эмоциональный . Если Коннер высокомерен и недружелюбен, мы также можем оценить его как ненадежного. Когда приходит время попросить друга о небольшой услуге, мы, скорее всего, попросим Кори, а не Коннера.

Или, возможно, мы приглашаем друга однажды вечером пойти куда-нибудь и удивляемся, когда он возражает, что мы оказываем на него давление. С нашей точки зрения, мы не собирались предъявлять ему никаких требований; мы просто надеялись составить ему компанию. Но действительно ли мы требовательны? Хотя мы не собирались давить на него, мы понимаем, что его компания была для нас очень важна.0011 , и, возможно, наш запрос сообщил, что нужно больше, чем мы думали. Мы также обращаемся к другому воспоминанию — о бывшей подруге, с которой мы уже не так близки, которая жаловалась, что мы часто оказываем на нее давление. Мы приходим к выводу, что наш друг может быть прав: возможно, мы слишком надавили, и нам, возможно, придется признать это перед собой и нашим другом.

Как показывают приведенные выше примеры, личный интеллект включает в себя способность собирать подсказки о человеке, распознавать сложные модели поведения и использовать эту информацию, чтобы направлять наш выбор и, в конечном счете, направлять нашу жизнь.

Все виды интеллекта важны

Все виды человеческого интеллекта имеют для нас решающее значение — было бы трудно оспаривать превосходство одного интеллекта над другим. Мы все в долгу перед людьми, которые использовали свой вербальный интеллект, свой перцептивно-организационный интеллект и другие свои интеллекты, чтобы помочь построить мир вокруг нас. Используемые нами компьютеры, наши телефоны, наши автомобили и управляемые GPS тракторы, которые собирают нашу еду, — все это зависит от инноваций, которые стали возможными благодаря людям с высоким уровнем интеллекта. Самые умные в этих областях люди проектируют логические схемы в наших компьютерах, строят радиопередатчики и приемники, создают высокоэффективные двигатели, проектируют жатки, молотилки и доильные машины. Мы в долгу перед теми, чьи идеи приводят к созданию безопасного и эффективного оборудования, и перед теми, кто трудится, используя их изобретения.

Хотя все интеллекты важны, они не одинаковы. Вербальное понимание и перцептивный организационный интеллект обычно решают проблемы с помощью небольшого набора ответов (или только одного ответа). Например, в тесте, оценивающем вербальный интеллект, можно спросить, как понять бессмысленное предложение: «Все животные — животные, но все кошки — не кошки», переставляя его слова. Тестируемый может быстро ответить: «Все кошки — животные, но не все животные — кошки».

Для сравнения, проблемы личного интеллекта не связаны с организацией слов в осмысленные последовательности или пониманием общей лексики. Скорее они касаются таких вопросов, как человеческие психологические потребности и индивидуальные различия, противоречие и сотрудничество, опасность одних людей и творческие перспективы других. Эти вопросы касаются вероятностей, а не определенности, и лучший ответ может не встать на место с чувством удовлетворения, вызванным фразой «Не все животные — кошки». В примере с Кори и Коннером Кори, вероятно, был более склонен к сотрудничеству, чем Коннер, но Коннер все же мог оказать нам услугу. Личный интеллект основан на распознавании сложных паттернов (например, кто идет на сотрудничество) и оценке вероятности. Несмотря на трудности и капризы, важно учиться.

Нам срочно нужно понять личность, потому что наш мир больше, чем когда-либо, зависит от нее. Хотя человечество извлекло огромную пользу из технологических открытий и инноваций, нам также необходимо как можно лучше понять личность и социальные влияния. Во многих отношениях это сложнее, чем понимание слов или цепей: шаблоны более сложны, а человеческие системы менее предсказуемы. Тем не менее нам необходимо такое понимание, чтобы наши общества процветали, а не терпели неудачу; чтобы повысить вероятность того, что мы сможем жить вместе в мире и что мы сможем пользоваться плодами того, что дает нам наш интеллект и наш труд.

Другими словами, мы используем личный интеллект для решения основных проблем человеческой жизни, и если мы сможем понять наше решение проблем, его ограничения и то, где его можно улучшить, мы сможем внести свой вклад в более стабильную и функциональную жизнь. общество.

Чтобы улучшить отношения:

  • Мы используем свой личный интеллект, чтобы уменьшить наши «слепые пятна» — то, чего мы не знаем о себе и других. Сокращение таких недоразумений может привести к большей точности в понимании себя и друг друга.
  • Мы используем наш личный интеллект, чтобы взять на себя ответственность за понимание и уважение человеческих различий. Мы все разные, и наши потребности и вклад различаются. Люди, которые кое-что знают о том, как распознавать потребности и потенциальный вклад других, могут извлечь больше пользы из своих отношений и дать больше взамен.
  • Мы используем наш личный интеллект, чтобы лучше выбирать возможности и снижать риски, которые мы принимаем. Например, если я знаю, что ищу постоянное волнение, то я могу учиться у более широкого класса людей, которые, как и я, «искатели ощущений». Я ожидаю, что я найду экстремальные виды спорта привлекательными, и что работа пожарным, полицейским или другим сотрудником службы экстренной помощи может быть приятной. С другой стороны, мне нужно хорошо управлять рисками. Я буду знать, что у людей, склонных к риску, таких как я, несколько выше вероятность попасть в беду с наркотиками и алкоголем, и я буду внимательно следить за тем, как употребляю эти вещества. В качестве второго примера, если я стремлюсь к достижению, я мог бы использовать свой личный интеллект, чтобы понять, что я буду счастлив, если смогу реализовать себя и соответствовать как можно большему количеству стандартов совершенства. Чтобы свести к минимуму свои риски, я хочу быть настороже в отношении любых искушений нарушить важные социальные правила и законы, зная, что успешные люди иногда поддаются таким искушениям. (Вспомните недавние сообщения о том, нарушал ли Стив Джобс бесцеремонно антимонопольное законодательство.)

Вот некоторые из способов, которыми изучение личного интеллекта может помочь нам как обществу:

  • Нам нужно больше признавать и уважать людей, которые хорошо используют свой личный интеллект. Мы извлекаем пользу не только из наших компьютеров, телефонов, автомобилей и ферм, но и из людей, которые хорошо понимают себя и взаимодействуют с другими с уважением и пониманием. Идем немного дальше: как лидеры, ориентированные на людей, так и лидеры, ориентированные на продукт, добиваются хороших результатов, но кем бы вы хотели управлять своей организацией — кем-то, кто часто прибегает к силе и игнорирует потребности людей, или кто-то, кто мотивирует совершенство, понимая и вдохновляя людей?
  • Измерения личного интеллекта могут помочь нам определить людей, чьи способности решать проблемы в области личности выше среднего. Люди, которые видят себя и других наиболее ясно, скорее всего, преуспеют в определенных профессиях (человеческие ресурсы, консультирование) по сравнению с другими. Они также могут быть более эффективными лидерами или советниками лидеров, чем люди без таких навыков.
  • Изучение личного интеллекта научит нас преимуществам и ограничениям предсказания личности. Например, мы знаем, что можем использовать информацию, относящуюся к личности, для предсказания поведения людей на уровнях выше случайных; мы также можем понять, насколько хорошо мы можем добиться такого предсказания (несколько выше уровня случайности, редко совершенства).
  • Изучение личного интеллекта предполагает понимание основ рассуждений о личности. По мере того, как наше понимание того, как люди успешно рассуждают друг о друге, увеличивается, мы можем лучше преподавать эту информацию, укрепляя способности каждого в этой области.

Правда, мы не можем решить человеческие проблемы только с помощью личного интеллекта. Успехи в нашем психологическом благополучии зависят не только от нашего самопонимания, но и от других вопросов, включая наше физическое здоровье и социальный контекст. Нам нужно укреплять свое здоровье, потому что хорошее функционирование мозга лежит в основе всех форм решения проблем. Нам нужно улучшить наши социальные условия, что требует лучшего понимания социального интеллекта — понимания властных отношений, политики, а также внутригрупповых и чужих отношений — потому что этот общий уровень организации помогает связать нас (мы надеемся) мирным путем. Наше понимание личности должно быть согласовано с нашим биологическим и социальным пониманием человечества, чтобы мы могли жить хорошо. Тем не менее, общество состоит из личностей.

Наши личности являются основными ячейками нашей семьи, нашего района и нашего общества в целом. Вот почему мы должны заботиться о личном интеллекте: понимание личности является неотъемлемой частью того, что значит быть человеком как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Улучшение нашего понимания личностей может направить нас к более мирному и лучше функционирующему миру.

Copyright © 2014, Джон Д. Майер.

Что такое «личный интеллект» и зачем он мне нужен?

Карьерный коучинг

Кэролайн Стэгг, Целостная трансформация карьеры в работе/жизни. BScPsych, NLPMstr

Опубликовано 7 февраля 2017 г.

Некоторые из нас талантливы в понимании того, что движет нашими друзьями, семьей и коллегами; некоторые из нас меньше. Наша способность читать других людей сильно различается; точно взвешивать выбор, который нам предоставляется в отношениях, работе и семейной жизни; и оценить, противоречат ли наши личные жизненные цели друг другу или совпадают, принося пользу нам и окружающим.

Несмотря на то, что есть много способов добиться успеха без личного интеллекта, люди, которые хорошо его используют, пользуются определенными преимуществами по сравнению с теми, кто менее хорош в этом, при прочих равных условиях. Эти люди склонны принимать более взвешенные решения о себе и других людях. К счастью, это то, что мы все можем изучить и развить.

Способности, сопровождаемые высоким личным интеллектом

Люди с высоким личным интеллектом понимают себя и знают, кто они; они лучше способны признать свои собственные ограничения. Они более точно оценивают других людей и в большей степени способны учитывать причуды и особенности других. Талантливые в этой области лучше умеют:

  • Прогнозировать поведение людей.
  • Предсказать, в чем люди, скорее всего, преуспеют, а в чем вызовут трудности.
  • Поймите, как их воспринимают коллеги, друзья и знакомые — они знают, какая у них репутация.
  • Понимать, когда переоценивать свое восприятие окружающих людей в ответ на новую информацию.

Многие из нас обладают этими способностями в определенной степени — существуют большие различия — но когда мы развиваем нашу способность решать проблемы в этих областях, это отмечает нас как квалифицированных в некоторых важных областях.

Области решения проблем

Решение проблем, связанных с личностью, является обычным человеческим беспокойством, и нам, естественно, любопытны мотивы и образ мыслей окружающих нас людей. Что заставляет этого коллегу откладывать этот срочный звонок клиенту? Что иногда делает вашего ближайшего друга таким резким — разве он не понимает, насколько грубым он кажется?

Некоторые из нас способны идентифицировать и синтезировать информацию о личности; мы можем читать подсказки по поведению и выражению лица и знать, как их интерпретировать. Эти люди могут поместить это в «модель», которая позволяет им идентифицировать мотивы и распознавать средства защиты.

Более эффективное сотрудничество

Таким образом, личный интеллект отчасти связан с умением и ловкостью общаться с другими людьми и лучше понимать их и их поведение. Это дает нам лучшие и более эффективные отношения и рабочую среду.

Важно, что это помогает нам сотрудничать более эффективно. Он выделяет нас как:

  • Кто-то, с кем люди хотят работать.
  • Кто-то, кого приятно иметь в команде проекта.
  • Важнейший игрок, который предвидит ситуации и результаты и учитывает непредвиденные обстоятельства.

Высокий уровень личного интеллекта позволяет закрыть пробелы в общении и создать более продуктивную среду; вы будете слушать на другом уровне, что позволит вам достичь более глубокого понимания, вовлечения и создания связей по мере того, как вы это делаете.

Это может помочь вам: 

  • Увеличить свой потенциальный доход, предоставив более четкие определения ваших услуг, которые лучше подходят для того, что ищут ваши клиенты.
  • Определите роли и обязанности для улучшения процессов принятия решений.
  • Ищите отзывы и отвечайте на них, чтобы углубить отношения с клиентами и продемонстрировать свою уверенность в своей ценности и способности к адаптации.

Доверие, которое это вызывает у окружающих, дает вам преимущество, которое ведет к улучшению результатов.

Итак, личный интеллект во многом связан с умением читать других и адаптировать свое поведение, чтобы извлечь максимальную пользу из любой ситуации. Но есть еще один важный способ, которым он служит вам: он помогает вам сделать правильный выбор, планы и цели.

Кто вы… и кем вы хотите быть

Личный интеллект зависит от того, насколько хорошо вы знаете себя, но также и от того, насколько хорошо вы можете связать то, что вы есть сегодня, с человеком, которым вы хотите быть в будущем. будущее.

Чем лучше мы разбираемся в личном интеллекте, тем лучше мы понимаем наши собственные ценности и наш собственный внутренний компас. Мы можем осознать наши личные интересы и мотивы и понять навыки и компетенции, которые мы используем, чтобы следовать этим интересам. Мы видим себя такими, какие мы есть сейчас, а также теми, кем хотим стать.

Чем больше мы можем видеть себя в будущем, тем более реалистичную картину мы можем нарисовать. Счастье и удовлетворенность — это не просто делать то, что нравится прямо сейчас — в долгосрочной перспективе это зависит от сохранения постоянных ценностей и действий в соответствии с ними. Если ваши действия не продвигают вас к цели, значит, у них мало оснований в реальности. Вы должны быть в состоянии понять, какие действия приведут вас в правильном направлении для достижения результатов и что будет мотивировать вас оставаться на правильном пути.

В конечном счете, это увеличивает ваши шансы на принятие лучших жизненных решений, достижение большего успеха и большего удовольствия от жизни.

Поделитесь этой статьей с другом

Метки статьи

Карьерный коучинг Личное развитие Мотивация Бизнес-коучинг

Лондон EC2A и Сток-Ньюингтон N16

London EC2A & Stoke Newington N16

Я помогаю менеджерам, лидерам и предпринимателям добиваться прорывов в своей карьере и бизнесе, а следовательно, и в жизни, что приводит к новым подходам и стратегиям, меньшему промедлению и лучшему взаимопониманию с другими. Опыт ведения бизнеса более 25 лет. Бакалавр психологии. Дипломы в области личной эффективности и корпоративного / исполнительного коучинга. http://carolinestagg.co.uk

Посмотреть профиль

Показать комментарии

Какой тип сеанса вы ищете?

Лично Интернет / Телефон

Расположение

Поиск по местоположению

Для получения наиболее точных результатов введите полный почтовый индекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *