Жизнь это смерть: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: В ЧЕМ СМЫСЛ НАШЕГО ПРИХОДА НА ЗЕМЛЮ

Содержание

Жизнь и смерть — Психологос

​​​​​​​

Фильм «Spiritus et sponsa dicunt veni»

​​​​​​​Смерть — прекращение жизни. Врачи различают смерть биологическую и клиническую, в жизни нередко встречается и социальная смерть — жизнь, в которой человек умер для окружающих, перестал быть значимым, стал для людей никем.

Фильм «Клиника»

​​​​​​​​​​​​Что касается отношения к смерти, то оно полностью задается местной культурой — местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет. Впрочем, в российской культуре страх и ужас детей перед лицом смерти у детей формируется достаточно активно, и начиная с 5-7 лет большинство детей начинают страхи перед чужой или своей смертью испытывать. Во многих других современных культурах отношение к смерти такое же нейтрально-деловое, как к погоде.

Пошел дождь — нужно открыть зонтик. Кто-то умер — значит, нужно похоронить. И дальше заниматься следующими делами.

Есть люди, которые любят жизнь и боятся смерти. Есть люди, которые не любят жизнь и не боятся смерти. Есть те — счастливличики? — которые любят жизнь и не боятся смерти. И есть, к сожалению, печальная категория людей, которые не любят жизнь и боятся смерти…

Кажется, что это не так важно: боишься ты смерти или нет, важнее то, любишь ты жизнь или нет, с каким вниманием и уважением ты относишься к жизни своей и других людей, насколько ты заботишься о жизни: любишь с удовольствием просыпаться, с удовольствием работать и отдыхать, с удовольствием помогаешь другим замечательным людям…

Смерть — естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких, и в зависимости от жизненной мудрости культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни разные люди переживают факт смерти по-разному. Понятно, что тот, кто уже умер, свою смерть не переживает, и в этом смысле у него проблем нет никаких.

Однако его смерть тяжело переживают (по крайней мере в нашей культуре) родственники умирающего или умершего — и сам человек, если чувствует близость своей смерти и считает ее преждевременной.

Как пережить смерть близкого человека?

Если близкий человек умирает, в первую очередь надо (еще раз) подумать, что можно сделать, какие меры принять, и при любой разумной возможности действовать максимально энергично. Если все возможное сделано, займитесь своими делами: чем больше вы будете заняты, тем лучше будет и у вас на душе, и спокойнее тому, кто умирает.

У него и своих проблем и болячек хватает, не нужно добавлять ему еще ваши переживания и вашу душевную боль.

Если близкий человек уже умер, ситуация закрыта. Начинайте смотреть вперед и заботиться о тех, кто рядом с вами. Наверное, ваше спокойствие и обращенность к делам будет им лучшей поддержкой.

Как сообщить детям о смерти близкого человека — смотри →

Если умер ваш ребенок

Смерть ребенка — это очень сильный фрагмент в жизни любого человека. Все сгладит только время, но с этим точно — можно жить. Будут разные периоды. Бывает отчаянье, злость на себя, даже погибшего ребенка, пустота, чувство вины, зацикливание на вопросе «Ну почему?» и так далее, однако в среднем через 6 месяцев самые сильно переживающие люди возвращаются к обычной жизни. Возращаться к обычной жизни бывает трудно, но чем раньше человек это начнет хотя бы пытаться делать, тем быстрее это произойдет. Любые дела, любая рутина — здесь в помощь. Сон, еда, работа — все лучше, чем переживания. Нельзя оставаться одному – надо идти против этого всеми силами. Нельзя сидеть одному и плакать – даже если не хочется, надо идти в люди, сидеть с друзьями и говорить с ними. Если можно выйти на работу — нужно выйти на работу. Если нужно выйти на работу — быстрее выходим на работу.

Бабушек, после сообщения новости, надо сразу переключать на живых людей — на детей, на живых внуков и внучек.

Душевная страховка

Душевная страховка — эффективный способ профилактики душевной боли при потере близких людей.

Что такое страховка — знают все. Вы платите не очень большие деньги, и тогда в случае потери (или другого страхового случая) вам сумма потери возмещается. Но потери сводятся не только к деньгам. Потери любимых вещей или, тем более, дорогих нам людей, бывает, переживаются очень тяжело, и если вы эту душевную боль переживать не хотите, это также можно сделать — с помощью душевной страховки. См.→

Отношение к собственной смерти

Отношение к собственной смерти может быть очень разным, в зависимости от типа и уровня культуры человека, его жизненной позиции. Если человек узнает, что совсем скоро умрет, его переживания могут быть самыми различными. Обычный человек современной европейской культуры к своей смерти, к возможности своей смерти — как правило, не готов. Для него это новость, страшная новость, и ход переживаний такой же, как при большой потере: отрицание, злость, апатия, принятие. Являются ли эти переживания обязательными? Вовсе нет. Мудрый человек к возможности своей смерти готов всегда, наступит ли она через 60 минут, 60 часов или 60 лет.

Мудрый человек не думает о смерти: он думает о жизни, о том, что сделать сегодня и как подготовить завтра — для тех, кого он любит.

«Это смерть за мной приходила»: как самопрограммирование сводит нас в могилу

Раскрытию нашего потенциала мешают не только нездоровые привычки, но страх перед смертью и распространенные стереотипы о старении, уверен автор книги «Фокус на жизнь: научный подход к продлению молодости и сохранению здоровья» Андрей Фоменко. С разрешения издательства «Альпина PRO» Forbes Life публикует главу о самореализующихся пророчествах о смерти

— <…> Вы когда умрете?

Тут уж буфетчик возмутился.

— Это никому не известно и никого не касается, — ответил он.

— Ну да, неизвестно, — послышался все тот же дрянной голос из кабинета, — подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате. (М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.)

Неизвестно, что было бы с несчастным Андреем Фокичем, не услышь он роковое пророчество из недр «нехорошей» квартиры. Возможно, и через девять месяцев грустный буфетчик безмятежно торговал бы осетриной «второй свежести», а не корчился в смертных муках в клинике Первого МГУ… Ведь, как известно, даже светило гепатологии профессор Кузьмин не нашел у Фокича никаких признаков рака печени. Вполне вероятно, что именно вера в пророчество «треснувшего голоса» и привела маленького человечка с печальным лицом к смертному одру. А еще не исключено, что автор пророчества был в курсе концепции, называемой теоремой Томаса.

Что такое теорема Томаса и почему пророчества сами себя исполняют?

«Если люди считают ситуации реальными, они оказываются реальными по последствиям», — такой принцип в далеком 1928 году сформулировали американские социологи и супруги Уильям и Дороти Томас.

Чуть позже, в 1942 году, их коллега и соотечественник Роберт Мертон счел этот постулат «наиболее важной фразой, когда-либо напечатанной американскими социологами» и назвал его теоремой Томаса.

Что же такого значимого в этом высказывании? Почему сегодня упоминание о теореме Томаса можно найти в трудах по разным научным дисциплинам, включая психологию, психиатрию, нейрофизиологию, нейробиологию? И каким образом с этой теоремой связана концепция «самоисполняющегося пророчества», благодаря которой Мертон получил всемирную известность?

Принцип действия теоремы Томаса лучше всего объясняет классический пример с банком. Представьте себе банк, имеющий определенные активы и достаточно прочно стоящий на ногах. Кто-то пускает слух, что дела у банка идут неважно и он вот-вот разорится. Это утверждение не соответствует реальности. Но если люди поверят в этот слух и начнут в срочном порядке массово изымать свои вклады, банку, действительно, очень скоро придет конец.

Таким образом, у ситуации, изначально ложной, но воспринятой вкладчиками как реальная, оказываются вполне ощутимые последствия. Люди поверили в ложь и повели себя соответственно, превратив исходно ложное высказывание в пророчество.

Если люди считают ситуации реальными, они оказываются реальными по последствиям

Найти подтверждения справедливости теоремы Томаса можно, просто наблюдая за людьми. Например, один человек уверен, что жизнь прекрасна и полна приятных сюрпризов — и правда повсюду находит удачу. Другой убежден, что мир — опасное место, где на каждом шагу подстерегают неприятности, — и его постоянно преследует невезение. Психологи считают, что в этом нет никакой мистики. Если человек верит в ту или иную концепцию, то действует в соответствии с этой верой. Оптимист радуется каждому дню, встречам с людьми, новым задачам, благодаря чему легко обзаводится друзьями, заводит романтические знакомства, добивается успехов в работе — из всего этого и складывается его удачливость.

В то же время настороженность пессимиста, закрытость, недоверие и даже агрессия отталкивают от него людей, мешают развитию и становятся причиной фатальной череды неудач. Это демонстрация принципа «что посеешь, то пожнешь», однако «посев» часто происходит неосознанно: человек может искренне верить, что стремится к лучшему будущему, крепкой семье и успешной работе. Но подспудная убежденность в том, что ничего хорошего не выйдет, исподволь или явно проявляется в поведении и ведет к реальным последствиям. К сожалению, предсказать, а затем и помочь осуществиться можно не только конфликтам и потере работы, но и тяжелым болезням и даже преждевременной смерти.

Материал по теме

 Необязательно ходить к пророкам, гадалкам или же случайно, как бедный Андрей Фокич, услышать предсказание о близкой смерти, чтобы стрелка биологических часов устремилась к последней минуте. Иногда человек сам запускает в себе «смертельную» программу. Так, в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголь описывает кончину героини произведения Пульхерии Ивановны. Пожилая женщина была здорова и полна сил, пока не случилась история с кошкой. Любимица хозяйки, никогда прежде не отлучавшаяся из дома, вдруг пропала на три дня. Затем исхудавшая беглянка вернулась, набросилась на еду с жадностью, но вскоре вновь исчезла, уже насовсем.

«Задумалась старушка. “Это смерть моя приходила за мною!” — сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять». Пульхерия Ивановна восприняла возвращение и новую пропажу любимицы как знак свыше. «Уверенность ее в близкой своей кончине так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено, что действительно чрез несколько дней она слегла в постелю и не могла уже принимать никакой пищи», — пишет Гоголь. Вскоре «пророчество» сбылось: она действительно покинула бренный мир.

В этой истории можно усмотреть мистический посыл, однако сам автор раскрывает перед нами вполне прозаическую подоплеку ситуации. Кошечка сбежала от доброй хозяйки в лес к диким котам, которые «подманили ее, как отряд солдат подманивает глупую крестьянку». Затем беглянка попыталась вернуться, но прежняя жизнь уже не привлекала ее, так как она «слишком свыклась с хищными котами или набралась романтических правил, что бедность при любви лучше палат». И только убежденность Пульхерии Ивановны в том, что под видом отощавшей кошки за ней приходила смерть, наполнила событие особым смыслом. Старушка напророчила себе скорую кончину — и так в нее уверовала, что слегла и умерла. Так вера героини в реальность ситуации сделала ее реальной по своим последствиям.

Если человек обладает даром «напророчить», а затем «воплотить» собственную преждевременную смерть, то тем более не вызывает сомнений его способность «предсказать» и возрастные изменения и заболевания.

Через несколько лет такая же судьба постигла и ее бедного супруга. Гуляя по саду, вдовец услышал голос покойной жены, звавшей его. Афанасий Иванович от всей души поверил, что это знак скорой смерти. «Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял как свечка и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя».

Вера в приметы и знаки — не единственный способ сократить жизнь. Реальные последствия может иметь, например, уверенность, что 70 или 80 лет — это предел человеческой жизни. Другой вариант — беспокойство о том, что большинство членов семьи не доживало до 75 лет — и так далее. И когда кончина действительно настигает человека в возрасте, который он напророчил, все вокруг только вздыхают: «Он как знал!» От глаз окружающих скрыты тысячи шагов и решений, проросших из семян убеждений и сделавших исходно недостоверное утверждение реальным по последствиям.

Материал по теме

Когда вы планируете подряхлеть?

Если человек обладает даром «напророчить», а затем «воплотить» собственную преждевременную смерть, то тем более не вызывает сомнений его способность «предсказать» и возрастные изменения и заболевания. Давайте рассмотрим, как наши умственные концепции выливаются в реальные последствия на примере мышечной слабости.

Ученые из Центра сравнительной физиологии человека и приматов Университета Нью-Мексико (США) провели исследование по изучению особенностей старения мышц у шимпанзе. Они наблюдали, как меняется с возрастом мышечная ткань животных и каким образом это отражается на их двигательных способностях. Но главной задачей специалистов было сравнить течение данных процессов у приматов и человека.

Дело в том, что одно из проявлений старения у людей — это потеря мышечной массы, называемая саркопенией (греч. Σἁρξ —мясо, πενία — уменьшение). Считается, что именно саркопения повинна в развитии старческой слабости — состояния, при котором затрудняется физическая активность, увеличивается риск падений, человек начинает ощущать себя немощным и дряхлым. Однако при наблюдении за животными ученые не смогли обнаружить очевидной связи между саркопенией и слабостью. Даже при утрате значительного объема мышечной массы пожилые шимпанзе по-прежнему оставались физически активными. Единственным их отличием от молодых сородичей была потребность в частом отдыхе. В ходе другого исследования выяснилось, что возрастные нарушения, в том числе саркопения, у людей развиваются гораздо медленнее, чем у приматов.

Почему же человек в 60 лет начинает чувствовать, что дряхлеет, а к 70 годам немощь уже воспринимается как норма? Эксперт из Центра сравнительной физиологии человека Мелисса Томпсон, автор одного из вышеупомянутых исследований, считает, что такая ситуация связана с человеческим восприятием: «Мы склонны думать о наших телах как о машинах, которые просто изнашиваются от чрезмерного использования, но наши исследования доказывают, что это не является неизбежным <…>: постоянная физическая активность способствует здоровому старению».

Ученые из Университета Огайо (США) установили, что одна из причин возрастной мышечной слабости — ухудшение работы нервной системы. Однако, по их мнению, значительную роль в развитии физической немощи также играет психологический настрой: если человек формирует в своем сознании собственный образ «дряхлого человека», то у него снижается мотивация к физической активности и нарушения начинают прогрессировать.

Таким образом, ученые раскрывают механизм, при помощи которого «пророчество» (я старею, и мое тело должно становиться дряхлым) выливается в реальные последствия (снижается мотивация к физической активности, т. е. из образа жизни исключается фактор, позволяющий пожилым шимпанзе оставаться бодрыми и подвижными). Еще выразительней процесс превращения «пророчества» в «последствия» описан американским кардиохирургом Стивеном Гандри в книге «Парадокс долголетия. Как оставаться молодым до глубокой старости» (М., Бомбора, 2020):

«На Западе принято считать, что с возрастом люди становятся немощными, поэтому мы устроили свою жизнь так, чтобы как можно меньше пользоваться мышцами даже тогда, когда мы все еще можем уверенно двигаться. Мы сами накликали на себя беду.

Я знаю множество примеров, когда все еще шустрые старики, заботясь о своем будущем, заранее переезжают в одноэтажные дома или переносят спальни с верхних этажей вниз. Все что угодно, только бы не пользоваться лестницами в старости, ведь это будет очень тяжело. Угадайте, что происходит с людьми, которые прекращают регулярно подниматься по ступенькам? Они становятся немощными, как того и боялись».

Материал по теме

Как пророчества реализуются на молекулярном уровне

Механизмы, при помощи которых реализуются «пророчества», включают в себя не только поведение — созидательное или разрушающее. Вера в то, что мы будем здоровы или больны, проживем мало или поставим рекорд долгожительства, не только определяет наши поступки, но и оказывает влияние на организм на самом глубоком уровне.

Последние исследования в области психологии и биологии показывают, что идеи оказывают влияние не только на ментальные структуры человека, но и на его биохимию и на работу его генов. Так, известный американский биолог Брюс Липтон в книге «Биология веры. Как сила убеждений может изменить ваше тело и разум» (М., Бомбора, 2018), посвященной влиянию мыслей и установок на биохимию тела и активацию или подавление экспрессии генов, указывает, что «позитивное восприятие ума укрепляет здоровье, задействуя при этом иммунные функции, а торможение иммунной деятельности за счет негативных восприятий может привести к его ослаблению».

Липтон приводит пример пациента, которому был поставлен диагноз — рак пищевода. В середине 70-х годов ХХ века этот вид рака считался абсолютно неизлечимым. Человек узнал о своей болезни и через несколько недель умер. Вскрытие показало, что у него действительно были злокачественные опухоли в печени и в легком, причем речь отнюдь не шла о конечной стадии болезни, грозившей быстрой гибелью. При соответствующем лечении у пациента было бы немало шансов вылечиться или, по крайней мере, прожить еще несколько лет. В то же время никаких следов рака пищевода, который, по мнению врачей, и убил больного, обнаружено не было.

— У него был рак, но умер он не от рака, — сказал лечащий врач этого пациента, когда его пригласили на интервью для обсуждения данного случая. — Я думал, что у него рак. Он думал, что у него рак. Все вокруг думали, что у него рак… Неужели я каким-то образом лишил его надежды?

По мнению Брюса Липтона, убеждения действительно могут либо мобилизовать силы организма для борьбы с заболеванием, либо подыграть болезни. «Убеждения играют для человека ту же роль, что светофильтры на объективе фотоаппарата — они изменяют его образ видения мира, — пишет автор. — И биология человека приспосабливается к этим убеждениям».

Липтон ссылается на слова Стива Коула, эпигенетика из Медицинской школы Калифорнийского университета, назвавшего живую клетку «машиной для превращения опыта в биологию». Этот вывод базируется на исследованиях в сфере поведенческой эпигенетики. Множество экспериментов показало, что нейроны мозга обладают способностью переводить убеждения с языка слов на молекулярный язык; т. е. наши убеждения приводят к образованию определенных химических соединений, влияющих на судьбу триллионов клеток человеческого тела.

«Когда мы изменяем способы восприятия мира, то есть наши верования, мы меняем нейрохимический состав крови, которая затем инициирует дополнительные перемены в клетках организма. Функция ума состоит в том, чтобы создать согласованность между нашими верованиями и реальностью, которую мы переживаем», — поясняет Брюс Липтон.

Материал по теме

Таким образом, наши убеждения, например, о том, что старость — это время болезней и что с возрастом мы будем неизбежно дряхлеть, нейроны будут день за днем «переводить» на молекулярный язык, согласовывая нашу веру с реальностью и помогая пророчеству осуществляться на биологическом уровне. Поэтому так важно вовремя распознать убеждения, выступающие в роли самоисполняющихся пророчеств — особенно те из них, которые касаются здоровья и жизни. Не стоит ждать, пока результаты этих установок станут явными, еще больше подкрепляя веру в негативный сценарий.

Впрочем, направить корабль своей жизни на путь спасения не поздно, даже если до столкновения с рифами остаются считанные секунды. Как писал Роберт Мертон в статье «Самоисполняющееся пророчество (теорема Томаса)», чтобы разорвать порочный круг, «необходимо отказаться от первоначального определения ситуации, запускающего круговое движение. И когда первоначальное предположение ставится под вопрос и вводится новое определение ситуации, последующее развитие событий опровергает предположение. И тогда верование перестает определять реальность». 

Материал по теме

Что случится, если мы будем знать, когда и как умрем?

  • Рейчел Нювер
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Thinkstock

Даже когда слово «смерть» появляется на экране компьютера всего на 42,8 миллисекунды, это заставляет нас изменить поведение. И не всегда в лучшую сторону. А что если нам назовут точную дату нашей смерти?

Вы, конечно, умрете. И все, с кем вы знакомы, тоже однажды умрут. Некоторые психологи считают, что тревожащая мысль об этом факте постоянно маячит на заднем плане в нашем мозгу и определяет все наши действия, влияя на наши решения ходить в церковь, есть больше овощей или посещать спортзал и мотивируя нас рожать детей, писать книги и создавать компании.

Даже для тех, у кого все в порядке со здоровьем, смерть — это нечто, что всегда с вами на уровне подсознания.

«Большую часть своей жизни мы проходим, не задумываясь о своей смертности, — говорит Крис Фойдтнер, педиатр в детской больнице Филадельфии и специалист по этике в Университете Пенсильвании. — Мы справляемся с существованием этого факта, стараясь сосредоточиться на том, что видим перед собой».

Однако что случилось бы, если бы с неясностью, окружающей нашу неизбежную кончину, было покончено раз и навсегда? Что было бы, если бы нам сказали точную дату и причину нашей смерти?

  • Как мысли о смерти меняют наше мировоззрение
  • Счастье по-бутански: чаще думать о смерти
  • Лекарство от старости: сколько вы хотите прожить?
  • Католическая церковь Англии учит искусству достойной смерти

Да, это невозможно, но если рассмотреть такой сценарий хотя бы гипотетически, это прольет свет на жизненную мотивацию — как нашу собственную, так и общества, в котором мы живем.

И, возможно, поможет нам понять, как лучше провести то ограниченное время, что было даровано нам для жизни на Земле.

Для начала разберемся, как смерть влияет на наше поведение. В 1980-х психологи очень интересовались тем, как нам удается справляться с тревогой и страхом, которые приходят с осознанием того, что мы — «не более чем дышащий, справляющий нужду, осознающий себя кусок мяса, который в любой момент может умереть», как однажды сформулировал Шелдон Соломон, профессор психологии в нью-йоркском Колледже Скидмора.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Ряд исследователей считает, что мы придерживаемся определенных взглядов и верований лишь для того, чтобы отогнать страх смерти

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Соломон и его коллеги даже придумали специальный термин — «теория управления страхом смерти». Эта теория гласит, что люди специально создают в своих культурах определенные системы взглядов (например, о том, что у нашего мира есть смысл и наша жизнь имеет определенную ценность), помогающие сдержать влияние экзистенциального ужаса, который иначе просто парализовал бы человечество.

В ходе более чем 1000 научно отрецензированных экспериментов исследователи обнаружили, что чем чаще нам напоминают о неизбежности смерти, тем крепче мы придерживаемся основополагающих культурных традиций и представлений, стараясь усилить чувство собственной ценности.

Мы защищаем свои взгляды более ожесточенно и реагируем на все, что им угрожает, с враждебностью.

Даже самого легкого намека на смертность (например, когда на экране компьютера всего на 42,8 миллисекунды появится слово «смерть» или когда вы с кем-то побеседовали в непосредственной близости от похоронного бюро) достаточно для того, чтобы повлиять на наше поведение, изменить его.

И каковы же эти изменения?

Когда нам напоминают о смерти, мы склонны относиться более хорошо к тем, кто похож на нас — и внешне, и политическими и религиозными взглядами, и местом проживания.

К тем же людям, которые не попадают в число близких нам, мы начинаем относиться более пренебрежительно, даже агрессивно.

Мы более серьезно относимся к своему любимому человеку, если тот разделяет наши взгляды на мир. И мы более склонны голосовать за решительного и харизматичного лидера, который обещает вселить страх в чужаков.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Мысли о смерти могут привести к подъему патриотических чувств и усилению антипатии к чужакам

В то же время мысли о смерти могут заставить нас вести себя более нигилистично, злоупотреблять спиртным, много курить, объедаться, покупать ненужные вещи и не заботиться об охране окружающей среды.

Ну а если каждый будет знать точную дату и причину своей смерти? Вполне вероятно, общество станет еще более расистским, ксенофобским, агрессивным, воинственным, вредящим окружающей среде — короче говоря, вредящим себе.

Однако не все предопределено. Такие исследователи, как Соломон, в конечном счете надеются, что зная, к каким огромным негативным последствиям может привести страх смерти, мы научимся противостоять ему.

На самом деле ученые уже зафиксировали несколько примеров того, как люди сопротивляются общепринятому поведению.

Скажем, буддистские монахи в Южной Корее совсем иначе реагируют на напоминания о смерти.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Реакция практикующих буддистов на напоминания о смерти совершенно нетипичная

Исследователи обнаружили, что когда людям предлагается поразмыслить не об абстрактной смерти, а конкретно о том, как именно они умрут и как их смерть отразится на их близких, реакция очень разная.

В таких случаях люди ведут себя более альтруистично — например, решают стать донорами крови, даже если общество не испытывает в этом серьезной нужды.

Они более вдумчиво и открыто обсуждают события, произошедшие в их жизни, их негативное или позитивное влияние.

Исходя из всего этого, можно предположить, что знание даты собственной смерти способно привести к тому, что мы сосредоточимся на главном в своей жизни, на том, что нас связывает с близкими людьми, и не замкнемся в себе.

«Осознание того, что жизнь конечна, может помочь понять ее ценность, развить ощущение, что «мы все в одной лодке» — считает Ева Йонас, профессор психологии Зальцбургского университета. — В связи с этим общество может стать более терпимым и сопереживательным».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Мысли о неизбежной смерти могут родить и альтруистские намерения — например, сдавать кровь

Разница в восприятии смерти

Итак, общество, точно узнав, когда умрет каждый его член, может или пойти по кривой дорожке саморазрушения, или принять решение умереть красиво.

Как к этому знанию отнесемся мы как отдельная личность? Это будет зависеть от характера и специфических обстоятельств личной смерти — большого события, которого нам не избежать.

«Чем более вы склонны к невротизму, чем более беспокойны, тем более вы будете озабочены предстоящей смертью и неспособны сосредоточиться на осмысленном поведении, на необходимых переменах в своей жизни», — говорит Лора Блэки, доцент психологии в Ноттингемском университете.

«Но, с другой стороны, если вам скажут, что вы мирно скончаетесь во сне, когда вам будет 90, вполне возможно, это никак не скажется на вашем поведении. Ну что ж, прекрасно, скажете вы».

Заканчивается ли жизнь в 13 или в 113 лет — исследования с участием смертельно больных людей проливают свет на типичную реакцию на смерть.

Пациенты центра паллиативной помощи, рассказывает Фойдтнер, часто проходят через две фазы. Сначала они подвергают сомнению каждую деталь своего диагноза, допытываясь у врача, правда ли, что смерть неизбежна или можно еще побороться.

Затем они размышляют над тем, как наиболее разумно использовать то время, которое у них осталось. И тут большинство попадает в одну из двух категорий: либо решает отдать всю энергию и силы борьбе с болезнью, либо делает выбор в пользу обдумывания прожитой жизни и проводит как можно больше времени с любимыми людьми и за занятиями, которые делают человека счастливее.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Кто-то, возможно, решит, что не стоит переживать из-за близкой смерти — лучше провести остаток дней в занятиях, приносящих радость

Похожие процессы, скорее всего, будут происходить в голове каждого из нас, если мы точно будем знать день своей смерти.

«Даже если вы знаете, что у вас есть еще 60 лет, рано или поздно вам останется пара лет, пара дней, пара часов, — подчеркивает Фойдтнер. — И когда часы поведут отсчет в непосредственной близости о той самой даты, лишая нас спокойствия, я думаю, люди будут вести себя точно так же [как и пациенты хосписа]».

Кто-то из тех, кто знает, что утонет, скорее всего, будет усердно тренироваться в плавании. Те, кто знает, что погибнет в автокатастрофе, будут любой ценой избегать поездок в автомобиле.

Но в то же время будут и другие, которые выберут иное поведение — попытаться обмануть свою смерть и закончить жизнь по-своему.

Йонас и ее коллеги обнаружили, например, что когда они просят людей представить, что им предстоит мучительная смерть в результате продолжительной болезни, то те, кому предложен в качестве выхода вариант прекращения собственной жизни, чувствовали себя куда лучше и спокойнее.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Некоторых людей знание о близкой смерти может подтолкнуть к покорению новых творческих вершин

Те, кто пойдет по пути принятия «смертного приговора», также могут реагировать по-разному.

Кто-то испытает прилив энергии и постарается провести оставшиеся годы (или дни) с максимальной пользой, покоряя новые вершины в науке и творчестве, которых, вполне возможно, им бы не удалось достигнуть в ином случае.

«Мне бы очень хотелось рассчитывать на то, что знание даты собственной смерти разбудит в нас самое лучшее и позволит сделать гораздо больше и для себя, и для своей семьи, и для общества», — говорит Соломон.

И действительно, есть вдохновляющие примеры того, как распоряжаются своей жизнью пережившие серьезный травмирующий опыт и знающие, что им недолго осталось.

Хотя собрать исходные данные по таким людям непросто, многие настаивают, что в их жизни произошли серьезнейшие, глубочайшие перемены.

«Они говорят, что стали сильнее, более духовны, больше ценят жизнь и видят в ней больше возможностей, — рассказывает Блэки. — Они пришли к пониманию: однажды я умру, жизнь коротка, и мне надо выжать из нее все возможное».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Пережившие трагические события иногда обретают новую жизнестойкость

Однако далеко не в каждом знание о дне смерти разбудит лучшие чувства и творческий потенциал.

Многие просто вообще разорвут связи с обществом — и не обязательно потому, что они ленивы. Просто их поглотит чувство бессмысленности всего.

Как однажды сказала Кейтлин Даути, основательница «Ордена благой смерти», общества принятия смерти, «стали бы вы писать эту статью, если бы знали, что в июне умрете?» (пожалуй, нет).

Ощущение бессмысленности может заставить многих отказаться от «здорового образа жизни».

Если смерть все равно не отодвинуть, зачем утруждать себя. «Я больше не собираюсь есть органические продукты, я буду пить стандартную кока-колу вместо диетической. Возможно, я попробую наркотики. И вообще буду объедаться пирожными целыми днями, — говорит Даути. — В культуре нашего общества так много придумано для того, чтобы отодвинуть смерть и мысли о ней, и именно для этого поддерживать закон и порядок».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Знание точной даты своей кончины может выпустить из бутылки джинна всех человеческих пороков, до поры до времени сдерживаемых

Однако наиболее вероятно, что большинство людей будет чередовать недели нигилизма и пороков с неделями работы на благо общества. «Одну неделю вы сидите дома, грызете крекеры пачку за пачкой и не отрываетесь от экрана телевизора. А другую неделю раздаете бесплатный суп бездомным в качестве волонтера», — комментирует это Соломон.

Однако вне зависимости от степени нашей сознательности и просветленности, чем ближе мы к дню своей смерти, тем более мы похожи на «трепещущую от ужаса развалину».

«Перемены всегда вызывают стресс, — резюмирует Фойдтнер. — А тут мы говорим о самой серьезной перемене, которая случается в жизни человека — о переходе от состояния жизни к состоянию не-жизни».

Возникнут новые культы?

Рассуждая практически, в какой бы стране мы ни находились, наша повседневная жизнь переменилась бы в самой своей основе, если бы все мы узнали, когда и как умрем.

Гораздо больше людей посещало бы психиатра, возникли бы новые направления в психиатрии, новые общественные обычаи и ритуалы — дата будущей смерти, возможно, кем-то отмечалась бы, как сейчас мы празднуем дни рождения (только отсчет был бы обратным).

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Оказало бы знание о дне смерти влияние на вашу веру?

По существующим религиям был бы нанесен серьезный удар. Возникли бы новые культы.

«Начнем ли мы поклоняться новой системе, которая называет нам день нашей смерти? Приносить ей дары? Отдавать девственниц?» — размышляет Даути.

Отношения между людьми тоже будут серьезно затронуты. Для многих станет необходимостью найти себе партнера, дата смерти которого близка к его собственной. Брачные мобильные приложения будут дополнены для этого специальным фильтром.

«Одна из тех вещей, из-за которых люди обычно боятся смерти, — это не их собственная кончина, а потеря тех, кого они любят, — говорит Даути. — Зачем мне жениться или выходить замуж за того, кто умрет в 40 лет, когда я умру в 89?»

Если узнать дату смерти будет можно уже на стадии зародыша, то некоторые родители предпочтут сделать аборт, если выяснится, что их ребенок умрет в юном возрасте — просто чтобы избежать трагической потери любимого сына или дочери.

А кто-то, узнав, что их жизнь будет коротка, решит вообще не иметь детей. Или же наоборот — иметь как можно больше детей, и чем скорей, тем лучше.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Многие станут искать себе жениха или невесту, чья дата смерти будет близка их собственной

Придется принять новые законы и ввести новые нормы. Согласно Роуз Эвелет, создателя и продюсера подкаста Flash Forward (в котором есть эпизод, где исследуется похожая гипотетическая возможность), возможно, придется принять закон о приватности информации о дате смерти, чтобы работодатели не дискриминировали работников на этой почве.

С другой стороны, политикам, наверное, придется перед участием в выборах раскрывать дату своей смерти (а отказ это сделать приведет к скандалу). «Согласитесь, это имеет смысл, иначе может случиться, что избранный президент умрет спустя три дня после инаугурации», — отмечает Эвелет.

Кто-то даже решит вытатуировать дату своей смерти себе на руке или будет носить нашивку, подобную той, что носят военные с группой крови, чтобы в чрезвычайном случае медики знали, стоит ли прикладывать усилия по реанимации, говорит Роуз Эвелет.

Похоронная отрасль пострадает: ей придется переключиться на обслуживание интересов еще живых вместо того, чтобы доить безутешных родственников.

Когда же наступит большой день, дата предсказанной смерти, кто-то может закатить большую пирушку или провести тщательно продуманное мероприятие — как сейчас поступают некоторые из тех, кто добился разрешения на эвтаназию.

А кто-то, кому суждено умереть при трагических обстоятельствах, возможно, предпочтет, чтобы никто из близких не присутствовал при этом.

Эвелет считает, что найдутся и такие творческие личности, которые используют день своей смерти в художественных или пропагандистских целях, устроив целое представление с участием тех, кому суждено умереть в этот день.

В общем, знание того, когда и как мы умрем, в корне изменит нашу жизнь.

«Человеческая цивилизация развивалась вокруг идеи смерти, — подчеркивает Даути. — Думаю, что точное знание даты ухода полностью разрушит ныне существующий жизненный уклад».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Что смерть должна научить нас жизни и жизни

Один из великих еврейских духовных учителей 20-го века, раввин Авраам Джошуа Хешель утверждает, что столкновение со смертью придает жизни смысл; что жизнь и смерть являются частью великой тайны; что в силу того, что мы созданы не иначе как по образу Божию, мы можем вообразить загробную жизнь для человечества — и в то же время сама смерть есть противоядие от человеческого высокомерия; и что в смерти мы воздаем благодарность за чудо и дар нашего существования.

Смерть как способ постижения смысла жизни

Наш первый вопрос: с какой целью и по какому праву мы думаем о странной и совершенно недоступной теме смерти? Ответ кроется в нашей высшей уверенности в существовании человека: он не может существовать без чувства смысла. Но существование включает в себя и жизнь, и смерть, и в некотором смысле смерть является проверкой смысла жизни. Если смерть лишена смысла, то жизнь абсурдна. Окончательный смысл жизни остается неясным, если только он не отражается перед лицом смерти.

Факт смерти должен быть главным фактором в нашем понимании жизни. Однако лишь немногие из нас сталкивались лицом к лицу со смертью как с проблемой или вызовом. Медлительность, задержка, пренебрежение с нашей стороны думать об этом. Ибо тема не волнующая, а скорее странная и шокирующая.

Что характеризует отношение современного человека к смерти, так это эскапизм, игнорирование ее суровой реальности, даже стремление стереть горе. Однако он вступает в новую эпоху поиска смысла существования, и ему придется столкнуться со всеми кардинальными проблемами.

Жизнь как способ понять смысл смерти

Смерть мрачна, сурова, жестока, источник бесконечного горя. Наша первая реакция — испуг. Мы ошеломлены и растеряны. Постепенно наше чувство тревоги сменяется чувством тайны. Внезапно вся жизнь окутала себя тайной. Наша речь останавливается, наше понимание терпит неудачу. В присутствии смерти есть только тишина и чувство благоговения.

Является ли смерть не чем иным, как уничтожением, абсолютным отрицанием? Взгляд на смерть зависит от нашего понимания жизни. Если жизнь ощущается как неожиданность, как подарок, не поддающийся объяснению, тогда смерть перестает быть радикальным, абсолютным отрицанием того, что представляет собой жизнь. Ибо и жизнь, и смерть являются аспектами великой тайны, тайны бытия, тайны творения. Помимо драгоценности отдельного существования стоит чудо того, что оно связано с бесконечной тайной бытия или творения.

Таким образом, смерть — это не просто конец человека. Он также входит в начало.

Наше величие: вопрос о загробной жизни и «Образ Божий»

Кроме того, есть тайна моего личного существования. Проблема того, кем я буду и буду ли я после смерти, тесно связана с проблемой того, кем и каким я был до своего рождения. Тайна загробной жизни связана с тайной предсуществования. Душа не вырастает из ничего. Значит ли это, что оно погибает и растворяется в ничто?

Человеческая жизнь приближается издалека; оно прошло через века опыта, роста, страдания, прозрения, действия. Мы такие, какие мы есть, благодаря тому, из чего мы произошли. Индивидуальному существованию предшествует обширный континуум, и вполне законно предположить, что существует континуум, следующий за индивидуальным существованием. Человеческая жизнь всегда идет своим чередом, и смерть не является конечным пунктом.

На языке Библии умереть, быть погребенным, значит «собраться с народом своим» (Бытие 25:8). Они «собирались к отцам своим» (Судей 2:10). «Когда же исполнятся дни твои, пойди к отцам твоим» (1 Паралипоменон 17:11).

Души превращаются в прах? Превращается ли дух в пепел? Как могут души, способные создавать бессмертные слова, бессмертные произведения мысли и искусства, полностью раствориться, исчезнуть навсегда?

Другие могут возразить: Вера в то, что человек может иметь долю в вечной жизни, не только не поддается проверке; это даже наивно. Кто мог бы серьезно утверждать, что представители рода человеческого, класса млекопитающих, достигнут вечности? Какой образ человечества предполагает вера в бессмертие? Действительно, надежда человека на вечную жизнь предполагает, что в человеке есть что-то достойное вечности, нечто родственное божественному, созданное по подобию божественного…

[П]оподобие Божие означает подобие Того, Кто не похож на человека. Подобие Божие означает подобие Того, по сравнению с которым все остальное подобно ничему.

Действительно, слова «образ и подобие Божие» [в библейской истории сотворения] скрывают больше, чем открывают. Они означают то, что мы не можем ни понять, ни проверить. Ибо что такое наш образ? Каково наше подобие? Есть ли что-нибудь в человеке, что можно сравнить с Богом? Наши глаза этого не видят; наш разум не может понять это. В буквальном смысле эти слова абсурдны, если не кощунственны. И все же они содержат самую важную истину о значении человека.

Каким бы туманным ни было значение этих терминов, они, несомненно, обозначают нечто неземное, нечто принадлежащее сфере Бога. Демут [подобие] и целем [образ] принадлежат к более высокому роду бытия, чем вещи, созданные за шесть дней. Это, кажется, то, что стих намеревается передать: Человек причастен к неземному божественному роду бытия.

Наша малость: Смерть учит смирению

Смерть — это радикальное опровержение силы человека и суровое напоминание о необходимости соотноситься со смыслом, лежащим за пределами измерения человеческого времени. Человечество без смерти было бы бесконечным высокомерием. Благородство коренится в человечестве, а человечество черпает большую часть своей силы из мысли о смерти.

Смерть опровергает обожествление и искажает надменность человека.

Он Бог; то, что он делает, правильно, ибо все пути его справедливы; Бог верности и безошибочности, Он справедлив и прав.

Справедлив ли Ты, Господи, причиняющий смерть и жизнь; ты, в чьих руках все живые существа и хранил, далек от тебя, чтобы изгладить нашу память; да откроются к нам очи Твои в милосердии; ибо Твое, Господи, милость и прощение.

Мы знаем, Господи, что суд Твой праведен; ты прав, когда говоришь, и прав, когда выносишь приговор; нельзя придираться к твоей манере судить. Ты праведен, Господи, и суд Твой верен.

Истинный и праведный судья, благословен ты, чьи суды праведны и истинны.

Господь дал и Господь взял; благословенно имя Господа.

— Молитвенник на каждый день от похоронной службы

Смерть как благодарность за существование

Если жизнь — это паломничество, то смерть — это прибытие, праздник. Последним словом должна быть не тяга и не горечь, а покой, благодарность.

Нам так много дано. Почему результат нашей жизни, сумма наших достижений так мала?

Наше смущение похоже на бездну. Все, что мы отдаем, намного меньше того, что мы получаем. Возможно, в этом и есть смысл умирания: отдать всего себя.

Смерть не рассматривается как просто разорение и катастрофа. Это ощущается как потеря дальнейших возможностей испытать и преумножить славу и благость Бога здесь и сейчас. Это не ликвидация, а подведение итогов, конец прелюдии к симфонии, о которой у нас есть лишь смутное предчувствие надежды. Прелюдия бесконечно богата возможностями как усилить, так и расстроить терпеливых Божьих, непрекращающихся усилий по искуплению мира.

Смерть — это конец того, что мы можем сделать, чтобы стать соучастниками искупления. Жизнь, которая последует, должна быть заработана, пока мы здесь. Оно не возникает из ничего; это собирание, урожай вечных мгновений, достигнутых на земле.

Если мы не разовьем в себе чувствительность к славе, пока мы здесь, если мы не научимся предвкушать небеса на земле, что нас ждет в грядущей жизни? Семя вечной жизни посажено внутри нас здесь и сейчас. Но семя тратится впустую, когда его кладут на камень, в души, которые умирают, пока тело еще живо.

Величайшая проблема не в том, как продолжать, а в том, как возвысить свое существование. Вопль о загробной жизни самонадеян, если нет вопля о вечной жизни до нашего сошествия в могилу. Вечность — это не вечное будущее, а вечное присутствие. Он посеял в нас семя вечной жизни. Грядущий мир — это не только потусторонний мир, но и здесь и сейчас.

Наша самая большая проблема не в том, как продолжить, а в том, как вернуться. «Как я могу отплатить Господу за все Его щедрые дела со мной?» (Псалтирь 116:12). Когда жизнь — это ответ, смерть — это возвращение домой. «Драгоценна пред Господом смерть святых Его» (Псалтирь 116:14). Ибо наша величайшая проблема — это не что иное, как резонанс заботы Бога: как я могу отплатить человеку за все его щедрые дела со мной? «Ибо вовек милость Божия».

В этом смысл существования: примирить свободу со служением, преходящее с вечным, вплести нити временности в ткань вечности.

Самая глубокая мудрость, которой может достичь человек, — это знать, что его предназначение — помогать, служить. Мы должны победить, чтобы уступить; мы должны приобрести, чтобы отдать; мы должны победить, чтобы быть побежденными. Человек должен понимать, чтобы верить, знать, чтобы принимать. Стремление получить; совершенство состоит в том, чтобы дозировать. В этом смысл смерти: окончательное посвящение себя божественному. Смерть, понимаемая таким образом, не будет искажена стремлением к бессмертию, ибо этот акт отдачи есть ответ со стороны человека на Божий дар жизни. Для благочестивого человека это привилегия умереть.

Эти отрывки взяты из эссе Хешеля «Смерть как возвращение домой», опубликованного в журнале «Еврейские размышления о смерти » под редакцией Джека Римера (Schocken Books).

Подпишитесь на путешествие сквозь горе и скорбь. Если вы недавно потеряли любимого человека или просто хотите изучить основы еврейских траурных ритуалов, эта серия электронных писем из 8 частей проведет вас через все, что вам нужно знать и помочь вам почувствовать поддержку и утешение в трудную минуту.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно

Вопрос жизни и смерти

март 2022 г.

Публикация

Отчет

Неравенства

Здравоохранение

Социальные детерминанты здоровья

Скачать

Ключевые точки

  • Health Foundation работает с Институтом FrameWorks над разработкой более эффективных способов говорить о более широких детерминантах здоровья.
  • Обрамление — выбор, который мы делаем в отношении того, что мы говорим и как мы это говорим, — влияет на то, как люди думают, чувствуют и действуют.
  • В этом отчете излагается основанная на фактических данных стратегия разработки для изменения понимания и обеспечения большей поддержки действий, направленных на воздействие на более широкие детерминанты здоровья. Стратегия сосредоточена на том, чтобы сделать проблему более осязаемой для людей с помощью объяснения.
  • Во-первых, нам нужно начать с объяснения того, почему более широкие детерминанты здоровья имеют значение. Прямо сейчас в беднейших районах Великобритании люди умирают на несколько лет раньше, чем в более богатых районах. Все просто – это вопрос жизни и смерти. Нам нужно так сказать.
  • Во-вторых, нам нужно «углубиться» в наше объяснение проблемы, чтобы показать, как и почему наше здоровье формируется этими более широкими детерминантами, и почему опыт неодинаков по всей стране.
  • В-третьих, мы должны быть ориентированы на решения в наших сообщениях и объяснять, как эти проблемы могут и должны быть решены.

Чтобы устранить неравенства в отношении здоровья, нам необходимо изменить способ информирования о более широких детерминантах здоровья – повысить общественное понимание и создать пространство для изменения политики. Ключом к этому изменению является использование силы объяснения.

Мы можем заручиться поддержкой и принять меры для устранения неравенства в отношении здоровья, сосредоточив внимание на объяснении связей между работой, домом, образованием и нашим здоровьем.

Фонд здравоохранения поручил Институту FrameWorks изучить, как люди думают о своем здоровье и здоровье других людей, и на основе этого рекомендовать, как мы можем формировать сообщения о здоровье, чтобы рассказать более сильную историю.

Опираясь на результаты второго этапа нашего исследования, в этом отчете изложена основанная на фактических данных стратегия разработки для изменения понимания и обеспечения большей поддержки действий, направленных на воздействие на более широкие детерминанты здоровья. Он предназначен для всех, кто работает и общается в области общественного здравоохранения, независимо от того, выступают ли они перед общественностью, политической или экспертной аудиторией.

Об исследовании

Исследование FrameWorks было разделено на два этапа.

В первом исследовано, как общественность думает о своем здоровье и здоровье других, и как это отличается от мнения экспертов и текущих нарративов средств массовой информации о здоровье. Второй, основанный на этих выводах, предназначен для разработки, а затем тестирования новых способов информирования о здоровье. Пути, которые улучшат понимание роли более широких детерминант и создадут понимание и поддержку политики, направленной на улучшение здоровья в Великобритании.

Для разработки этой основанной на фактических данных стратегии фрейминга компания FrameWorks провела как качественные, так и количественные исследования, в том числе беседы на улице, экспериментальные опросы и беседы с равными (особый тип фокус-групп, предназначенный для оценки наиболее продуктивных фреймов, наиболее легко понимались и наиболее легко использовались во время разговора со сверстниками). В этом исследовании приняли участие более 7000 человек со всей Великобритании.

К настоящему отчету прилагается подробное приложение по методам исследования, которое можно загрузить ниже.

Что дальше?

Этим летом мы поделимся набором инструментов для коммуникаторов, чтобы помочь коммуникаторам в области общественного здравоохранения использовать новые стратегии фрейминга. Подпишитесь, чтобы получать новости об этом проекте, в том числе о будущих работах и ​​событиях.

Цитировать эту публикацию

Л’Хот Э., Кастеллина М., Волмерт А., Конклин Л., О’Ши П. Вопрос жизни и смерти: объяснение более широких детерминант здоровья в Великобритании. Фонд здоровья; 2022 г. (health.org.uk/publications/a-matter-of-life-or-death).

Загрузки

Дополнительная литература

Коллекция

Думать о здоровье по-другому

Коллекция

Мы работаем с Институтом FrameWorks, чтобы помочь людям по-новому взглянуть на здоровье.

Подробнее

Длинное чтение

Формирование общественного понимания здоровья и неравенств в отношении здоровья

14 марта 2022 г.

Около 12 минут на чтение

Длинное чтение

Изучение отношения населения к здоровью и неравенства в отношении здоровья, а также того, как общественное здравоохранение…

Подробнее

Краткое руководство

Что делает нас здоровыми?

Март 2018 г.

Краткое руководство

В этом руководстве рассматривается влияние факторов, не зависящих от…

Подробнее

Вам также может понравиться…

Блог

Чему мы научились, привлекая и взаимодействуя с пациентами и общественностью в наших проектах по науке о данных в области здравоохранения?

Блог

Энн Аларилла из нашей группы по анализу данных излагает четыре важных урока из недавней работы PPIE…

Подробнее

Блог

Понимание влияния передачи полномочий в Большом Манчестере на здоровье

Блог

Хью Олдервик размышляет о новых выводах о влиянии деволюции в Большом Манчестере на…

Подробнее

Событие

Здоровье — это богатство?

Мероприятие

В третьей ежегодной лекции REAL Challenge Энди Холдейн исследует взаимосвязь между…

Подробнее

Регистрация

Посмотреть весь связанный контент

ЖИЗНЬ-ИЛИ-СМЕРТЬ Синонимов: 110 синонимов и антонимов слова ЖИЗНЬ-ИЛИ-СМЕРТЬ

См. определение жизнь-или-смерть на Dictionary.com

  • как в жизненно важный
  • as in necessity
  • synonyms for life-or-death

    • all-important
    • consequential
    • critical
    • crucial
    • determining
    • earth-shaking
    • earth-shattering
    • необходимый
    • обязательный
    • важный
    • незаменимый
    • значимый
    • жизненно важный
    • первостепенный
    • pivotal
    • serious
    • significant
    • urgent
    • vital
    • vitally important
    • basic
    • critical
    • crucial
    • decisive
    • fundamental
    • imperative
    • important
    • indispensable
    • integral
    • key
    • важный
    • необходимый
    • необходимый
    • важный
    • срочный
    • bottom-line
    • cardinal
    • coal-and-ice
    • constitutive
    • heavy
    • meat-and-potatoes
    • must-have
    • nitty-gritty
    • prerequisite
    • required
    • requisite
    • underlined
    • существенное
    • основное
    • обязательство
    • предварительное условие
    • предварительное условие
    • требование
    • срочность
    • вызов
    • cause
    • claim
    • compulsion
    • demand
    • desideratum
    • duress
    • essence
    • exaction
    • exigency
    • godsend
    • imperative
    • indispensability
    • inevitability
    • inexorableness
    • must
    • must-have
    • необходимый
    • зажим
    • лишения
    • необходимый
    • стресс
    • жизненно важные органы
    • Хочу
    • Жизнь или Смерть
    • Достижение
    • Нет альтернативы
    • Нет выбора
    • SINE NON
    • .

      ВИКТОРИНА

      Будь смелым и прими участие в викторине «Слово дня»!

      НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

      Как использовать в приговоре не на жизнь, а на смерть

      Это место, куда ссылают московских преступников, если их не казнят.

      ЖИЗНЬ И САМЫЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО, МОРЯКА ИЗ ЙОРКА (1801) ДАНИЭЛЬ ДЕФО

      Теперь Дэви сразу же пришло в голову, что он никогда за всю свою жизнь не ел столько слив, сколько хотел, в любой момент времени.

      ДЭВИ И ГОБЛИНЧАРЛИ Э. КЭРРИЛ

      Теоретически Дин Свифт действительно был мизантропом, однако он, возможно, делал исключение для частной жизни.

      ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА ДЖОНАТАН СВИФТ

      Мы снова частично или полностью восстановим непоколебимость и достоинство прежней религиозной жизни.

      СПАСЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИH. Г. (ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ) УЭЛЛС

      Это драматический порыв детства, пытающийся оживить скуку серьезных часов.

      CHILDREN’S WAYSJAMES SULLY

      Женщина владеет искусством полностью отравлять жизнь человеку, от которого она зависит.

      ЖЕМЧУЖИНЫ МЫСЛИ MATURIN M. BALLOU

      Элион — имя древнего финикийского бога, убитого своим сыном Эль, без сомнения, «первенцем смерти» в Иове xviii.

      СОЛОМОН И СОЛОМОНОВАЯ ЛИТЕРАТУРА MONCURE DANIEL CONWAY

      Таким образом, человек был полностью предоставлен дьяволу, даже его жизнь не была сохранена, как в случае с Иовом.

      SOLOMON AND SOLOMON LITERATUREMONCURE DANIEL CONWAY

      И пока она колебалась между послушанием одному и долгом по отношению к другому, ее жизнь, ее любовь и будущее находились на волоске.

      THE HOMESTEADEROSCAR MICHEAUX

      Ваша жертва будет агонией агоний, смертью смертей, и все же вы обнаружите, что не можете сопротивляться.

      CHECKMATEJOSEPH SHERIDAN LE FANU

      WORDS RELATED TO LIFE-OR-DEATH

      • all-important
      • consequential
      • critical
      • crucial
      • determining
      • earth-shaking
      • earth-shattering
      • essential
      • императив
      • важный
      • незаменимый
      • жизненно важный
      • значимый
      • жизненно важный
      • первостепенный
      • pivotal
      • serious
      • significant
      • urgent
      • vital
      • vitally important
      • basic
      • bottom-line
      • cardinal
      • coal-and-ice
      • constitutive
      • critical
      • crucial
      • решающий
      • основной
      • тяжелый
      • обязательный
      • важный
      • незаменимый
      • цельный
      • Ключ
      • Жизнь или смерть
      • Значимый
      • Мясо-и-патоты
      • Имя
      • Необходимо название
      • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *