Лидерство это в психологии – Лидерство — Википедия

Лидерство это в психологии. Внешние проявления психологии лидерства

Лидерство это в психологии. Внешние проявления психологии лидерства

Под лидерством понимается способность влиять на личность, группу людей, ориентируя на достижение целей. Это естественный процесс социально-психологического типа, когда личный авторитет используется для воздействия на деятельность членов группы. Лидер влияет на коллектив — реализует поведение, вносящее изменения в систему отношений, чувственную зону личности. Влиять можно посредством идей, словесно, используя механизмы внушения, эмоционально заражая коллектив, используя авторитет, личный пример.

Психология лидерства отмечает — для управления командой важны характер, образ мыслей, внешние факторы. Лидер поведением, привычками выделяется на фоне остальных, демонстрирует уверенность, готовность управлять командой, принимая ответственность за решения, поведение коллектива.

Поражает способность применять вербальное, невербальное воздействие. Лидер открыто жестикулирует, демонстрирует уверенность, способность к доминированию. Выделяется решительным взглядом, свободной походкой, резкими движениями, ровной спиной.

Мимика, жестикуляция доминирующего индивида является лишь вершиной айсберга. Важно внутреннее состояние, тип мышления. Лидер любит, умеет рисковать, берется за новые проекты. Обладая большой силой воли, он, за счет коммуникативных способностей и умения мотивировать, заражает уверенностью группу. Лидер оказывает психологическое воздействие на коллектив, поэтому каждый проникается общими идеями, проявляет желание достигать поставленных целей.

Лидерство это менеджмент. Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Лидерские качества пример. Развитие лидерских качеств

Самостоятельно составить программу развития лидерских качеств – задание нелегкое, но вполне реальное. Ставя перед собой подобную цель, вы должны быть максимально настроены на достижение поставленных задач, четко фокусироваться на практических шагах. Целеустремленность и настойчивость – важные качества лидера.

Первым делом нужно ясно понимать, что стать лидером за день, неделю, месяц невозможно. Исходя из этого, вы должны ставить перед собой конкретные цели: от краткосрочных (того, над чем нужно поработать в первую очередь) до долгосрочных (того, как вы видите свою жизнь через пару лет).

Упражнение 2.1. Классическое упражнение «Кто я?». Запишите на листе 10 ответов на этот вопрос. Каждый ответ должен начинаться с местоимения «я» и быть конкретным. Например, это может быть запись «я – студент».

После записи ваших ответов внимательно изучите их. Цель на данном этапе определить то, что мешает стать вам лидером. Если среди ответов встречаются варианты по типу «я – плохой друг» или «я – тихоня», подумайте, как можно исправить недостатки и начинайте работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидера отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заглавием «Моя цель» все, чего хотели бы достичь в результате воспитания в себе лидера. Это могут быть недостающие, по вашему мнению, личные качества характера или желание занять определенную должность на работе. Будьте критичны и не думайте долго, составить подробный план время еще будет.

В результате вы получите материал для первичного анализа и установите то, над чем в первую очередь стоит поработать. Поймете, каким образом вы можете стать лучше, развить в себе недостающие качества и начать работать ежедневно над воспитанием в себе лидера.

Упражнение 2.3. Отмечайте свои успехи. Возьмите за привычку в конце каждого дня уделять несколько минут тому, чтобы записать на лист бумаги минимум 3 вещи, которые в этот день удались вам больше всего. Вам нужно сделать это, даже если был очень плохой день.

Это упражнение научит видеть позитив и отмечать его, а не выделять отрицательное, как делает большинство людей. Позитивное мышление – важный элемент характера лидера. Сосредоточившись на успешных сторонах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Лидерство это способность. Теории

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.

Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.

Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального – того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.

Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство – характерная черта определенной ситуации, а не личности.

В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.

Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям.

В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.

Последняя основная теория – трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.

psihologiyaotnoshenij.com

ЛИДЕРСТВО - это... Что такое ЛИДЕРСТВО?

        (от англ. leader — ведущий, руководитель), один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. характеризует вместе с тем и специфич. форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан с природой обществ. строя, специфич. характером и структурой группы и конкретно-историч. ситуацией.         Проблема Л. привлекала к себе внимание на протяжении веков. Геродот, Плутарх и
др.
антич. историки ставили в центр историч. повествований действия выдающихся лидеров — монархов, полководцев. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, который любыми средствами достигает политич. целей. Волюнтаристское понимание Л. в бурж. обществоведении развивали Карлейль и Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творч. инстинкта» человека; лидер вправе игнорировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру — основной закон социальной жизни. По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к Л. Массы нуждаются в авторитете, аналогичном авторитету отца семейства. Мн. исследования Л. опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером. В совр. бурж. социологии проблема Л. переводится в план эм-пирич. исследований в малых группах, выявляющих психологич. и социально-психологич. аспекты Л. При этом из социологич. анализа исключаются классовые отношения. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы пси-хометрич. и социометрич. тесты и методики
(К.Левин, Дж. Морено, X. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.)
, применение которых в малых группах приносит известные результаты.         Методологич. основа науч. изучения Л.— диалек-тич. и историч. материализм. Л. выступает как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих обществ. отношений. В ан-тагонистич. обществе за отношениями Л. стоят отношения эксплуатации и угнетения; помимо функции согласования и координации усилий членов группы оно выполняет задачи навязывания воли господств. класса. Для социализма характерен демократич., коллективистский тип Л. Оно призвано способствовать проявлению инициативы масс, созданию необходимых условий для оптим. развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности, специфич. признаки ситуации, психологич. особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. возникает как объективная потребность определ. группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к лидеру.

        По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократич. Л., позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении её деятельностью.

        В организациях различают «формальное» и «неформальное» Л.: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» Л. возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.         Проблемы Л. изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает Л. с т. зр. социальной системы. Социальная психология изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологич. факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы и организации.         Особое значение имеет проблема политич. Л. В
бурж.
социологии получило распространение эмпирич. исследование отд. случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует его науч. теория. Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию отношений нар. масс — классов — партий — политич. руководителей (см. ПСС, т. 41, с. 24). Политич. Л. возникает в процессе классовой борьбы. Каждому этапу обществ. развития и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л. Коммунистич. движение в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма, служащие основой воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистич. обществе возрастает роль науч. управления и организованности во всех сферах общества и соответственно значение изучения социологич. и социально-психологич. проблем Л.

        Гвишиани Д.М., Организация и управление, М., 19722; Селюков Ф. Т., Руководитель и подчиненный в системе управления, М., 1971; Щ е п е л ь В. М., Руководитель и подчиненный, М., 1972;Руководство и Л., Л., 1973; А ш и н Г.К., Критика

совр. бурж. концепций Л., М., 1978; Bass B.M., Leadership, psychology and organizational behavior, N. Y., 1960; Jen n ings E.E,, An anatomy of leadership, N. ?., 1960; Leadership and interpersonal behavior, ed. L. Pctrullo and B. M. Bass, ?. ?., 19?1; Leadership, ed. C. A. Gibb, Middlesex, 1970; Stogdill R. M., Handbook of leadership, N. Y.— L., 1974; Political leadership in industrialized societies; studies in comparative analysis, ed. by L. J. Edinger, N. Y., 1976.

        ?. H. Aшuн, В. В. Ольшанский.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Психология лидерства

Вопросы психологии руководства и лидерства с давних пор привлекают внимание людей. Что делает человека лидером? Как им стать? Эти вопросы не первое столетие интересуют ученых. Существует теория великих людей, которая заключается в том, что личность, которая обладает определенным комплектом характерных черт, будет отличным лидером, независимо от ситуации, в которой человек находится.

Стили лидерства

Кроме этого, в традиционной социальной психологии поднимается вопрос именно о стиле лидерства. В двадцатом веке ученый К. Левин провел классический эксперимент, который впоследствии позволил выделить три главных стиля лидерства.

Предлагаем вашему вниманию каждый из них:

  1. Директивный, он же авторитарный стиль. Он включает в себя короткие распоряжения делового характера, ограниченность, отсутствие снисхождения. Четкий язык и указания, требовательность. Отсутствие эмоций в рабочие моменты. План работы заранее определяется в полном объеме, при этом позиция лидера не обсуждается и находится вне группы. При составлении плана работы ставятся лишь непосредственные конкретные цели. В любом случае голос руководителя будет решающим.
  2. Коллегиальный (демократический) стиль. Он в корне отличается от авторитарного стиля. Инструкции поступают в форме предложений, общение носит преимущественно товарищеский тон. Использование метода «кнута и пряника» - похвала и порицание с советами. Лидер преподносит свою позицию внутри группы. Все мероприятия также планируются внутри группы, и все участники отвечают за реализацию проектов, все стороны работы выносятся на общее обсуждение.
  3. И, наконец, стиль попустительский. Говоря языком обывателя – разрешительный, либеральный. Позиция руководителя незаметно отстранена от всей группы, дела идут, словно само собой. От лидера участники группы не получают заданий и указаний, весь рабочий процесс состоит из интересов отдельных членов группы.

Демократический стиль работы считается наиболее эффективным из этих способов руководства. Такую позицию занимают многие специалисты, работающие в сфере управления. Задачей руководителя при использовании демократического стиля лидерства является совершенствование собственного стиля управления, чтобы сделать его как можно более коллегиальным.

Проблема лидерства в психологии

Интересной для изучения является проблема лидерства в психологии. В любом коллективе, независимо от желания руководства, появляются неформальные небольшие группы. Если вдруг такой «коллектив в коллективе» начинает влиять на общественное мнение всего остального коллектива, то эта группа будет называться эталонной.

Необходимость в появлении цели и организации трудовой деятельности, в конечном итоге приводит к возникновению лидер. Это свойственно всем группам, которые состоят из трех и более человек. В психологии выявляется три типа лидеров - это лидер в узком смысле, вожак и ситуативный лидер.

  1. Вожак. Это член группы, обладающий наибольшим авторитетом, который умеет убеждать и внушать. На других членов своей группы он легко может повлиять взглядом, жестом или словом. Вожак должен обладать следующими качествами: это физическая активность, энергичность и хорошее здоровье.Уверенность в себе и своих возможностях, авторитет, стремление добиться успеха в любом начинании. Вожак должен быть умным, обладать хорошей интуицией и иметь творческое начало. Также важно обладание коммуникативными навыками, умение находить с людьми общий язык и идти на контакт.
  2. Лидер в узком понимании. Он гораздо менее авторитетен, нежели вожак. Он часто ставит себя в пример, побуждает «делать, как я». Он оказывает влияние лишь на часть группы.
  3. Ну и, наконец, ситуативный лидер. Такой человек обладает определенными личностными качествами, которые могут пригодиться в конкретной, определенной ситуации – например, организация какого-либо мероприятия.

 

womanadvice.ru

Лидер и лидерство - Основы психологии Библиотека русских учебников

Лидер (от англ leader - ведущий) - это член группы, которому она дает право принимать самые ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Лидер - личность авторитетная

Лидерство - это влияние отношений в процессе взаимодействия, основанные на личностных характеристиках, где прослеживается факт доминирования и подчинения

В процессе психологических наблюдений и исследований разработан ряд теорий лидерства. Теория лидерских ролей. Р. Бейлса рассматривает лидера с позиций профессионализма, учитывая эмоциональный фактор"Теория черт с"утверждает, что условием для признания человека лидером обладание ею специфическими"лидерскими"чертами и способностями. Согласно ситуационной теории. Ф. Фидлера, лидерство - это продукт сложившейся ситуации я в конкретной групплалася у конкретній групі.

Сторонники интерактивной теории считают, что лидером может стать любой человек, занимает соответствующее место в системе межличностного взаимодействия

Синтетическая теория обращает внимание на взаимосвязь основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, подчиненных и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство

Основываясь на концептуальных подходах, в психологии разработан и принят различные классификации лидеров: по содержанию деятельности (генератор идей и исполнитель), по характеру деятельности (универсал ьный и ситуативный) по направленности деятельности (деловой и эмоциональный), по социальному признаку (формальный и неформальный), по ценностно-эмоциональной признаку (положительный и отрицательный.

Лидерство можно рассматривать с позиций стиля, в содержание которого вкладываются понятия коллегиальности, директивности, либерализма, бюрократичности т.д.

Директивные лидеры меньше советуются, чаще применяют приказы. Коллективные лидеры используют демократический стиль руководства. Бюрократический стиль проявляется в жестком использовании законов и инст рукций, либеральный стиль, наоборот, пренебрегает имми.

По содержанию трудовой деятельности всех людей условно разделяют на создателей идей и исполнителей. Такое разделение касается и лидеров. Следует отметить, что редко встречается руководитель-лидер, который должен способности и создателя, и реализатора идетей.

По характеру деятельности универсальное лидерство оказывается постоянно, ситуационное носит временный характер

Автор ситуационной теории. Ф. Фидлер отметил, что в неблагоприятных или очень трудных ситуациях лидер, ориентированный на задачу, которую должна решить группа, достигает большего, чем лидер, ориентированный на чел гдей.

Знание такого подхода может помочь руководителю выбирать тот или иной стиль руководства при других обстоятельствах

По направленности деятельности лидер может быть деловым - удерживать лидерские позиции за счет высоких деловых качеств (профессионализма и компетентности) - или эмоциональным (действия лидера направлены на эмоций ийну сферу взаимодействия с членами группы). Позитивная деятельность прослеживается у лидера-организатора, который своими действиями способствует решению деловых задач. Лидер с негативными стремлениями разжигает эмоциональные при страсти в коллективе, способствуя возникновению конфликтных ситуацииій.

Формальный лидер - руководитель одновременно может быть и неформальным. Но может быть и иначе. В группе есть формальный руководитель, наделенный чертами и способностями лидера, и в этой же группе другой член коллектива занимает есть место неформального лидера, деятельность которого может иметь положительный или отрицательный характер. Отрицательные лидеры бывают двух типов: лидер-организатор и лидер-коммуникатор. Лидер-организатор - это человек, как а откровенно мешает делу, она часто превышает, в обращении использует местоимение"мы", не уточняя при этом, кто подразумевается. Однако следует отметить, что негативное лидер-организатор безопаснее й сравнению с отрицательным лидером-коммуникатором, поскольку первый откровенный. Лидер-коммуникатор держится в тени. На сборах он сидит в последних рядах, на лице выражение"ну-ну, что из этого получится"Письмо ей не подписывает, формируя ряды"анонимщиков"Информация, поступающая от него, имеет характер размышлений, заставляет членов группы домысливать ее из негативных позицииупи домислювати її з негативних позицій.

Для психологического климата коллектива лучше, когда, кроме формального лидера, в группе есть неформальный, но при условии, что между ними возникают конфликты

Психолог. Макгрегор (I960) выделил две теории лидерства:

1). Теория. Икс, основным положением которой является утверждение, что человек по своей природе ленивое и требует контроля и управления;

2). Теория. Игрек, согласно которой человек по своей природе деятельна и способна самостоятельно организовывать свою деятельность

Развивая концепцию. Макгрегора,. Оуши (1981) предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией. Зед. Основным положением данной теории является утверждение, что человек работает с максимальной й эффективностью под надлежащим руководством.

С понятием лидерства тесно связано понятие стиля лидерства. Стиль лидерства - это типичная для лидера система средств психологического воздействия на подчиненных

Психологи выделяют следующие стили лидерства: авторитарный, либеральный, демократический, ситуативный, непоследовательный, портисипативний. Лидеры, придерживаются авторитарного стиля, управляют людьми с позиции й теории. Икс; лидеры, которые руководствуются либеральным стилем управления, придерживаются теории. Игрек. Демократические лидеры занимают позицию между данными двумя вариантами и придерживаются теории. Зеед.

Ситуативный стиль учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси,. К. Блон)

Непоследовательный стиль характеризуется непредсказуемым переходом от одного стиля к другому, что является причиной возникновения конфликтных ситуаций

Для портисипативного стиля характерна открытость в отношениях между руководителем и подчиненными, регулярные совещания с подчиненными, создание групп с правом самостоятельного принятия решений, предоставления сотруднику в возможности самостоятельного разработка новых идет.

Структура механизмов воздействия на людей зависит от качеств членов группы. Лидер значительной степени зависим от коллектива. Группа требует выражать ее интересы. Только при этом условии последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят идти за ныним.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *