Задачи на сообразительность | Материал по математике (подготовительная группа) на тему:
Опубликовано 26.02.2012 — 17:32 — Сахарова Светлана Евгеньевна
Задачки-шутки головоломки, логические задачи
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Очень нравятся ребятам задачи-шутки, головоломки, логические задачи. Их мы даем в конце занятия для активизации внимания детей.
- Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)
- Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
- Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
- В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
- Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (за столом сидели дед, отец, сын)
- Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А 5 с половиной палок? (8,10,12)
- Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
- Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
- Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
- Шоколад разделили на несколько частей. Андрей съел 2 части, Аленка 3 части, осталась 1 часть. На сколько частей разделили шоколад? (на 6 частей)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
- Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
- В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
- В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
- 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
- 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
- Шли три козленка. 1 – впереди двух, 1 – между двумя, 1 – позади двух. Как шли козлята? (друг за другом)
- Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу…
Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)
- У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
- В бочонке – 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (по 1 ложке – 10 детей, по пол–ложки – 20 детей, по 2 ложке – 5 детей)
- Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
- Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (она одинаковая)
- Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
(2 кошки)
- Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат в дупле? (8 бельчат)
- В 12 часов ночи пошел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к. ночью солнце не светит)
- Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков)
- Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов.
В каждом пироге семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостиков.
Сколько было старичков? (7 старичков)
- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, т.к между двумя днями ночь)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
- Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей? (7 детей)
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
- В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
- В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (пять)
- У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
- На одной тарелке три яблока, на второй – столько же, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько яблок на третьей тарелке? Сколько яблок всего? (3 и 9)
- У Лены в портфеле четыре учебника, у Саши – столько же, у Маши – столько же, сколько у Саши. Сколько учебников в портфеле у Маши? Сколько учебников всего у трех школьников? (4 и 12)
- Бабушка связала внукам 5 шапочек, столько же шарфиков, а кофточек столько же, сколько шапочек и шарфиков вместе. Сколько кофточек связала бабушка? Сколько всего вещей связано? (10 и 20)
- Дима и Вася должны решить по четыре задачи. Дима решил две задачи, а Вася – три. Кому из мальчиков осталось решить больше задач? (Диме)
- Полоску бумаги нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов нужно сделать? (на три разреза)
- Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)
- Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?
(4 минуты)
- Чтобы пять мальчиков смогли прокатиться, не хватает двух велосипедов. Сколько всего велосипедов стоит около дома?
(3 велосипеда)
- Чтобы семь девочек смогли начать вышивать, не хватает трёх иголок. Сколько всего иголок в игольнице? (4 иголки)
- У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла? (5 углов, 6, 7, 8.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам…
Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников.
Дорогие мамы и папы предлагаю вам подборку логических задач. Они помогут вам развить в ребенке любознательность и вместе с пользой провести время. Желаю успехов!…
«Развитие у детей сообразительности, смекалки, логического мышления в результате использования планомерного наблюдения, обобщения, сравнения и противопоставления, выявления взаимоотношений между частями и целым»
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше использовать «стихию ребенка»—ИГРУ!. ..
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики (задачи – шутки, головоломки, задания на сообразительность)»
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолго, а как он насыщен познанием! Каждый день…
Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников.
Логическое мышление у детей и его развитие по мере роста — это важный этап в развитии гармоничной личности. Через игры и развивающие занятия дети учатся просты…
Задачи — шутки на сообразительность и смекалку
!…
Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников
Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но . ..
Поделиться:
Игровое занятие по математике в подготовительной группе
Игровое занятие по математике в подготовительной группе. Автор: воспитатель Сорокина О.В.
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
— соотносить количество с числом,
— составлять число из двух меньших чисел,
— ориентироваться на листе бумаги,
— составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
— увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5. Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты — письма от Королевы страны «Математика», карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны «Математика», чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
«Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч».
Ребята, Королева страны «Математика» предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
«Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение «Слухомоторный диктант»: 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
— Что получилось? (машина).
— Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 — по цепочке.
— Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверте.
«Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры «. Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3.
«Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома «(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? » Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
— 3 — хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему?
— 4 — подпрыгните на один больше.
— 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
— 6 — поднимите руки столько раз.
— 1 — топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5. Конверт 5.
«Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= «.
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
«Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки » больше «, » меньше «, » равно «. Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь «(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно». Вспомните правило: ответить хочешь — не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только «5». Королева страны » Математика «.
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
— соотносить количество с числом,
— составлять число из двух меньших чисел,
— ориентироваться на листе бумаги,
— составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
— увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5.Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты — письма от Королевы страны «Математика», карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны «Математика», чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
«Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч».
Ребята, Королева страны «Математика» предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
«Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение «Слухомоторный диктант»: 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
— Что получилось? (машина).
— Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 — по цепочке.
— Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверт. «Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры «.
Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3. «Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома «(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? » Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
— 3 — хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему? — 4 — подпрыгните на один больше.
— 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
— 6 — поднимите руки столько раз.
— 1 — топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5.Конверт 5.
«Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= «.
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
«Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки » больше «, » меньше «, » равно «. Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь «(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7. «Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно». Вспомните правило: ответить хочешь — не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2.Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только «5». Королева страны » Математика «.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «В гости к Лунтику»
Библиографическое описание:Соловьева, А. С. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «В гости к Лунтику» / А. С. Соловьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7674/ (дата обращения: 22.10.2022).
Препринт статьи
Цель : развитие воображения, наблюдательности, зрительной памяти, умения решать логические задачи, развития смекалки, фантазии.
Совершенствовать навыки счёта в прямом и обратном порядке. Учить измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Задачи:
Обучающие задачи:
– Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождение целого со знаком +, -.
– Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.
– Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
– Закрепить знания о геометрических фигурах. Формировать понятие — «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
– Закрепить умение различать понятия: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, раньше- позже, тяжелее- легче. Закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
Развивающие задачи :
– Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
– Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Учить детей давать полные ответы (распространённые предложения) на вопросы воспитателя.
– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
– Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методические приёмы:
– Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).
– Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).
– Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
– Поощрение, анализ занятия.
Материал : геометрические фигуры разной величины и цвета; замок и ключи; резиновый мяч; тетрадь; карандаши; логические задачи; схема группы; условные мерки.
Ход НОД :
Мотивация : Воспитатель:
— Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
— Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться -мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, легко!
Проводится дидактическая игра «Найди лишнее»:
- Зима, весна, март, лето?
- Декабрь, апрель, осень, июнь?
- Среда, ночь, четверг, суббота?
- Пять, восемь, семь, утро?
Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается с конвертом.
Воспитатель Ребята, посмотрите, почтальон нам принес телеграмму. Интересно, от кого она? Давайте откроем конверт и узнаем… телеграмма от Лунтика. Лунтик приглашает нас в свою волшебную страну. Воспитатель и дети обсуждают возможность попасть в сказочную страну. Все приходят к выводу, что туда может доставить только сказочный ковёр — самолёт.
Под одним из углов ковра дети находят инструкцию по использованию ковра- самолета. Воспитатель предлагает занять места на ковре — самолёте, читает (а дети повторяют) волшебное заклинание.
«О, ковёр — самолёт,
Отправляйся в полёт,
В волшебной стране, нас Лунтик ждёт»
(Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно -приземлились)
Воспитатель : Дети мы прилетели, а Лунтика здесь нет, где же он может быть?
Голос : «Ха, ха, ха, я злая волшебница и я посадила Лунтика под замок, а ключи спрятала. Если решите мои задания, то я дам вам подсказку, как найти ключи. Мои задания лежат в конверте на столе
- Игра «Сложи узор «
Составить из геометрических фигур животных, деревья, дома, жителей волшебной страны. Но всё это должно быть необычным, ведь страна эта сказочная.
Дети составляют фигуры, а затем зарисовывают их в тетрадь.
- Физкультминутк а:
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполни наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько выполни прыжков.
- Чтобы спасти Лунтика, надо сказать быстро и чётко скороговорку:
«Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»
- Надо с помощью условных мерок измерить длину следов волшебных животных.
- Следующие задание такое:
На столе лежит план волшебной страны, если его рассматривать, то вы поймете, где спрятаны ключи.
—Сколько хвостиков у двух осликов?
—Чей сын цыплёнок?
—Соня и Ваня одного роста,
Соня и Миша одного роста,
Кто выше, Ваня или Миша?
—Если стол выше стула, то стул…?
—Если 2 больше 1, то 1…?
—Если сестра старше брата, то брат?
—Если правая рука справа, то левая?
—Сколько носов у двух псов?
—Сколько ушей у пяти мышей?
—Сколько ушек у трёх старушек?
—Закаляют нас всегда солнце, воздух и…
Физкультминутка : Буратино потянулся-
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел-
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он — ключик золотой.
Дети находят план, рассматривают его и находят ключи. Один из детей подбирает ключ к замку. И спасает Лунтика.
Звучит музыка из мультфильма. В группу входит Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я очень вам благодарен за то, что вы мне помогли и освободили меня. Злая волшебница заперла меня, и без вашей помощи я бы не смог освободиться. Я очень хочу с вами поиграть. Согласны?
Проводится игра «Дни недели»
Лунтик: Впонедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Воспитатель: -Что Лунтик делал во вторник?
—Каким по счёту днём недели является понедельник? Среда?
—Какой день идёт после субботы?
—Сколько дней в недели?
—Сколько времён года?
—Назовите части суток?
—Какое самоё тёмное время суток?
Воспитатель: Молодцы ребята! Умеете отдыхать и на вопросы отвечать.
Лунтик: Спасибо, мои друзья, что помогли мне. Без вас я не справился бы со злой волшебницей. А за то, что вы меня освободили, я хочу вас угостить.
(угощает детей чупа-чупсами и уходит)
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Молодцы, ребята, все выполнили задания Лунтика и помогли ему. Давайте еще раз все вместе скажем наше заклинание.«О, ковёр — самолёт,
Отправляйся в полёт,
Детский садик всех нас ждёт (Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно- приземлились)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие к Лунтику. Ребята, что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)
Литература:
- В. П. Новикова «Математика в детском саду».
- Зайцев Н. А. «Обучение счету с двух лет».
- Тихомиров Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития». — 1998 г.
- Носов Е. А. Логика и математика для дошкольников. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Никитин Б. П. Развивающие игры.
Предоперационная стадия: определение, примеры, упражнения, еще
Ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы сказать «Еще!» когда они хотят больше хлопьев. Они даже могут следовать простым инструкциям и выбрасывать использованную салфетку в мусор. Да, они перешли на новый этап развития.
Согласно швейцарскому психологу Жану Пиаже, существует четыре стадии когнитивного развития (мышления и рассуждения), через которые мы проходим, становясь взрослыми. Восхитительная стадия, в которую вступил ваш ребенок, вторая стадия, называется предоперационной стадией.
Название этого этапа намекает на то, что здесь происходит: «Оперативный» относится к способности логически манипулировать информацией. Да, ваш ребенок думает. Но они еще не могут использовать логику для преобразования, объединения или разделения идей.
Итак, они «предварительно» готовы к работе. Они узнают о мире, переживая его, но они еще не в состоянии манипулировать полученной информацией.
Эта стадия длится примерно от 2 до 7 лет.
Ваш малыш достигает предоперационной стадии в возрасте от 18 до 24 месяцев, когда он начинает говорить. По мере того, как они накапливают свой опыт окружающего мира, они приближаются к стадии, когда они могут использовать логическое мышление и воображать вещи. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится около 7 лет, он может использовать свое воображение и играть понарошку.
Ваш очаровательный малыш подрастает. Хотите дать название тому, что видите? Вот список основных характеристик этого этапа развития.
Эгоцентризм
Вы, наверное, замечали, что ваш ребенок думает об одном: о себе. Это совершенно нормально для данного этапа развития. Они хотят этот напиток СЕЙЧАС, а не после того, как вы закончите бросать белье в сушилку.
Эгоцентризм также означает, что ваш ребенок предполагает, что вы видите, слышите и чувствуете то же, что и он. Но держитесь, потому что к тому времени, когда им исполнится 4 года (плюс-минус), они смогут кое-что понять с вашей точки зрения.
Центрирование
Это тенденция сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации за раз. Попробуйте выстроить два ряда скрепок таким образом, чтобы ряд из пяти скрепок был длиннее, чем ряд из семи скрепок. Попросите вашего маленького ребенка указать на ряд, в котором больше скрепок, и он укажет на ряд из пяти.
Это потому, что они фокусируются только на одном аспекте (длине) и не могут манипулировать двумя (длиной и числом). По мере того, как ваш малыш растет, у него разовьется способность децентрироваться.
Консервация
Консервация связана с центрированием. Это понимание того, что количество остается неизменным, даже если вы меняете размер, форму или контейнер, в котором оно находится. Пиаже обнаружил, что большинство детей не могут понять эту концепцию до 5 лет.
Любопытно? Попробуйте сами. Налейте равное количество сока в два одинаковых одноразовых стаканчика. Затем налейте одну чашку в высокую тонкую чашку и попросите ребенка выбрать чашку, в которой больше. Скорее всего, они укажут на высокую тонкую чашку.
Параллельная игра
В начале этого этапа вы заметите, что ваш ребенок играет вместе с другими детьми, а не с другими детьми. Не волнуйтесь — это ни в коем случае не означает, что ваш малыш асоциален! Они просто поглощены своим миром.
Несмотря на то, что ваш ребенок может говорить, он использует свою речь, чтобы выразить то, что он видит, чувствует и в чем нуждается. Они еще не осознают, что речь — это инструмент для того, чтобы стать социальным.
Символическое представление
В раннем предоперационном периоде, в возрасте от 2 до 3 лет, ваш ребенок начнет понимать, что слова и предметы являются символами чего-то другого. Посмотрите, как они взволнованы, когда говорят «мама», и видят, как вы таете.
Давайте представим
По мере развития вашего ребенка на этом этапе он будет переходить от параллельной игры к вовлечению в игры других детей. Вот тогда и случаются игры «давай притворимся».
Согласно Пиаже, ролевые игры детей помогают им закрепить концепции, которые они развивают когнитивно. Вот когда ваши стулья в столовой становятся автобусом. Будьте начеку: возможно, вам придется судить, когда ваш ребенок и его товарищ по играм спорят о том, кто водитель, а кто пассажир.
Искусственизм
Пиаже определил это как предположение, что все существующее должно быть создано разумным существом, таким как Бог или человек. Это существо отвечает за свои качества и движения. Другими словами, в глазах вашего ребенка дождь — это не природное явление, его кто-то вызывает.
Необратимость
На этом этапе ваш ребенок не может себе представить, что последовательность событий может быть обращена в исходную точку.
По мере того, как ваш ребенок переходит от сенсомоторной стадии (первой из стадий когнитивного развития Пиаже) к предоперационной стадии, вы заметите, как развивается его воображение.
Когда они летают по комнате с вытянутыми руками, потому что они самолеты, держитесь подальше! Если ваш малыш расплакался из-за того, что его товарищ по играм заманил его воображаемого щенка, вам придется посочувствовать его боли.
Ролевые игры также важны на этом этапе — ваш ребенок может притворяться «папой», «мамой», «учителем» или «врачом» и т. д.
Голова идет кругом от дедлайнов, списков покупок и визитов к врачу. Вы действительно можете позволить себе потратить несколько минут, чтобы просто поиграть? Вот несколько простых и быстрых занятий, которыми вы можете заняться вместе.
- Ролевая игра может помочь вашему ребенку преодолеть эгоцентризм, потому что это способ поставить себя на чье-то место. Держите под рукой коробку с костюмами (старые шарфы, шапки, сумочки, фартуки), чтобы ваш малыш мог нарядиться и притвориться кем-то другим.
- Пусть ваш ребенок поиграет с материалами, которые меняют форму, чтобы он начал понимать принципы сохранения. Шар из пластилина можно расплющить в плоскую форму, которая кажется больше, но так ли это? В ванне попросите их налить воду в чашки и бутылки разной формы.
- Есть еще время? Обустройте уголок в своем доме, чтобы он выглядел как кабинет врача, который вы только что посетили. Разыгрывание того, что он испытал, поможет вашему ребенку усвоить то, что он узнал.
- Практика поможет вашему ребенку развить символическое представление. Попросите их раскатать пластилин в форме букв или использовать наклейки, чтобы заполнить формы букв. Используйте магниты в форме букв, чтобы нарисовать слова на дверце холодильника.
- Не останавливайтесь на осязании. Играйте в игры с обонянием и вкусом: завяжите ребенку глаза и предложите ему угадать, что это за предмет, основываясь на его запахе или вкусе.
Не паникуйте, если считаете, что ваш ребенок не придерживается этого графика. Совершенно нормально, что дети проходят стадии в разном возрасте, чем в среднем.
Также совершенно нормально переходить к следующему этапу и при этом сохранять характеристики предыдущего этапа. Здесь не может быть универсального решения. Когда этот этап станет трудным, помните, что этот маленький человек вырастет и станет удивительным взрослым!
Классификация и сортировка — Играйте в классы дошкольного возраста
Что такое классификация и сортировка?
Изображение с сайта extension.org
Классификация — это фундаментальная концепция обучения до чисел, с помощью которой дети узнают об окружающем их мире. Классификация и сортировка могут выполняться с использованием чисел или без них, например, путем разделения детей или объектов на отдельные группы, например, по цвету их футболок или цвету их волос. Дети должны научиться сортировать и классифицировать, прежде чем они смогут перейти к работе, связанной с числами, потому что им нужно знать, что они считают, прежде чем они смогут на самом деле считать (Reys, et al. , 2012).
Классификация и сортировка включает в себя поиск одинаковых или похожих объектов и их группировку по определенным признакам или атрибутам. Например, группу животных можно сгруппировать по цвету или типу животного. Вы можете предложить маленьким детям классифицировать что угодно, включая блоки, листья, тарелки или игрушечные машинки. После того, как они классифицировали элементы, дети могут сравнивать их дальше, чтобы узнать более конкретные сходства и различия между элементами как внутри, так и между совпадающими группами (Raney, 2015).
Как осуществляется классификация и сортировка в дошкольных учреждениях?
У детей есть бесконечные возможности для обучения навыкам классификации и сортировки как в школе, так и дома. Такие простые занятия, как группировка детей по возрасту (некоторым детям может быть 4, а другим 5), цвету волос или глаз. Еще один способ побудить детей научиться классифицировать и сортировать — рассортировать игрушки, листья, камни или другие подобные предметы по группам «похожих», например, по большим/маленьким, длинным/коротким или по цветам. язык, который необходим для более высокого математического мышления в дошкольном и первом классе. Расширением этого может быть сортировка объектов от самых высоких до самых низких, поэтому они должны быть отсортированы в правильном порядке.
Ниже приведены два примера того, как классификация и сортировка могут быть приспособлены для условий раннего детства.
Сортировка по цвету с трубочками и помпонами.Одна из замечательных особенностей этого занятия заключается в том, что маленькие дети будут использовать ряд стратегий решения проблем и самокоррекции. Когда помпон неправильного цвета помещается в картонный рулон и выходит с другого конца, ребенок может сказать «о нет», а затем взять его и повторить попытку. Ребенок также попытается сопоставить помпон с цветами, которые уже находятся в мисках, прежде чем поместить его в рулон соответствующего цвета. *Совет: перед началом занятия положите несколько помпонов в миски на дне. ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СОРТИРОВКИ ЦВЕТОВ
Изображение с сайта Learning4kids.net Как это задание связано с австралийской учебной программой? Австралийская национальная учебная программа Early Years Learning Framework (EYLF) Учебная программа и схема оценивания Западной Австралии (SCaSA) | Классификация групп объектовИзображение из Inspirational Early Learning на Facebook Прелесть этого занятия в том, что оно настолько взаимозаменяемо, что можно использовать практически любой тип объекта или материала. Его также можно скорректировать с учетом возраста ребенка/детей и уровня их понимания и навыков классификации и сортировки объектов. *Совет: начните сортировать предметы до того, как ребенок/дети начнут заниматься, исходя из своих способностей. Это конкретное занятие было организовано как провокация, чтобы побудить детей сортировать ракушки, камни и бусины в одинаковые группы в зависимости от типа объекта, его цвета и размера. Обратите внимание, что есть три разные группы ракушек (маленькие, средние и большие), а также три разных типа зеленых стеклянных бусин. Затем дети подходят и продолжают сортировать большую миску с предметами и помещать другие предметы того же типа в маленькие контейнеры с теми, которые уже были классифицированы. Само это задание содержит много свободных и натуральных материалов, которые маленькие дети очень любят исследовать и манипулировать ими. Такие материалы помогают ребенку почувствовать связь с окружающим миром. Как это задание связано с австралийской учебной программой? Австралийская национальная учебная программа Программа обучения детей младшего возраста (EYLF) Учебная программа и схема оценивания Западной Австралии (SCaSA) |
См. еще несколько примеров
Изображение из Inspiration Laboratories | Изображение из Playfull Learning | Изображение с сайта letthechildrenplay.net |
30 идей для занятий классификацией для детей
Игровое обучение
Дерево воображения
Extension.org
Пусть дети играют: блог, вдохновленный Реджио-Эмилия (рекомендуется)
Learning 4 Kids
Ссылки:
Raney, B., (2015), Basic Math Навыки ухода за детьми: сопоставление, классификация и измерение. Получено с http://www.extension.org/pages/25593/basic-math-skills-in-child-care:-matching-classifying-and-measuring#.VgjVXrQdKFJ.
Дата обращения: 28 сентября 2015 г.
Рейс, Р. Э., Линдквист, М. М., Ламбдин, Д. В., Смит, Н. Л., Роджерс, А., Фалле, Дж., Фрид, С. и Беннетт, С., (2012). Помощь детям в изучении математики . Милтон, Квинсленд: John Wiley & Sons Australia.
свяжитесь со мной
Помогите своему ребенку развить ранние математические навыки
До того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают понимание сложения и вычитания посредством повседневных взаимодействий. Узнайте, какие неформальные занятия дают детям преимущество в раннем развитии математических навыков, когда они идут в школу.
Дети используют ранние математические навыки в повседневной жизни и деятельности. Это хорошая новость, так как эти навыки важны для подготовки к школе. Но ранняя математика не означает вынимание калькулятора во время игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают понимание сложения и вычитания посредством повседневного взаимодействия. Например, у Томаса две машины; Джозеф хочет один. После того, как Томас поделится одной, он видит, что у него осталась одна машина (Bowman, Donovan, & Burns, 2001, стр. 201). Другие математические навыки вводятся через ежедневные занятия, которыми вы делитесь со своим ребенком — например, подсчет шагов, когда вы поднимаетесь или спускаетесь. Неформальные занятия, подобные этому, дают детям толчок к формальному обучению математике, которое начинается в школе.
Какие знания по математике потребуются вашему ребенку позже в начальной школе? К ранним математическим концепциям и навыкам, на которых строится учебная программа по математике в первом классе, относятся: (Bowman et al., 2001, стр. 76).
- Понимание размера, формы и узоров
- Умение считать устно (сначала вперед, потом назад)
- Распознавание цифр
- Идентификация большего и меньшего количества
- Понимание однозначного соответствия (т. е. сопоставление наборов или знание того, в какой группе четыре, а в какой пять)
Ключевые математические навыки для школы
Более продвинутые математические навыки основаны на раннем математическом «фундаменте» — точно так же, как дом строится на прочном фундаменте. В дошкольном возрасте вы можете помочь своему ребенку начать развивать ранние математические навыки, познакомив его с такими идеями, как: (Из Diezmann & Yelland, 2000, и Fromboluti & Rinck, 1999.)
Чувство числа
Это способность точно считать — первый вперед. Затем, в школе, дети научатся считать в обратном порядке. Более сложный навык, связанный с чувством чисел, — это способность видеть отношения между числами, такие как сложение и вычитание. Бен (2 года) увидел кексы на тарелке. Он считал с папой: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть…»
Представление
Превращение математических идей в реальность с помощью слов, изображений, символов и объектов (например, блоков). Кейси (3 года) устраивала воображаемый пикник. Он аккуратно разложил четыре пластиковых тарелки и четыре пластиковых стаканчика: «Чтобы вся наша семья могла приехать на пикник!» В его семье было четыре члена; он смог применить эту информацию к количеству выбранных им тарелок и чашек.
Пространственное чувство
Позже в школе дети будут называть это «геометрией». Но для малышей он знакомит с идеями формы, размера, пространства, положения, направления и движения. Азиз (28 месяцев) хихикал внизу слайда. — Что смешного? — удивилась его тетя. «Я поднялся, — сказал Азиз, — потом я спустился!»
Измерение
Технически это определение длины, высоты и веса объекта с использованием таких единиц измерения, как дюймы, футы или фунты. Измерение времени (например, в минутах) также относится к этой области навыков. Габриэлла (36 месяцев) снова и снова спрашивала свою бабушку: «Сделать печенье? Я сделаю это!» Ее бабуля показала ей, как наполнить мерный стаканчик сахаром. «Нам нужно две чашки, Габи. Наполните его один раз и положите в чашу, а затем снова наполните».
Оценка
Это способность сделать хорошее предположение о количестве или размере чего-либо. Маленьким детям это очень трудно сделать. Вы можете помочь им, показав им значение таких слов, как больше, меньше, больше, меньше, больше чем, меньше чем. Нолан (30 месяцев) посмотрел на два рогалика: один был обычным бубликом, другой был мини-бубликом. Его папа спросил: «Какой бы ты хотел?» Нолан указал на обычный рогалик. Его отец сказал: «Ты, должно быть, голоден! Этот бублик больше. Этот бублик меньше. Хорошо, я дам тебе большую. Скоро завтрак!»
Узоры
Узоры — это вещи — числа, формы, изображения — которые повторяются логическим образом. Шаблоны помогают детям научиться делать прогнозы, понимать, что будет дальше, устанавливать логические связи и использовать навыки рассуждения. Ава (27 месяцев) указала на луну: «Луна. Солнце идет ночь-ночь. Ее дедушка подобрал ее: «Да, маленькая Ава. Утром выходит солнце и уходит луна. Ночью солнце засыпает, а луна выходит играть. А вот Аве пора спать, прямо как солнцу.
Решение проблем
Способность обдумывать проблему, осознавать, что существует более одного пути к ответу. Это означает использование прошлых знаний и навыков логического мышления, чтобы найти ответ. Карл (15 месяцев) посмотрел на сортировщик формы — пластиковый барабан с 3 отверстиями в верхней части. Отверстия имели форму треугольника, круга и квадрата. Карл посмотрел на коренастые фигуры на полу. Он взял треугольник. Он положил его в свой месяц, а затем стукнул им об пол. Он коснулся края пальцами. Затем он попытался засунуть его в каждое из отверстий новой игрушки. Сюрприз! Он упал в треугольную дыру! Карл потянулся за другим блоком, на этот раз круглым…
Математика: часть целого
Математические навыки — это лишь часть большой сети навыков, которые дети развивают в раннем возрасте, включая языковые, физические и социальные навыки. Каждая из этих областей навыков зависит от других и влияет на них.
Трина (18 месяцев) складывала кубики. Она положила два квадратных блока один на другой, а затем еще один треугольный. Она обнаружила, что на вершине треугольного блока больше не будет балансировать ни один блок. Она посмотрела на своего отца и показала ему блок, который она не могла поднять, чтобы остаться на вершине, фактически говоря ему своим жестом: «Папа, мне нужна помощь, чтобы понять это». Ее отец показал ей, что, если она уберет треугольный блок и вместо него возьмет квадратный, она сможет сложить больше сверху. Затем она добавила еще два блока к своей башне, прежде чем с гордостью показать свое творение отцу: «Папа, ок! Хорошо!»
В этом обычном взаимодействии вы можете увидеть, как все области развития Трины работают вместе. Ее физические способности позволяют ей манипулировать блоками и использовать свои мыслительные способности, чтобы выполнить свой план по строительству башни. Она использует свой язык и социальные навыки, когда просит отца о помощи. Ее эффективное общение позволяет папе реагировать и оказывать ей необходимую помощь (еще больше улучшая ее социальные навыки, поскольку она считает себя важным и хорошим коммуникатором). Затем это еще больше развивает ее мыслительные способности, поскольку она узнает, как решить проблему увеличения высоты башни.
What You Can Do
В приведенных ниже советах рассказывается о том, как вы можете помочь своему ребенку освоить ранние математические навыки, опираясь на его природное любопытство и весело проводя время вместе. (Примечание. Большинство этих советов предназначены для детей старшего возраста — в возрасте 2–3 лет. Детей младшего возраста можно знакомить с историями и песнями, используя повторения, рифмы и числа.)
Приготовьтесь.
Игра с сортировщиками. Поговорите с ребенком о каждой фигуре — посчитайте стороны, опишите цвета. Сделайте свои собственные фигуры, вырезая большие фигуры из цветной плотной бумаги. Попросите ребенка «запрыгнуть на круг» или «прыгнуть на красную фигуру».
Подсчитайте и отсортируйте.
Соберите корзину с маленькими игрушками, ракушками, камешками или пуговицами. Считайте их вместе с ребенком. Сортируйте их по размеру, цвету или тому, что они делают (т. е. все машины в одну кучу, все животные в другую).
Позвоните.
Вместе с трехлетним ребенком начните учить его адресу и номеру телефона вашего дома. Поговорите с ребенком о том, что у каждого дома есть номер, и что их дом или квартира является одним из ряда, каждый со своим номером.
Какой это размер?
Обратите внимание на размеры предметов в окружающем вас мире: этот розовый бумажник самый большой. Синий бумажник самый маленький. Попросите ребенка подумать о своем размере относительно других предметов («Ты помещаешься под столом? Под стулом?»).
Теперь ты готовишь!
Даже маленькие дети могут помочь наполнить, перемешать и налить. Благодаря этим занятиям дети совершенно естественно учатся считать, измерять, складывать и оценивать.
Уходи.
Прогулка дает детям много возможностей сравнить (какой камень больше?), оценить (сколько желудей мы нашли?), отметить сходства и различия (есть ли у утки мех, как у кролика?) и классифицировать (см. если вы можете найти несколько красных листьев). Вы также можете говорить о размере (делая большие и маленькие шаги), оценивать расстояние (парк находится близко к нашему дому или далеко?) и практиковаться в счете (давайте посчитаем, сколько шагов, пока мы не дойдем до угла).
Время изображения.
Используйте песочные часы, секундомер или таймер для выполнения коротких (1–3 минут) занятий. Это помогает детям развить чувство времени и понять, что некоторые вещи занимают больше времени, чем другие.
Придайте форму.
Укажите на различные формы и цвета, которые вы видите в течение дня. Во время прогулки вы можете увидеть желтый знак в форме треугольника. Внутри магазина вы можете увидеть прямоугольную вывеску красного цвета.
Прочитайте и спойте свои номера.
Пойте песни, которые рифмуются, повторяются или содержат числа. Песни укрепляют шаблоны (что также является математическим навыком). Они также являются интересным способом практиковать язык и развивать социальные навыки, такие как сотрудничество.
Начните сегодня.
Используйте календарь, чтобы говорить о дате, дне недели и погоде. Календари укрепляют счет, последовательности и закономерности. Развивайте навыки логического мышления, рассказывая о холодной погоде и спрашивая ребенка: что мы носим, когда холодно? Это побуждает вашего ребенка установить связь между холодной погодой и теплой одеждой.
Передайте это всем.
Попросите вашего ребенка помочь в раздаче таких предметов, как закуски, или в раскладывании салфеток на обеденном столе. Помогите ему дать по одному крекеру каждому ребенку. Это помогает детям понять переписку один на один. Когда вы раздаете предметы, подчеркивайте концепцию числа: «Один для тебя, один для меня, один для папы». Или: «Обуваемся: раз, два».
Большие блоки.
Дайте вашему ребенку возможность поиграть с деревянными кубиками, пластмассовыми блоками, пустыми коробками, пакетами из-под молока и т. д. Складывание этих игрушек и манипуляции с ними помогают детям узнать о формах и взаимосвязях между формами (например, два треугольника составляют квадрат). Скворечники и чашки для детей младшего возраста помогают им понять взаимосвязь между объектами разного размера.
Туннельное время.
Откройте большую картонную коробку с каждой стороны, чтобы превратить ее в туннель. Это помогает детям понять, где находится их тело в пространстве и по отношению к другим объектам.
Длинная и короткая.
Отрежьте несколько (3–5) кусочков ленты, пряжи или бумаги разной длины. Говорите о таких идеях, как длинные и короткие. Вместе с ребенком расположите их в порядке от самого длинного к самому короткому.
Учитесь на ощупь.
Вырежьте фигуры — круг, квадрат, треугольник — из прочного картона. Пусть ваш ребенок коснется фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми.
Игра по шаблону.
Развлекайтесь с узорами, предлагая детям разложить сухие макароны, крупные бусы, разные виды сухих хлопьев или кусочки бумаги с разными узорами или рисунками. Внимательно следите за своим ребенком во время этого занятия, чтобы предотвратить удушье, и уберите все предметы, когда закончите.
Обучение стирке.
Превратите работу по дому в удовольствие. Пока вы сортируете белье, попросите ребенка сделать стопку из рубашек и стопку из носков. Спросите его, какая стопка больше (оценка). Вместе посчитайте, сколько рубашек. Посмотрим, сможет ли он сделать пары носков. Можете ли вы взять два носка и положить их в отдельную стопку? (Не волнуйтесь, если они не совпадают! Это упражнение больше связано со счетом, чем с сопоставлением.)
Математика на игровой площадке.
Пока ваш ребенок играет, сравнивайте его по росту (высокий/низкий), положению (больше/меньше) или размеру (большой/маленький).
Платье для успехов в математике.
Попросите ребенка выбрать рубашку на день. Спросите: Какого цвета ваша рубашка? Да, желтый. Можете ли вы найти что-нибудь в своей комнате, что тоже желтое? Когда вашему ребенку исполнится три года и больше, обратите внимание на узоры в его одежде — полоски, цвета, формы или рисунки: Я вижу узор на вашей рубашке. Есть полосы, которые идут красный, синий, красный, синий. Или: Твоя рубашка покрыта пони — большой пони рядом с маленьким пони, по всей твоей рубашке!
Графические игры.
Когда вашему ребенку исполнится три года и больше, сделайте таблицу, на которую ваш ребенок может приклеивать стикер каждый раз, когда идет дождь или каждый раз, когда солнечно. В конце недели вы можете вместе оценить, в какой колонке больше или меньше наклеек, и сосчитать, сколько их, чтобы быть уверенным.
Ссылки
Боуман, Б.Т., Донован, М.С., и Бернс, М.С., (ред.). (2001). Стремление учиться: обучение наших дошкольников. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук.
Diezmann, C., & Yelland, NJ (2000). Развитие математической грамотности в раннем детстве. В Йелланде, штат Нью-Джерси (ред.), Содействие осмысленному обучению: инновации в обучении специалистов дошкольного возраста. (стр. 47–58). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.
Фромболути, К.С., и Ринк, Н. (июнь 1999 г.). Раннее детство: с чего начинается обучение. Министерство образования США, Управление образовательных исследований и усовершенствований, Национальный институт развития и образования детей младшего возраста. Получено 11 мая 2018 г. с https://www2.ed.gov/pubs/EarlyMath/title.