Коммуникативные барьеры в трудовом общении, причины их возникновения
- Главная ->
- Организационная психология ->
- Вопросы к экзамену
В общении между партнерами могут возникать специфические коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер – психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.
Виды коммуникативных барьеров:
1. Логический барьер.
Каждый человек воспринимает ситуацию со своей точки зрения в зависимости от опыта, знаний, культуры, личностных потребностей и мотивации. Прежде чем высказать мысль вслух, человек кодирует информацию – вербализирует (превращает внутреннюю речь в слова). Получатель сообщения, расшифровывает слова в соответствие со своим уровнем знаний, способом восприятия информации и мировоззрения. На этапе ВЫСКАЗАЛ-УСЛЫШАЛ-РАСКОДИРОВАЛ-ПОНЯЛ теряется или искажается 70% информации.
Пример.
Ночью раздался стук в окно.
-Хозяин, дрова нужны?
-Нет, не нужны.
Наутро глядь: дрова во дворе исчезли.
Типичная ошибка в процессе оценки информации формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. Во-первых, партнер понимает все по-другому, во-вторых, по-своему. Основная проблема понимания заложена в особенностях мышления. Виды мышления: абстрактно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Скорость, гибкость, широта, критичность мыслительной деятельности у всех различна, что и приводит к искажению информации и понимании ее отлично от другого человека.
Факторы, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:
Неточность высказывания.
Неуместное использование профессиональных терминов.
Неверное истолкование намерений собеседника.
Чрезмерное использование иностранных слов.
Неполное информирование партнера.
Быстрый темп изложения информации.
Неполная концентрация внимания.
Витиеватость мысли.
Преодоление барьера
1. Постоянный анализ информации, размышление о ней.
2. Включение внимания в партнера с целью понять его точку зрения.
3. Обратная связь (Давайте уточним, все ли понято).
4. Логически выстроенное сообщение: грамотно, лаконично и донесено понятным языком для слушателя.
2. Стилистический барьер.
Стиль изложения информации должен соответствовать содержанию. Для правильности восприятия информации необходимо правильно подбирать аргументы, основные доводы, четко и структурировано излагать информацию.
Правило рамки. Основано на действии психологического закона работы памяти: начало и конец любого информационного ряда запоминаются лучше. Поэтому начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены.
Для эффективности общения целесообразно в начале разговора указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения. В конце – подвести итог, показать ретроспективу и отметить степень достижения цели.
Важно помнить, что при первой встрече наиболее важной частью является начало, так как формируются симпатии или неприязни собеседников друг к другу, а это, в свою очередь, влияет на слушание и доверие к партнеру. При последующих встречах и деловом общении важен конец разговора, так как он остается в памяти.
Помните, людей не интересуют сами переговоры, их интересует, чем они закончатся.
Правило цепи. Основано на том, что содержание общения должно быть выстроено в цепь – упорядочивая, связывая содержание. Таким образом, выполняется сразу две задачи: улучшается запоминание; структурируется информация.
Варианты цепи:
Перечисление 1, 2, 3 и т.д.
Ранжирование – сначала о главном, потом о составных элементах и т.д.
Логическая цепь: «Если это так…, то напрашивается вывод…».
Используя при деловом взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие информации, а также ее запоминание.
Логическое построение сообщения
1. Привлечение внимания к информации.
2. Обсуждение основных положений.
3. Ответы на вопросы и возражения.
4. Заключение: выводы, резюмирование.
5. Призыв к действию.
Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Пример, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог. Отрицательные и негативные эмоции также являются причиной стилистического барьера, так как не позволяют внимательно слушать, а значит, и понимать информацию.
И, наконец, стилистический барьер возникает тогда, когда информация передается функционально-книжным языком.
Преодоление барьера
1. Правильно структурировать передаваемую информацию.
2. Говорить кратко и в темпе, который наиболее уместен и подходит партнеру по общению.
3. Барьер «авторитет».
Разделив всех людей на авторитетных и не авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие \ недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей информации, а от того, кто говорит.
Авторитет зависит от:
Социального положения
Привлекательного внешнего вида
Доброжелательного отношения
Компетентности
Искренности.
Если слушатель доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы, не обращая на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимательно – к ходу рассуждений.
Преодоление барьера
1. Установите контакт, вызывающий доверие к вам.
2. Тщательно готовьтесь к встрече.
3. Будьте доброжелательны.
4. Одевайтесь в соответствии цели, места и времени общения.
5. Ведите себя уверенно, общайтесь на равных.
4. Семантический барьер .
Возникает, когда фонетический язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Пример, слово имеет не одно, а несколько значений. «Смысловые поля» у всех разные.
Причины возникновения:
1. Множество лексических значений у одного и того же слова.
2. Ограниченный лексикон у одного из партнеров по общению.3. Использование жаргонных слов.
4. Социо-культурные, профессиональные, психологические и другие различия.
Приемы преодоления:
1. Говорите «на одном языке» партнера.
2. Говорите максимально просто.
3. Заранее разъясняйте ключевые слова.
4. Поясняйте определения слов, имеющих множественное лексическое значение, и как вы их понимаете.
5. Фонетический барьер.
Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего.
Причины возникновения:
1. Говорят на иностранном языке.
2. Используется много специальной терминологии.
Фонетический барьер возникает, когда люди говорят на повышенных тонах, при этом сразу блокируется понимание информации. Это связано с психологической особенностью человека. Когда на нас кричат, внимание человека концентрируется не на словах и смысле, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, не осознаются им.
Большое значение для понимания информации играет тон голоса и интонационные выделения ключевых слов и фраз. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли.
Приемы преодоления:
1. Говорите громко, внятно, разборчиво.
2. Учитывайте аудиторию и индивидуальную особенность собеседника. Чем хуже он знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить.3. Наличие обратной связи. Пример, «Вам все понятно?» «Какие вопросы у вас еще есть по данной теме» и т.д.
4. Делайте логические ударения на важных фразах или словах, это позволяет партнеру лучше понять смысл вашего высказывания.
6. Психологический барьер.
Возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними отношений. Любая информация несет на себе элемент воздействия на поведение, мнение партнера с целью его частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, соответственно, он может противиться получению нежелательной информации, защищаясь, как от самого источника информации, так и самого сообщения.
1. Негативный эгоцентризм (концентрация на своих негативных моментах: болезни, неприятности дома или на работе и т.д.).
2. Банальность (разговор об известных всем вещах).
3. Эгоцентризм (сосредоточенность только на себе).
4. Низкая эмоциональность (неизменное выражение лица, монотонный голос, отсутствие визуального контакта).
5. Угрюмость.
6. Заискивающее поведение.
7. Агрессивное поведение.
8. Высокомерие.
9. Излишняя болтливость.
10. Непрошенные советы.
11. Негативная оценка поведения или информации.
12.Безаппеляционные замечания с небрежным «отметанием» чужого мнения.
13. Нечетко сформулированный вопрос или закрытые вопросы.
14. Игнорирование собеседника.
15. Напоминание об ошибках.
Приемы преодоления:
1. Настрой на сотрудничество в процессе коммуникации.
2. Доброжелательное поведение.
3. Уважение чужого мнения.
4. Честность и открытость в процессе общения.
5. Проявление эмпатии (сочувствия) к партнеру.
6. Выраженная эмоциональность поведения (доброжелательная мимика, выразительный голос, активная жестикуляция, улыбка, визуальный контакт).
7. Подстройка под собеседника.
Психология общения Психологическая преграда различного происхождения, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, трудов или опасной информации, называется коммуникативным барьером. Такие барьеры могут возникать через отсутствие понимания между участниками общения, которое возникает на почве социальных, политических, религиозных, профессиональных различий, которые порождают разное мироощущение, миропонимание, мировоззрение вообще. Барьеры в общении могут возникать через индивидуальные психологические особенности тех, кто общается (недоверие, обида, подозрение и др.). Коммуникативные барьеры могут быть вызваны разными причинами. Поэтому можно выделить следующие их типы: барьеры понимание, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения. 1. Барьер взаимопонимания. Его возникновения может быть вызвано разными причинами как психологического, так и иного характера. Он может возникать через огрехи в процессе передачи информации. Это фонетическое непонимание. Феномен фонетического непонимание появляется в результате использования коммуникатором невыразительной скорой языка, разговоры-скороговорки или языка с большим количеством звуков-паразитов. Попробуйте прочитать своему другу какой-нибудь стихотворение. Первый раз прочитайте его отчетливо, второй — монотонно, односложно и как можно быстрее, а третий — медленно, вставляя после каждого слова звуки-паразиты (например, «гм-м» или «ы-ы»). Спросите, что понравилось ему больше. 2. Семантический барьер понимания. Он связан с тем, что участники общения используют разные значения слов. Например, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у них легкое удивление, потому что в пьесе речь идет о карету, а они представляют себе людей, которые управляют машиной. 3.Стилістичний бар эр понимание. Он обычно возникает при несоответствии стиля языка того, кто говорит, и ситуации общения или стиля языка и состояния того, кто в данный момент слушает. Вы, возможно, слышали историю о иностранца, который изучил некоторые фразы, но когда попытался использовать их, то был избит и его выгнали. Это произошло потому, что он перепутал те слова, которые используют, чтобы нечто пожелать на свадьбе, с тем, как сочувствуют при смерти близкого человека. 4. Логический барьер понимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения того кто говорит или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной или противоречит свойственной ему манере доказательств. Так, если спросить ребенка, почему кораблик, который он пускает в ванне, плавает, она ответит: «Потому что он красный» или «Потому что он мой». В таком случае говорят о детскую логику. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики и др. 5. Социально-культурный барьер понимания. Иногда причиной барьера понимание могут быть социально-культурные различия между партнерами общения. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к разного объяснения тех или иных понятий. В этой ситуации можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не понимает». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Верховная Рада, где каждый закон долго обсуждают представители различных партий и иногда так и не принимают его. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане свидетельствуют о том, что люди, исповедующие разные религии, также имеют трудности общения друг с другом. 6. Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать именно восприятие партнера общения как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста. Представьте, если ту же информацию вы услышите от вашего друга, отца или директора школы. В каком случае вы скорее сделаете то, что вам было предложено? Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитет того, кто говорит, по отношению к тем, кто слушает. В некоторых случаях говорят о барьерах отношений. Речь идет о возникновении чувства враждебности, недоверия к тому кто говорит, а потом — и к информации, которую он передает. Если исходить из того, что любая информация, которая поступает к человеку, несет в себе элементы влияния на ее поведение, мысли и желания с целью их изменения, то в этом смысле коммуникативные барьеры — это форма психологической защиты. То есть коммуникативные барьеры будто защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения. Обычно выделяют два основных типа коммуникативного действия: авторитарную и диалогическую. Основным отличием между этими двумя типами коммуникации особенности отношений и установок, которые возникают у того, кто говорит, по отношению к слушателю. В случае авторитарного влияния реализуется установка «вниз», в случае диалогического — установка на равноправное общение. Установка «вниз» предполагает не только подчиненный состояние слушателя, но и то, что коммуникатор воспринимает его как пассивный объект своих влияний. В этом случае коммуникатор говорит, а слушатель слушает и некритично впитывает информацию. Предполагается, что в реципиента нет своей устойчивой мнения по определенному вопросу, а если и г, он легко может изменить его в нужном коммуникатору направлении. В случае установки на равноправие слушатель оценивается как активный участник процесса общения, что имеет право отстаивать собственное мнение. Поэтому в діалогічному, равноправном общении слушатель не выступает как пассивный созерцатель, а вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции обсуждаемого вопроса. Итак, эффективному общению могут мешать различные препятствия, связанные с непониманием. Препятствием для понимания может быть характер восприятия партнеров общения, обусловлен их личностными установками. Существенным препятствием является также смысловые барьеры, связанные с различиями значений, вложенных разными людьми в те самые слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения). Из предыдущего раздела помним, что хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние между партнерами и др. Неодинаковое их чтение разными людьми также может создавать барьеры в общении. Существенным препятствием в общении является отсутствие внимания и интереса со стороны партнера общения. По этому поводу можно вспомнить историю, переведенную Д. Майгрсом о фермере, который продал осла. Покупатель дал осле несколько команд, но тот их не выполнил. Тогда он говорит фермеру: «Слушай, твой осел глухой». Фермер не сказал ни слова, взял дубинку, врезал ослу и нечто прошептав ему на ухо. Осел рявкнул и помчался со всей скоростью. Покупатель был поражен и спросил у фермера: «Зачем ты бил его палкой?». Фермер ответил: «Сначала нужно пробудить его внимание…». Люди иногда похожи на этого осла, их внимание также трудно привлечь. С развитием прессы и рекламы они научились быстро отключаться от всего, что не имеет для них непосредственного интереса. Эти привычки еще более тормозят процессы коммуникации. После того как вы привлекли внимание человека, важно вызвать у нее интерес. Интерес возникает, когда она осознает значение сообщение для себя. Есть два способа вызвать интерес. Первый — влиять на позитивные мотивы поведения людей. Нужно убедить их в том, что они смогут получить желаемое. Второй — влияние на негативные мотивы. Нужно показать им, как предупредить нежелательное развитие событий. Проблемы в общении возникают также через наличие плохого обратной связи, что не позволяет определить, действительно ли ваше сообщение истолковано в тот смысл, который вы в него изначально вкладывали. Как вы помните, коммуникация — это процесс двустороннего обмена мнениями и информацией, что ведет к взаимному пониманию. Действительно, если не достигается взаимопонимание, то и коммуникация не состоялась. Например, руководитель фирмы направил письмо всем служащим, объясняя общий поворот политики производства или сбыта, а они с ним не познакомились. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь. Не менее важна обратная связь и для выяснения содержания общения. Обычно под обратной связью понимают вербальную и невербальную реакцию собеседника на поведение партнера. Для установления эффективного, правильной обратной связи следует придерживаться важнейших условий. Каждый раз, вступая в общение, предусматривайте конкретный способ обратной связи. Лучшим способом будет личная беседа или обсуждения в группе. Для уверенности в успехе недостаточно спросить: «Вы меня поняли?». На такой вопрос люди почти всегда отвечают утвердительно, даже если это не соответствует истине. Лучше задать вопрос в соответствии содержания сообщения и попросить показать и рассказать о том, что нужно сделать. Эта информация не о том, каким является человек, а больше о вас самих в связи с этим человеком. При этом могут быть использованы реплики вроде: «Если я вас правильно понял, вы считаете, что…» «Вы думаете, что…» «Позвольте, я суммирую…» Можно выделить определенные правила организации обратной связи. Назад |
Семь препятствий для эффективного общения
Знаете ли вы семь основных препятствий для общения?
Общаться легко, правда? Ведь мы общаемся каждый день. Так почему же взаимодействие с людьми иногда кажется таким трудным, сложным или разочаровывающим?
В таких ситуациях вы, вероятно, сталкиваетесь с одним из ключевых барьеров в общении, который может мешать как профессиональным, так и личным отношениям. Вот семь наиболее распространенных коммуникативных барьеров, которые мешают хорошим отношениям.
Физические барьеры
Исследования показывают, что близость важна для создания сплоченной команды, однако рабочие места часто препятствуют этому с помощью ряда физических коммуникационных барьеров. Это могут быть перегородки между столами и офисами, закрытые двери в офисы, отдельные зоны для людей с разным статусом и «командные территории», которых другие избегают.
Увеличение числа работающих на дому добавило новых коммуникативных барьеров и привело к появлению множества онлайн-инструментов для совместной работы, которые помогают людям чувствовать себя более связанными. Например, посмотрите, как выглядит новая эра гибридных тренировок.
Барьеры восприятия
Эти коммуникативные барьеры существуют в сознании людей в зависимости от того, как они воспринимают окружающий мир. Они могут быть вызваны многими когнитивными искажениями человеческого разума, которые мешают нам точно воспринимать людей и ситуации. У людей также могут быть свои уникальные предубеждения, основанные на предыдущем опыте и влиянии других.
Спросите себя, какие представления могут мешать вам или другим людям эффективно общаться. Чтобы побудить других подвергнуть сомнению свое восприятие, попробуйте этот короткий анекдот.
Во время прогулки путешественник встретил жителя соседнего города
«Извините», — сказал путешественник. «Я хочу остаться сегодня вечером в вашем городе. Не могли бы вы рассказать мне, каковы люди?»
«Что вы думаете о людях в последнем городе, который вы посетили?» — спросил житель.
«О, они были непростой компанией. Держали в себе. Принял меня за дурака. Завысил цену и плохо обслужил».
«Хорошо», сказал резидент. «Вы, вероятно, найдете их и здесь.Прочтите эту статью о равенстве и разнообразии
Эмоциональные барьеры
Эмоциональные барьеры в общении — это негативные чувства, которые мы испытываем по отношению к определенным людям, местам и ситуациям. Будь они вызваны плохим опытом или влиянием других, они вызывают такие эмоции, как страх и недоверие, которые мешают эффективному взаимодействию.
Иногда препятствием является просто страх перед тем, что другие подумают о нас, который может возникнуть из-за того, что в детстве нас учили «следить за своими P и Q» или «никогда не говорить, пока с тобой не заговорят».
Хотя осторожность и разумна, чрезмерный страх того, что подумают другие, может остановить ваше развитие и помешать вам построить лучшие отношения.
Культурные барьеры
Чтобы нас приняли в группу, нам часто приходится перенимать модели поведения, которые группа воспринимает как признак принадлежности. Например, честность, открытость, трудолюбие, стеб или чувство юмора.
Культурные коммуникативные барьеры возникают, если вы не понимаете обязательные модели поведения группы, что увеличивает риск совершения действий, на которые ее члены не одобряют.
Исследования — лучший способ преодолеть это. Понимая ожидания и ритуалы группы, вы можете построить плодотворные отношения и внести свой вклад в достижение общих целей.
Взгляните на эту статью о межкультурных проблемах
Языковые барьеры
Язык вызывает коммуникативные барьеры, если вы используете слова, незнакомые другим людям. Как только вы вводите эти слова, вы начинаете исключать другие. Имейте в виду, что это включает в себя выражения, модные словечки и жаргонизмы.
В бизнесе мы всегда должны разговаривать с людьми «на их родном языке», если мы хотим понять их и повлиять на их поведение.
Одним из самых леденящих душу воспоминаний о холодной войне было то, как советский лидер Никита Хрущев говорил США
«Мы вас похороним!»
Это было воспринято как угроза ядерного уничтожения, но более точная интерпретация была просто
«Мы вас перегоним»
, под которой он имел в виду достижение экономического превосходства.
Ознакомьтесь с Десятью советами по межкультурному общению
Гендерные барьеры
Знаете ли вы, что между речевыми моделями мужчин и женщин существуют явные различия? Причина кроется в различном устройстве нашего мозга.
Когда человек говорит, он использует левое полушарие мозга, а не конкретную его область. Когда женщина говорит, она использует оба полушария мозга в двух конкретных местах. Вот почему мужчины склонны говорить линейно и раздельно, тогда как женщины говорят более свободно, смешивая логику и эмоции.
В состав большинства команд входят мужчины и женщины, поэтому полезно помнить об этом, чтобы оценить вклад разных членов команды и свести к минимуму риск возникновения коммуникативных барьеров.
См. 10 лучших советов по улучшению работы команды
Межличностные барьеры
Межличностные барьеры — это модели поведения, которые мешают вам эффективно общаться или мешают людям общаться с вами.
Эти коммуникационные барьеры бывает сложно идентифицировать, так как их может быть много. Например, у человека могут быть трудности на работе, из-за которых он замыкается в себе. У них могут быть проблемы с самооценкой или склонность к играм. Культура на рабочем месте, дезорганизация и более широкое распространение удаленной работы также могут вызывать и усугублять проблемы.
Посмотрите на модели общения, которые обычно возникают, когда люди находятся вместе, и попытайтесь определить, что может вызывать проблемы. Навыки межличностного общения — ключ к процветанию бизнеса
Во время общения постарайтесь изменить свои мысли и чувства и посмотрите, как это улучшит взаимодействие. Часто это первый шаг к преодолению коммуникативных барьеров и построению лучших отношений. Улучшите свои повседневные навыки общения
Автором этой статьи является Эрик Гарнер.
Прочтите настойчивую коммуникацию – 6 советов по эффективному использованию
Обучение навыкам общения
Потрясающие новые технологии позволяют удаленно чувствовать себя как дома !Все наши курсы являются гибридными, что означает, что вы можете присоединиться к нам лично или дистанционно. Твой выбор!
Impact Factory работает
Однодневные курсы по развитию навыков общения
Двухдневные курсы по развитию навыков общения
Индивидуальное обучение навыкам общения
Пятидневные семинары по общению с воздействием
и персонализированные
Индивидуальные курсы по общению
для всех, кто интересуется
Барьеры в общенииБарьеры для эффективного общения — GeeksforGeeks
Факторы, препятствующие эффективности общения, известны как коммуникативные барьеры. Эти барьеры вызывают несоответствие между пониманием сообщения отправителем и получателем. Эти барьеры могут возникать на любом этапе коммуникативного процесса.
Общение является неотъемлемым элементом человеческих отношений. Люди взаимодействуют друг с другом посредством общения. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает общий. Таким образом, общение определяется как обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями для достижения взаимопонимания. Это сумма всего, что делает один человек, чтобы создать понимание в умах других.
«Общение — это общение с помощью слов, букв, символов или сообщений, и это способ, которым один член организации делится смыслом и пониманием с другим». – Кунц и О’Доннелл
«Общение — это процесс, посредством которого люди создают и обмениваются информацией друг с другом для достижения общего понимания». – Rogers
«Коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю, при этом получатель понимает эту информацию». – Koontz and Weihrich
Особенности/характер связи
Особенности связи следующие:
- Коммуникация — это социальный процесс , так как в него вовлечены два или более человека, которые обмениваются идеями, информацией и знаниями.
- Коммуникация — это всеобъемлющая функция. Коммуникация необходима для всех функций управления. Это требуется при планировании передачи информации. Организация требует общения для передачи информации о задачах, полномочиях и ответственности. Отбор, обучение, оценка и т. д. требуют обмена фактами и идеями с работниками. Таким образом, общение является универсальным элементом в процессе управления.
- Коммуникация — это непрерывный процесс. Организации не могут существовать без связи. Это похоже на циркуляцию крови в организациях, так как им необходимо обмениваться идеями, фактами, информацией и т. д.
- Основная цель общения — создать взаимопонимание между отправителем и получателем.
- Коммуникация представляет собой двусторонний процесс , когда отправитель отправляет информацию, а получатель ее получает. Получатель понимает информацию и дает обратную связь.
The barriers to communication can be broadly classified as:
- Semantic Barriers
- Psychological Barriers
- Organisational Barriers
- Personal Barriers
The Раздел науки, изучающий значение слов и предложений, известен как семантика. Проблемы и препятствия в процессе кодирования и декодирования сообщения в слова или впечатления известны как 9.0003 Семантические барьеры.
Этот барьер возникает из-за того, что разные слова означают разные вещи для разных людей. Разрыв в общении может произойти, когда два человека придают разное значение слову. Например, для организаций «прибыль» может означать рост и эффективность, но для сотрудников это может означать избыточные средства, полученные за счет выплаты неадекватной заработной платы и пособий.Ниже приведены некоторые распространенные формы семантических барьеров:
- Плохо выраженное сообщение: Когда сообщению не хватает ясности и точности, говорят, что оно плохо выражено. Коммуникация становится неэффективной, когда язык сообщения расплывчатый, неточный, используются неправильные слова или опускаются нужные слова.
- Символы с разными значениями: Одни и те же слова могут иметь разное значение для разных людей и могут иметь разное значение в разных ситуациях. Например, такие слова, как эффект и аффект, идеальный и праздный, совет и совет, медведь и голый и т. д., звучат одинаково, но имеют разные значения.
- Неправильный перевод: Иногда люди не понимают язык, на котором сообщение передается отправителем. В таких случаях возникает необходимость перевести сообщение на язык, понятный получателю. Переводчик должен быть достаточно опытным, чтобы переводить язык, в противном случае это также может стать препятствием для общения.
- Неуточненные предположения: У получателя могут быть другие предположения, если отправитель не уточняет предположения о сообщении. Например, начальник может сказать: «Завершите работу». Здесь начальник не назвал день и дату, когда работа должна быть завершена. Он может иметь в виду завершить работу к завтрашнему дню, но подчиненные могут понимать это как план на неделю.
- Технический жаргон: Технический жаргон или терминология используются многими экспертами и специалистами для передачи сообщений. Такой жаргон не понятен простым людям, что приводит к плохой коммуникации.
- Расшифровка языка тела и жестов: Невербальная или жестовая коммуникация также является эффективным средством коммуникации. Мимика, жесты, язык тела и т. д. должны соответствовать языку. Получатель может запутаться и неправильно понять сообщение, если вербальный язык не соответствует языку тела.
Психологические барьеры
Барьеры, возникающие из-за эмоционального и психологического состояния отправителя и получателя сообщения, известны как Психологические барьеры. Например, человек в состоянии стресса не может нормально общаться.
Вот некоторые из распространенных форм психологических барьеров:
- Преждевременная оценка: Тенденция формировать суждение до того, как прослушано сообщение целиком, известна как преждевременная оценка. Это искажает понимание и действует как барьер для эффективного общения. Это также может привести к предубеждениям против общения.
- Недостаток внимания: Коммуникация может быть менее эффективной, и сообщение может быть неправильно понято, если ему не будет уделено должного внимания. Это невнимание может возникнуть из-за озабоченности ума получателя. Например, начальник дал указания по работе с новым программным обеспечением, однако подчиненный был занят другими личными вопросами. Такое невнимание делает процесс общения односторонним и малоэффективным.
- Потери при передаче и плохое удержание: Происходит потеря или передача неточной информации, когда связь проходит через различные уровни или каналы в организации. Это чаще встречается в случае устного общения. Плохое запоминание также действует как барьер, когда люди не могут удерживать информацию в течение длительного времени.
- Недоверие: Отсутствие взаимного доверия между отправителем и получателем также является барьером для общения. Стороны, участвующие в общении, не могут понять сообщение в первоначальном смысле, если они не верят друг другу.
Организационные барьеры
В организации сообщение должно проходить через различные уровни и каналы, поэтому оно может не достигать того же места, куда оно было отправлено отправителем. Организационная структура, правила и положения, властные отношения и т. д. препятствуют эффективному общению.
Вот некоторые из организационных барьеров:
- Организационная политика: На эффективность коммуникации влияет организационная политика. Коммуникационный процесс затруднен, если политика не поддерживает свободный поток коммуникации. Например, в централизованной организации свободное общение не поощряется, и общение должно осуществляться только по соответствующему каналу.
- Правила и положения: На процесс общения влияют жесткие и громоздкие правила и положения. Уже прописаны каналы и тематика, по которым должны передаваться сообщения. Эти предписанные правила, положения и каналы являются жесткими и могут выступать в качестве барьеров.
- Статус: Между начальником и подчиненным создается психологическая дистанция из-за статуса. Такие статусы мешают правдивому и точному общению. Подчиненным также не разрешается свободно выражать свои чувства, если руководитель осознает свой статус.
- Сложность организационной структуры: Организационная структура также может служить барьером для общения. Если в организационной структуре много управленческих уровней, то коммуникация задерживается и искажается.
- Организационные возможности: Если в организации отсутствуют такие удобства, как частые встречи, конференции, ящики для предложений, ящики для жалоб и т. д., эффективное общение затруднено.
Личные барьеры
На эффективность коммуникации влияют личные факторы как отправителя, так и получателя.
Вот некоторые из личных барьеров:
- Страх вызова авторитету: Если начальник боится, что какое-то конкретное сообщение может помешать его авторитету, он может воздержаться от такого общения, так как всегда хочет поддерживать более высокий положение и престиж в организации.