Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса
Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни, но это не вполне точно) — концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:
- Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
- Поведение, Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
- Способности, Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
- Убеждения. Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
- Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
- Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
- Личная миссия. Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?
Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.
Упражнение на «Нейрологические уровни»
Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины. Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в … лицо.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…
- Ценности и убеждения.
- Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…
- Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.
После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:
- Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
- Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.
Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.
Из отчетов студентов Университета практической психологии
Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий. В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.
Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.
С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа! )
Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.
Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.
Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).
Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.
Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.
Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.
Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.
Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).
Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.
Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.
Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.
Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.
Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.
Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.
Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.
Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.
Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.
Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.
Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.
После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.
И еще пример с Анной. У нас было общение по скайпу. Одна из задач, которая стояла перед энергичной и крайне эмоциональной женщиной – спокойно и мягко, с юмором относиться к негативным ситуациям.www.psychologos.ru
Практическое применение модели логических уровней Дилтса
Если на душе тяжко, в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все в порядке по местам.
В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по-другому – пирамида Дилтса. Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных и проблемных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и, в целом, разобраться в себе и навести порядок во внутреннем мире.
Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать отдельно взятый человек, либо целая компания или общество. Модель состоит из 6 уровней. Уровни этой системы (пирамиды), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир.
Давайте подробно рассмотрим «полочки» пирамиды Дилтса, остановимся на каждом уровне и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.
Каждая «полочка» пирамиды отвечает за определенный сорт информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта.
Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние, либо вовсе на них не воздействуют.
Пройдемся по уровням снизу вверх.
Окружение. Это базовый, самый нижний уровень. Он включает в себя условия, нашу среду обитания, наш окружающий мир, предметы, людей, места, даты, сроки, и все все все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.
Поведение. Второй уровень, который включает в себя всё, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем — окружением.
На двух нижних уровнях поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.
Способности. Уровень, который обуславливают наше поведение, является источником движения и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.
Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал – здесь только ответы на вопрос: «Как этого достичь?» Этот уровень, ответов «почему человек сделал именно так?».
Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с вашей личностной ролью. Это роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос – «Кто я?» Каким я представляю себя и мир вокруг себя? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?
Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?» Он строится на нашем видении за пределы себя. Это видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.
Итак, мы описали «полочки» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, какую практическую пользу они нам могут принести и как с ними работать. Сделаем это на примере проблем нескольких категорий:
- меня никто не любит, я никому не нужен;
- не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз;
- не могу найти общий язык с NN.
Приступаем к разбору наших проблем. Вначале берем проблему и разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, какая часть этой проблемы на каком уровне пирамиды расположена.
Уровни (снизу вверх | Вопросы | Меня никто не любит, я никому не нужен.
| Не могу вставать по будильнику. | Не могу найти общий язык с NN |
Окружение | Кто? Что? Где? Когда? С кем? Как? | Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться? | Какое это оказывает воздействие на мое окружение? | Как ко мне должен относиться NN? |
Поведение | Что делать? Каковы действия? | Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть? | Какое поведение для меня самое подходящее? | Как должен вести себя NN по отношении ко мне а я к нему? |
Способности | Как? Благодаря чему? | Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать? | Благодаря чему можно изменить ситуацию? | Какие способности помогут в решении? |
Убеждения и ценности | Почему это так важно? | Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным? | Для чего мне вставать именно с первым сигналом? | Почему так важно соблюдать интересы NN? |
Идентичность | Кто я? С какой ролью я себя ассоциирую? | Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю? | С кем я ассоциирую себя, человека встающего точно по будильнику? | С кем я ассоциирую себя, научившегося договариваться с NN? |
Миссия | Зачем? В чем смысл? Ради чего? | Ради чего я все это делаю? | В чем глубинный смысл этого? | Каковы действительные мотивы всего этого? |
«Меня никто не любит, я никому не нужен».
Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?
Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.
Поведение. Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?
Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.
Способности. Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать?
Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить вкусняшки, завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.
Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным?
Те, кого не любят – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде тете. Те, кого не любят – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того я очень люблю внимание, которое мне оказывают. Я без внимания жить не могу.
Идентичность. Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?
Я центр внимания и притяжения.
Миссия. Ради чего я все это делаю?
Чтобы нравится самой себе.
Энштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход в решении своих внутренних проблем.
Решение проблемы или то, что может существенно сдвинуть проблему с мертвой точки, надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на 2 уровня выше «полочки», на которой проблема находится.
Давайте посмотрим на наши примеры.
- Не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
- Не могу найти общий язык с NN. Допустим, уже на уровне окружения, определена главная проблема. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с NN? Приобретение каких навыком поможет в этом?
В случае «Меня никто не любит» найдя главную сложность, например, на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии.
Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравится окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая – это, банально, получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельностью. В результате, самыми главными мотивами становятся то, что про вас скажут или подумают.
Решением на уровне миссии может стать пересмотр истинных ценностей всеобщей любви. Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. Поэтому, в таком случае, нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и, первое время, искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравится себе, например, в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, в личной – поищите то, что доставляет вам удовольствие, сделайте из этого хобби. А может быть просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания – начните заботиться о себе как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.
Через некоторое время подобной работы, уровень значимости оценочного мнения снизится (вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравится всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.
После того как вы определились с подходящим решением, пройдитесь с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с мисси, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть оно попадет в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое, либо скорректируйте выбранное.
Таким образом, пирамида Дилтса – это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего я, помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.
Впечатляющих вам результатов!
Сергей Дубовик.
sdubovik.ru
Нейро-лингливистическое программирование для саморазвития (логические уровни НЛП)
Модель логических уровней изменения НЛП, впервые упомянутая Грегори Бенсоном и разработанная пионерами нейролингвистического программирования, может сослужить неплохую службу при подготовке плана действий для совершения изменений. Можно без преувеличения сказать, что это одна из главных тем для саморазвития. Благодаря этой модели мы получаем общую картину процесса изменений на всех его этапах, от начала до конечного результата. Эта статья будет посвящено разбору логических уровней изменений, дабы, основываясь на них, вы упростили свой путь к лучшей жизни.
Известный культурный антрополог Бейтсон, указал, что в процессе обучения, изменения и общения существует иерархия. В логических уровнях изменений нейролингвистического программирования тоже существует иерархия. Для начала рассмотрим вкратце эти уровни:
- Духовность – Изменяться для кого, или/и для какой цели?
- Идентичность – Отражает ли это изменение то, кем я являюсь?
- Ценности и убеждения – Зачем совершать изменение?
- Навыки и способности – Как совершить эти изменения?
- Поведение – Что следует изменить?
- Окружение – Где следует совершить изменения?
Функции каждого логического уровня изменений в иерархии – организация информации расположенной ниже. Интересно, что изменение чего-либо на нижнем логическом уровне иерархии может, но не обязательно повлияет на уровни выше. Однако изменение в верхнем уровне обязательно повлияет на всё, что находится ниже. Таким образом, если вы вносите изменения на более низком логическом уровне, а проблема находится на более высоком логическом уровне, таких изменений, вероятно, не хватит.
Логические уровни изменений:
Логический уровень НЛП – духовность: Для кого и для какой цели нужны изменения?
Логический уровень изменений «духовность» соединяет вас с широкой картиной, когда вы начинаете подвергать сомнению ваши собственные цели, мораль, миссию или жизненный путь. Здесь вы ближе подходите к духовности и вопросам бытия. Вы начинаете совершать изменения на этом логическом уровне, когда задаётесь вопросами: «Почему я здесь?», «Какой вклад я могу привнести в жизни других людей?», «Что я хочу оставить в этом мире после своей смерти?», «Во что я верю?» и так далее.
Это вершина иерархии, изменение которой приводит к изменениям во всех других логических уровнях. Поэтому так важно обратить на него своё внимание. Ваши глубокие убеждения и верования относительно всего, что вас окружает, отражается на всех остальных сферах вашей жизни. На этом уровне религия и духовность не обязательно одно и то же. Религия рассматривается как практика установки представлений о Боге. Духовность же – ежедневные личные отношения с Высшей Силой – Богом. Человек уникальное существо, и у каждого из жителей нашей земли есть своя карта мира, в которую они редко вносят изменения, однако, совершая изменения на этом уровне, они меняют всю свою жизнь.
Логический уровень НЛП – идентичность: Отражают ли изменения то, кем я являюсь?
Этот уровень – наши представления о самом себе. Каким мы видим себя, какова наша самооценка? Каковы ваши представления о вашей способности жить по своим собственным стандартам? Помним, что наш внутренний мир отражается на внешнем мире. Если вы выросли в неблагополучной семье, вероятно, что у вас есть множество ограничивающих убеждений о самом себе, которые запрограммировали вас на неудачи. Вы снова и снова находите подтверждения своим ограничивающим убеждения в окружающем вас мире. Ваши представления о самом себе отражаются на всех остальных логических уровнях, расположенных ниже.
Этот уровень изменить столь же сложно, как и уровень «духовность», однако это возможно, и вполне достижимо. Чтобы прояснить для себя, каким вы видите себя, задавайтесь вопросами: «Как то, с чем я сталкиваюсь, выражает то, кем я являюсь?». «Какой я человек?». «Как я могу себя описать, и как моя жизнь соответствует моему описанию?». «Как другие люди могли бы описать меня?», «Что самое важное в моей жизни?». Ответы на эти вопросы частично откроют вам, как ваши представления о себе отражаются в вашей жизни, ну а если вы хотите что-то изменить в своей жизни, вы измените ответы на эти вопросы.
Логический уровень НЛП – ценности и убеждения: Для чего мне эти изменения?
Наши убеждения и ценности определяют то, кто мы есть и всё, с чем мы сталкиваемся в этом мире. Они направляют нашу жизнь, даже если мы совершенно забыли, что имеем те или иные убеждения. Ценности и убеждения это те вещи, которые заставляют вас вставать по утрам с кровати, или не заставляют, они определяют всё течение нашей жизни и влияют на каждый уровень расположенный ниже. И чтобы не вести вас в заблуждение, отмечу, что убеждения и ценности здесь – более конкретные понятия, нежели убеждения и верования о бытие и нашем «Я». Убеждения относительно нашего окружения не обязательно поменяет наши убеждения о самом себе, но наши убеждения о самом себе обязательно поменяют наши убеждения об окружающем мире.
Чтобы получить лучшее представление о своих убеждениях и ценностях, задайтесь вопросами: «Что важно для других людей в моей жизни?». «Что я считают правильным и неправильным?». «Чтобы должно быть правдой, чтобы я получил то, чего я хочу?». «Каковы мои убеждения относительно этого человека или ситуации?». Убеждения не просто мысли – это то, каким мы видим мир, их нельзя проверить или доказать, они лишь подтверждение нашего повторяющегося опыта. То, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни вновь и вновь, формирует наши убеждения, и наоборот, наши убеждения, пусть с большими усилиями начинают определять то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни.
Логический уровень НЛП – Навыки и способности: «Как я сделаю эти изменения?».
Встретившись с необходимостью в тех или иных изменениях, нам необходимо определить набор навыков, которые потребуются нам для совершения этих изменений. Что вы умеете делать, какими навыками способностями вы обладаете, и какие из них могут помочь вам в совершении нужных изменений? А какие навыки вам только предстоит развить, дабы совершить необходимые изменения? Отсутствие необходимых навыков, пожалуй, одна из основных преград на нашем пути к изменениям и именно поэтому люди часто останавливаются на этом этапе или уровне, поскольку получение некоторых навыков требует от нас вложения массы времени и усилий.
Давайте рассмотрим это на простом примере: чтобы получить водительские права, нам необходимо не только выучить правила, но и научиться сидеть за рулём автомобиля. Однако мало просто начать водить автомобиль, это лишь часть дела, необходимо практиковать вождение снова и снова, до тех пор, пока этот навык не будет отточен и не превратится в мастерство. Вероятно, вам не нужно объяснять, какими могут быть последствия плохо развитого навыка вождения? То же самое касается любого другого дела, за которое вы берётесь.
Логический уровень НЛП – Поведение: Что мне нужно изменить?
Это логический уровень наших действий, на котором мы выбираем, что нам необходимо изменить. Чаще всего объектом изменения становится то, что нам не нравится или вызывает неприязнь, или то, чего бы нам хотелось в данный момент времени. Диапазон и качество возможных действий ограничено нашим мировоззрением, отношением к себе, нашими убеждениями и ценностями, а также нашими способностями и навыками. На секунду задумайтесь, чем вы обычно занимаетесь в течение дня? Как правило, вы легко сможете составить список всех ваших действий в течение недели, в течение месяца, и даже года. В большинстве случаев, вы даже можете предсказать, что вы будете делать завтра, неделю и месяц спустя.
Встречаясь с какой-либо проблемой, мы можем испытывать необходимость в её решении, и мы даже можем решить для себя, что собираемся справиться с этой проблемой. И хорошо, если у нас есть необходимые навыки для её решения, в таком случае мы можем подкорректировать своё поведение и всё-таки решить её. В ином случае, нам придётся поднять на уровень выше, дабы получить необходимые навыки. А возможно ещё выше, если решение проблемы противоречит нашим ценностям и убеждениям, и так далее. Однако большую часть своего времени мы, а если быть точнее, многие из нас, проводят именно на этом уровне – поскольку если мы не поднимаемся на логический уровень поведения, проблема продолжает оставаться, а мы продолжаем негодовать, оставаясь на низшем логическом уровне.
Логический уровень НЛП – Окружение: Где необходимы изменения?
Большая часть людей находится на этом логическом уровне, так мы можем осознавать, что проблема существует, однако, если мы остаёмся здесь, мы можем так и не решить эту проблему, а просто сжиться с ней. Мы можем ходить на давно опостылевшую нам работу, которая уже давно не приносит удовлетворения. Мы можем терпеть обиды и страдания в своих отношениях, которые перестали нас устраивать. И, в конце концов, мы можем продолжать влачить «жалкое» существование, так и не решаясь на совершение изменений. Мы негодуем по разному поводу, находим оправдания нашей неспособности решить ситуацию, возможно даже, обвиняем других людей в своей «беспомощности». Однако здесь мы уже осознаём, что проблема существует.
На этом логическом уровне изменений происходит выявление наших проблем. И именно на этом логическом уровне происходят самые простые изменения. Здесь мы можем решать проблему за проблемой, однако если существует проблема на более высоком уровне, проблема будет продолжать всплывать на поверхность. Изменения здесь происходят наиболее часто, и чаще всего эти изменения выражаются в обвинениях других людей. Нам проще обвинить, кого бы то ни было в своих проблемах, но обвинения могут создать лишь видимость решения проблемы, на самом же деле, проблема продолжает существовать. Действительное же решение проблемы начинается, когда мы берём на себя полную ответственность за всё, что происходит в нашей жизни.
Надеюсь, я понятными словами привёл данную иерархию логических уровней изменений. Суть заключается в том, что столкнувшись с той или иной проблемой вам необходимо для начала выявить, на каком логическом уровне происходит эта проблема? Определив, где находится эта проблема, вы можете решить её разными способами – начать действовать, делать то, что вы умеете, получить необходимые для изменения навыки, изменить свои убеждения, чтобы ваши новые навыки им не противоречили, изменить своё представление о самом себе и так далее. Возможно, я ещё не раз вернусь к описанию логических уровней изменений НЛП, и разберу каждый логический уровень более подробно, и постараюсь разложить всё по полочкам. Но в любом случае, повод для размышления у вас уже есть, и, не исключено, что уже сейчас, основываясь на логических уровнях НЛП, вы начнёте совершать изменения в своей жизни. Всего самого наилучшего!
Ещё статьи об НЛП:
metodorf.ru
Логические уровни
Вы наверняка уже слышали о таком понятии, как напряжение (англ. voltage), которое измеряется в Алессандро Вольтах? Напряжение может быть разным: 220 В, 110 В, 5 В, 3 В и даже 3,3 В. Однако в цифровой технике нам не нужен такой большой разброс значений. Если объяснять совсем просто: когда мы подадим на светодиод, скажем, 5 вольт (так называемая «логическая единица»), он начнет светиться. Если же мы подадим 0 вольт (так называемый «логический ноль»), то светодиод гореть не будет. У чисел «1» и «0» есть и альтернативные названия в зависимости от области их применения: «истина» (англ. true) или «ложь» (англ. false), «высокое состояние» (англ. high) или «низкое состояние» (англ. low).
Логический сигнал – это сигнал, принимающий два возможных значения — «истина» или «ложь», «высокое» или «низкое» состояние, «0» или «1». Конечно, мы живем не в идеальном мире, и получить ровно 5 вольт мы не можем, как и не можем получить чистый ноль (мы лишь «договорились», что он является нулем относительно тех 5 вольт). Что же делать в таком случае? Абстрактные «0» и «1» сильно бы упростили нам жизнь. Уже из определения логического сигнала можно догадаться, что есть понятие «логический уровень». Существуют стандарты, определяющие допустимые уровни напряжений, логических сигналов. В зависимости от технологии исполнения (КМОП, ТТЛ) эти уровни не всегда совпадают. STM32 питается от напряжения 3,3 В, т.е. «высокий уровень» для нашего МК – 3,3 В. «Низкий уровень», соответственно — это 0 В. Следует обратить внимание на то, что в стандартах в качестве логических уровней приведены не одиночные значения напряжений, а диапазоны значений. А между низким и высоким уровнями есть буферная зона. Она нужна для того, чтобы избежать «дребезга состояний», который может возникнуть, если значение сигнала будет колебаться около граничного значения. Ниже приведены некоторые стандарты напряжений.
Микроконтроллер – это сложное устройство, он содержит множество триггеров, которые включают или отключают тот или иной участок цепи, отвечающий за определенную функциональность. Вся информация, которую понимает микроконтроллер, — это те самые нули и единицы, т. е. «высокое» напряжение или «низкое». Программа, которую мы будем писать, представляет собой последовательность нулей и единиц. Не более. О некоторых важных понятиях мы поговорим позже, а сейчас лишь отметим, что нам придется записывать нули и единицы в определенные участки памяти, тем самым включая и отключая части внутренних схем микроконтроллера. Для этого нам понадобятся логические операции.
Алгебра логики, или булева алгебра, оперирует логическими переменными и включает три базовых логических операции:
- логическое «И» (англ. and), конъюнкция или логическое умножение, обозначается ∧ или в языке Си
&
; - логическое «ИЛИ» (англ. or), дизъюнкция или логическое сложение, обозначается ∨ или в языке Си
|
; - логическое «НЕ» (англ. not), изменение значения, инверсия или отрицание, обозначается ¬ или в языке Си
~
.
Таблицы истинности для этих операций:
A | B | A & B | A | B | ¬ A |
---|---|---|---|---|
0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Ниже приведены аксиомы булевой алгебры.
- Коммутативность (переместительный закон)
A & B = B & A
A | B = B | A
- Ассоциативность (сочетательный закон)
(A & B) & C = A & (B & C)
(A | B) | C = A | (B | C)
- Дистрибутивность (распределительный закон)
(A | B) & C = (A & C) | (B & C)
(A & B) | C = (A | C) & (B | C)
- Свойства констант
A & 0 = 0
A | 0 = A
A & 1 = A
A | 1 = 1
A | A = A
- Идемпотентность
A & A = A
A | (~A) = 1
- Комплементарность (дополнительный закон)
A & (~A) = 0
- Закон снятия двойного отрицания
~(~A) = A
- Теорема де Моргана
~(A | B) = (~A) & (~B)
~(A & B) = (~A) | (~B)
В программировании существуют два вида логических операций. Когда оперируют числами (набором бит), то осуществляют побитовую логическую операцию, которая применяется независимо к каждому биту. В языке программирования Си логический оператор «И», как уже говорилось раньше, вызывают символом «&». Например, если A = 0101
, а B = 1100
, то
Другой вид логических операций — с участием булевых значений. В Си булева переменная является «ложью», если равна 0, и «истиной», если равна любому ненулевому числу (стандартная величина для «истины», очевидно, 1). В Си булевый оператор «И» вызывают символом &&
. Таким образом:
Нам потребуются операции первого типа (над набором битов) для настройки микроконтроллера, но об этом позже.
Назад | Оглавление | Дальше
themagicsmoke.ru
Пирамида логических уровней или секреты убеждения
Пирамида логических уровней
Жила – была чайка. Она отличалась от своих собратьев абсолютно черным оперением. В свое стае она была самой зоркой и выносливой птицей.
И вот пришли очень трудные времена: наступили невиданные для тех мест морозы. Многие птицы не выдерживали таких холодов и погибали.
И только черная чайка осмеливалась летать под сильными порывами ледяного ветра и ловить редкую рыбу. Благодаря мужеству и храбрости чайки, ее сородичи выжили. Ведь она делилась с ними добычей.
Птицы относились к ней с большим уважением.
Но все равно, она была несчастлива.
— » Почему я родилась черной и одинокой?»
— » Почему я не такая, как все?»
— «Я никогда не смогу быть счастлива и иметь семью!» — часто говорила она себе, сидя в одиночестве.
Чайка долго страдала, и наконец, решила лететь в далекие края, в надежде найти похожих на нее птиц. Она надеялась хотя бы там встретить своего избранника . Но перед этим она решила поговорить с самой старой и мудрой чайкой.
— «Почему ты хочешь улететь?» — спросила та её, — » Ведь стая любит тебя!»
— «Кто захочет иметь детей от черной чайки? А я мечтаю иметь семью и стать матерью! «
-» Зачем тебе семья и дети?» — спросила старая чайка.
— «Глядя на своих детей, я буду чувствовать себя самой счастливой чайкой в мире. Они будут очень сильными и крепкими. И я смогу гордиться тем, что дала им жизнь!»
— «Для этого не стоит лететь в дальние страны. Любой будет счастлив стать твоим избранником: ведь ты спасла жизни многих птиц. Ты принесешь замечательное потомство, которое будет таким же выносливым. И все наши следующие поколения станут более сильными и жизнеспособными»,- произнесла мудрая птица.
Черная чайка поблагодарила ее и взвилась в небо. Она стремительно летела над безбрежным морем, и ее сердце переполняла радость: «Она — избранная!»
Прошли годы. Стая черно-белых чаек разрослась, и люди стали слагать легенды об этих удивительных, сильных птицах. А черная чайка прожила долгую и счастливую жизнь. Лишь однажды вспомнила она о своих прежних страданиях.
Это был день, когда она рассказала своим детям: «Какие они – необыкновенные!»
*********
Эта сказка отражает процесс накопления и изменения нашего жизненного опыта.
Старая, мудрая птица помогла чайке взглянуть на себя другими глазами, превратив ее особенность из недостатка в достоинство ( с помощью рефрейминга) .
Тем самым, она изменила не только её убеждения по поводу себя на одном из самых высоких уровней — «Личностного своеобразия» ( благодаря старой чайке узнала, что «она — избранная») . Ее мировосприятие изменилось еще сильнее, когда она почувствовала свою Миссию ( все наши поколения станут более жизнеспособными благодаря тебе).
Когда изменения, происходят на уровнях » Миссии» или » Личностного своеобразия», они оказывают очень сильное воздействие на все уровни низшего порядка.
«ПИРАМИДА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ».
Пирамида логических уровней Дилтса
Роберт Дилтс -один из известных НЛП-еров ,
создавший эту пирамиду, показал разделение
нашего опыта на разные уровни:
1 Логический уровень
Уровень окружения
Что есть?
Это уровень реальности, к которому относится все, что есть снаружи, и что внутри.
Это вещи, предметы, материальные ценности, люди, окружающие вас. Это — вы сами (ваша внешность, тело, одежда и др.)
2 Логический уровень
Уровень поведения
Что я делаю?
То, как вы воздействуете (или не воздействуете) на окружающую реальность.
3 Логический уровень
Уровень ваших способностей или возможностей
Что я могу? Что умею?
Как вы понимаете, в наших силах ограничить или расширить собственные возможности. Это зависит от наших убеждений по поводу этого. Когда мы имеем поддерживающее убеждение: «Для чего нам это надо?», дело идет намного быстрее и мы развиваем свои способности.
4 Логический уровень
Уровень убеждений и ценностей
Что для меня правильно? А что нет? Что для меня действительно Ценно!
Это один из самых значимых уровней нашего Мировосприятия, определяющий нашу жизнь.Что мы считаем для себя хорошим, а что — плохим? Что имеет для нас Ценность, а что — нет?
Это — тот Базис, на который мы опираемся, и просто так от него не отказываемся!
P.S Большая часть убеждений хранится в нашем бессознательном. Далеко не все из них полезны для нас. Но именно они управляют нашим поведением и оказывает огромное влияние на то, какой будет наша жизнь.
5 Логический уровень
Уровень Идентичности или Личностного Своеобразия.
Кто Я ?
Это очень Высокий уровень, влияющий на все нижележащие.
От того: » Кем мы себя считаем в этом мире? Какова наша роль?» зависит очень многое в нашей жизни.
Но и ответить на этот вопрос не так -то просто.
Иногда мы ограничиваемся простыми ответами: » Я — женщина», «Я — владелец компании», Я- отец/муж/друг » и т. д.
Но это — всего лишь незначительные части нашего «Я», которое намного больше и многограннее, чем мы можем себе представить.
6 Логический уровень
Уровень Миссии
Зачем я здесь?
Это самый Высокий уровень, который затрагивает самую глубинную суть:
«Для чего я пришел на эту Землю?», «Зачем я это делаю? Ради чего?»
Этот уровень оказывает колоссальное воздействие на нас! И побуждает нас идти своим Путем, несмотря на все сложности и препятствия.
Для чего нужно понимание логических уровней?
Высшие уровни, и изменения, проходящие на них, всегда довольно сильно влияют на Низшие уровни.
Предположим, вы выучили иностранный язык (произошли изменения на «уровне возможностей«).
Скорее всего, это повлияет и на ваше поведение: теперь вы сможете смотреть фильмы на языке оригинала, легко общаться за границей и т.д. У вас может измениться «уровень окружения»: появятся новые знакомые по учебе, или же из других стран, может возникнуть новая работа и даже повыситься зарплата.
Понимание : «Кто вы такой?» может очень сильно изменить ваши Убеждения, а тем более, поведение.
Чем Выше уровень, и сильнее происходящие на нем Перемены, тем большее влияние это будет оказывать на Низшие уровни.
Поэтому, если вы хотите изменений, всегда начинайте с более Высокого уровня!
Хотите изменить свои Возможности? Посмотрите, нет ли у вас Ограничивающих Убеждений на эту тему?
Если есть, начинайте с них!
Помните: » Изменения на Низших уровнях почти не влияют на Высшие».
Использовать эти знания можно абсолютно в любой области человеческого опыта: в процессе обучения, достижения целей или получения ответов на свои вопросы.
Очень важно это и в повседневном общении. Если вы уговариваете человека что-то сделать, и у вас никак не получается, задумайтесь, может быть дело в том, что вы взываете к нему на «УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ», а он отвечает на «УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ» ( а это- более высокий уровень).
К примеру, вы зовете свою знакомую вместе отдохнуть. Расписываете ей все красоты отдыха, рассказываете, как вы будете здорово проводить время. Вы уверены, что привели самые сильные аргументы, а она не хочет ехать.
Возможно, что ее УБЕЖДЕНИЯ по поводу траты денег сильно отличаются от ваших (к примеру, ей проще потратить деньги на ребенка, чем на себя), поэтому ваши доводы, затрагивающие «УРОВНИ ОКРУЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ», не действуют на нее.
Чтобы быть убедительным, нужно понимать Ценности человека, и общаться с ним на том же уровне, или переходить на более высокий.
Логические уровни присутствуют во всей нашей жизни.
Молодой человек встречается с девушкой. Она – красива и ему нравится проводить с ней время. Приходит момент более тесных отношений. И тут он понимает, что у его избранницы совсем другие взгляды на семейную жизнь. Они сильно расходятся друг с другом на «УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ». А для семейной жизни это — главное!
Чем выше уровень, тем сложнее подстраиваться. Один- два раза может и получиться, а вот всю жизнь гораздо сложно. Поэтому дальнейшие отношения не складываются. Некоторые так и продолжают искать себе вторую половину, используя одну и ту же стратегию, застревая на нижних уровнях ( обращают внимание только на внешность или материальный достаток). А потом удивляются, что счастья нет.
По речи молодого человека ( или девушки) можно понять : » На каком логическом уровне он/а общается с вами?
И сделать соответствующие выводы до того, как вы решите связать с ним жизнь. Как он к вам относиться? Как красивой «вещи»? Или видит вас нечто большее?
Логические уровни звучат даже в песнях! Послушайте!
Принятие решения тоже можно прогнать по логическим уровням.
Вот вам предлагают два места работы. И вы сомневаетесь: что выбрать?
На первом месте «единственный плюс» — хорошая зарплата (УРОВЕНЬ ОКРУЖЕНИЯ).
На другом — зарплата невелика, но есть возможность роста, получения новых знаний и самореализации (УРОВНИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ИДЕНТИЧНОСТИ).
Не удивительно, что часто люди выбирают второй вариант.
И даже, если они останавливаются на первом варианте, наверняка, если «копнуть глубже», то окажется, что большие деньги тоже нужны, как возможность самореализации.
Посмотрите, как используются логические уровни в рекламе, в том числе, и детской:
Ролик «Даннон» :
«Ты — безмерный хвастунишка!
Мы сильней! ( «уровень возможностей»)
У нас «Растишка!»» — говорят дети Кащею .
Конечно, такая реклама работает сильнее, чем утверждение: «Йогурт – вкусный и полезный продукт!»
А как вам, до боли знакомое : «Ты этого достойна!»( Затрагивается уровень «Личностного своеобразия»).
Вы легко можете заметить сотни рекламных обращений, основанных на обращении к Убеждениям, Ценностям и даже Идентичности.
Если быть внимательным, то всегда можно определить: на каком уровне человек общается с вами, к чему он взывает?
Почувствуйте разницу:
— Вынеси мусор! А я пока приготовлю ужин (общение на уровне Поведения)
— Вынеси мусор! Я так плохо себя чувствую ( уровень Возможностей).
— Вынеси мусор! Ведь мужья должны помогать женам! (обращение к уровню Убеждений).
— Я не из тех женщин, что выносят мусор! Для этого есть домработница! ( уровень Личностного своеобразия)
МАНИПУЛЯЦИЯ почти всегда основывается на смешении Высших и Низших логических уровней.
Как действуют манипуляторы? Выясняют Ценности человека и апеллируют к ним.
А если это – подстройка по смыслу жизни?
Тогда это — практически беспроигрышный вариант.
Помните знаменитые строчки «Интернационала»:
«Мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем!»
Вся наша жизнь в бывшем Советском Союзе была построена на лозунгах, в которых были использованы высшие логические уровни.
Да и сейчас ничего не изменилось, только переместилось в область Рекламы.
Логические уровни очень хорошо работают на этапе постановки цели.
Когда вы не можете понять, что вам делать? Куда двигаться?
И о том, как это происходит, мы поговорим в следующий раз.
Материалы по теме:
«Как логические уровни помогают выйти замуж?»
«Еще раз о логических уровнях или как достичь желаемого?»
«Модный приговор» в деле об изменении убеждений.
Как себе понравиться?
Как себе понравиться? часть2
Почему нельзя называть себя Неудачником?
Техника » Распаковки мечтаний»?
Хочу изменить свою Жизнь. Посткриптум.
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.
С БЛАГОДАРНОСТЬ. АРИНА
на Ваш сайт.
ways4you.ru
Статья:: Логические уровни восприятия — trEnings.ru: всё о НЛП
Роджер Эллертон
сертифицированный тренер НЛП, сертифицированный консультант по менеджменту, соучредитель и управляющий партнёр компании Renewal Technologies. С ним можно связаться через сайт компании www.renewal.ca. Приведенная статья является отрывком из книги «Воплоти мечту — подружись с реальностью: об НЛП и здравом смысле для тренеров, управляющих и Вас лично».
Концепция логических уровней восприятия, называемых также логическими уровнями НЛП, логическими уровнями мышления и уровнями личностных изменений, хорошо помогает замечать изменения, происходящие с взглядом на вещи индивида, организации или социального сообщества. Она разработана Робертом Дилтсом и основана на понятии «нейрологических уровней», предложенном Грегори Бейтсоном.
Шесть логических уровней
Дух и намерения | Кто ещё кроме вас? Для кого и чему вы служите? Это вопрос о вашей причастности к более крупной системе. Если вы специалист НЛП или организация, предоставляющая услуги, основанные на использовании НЛП, — что нового вы привносите вашему сообществу, где вы располагаетесь и работаете, к какому сообществу последователей НЛП относитесь, какова ваша специализация, чем она отличается от того, в чём специализируются другие?.. |
Личностное своеобразие и призвание | Кто? Кем являетесь вы или ваша компания? Что вы делаете, чтобы достичь ваших целей? Ваши представления о себе как личности либо организации: в чём вы успешны? |
Убеждения и ценности | Зачем? Для чего вы занимаетесь своей деятельностью? Во что вы верите и что цените? Как человек вы можете верить, что сможете всё, за что только ни возьмётесь. Или особо цените честность? Если вы — организация, можете, например, высоко ценить культуру обслуживания или достаток своих служащих? |
Способности и линия поведения | Как? Ваши представления о том, как должны вестись дела? Каковы ваши возможности, умения, стратегии поведения и планы действия? |
Поведение | Что вы делаете? Каковы нормы вашего поведения? |
Окружение | Где? Когда? С кем? Где, когда и с кем вы проявляете свою активность? Как окружение влияет на ваши действия? |
Пример
Предположим, сейчас 9:00, и я уже на своём рабочем месте (окружение).
Если бы я не хотел оказаться там, я должен был бы изменить своё поведение. Возможный выбор — можно выйти прогуляться. Можно направиться к двери и выйти наружу. Можно начать издавать вопли и кричать: «Помогите!» — в надежде, что кто-нибудь поможет покинуть здание и т.п.
Избираемое мною поведение зависит от моих способностей и поведенческих стратегий. Если мне разрешено покидать здание без специального разрешения, то «направиться к двери и выйти наружу» является реальной возможностью. С другой стороны, моей стратегией может стать получение помощи извне (тогда я начну издавать вопли и взывать о помощи). Или, если я не хочу работать в своей организации и мне необходим хоть какой-то источник доходов, моей стратегией может стать «бегство в болезнь», когда моё заболевание настолько серьёзно, что я получаю длительную нетрудоспособность и освобождение от работы по состоянию здоровья. Разве вам не знакомы случаи такого сознательного или бессознательного поведения?
Мои способности и линия поведения будут зависеть от моих убеждений и ценностей. Если я убеждён, что легко найду другую работу, которая сможет обеспечить необходимый семье доход, вряд ли «бегство в болезнь» станет моим выбором.
Мои ценности и убеждения определяются моим личностным своеобразием и представлениями о самом себе. Если я представляюсь себе успешным человеком, весьма вероятно, что я буду иметь убеждение, что легко смогу найти другую работу или даже создать свой собственный бизнес.
Набор навыков и представлений, составляющих моё личностное своеобразие, во многом зависит от моих жизненных целей — от того вклада, который я хочу внести в общество, и т.д.
Устойчивые изменения
Изменения на более низком уровне (например, на уровне окружения: переезд на новое место жительства в другой город) не обязательно влекут за собой (хотя и могут иногда) изменения на более высоких. Напротив, изменения на более высоких уровнях (например, на уровне убеждений) явственно влияют на более низкие уровни, что хорошо показывает приведённый нами пример.
Использование концепции логических уровней в свете личностных изменений
Сказанное выше ведёт нас к ряду интересных интерпретаций и открытий.
1. Краткосрочные и долгосрочные изменения. Иногда оказывается, что техники НЛП легко изменяют нежелательное поведение на короткий период, но затем нежелательное поведение неминуемо возвращается. Каким образом это получается? Если новое поведение не соответствует убеждениям, ценностям и личностному своеобразию, верхние уровни перевешивают и перечёркивают достигнутые изменения на более низких уровнях.
Чтобы изменения на уровне поведения стали долговременными, желаемое изменение поведения должно происходить одновременно с изменениями на более высоких уровнях, либо изменения должны произойти на уровне личностного своеобразия.
2. Организационные изменения. Вы когда-нибудь бывали включены в общий процесс внутриорганизационных изменений? Каковы наиболее типичные направления организационных преобразований?
Как насчёт изменения организационной структуры? А может быть, просто изменить физическую планировку офисных помещений? Это будет изменением окружения. Будет ли оно глубоким? Только если такое изменение будет синхронно с изменениями на более высоких уровнях!
Или вдруг персонал призывают работать по-новому (поведение) без соответствующего обучения (рост умений и изменение линии поведения). К сожалению, такое случается слишком часто. Когда испытывают недостаток финансирования, первыми, что урезают, становятся средства на переобучение! И вновь такие изменения чаще всего становятся внешними, неглубокими и непродолжительными.
3. Личное планирование в здоровье и карьере. Предположим, вы имеете некоторые личные цели (связанные со здоровьем, карьерой и т.п.), не соответствующие одному из более высоких уровней. Как вы полагаете, насколько успешны вы будете в их достижении?
4. «Крупные проблемы современности могут быть решены только на более высоком уровне мышления, нежели тот, на котором они возникли» (Альберт Эйнштейн). Я слышал много упоминаний этой цитаты, но лишь немногие могли объяснить, как это сделать, как реально перейти на более высокий уровень мышления. Используя концепцию логических уровней, мы с лёгкостью это делаем. Так, например, если проблема возникла на поведенческом уровне, то чтобы устойчиво решить её, мы должны подняться, как минимум, на уровень способностей и линии поведения.
НЛП поможет вам измениться на более высоких уровнях (убеждений и ценностей, личностного своеобразия и осознания призвания, духа и намерений) или поможет убедиться, что ваша цель соответствует всем вашим личностным или организационным уровням. Когда это случится, ваши жизненные цели прояснятся и станут достижимыми без крупных внешних усилий — вы вырастите до уровня ваших целей.
Далее мы представим на суд читателя несколько иной ракурс предмета обсуждения, а также дадим упражнение, которое поможет вам в достижении личностной согласованности, при которой все ваши логические уровни должны взаимно соответствовать друг другу.
Как понять другого человека
Важной отличительной особенностью логических уровней является то, что непосредственному наблюдению у других людей доступны только два из них — поведение и окружение. Вы можете видеть лишь, что делают другие люди, а также когда, где и с кем. Безусловно, это даст вам и некоторые представления об их способностях, стратегиях, ценностях, убеждениях и т.д. Для того чтобы убедиться в своих представлениях, вам придётся вовлечь других в обсуждение этих предметов. Кода в разговоре с другим вы затронете более высокие логические уровни, то получите более глубокое представление об этом человеке, а также почему он ведёт себя именно таким образом. Как часто, разговаривая с важным для вас человеком, вы говорите лишь о погоде (окружение) и о том, что он делает (поведение), а не о его представлениях о самом себе (личностное своеобразие и призвание), не о его убеждениях и ценностях. Для того чтобы такой разговор стал возможным, нужно создать атмосферу, в которой каждый из вас, приоткрывая своё внутреннее Я, будет чувствовать себя в безопасности.
Пример с обучением
Несколько лет назад я работал профессором-адъюнктом статистики в Университете провинции Нью-Брансуик. На факультете медицинских сиделок в первом семестре последнего года обучения требовалось прохождение курса статистики. Этот курс имел устойчиво плохую репутацию главным образом из-за того, что преподававшие профессора рассматривали его как сугубо математический. Нетрудно догадаться, что большинство слушателей факультета медицинских сиделок испытывали с этим курсом трудности. Каждый год внутри студенческой массы выражалось недовольство курсом, раздавались просьбы о помощи.
Наступила и моя очередь преподавать этот курс!
Перед дальнейшим рассказом давайте взглянем на ситуацию сквозь призму логических уровней.
Студент(ка) факультета медицинских сестёр
Дух и намерения (причастность к более крупной системе): оказание значимого содействия всем людям, которым требуется медицинская помощь, поддержка или облегчение страданий.
Личностное своеобразие и призвание: высококвалифицированный медицинский работник, осуществляющий сопроводительные медицинские услуги для людей на период необходимости.
Убеждения и ценности: человек имеет квалификацию и обязанности медицинской сиделки для того, чтобы помогать нуждающимся в медицинском уходе. Другим существенным убеждением многих из студентов факультета медицинских сиделок являлось то, что они не имеют способностей к математике (перед началом занятий по курсу многие из студентов заходили ко мне, выражали озабоченность наличием курса, заявляли о своей неспособности к математике и утверждали, что именно эта неспособность повлияла на выбор будущей специальности после окончания средней школы).
Способности и стратегии: множественные положительные способности и навыки для осуществления обязанностей медицинских сиделок. Недостаточные (в некоторых случаях функционально недостаточные) математические способности и навыки.
Поведение: поведение профессионально компетентного медицинского работника при осуществлении работы по уходу за больными. Неадекватное поведение при необходимости осуществления «математических» действий и процедур — в некоторых случаях почти «парализованное», сопровождающееся бездействием либо плачем.
Окружение: необходимость работы по уходу за больными, сочетаемая с необходимостью сбора и математической обработки данных.
Мой подход к преподаванию курса: я посетил университетскую библиотеку и нашёл в медицинских журналах множество примеров использования статистики в медицине. Я применял их для обсуждения на семинарах и для домашних заданий. В результате курс стал восприниматься не математическим (статистика), а как курс развития дополнительных навыков, необходимых для осуществления грамотного ухода за больными. Для меня это был восхитительный опыт, а студенты имели поразительные успехи. Во втором семестре многие из студентов в качестве составляющей своих дипломных проектов взяли статистическую обработку результатов массового медицинского обследования жителей провинции Нью-Брансуик.
А теперь попробуйте ответить на вопрос, почему мой подход оказался плодотворным, а подход других профессоров нет, анализируя ситуацию с позиции концепции логических уровней.
Можно ли использовать аналогичный подход относительно ваших взаимоотношений в семье, с подчинёнными и сослуживцами, чтобы помочь им взглянуть на ситуацию по-новому и использовать их собственные резервы для сознательного преодоления затруднений?
Согласование логических уровней для достижения личностной конгруэнтности
Для многих из нас логические уровни находятся за пределами зоны сознательной компетентности. Но, сознаём мы это или нет, логические уровни оказывают значительное влияние на наши жизненные проявления.
Следующее упражнение поможет вам:
1. Осознать, что именно влияет на то, как идёт ваша жизнь.
2. Идентифицировать возможные внутренние конфликты.
3. Выявить те осуществимые изменения, которые вы сможете сделать для того, чтобы привести свои логические уровни в более согласованное состояние и достичь более высокого уровня личностной конгруэнтности (разрешение внутреннего конфликта).
Я предлагаю вам выполнить это упражнение не спеша и составить список ваших ответов.
Дух и намерения: что является вашей задачей, какое воздействие вы хотите оказать на более крупную систему (семью, сослуживцев, людей, нуждающихся в вашей услуге либо продукте, общество в целом)?
Личностное своеобразие и общественная роль: кто вы, какова отведённая вам роль? Соответствует ли ваша роль вашей цели? Что необходимо изменить?
Убеждения и ценности: каковы ваши представления о самом себе, о других, о мире в целом? Помогают ли эти убеждения соответствовать вашей роли? Что вы цените в себе, в других, в окружающем мире? Гармонично ли сочетаются ваши ценности с вашей ролью? Существуют ли другие убеждения и ценности, которые вы могли бы принять и которые могли бы быть в большей гармонии с вашей ролью?
Способности и стратегии: каковы ваши умения? Что можно сказать о ваших программах и методах действия? Не нуждаетесь ли вы в развитии новых способностей, в овладении новыми методами, в разработке и корректировке планов действия? Находятся ли они в соответствии с более высокими логическими уровнями? Если нет, то что необходимо изменить? Если вам необходимо развить умения и навыки, пройдите дополнительное обучение. Может быть, изменить методы и планы действия? Или, получив эту новую информацию, вы почувствуете необходимость осмыслить заново свою цель, свою роль в окружающем мире, свои убеждения и ценности?
Поведение: как выглядит ваше фактическое поведение в представлениях других людей? Соответствует ли ваше поведение каждому из логических уровней более высокого порядка? Нужно ли что-то изменить?
Окружение: когда, где и с кем вы осуществляете своё поведение? Хорошо ли оно сочетается с более высокими логическими уровнями?
О соответствии логических уровней и целей
Многие из наших целей (в карьере, семье, личных взаимоотношениях, здоровье, жизненных достижениях и т.д.) основываются на предложениях, желаниях либо ожиданиях других людей. Этими людьми могут быть родители, супруги, учителя и наставники, религиозные лидеры, начальники, друзья, общество в целом и т.п. Эти цели не являются нашими, а значит, не обладают достаточной энергией для того, чтобы продвигать нас к нашим настоящим устремлениям. Когда нам приходится бороться с нашими целями, почти всегда имеется какой-то внутренний конфликт, требующий разрешения. Зачастую из-за этих внутренних конфликтов мы живём неэффективно. Следующее упражнение поможет вам обнаружить эти конфликты и привести ваши цели в соответствие с вашим настоящим Я.
Задумайтесь серьёзнее над своей целью и ответьте на те же самые вопросы, что и в предыдущем упражнении. Обратите внимание на степень соответствия между двумя вариантами ответов. Вы можете, например, обнаружить, что достижение вашей цели отнимет от того времени, которое вы уделяете семье (в предположении, что это тоже важно для вас). Если дело обстоит именно так, есть ли какой-то способ подправить вашу цель или ваш план действий так, чтобы проводить с семьёй больше времени, но чтобы это не помешало достижению цели? Неплохо также посоветоваться с теми, на взаимоотношения с кем влияет ваша цель, поскольку зачастую они смогут предложить решения, которые вам самим никогда бы не пришли в голову.
Этот процесс поможет вам убедиться в наличии соответствия (либо в его отсутствии) между вашими целями и вашим внутренним Я. Как только вы сумеете выверить ваши цели и привести их в соответствие с вашим внутренним Я, вы обнаружите, что ваши цели прояснились, стали более притягательными и легко достижимыми.
И это ещё не всё об НЛП!
Copyright © 2003, Renewal Technologies Inc. All rights reserved.
© 2006, Алексей Котко, перевод с английского
по материалам «Центра
НЛП в Образовании под руководством А. Плигина»
trenings.ru
Логический уровень — это… Что такое Логический уровень?
- Логический уровень
-
Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- Логический суицид
- Логоневроз
Смотреть что такое «Логический уровень» в других словарях:
логический уровень — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN logic level … Справочник технического переводчика
логический уровень — loginis lygis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. logical level vok. logischer Pegel, m rus. логический уровень, m pranc. niveau logique, m … Automatikos terminų žodynas
логический уровень 0 — 3.1.5 логический уровень 0: Интервал. Рисунок 1 Периоды информационного и фазового переходов Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
логический уровень 1 — 3.1.4 логический уровень 1: Посылка. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536 3 2004 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Логический уровень — Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень … Словарь нейролингвистического программирования
Логический уровень — нлп Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Логический вентиль — Пример работы схемы RS триггера, построенного на базе восьми 2И НЕ логических вентилей. Логический вентиль базовый элемент цифровой схемы, выполняющий элементарную логическую операцию[1] … Википедия
уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте — состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами: 1) денотативный (предметно логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно чувственное… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте — состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами: 1) денотативный (предметно логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно чувственное… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536-3-2004: Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах бесконтактные. Часть 3. Электронные сигналы и процедуры восстановления — Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536 3 2004: Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах бесконтактные. Часть 3. Электронные сигналы и процедуры восстановления оригинал документа: 3.1.6 без возвращения к нулю: Способ кодирования двоичного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- Архитектура компьютера, Таненбаум Эндрю, Остин Т.. 816 стр. Книга Эндрю Таненбаума, всемирно известного специалиста в области информационных технологий, писателя и преподавателя, выходящая уже в шестом издании, посвящена структурной… Подробнее Купить за 1715 грн (только Украина)
- Архитектура компьютера, Таненбаум Эндрю, Остин Т.. Книга Эндрю Таненбаума, всемирно известного специалиста в области информационных технологий, писателя и преподавателя, выходящая уже в шестом издании, посвящена структурной организации… Подробнее Купить за 1339 руб
- Архитектура компьютера 6-е издание, Таненбаум Э., Остин Т.. Книга Эндрю Таненбаума, всемирно известного специалиста в области информационных технологий, писателя и преподавателя, выходящая уже в шестом издании, посвящена структурной организации… Подробнее Купить за 1072 руб
psychology.academic.ru