Логотерапия Франкла — основные принципы, техники, цель, методы
Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.
Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.
Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.
Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.
Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.
То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.
Логотерапия Франкла
Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.
В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.
Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.
Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».
Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.
В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.
Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.
В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.
Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).
Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.
Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.
Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.
Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.
С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.
В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.
Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.
Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».
Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию. Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.
Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.
Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.
Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.
Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.
Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.
Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.
Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.
Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.
Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.
Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.
Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.
Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.
Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.
Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.
Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.
psihomed.com
Читать книгу Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу Берты Ландау : онлайн чтение
Группы дерефлексии
О технике логотерапии, которую В. Франкл назвал дерефлексия, еще пойдет речь в разделе, посвященном имажинации. Дерефлексия отлично действует при индивидуальной терапии, но, как показывает опыт, особенно яркие результаты этой техники проявляются во время занятий дерефлексии в группах.
В нашей стране успешно развивают это направление логотерапевты Жанна и Андрей Титовы, чьи лекции и семинары очень информативны и полезны.
Ниже предлагаются аспекты работы группы дерефлексии.
Название для группы можно подобрать любое, главное, оно должно мотивировать участников укрепить здоровую часть личности. В данном случае для примера дано следующее название:
«Светлые стороны моей жизни»
Группа рекомендована всем, кто настроен посмотреть на свою жизнь, отыскивая и отмечая в ней светлые стороны. Логотерапия считает нецелесообразным подробное самокопание в проблемных событиях прошлого. Вместо этого у человека есть возможность рассмотреть собственную жизнь и жизнь окружающих, находя в ней достоинства и ресурсы для своего дальнейшего пути.
Что же предлагается вместо этого?
Открыто, честно вглядеться в жизнь конкретного человека, созидательно утвердиться в ее достоинствах, а не в стремлениях к чужим и широко распропагандированным целям.
Основные аспекты групп дерефлексии
«Человек становится человеком только тогда, когда отдает себя другим», – эти слова Ясперса Франкл часто приводил, говоря о методе дерефлексии. Еще он называл дерефлексию лечением с помощью забвения самого себя. Антропологическая предпосылка метода дерефлексии базируется на способности человека к самотрансценденции. При дерефлексии внимание пациента переключается с симптома на новую цель. По Э. Лукас дерефлексия помогает человеку нейтрализовать чрезмерную замкнутость на себе, симптомах и проблемах с помощью концентрации на его жизненных задачах, на позитивных аспектах его существования.
Цель этого метода – достижение здоровой составляющей. Терапевт не акцентирует внимание на больной части пациента. Речь идет о здоровой его части. Задача – выявить и поддержать духовное, которое не болеет, как бы ни был поражен человек физически или психически.
Группы дерефлексии очень эффективны. В них участники приобретают навык делиться позитивным опытом; говорить о проблемах в ключе их решений; думать в первую очередь о хорошем, радостном.
Как выразилась Э. Лукас: «Зачем вы стоите в саду своей жизни и поливаете сорняки вместо цветов?» Это, казалось бы, простая истина. Но как же трудно бывает порой человеку в одиночку переключаться с сорняков на цветы своего сада!
Э. Лукас сформулировала главную цель метода дерефлексии так: «Помочь человеку нейтрализовать чрезмерную замкнутость на себе, симптомах и проблемах с помощью концентрации на его жизненных задачах, на позитивных аспектах его существования».
При этом мы не выясняем негативные проблемы, которые обобщенно сводятся к перечню: «не уверен, не умею, не понимаю, не знаю, что делать, не имею, не справляюсь сам», коротко говоря: «все плохо – что делать?»
В группе делается акцент на здоровой составляющей человека, чтобы он сам поверил в себя, сформулировал жизненные задачи.
Длительность сессии – 3 академических часа.
Количество сессий – 8-10.
Правила группы:
1) Открываемся радости общения.
2) Если и говорим о проблемах, то только с точки зрения того, как проблема помогла стать сильнее и обнаружить собственные положительные стороны.
3) Мы делимся радостными переживаниями, хорошим настроением.
4) Мы обсуждаем успешные стратегии.
5) Мы ищем и находим свои возможности.
6) Мы разбираемся в своих желаниях.
7) Мы определяем свои истинные цели.
Преимущества групповых занятий:
– В группе можно ощутить, как другие реагируют на ваши положительные черты.
– Группа дает чувство безопасности и поддержки.
– Новая информация, полученная в группе, переходит в повседневную жизнь участника и зачастую полностью меняет ее.
– Групповая терапия зачастую эффективнее индивидуальных занятий с психологом. Процесс терапии в группе идет гораздо интенсивнее.
– Групповые занятия придают человеку силу. Он чувствует поддержку других. Он приобретает мужество быть собой.
– Группа помогает человеку раскрыть в себе те сокровища, в существование которых он не мог поверить до этого.
Примечание. Проводя групповые занятия, я каждую сессию предваряю словами Франкла, соответствующими теме. Эти слова задают определенный настрой. Их можно прочитать перед сессией, а можно и просто для себя руководствоваться ими, так как в них сформулирована задача каждой сессии.
Ниже приводятся упражнения, которые используются в группах дерефлексии.
Упражнение 1. Каждый участник произносит короткий комплимент другим участникам группы.
Это упражнение обычно вызывает заминку. Участники не сразу находят слова, некоторым трудно преодолеть замкнутость. Но эффект этого упражнения поразительный. Люди расцветают на глазах. Одна участница такой группы, пережившая тяжелое расставание с партнером, после первого занятия сказала, что от произнесенных в ее адрес комплиментов она почувствовала себя настолько счастливой, что полночи не могла заснуть, вспоминая добрые слова, сказанные ей.
После этого упражнения, когда участники убеждаются в силе положительного слова, можно сказать о позитивном и негативном взгляде на окружающее. И как от того или иного взгляда на мир меняется общее состояние человека. Предлагается по утрам, когда приходится ехать на работу в общественном транспорте, отыскивать в каждом пассажире положительные черты. Это – «копилка позитива». Если эту привычку довести до автоматизма, хорошее настроение по утрам гарантировано. На следующей сессии можно попросить участников, как они выполняют это задание и что открыли для себя.
Упражнение 2. «Я счастлив(а), когда…» Нужно продолжить эту фразу (причем – в положительном ключе).
10 минут. Создание позитивного настроя.
Упражнение 3. Позитивное восприятие себя и других. Ведущий зачитывает слова Макса Фрая: «Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям». Задание группе: каждый должен похвалить себя за что-то (перечень поводов для похвалы не ограничен). После того, как каждый участник похвалит себя, каждый участник группы добавляет «хвалу себе», произнося: «а по-моему вы еще и…» Это должна быть яркая и положительная характеристика по ощущению.
Это упражнение дается трудно. И занимает не менее часа.
Упражнение 4. За что я благодарен жизни. Каждый участник говорит о своей благодарности чему-либо в его жизни.
Упражнение 5. Говорим о сотрудничестве. Сотрудничество помогает людям сосуществовать. Что лучше – видеть вокруг мрачные, унылые лица, реагировать грубостью на неприятности или видеть людей в хорошем свете, ценить даже мимолетные отношения с людьми, поддерживать друг друга? Разумеется, мы выбираем второе. А как это у нас получится на практике? Попробуем сочинить предельно краткий рекламный слоган о каждом участнике группы.
Упражнение 6. Каждый участник группы говорит о том приятном впечатлении (событии), которое они получили (пережили) в этот день.
Упражнение 7. Учимся понимать друг друга. Участники группы ходят по комнате, каждый в своем произвольном ритме. Сигнал «Стоп». Они останавливаются перед тем, кто оказался ближе к нему. Нужно за очень короткое время вглядеться в человека (мимика, дыхание, выражение глаз, весь облик) и ощутить его эмоциональное состояние. Надо почувствовать и свое собственное состояние. Потом партнеры делятся впечатлениями (коротко).
Потом можно продолжить упражнение и попробовать себя с другим партнером.
Заключительные вопросы:
– удалось ли понять эмоциональное состояние партнера? И в какой мере это получилось?
– почему важно учиться понимать состояние другого человека?
15 минут.
Упражнение 8. О чем мне говорит твоя рука? (не менее 40 мин.)
Это не игра в хиромантию! Участник группы подходит к другому участнику, берет его за руку, рассматривает ее, держит в своей руке, а потом говорит то хорошее, что он ощутил – то есть, что рассказала рука партнера. Постепенно каждый участник оказывается сначала в роли тех, кому рассказывают о его руке, а потом и сам слушает, что говорит ему рука партнера.
Упражнение 9. По-моему, тебе нужно… Один из участников говорит остальным членам группы: «По-моему, тебе нужно понять, как ты красива». И т. п. Рекомендации только положительные, уважительные, подчеркивающие исключительно положительные черты партнера.
Упражнение выполняет каждый по очереди.
Около 30 минут.
Упражнение трудное.
Упражнение 10. Наши реакции. Выбираем форму общения с другими людьми.
Записываем на листе бумаги выражения:
– сколько еще можно тебя просить…
– ты что, оглох…
– когда ты поднимешь свой зад с дивана и сделаешь…
и т. п.
Вопрос: употребляли ли участники группы эти выражения? А по отношению к ним – употреблялись ли подобные фразы? Каково отношение к ним? Чем можно заменить эти фразы? Например:
– ты не мог (вы не могли бы) сделать то-то и то-то? Если не сейчас, то я еще напомню…
– наверное, ты меня не услышал…
– помоги мне, пожалуйста…
Список фраз может быть дополнен.
Около 30 минут.
Упражнение 11. Для закрепления нового позитивного опыта отвечаем на вопросы:
– Какие стороны – положительные или отрицательные – вы замечаете в людях, как только знакомитесь с ними?
– Кем считаете себя – пессимистом или оптимистом?
– Какое чувство вы хотели бы вызывать в других – уважение, страх, симпатию, агрессию, любопытство?
– Как вы реагируете на комплименты и положительные отзывы о себе?
– Сохраняете ли вы присутствие духа, если чувствуете, что вами недовольны окружающие?
– Насколько легко задеть вас словом?
И обобщая:
– Что вам мешает, что помогает?
Упражнение 12. Каждый участник начинает свое выступление словами: «Мне бы очень хотелось (стать, сделать, осуществить)»; «У меня это получится, потому что… (перечисление собственных качеств, которые могут способствовать осуществлению задуманного)». Другие участники дополняют: «А еще это получится, потому что вы…» – (достаточно привести одну положительную характеристику).
Упражнение 13. «Я особенный? Это хорошо!» Каждый участник группы рассказывает, в чем он чувствует свое отличие от остальных людей.
Это может быть все что угодно, вплоть до дня рождения, путешествий и т. п… Нужно перечислить как можно больше своих особенностей. Присутствующие дополняют.
Упражнение 14. В чем мой полет? Что я могу сделать, чтобы полететь?
На эти вопросы отвечает каждый участник.
Упражнения 12–14 помогают обнаружить собственные ресурсы.
Упражнение 15. Кто внутри? Участники садятся друг против друга. Смотрят друг другу в глаза. Один участник спрашивает другого: «Кто внутри?» Тот, кого спросили, отвечает спрашивающему, какого человека он видит внутри спрашивающего. Потом тот дополняет ответ, говоря о своих чувствах и ощущениях по поводу себя самого.
Это очень сильное упражнение. Инструкция участникам: выявляем положительные черты.
Упражнение 16. Как тебе удается?… (поднятие самооценки) Каждый участник обращается к другим (поочередно) с вопросом, который начинается со слов: «Как тебе удается… (так хорошо всегда выглядеть, так помогать другим, так красиво двигаться, быть такой доброй…)». Это надо принять и на это надо ответить.
Упражнение 17. История моей удачи. Каждый участник рассказывает о любой удаче своей жизни.
Упражнение 18. История моей победы. Рассказ о том, как хоть раз в жизни удавалось или удается что-то в себе (или в обстоятельствах) победить.
Упражнение 19. Мои возможные задачи (то, что можно осуществить легко) и мои должные задачи, и какое усилие придется приложить, чтобы осуществить должное.
Упражнение 20. У меня так много всего! Каждый участник говорит о том, чем – из того, что у него уже имеется, можно воспользоваться в дальнейшей жизни.
Цель упражнений 16–20: подготовка к преодолению, с опорой на имеющиеся внутренние ресурсы.
Упражнение 21. Портрет группы. Обсуждаем вопросы о том, как обстоят дела у участников, кто себя проявил в группе и как.
Даем только положительные характеристики.
Упражнение 22. Даем каждому участнику «красиво имя» (это может быть цветок, драгоценный камень – все, что угодно, в положительном ключе).
Упражнение 23. Участники берут лист ватмана и рисуют групповой портрет, обсуждая друг с другом, каким символом можно обозначить того или иного участник (и ведущего тоже). Это может быть все что угодно – зайчик, солнышко, высокая гора, космонавт, дерево. Обсуждение, кого и куда поместить. Фото получившейся картины.
Имажинации при использовании методов логотерапии
Имажинация как воплощение свободы человека
Итак, свобода, по Франклу, – это область духовного в человеке.
Процессы имажинации можно считать воплощением человеческой свободы духа.
* С помощью собственного воображения (имажинации) человек может самым естественным путем преодолевать пространство и время и, что очень важно, – проживать собственные возможности, которые он еще не воплощал в жизнь.
* Процесс имажинации может быть обращен в прошлое. И тогда это пространство воспоминаний. Анализируя воспоминания, можно менять свое отношение к ним: что-то осознавать, с чем-то смиряться, что-то принимать, от чего-то отказываться. Зачем это нужно, если прошлое все равно никак не вернуть и не превратить в настоящее?
* Ради будущего в процессе имажинации мы можем прожить несколько (неограниченное количество) воображаемых ситуаций. И свобода нашего выбора даст нам возможность воплотить в жизнь одну из них.
В процессе имажинации человек проживает свои желания, стремления, страхи, творческие способности. Имажинация, кроме того, дает возможность переселиться в души других людей, представить себе, что они чувствуют в той или иной ситуации, осознать, чем продиктован их выбор.
Имажинация может в буквальном смысле спасти жизнь человека, не дать ему сломаться в самых невыносимых условиях. Яркое свидетельство тому – факты биографии В. Франкла, изложенные им в книге «Сказать жизни «Да!». В тяжелые часы изнурительной и бессмысленной работы в концлагере он спасался тем, что с помощью воображения уносился далеко от тех мест, в которых царила смерть. Он представлял себе жену, ее безграничную любовь. Или большой светлый зал, в котором он, стоя за кафедрой, делает доклад многочисленным заинтересованным коллегам. Именно эти воображаемые картины давали ему силы жить дальше и делать свой выбор в пользу жизни. Или все тот же эпизод со смешными ситуациями, которые требовал вспоминать Франкл от своего друга в концлагере – они воображаемы, но давали и силы выдерживать невыносимое, и – надежду. Таким образом, внутренний мир человека (если он направлен на созидание) может защитить его от картин мира внешнего (в том случае, если мир внешний несет разрушение).
Имажинация, кроме того, успешно помогает человеку изменить собственные деструктивные установки, то есть преодолеть границы, установленные его собственным сознанием.
Виктор Франкл в своем сборнике статей, подводящем итоги его шестидесятилетнего труда, приводит слова своей ученицы профессора Элизабет Лукас: «Во всей истории психотерапии не было ни одной системы, которая была бы настолько свободна от догм, как логотерапия»47
Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus sechs Jahrzehnten. Beltz. 2010, с. 257.
[Закрыть]. Логотерапия – живая и развивающаяся система, со своими четко определенными методами и техниками, призванными помочь человеку в поисках смысла жизни, который уникален для каждого. Имажинации широко используются в дерефлексии, кроме того, бесспорен эффект имажинации при работе над сменами установок, при прорабатывании биографии, развернутой во времени, и др.
С помощью имажинаций можно:
– обнаружить природу страха, понять причины его возникновения и научиться сосуществовать с ним, извлекая из этого пользу для себя;
– имажинация подскажет, как проживать каждый день с радостью;
– она поможет понять, что такое подлинное достижение человека, можно ли избежать страдания и вины, как относиться к смерти;
– имажинации будут полезны в поисках ответа на вопросы, кто и каким образом может помешать человеку найти и осуществить смысл собственной жизни; что приносит человеку каждый этап его существования – от детства до старости; что можно изменить и бывает ли поздно что-то менять; как понимать завет Франкла: «Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить. Следуя этой фантазии, человек моментально осознает всю величину ответственности, которую он несет в каждый момент своей жизни»48
Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus sechs Jahrzehnten. Beltz. 2010, с. 143.
[Закрыть], и чему помогает такая фантазия о собственной биографии.
Методы логотерапии
1.1. СамотрансценденцияДуховная составляющая человеческой личности проявляется в способности к самотрансценденции и самодистанцированию.
Самотрансценденция – это трансценденция внутреннего мира человека, выход за границы своего «я». Понятие самотрансценденции, по Франклу, тесно связано с поиском наполненных смыслом целей и задач. Именно в той мере, в какой человек выходит за рамки своего «я», он осуществляет себя как личность – по отношению к творчеству, к любви, жизни в целом. Способность к самотрансценденции – источник целительной силы для человека. Пример. У молодой матери серьезно болен трехлетний ребенок. После его госпитализации она оставила работу и находилась с ним в больнице, охваченная чувствами тоски и безнадежности, с которыми у нее почти не оставалось сил бороться. В отделении она обратила внимание на одинокого малыша в возрасте ее сына. Ребенок целыми днями плакал и звал маму. Женщина стала уделять внимание не только своему сыну, но и этому чужому мальчику. Эта любовная забота о двух детях что-то изменила в ней. Она впервые почувствовала надежду и тихую радость.
Самотрансценденция усиливает сильные стороны и таланты человека, которые он направляет на службу другим. На самотрансценденции основана техника дерефлексии, о которой уже шла речь ранее.
1.2. СамодистанцированиеСвобода человека в ноэтическом плане связана с его способностью отойти на дистанцию от телесного и психического, в результате чего человек может воспринимать себя «рулевым своей психофизической лодки». Эту способность, благодаря которой создается пространство для внутренней свободы, Франкл назвал самодистанцированием. По Франклу, самодистанцирование – это духовная способность человека занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе. По Э. Лукас, самодистанцирование – это взгляд с далекой горной вершины на свой родной дом, который в этом случае станет виден в иной перспективе (более реальной), к тому же издалека можно лучше распознать реальное соотношение его размера и значения. Ведь тот, кто никогда не выйдет за пределы своей деревеньки, так и будет считать, что она и есть – целый мир.
Самодистанцирование и дает человеку возможность проявить упрямство духа, которое позволяет совершать то, что кажется невозможным. Наглядно иллюстрирует действие самодистанцирования рассуждение Франкла об его горных восхождениях: «Что меня привело к восхождениям? Говоря открыто – страх восхождений. Но я часто спрашиваю своих пациентов, которые ко мне обращаются со своими невротическими опасениями: должен ли человек с удовольствием принимать все и от себя самого? Не сможет ли он стать сильнее собственного страха? Разве не задал вопрос уже Нестрой в пьесе «Юдифь и Олоферн»: «Теперь я любопытствую, кто сильнее – я или я?» И точно так же я спрашивал самого себя, когда боялся перед восхождением: кто сильнее – я или тот трус во мне? Ведь я могу дать ему отпор. Ведь в человеке есть нечто, что я бы назвал «силой упрямства духа», противостоящее слабостям и опасениям души. В боевых видах спорта соперничество идет с конкурентами и противниками, тогда как единственным конкурентом и соперником альпиниста является он сам»49
Erben Karel Jaromir. Pohadky. Praha. Dobrovsky. 2014, с. 11–12.
[Закрыть].
В логотерапевтической практике помочь клиенту самодистанцироваться можно, предложив ему говорить о себе в 3-м лице: «Говорите о себе так, словно рассказываете о ком-то другом. Начните с того, что знаете одного человека (одну женщину), который…» Иногда этот способ позволяет увидеть себя и оценить свои поступки совсем с другой стороны, открыть в себе незнакомые черты.
На самодистанцировании основана техника парадоксальной интенции.
1.3. Модификация установокГлавным критерием профессиональной успешности прежде считался интеллектуальный потенциал личности. В настоящее время в качестве главного условия успеха лидируют установки человека по отношению к себе, к жизни, к миру. Интеллектуальный потенциал, безусловно, важен, но лидируют установки. Потому что иначе – никакой потенциал ни во что не воплотится!
Цитирую проф. Э. Лукас:
«Если клиент находится во власти гнева и чувства бессилия по отношению к своим родителям в период его детства или нынешнего руководителя на работе и т. п., нужно выделить определенное время на рассказ о душевных ранах, обманах и т. п. Только после этого обнаружится пространство для новых установок.
По Лукас, смена установок проходит четыре фазы:
1. Пробуждение и побуждение к самодистанцированию. Без самодистанцирования человек чувствует себя неразрывно связанным со своими симптомами и трудностями.
2. Изменение установок (переход от нездоровых к здоровым установкам).
«В ошибке прекрасно то, что человек не должен повторять ее дважды».
Эдисон
3. Ослабление симптома и закрепление новой стабильности.
4. Расширение ориентации на смысл через ощущения (сенсибилизацию) ради новых возможностей смысла.
Имажинации занимают главенствующее место при модификации установок.
1) Дорога по времени.
а) Эта техника позволяет клиенту, находящемуся в стрессовой ситуации, отступить от данного момента жизни и взглянуть на актуальную ситуацию из перспективы будущего. Клиент представляет себя стариком и с позиций опыта, мудрости, понимания оценивает смысл происходящего.
б) Другая форма дороги по времени подходит для тех, кто находится в состоянии принятия решения. Клиенту предлагается представить себя старым, мудрым и, протянув руку этому старому человеку, задать вопрос, который волнует в данный момент. Советы приходят. И это советы, которые придают сил: «Ты выберешь правильную дорогу. Ты сможешь».
в) В этом случае клиенту предлагается представить себе, что его ситуацию проживает его ребенок. Что бы он мог посоветовать ему? Совет ребенку – это совет любимому человеку, которому не посоветуешь то, что пойдет во вред.
2) Имажинация последствий.
Этот вид имажинации помогает справляться со страхом. В процессе имажинации последствий клиент может прийти к самодистанцированию и страх вытеснится улыбкой. Используются простые вопросы, как, например: «И что будет потом?» В процессе имажинации после многократных ответов на простой вопрос, ситуация предстает в истинном свете, страх уходит.
iknigi.net
ЛОГОТЕРАПИЯ В.ФРАНКЛА — ВОЛЯ К СМЫСЛУ (ПРАКТИКА)
ЦЕЛИ
Франкл выделяет следующие три категории психических болезней: ноогенные болезни (неврозы), психогенные болезни (неврозы) и соматогенные болезни (психозы). Экзистенциальный вакуум сам по себе не является неврозом. Однако цели лого-терапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзистенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза.
Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать клиентов на решение этих задач. Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также попытки разблокировать стремление клиентов к смыслу. Когда стремление к смыслу у клиентов будет разблокировано, они с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через ценности творчества, переживания и отношения. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответственность за поиски смысла жизни. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только одна из стадий процесса консультирования.
Консультанты прежде всего стремятся помочь клиентам преобразовать имеющийся у них бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать возможность сформироваться бессознательной привычке. Франкл (Frankl, 1975a) подчеркивает, что если религиозные консультанты могут привносить религию в консультирование, то логотерапевтические консультанты должны воздерживаться от постановки религиозных целей.
Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» лоиска и обнаружения смысла. Кроме того, когда клиенты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность любых имеющихся у них симптомов, относящихся к массовой невротической триаде (депрессии, наркоманиии, агрессии), обычно уменьшается, данные симптомы могут даже полностью исчезнуть.
Психогенные неврозы включают в себя обсессивные мании и фобии. При наличии у клиентов таких неврозов главная задача консультанта — помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперинтенции, или к чрезмерному усердию. В основе психогенных неврозов также могут лежать сексуальные проблемы и расстройства сна, в таких случаях консультант должен стремиться помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперрефлексии или к чрезмерно высокому самоосознанию.
При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией, которая позволит провести коррекцию соматических нарушений. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоровой частью индивидуальности, и часто целью консультантов является помощь клиентам в их поисках смысла в страдании.
Более широкая цель логотерапии Франкла — регуманизация психиатрии. Психиатры и консультанты не должны рассматривать сознание как некий механизм, а лечение психической болезни не должны оценивать только с учетом технических аспектов. В границах ближайшей окружающей среды и своих дарований люди, в конечном счете, являются самодетерминирующимися. В концентрационных лагерях одни заключенные предпочитали вести себя подобно свиньям, а другие — подобно святым.
ЛОГОТЕРАПИЯ КЛИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Как логотерапевт обращается с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума? Хотя в своих работах Франкл не перечисляет систематически используемые им методы, ниже приводятся некоторые рекомендации, извлеченные из его трудов.
ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Франкл (Frankl, 1988) отмечает, что консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я — ты» отношений. Франкл также подчеркивает, что логотерапия не может стать слишком индивидуализированной. Таким образом, хотя логотерапевт по своей сути является воспитателем ответственности, он обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы отношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента. Франкл ценит гуманных людей и заинтересован в регуманизации психиатрии. Работа Франкла демонстрирует присущие ему способность к состраданию и мудрость. Предлагая клиентам гуманные отношения, логотерапевты создают благоприятные условия для оказания им эффективной помощи в поисках собственного смысла.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального вакуума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скрытым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощущают внутреннюю пустоту. Клиенты успешно работают с проблемами, связанными со смыслом, хотя ноогенные неврозы составляют «лишь около 20% случаев неврозов, приходящихся на долю наших клиник и офисов» (Frankl, 1988, р. 68). Часто Франкл успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние — скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.
УГЛУБЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ
Ниже описываются методы, которые Франкл применял с целью углубления экзистенциального осознания конечности жизни и важности взятия на себя ответственности за нее.
ОБЪЯСНЕНИЕ. Клиентам следует объяснять, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАКСИМ (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения). Одна из главных максим Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь» (Frankl, 1955, р. 75).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ. Клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение — пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит крайний срок.
ФОКУСИРОВАНИЕ НА ПОИСКАХ СМЫСЛА
Франкл подчеркивает, что вопрос о смысле — это индивидуальный вопрос. Логотерапевты должны и индивидуализировать свои методы работы, и импровизировать. Логотерапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Франкл (Frankl, 1963) проводит аналогию с офтальмологом, который дает людям возможность видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Точно так же задачей логотерапевтического консультанта является расширение полей зрения клиентов таким образом, чтобы весь спектр жизненных смыслов и ценностей оказался видимым для них.
Ниже приведены некоторые методы, с помощью которых Франкл фокусирует внимание клиентов на проблемах, связанных со смыслом.
ОКАЗАНИЕ КЛИЕНТАМ ПОМОЩИ В ОСОЗНАНИИ ИМИ ВАЖНОСТИ ВЗЯТИЯ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАХОЖДЕНИЕ СМЫСЛА.
Франкл считает своей задачей оказание помощи клиентам в достижении ими высочайшей из возможных «активаций» их жизни. Он делится своими представлениями, согласно которым человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет смысл. Клиенты должны усвоить, что они всегда ответственны за нахождение смысла в любой ситуации, сложившейся в их уникальной жизни. Логотерапия учит клиентов рассматривать свою жизнь как некое предопределение. Религиозные логотерапевты, работающие с религиозными клиентами, могут продвинуться на одну ступень дальше — такие консультанты могут помочь клиентам осознать, что они не только ответственны за выполнение своих жизненных задач, но также ответственны перед тем, кто ставит задачи.
ОКАЗАНИЕ КЛИЕНТАМ ПОМОЩИ В ВЫСЛУШИВАНИИ ИМИ ГОЛОСА СВОЕГО СОЗНАНИЯ.
Франкл часто повторяет, что смысл должен быть найден и не может быть дан. Клиенты руководствуются в поисках смысла голосом своего сознания. Клиенту необходимо бдительное сознание, если он должен «выслушивать десять тысяч различных требований и заповедей, скрытых в десяти тысячах ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, и повиноваться этим требованиям» (Frankl, 1975a, р. 120). Хотя консультанты не могут давать клиентам смысл, они могут приводить экзистенциальные примеры своих личных неустанных поисков смысла.
ПОСТАНОВКА ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ. Консультанты могут спрашивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ИСТОЧНИКОВ СМЫСЛА. Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобретать более широкое представление об источниках смысла. Франкл (Frankl, 1955) цитирует клиентку, которая заявляла, что ее жизнь была бессмысленна и что ей станет лучше только в том случае, если она найдет работу, которая сможет удовлетворить ее запросы, например работу, связанную с лечением больных людей. Франкл помог этой клиентке увидеть, что не только работа, которую она выполняла, но и соответствующее отношение к своей работе могли бы дать ей уникальную возможность для реализации потенциальных возможностей. Кроме того, в личной жизни, не связанной с работой, она могла бы найти смысл в роли жены и матери.
ВЫЯВЛЕНИЕ СМЫСЛА ЧЕРЕЗ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. Франкл (Frankl, 1988) приводит следующий пример. Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.
ВЫЯВЛЕНИЕ СМЫСЛА ЧЕРЕЗ ЛОГОДРАМУ.
Франкл (Frankl, 1963) приводит пример выявления смысла через «логодраму» в группе консультирования. Женщина, помещенная в его клинику после попытки самоубийства, потеряла младшего сына, который умер в возрасте 11 лет, и осталась одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другого члена группы, женщину, вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на прожитую жизнь, в которой не было детей, но было много финансовых успехов и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. Отвечая, клиентка поняла, что ее жизнь была наполнена смыслом, потому что она сделала жизнь своего искалеченного сына более полной и легкой.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СМЫСЛА.
Франкл приводит следующий пример. Пожилой доктор, находящийся в состоянии жестокой депрессии, не мог в течение двух лет справиться с горем после смерти любимой жены. Прежде всего Франкл спросил клиента, что случилось бы, если бы сначала умер он сам. Доктор ответил, что, оставшись одна, жена ужасно страдала бы. После чего Франкл сказал: «Вы видите, доктор, от такого страдания она была избавлена, и это вы ее от него избавили; но теперь вы должны платить за это, пережив жену и оплакивая ее» (Frankl, 1963, 178-179).
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ.
Логотерапевты могут работать со сновидениями клиентов, чтобы извлечь духовные явления на уровень сознания. Франкл (Frankl, 1975) приводит следующий пример. Женщине приснилось, что вместе с грязным бельем она взяла в прачечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. У этой женщины возникли следующие свободные ассоциации: «кот» был символом «ребенка», а «грязным бельем» была «грязь» сплетен, окружавшая личную жизнь дочери и ее любовный роман, к которому мать относилась очень критически. Франкл увидел в этом сновидении предупреждение матери, призыв к женщине перестать мучить дочь, ведь иначе она может ее потерять. Религиозные логотерапевты могут также анализировать сновидения с целью перевода религиозного бессознательного в сознательное. Франкл полагает, что многие люди скрывают и подавляют свою религиозность из-за того, что «подлинной религиозности свойственна интимность» (Frankl, 1975a, р. 48).
ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПСИХОГЕННОМ НЕВРОЗЕ
Парадоксальная интенция и дерефлексия — два основных логотерапевтических» метода, которые применяются при психогенных неврозах (Frankl, 1955, 1975b). В основе обеих методик лежит обращение к таким важным человеческим качествам, как самотрансценденция и самоотстранение.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ
Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройствами. При фобиях парадоксальная интенция применяется с целью уменьшения выраженности преждевременной тревоги, которая является реакцией клиентов на события и отражает страх повторения этих событий. Эти тревожные ожидания вызывают чрезмерное внимание, или гиперинтенцию, которая мешает клиентам осуществлять то, что было задумано ими ранее. Короче говоря, преждевременная тревога вызывает именно то, чего опасаются клиенты.
Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают намеренно сделать именно то, чего они боятся. Их опасения заменяются парадоксальными желаниями, в результате чего «у парусов фобии отнимается ветер» (Frankl, 1955, р. 208). Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение отстраненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.
Франкл приводит много примеров парадоксальной интенции. Так, один молодой врач боялся, что у него начнется усиленное потоотделение при встрече с людьми. Всякий раз, встречая кого-либо, кто ранее вызывал у него преждевременную тревогу, этот клиент говорил себе: «Я раньше выделял только литр пота, но теперь я собираюсь выделить, по крайней мере, десять литров!» (Frankl, 1955, р. 139). После всего лищь одного сеанса парадоксальной интенции молодой человек освободился от фобии, которая беспокоила его в течение четырех лет. Рассмотрим другой пример. Одна студентка-медик так сильно боялась дрожи, что начинала дрожать, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. Девушка разрешила эту проблему, используя методику парадоксальной интенции. Всякий раз, когда преподаватель входил в помещение, она говорила себе: «О, вот и преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка» — я действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!» (Frankl, 1955, р. 140). Но, всякий раз, когда она старалась это сделать, дрожь прекращалась. Хотя обсессивно-компульсивные невротики также проявляют страх, их страх — это в большей степени боязнь самих себя, чем «боязнь страха». Они боятся потенциальных эффектов своих странных мыслей. Но чем больше эти клиенты борются со своими мыслями, тем выраженнее становятся симптомы невроза. Если консультантам, применяющим парадоксальную интенцию, удается помочь клиентам прекратить борьбу, которую те ведут со своими навязчивыми идеями и маниями, выраженность имеющихся у клиентов симптомов вскоре уменьшается и эти симптомы могут даже окончательно исчезнуть.
Франкл приводит следующий пример применения парадоксальной интенции при обсессивно-компульсивном неврозе. Одна замужняя женщина в течение 14 лет страдала от мании подсчета и мании проверки, в порядке ли ее кухонные ящики и надежно ли они заперты (Frankl, 1955, р. 143). Доктор показал клиентке, как надо заниматься парадоксальной интенцией. Он показал женщине, как ей следует небрежно бросать вещи в кухонный стол и при этом говорить себе: «Эти ящики должны быть как можно более грязными!» Через два дня у клиентки исчезла мания подсчета, а через четыре дня она перестала ощущать потребность постоянно проверять содержимое своего кухонного стола. Состояние женщины постепенно нормализовалось, и всякий раз, когда время от времени у нее вновь появлялись какие-либо обсессивно-компульсивные идеи, она была в состоянии игнорировать их или превращать в шутку.
ДЕРЕФЛЕКСИЯ
Подобно тому, как с помощью парадоксальной интенции можно противодействовать гиперинтенции, с помощью дерефлексии можно противодействовать гиперрефлексии, или чрезмерному вниманию. Франкл (Frankl, 1988) считает развитие компульсивной тенденции к самонаблюдению одной из наиболее серьезных проблем, существующих в Соединенных Штатах. Цель применения парадоксальной интенции — помогать клиентам высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии — помогать клиентам игнорировать эти симптомы.
Сексуальные неврозы, такие как фригидность и импотенция, являются одной из областей применения дерефлексии. Клиентов следует перерефлексировать (переориентировать) от их тревоги на решение доступной для них задачи. Франкл (Frankl, 1963) приводит следующий пример. Одна молодая женщина жаловалась на свою фригидность. В детстве над ней совершил сексуальное насилие отец. Однако этот случай сам по себе не был причиной ее фригидности. Женщина читала популярную психоаналитическую литературу и все время боялась, что ее травмирующие переживания сексуального насилия создадут сексуальные трудности. Оргазм, в результате чрезмерного стремления женщины доказать свою женственность и чрезмерного внимания к себе, перестал быть непроизвольным проявлением преданности партнеру. Когда внимание женщины было отвлечено (дерефлексировано) от самой себя и перефокусировано на партнера, она испытала непроизвольные оргазмы. Рассмотрим другой пример дерефлексии. Одна женщина стала очень худой, так как она с маниакальным вниманием следила за своим глотанием и боялась, что пища отправится по неправильному пути. Клиентка была дерефлексирована формулой: «Я не должна наблюдать за своим глотанием, потому что на самом деле я не дол*жна глотать, ибо фактически я не глотаю, а скорее оно глотается» (Frankl, 1955, р. 235). В итоге клиентка научилась доверять автоматически регулируемому функционированию своего организма.
МЕДИЦИНСКАЯ ОПЕКА ПРИ СОМАТОГЕННЫХ ПСИХОЗАХ
Франкл (Frankl 1988) использует термин «медицинская опека» при описании работы логотерапевтического консультанта с клиентами, имеющими какое-либо соматическое заболевание, когда источник соматической патологии не может быть устранен. Франкл считает, что медицинские работники должны приносить успокоение и утешение больным. Медицинскую опеку не следует путать с пасторским служением. Как правило, логотерапевтическое лечение при наличии у клиентов эндогенных депрессий и психозов подразумевает работу с той частью их личности, которая не захвачена болезнью. Цель логотерапии — помочь клиентам найти смысл в позиции, которую они занимают относительно своего страдания. Некоторая степень свободы имеется даже у людей с психозами, психоз не затрагивает самого глубокого внутреннего ядра. Больных людей чрезвычайно деморализует уверенность в том, что их страдание бессмысленно.
Рассмотрим пример медицинской опеки при наличии у клиента соматического заболевания.
Семнадцатилетнего юношу-еврея, шизофреника, поместили в психиатрическую больницу в Израиле на 2,5 года, так как симптомы заболевания были у него очень сильно выражены. Юноша начал сомневаться в своей вере в Бога и стал обвинять Бога в том, что тот сделал его не похожим на других людей. Франкл намекнул больному, что, возможно, Бог хотел поставить перед ним задачу в течение определенного периода жизни вынести уединение. Молодой человек сказал, что именно поэтому он все еще верит в Бога и что, может быть, Бог хочет, чтобы он выздоровел. На это Франкл ответил, что Богу нужно не только его выздоровление, но и повышение его духовного уровня. Впоследствии юноше стало гораздо лучше, и Франкл уверен, что он помог этому клиенту найти смысл «не только несмотря на, но и благодаря психозу» (Frankl 1988, р. 131).»
/Р.Нельсон-Джоунс: «Теория и практика консультирования»./
complementar-psychotherapy.mirtesen.ru
Логотерапия Виктора Франкла | Блог 4brain
Среди множества существующих сегодня направлений психотерапии есть особое направление, которые было разработано относительно недавно – в середине XX века. Да, оно, как и все остальные психотерапевтические методики, предполагает лечебное воздействие на организм человека и его психику, однако основано на поиске и анализе смыслов его жизни. И как сайт по саморазвитию мы просто не могли позволить себе не рассказать об этом интереснейшем направлении под названием «логотерапия».
Что такое логотерапия?
Если говорить более научным языком, под термином «логотерапия» подразумевается вид психотерапии, основанный на психолого-антропологической модели, которая была разработана австрийским психиатром, психологом и неврологом Виктором Франклом.
Слово «логос» греческого происхождения интерпретируется в представленном контексте как «смысл». Если же говорить о других столь же верных переводах слова «логос», таких как «рациональный порядок» и «слово», то они для трактовки основных положений логотерапии вряд ли подойдут, ведь задачей логотерапевтов является не убеждение своих клиентов в чём-либо посредством рациональных доводов, а помощь в определении глубинного, особенного и индивидуального смысла.
Коротко о происхождении логотерапии
История логотерапевтического подхода своими корнями восходит к 30-м годам минувшего столетия. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их, беря за основу индивидуальную психологию Альфреда Адлера и психоанализ Зигмунда Фрейда.
В настоящее время логотерапия, которую нередко называют «третьей венской психотерапевтической школой», является эмпирически обоснованным и признанным на международном уровне психотерапевтическим подходом.
Основы логотерапии
Основная мотивационная сила человека, согласно логотерапии, заключается в его стремлении к смыслу. По мнению Виктора Франкла, люди в любых ситуациях и состояниях стремятся к смыслу и стараются обосновать своё существование, соотнося его с окружающими людьми и миром вообще.
Франклом была представлена трёхмерная модель личности, которая содержала два измерения в горизонтальной плоскости (психическое и физическое) и одно – в вертикальной (ноэтическое или духовное). Все три этих измерения составляют одно неделимое целое.
Духовное является в человеке тем, чем он отличается от животных. Особенности развития духовного измерения противопоставляются гомеостатическим процессам, в результате чего создаётся напряжение между тем, что уже достигнуто, и тем, что только нужно реализовать – это то напряжение, которое поддерживает стремление человека воплощать ценности и осуществлять смысл.
Франкл указывал на то, что психическое здоровье может быть только тогда, когда есть определённое напряжение между человеком и внешним смыслом, который он должен реализовать. Являться человеком – это значит, по своей сути, являться открытым для чего-то извне, для чего-то, что отличается от человека, существующего самостоятельно. Помимо этого, человек является свободным, ответственным и духовным существом. И к сфере духовного здесь относится смысл, свобода выбора, интуиция, креативность, вдохновение, идеалы, совесть, ответственность, идеи и юмор.
В доказательство всему этому Виктор Франкл приводил результаты своих исследований.
Основания логотерапии
У Виктора Франкла было своё профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к его болезни или её симптомам. В своём труде «Человек в поисках смысла» учёный представляет своё кредо посредством примера работы с душевнобольными людьми.
Так, он говорил, что ни одно из мыслимых обстоятельств не может так ограничить личность, чтобы она была на все 100% лишена свободы. Исходя из этого, у человека остаётся даже небольшая часть свободы, независимо от ограничений, создаваемых неврозами или психозами. Даже самый тяжёлый психоз не способен затронуть сокровенную сердцевину личности.
Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим», и он всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью нутра клиента, которое «не поражено болезнью», и будет стараться помочь ему прийти к осознанию своих возможностей и ресурсов.
Основу же логотерапевтического подхода составляют три философско-психологических компонента:
- Свобода воли
- Воля к смыслу
- Смысл жизни
Что под этим понимается:
Свобода воли
Логотерапия говорит о том, что человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и способность занимать какую-либо позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Свободу здесь стоит понимать как пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в пределах конкретных возможностей.
Свобода исходит их сферы духовности, преобладающей над телесным и психическим. Будучи духовными существами, люди не только реагируют на стимулы, но имеют также определённую независимость, а значит, и возможность строить свою жизнь.
Свобода воли имеет большое значение в психотерапии и предоставляет возможность людям действовать автономно, даже если их беспокоят духовные или телесные заболевания. Благодаря этому ресурсу люди могут справляться с симптомами недугов и вновь обретать способность к самоопределению и контроль над жизнью.
Воля к смыслу
Человек не просто свободен, но свободен для достижения конкретных целей. Стремление к смыслу является первичной мотивирующей силой. Если человек не имеет возможности реализовать свои смыслы, его будет беспокоить ощущение пустоты и бессмысленности. Также его могут начать беспокоить депрессия, зависимость, агрессия, психосоматические недуги и расстройства невротического характера.
При помощи логотерапии люди могут понять и нейтрализовать факторы, которые мешают им преследовать осмысленные цели в своей жизни. Логотерапия развивает у людей чуткость, позволяющую воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что её не следует использовать как средство для определения целей. Логотерапевт выступает в процессе логотерапии лишь как сопровождающий клиента, который помогает ему реализовать возможности смысла, которые последний должен обнаружить самостоятельно.
Смысл жизни
Основной логотерапии является идея, по которой смысл – это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задачей человека является создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности, а также через распознавание и реализацию смысла всех происходящих событий.
Особое внимание также нужно уделить тому, что потенциал смысла, который по своей природе объективен, относится к конкретным ситуациям и людям, и, следовательно, находится в процессе постоянной трансформации.
Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни максимально возможный смысл.
Логотерапия на практике
На сегодняшний день логотерапия практикуется специалистами и как отдельный метод, и в комплексе с другими методиками, а применяется и в индивидуальной и в групповой работе. Помимо области психотерапии, к логотерапии части прибегают и в педагогике.
Эффективность логотерапии была доказана в предупреждении кризисов, нейтрализации кризисов и посткризисной работе; она оказалась очень действенной в профилактике депрессий, агрессии и суицидального поведения, а также в устранении неврозов. Особенно результативной оказалась она в работе с психиатрическими больными и заключёнными.
Подводя итог, можно сказать, что логотерапия, разработанная Виктором Франклом, является предельно действенным методом психотерапевтической помощи людям, испытывающим затруднения, связанные с поиском смысла жизни и расстановкой приоритетов. Однако мы искренне надеемся на то, что никому из наших читателей не потребуется помощь логотерапевтов.
НАСЧЁТ СМЫСЛА ЖИЗНИ: Смысл жизни должен быть у каждого человека, но если его нет или же очертания его размыты, это ещё не говорит о том, что пора обращаться к помощи специалиста. Возможно, нужно просто немного пораскинуть мозгами и получше разобраться в себе. И чтобы это сделать, мы предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию, который расскажет вам о вас же самих очень много интересного. Впрочем, пройти курс мы рекомендуем каждому нашему читателю, независимо от наличия или отсутствия смысла жизни, ведь, согласитесь, самопознание – это всегда к лучшему.
Так что идите навстречу к лучшему – вот сюда, а мы желаем вам успехов и смысла абсолютно во всём!
4brain.ru
техники логотерапии. Психотерапия. Учебное пособие
Проведение терапии: техники логотерапии
Логотерапия делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения между двумя людьми есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника. Терапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но он также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам.
В связи с концентрацией на экзистенциальных, духовных или философских проблемах в логотерапии много времени уделяется их обсуждению. Однако этот метод нельзя считать интеллектуальным или строго рациональным. Логотерапия в равной мере далека от того, чтобы быть как процессом «логических» рассуждений, так и обыкновенной нравственной проповедью. Прежде всего, терапевт, в том числе логотерапевт, не является наставником. Затрагивание экзистенциальных или духовных вопросов чревато сложными проблемами, поскольку у терапевта возникает необходимость занять определенную позицию в отношении ценностей. Логотерапевту следует остерегаться навязывать свою философию пациенту. Не должен иметь места перенос (или, скорее, контрперенос) личной философии, личных представлений о ценностях на пациента. Основанием тому служит концепция ответственности пациента за самого себя. Логотерапевт лишь подводит пациента к переживанию этой ответственности, не сообщая перед кем или чем (совестью, обществом, Богом или другой высшей силой) и за что (за реализацию ценностей, личных задач, за конкретный смысл жизни) пациент ответственен.
Две логотерапевтические техники – парадоксальная интенция и дерефлексия – специально разработаны для работы с состояниями тревоги, с обсессивно-компульсивными и сексуальными неврозами.
В случаях антиципаторной тревоги, обсессивно-компульсивных и фобических состояний весьма полезной оказывается техника парадоксальной интенции. Эта техника, впервые описанная В. Франклом в 1939 г., поощряет пациента делать то, что вызывает у него страх. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством пациент перестает сопротивляться навязчивым мыслям и действиям, а страдающий фобией прекращает бороться со страхами, разрывая тем самым порочный круг антиципаторной тревоги. Это полностью меняет отношение пациента к ситуации. Кроме того, все это делается в максимально шутливой форме. Изменение отношения к симптому позволяет пациенту дистанцироваться от него, отстраниться от своего невроза. Если удается успешно подвести пациента к тому, чтобы он перестал бороться или избегать своих симптомов, а, наоборот, стал бы их преувеличивать, можно наблюдать, как симптомы постепенно ослабевают и пациент более не находится под их властью.
Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера, что устраняет требования к выполнению действия. Такое игнорирование (дерефлексия) достижимо лишь в той степени, в какой сознание пациента направлено на позитивные аспекты. Пациенту необходимо переключение с антиципаторной тревоги на что-либо иное. Благодаря дерефлексии пациент способен игнорировать свой невроз, фокусируя внимание вовне. Он нацеливается на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые апеллируют к его личным возможностям.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Логотерапия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века.
Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни[1]. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству[2], самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.
Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.
В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.
С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым челове
ru.wikipedia.org
Социально-психологический проект — «Кузница Лидеров».: Логотерапия
Логотерапия — теория и практика психотерапии, разработанная Виктором Франклом.
Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни. Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им Смысл жизни.
Виктор Эмиль Франкл ( Viktor Emil Frankl; 1905 — 1997) австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.
Виктор родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. освоил медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отошел от их воззрений.
В 1924 г. Франкл стал президентом школы «Sozialistische Mittelschüler Österreich». Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стали свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения.
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру. Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от SS. Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача «подпольной» службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.
27 апреля 1945 г. Франкл был освобожден американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, впоследствии эмигрировавшая в Австралию. После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни – «ДА!». Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту вплоть до 1971 г. В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 20 языков мира. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней…
Рано или поздно, на определенном отрезке своей жизни, каждый человек задается самым главным вопросом мироздания – В чем мой смысл жизни? Какое у меня предназначение? Подобные вопросительные мысли могут появиться не только после определенной травмирующей ситуации, но и на важных, с точки зрения становления личности, отрезках возрастного периода. Тридцать, сорок, пятьдесят лет. На каждом этапе происходит сверка актуальности прежнего смысла, с текущей реальностью. Представьте, что произойдет, если капитан корабля, посреди открытого океана, вдруг неожиданно потеряет карту. Изначальное направление (выбранный курс) может привести в никуда, в совершенно непредсказуемые и нежелательные края. «Куда направляться дальше?» — наедине с самим собой, будет ломать голову наш капитан, стараясь оставаться спокойным и не вызвать панику среди экипажа. Внешне он будет казаться прежним, уверенным в себе, уравновешенным и целеустремленным капитаном, пока однажды не произойдет психологический, травмирующий «перелом»… Что делать, спросите вы? Как найти заново координаты?
Два основных положения логотерапии:
Человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни. Смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно
Франкл рассматривал поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки, он делил на способствующие развитию, разрушающие (самодеструктивные) и безразличные.
Человек несет ответственность за свои поступки! В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности.
По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести, закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются психологические трудности. Так же, смысл жизни существует в любые моменты жизни, даже трагические.
Пользуясь данным психологических направлением, психолог-консультант должен помочь найти клиенту его собственный смысл жизни и осознать этот смысл, особенно в травмирующих ситуациях (гибель родных, в военных событиях, тяжелых травмах). Смысл жизни нужно искать в творчестве, в эмоциях, смирении…
Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, концепция Франкла предлагает следующие техники:
Методика дерефлексии. Она заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу нужно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию. Пример — главный персонаж Джека Лондона, Мартин Иден. При достижении заветной цели, он потерял дальнейший интерес к окружению. Чрезмерный мыслительный процесс (рефлексия) всегда вредит вашему психологическому здоровью.Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). Заключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избегать. Вдохновлять клиента на это поможет использование юмора, т.к. юмор Фракнл считал формой свободы. Так если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находится там длительное время. Как учит Радислав Гандопас, на своих тренингах по публичному выступлению, — «Следует идти навстречу страху». В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал.
Сократический диалог. Словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов (НЛПеры это называют мета-моделью) подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы следует подбирать, таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.
Персональное осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что его жизнь без него, теряет всяческий смысл.
На наших тренингах, в расширенном курсе, мы применяем все эти технологии, позволяющие каждому человеку, каждому лидеру своей жизни, найти свой ответ на вопрос о «смысле жизни». Осознавая координаты, клиент отсекает лишние мысли, душевные волнения, у него пропадает чувство неопределенности, благодаря чему, он сосредотачивается на своей цели, к которой стремительно движется без преград…
В завершении, мы бы хотели порекомендовать к прочтению ту самую книгу, в которой Виктор Франкл впервые рассказал всему миру, о психотерапевтическом направлении – Логотерапии.
«Сказать жизни – «ДА!». Психолог в концлагере»О чем произведение
Эта удивительная книга сделала ее автора одним из величайших духовных учителей
человечества в XX веке. В ней философ и психолог Виктор Франкл, прошедший
нацистские лагеря смерти, открыл миллионам людей всего мира путь постижения
смысла жизни. В страшных, убийственных условиях концлагерей он показал
необычайную силу человеческого духа. Дух упрям, вопреки слабости тела и разладу
души. Человеку есть ради чего жить!
Почему книга достойна прочтения
Книга разошлась миллионными тиражами в десятках стран, крупнейшие философы
считали ее одним из величайших произведений человечества, а миллионам простых
людей она помогла изменить свою жизнь. По опросу Национальной библиотеки
конгресса США, книга вошла в десятку произведений, которые больше всего
повлияли на жизнь людей во всем мире.
Для кого эта книга
Для тех, кто исследует себя и свой внутренний мир. Кто знает смысл, и кто его утерял. Для тех, у кого всё в порядке, и для тех, кто устал от жизни. Эта великая книга научит способности обрести смысл в любой ситуации.
(С) Ссылка для публикаций — http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post.html
www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai