Соотношение понятий сознание и психика – Психика и сознание

Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».

Подпсихикойпонимают свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.

Сознание –высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

возникновение и развитие психики в животном мире;

возникновение и развитие человеческого сознания;

развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Живая материя обладает такой способностью как раздражимость.

Раздражимость – это способность реагировать, отвечать на воздействия среды, изменять физиологическое состояние (на уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий.

Отражение на психическом уровне, по гипотезе А. Леонтьева, характеризуется появлением у живых организмов чувствительности. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Чувствительность – это способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

А. Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:

1. На стадии

элементарной чувствительности живые организмы реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

2. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.

Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлении связана с появлением и развитием нервной системы.

В пределах каждой стадии могут быть лишь различные уровни: низший, высший, наивысший.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способыих приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения живых организмов.

К врожденным формам поведения относятся инстинкты.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, основанные на безусловных рефлексах, при помощи которых животные удовлетворяют свои биологические потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называют навыками.

Навыки животных. Животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежитсистема условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях жизни,так и путем специального обучения, дрессировки.

Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Навык есть условный рефлекс.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.

    Философия Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?

    Количество просмотров публикации Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? — 1614

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи:Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?
    Рубрика (тематическая категория)Философия


    Психика (от греч. psychikos — душевный) — совокупность процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, па­мяти и т. д.), определяющая специфику жизнедеятельности животных и человека и основанная на активном отражении и выражении свойств действительности (внешней и внутренней), в соответствии с потребностями носителя психики — данного живого существа. Пси­хика — предмет психологии.

    Душа — в самом широком значении — есть особого рода образование, предопределяющее целостность и жизненность ка­кого-либо организма. В древности душа нередко отождествля­ется с дыханием (слова ʼʼдушаʼʼ, ʼʼдыханиеʼʼ, ʼʼдухʼʼ в русском языке и во многих других принадлежат единому корневому гнезду). Одушевленными считаются не только люди и живот­ные. Так, Аристотель полагает, что душа есть и у растений, со­гласно Платону, существует мировая душа. С развитием лично­стного начала, чему способствует утверждение христианского персонализма, особо ценной представляется человеческая душа — средоточие личности. В наши дни распространено по­нимание души как внутреннего мира человека, что близко к тому, что в психологии называется человеческой психикой. Только идея души многозначна, несет в себе, помимо научно­го, богатое общекультурное содержание, включая мифорелигиозное, философское, художественно-эстетическое, нравствен­ное, житейское.

    Сознание в современной отечественной философии чаще всего трактуется как высшая, включающая в себя компонент идеального, форма психической деятельности, присущая лишь собственно человеческому способу жизни. Широкое признание получило определение А. Г. Спиркина˸ ʼʼСознание — это вы­сшая, свойственная только человеку и связанная с речью фун­кция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целе­направленном отражении и конструктивно-творческом преоб­разовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разум­ном регулировании и самоконтролировании поведения челове­каʼʼ. Сознание коммуникативно, диалогично, что выражается в самом строении слова˸ сознание. Важнейшая составная со­знания — самосознание, культурно формируемое в общении и предметной деятельности. Суть самосознания — в осознании и оценивании субъектом самого себя, своего внутреннего мира и поведения. Наиболее значимо для развития (совершенствова­ния) личности нравственное самосознание, совесть (в некото­рых языках одно и то же слово служит для обозначения созна­ния и совести). Различаются сознание в широком и узком смысле слова, а также личное (индивидуальное) и общественное сознание. К сознанию в узком смысле причисляются осознаваемые психические процессы, то есть такие, при которых человек отдает себе отчет в совершаемых им внутрипсихических и внешних действиях, оценивает их, проводит разграни­чение между собой и миром, локализует себя в пространстве и времени, в отношениях с другими людьми и т. п. Под созна­нием в широком смысле подразумевается вся человеческая психика, в т.ч. и бессознательное в ней. Это объясняет­ся ведущей ролью осознаваемых процессов в психической деятельности человека. Содержание бессознательного может стать предметом осознания, а значительную часть бессознательного ‘ составляет то, что прежде протекало на уровне осознания. Так, открытия, бессознательно совершаемые с помощью творческой интуиции, как правило, подготовлены целенаправленным ос­мыслением задачи и способов её выполнения. Психологами изучен феномен ʼʼвторичных автоматизмовʼʼ, т. е. действий (двигательных, интеллектуальных, речевых и проч.), сформиро­ванных осознанно, а потом осуществляемых без участия созна­ния в узком смысле, но осознаваемых в случаях затруднений. Например, вы, читая эту книгу, выполняете безотчетно весьма сложные операции˸ пробегаете глазами строчки слева направо, переворачиваете страницу, складываете буквы в слова, слова в предложения и фразы, схватываете, запоминаете и комбини­руете их смыслы и т. д. Когда-то для освоения этих действий вам необходимо было руководство со стороны старших и самоконтроль

    .Рассматривая в общих чертах, что такое сознание, мы приходим к выводу, что ближе всего к идеям человеческой психики и души стоит понятие личного сознания в широком смысле. Специфика последнего понятия определяется ᴇᴦο со­отнесенностью с общественным сознанием, самосознанием и с сознанием в узком смысле.


    Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?» 2015, 2017-2018.

referatwork.ru

Психика, мышление, сознание

ПСИХИКА, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ

В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление — общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света, «от того, что никогда не заходит»

Декарт за исходный пункт построения достоверного здания науки принимает сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнение — достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика — это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм — сознание первично. Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними — нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие — сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь — Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями — прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн — отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж — это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения — отпечатки , следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика — это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Бессознательное как психический феномен.

Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б (гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

mirznanii.com

Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?

1. Психика (от греч. —душевный) — совокупность процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, памяти и т. д.), определяющая специфику жизнедеятельности животных] и человека и основанная на активном отражении и выражении свойств действительности (внешней И внутренней), в соответствии с потребностями носителя психики — данного живого существа. Психика — предмет психологии.

2. Душа — в самом широком значении — есть особого рода образование, обусловливающее целостность и жизненность какого-либо организма. В древности душа нередко отождествляется с дыханием (слова «душа», «дыхание», «дух» в русском языке и во многих других принадлежат единому корневому гнезду). Одушевленными считаются не только люди и животные.

Так, Аристотель полагает, что душа есть и у растений, согласно Платону, существует мировая душа. С развитием личностного начала, чему способствует утверждение христианского персонализма, особо ценной представляется человеческая душа — средоточие личности. В наши дни распространено понимание души как внутреннего мира человека, что близко к тому, что в психолог ии называется человеческой психикой Только идея души многозначна, несет в себе, помимо научного, богатое общекультурное содержание, включая мифорелигиозное, философское, художественно-эстетическое, нравственное, житейское.

3. Сознание в современной отечественной философии чаще всего трактуется как высшая, включающая в себя компонент идеального, форма психической деятельности, присущая лишь собственно человеческому способу жизни.

Широкое признание получило определение А. Г. Спиркина: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Сознание коммуникативно, что выражается в самом строении слова: сознание Важнейшая составная сознания — самосознание, культурно формируемое в общении и предметной деятельности.

Суть самосознания — в осознании и оценивании субъектом самого себя, своего внутреннего мира и повеления. Наиболее значимо для развития (совершенствования) личности нравственное самосознание, совесть (в некоторых я зыках одно и то же слово служит для обозначения сознания и совести).

Различаются сознание в широком и узком смысле слова, а также личное (индивидуальное) и обшественное сознание.

К сознанию в узком смысле причисляются осознаваемые психические процессы, то есть такие, при которых человек отдает себе отчет в совершаемых им внутрипсихических и внешних действиях, оценивает их, проводит разграничение между собой и миром, локализует себя в пространстве и времени, в отношениях с другими людьми и т. п.

Под сознанием в широком смысле подразумевается вся человеческая психика, в том числе и бессознательное в ней. Это объясняется ведущей ролью осознаваемых процессов в психической деятельности человека. Содержание бессознательного может стать предметом осознания, а значительную часть бессознательного составляет то, что прежде протекало на уровне осознания. Так, открытия, бессознательно совершаемые с помощью творческой интуиции, как правило, подготовлены целенаправ юнным осмыслением задачи и способов ее выполнения. Психологами изучен феномен «вторичных автоматизмов», т. е. действий (двигательных, интеллектуальных, речевых и проч.), сформированных осознанно, а потом осуществляемых без участия сознания в узком смысле, но осознаваемых в случаях затруднений.

Например, вы, читая эту книгу, выполняете безотчетно весьма сложные операции: пробегаете глазами строчки слева направо, переворачиваете страницу, складываете буквы в слова, слова в предложения и фразы, схватываете, запоминаете и комбинируете их смыслы и т. д. Когда-то для освоения этих действий вам необходимо было руководство со стороны старших и самоконтроль. Рассматривая в общих чертах, что такое сознание, мы приходим к выводу, что ближе всего к идеям человеческой психики и души стоит понятие личного сознания в широком смысле. Специфика последнего понятия определяется его соотнесенностью с общественным сознанием, самосознанием и с сознанием в узком смысле.

4. Дух в наиболее широких трактовках отождествляется с идеальным вообще, с его объективными и субъективными формами. Некоторые философы и психологи, принимая данный подход и рассматривая психическое как идеальное, считают все содержание психики духовным.

В европейской философской и религиозной традиции духу обычно придается более строгое значение — понятия, выражающего идеальное начато, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая к абсолютному, безусловно ценному. При таком понимании только высшие силы и устремления человеческой психики, сознания, души (поднимающие к абсолютным ценностям) могут быть отнесены к области духа.

poisk-istini.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *