Джон Локк: философия, основные идеи, учение кратко
Конечную реальность, без следа исчезающую в субстанции Спинозы, пытался сохранить для сознания человека Джон Локк (1632-1704) — продолжатель линии эмпирического философствования, начатой Ф. Бэконом.
Основным мотивом его учения стала полемика против принципа непосредственной достоверности истины и синтетического метода научного познания. Возражая Декарту, Локк хочет представить идеи как результат опыта, а не нечто врожденное или исходное, априорное. При этом общей идеей или понятием Локк именует не раскрытие сущности того, что есть, а простое субъективное представление в нашей душе. Этот взгляд на общие идеи как на призраки, порождаемые воображением, исходит из предпосылки, что существуют только созданные Богом единичные вещи, которые познаются людьми посредством восприятия. Отсюда же возникает локкова гипотеза о нашем уме как изначально чистой доске, постепенно заполняемой знаками, которые все обозначают предметы чувственного опыта. Поэтому, в противоположность метафизике, эмпиризм утверждает: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (лат.) — нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувстве.
Каким путем и в каком порядке появляются из этого начала представления в нашем уме? Согласно Локку, первыми возникают простые или единичные идеи, т.е. ощущения. Из ощущений единичных вещей возникают представления о цветах и свете, фигуре, покое, движении. Рефлексия, т.е. обдумывание действий нашего ума приводит к представлениям о вере, сомнении и о самом мышлении. Сочетание ощущений и рефлексии создает представление об удовольствии, страдании и т.п. Согласно Локку, сложные или общие идеи не входят в сознание ни путем ощущения, ни путем рефлексии. Они целиком создаются нашим мышлением, которое с помощью воображения конструирует их из уже доставленных чувствами простых идей.
Сложные идеи синтезируются умом путем сравнения представлений друг с другом, различения в них разного и одинакового и, наконец, абстрагирования, т. е. мысленного отвлечения от одних свойств и фиксации тех, которые кажутся нам важными и полезными. Таким образом из наблюдения многообразных явлений внешнего и внутреннего мира у нас рождаются представления о времени и пространстве, о причине и следствии, свободе и необходимости, о природе, субстанции, материи и духе.
Указывая на опыт как источник всех наших знаний, Локк правильно констатирует, что прежде чем начать рассуждать, человек должен иметь чувственный опыт. Исходя из этого, он верно изображает ход возникновения в сознании субъективных представлений о пространстве, времени, свободе, необходимости, причине и т.п. Вместе с тем Локк признается, что он не знает, что такое время, пространство, субстанция, природа и т.д. сами о себе. Это признание — не случайность. Локк убежден, что все общие представления, т.е. родо-видовые понятия, категории и идеи суть лишь субъективные порождения нашего воображения. Они не выражают чего-то реально существующего, а только номинально обозначают продукты абстрагирующей деятельности рассудка.
Вспоминая старый схоластический спор номиналистов и реалистов, Локк даже проводит различие между «реальными» и «номинальными» сущностями — единичными предметами внешнего и внутреннего мира и обозначающими их общими идеями, или именами, служащими лишь удобным средством общения между людьми. И в этом Локк не заблуждается. Отвлечение от многообразия единичных предметов действительно дает не знание общего, а лишь ряд неопределенных абстрактных представлений, которым не соответствует никакая реальность.
Он только не замечает, что этот вывод ставит под сомнение выдвинутый им принцип опыта как источника всех наших знаний. Ведь исходя из опыта, каким его представляет себе Локк, мы можем знать лишь единичные вещи, но и это — не знание, а только восприятие и наблюдение, не больше. Поэтому с точки зрения эмпиризма истина оказывается лишь чем-то условным и относительным — простым соответствием наших субъективных представлений единичным и случайным предметам вне или внутри нашего нашего сознания.
три тезиса о существовании – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
УДК 165.64
ДЖОН ЛОКК: ТРИ ТЕЗИСА О СУЩЕСТВОВАНИИ
М.В. Стручаев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются идеи Локка о невозможности существования общих понятий, поскольку они являются лишь случайным соединением или разъединением идей о бытии вещей. Далее Локк выдвигает 3 тезиса о существовании: о нашем собственном существовании, о существовании бога и о существовании всех прочих вещей. Локк близок к Декарту, когда говорит о том, что сомнение в существовании влечет за собой мысль о существовании предмета сомнения, о существовании мышления, которое и вызывает сомнение. Но в отличие от Декарта, Локк считает, что опыт помогает человеку получить подтверждение своего собственного существования.
Ключевые слова: общие понятия, сущность, существование, предмет сомнения, мышление,
опыт.
Локк в своей главной работе «О человеческом понимании» в четвертой книге «О знании и мнении» выдвигает несколько тезисов о существовании вещей.
Он заявляет о невозможности существования общих понятий, поскольку они являются лишь случайным соединением или разъединением идей о бытии вещей: «До этого момента мы рассматривали сущности вещей, которые являются лишь общими понятиями и потому лишены в наших мыслях отдельного существования, (если задуматься, это отличительная особенность сознания, наделять понятие ни чем иным, как тем, чем оно является для процесса понимания), не дающего нам знания о реальном существовании вообще. Здесь, кстати, мы можем заметить, что общие утверждения, в справедливости или ложности которых мы можем быть полностью уверены, не относятся к реальности. К тому же, все конкретные утверждения или отрицания, которые не могли бы быть верны, если бы были общими, лишь относятся к бытию, являясь, по сути, случайным соединением или разъединением понятий в бытии вещей, которые по своей абстрактной природе не имеют известной необходимости соединения или разъединения»1.
Далее Локк выдвигает 3 тезиса о существовании: о нашем собственном существовании, о существовании бога и о существовании всех прочих вещей: «… знание о нашем собственном существовании мы получаем благодаря интуиции, о существовании Бога — по демонстрации, и о прочих вещах — благодаря ощущениям»2.
Обосновывая свой первый тезис, Локк говорит о том, что это настолько очевидно и ясно, а потому нет смысла в его доказательстве: «Что касается нашего собственного существования, мы осознаем его так отчетливо и несомненно, что нет ни необходимости в его доказательстве, ни даже допущения наличия такой необходимости. Ничто не может быть более очевидно для нас, чем наше собственное существование. Я думаю, я размышляю, я чувствую удовольствие и боль, и может ли
1 John Locke «An assay concerning human understanding», Penguin Books Ltd, London, England, 1997. P.546.
2 Там же.
что-либо из этого быть более очевидно для меня, как и мое собственное существование?»3.
Локк близок к Декарту, когда говорит о том, что сомнение в существовании влечет за собой мысль о существовании предмета сомнения, о существовании мышления, которое и вызывает сомнение: «. ..если я знаю, что сомневаюсь, я имею ясное ощущение о существовании предмета сомнения, как об этой мысли, которая вызвала сомнение.»4. Само наличие сомнения не позволяет уже, по его мнению, сомневаться в существовании: «Если я сомневаюсь во всех остальных вещах, это самое сомнение заставит почувствовать мое собственное существование и не позволит мне сомневаться в этом. Поскольку если я знаю, что чувствую боль, то это очевидно, и я уверен в ощущении своего существования, как и в существовании боли, которую ощущаю»5. Но в отличие от Декарта, Локк считает, что опыт помогает человеку получить подтверждение своего собственного существования: «Опыт убеждает нас, что мы имеем врожденное знание о нашем собственном существовании и внутреннее безошибочное ощущение, что мы существуем. В каждом чувственном, разумном или мыслительном акте, мы сознаем для нас самих наше собственное бытие и можем быть в этом в высшей степени уверены»6.
Локк не видит причин сомневаться в существовании нас самих, поскольку опыт может любого убедить в том, что он существует: «Если кто-либо притворится таким скептиком, что будет отрицать свое существование, оставьте ему его радость быть ничем, покуда голод или что-либо другое не убедит его в обратном. Это тогда можно принять за истину, что в рамках свободы сомнения, каждый может быть уверен в том, что он действительно существует» .
Список литературы
1. John Locke «An assay concerning human understanding», Penguin Books Ltd, London, England, 1997.
JOHN LOCKE: THREE THESIS OF EXISTENCE
M.V. Struchaev
Belgorod state national research university e-mail: [email protected]
John Locke tells about nonexistence of general ideas, because they are only the accidental union or separation of ideas in thing existing. Then Locke puts forward three thesis of existence: of our own existence, of the existence of God and of other things. Locke is close to Descartes, telling that doubts in existence implies the thought of the existence of the thing doubting, the thinking existence that causes doubting. But in contrast Descartes, Locke think that experience helps human being to obtain proves of his own existence.
Keywords: general ideas, essence, existence, the thing doubting, thinking, experience.
3 John Locke «An assay concerning human understanding», Penguin Books Ltd, London, England, 1997. Р.547.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же, с.548.
Джон Локк — Энциклопедия Нового Света толерантность. Его политические сочинения обеспечивают ключевую философскую защиту современных демократических институтов. Как философ он был одним из первых сторонников эмпиризма. Локк также внес вклад в области теологии, образования и экономики.
Хотя Томас Гоббс и особенно Фрэнсис Бэкон были пионерами эмпирического метода до него, Джон Локк считается первым из трех основных британских эмпириков наряду с Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом. Локк известен своим отказом от теории врожденных идей в пользу акцента на роли чувственного восприятия и связанным с этой позицией выражением « tabula rasa ».
Локк был важным политическим мыслителем, чьи
Локк был набожным человеком. Он защищал веру, основанную на разуме, а не на авторитете Священных Писаний. С другой стороны, умеренно агностическая природа его эмпиризма открыла другим возможность подвергнуть сомнению и оспорить любую возможность достижения уверенности в вопросах веры. В этом смысле его методы можно сравнить с методами континентального рационалиста Декарта, который, как и Локк, защищал христианские верования, но с помощью методов, которые привели к тому, что некоторые из его протеже отвергли эту веру, используя те самые инструменты (разума в случае Декарта), которые он предоставил их.
Локк сыграл ключевую роль в появлении британской «джентльменской религии», которая ставила разум выше сердца и с презрением относилась к тому, что она называла «религиозным энтузиазмом». Он считал, что неконтролируемые религиозные эмоции способствуют дорогостоящим христианским оплошностям, таким как несправедливая цензура Галилея; поэтому он считал, что разум и наблюдение должны управлять жизнью христианина. Однако более поздние критики религии разума искали сильную религию, которая могла бы завоевать души грешников и вдохновить движения против несправедливости; с этой целью любовь и сострадание, а не разум, лучше служат определяющими христианскими мерами истины и добра.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Мысль Локка
- 3 письма
- 3.1 Письмо о терпимости
- 3.2 Эссе о человеческом понимании
- 3.2.1 Идеи
- 3.2.2 Язык
- 3.2.3 Знания
- 3.2.4 Реакция, реакция и влияние
- 3.3 Два правительственных трактата
- 3.3.1 Свойство
- 4 Библейская критика
- 5 Влияние
- 6 Эпитафия Локка
- 7 Основные работы
- 7. 1 Неопубликованные или посмертные рукописи
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Общие источники по философии
- 10 кредитов
Локк заслуживает похвалы за его усилия сохранить объективность в своих философских и политических исследованиях и за его готовность высказаться против политической несправедливости его дней.
Биография
Джон Локк родился в Рингтоне, Сомерсет, примерно в десяти милях от Бристоля, Англия, в 1632 году. Его отец, юрист, служил капитаном кавалерии в парламенте во время гражданской войны в Англии. В 1647 году Локка отправили в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. После завершения учебы там он поступил в колледж Крайст-Черч в Оксфорде. Деканом колледжа в то время был Джон Оуэн, вице-канцлер университета и тоже пуританин. Хотя он был способным учеником, Локка раздражала учебная программа бакалавриата того времени. Он нашел чтение современных философов, таких как Рене Декарт, более интересным, чем классический материал, преподаваемый в университете.
Локк получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра в 1658 году. Хотя он так и не стал врачом, Локк получил степень бакалавра медицины в 1674 году. Во время своего пребывания в Оксфорде он много изучал медицину, работая с такими известными виртуозами, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Гук и Ричард Лоуэр. В 1666 году он встретил Энтони Эшли Купера, первого графа Шефтсбери, который приехал в Оксфорд в поисках лечения от инфекции печени. Купер был впечатлен Локком и убедил его стать частью его свиты.
Локк искал карьеру и в 1667 году переехал в дом Шефтсбери в Эксетер-Хаусе в Лондоне, якобы в качестве домашнего врача. В Лондоне Локк возобновил свои медицинские исследования под руководством Томаса Сиденхема. Сиденхэм оказал большое влияние на натурфилософское мышление Локка — влияние, которое глубоко нашло отклик в написании Локком «: эссе о человеческом понимании».
Медицинские познания Локка вскоре подверглись испытанию, так как инфекция печени Шефтсбери стала опасной для жизни. Локк координировал советы нескольких врачей и, вероятно, сыграл важную роль в том, чтобы убедить Шефтсбери пройти операцию (тогда сама по себе опасную для жизни) по удалению кисты. Шефтсбери выжил и процветал, благодаря Локку, спасшему ему жизнь.
Именно в доме Шефтсбери в 1671 году произошла встреча, описанная в Послании к читателю Эссе , , которое стало началом того, что позже станет Эссе . С этого периода сохранились два сохранившихся черновика.
Шефтсбери как основатель движения вигов оказал большое влияние на политические идеи Локка. Локк стал заниматься политикой, когда Шефтсбери стал лордом-канцлером в 1672 году. После падения Шефтсбери в 1675 году Локк провел некоторое время, путешествуя по Франции. Он вернулся в Англию в 1679 г.когда политическая судьба Шефтсбери ненадолго изменилась к лучшему. Примерно в это же время, скорее всего, по наущению Шефтсбери, Локк составил основную часть «Двух трактатов о правительстве».
Локк бежал в Нидерланды в 1683 году, находясь под сильным подозрением в причастности к заговору Ржаного дома (хотя мало доказательств того, что он был непосредственно вовлечен в схему). В Нидерландах у Локка было время вернуться к своему творчеству, потратив много времени на переработку Эссе и составление Письма о толерантности. Локк вернулся домой только после Славной революции. Основная часть публикаций Локка произошла после его возвращения в Англию: Эссе , , Два трактата и Письмо о терпимости , все они появились в быстрой последовательности после его возвращения из ссылки.
Он умер в 1704 году после длительного ухудшения здоровья и похоронен на кладбище деревни Хай-Лейвер, к востоку от Харлоу в Эссексе, где он жил в доме сэра Фрэнсиса Машама с 169 года.1. Локк никогда не был женат и не имел детей.
События, произошедшие при жизни Локка, включают Английскую Реставрацию, Великую чуму и Великий лондонский пожар. Он не совсем видел Акт об унии 1707 года, хотя должности короля Англии и короля Шотландии какое-то время занимало одно и то же лицо. Конституционная монархия и парламентская демократия во времена Локка находились в зачаточном состоянии.
Мысль Локка
Локк вслед за Декартом отошел от остатков средневековой схоластики, но отверг рационализм Декарта в пользу эмпирического метода. С появлением Локка оппозиция между континентальным рационализмом и британским эмпиризмом укрепилась, оба направления мысли стремились заменить средневековое сознание своим собственным способом, основанным на автономии человеческого разума. Эпистемология Локка, настаивающая на роли опыта, находится в прямом отношении к его позиции против злоупотребления властью в вопросах религиозной свободы и политического правления.
Система мышления Локка в целом не лишена несоответствий. В отличие от таких философов, как Беркли, Юм или Кант, его целью не было довести одну точную идею или метод до крайних выводов. Его главная цель состояла в том, чтобы объяснить реальность, оставаясь как можно ближе к здравому смыслу, и он всегда был готов признать, что в его предварительных объяснениях были ограничения и недостатки. В этом смысле можно сказать, что его эмпиризм также содержал изрядную дозу здорового прагматизма.
Письма
Влияние пуританского воспитания Локка и его политической принадлежности к вигам выразилось в его опубликованных произведениях. Хотя Локк широко известен как оказавший большое влияние на современные представления о политической свободе, он не всегда выражал идеи, соответствующие современным представлениям.
Первой крупной опубликованной работой Локка было « Письмо о терпимости». Религиозная терпимость в Великобритании была предметом большого интереса Локка; перед смертью он написал несколько последующих эссе в его защиту. Воспитание Локка среди протестантов-нонконформистов сделало его чувствительным к различным теологическим точкам зрения. Однако он отшатывался от того, что он считал вызывающим разногласия характером некоторых нонконформистских сект. Локк стал решительным сторонником англиканской церкви. Локк считал, что, приняв широкую теологическую позицию, национальная церковь может служить инструментом социальной гармонии.
Локк наиболее известен двумя работами: Эссе о человеческом понимании и Два трактата о правительстве. Эссе было начато в 1671 году и, как описал сам Локк, писалось урывками в течение следующих 18 лет. Окончательно он был опубликован в декабре 1689 года. Хотя точные даты составления «Двух трактатов » являются предметом споров, ясно, что основная часть написания приходится на период с 1679 года.-1682. Таким образом, это был скорее комментарий к кризису исключения, чем оправдание Славной революции 1688 года, хотя никто не сомневается, что Локк существенно переработал его, чтобы служить этой последней цели.
Письмо о веротерпимостиВзгляды Локка на религиозную терпимость подразумевают разделение церкви и государства, роль государства ограничивается гарантией того, что определенные религиозные практики или взгляды не нарушают гражданский мир, выбор веры остается за верующими . Позиция Локка связана со скептицизмом в отношении нашей способности распознавать абсолютную истину любой доктрины.
Первоначально Локк опубликовал Письмо анонимно на латыни в Амстердаме, хотя почти сразу же оно было переведено на английский язык. Он отличает церковь от гражданского правительства целями, которые каждая из них преследует, и средствами, наиболее подходящими для этих целей. Правительство существует ради мира и должно применять силу для его достижения; церковь является добровольным сообществом для спасения душ и поэтому должна использовать убеждение. Индивидуумы не могут лишить себя контроля над своими душами и, следовательно, не могут сделать правительство ответственным за их спасение; сила не может произвести изменений, необходимых для спасения; а даже если бы и мог, нет уверенности в том, что религия, совершающая угнетение, является истинной религией. В результате, даже если бы правительство склонялось к поддержке той или иной церкви, оно не могло бы сделать это без нарушения гражданского спокойствия.
Однако правительство может регулировать религию по политическим причинам (например, запретить публичный убой всех животных по состоянию здоровья, даже если это препятствует определенным религиозным обрядам). Религиозные секты, которые отказываются принять доктрину Локка о терпимости по необходимости, стремятся к смене правительства и поэтому могут быть подавлены как революционные. Поскольку нет причин выполнять обещания без страха перед Богом, и поскольку гражданский мир требует, чтобы люди выполняли свои обещания, правительство может быть заинтересовано в продвижении той или иной формы религии.
Очерк человеческого пониманияЗнаете ли вы?
Джон Локк считал, что люди начинают жизнь «с нуля», имея при рождении разум как «tabula rasa» или чистый лист, который затем наполняется знаниями посредством опыта.
Эссе о человеческом понимании . В ней Локк критикует философию врожденных идей и строит теорию разума и знания, отдающую приоритет чувствам и опыту. Он описывает ум при рождении как чистый лист (tabula rasa), который позднее заполняется опытом. Эссе было одним из основных источников эмпиризма в современной философии и оказало влияние на таких философов, как Дэвид Юм и Иммануил Кант.
То, как Локк излагает свою цель в «Послании», предшествующем эссе, сильно напоминает собственную цель Канта или, скорее, является предвосхищением начинания Канта в первой «Критике». Локк говорит о пределах человеческого понимания и об опасности попыток выйти за пределы наших естественных способностей, позволяя нашим мыслям «блуждать в тех глубинах, где они не могут найти надежной опоры», что в результате приводит к «совершенному скептицизму». что стало фактически позицией Юма. Что отличает Локка от Канта, так это отсутствие критического элемента — фактора, призванного дать четкий критерий легитимного знания, основанного на функциях нашего сознания. Локк — эмпирик в том смысле, что его отправная точка лежит в восприятии чувственных объектов, а не в функции нашего разума. Тем не менее, даже Локк признавал, что наш разум обладает некоторой способностью обрабатывать идеи, формирующие объекты нашего понимания.
Локк писал Эссе в течение примерно 18 лет. В «Послании к читателю» Локк пишет, что зародыш эссе возник из беседы с друзьями. В тот момент, когда этот дискурс казался застрявшим, Локк заметил, что он не может продолжаться без тщательного изучения «наших собственных способностей и … с какими объектами наше понимание было или не было приспособлено для работы». Этот разговор произошел около 1671 г., и в том же году Локк сформулировал два проекта Эссе . Он продолжал работать над ним почти два десятилетия, уточняя и расширяя свою основную позицию. Хотя книга датирована 1690 годом, на самом деле она впервые появилась в 1689 году (Философская энциклопедия, 489).
Идеи
Главный тезис Локка состоит в том, что разум новорожденного — это чистый лист и что все идеи развиваются из опыта. Книга I Эссе посвящена нападкам на учение о врожденных идеях. Локк допускал, что некоторые идеи возникают в уме с раннего возраста, но утверждал, что такие идеи порождаются чувствами, начиная с рождения: например, различия между цветами или вкусами. Если у нас есть универсальное понимание такого понятия, как сладость, то это не потому, что это врожденная идея, а потому, что мы все сталкиваемся со сладким вкусом в раннем возрасте.
Книга II Эссе излагает теорию идей Локка, включая его различие между пассивно приобретенными простыми идеями, такими, как «красный», «сладкий», «круглый» и т. д., и активно построенными сложными идеями. , такие как числа, причины и следствия, абстрактные идеи, идеи субстанций, идентичность и разнообразие. Локк также проводит различие между действительно существующими первичными качествами тел, такими как форма, движение и расположение мельчайших частиц, и «вторичными качествами», которые представляют собой «способности вызывать в нас различные ощущения» (9).0009 Эссе, II. viii.10), такие как «красный» и «сладкий». Эти «вторичные качества», утверждает Локк, зависят от «первичных качеств». Эта часть мысли Локка подверглась резкой и знаменитой критике со стороны Беркли, который утверждал, что нет никаких оснований для различия между первичными и вторичными качествами и для утверждения, что первичные качества более «реальны», чем вторичные. Слабое место мысли Локка состоит в том, что, по его собственным словам, субстратом этих первичных качеств, субстанцией, является «не знаю что». Иными словами, Локк убежден, что должно существовать нечто (субстанция), являющееся основанием объективного существования и несущее в себе первичные качества, но не может дать ее дальнейшего определения на основе своего эмпирического метода.
В том же духе Локк также утверждал, что у людей нет врожденных принципов. Локк утверждал, что врожденные принципы будут опираться на врожденные идеи, которых не существует. Например, у нас не может быть врожденного чувства, что Богу следует поклоняться, когда мы не можем даже прийти к единому мнению о концепции Бога или о том, существует ли Бог вообще ( Essay, I.iii). Здесь становится очевидной тесная связь между эпистемологией Локка и его моральными и социальными взглядами. Одним из фундаментальных аргументов Локка против врожденных идей является тот факт, что не существует истин, которые подтверждают все люди. Он находит время, чтобы возразить против ряда утверждений, которые рационалисты предлагают в качестве общепризнанных истин, например, принципа тождества, указывая на то, что, по крайней мере, дети и идиоты часто не знают об этих утверждениях.
В то время как Книга I предназначена для того, чтобы отвергнуть доктрину о врожденных идеях, предложенную Декартом и рационалистами, Книга II объясняет, что каждая идея выводится из опыта либо ощущением — прямой сенсорной информацией — либо отражением — умственной конструкцией.
В главе 27 Книги II Локк обсуждает личность и идею личности. То, что он говорит здесь, сформировало наши мысли и с тех пор вызывает споры. Книга III посвящена языку, а Книга IV — знаниям, включая интуицию, математику, моральную философию, натурфилософию («науку»), веру и мнение.
Язык
Завершение Книги II предполагает, что Локк обнаружил тесную связь между словами и идеями, что побудило его включить книгу о языке, прежде чем перейти к обсуждению знаний. Книга III посвящена определениям, именам, а также несовершенствам и злоупотреблениям вербального общения. Для большинства ученых это содержание менее последовательно и важно, чем окружающий материал ( Encyclopedia of Philosophy , 496).
Знание
Книга IV посвящена обсуждению знаний, включая интуицию, математику, моральную философию, натурфилософию («науку»), веру и мнение.
Реакция, отклик и влияние
Подобно критике картезианского рационализма, эмпирическая точка зрения Локка, в свою очередь, подверглась резкой критике со стороны рационалистов, а именно в лице Готфрида Лейбница. В 1704 году Лейбниц написал рационалистический ответ на работу Локка в форме опровержения по главам, Nouveaux essais sur l’entendement humain («Новые очерки человеческого понимания»). В то же время работа Локка заложила важнейшую основу для работы будущих эмпириков, таких как Дэвид Юм.
Два трактата о правительствеДва трактата, опубликованные как одна книга, неодинаковы по размеру и влиянию. В Первом трактате Локк нападает на сэра Роберта Филмера, который защищал своеобразную теорию божественного права королей. Довольно странно, что Филмер вывел абсолютное право королей из царской власти, данной Богом Адаму. В библейском опровержении пункт за пунктом, дополненном еврейскими цитатами, Локк легко высмеивает позицию Филмера и его вывод о том, что британский король своего времени получил особую привилегию править другими людьми, потому что он произошел от Адама. Опровержение Локка юмористическое и забавное, но в процессе он делает важные заявления о браке и семейной жизни. Его главная мысль состоит в том, чтобы подчеркнуть ограниченность отцовской власти. По сути, мужчины и женщины рождаются равными и свободными, а родительская функция заключается в том, чтобы заботиться о детях, пока они еще незрелы. Признавая необходимость брака и семьи, Локк, таким образом, представляет довольно минималистский взгляд на эти институты в сочетании с упором на индивидуальную свободу и ответственность.
Второй трактат , или Истинный конец гражданского правления, — одна из двух самых влиятельных работ Локка. Он стремится оправдать Славную революцию, развивая теорию законного правительства и утверждая, что народ может свергнуть режим, который нарушает эту теорию; Локк предоставляет своим читателям понять, что Яков II Английский сделал это. Поэтому он наиболее известен как популяризатор естественных прав и права на революцию.
Локк полагает естественное состояние в качестве надлежащей отправной точки для изучения политики, что согласуется с его мнением о том, что наше происхождение от общего предка, Адама, не имеет большого значения. У людей есть права, но также и обязанности, которые определяются с точки зрения защиты своих собственных прав и уважения прав других. Благодаря закону природы, который Локк называет «разумом», мы можем понять, почему мы должны уважать естественные права других (включая право на собственность, ради которой человек трудился). На практике законом природы можно пренебречь — и поэтому необходимо правительство. Однако, в отличие от Гоббса, Локк не рассматривает естественное состояние как постоянное состояние войны всех против всех, а скорее ситуацию, когда обычно соблюдается Золотое правило взаимности. Гражданское правительство может быть создано только с согласия управляемых, ведущих к содружеству законов. Поскольку закон иногда не в состоянии обеспечить безопасность и рост общества, человек может согласиться на определенные внеправовые блага (прерогатива). Таким образом, всякое правительство представляет собой фидуциарное доверие: когда это доверие предается, правительство распадается. Правительство предает свое доверие, когда нарушаются законы или когда злоупотребляют доверием прерогативы. Как только правительство распущено, люди вольны создать новое и противостоять тем, кто претендует на власть при старом, т. е. восстать.
Собственность
Локк предложил трудовую теорию собственности, основанную на идее естественного права (см. Фому Аквинского). Смешивая предмет со своим трудом, человек затем владеет этим предметом. Однако труд также устанавливал границы частной собственности, потому что, согласно идее труда, человек мог владеть только тем, чем можно было наслаждаться и пользоваться. В соответствии с этими границами экономика должна работать эффективно, потому что собственность не будет растрачена, испорчена или накоплена. Ученые считают, что позже Карл Маркс адаптировал теорию собственности Локка в своей философии.
Библейская критика
В более поздние годы Локк опубликовал Разумность христианства (1695) и, еще позже, Парафразы и примечания к посланиям Павла (опубликовано посмертно, 1705-1707). Хотя Локка, конечно, не помнят как библеиста, он уже продемонстрировал свою значительную эрудицию в более ранних работах, таких как Первый трактат о правительстве. Позиция Локка заключалась в том, что разумная христианская вера и нравственность могут быть естественным образом выведены из Писания на основе содержащихся в нем простых принципов. Он также был пионером библейской критики, пытаясь реконструировать первоначальные учения Иисуса, и, в частности, обратил внимание на проблему «мессианской тайны» (т. е. причины, по которой Иисус не раскрыл свою личность открыто).
Влияние
В целом Локк оказал глубокое влияние на последующую философию и политику. Он повлиял на континентальное Просвещение, особенно во Франции, через таких мыслителей, как Монтескье и Вольтер. По возвращении из ссылки в Лондон последний популяризировал идеи Локка о свободе и независимости духа, смешанные с умеренным скептицизмом в вопросах теоретического исследования. Однако по сравнению с французскими философами Локк был удивительно умеренным, и в его мысли не было антирелигиозного элемента.
Самое главное, пожалуй, то, что представления Локка о «правительстве с согласия управляемых» и естественных правах людей — жизни, свободе, здоровье и собственности — оказали огромное влияние на развитие политической философии. Идеи Локка о свободе и общественном договоре повлияли на письменные работы Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона и других отцов-основателей Соединенных Штатов. Его идеи помогли лечь в основу концепций, используемых в американском законодательстве и правительстве, что позволило колонистам оправдать революцию. В частности, Декларация независимости опиралась на многие политические идеи восемнадцатого века, заимствованные из работ Локка.
Таким образом, оценка Локка была связана с оценкой Соединенных Штатов и либерализма в целом. Недоброжелатели отмечают, что он был крупным инвестором в английскую работорговлю, а также его участие в разработке Фундаментальной конституции Каролины в то время как секретарь Шефтсбери, которая установила феодальную аристократию и дала хозяину абсолютную власть над своими рабами. Однако большинство ученых отвергают эту критику, ставя под сомнение степень его влияния на Фундаментальная конституция и интерпретации его недоброжелателями его работы в целом.
Эпистемология и философия сознания Локка также оказали значительное влияние в период Просвещения и позже.
Эпитафия Локка
(перевод с латыни)
«Стой, путник! Рядом с этим местом лежит Джон Локк. Если спросить, что это был за человек, он ответит, что жил довольствуясь своим небольшим состоянием. Воспитанный ученым, он сделал свою ученость подчиненной только делу Об этом ты узнаешь из его сочинений, которые покажут тебе все остальное о нем с большей правдой, чем сомнительные похвалы эпитафии. Действительно, его добродетели, если они и были, были слишком малы, чтобы он мог представить их как себе в похвалу или в пример тебе.. Пусть его пороки будут похоронены вместе. Что касается примера нравов, если ты ищешь его, то он есть у тебя в Евангелиях; смертность, конечно, (и да будет тебе польза), она у тебя есть здесь и повсюду».
Основные работы
- (1689) Письмо о веротерпимости
- (1690) Второе письмо о терпимости
- (1692) Третье письмо о терпимости
- (1689) Два трактата о правительстве
- (1689) Эссе о человеческом понимании
- (1693) Некоторые мысли об образовании
- (1695) Разумность христианства, изложенная в Писании
- (1695) Оправдание разумности христианства
Неопубликованные или посмертные рукописи
- (1660) Первый трактат о правительстве (или Английский трактат 6 ) 0
- (c. 1662) Второй трактат о правительстве (или Латинский трактат )
- (1664) Очерки законов природы
- (1667) Эссе о терпимости
- (1706) О поведении взаимопонимания
- (1707) Парафраз и примечания к Посланиям Св. Павла
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Бейлин, Бернард. Идеологические истоки американской революции. Кембридж, Массачусетс: Belknapp/Harvard University Press, 1967. Увеличенное издание, 1992. ISBN 0674443020
- Данн, Джон. Локк. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 19.84. ISBN 0192875604
- Данн, Джон. Политическая мысль Джона Локка: исторический отчет о аргументах двух трактатов о правительстве. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1969. Переиздание, 1982. ISBN 0521271398
- Холл, Роланд (ред.). Locke Studies ежегодный журнал исследований Джона Локка (по подписке). Проверено 30 августа 2008 г. .
- Йолтон, Джон В. (ред.). Джон Локк: проблемы и перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1969. ISBN 0521073499
Внешние ссылки
Все ссылки получены 3 августа 2022 г.
- Бесплатные полнотекстовые произведения Джона Локка
- Ресурсы Джона Локка
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
Общие источники по философии
- Стэнфордская энциклопедия философии
- Проект Пайдейя Онлайн
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Гутенберг
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Джон Локк история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Джона Локка»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Джон Локк (1634–1704): темы, аргументы и идеи
Моральная роль правительства
Согласно Локку, политическая власть — это естественная сила каждого человека, коллективно переданного в руки назначенного тело. Создание правительства гораздо менее важно, Локк. думает, чем этот своеобразный общественно-политический «договор». Сообщество отказывается от некоторой степени своих естественных прав в пользу правительства, который способен лучше защитить эти права, чем любой человек один. Потому что правительство существует исключительно для благополучия сообщество, любое правительство, нарушающее соглашение, может и должно быть заменены. Сообщество имеет моральное обязательство восстать против или иным образом заменить любое правительство, которое забывает, что оно существует только на благо людей. Локк считал важным тщательно изучить государственные учреждения и четко определить, какие функции легитимными и какие сферы жизни были неприемлемы для этих институтов участвовать или оказывать на них влияние. Он также считал, что определение надлежащая роль правительства позволила бы людям процветать как отдельных людей и обществ как в материальном, так и в духовном плане. Потому что Бог дал человеку способность рассуждать, свободу, которую казненное правительство предоставляет людям суммы для выполнения божественной цели человечества. Для Локка моральный порядок естественное право является постоянным и самовоспроизводящимся. правительства только факторы, способствующие этому моральному порядку.
Эмпирическая теория познания
Для Локка все знания приходят исключительно через опыт. Он утверждает, что при рождении разум представляет собой tabula rasa, или чистый лист. что люди наполняются идеями, познавая мир через пять чувств. Локк определяет знание как связь и согласие, или несогласие и отвращение идей, формируемых людьми. Из этого определения следует, что наше знание не выходит за пределы широта человеческих представлений. На самом деле это означало бы, что наши знания еще уже, чем следует из этого описания, поскольку связь между самыми простыми человеческими идеями неизвестно. Потому что идеи ограничены опытом, а мы не можем испытать всего, что существует в мире, наши знания еще больше скомпрометированы. Однако, Локк утверждает, что, хотя наши знания обязательно ограничены в Таким образом, мы все еще можем быть уверены в некоторых вещах. Например, у нас есть интуитивное и непосредственное знание о нашем собственном существовании, даже если мы не знаем метафизической сущности наших душ. У нас также есть демонстративное знание о существовании Бога, хотя наше понимание не может полностью понять, кто или что он такое. Мы познавать другие вещи через ощущения. Мы знаем, что наши идеи соответствуют к внешним реалиям, потому что разум не может изобретать такие вещи без опыта. Слепой, например, не смог бы сформировать представление о цвете. Поэтому те из нас, кто имеет зрение Мы можем сделать вывод, что, поскольку мы воспринимаем цвета, они должны существовать.
Естественная основа разума
Локк утверждает, что Бог дал нам способность рассуждать помочь нам в поисках истины. Как творения Божьи, мы знаем, что мы должны сохранить себя. Чтобы помочь нам, Бог создал в нас естественное отвращение к страданию и стремление к счастью, поэтому мы избегаем вещей которые причиняют нам боль и вместо этого ищут удовольствия. Мы можем рассуждать что, поскольку мы все в равной степени дети Божьи, Бог должен желать, чтобы все быть счастливым. Если один человек делает другого несчастным, заставляя его боль, этот человек отверг волю Божью. Поэтому каждый человек обязан защищать других людей, а также себя. Признание ответственность за сохранение прав всего человечества естественно ведет к толерантности, понятию, лежащему в основе теории Локка. вера в отделение церкви от государства. Если мы все должны прийти открыть истину с помощью разума, то ни один человек, естественно, не лучше, чем любой другой человек, способен открыть истину. По этой причине, политические лидеры не имеют права навязывать убеждения люди. Потому что все, что мы понимаем, приходит через опыт и переводится разумом, никакая внешняя сила не может заставить нас понять нечто, противоречащее нашим собственным представлениям. Локк утверждает, что если люди должны были слепо следовать за правительством, они сдались бы свой собственный разум и, таким образом, нарушая Божий закон или естественный закон.
Право на частную собственность
Право на частную собственность является краеугольным камнем концепции Локка. политическая теория, заключающая в себе то, как каждый человек относится к Богу и другим мужчинам. Локк объясняет, что человек изначально существует в состоянии природы, в которой ему нужно отвечать только законам природы. В это естественное состояние, люди вольны поступать, как им заблагорассудится, пока поскольку они сохраняют мир и сохраняют человечество в целом. Потому что они имеют право на самосохранение, отсюда следует, что они право на те вещи, которые помогут им выжить и быть счастливый. Бог дал нам все материалы, которые нам нужны эти цели, но эти природные ресурсы бесполезны, пока люди не приложат свои усилия им. Например, поле бесполезно, пока оно производит пищу, и ни одно поле не будет производить пищу, пока кто-нибудь не возделывает землю. это.
Локк предполагает, что, поскольку все люди полностью владеют своим телом, любой продукт их физического труда также принадлежит им. Таким образом, когда человек работает над каким-то товаром или материалом, он становится собственником этого товара или материала. Человек, который обрабатывает землю и производит еда владеет землей и пищей, созданной его трудом.