54. Философия Дж. Локка. Философия. Шпаргалки
54. Философия Дж. Локка
Джон Локк (1632–1704) – английский философ – был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть… Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство… Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья».
Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – «чистая доска», на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении», – таков основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности к той или иной деятельности.
Он выделил три вида знания: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Локк оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ЛОККА — КиберПедия
(29.08.1632 — 28.10.1704)
1. Жизнь и произведения Дж. Локка. Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. Отец его был адвокатом и придерживался пуританской церкви. В 1642 г., когда началась война парламента с королем, отец вступил в парламентскую армию, где получил чин капитана. По рекомендации командира отца Джон Локк в 1646 г. поступил в Вестминстерскую школу, которую закончил в 1652 г. В этом же году как лучший ученик школы он был принят в Оксфордский университет. В 1656 г., окончив университет, он получает степень бакалавра и остается в университете в качестве преподавателя древнегреческого языка. Здесь Локк сближается со сторонниками экспериментальных исследований природы и увлекается занятиями медициной. У него завязывается дружба со знаменитыми учеными того времени Ричардом Доуве, Джоном Уилкинсом, Робертом Бойлем.
Университет отказал Локку в степени доктора медицины, и в 1667 г. он принимает предложение графа Шефстбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима реставрации, и в итоге Локк оказался в среде непосредственных участников политической борьбы в Англии. Он и сам принимал в ней достаточно активное участие. Всякий раз, когда граф Шефстбери назначался на высшие государственные должности, Локк получал место секретаря при нем. А когда Шефстбери за противодействие королю попадал в королевскую тюрьму Тауэр, Локку приходилось эмигрировать в Европу. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Из нее Локк возвратился в Англию после того, как в 1688 г. королем Англии был провозглашен голландский правитель принц Вильгельм Оранский, муж дочери бывшего короля. Вильгельм принял власть на условиях значительного ее ограничения парламентом. С этого времени в Англии установилась конституционная монархия, которая существует до сих пор.
После возвращения Локка в Англию начался самый плодотворный период его жизни. За короткое время — с 1689 по 1695 г. — он создает свои философские работы. В 1689 г. появляется его первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости». В 1690 г. выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разуме», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим философом Европы. Работу над «Опытом» Локк начал еще в 1671 г. по предложению своих друзей-естествоиспытателей с целью выяснить возможности и границы человеческого познания. В этом же 1690 г. выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении «. В 1693 г. появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 г. — работа «Разумность христианства».
Для точности представлений о личности Локка надо добавить, что после возвращения в Англию он стал активно защищать и пропагандировать ту форму правления, которая с этого времени здесь установилась. Благодаря этому, вплоть до 1691 г. он развивает активную политическую и административную деятельность. В эти годы он оказывает заметное влияние на ход парламентских дискуссий, участвует в проведении денежной реформы, в учреждении Английского банка и создании ряда частных компаний, добивается расширения свободы печати.
С 1691 г. административно-политическая активность Локка в связи с болезнью идет на убыль. Он поселяется под Лондоном, углубляется в личную жизнь и в философские занятия. Умер Джон Локк 28 октября 1704 г.
2. Критика Локком учения о врожденных идеях и принципах.Главная работа философа — «Опыт о человеческом разуме» — при его жизни пять раз издавалась на английском языке и два раза в переводах — на голландском и на латыни. Дважды он вносил туда многочисленные поправки и добавления. Именно эта работа принесла Локку еще при жизни славу великого философа XVII в. «Опыт» — обширнейший труд. В последнем русском переводе он занимает полтора тома из трехтомного собрания сочинений философа.
В предисловии к «Опыту» он сообщает об истории работы над своим трудом. Началось все с того, что Локк и его друзья стали обсуждать различные проблемы научного исследования. И остановились перед затруднениями, вставшими, по словам Локка, со всех сторон. Некоторое время они находились в замешательстве, будучи не в состоянии приблизиться к разрешению охвативших их сомнений. А потом Локку пришло на ум, что они находятся на ложном пути. И он решил, что прежде чем заняться каким-либо исследованиями, «необходимо было изучить свои собственные способности и посмотреть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет» [1,1, с.82]. Так возник замысел «Опыта о человеческом разуме». Он состоит из четырех книг. Первая книга посвящена критике «теории врожденных идей». Вторая излагает собственное учение Локка о происхождении идей и образовании понятий. В третьей книге представлено учение философа о языке. В четвертой, заключительной, книге рассматривается человеческое познание в целом.
Свое исследование Локк начинает с того, что строго ограничивает его цель: он делает знаменательное для философского исследования заявление, что изучением природы, души, т.е. выяснением ее сущности, субстрата, происхождения, он заниматься не будет. Вспомним в связи с этим, что Томас Гоббс, великий соотечественник и непосредственный предшественник Локка, всего чуть более тридцати лет перед этим вел страстную полемику с рационалистом Декартом как раз по вопросу о природе и субстрате души и именно для того, чтобы правильно объяснить человеческое познание. Локк же предупреждает, что не будет заниматься выяснением того, зависят ли при своем образовании идеи от материи или не зависят.»… Моей цельюявляется исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и согласия…» [там же, с.91].
В результате этого исследования, рассуждает Локк, нужно установить силы нашего разума, выяснить, как далеко они простираются, каким вещам они соответствуют, а где изменяют нам. Когда мы как следует изучим способности нашего, разума, выявим пределы нашего познания, найдем границы освещенной и темной части вещей, то и всякие другие исследования будем проводить более правильно. Тогда мы будем заниматься всеми предметами тем способом и в том направлении, которые соответствуют нашим способностям. Установление границ, в пределах которых возможно достоверное познание, считает Локк, должно не отводить людей от познания, а наоборот, предохранять их от скептицизма и познавательной бездеятельности. Установив границы познания, мы не сможем отрицать вообще все знание только потому, что некоторые вещи непостижимы. Иначе «мы поступим почти так же умно, как тот, кто не пользовался бы своими ногами… и погиб бы от того, что у него нет крыльев, чтобы летать» [там же, с.94].
Чтобы решить эти задачи, нужно выяснить происхождение тех людей и понятий, которые человек замечает в своей душе, и установить пути, через которые разум получает их. Некоторые считают якобы строго установленным то, что в разуме есть некоторые первичные понятия или врожденные принципы. Эти ученые полагают, будто душа получает данные принципы при самом начале своего бытия. Однако, как говорит Локк, если мы покажем, что все знание людей может быть получено лишь при помощи их природных способностей, «без таких первоначальных понятий или принципов», то учение о «врожденных принципах» должно быть отброшено как ложное.
Но вначале Локк рассматривает основные доводы сторонников учения о врожденности некоторых принципов. Главным аргументом у них должно быть утверждение о том, что есть такие умозрительные и практические принципы, с которыми согласны все люди. Их немного, но они есть. А раз с ним согласны все люди, значит, эти принципы находятся в душе с самого рождения человека. Такой довод, по мнению Локка, совершенно не состоятелен. Если бы даже действительно все люди соглашались с какими-то принципами, то это еще не доказывало бы их врожденности. Почему? Да потому, что можно показать, что есть другой путь ко всеобщему согласию относительно каких-то положений. Однако таких положений, с которыми были бы согласны все люди,
Самыми общепринятыми, говорит Локк, считаются прославленные принципы доказательства (законы логики): «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» (логические законы тождества и запрета противоречия). И хотя эти положения очень давно прославляются как общепринятые, на самом деле они так далеки от всеобщего признания, что абсолютно неизвестны значительной части человечества. Прежде всего они «неизвестны детям, идиотам и другим людям» [там же, с.97]. А потому их нельзя считать врожденными.
Затем Локк скрупулезнейшим образом рассматривает все реальные и возможные аргументы сторонников «теории врожденных идей» и в деталях показывает их несостоятельность. Детали эти весьма интересны, но нам важно попытаться установить логический стержень аргументации Локка против этой теории. Состоит он в следующем. Если принципы врождены, значит, они должны явно присутствовать в душе человека, и он должен осознавать эти принципы. Если человек не осознает таких положений и не может извлечь их из памяти, следовательно, их нет в душе человека. Таким образом, наличие понятия в душе, считает Локк, это всегда осознание человеком того, что он имеет это понятие. Но если есть такие положения, которые врождены людям, то необходимо, чтобы все люди одинаково осознавали их. А чтобы «теория врожденных принципов» могла быть окончательно принята как правильная, надо еще доказать, что положения, которые признают все люди, не могли попасть в души никак иначе, кроме как появиться вместе с душой.
Поэтому и свою критику «врожденных принципов и идей» Локк направляет прежде всего на положение, будто существуют принципы, которые признают все люди. «Ибо что истина может быть врожденной и все-таки признанной, это для меня так же непонятно, как и то, что человек в одно и то же время может знать и не знать истину» [там же, с.110]. Однако те положения, которые выражают логические законы, не знают и не используют многие люди. Хотя одного того, что дети не знают и не используют данных законов, уже достаточно для доказательства, что они не являются врожденными.
Есть и другие соображения, почему эти принципы не врождены. Если бы они были таковыми, то у детей они появлялись бы в первую очередь и с самого начала их мыслительной деятельности. Между тем дети очень рано обнаруживают множество самых различных знаний, например, что нянька, которая кормит ребенка, не кошка, что горчица не сахар и т.п. Но среди подобных знаний детей нет отвлеченных умозрительных принципов. И было бы весьма неразумно утверждать, что перечисленные детские знания дети получают впер-. вые из положений «что есть, то есть» и «одна и та же вещь не может быть и не быть». Напротив, совершенно очевидно, по мнению Локка, что знание принципов дети получают по мере того, как внешние вещи воздействуют на их чувства. Уже в самом начале, как показывает наблюдение, дети имеют дело с единичными идеями, полученными от внешних вещей через ощущения. Задолго до умения говорить детский ум открывает взаимное согласие одних людей и несогласие других. Например, раньше, чем начинает говорить, ребенок знает разницу между идеями сладкого и горького. Наконец, логические законы не врождены и потому, что их нет среди того, что обнаруживается прежде всего как врожденное. Все врожденное лучше всего должно обнаруживаться у тех людей, у которых воспитание и образование не наложило еще отпечаток на их врожденные черты. То есть опять-таки у детей, идиотов, первобытных людей и просто у необразованных данные положения должны были выступать яснее всего. Однако на деле все эти люди их не знают и не пользуются ими вообще.
Тем более нет врожденных практических принципов, т.е. правил морали. Во-первых, среди них вообще нельзя встретить таких же ясных и в такой же степени общепринятых, как законы логики. Во-вторых, самые важные из них — верность, справедливость, нерушимость договора — соблюдаются далеко не всеми людьми и не всегда. Далее, если сравнить практические принципы в истории человечества, а также у различных современных народов, то увидим, что правила, которые принимаются одними народами, полностью отвергаются другими.
Но откуда же появляется убеждение, что имеются «врожденные принципы»? Локк считает, что оно возникает из стремления родителей внушить детям ряд хороших правил. Детей обучают им, как только они начинают что-либо воспринимать. И эти правила поддерживают все, кто окружает детей, или по крайней мере самые уважаемые из них. Об этих правилах никогда не позволяют говорить иначе, как об основе, на которой вырастают религия и нравственность. Отсюда и выходит, что такие положения приобретают славу неоспоримых, самоочевидных и врожденных истин. Хотя в действительности они есть лишь следствие воспитания и привычки людей.
Однако главное в том, что проблема врожденных принципов вообще решается неправильно. Чтобы решить ее правильно, следует посмотреть из чего данные принципы складываются. А складываются они, что очевидно, из отдельных понятий, или идей. Потом нужно выяснить, являются ли подобные исходные идеи врожденными или нет. Чтобы решить эту задачу, Локк считает необходимым начать с тщательных и всесторонних наблюдений над детьми. А они показывают, что дети появляются на свет с неясными идеями голода, жажды, тепла и некоторых болей. Что же касается таких идей, из которых образуются принципы, то их у новорожденных никто никогда не наблюдал. Наоборот, дети лишь постепенно приобретают идеи, и обязательно столько и с такой мере, сколько «доставляет им опыт и созерцание встречающихся им вещей» [там же, с. 135]. Затем Локк анализирует некоторые особо важные для образования принципов идеи тождества, целого, части, Бога, субстанции и показывает, что их никак нельзя признать врожденными. И он снова и снова демонстрирует, что все они не являются общепринятыми и происхождение их легко объясняются из опыта. А поэтому и принципы, как умозрительные, так и практические, образованные соединением данных идей, не являются врожденными.
Наконец, Локк показывает, что в душе нет вообще врожденных идей. Если бы врожденные идеи существовали, то они всегда находились бы в памяти человека. То есть каждый помнил бы и представлял такую идею как известную ему всегда. Но не найдется ни одного человека, который может сказать хотя бы об одной из своих идей, что она была у него всегда с момента рождения.
Подытожим Локкову критику теории врожденных идей. Во-первых, в этой весьма распространенной теории невразумительно само понятие врожденности. Поэтому Локк выясняет его смысл и обосновывает положение, что врожденность должна выражаться во всеобщем согласии относительно тех принципов, которые считаются врожденными. Во-вторых, не существует всеобщего согласия относительно каких бы то ни было принципов. В-третьих, вопрос о происхождении любых принципов надо свести к вопросу о происхождении тех идей, из которых они образуются. Но и относительно идей также не существует всеобщего согласия, зато они легко объясняются из опыта. В-четвертых, в составе человеческих идей и понятий вообще нельзя найти ни одной идеи, которую хотя бы один человек мог считать присутствующей в его душе всегда. А это значит только одно: все идеи (понятия) людей не присутствуют в душе изначально, а откуда-то поступают в нее.
3. Локковская теория происхождения идей.Лучше всего ложность «теории врожденных идей» будет доказана, если указать, пишет Локк, «откуда разум может приобрести все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в душу, причем я призываю в свидетели наблюдение и опыт каждого». При рождении душа есть белая бумага без всяких идей. Но откуда же она получает весь свой материал? Локк отвечает кратко: «… из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» [там же, с. 154].
Весь материал ума, объясняет Локк, мы получаем или от внешних предметов при помощи органов ощущений, или от наблюдений за действиями нашего ума. Первый источник опыта называется ощущением. От него мы получаем идеи желтого, белого, твердого, горького, звуков, запахов, т.е. все идеи, которые называются чувственными качествами.
Второй источник познания Локк называет рефлексией. Это внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Из данного вида опыта мы получаем такие идеи, которые не можем получить от внешних вещей. Это понятия «восприятие», «мышление», «сомнение», «воля» и другие, которые выражают многообразную деятельность нашего ума.
Кроме двух указанных источников познания, иных нет. Причем идеи ощущений появляются раньше, чем идеи рефлексии. Потому что для приобретения отчетливых и ясных идей рефлексии, объясняет Локк, требуется направленное внимание души на свою деятельность. Поэтому первыми появляются идеи ощущения. А потом, когда душа начинает заниматься этими идеями, она получает понятия о своих действиях. Важно уяснить точный смысл того, что дает рефлексия. Когда ум наблюдает за собой, то он замечает, что может осуществлять многочисленные действия. Например, ощущать воздействие внешних предметов. И он образует понятие «ощущение». Ум может также мыслить, запоминать и т.п. Наблюдая за этими действиями, он образует понятия «мышление», «память». Все аналогичные понятия и являются понятиями рефлексии.
Отмечу еще одно важное положение локковского учения о происхождении идей. В восприятии простых идей как ощущения, так и рефлексии разум остается пассивным, идеи от ощущений навязываются нашей душе независимо от того, хотим ты этого или нет. Также с необходимостью, говорит Локк, мы имеем хотя бы смутные идеи о деятельности нашей души.
Таким образом, в вопросе об источнике познания Локк стоит на позициях сенсуализма и эмпиризма, причем явно выраженного материалистического толка. Тем самым он является сторонником и прямым продолжателем дела своего соотечественника Томаса Гоббса, поскольку источником всего человеческого познания считает опыт человека, который начинается с ощущения внешних вещей, существующих до и независимо от человека и его познания. Этот специфический «гносеологический материализм» еще рельефнее выступает в следующей части локковского учения о познании.
4. Учение о «первичных и вторичных качествах».Чтобы лучше раскрыть природу наших идей, Локк выдвигает учение о первичных и вторичных качествах. Прежде всего, заявляет он, это нужно для того, чтобы не путать идеи и восприятия нашего ума, с одной стороны, и те видоизменения материи в самих телах, которые возбуждают в нас эти идеи, — с другой. Идеи существуют в уме, качества — в телах. Поэтому качества — это те силы в телах, которые вызывают в нас различные идеи. Среди качеств тел есть такие, которые совершенно неотделимы от тела, какую бы силу к этому мы ни прилагали. Это те качества, которые порождают в нас идеи плотности, протяженности, формы, движения или покоя, числа. Данные качества Локк называет первоначальными, или первичными. Первичные качества вызывают идеи в наших ощущениях исключительно посредством толчка нашего тела и возбуждения в нем движения. Идеи этих качеств адекватны, т.е. представляют то, что действительно существует в телах.
Но мы еще имеем идеи цвета, вкуса, запаха, звука. Эти идеи не отражают ничего реального в телах, кроме тех сил, которые вызывают в нас различные ощущения первичными качествами тел, т.е. объемом, формой, сцеплением и движением своих незаметных частиц. Подобные качества Локк называет вторичными. Их название, полагает он, оправдано тем, что они буквально производятся в субъекте такими первичными качествами тел и их взаимодействием, которые человеку (субъекту) просто незаметны.
Главная причина, почему Локк считает необходимым выделить первичные качества как реально присущие телам, состоит в том, что по его мнению, при любых изменениях тел эти качества сохраняются в них. А вторичные качества при различных изменениях тел то исчезают, то появляются. Следовательно, они принадлежат субъекту, а не телам. В целом Локк все же признавал объективный источник вторичных качеств, однако настаивал на том, что этот источник совершенно не похож на идеи вторичных качеств. Строго говоря, под источником идей вторичных качеств он понимал те взаимодействия, в которые внешние тела и их части вступают друг с другом и с нашим телом. Но именно поэтому выражение «вторичные качества» не очень оправдано, так как они существуют только в уме человека. А все, что существует в уме, сам Локк требует называть идеями.
И все же это далеко не самое важное противоречие в учении Локка. Теория «первичных и вторичных качеств» вполне представляет его как материалиста. Однако он был верующим человеком и во многих местах своего «Опыта» настоятельно подчеркивал, что мир сотворен Богом и управляется его мудростью. В вопросе о соотношении души и тела он тоже не занимал такой определенной позиции как, например, Гоббс, Декарт или Спиноза. Точнее говоря, он здесь колебался. Уяснение позиции Локка в данном вопросе усложняется тем, что он сознательно отказывался от его решения. Но поскольку он занимался исследованием духовных способностей человека, то вопрос этот встал перед ним помимо его воли. И тогда оказалось, что Локк то признает наличие двух субстанций — материальной и мыслящей, то допускает, что при более глубоком познании мыслящих существ можно было бы установить зависимость мышления от тела.
Положение о причинной зависимости души от тела очень хорошо согласуется с идеей опытного происхождения всех знаний человека. Почему же при том, что материалистическое объяснение души весьма уместно в эмпиризме, Локк отказывается от него? Видимо, здесь не следует сбрасывать со счетов важные для жизни человека, хотя и внешние для теории, обстоятельства, ибо только при материалистическом истолковании души рационально объясняется, как возникает знание внешних человеку тел. Но идеологически проводить материализм сложно, так как против него ополчается прежде всего собственная вера в Бога. Да и небезопасно это было во времена Локка, потому что против материалистов выступали церковь, многие авторитеты и общественное мнение. Уже эти обстоятельства должны были толкать к тому, чтобы искать возможность разрабатывать эмпиризм без объяснения природы души.
Однако не может состояться великий философ без всепобеждающей любви к истине. А тот, кто любит истину, бесстрашно выражает ее так, как чувствует и понимает. И Локк неоднократно демонстрировал подобное бесстрашие в полемике по теоретическим, религиозным и политическим вопросам. Поэтому важнее продумать внутренние причины, в силу которых эмпирическое объяснение познания требует материализма и в то же время сталкивается с большими трудностями в истолковании природы души.
Такое внутреннее обстоятельство эмпирической теории обнаруживается уже у Гоббса и, вероятно, является главной причиной того, почему эмпирик Локк решил не исследовать природу души. Вспомним, что Гоббс решительно и смело объяснял человеческую душу как способ действия тела. Но когда он на этой основе построил учение о том, как душа воспринимает и отражает (познает, представляет) внешние предметы, то оказалось, что все образы (идеи) души представляют собой лишь кажимость. Конечно Гоббс придумал объяснение того, как из кажимости познающий человек получает специфическую истину. Он исследует связи разных кажимостей и получает знание об их необходимых, причинно-следственных отношениях. Вот это знание и оказывается полезным для человека.
Однако это учение Гоббса порождало очень сложный философский вопрос: если душа не субстанция, а функция и если чувственные качества не существуют во внешних телах, то где они существуют? Гоббс отвечает: в субъекте. Но этот ответ страдает тем большим теоретическим изъяном, что не учитывает положение о телесности самого субъекта. Ведь субъект согласно Гоббсу, есть тело. А о телах, по его мнению, абсурдно думать, будто они имеют цвета, вкусы, запахи и даже очертания. Следовательно, и в человеке указанные качества не могут помещаться. Однако Гоббс помещает их именно в человека, не объясняя, как они там могут существовать. Вот и получается, что Локк хорошо понимает онтологические проблемы эмпиризма и снимает этот каверзный вопрос, говоря: будем исходить из факта, что качества даны нам и, значит, присутствуют в нас, и не будем бесполезно ломать голову, как они в нас могут существовать.
Тем самым Локк заявил о себе как огносеологе по преимуществу. А«гносеологический материализм», как мы видели, он проводил решительно и смело. Без всяких колебаний источником знаний считал объективно существующие до инезависимо от человеческих восприятий тела. Но Локк в своем учении о познании не ограничился только разработкой проблемы источника знания. Он тщательно проанализировал весь состав человеческого знания и дал свое объяснение его формирования и условий его достоверности.
5. Учение об образовании понятий, видах познания и проблема истины.Все знание, считал Локк, образуется из идей. А идеи самым явным образом, по его мнению, делятся на простые и сложные. Простые идеи — это те, которые ум получает, поскольку он пассивен, т.е. воспринимает ощущения от тел и от наблюдения за своей деятельностью с данными ощущениями. Простые идеи отличаются тем, что они самоочевидно просты, легко отличаются друг от друга и не могут быть разложены никоим образом на другие идеи. Это, например, идея белого цвета («белизна»), или идея того действия ума, которое мы привыкли называть мышлением. Главная характеристика простых идей состоит в том, что душа не может ни разрушать их, ни создавать. Они проникают в душу только путем ощущений и рефлексии независимо от того, хотим мы этого или нет. И никакой самый могучий ум, утверждает Локк, не способен создать ни одну простую идею.
Зато какие угодно сложные идеи не могут быть получены иначе, чем комбинацией простых идей. И ум обладает такой способностью из простых идей, как из материала и основания, строить сложные идеи. Эти сложные идеи независимо от их числа и беспредельного многообразия Локк считает возможным свести к трем разрядам: 1) идеи модусов; 2) идеи субстанций; 3)идеи отношений.
Идеи модусов — это такие сложные идеи, которые не имеют самостоятельного существования, а считаются или зависимыми от субстанций, или их свойствами. В качестве примера идей модусов вообще Локк приводит идеи, которые обозначаются словами «треугольник», «благодарность», «убийство» и т.д. Модусы в свою очередь делятся на простые и смешанные. Простые модусы возникают из различного сочетания одной и той же простой идеи. Нагляднейшими примерами таких модусов являются числа: «дюжина», «двадцатка» и т.п. Они «представляют собой не что иное, как идеи стольких-то единиц, соединенных вместе» [там же, с.214].
Среди идей простых модусов важнейшими оказываются идея пространства и идея времени. Идея пространства образуется у нас, как считает Локк, благодаря зрению или осязанию. Она есть восприятие расстояния между различными предметами или между частями одного и того же предмета. Для целей практики, говорит Локк, люди закрепляют в своих умах идеи определенных мер расстояния, например, дюйм, сажень, миля. Однако идея любого конкретного расстояния есть лишь несколько раз повторенная идея пространства. Когда люди привыкают к каким-то определенным мерам пространства, они замечают, что могут прибавлять идею мили к самой себе бесконечное количество раз. Причем для этого им не нужно мыслить никакие предметы или тела. Так возникает идея необъятности. Видимо, таким способом Локк объяснил происхождение и смысл человеческого понятия бесконечности. Вообще весь смысл локковского учения о пространстве сводится к обоснованию тех положений, что пространство существует объективно и что оно представляет собой «пустоту», в которой помещаются плотные тела и благодаря которой они могут двигаться (перемещаться в пространстве). Для читателя, который заинтересуется, как Локк выходит из того затруднения, что признание реального существования пустоты означает признание существования «ничто» (и это выглядит явным абсурдом), я рекомендую самостоятельно продумать его учение о пространстве («Опыт», кн.II, гл.13).
Идея времени — это идея продолжительности, которую мы получаем «не от постоянных частей пространства, а от текучих и постоянно гибнущих частей последовательности» [там же, с.231] . Такая идея продолжительности возникает от наблюдения за движущейся цепью наших идей. Происходит это так. Сначала благодаря рефлексиимы улавливаем последовательностьидей в своем уме. А затем мы можем отметить расстояние между какими-то частями данной цепи. Это и есть идея продолжительности. А временем в собственном смысле слова следовало бы называть измеренную продолжительность.
В учении Локка о времени нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, он настойчиво проводит мысль, что идея времени возникает из рефлексии благодаря наблюдению цепи различных идей, и таким образом появляется идея продолжительности. Во-вторых, движение не является ни источником идеи времени, ни тем более мерой времени. Отсюда видно, что относительно объективности или субъективности времени Локк высказывается не так определенно, как в случае с пространством. Тем же, кто интересуется философскими проблемами времени, полезно будет продумать анализ Локка [«Опыт», кн. II, гл. 14,15]. В любом случае ясно, что поскольку идеи приходят из двух источников — ощущений и рефлексии, то их последовательность должна выражать объективную последовательность вещей и человека. А значит, и объективную продолжительность их существования. В результате Локк, хотя и не очень настойчиво, но достаточно вразумительно проводит мысль, что время (продолжительность)есть самостоятельное свойство вещей, существующее объективно и не сводимое ни к движению, ни к пространству и ни к каким угодно другим их свойствам.
Смешанные модусы представляют собой сочетание не одинаковых, а разных идей. В качестве примеров подобных модусов Локк приводит такие сложные идеи, которые обозначаются словами «красота», «воровство», «обязанность», «опьянение», «ложь» и т.п. Их отличие от идей простых модусов в том, что они образуются из сочетаний нескольких идей разных видов. Например, идея красоты, по Локку, представляет собой сочетание идеи окраски и идеи формы. А от сложных идей субстанций смешанные модусы отличаются тем, что они не выражают характерные признаки реальных вещей, а представляют продукт сочетания нашим умом разрозненных и независимых идей. Поэтому они и называются понятиями чаще, чем другие идеи.
Идеи субстанций — это такие сочетания простых идей, которые представляют различные отдельные вещи, существующие самостоятельно. Причем в данных сочетаниях в качестве главной всегда присутствует неясная идея субстанции вообще. О существовании субстанции в понимании Спинозы или Декарта как некоей сущности, лежащей в основе единичных вещей, Локк высказывается весьма скептически. Он признает, что люди пользуются таким понятием, предполагая некоторую «подпорку», «основу» или «субстрат» для различных качеств, которые встречаются вместе при восприятии отдельных существ. Но никакой идеи, которая бы ясно указывала на действительное существование такой «подпорки» или «субстрата», нет. Поэтому остается лишь признать, что люди только предполагают какую-то основу, не зная, как держатся вместе качества, своей комбинацией образующие отдельное существо. И эту предполагаемую основу стали называть субстанцией. Но так как очевидно, что в данном случае слово «субстанция» обозначает неизвестно что, то Локк и считает оправданным называть субстанциями сложные идеи, представляющие нам отдельные, самостоятельно существующие вещи. Виды идей субстанций выделяются очень просто. Сложная идея субстанции, представляющая одно существо, называется единичной идеей субстанции, или просто единичной субстанцией (один человек, одна лошадь, одно дерево). А всякое соединение единичных субстанций вместе называется собирательными субстанциями (армия людей, стадо овец и т.п.).
Идеи отношений — это такие сложные идеи, которые образуются от сравнения двух вещей. К ним относятся, например, идеи, которые обозначаются словами «Отец», «муж», «сын», «белее», «далеко» и др.
Таким образом, все богатство человеческого познания возникает первоначально из соединения простых идей в сложные, а затем и из различного сочетания этих сложных идей. Сочетание сложных идей возникает двумя путями. Во-первых, под контролем нашего ума. Во-вторых, они могут возникать и в силу различных случайных связей. Последний способ сочетания Локк назвал ассоциацией идей.
Так как все познание возникает из соединения идей, то и суть познавательного действия Локк усматривал в сравнении идей и в установлении связей и отношений между ними. Он различал три вида познавательных действий и соответственно три ступени познания: интуитивное, демонстративное и чувственное.Самым совершенным видом познания Локк считал интуицию. Она состоит в способности ума видеть сразу соответствие или несоответствие двух идей. Во многих случаях простое сравнение двух идей не дает видения их соответствия либо несоответствия. Тогда ум прибегает к тому, что ставит между ними третью идею (или столько, сколько нужно), чтобы с ее помощью установить связь между исходными двумя. Это и есть демонстрация, которая составляет сущность нашей способности рассуждения. Демонстративное познание может осуществляться только на основе интуитивного, поскольку установить соответствие или несоответствие опосредующей идеи с исходными можно лишь интуитивно.
Чувственное познание отличается от интуитивного и демонстративного тем, что оно устанавливает не соответствие идей друг другу, а «единичное существование конечных предметов вне нас» [1,2, с. 14]. Чувственное познание наименее достоверно. Но оно вполне надежно для выполнения того, к чему приспособлено: дать «познание существования отдельных внешних предметов и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи…» [там же, с.15].
Понятие истины Локк считает важнейшим, ибо человечество всегда страстно искало истину. И, надо отдать должное, Локк тщательно проанализировал эту проблему, хотя, разумеется, в русле своей концепции познания. Специально понятия истины и лжи он рассматривал в связи с учением об идеях («Опыт», кн.II,
cyberpedia.su
Джон Локк краткая биография | Kratkoe.com
Джон Локк краткая биография английского педагога и философа, представителя эмпиризма и либерализма.
Джон Локк биография кратко
Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, возле Бристоля, в семье провинциального адвоката.После его рождения родители сразу крестили сына и переехали в торговый город Пенсфорд. Мальчик воспитывался в резиденции Тюдоров в Беллютоне.
В 1647 году Локк поступил в элитную лондонскую Вестминстерскую школу. Его образование оплачивал бывший начальник его отца и член Парламента — Александр Попэм. После окончания школы Джон поступил в Оксфордский колледж Крайст-Черч. Но учебная программа не удовлетворила студента, и он переключился на изучение философов-современников. В 1656 году Локк получил степень бакалавра, а спустя 2 года еще и степень магистра. Еще в Оксфорде он усиленно занимался медициной и работал с известными мыслителями и учеными. В 1674 году получил степень бакалавра медицинских наук.
В 1666 году Джон Локк познакомился с лордом Купером, первым графом Шафтсбери. Лорд был восхищен взглядам и мыслям ученого и предложил ему работу при дворе.
Локк в 1667 году перебирается в графскую резиденцию в Лондоне и получает должность личного лекаря лорда Эшли, продолжая изучать медицину. На формирование взглядов на натуральную философию оказал влияние Томас Сиденгама. Его первая научная работа – это «Очерк о человеческом понимании».
Однажды граф Эшли Шафтсбери заболел фатальной печеночной инфекцией, и никакие врачи не могли помочь ему выздороветь. Локк предложил революционное решение – сделать операцию для удаления печеночной опухоли. Оперативное вмешательство граф пережил успешно. С этого момента в жизни Джона Локка начался период расцвета.
В 1671 году ему предложили должность Секретаря Министерства по делам колоний и торговли, а также Секретаря Лордов-собственников Южной и Северной Каролины. На новом посту мыслитель пытался сформировать свое видение экономики и международной торговли.
В 1672 году, по ходатайству лорда графа Шафтсбери, он стал лордом — канцлером Великобритании и берет участие в политической жизни страны. Но после падения его партии вигов в 1675 году, Джон поводит некоторое время в скитании по Франции, давая частные уроки. В Лондон мыслитель возвращается в 1679 году, в тот момент, когда карьера Шафтсбери начала вновь идти вверх. Граф убедил Локка написать «Два трактаты о правлении», в котором рассматривается легитимизация трудового соглашения.
В 1683 году его подозревают в заговоре против Карла II и философ сбегает в Нидерланды. Здесь он все время посвящает написанию книг — «Очерк о человеческом понимании», «Письмо о толерантности». На родину возвращается только спустя 5 лет и живет в графстве Эссекс, в поместье близкой подруги — леди Машам.
Умер Джон Локк 28 октября 1704 года.
kratkoe.com
Джон Локк. 25 ключевых книг по философии
1632–1704
Трактат о гражданском правлении
1690
Новый взгляд на абсолютизм
Джон Локк — одна из крупнейших фигур в истории философии. В его работах затрагиваются проблемы из самых разных областей знания (науки, политики, воспитания). Еще и сегодня его влияние на философию, особенно англо-американскую, сравнимо с влиянием Декарта. Главными трудами философа считаются Опыт о человеческом разумении (1690) (в некоторых переводах — «Опыт о человеческом разуме». — Примеч. пер.) и Два трактата о правлении (1690). Мы решили представить здесь Трактат о гражданском правлении, поскольку проблемы человеческого разума будут подробно рассмотрены в главе о Лейбнице. Ведь Новые опыты о человеческом разумении немецкого мыслителя были направлены как раз против сочинения Локка.
Трактат о гражданском правлении — это своего рода манифест против абсолютной власти Государя. Трактат стал настоящей настольной книгой всех философов эпохи Просвещения. Именно он лежал у истоков движения, которое столетием позже завершилось Французской революцией.
Философ в период кризиса
Философия Локка неотделима от его исторической эпохи. Как и Гоббс, Локк жил во времена кризиса политической власти в Англии. Но родился он на 44 года позже Гоббса, и за это время содержание кризиса стало совершенно иным. В 1649 году (Локку было тогда 17) мятежники приговорили к смерти и казнили короля Карла I, провозгласив в Англии республику. Несколькими годами позже Кромвель объявил себя лордом-протектором, и встал вопрос о выживании и самой природе государства. Но после 1660 года обстановка изменилась. Локку в отличие от Гоббса требовалось не столько обосновать легитимность государства как общественного института, сколько заново определить прерогативы политической власти. После второй революции 1688 года на смену абсолютной власти Якова II, преемника Карла II, пришла конституционная монархия, теоретиком которой как раз и стал Локк.
Влияние отца
Джон Локк родился неподалеку от Бристоля. Воспитанием мальчика занимался отец, суровость которого по отношению к сыну по мере его взросления ослабевала. Постепенное наделение ребенка все большей ответственностью стало позже одним из педагогических принципов Локка, выраженных им в трактате Некоторые мысли о воспитании (1693). Во время гражданской войны (1640–1649) отец Локка сражался на стороне парламента. Джон был еще ребенком, но уже тогда сумел понять то значение, которое приобрели в государстве парламент и армия, и опасность абсолютной монархии, управляемой лишь по произволу государя.
Становление мысли философа
После обучения в вестминстерской школе, где преобладали пропарламентские настроения, юноша поступил в Оксфордский университет и проучился там с 1652 по 1658 год. Оксфорд был лагерем роялистов. Однако декан университета Джон Оуэн отличался духом терпимости, наложившим отпечаток и на студента Локка. Влияние Оуэна сказалось на последующих трудах философа куда больше, чем знания, полученные в университете. Занятия не слишком его интересовали. Тем не менее, именно в университете он познакомился с картезианством и некоторыми экспериментальными науками (физикой, химией, а главное — с медициной).
Затем Локк до.1663 года преподавал в Оксфорде греческий язык. Хотя философ и называл себя приверженцем Гоббса, но в то время больше интересовался консервативными теориями. И все же дух терпимости берет в нем верх. В 1663–1664 годах Локк пишет свою первую книгу: Опыты о законах природы. Но молодого ученого все-таки больше привлекают политика и медицина. Он ходит на публичные лекции о геометрии математика Уоллиса, интересуется трудами астронома Сета Уорда, знакомится с экономистом Уильямом Пегги и физиком Робертом Бойлем. Локк восхищается их наблюдательностью, вошедшей в традицию английских ученых со времен Фрэнсиса Бэкона. Философ подружился с лордом Энтони Эшли Купером (1621–1683). Этой дружбе предстоит продлиться до самой смерти лорда. Локк поступает к нему на службу. Купер входил в окружение короля и позже сделал блестящую административную карьеру: он дошел до поста лорда-хранителя печати (т. е. государственного канцлера., — Примеч. пер.), но затем ушел в оппозицию. До 1681 года Локк служит у лорда врачом (хотя и не имеет диплома) и секретарем. В 1671 году он делает первые наброски своего Опыта о человеческом разумении. За республиканские взгляды король отправляет лорда Эшли в отставку. Вместе с ним Локк едет во Францию, где знакомится с картезианцами, Мальбраншем (Никола Мальбранш (1638–1715) — философ, представитель окказионализма. В противоположность пантеизму Спинозы утверждал, что мир существует в Боге. — Примеч. пер.), логикой Пор-Рояля (так стали называть учение картезианцев А. Арно и Н. Николя, согласно которому логика — рабочий инструмент всех других наук и практики, поскольку она принуждает к строгим формулировкам. — Примеч. пер.) Для поправки здоровья философ едет в Монпелье, где проводит два года. Локк увлекается в то время клиническим методом лечения, которому обучали на медицинском факультете местного университета.
Под давлением общественного мнения Карл II вынужден возвратить лорду Эшл и прежнюю должность канцлера. Вместе с ним Локк возвращается в Англию. Но политическая ситуация в стране крайне напряжена. В этой обстановке политической нестабильности Локк и пишет свой Трактат о гражданском правлении.
Изгнание и возвращение на родину
О После реставрации абсолютизма при короле Якове лорд Эшли Купер, ставший графом Шефтсбери, опять попадает в опалу. Вельможу бросают в тюрьму, но вскоре вновь освобождают по требованию его сторонников. Два друга отправляются в добровольное изгнание в Голландию. В 1683 году граф, ставший одним из лидеров оппозиции, умер, но Локк не спешит вернуться на родину. Он делает это лишь после новой революции 1688 года, приведшей на английский престол Вильгельма и Марию. Желая оправдать эту революцию в глазах общественного мнения и теоретически обосновать необходимость конституционной и либеральной монархии, Локк пишет два больших сочинения, Труд, посвященный политике, состоит из двух взаимодополняющих трактатов: в одном из них критикуется опубликованная в 1640 году книга Роберта Филмера Патриарх, где автор отстаивает идею абсолютной монархии; во втором, о котором у нас пойдет речь, излагаются основы собственных философских взглядов Джона Локка.
После 1690 года у Локка выходит еще несколько философских работ, где в основном даются ответы на критические замечания по поводу двух его больших Трактатов.
С 1696 по 1700 год Локк служит в коллегии Министерства торговли, а затем уходит на покой и поселяется в Оутсе, в доме леди Мэшем, дочери Р. Кадворта, философа-неоплатоника из Кембриджа. Там он в 1704 году и умирает.
Резюме
Итак, в 1690 году в Лондоне вышла книга, состоящая из двух политических трактатов: Two Treatises of Government («Два трактата о правлении»). В первом из них автор критикует взгляды Роберта Филмера и его учеников; полное же название второго — Essay concerning the True Original, Extent and End of Civil Government («Опыт о происхождении, пределах власти и целях гражданского правления»). Трактат вышел анонимно, но все знали, что его автором был Локк. В первом трактате философ подвергает критике ложные, по его мнению, политические принципы. Во втором он говорит об источниках, области исследования и принципах истинного философского учения о политике.
Критика абсолютизма
Роберт Филмер оправдывал существование абсолютной монархической власти божественным правом: король получает власть непосредственно от Бога. Книга Филмера была написана еще в 1640 году, но опубликована лишь после смерти автора, в 1680-м, Центральный ее тезис — сравнение власти монарха с родительской властью. Бог доверил Маму, затем Каину… и через много поколений их законному преемнику Карлу II суверенную власть над внутренними делами и внешней политикой страны. А значит, идея о том, что человек от природы является господином самому себе, лишена смысла. Все люди должны подчиняться родителям. Король избран Богом, чтобы быть отцом своему народу. Все человеческое общество устройством своим подобно семье.
В 1680 году Сидней, лидер оппозиционной партии вигов, написал трактат с критикой книги Филмера, где утверждал, что власть может быть законной, только если она опирается на согласие народа. Но в 1683 году Сидней был казнен, и его книга вышла только в 1698 году.
Джон Локк не ограничивается чисто политическими вопросами. Свое философское опровержение книги Филмера он строит на том, что недопустимо выводить принципы правления из положений, противоречащих здравому смыслу, опыту и не соответствующих ни природе вещей, ни делам человеческим. Целых 100 страниц философ посвящает опровержению рассуждений, содержащихся на первых 20 страницах книги Филмера. Разоблачая ложность принципов, лежащих в основе теории Филмера, автор предлагает читателю самому осознать всю абсурдность его тезисов в защиту абсолютной монархии.
Многие мыслители того времени, например Джеймс Тиррел, критиковавший книгу Филмера, несмотря на терпимость в вопросах теории, все же оставались на стороне абсолютизма. Но еще в Голландии Локк прочел Богословско-политический трактат Спинозы, написанный в 1670 году и отстаивающий принципы демократии, и понял необходимость различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли. В своей критике Филмера он пытается разделить эти две стороны действительности. «Необходимо найти другой источник возникновения правления, другие корни политической власти и другой способ назначать и определять людей, которые должны ею обладать, не те, что называет сэр Роберт Филмер», — пишет он во втором трактате. Философ показывает, что ошибка Филмера заключается в том, что он не проводит различия между человеком и животными, у которых действительно существует право сильного.
Гражданское правление
Отвергнув эти ошибочные концепции, следует установить правила, по которым должно функционировать разумное гражданское общество. Локк определяет гражданское правление как право принимать законы и заставлять их выполнять, при необходимости прибегая к силе и правосудию, но единственно лишь на благо общества. Именно у него впервые выражены основы идеологии общественных интересов. Локк пытается разработать такой механизм соединения политической и судебной властей, который наилучшим образом служил бы общественным интересам, поддержанию мира и безопасности граждан.
Возникновение политической власти
В отличие от Гоббса, Локк не считает природное состояние лишь мифом, удобным для теоретических рассуждений. Это состояние действительно существовало, и при нем все люди, мужчины и женщины, были равны, а значит, и свободны. Это первоначальное состояние равенства и свободы опиралось на здравый смысл. Столкновения людей друг с другом и отказ от свободы и равенства противоречат природе. Война и рабство открыли для человека возможность подчинения себе подобных и увеличения собственной власти. Эта человеческая слабость, положившая конец природному состоянию, основанному на равенстве и свободе, привела к необходимости создания гражданского общества на началах разума и опыта.
Естественное людское сообщество должно было тогда разделиться на отдельные гражданские общества. Этот переход от естественного состояния к гражданскому обществу произошел по взаимной договоренности: соглашение об образовании гражданского общества принимается на основе свободного согласия всех, кто в нем участвует. Люди соглашаются отказаться от своей естественной свободы и права самим осуществлять правосудие. Они доверяют это право новому обществу, образующемуся по согласию большинства из них. Это соглашение основано на свободном согласии и доверии к новой власти. В результате общественного договора образуется государство, исполняющее единую волю. Государственная власть может иметь своим основанием лишь всеобщее согласие.
Эту точку зрения, конечно, нельзя назвать демократической. Локк даже не рассматривает демократию в качестве одной из возможных форм политического устройства. В основе его теории лежит критика абсолютной власти государя, осуществляемой вопреки воле большинства граждан. Локк выступает против произвола, отрицающего естественное право. Свободу он ограничивает рамками гражданского общества, развивающегося с учетом общественных интересов.
В юридической науке Локку принадлежит теория авторизации (наделения полномочиями), по. которой в государстве должно существовать верховенство законов, и теория представительства, согласно которой власть большинства является наиболее разумным политическим устройством. Отсюда философ выводит свою теорию гражданского долга: переход от естественного состояния к гражданскому обществу есть продвижение вперед, в результате которого у каждой личности возникают определенные права и обязанности.
Организация государственных институтов
В отличие от Гоббса, Локк не рассматривает вопрос о различиях между формами правления (демократией, олигархией и монархией). Для него важен не режим правления, а организация власти в рамках этого режима. Он выступает против абсолютизма и злоупотреблений властью со стороны должностных лиц, а также он исследует разделение властей в государстве. Власть чиновника интересует его лишь постольку, поскольку именно он должен восполнять недостатки закона.
Каким образом распределяется власть в государстве? Власть законодательная должна быть несменяемой и священной. Это она формирует республику (это слово здесь употребляется в значении «государство»), обеспечивает ее существование и единство. Задача законодательной власти: разработать систему гражданских законов, определяющих условия благосостояния и счастья граждан. На исполнительной власти лежит обязанность применять законы. Она обладает правом практического действия, а значит, исправления недостатков и толкования недостаточно ясных законов, опираясь при этом на здравый смысл. В обязанности федеративной (т. е. занимающейся внешними связями. — Примеч. пер.) власти входит деятельность в сфере международных отношений в соответствии с естественным законом и здравым смыслом. И здесь нужны не столько законы, регулирующие международные отношения, сколько возможность осуществлять их на практике.
Судебная власть не изолирована от трех остальных ветвей власти. Не существуя в естественном состоянии, она появляется только в гражданском обществе. Теория общественных институтов Локка касается скорее этических, чем организационных проблем. Философ рассматривает функции властей. Для него важно, в первую очередь, чтобы эти функции реализовы-вались в соответствии с главным принципом: обеспечение благосостояния общества. Никогда не следует забывать о том, что политические институты созданы волей народа.
Ограничения, налагаемые на государственные институты
Таким образом, одна из главных проблем, стоящих перед философом, — определение границ полномочий власти. Он считает, что необходимым условием силы политической власти является народная поддержка. Народ составляет основу государства. Когда суверен лишается народного доверия, возникает угроза самим основам государства. Локк согласен с тем, что, если государь — тиран и правит лишь в собственных интересах, то народ освобождается от обязанности ему повиноваться. В этом случае народ имеет законное право сопротивляться власти. Локк даже создал теорию такого сопротивления. Не одобряя цареубийства, он предлагает установить в этом случае самостоятельность народа в вопросах законодательства. Народ должен управлять сам собой. Он должен избрать новое правительство и поручить ему принять законы, служащие интересам общества. Ведь сущность политики состоит именно в обеспечении всеобщего блага.
Локк разработал также теорию политической зрелости, достигнув которой гражданин имеет право решать, когда следует сменить своего государя. Политическая сознательность народа — гарантия недопущения абсолютизма.
Комментарий
Дальнейшая история Англии показала, что, теория Локка вовсе не была утопичной. В XVIII веке ей предстояло воплотиться в действительность, в первую очередь во Франции. История Французской революции показала, что, хотя и не без сложностей, все же в основном события шли в направлении, предсказанном философом.
Сходство и различия между теориями Локка и Гоббса
Рассмотрев содержание книги Левиафан Томаса Гоббса и Трактата о гражданском правлении Джона Локка, следует сразу же определить, какова связь между этими двумя произведениями. В чем сходство философии Гоббса и Локка? Как известно, книга Локка направлена против теории Роберта Филмера. В 1660-е годы философ интересовался идеями Гоббса, но Левиафан не произвел на него особого впечатления. Локк согласен с разделением Гоббсом истории человечества на естественное состояние (когда люди вели себя, как звери) и гражданское состояние (после того, как они заключили между собой общественный договор).
Первое серьезное различие между Гоббсом и Локком заключается в том значении, которое они придают религии. В своем политическом трактате Локк совершенно не касается вопроса о религиозной власти. Как он писал в Опыте о веротерпимости, священники не должны вмешиваться в политические Дела, «посвятив себя исключительно служению душам». Это высказывание вообще очень характерно для Локка.
Второе большое различие между двумя философами заключается в методах, которые они используют. Книга Гоббса абстрактна и основана на рациональной и дедуктивной логике. Локк же, напротив, строит нить своих рассуждений на конкретных наблюдениях, взятых из политической жизни. Философ — типичный эмпирик. Его трактат, хотя и имеет общечеловеческую ценность, все же привязан к своему времени, к политической обстановке той эпохи. Локк не ставит перед собой задачу создать общую философскую теорию политики. Он говорит не о том, что должно быть, а о том, что возможно. Иначе говоря, Локк — прагматик. Таким образом, главное различие между двумя философами заключается в их методологии.
Реакция на книгу после ее появления
Локк, несмотря на то что некоторые стороны его учения можно определить в каком-то смысле подрывными, всегда считался крупным ученым и пользовался всеобщим уважением. К тому же он никогда прямо не нападал на церковь, довольствуясь лишь требованием ограничить сферу ее деятельности. Его сочинение было известно широчайшему кругу читателей. Философа стали считать полуофициальным идеологом английской конституционной монархии. С его легкой руки идея общественного договора получила исключительно широкое распространение. Деятели английского режима приняли его Трактат как руководство к действию. Книга дала новый толчок свободной мысли Англии. Виги (либералы) восприняли ее с небывалым энтузиазмом. Епископ Эдмунд Лоу выпустил в свет полное собрание сочинений философа. Даже тори (консерваторы) признавали его авторитет. После смерти Локка его могила была постоянно устлана живыми цветами. Перед его памятником люди опускались на колени. Интеллектуалы устанавливали статуи Локка у себя в саду. Епископ Уорбертон назвал его в журнале «Спектейтор» «честью нынешнего века и учителем века грядущего, славой нации».
Конечно, со временем стали подавать голос и критики: внук графа Шефтсбери в своем Исследовании добродетели или заслуг, переведенном самим Дидро, Юм в Политических очерках (1741), юрист Блэкстоун, Беркли — все они оспаривали его тезисы об общественном договоре, естественном состоянии, праве на сопротивление государю. Таккер даже возложил на Локка ответственность за восстание американских колонистов… И все же англичане до сих пор верны памяти философа. В их глазах он навсегда остался отцом английской конституционной свободы.
Распространение книги в XVIII столетии
Книга оказала огромное влияние на европейскую общественную мысль. В 1704 году Пьер Кост назвал Локка одним из властителей дум будущего. Ницше считал его отцом века Просвещения. За несколько десятилетий французские философы познакомили с учением Локка всю Европу. Дидро популяризировал его тезисы об общественном согласии. Он считал Локка посредником «между древностью и новым временем»,
Таким образом, Локк стал признанным идеологом либеральной мысли. Его концепция свободы распространялась все шире. Вольтер пишет в своем Тринадцатом философском письме (1734), что англичане нашли в трактатах Локка обоснование республиканской монархии. Монтескье, друг Пьера Коста и переводчик Локка на французский, связал между собой либерализм Локка и конституционализм. Его трактат О духе законов можно рассматривать как своего рода продолжение Трактата о гражданском правлении. Произведения Локка и Монтескье и поныне изучаются во всех английских университетах.
Хотя Руссо почти не цитирует Локка, но из его произведений (особенно из трактата Об общественном договоре) видно, что он хорошо знал сочинения английского философа. Члены революционного Учредительного собрания во Франции позаимствовали у Локка даже сам лозунг Республики: Свобода, Равенство, Братство. Французский перевод его книги вышел за период с 1724 по 1795 год в семи изданиях. Даже революционные бури не убавили популярности Локка.
Его идеями проникнута и американская Декларация независимости (июль 1776 года), где можно найти положения о суверенитете народа, об общественном договоре, об ответственности и разуме гражданина. Книгой Локка подсказаны и идеи гарантий личной свободы, свободы совести, права на собственность и на труд. Декларация прав гражданина, принятая в июне 1776 года, во многом повторяет основные положения учения философа и фактически представляет собой синтез его идей. Этот текст, послуживший, в свою очередь, образцом для Декларации прав человека и гражданина, сделал Локка одним из очень немногих философов, оставивших заметный след в истории общества.
В XIX веке идеи Локка продолжают распространяться, хотя зачастую уже без упоминания его имени.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Джон Локк
Биографические сведения. Джон Локк (1632 — 1704) – английский философ. Родился в семье адвоката, учился в Оксфорде, где получил степень магистра.
В центре внимания Локка – проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).
Основные труды.«Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).
Философские воззрения.Онтология. Локк являетсядеистом2: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механически. На его представления об устройстве этого мира оказал Ньютон.
Гносеология и сенсуализм. Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бекон, Декарт, Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет понятие «идеи».
Понятие «идеи» — одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории философии. Веденное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформировалось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеямивсе то, что, существуя в сознание человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).
Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabularaza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.
Идеи бывают простые(полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) исложные(полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шарообразная форма, зеленый цвет и т.д.
Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, ивнутренним, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность души, движение мысли).
Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств3. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов – так называемыепервичные качества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными – так называемыевторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путемсоединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи.
Среди идей, находящихся в человеческом уме, Локк различает ясные и смутные, реальные и фантастические, соответствующие своим прообразам и не соответствующие. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Таким образом, закладывая основы сенсуализма, Локк не только утверждает, что ощущения являются источниками, но и что именно они (а не разум – как это было у Декарта) есть критерий истины.
Процесс познания он рассматривает как восприятие и понимание согласованности и несогласованность между нашими идеями. Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивноили посредствомдоказательства. Так, интуитивно мы понимаем, что белый и черный цвет – это разные цвета, что окружность не есть треугольник, три – больше двух и равно двум плюс один. Там, где сразу невозможно ясно и отчетливо понять сходство и различие идей, мы нуждаемся в доказательстве, т.е. ряде промежуточных шагов, в которых мы интересующие нас идеи сравниваем с одной или несколькими другими. Таким образом, доказательство, в конечном счете, также базируется на интуиции.
Интуиция и доказательство действуют в случаях, когда речь идет о согласованности и несогласованности идей, находящихся в нашем сознании. Но в процессе познания чрезвычайно важна также согласованность и ли несогласованность идей с объектами внешнего мира. Это происходит за счет чувственного познания. Таким образом, Локк различает три вида познания:
Тип познания | Наиболее очевидные объекты познания |
Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей | Таким мы познаем собственное существование |
Демонстративное: рациональное доказательство | Математика; бытие Бога |
Чувственное или сенситивное | Существование внешних вещей |
Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни Локк делит на три группы:
Социальные законы | |
Тип законов | Оценки поступков в соответствии с данным законом |
Божественные законы | нарушение: грех выполнение: обязанность или долг |
Гражданские законы | нарушение: преступление выполнение: «безвинные» |
Законы общепринятого мнения | нарушение: порок выполнение: добродетель |
Социальная философия. Локк – сторонник конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «общественному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку – волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек человеку – друг».
Поскольку все люди равны и независимы, то никто не должен причинять вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Следовательно, естественным правами являются: право на жизнь, право на свободу. Право на собственность и право на защиту этих прав.
Судьба учения.Учение Локка находится у истоков всей философии просветителей, именное его чаще всего называют первым просветителем. Учение Локка также послужило основой дальнейшего развития сенсуализма в философии. Кроме того, необходимо отметить, что его учение о правах человека способствовало становлению идеологии либерализма.
studfiles.net
Джон Локк. Краткая история философии
Жизнь
Джон Локк родился в 1632 г. близ города Бристоль в юго-западной части Англии. Его отец, пуританин, был законоведом, служившим в парламенте во времена протектората Кромвеля. Будучи юношей, Джон Локк с 1646 по 1652 г. посещал Вест-министерскую школу. Затем он поступил в Крайстчерч колледж Оксфордского университета. После получения ученых степеней (бакалавр, магистр) Локк был назначен научным сотрудником колледжа. Он изучал греческий язык, риторику, этику. Курс философии Оксфордского университета был насыщен устаревшей схоластикой, которая не приходилась по душе Локку. Часто он даже не видел никаких различий в вопросах, относящихся к схоластическим рассуждениям.
Джон Локк
Чтение трудов Рене Декарта, ярого противника схоластики, пробудило в разуме Джона Локка интерес к большой философии. (Впрочем, будущий философ читал труды Декарта самостоятельно. Изучение такого материала, естественно, не входило в рамки учебного курса.) В университете он завел множество знакомств. Среди его друзей был, в частности, сэр Роберт Бойль (автор закона Бойля). Локк был вхож в постоянно растущий круг современных ученых, мыслителей-эмпиристов и математиков. Он также был врачом, но никогда не применял на практике своих теоретических знаний в области медицины. Вскоре Локк покинул Оксфордский университет и некоторое время работал секретарем у ряда влиятельных общественных деятелей. Затем он уехал из Англии. После возвращения Локк некоторое время находился на службе у графа Шефтсбери, лорд-канцлера при дворе Карла I.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Краткая биография Джона Локка
Локк Джон (1632-1704 гг.)
Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.
Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.
Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии. Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.
Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.
Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.
Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй —развитию теории конституционной парламентской монархии.
Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.
В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».
citaty.su