Локк джон философия кратко – Философия Джона Локка кратко

54. Философия Дж. Локка. Философия. Шпаргалки

54. Философия Дж. Локка

Джон Локк (1632–1704) – английский философ – был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть… Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство… Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья».

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – «чистая доска», на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении», – таков основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Локк оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ЛОККА — КиберПедия

(29.08.1632 — 28.10.1704)

1. Жизнь и произведения Дж. Локка. Джон Локк родил­ся 29 августа 1632 г. в небольшом городе Рингтоне, располо­женном на западе Англии. Отец его был адвокатом и придер­живался пуританской церкви. В 1642 г., когда началась война парламента с королем, отец вступил в парламентскую армию, где получил чин капитана. По рекомендации командира отца Джон Локк в 1646 г. поступил в Вестминстерскую школу, кото­рую закончил в 1652 г. В этом же году как лучший ученик шко­лы он был принят в Оксфордский университет. В 1656 г., окончив университет, он получает степень бакалавра и оста­ется в университете в качестве преподавателя древнегрече­ского языка. Здесь Локк сближается со сторонниками экспе­риментальных исследований природы и увлекается занятия­ми медициной. У него завязывается дружба со знаменитыми учеными того времени Ричардом Доуве, Джоном Уилкинсом, Робертом Бойлем.

Университет отказал Локку в степени доктора медицины, и в 1667 г. он принимает предложение графа Шефстбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был про­тивником режима реставрации, и в итоге Локк оказался в сре­де непосредственных участников политической борьбы в Ан­глии. Он и сам принимал в ней достаточно активное участие. Всякий раз, когда граф Шефстбери назначался на высшие государственные должности, Локк получал место секретаря при нем. А когда Шефстбери за противодействие королю по­падал в королевскую тюрьму Тауэр, Локку приходилось эмиг­рировать в Европу. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Из нее Локк возвратился в Англию после того, как в 1688 г. коро­лем Англии был провозглашен голландский правитель принц Вильгельм Оранский, муж дочери бывшего короля. Вильгельм принял власть на условиях значительного ее ограничения парламентом. С этого времени в Англии уста­новилась конституционная монархия, которая существует до сих пор.

После возвращения Локка в Англию начался самый пло­дотворный период его жизни. За короткое время — с 1689 по 1695 г. — он создает свои философские работы. В 1689 г. появляется его первая печатная работа — «Письмо о веро­терпимости». В 1690 г. выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разуме», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим филосо­фом Европы. Работу над «Опытом» Локк начал еще в 1671 г. по предложению своих друзей-естествоиспытателей с целью выяснить возможности и границы человеческого познания. В этом же 1690 г. выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении «. В 1693 г. появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 г. — работа «Ра­зумность христианства».



Для точности представлений о личности Локка надо до­бавить, что после возвращения в Англию он стал активно за­щищать и пропагандировать ту форму правления, которая с этого времени здесь установилась. Благодаря этому, вплоть до 1691 г. он развивает активную политическую и админист­ративную деятельность. В эти годы он оказывает заметное влияние на ход парламентских дискуссий, участвует в прове­дении денежной реформы, в учреждении Английского банка и создании ряда частных компаний, добивается расширения свободы печати.

С 1691 г. административно-политическая активность Лок­ка в связи с болезнью идет на убыль. Он поселяется под Лон­доном, углубляется в личную жизнь и в философские заня­тия. Умер Джон Локк 28 октября 1704 г.

2. Критика Локком учения о врожденных идеях и прин­ципах.Главная работа философа — «Опыт о человеческом разуме» — при его жизни пять раз издавалась на английском языке и два раза в переводах — на голландском и на латыни. Дважды он вносил туда многочисленные поправки и добав­ления. Именно эта работа принесла Локку еще при жизни сла­ву великого философа XVII в. «Опыт» — обширнейший труд. В последнем русском переводе он занимает полтора тома из трехтомного собрания сочинений философа.

В предисловии к «Опыту» он сообщает об истории работы над своим трудом. Началось все с того, что Локк и его друзья стали обсуждать различные проблемы научного исследова­ния. И остановились перед затруднениями, вставшими, по словам Локка, со всех сторон. Некоторое время они находились в замешательстве, будучи не в состоянии приблизиться к разрешению охвативших их сомнений. А потом Локку приш­ло на ум, что они находятся на ложном пути. И он решил, что прежде чем заняться каким-либо исследованиями, «необхо­димо было изучить свои собственные способности и посмот­реть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет» [1,1, с.82]. Так возник замысел «Опыта о челове­ческом разуме». Он состоит из четырех книг. Первая книга посвящена критике «теории врожденных идей». Вторая изла­гает собственное учение Локка о происхождении идей и об­разовании понятий. В третьей книге представлено учение фи­лософа о языке. В четвертой, заключительной, книге расс­матривается человеческое познание в целом.



Свое исследование Локк начинает с того, что строго ог­раничивает его цель: он делает знаменательное для фило­софского исследования заявление, что изучением природы, души, т.е. выяснением ее сущности, субстрата, происхожде­ния, он заниматься не будет. Вспомним в связи с этим, что Томас Гоббс, великий соотечественник и непосредственный предшественник Локка, всего чуть более тридцати лет перед этим вел страстную полемику с рационалистом Декартом как раз по вопросу о природе и субстрате души и именно для того, чтобы правильно объяснить человеческое познание. Локк же предупреждает, что не будет заниматься выяснени­ем того, зависят ли при своем образовании идеи от материи или не зависят.»… Моей цельюявляется исследование про­исхождения, достоверности и объема человеческого позна­ния вместе с основаниями и степенями веры, мнений и сог­ласия…» [там же, с.91].

В результате этого исследования, рассуждает Локк, нуж­но установить силы нашего разума, выяснить, как далеко они простираются, каким вещам они соответствуют, а где изменяют нам. Когда мы как следует изучим способности на­шего, разума, выявим пределы нашего познания, найдем гра­ницы освещенной и темной части вещей, то и всякие другие исследования будем проводить более правильно. Тогда мы будем заниматься всеми предметами тем способом и в том направлении, которые соответствуют нашим способностям. Установление границ, в пределах которых возможно досто­верное познание, считает Локк, должно не отводить людей от познания, а наоборот, предохранять их от скептицизма и познавательной бездеятельности. Установив границы поз­нания, мы не сможем отрицать вообще все знание только потому, что некоторые вещи непостижимы. Иначе «мы пос­тупим почти так же умно, как тот, кто не пользовался бы своими ногами… и погиб бы от того, что у него нет крыльев, чтобы летать» [там же, с.94].

Чтобы решить эти задачи, нужно выяснить происхож­дение тех людей и понятий, которые человек замечает в своей душе, и установить пути, через которые разум полу­чает их. Некоторые считают якобы строго установленным то, что в разуме есть некоторые первичные понятия или врожденные принципы. Эти ученые полагают, будто душа получает данные принципы при самом начале своего бытия. Однако, как говорит Локк, если мы покажем, что все знание людей может быть получено лишь при помощи их природных способностей, «без таких первоначальных по­нятий или принципов», то учение о «врожденных принци­пах» должно быть отброшено как ложное.

Но вначале Локк рассматривает основные доводы сторонников учения о врожденности некоторых принципов. Главным аргументом у них должно быть утверждение о том, что есть такие умозрительные и практические принципы, с которыми согласны все люди. Их немного, но они есть. А раз с ним согласны все люди, значит, эти принципы нахо­дятся в душе с самого рождения человека. Такой довод, по мнению Локка, совершенно не состоятелен. Если бы да­же действительно все люди соглашались с какими-то прин­ципами, то это еще не доказывало бы их врожденности. Почему? Да потому, что можно показать, что есть другой путь ко всеобщему согласию относительно каких-то положений. Однако таких положений, с которыми были бы согласны все люди,

нет вообще. Локк доказывает это следующим спосо­бом. Сначала он опровергает утверждение об общем согла­сии по поводу так называемых умозрительных принципов, т.е. таких правил, которым подчиняется деятельность человече­ского ума. Затем то же самое он показывает по отношению к практическим принципам, т.е. правилам морали.

Самыми общепринятыми, говорит Локк, считаются прос­лавленные принципы доказательства (законы логики): «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» (логические законы тождества и запрета противо­речия). И хотя эти положения очень давно прославляются как общепринятые, на самом деле они так далеки от всеоб­щего признания, что абсолютно неизвестны значительной ча­сти человечества. Прежде всего они «неизвестны детям, иди­отам и другим людям» [там же, с.97]. А потому их нельзя счи­тать врожденными.

Затем Локк скрупулезнейшим образом рассматривает все реальные и возможные аргументы сторонников «теории врож­денных идей» и в деталях показывает их несостоятельность. Детали эти весьма интересны, но нам важно попытаться ус­тановить логический стержень аргументации Локка против этой теории. Состоит он в следующем. Если принципы врождены, значит, они должны явно присутствовать в душе чело­века, и он должен осознавать эти принципы. Если человек не осознает таких положений и не может извлечь их из памяти, следовательно, их нет в душе человека. Таким образом, на­личие понятия в душе, считает Локк, это всегда осознание человеком того, что он имеет это понятие. Но если есть такие положения, которые врождены людям, то необходимо, чтобы все люди одинаково осознавали их. А чтобы «теория врожденных принципов» могла быть окончательно принята как правильная, надо еще доказать, что положения, которые приз­нают все люди, не могли попасть в души никак иначе, кроме как появиться вместе с душой.

Поэтому и свою критику «врожденных принципов и идей» Локк направляет прежде всего на положение, будто сущест­вуют принципы, которые признают все люди. «Ибо что истина может быть врожденной и все-таки признанной, это для меня так же непонятно, как и то, что человек в одно и то же время может знать и не знать истину» [там же, с.110]. Однако те по­ложения, которые выражают логические законы, не знают и не используют многие люди. Хотя одного того, что дети не знают и не используют данных законов, уже достаточно для доказательства, что они не являются врожденными.

Есть и другие соображения, почему эти принципы не врож­дены. Если бы они были таковыми, то у детей они появля­лись бы в первую очередь и с самого начала их мыслитель­ной деятельности. Между тем дети очень рано обнаружива­ют множество самых различных знаний, например, что нянь­ка, которая кормит ребенка, не кошка, что горчица не сахар и т.п. Но среди подобных знаний детей нет отвлеченных умоз­рительных принципов. И было бы весьма неразумно утверж­дать, что перечисленные детские знания дети получают впер-. вые из положений «что есть, то есть» и «одна и та же вещь не может быть и не быть». Напротив, совершенно очевидно, по мнению Локка, что знание принципов дети получают по мере того, как внешние вещи воздействуют на их чувства. Уже в са­мом начале, как показывает наблюдение, дети имеют дело с единичными идеями, полученными от внешних вещей через ощущения. Задолго до умения говорить детский ум открывает взаимное согласие одних людей и несогласие других. Напри­мер, раньше, чем начинает говорить, ребенок знает разницу между идеями сладкого и горького. Наконец, логические зако­ны не врождены и потому, что их нет среди того, что обнару­живается прежде всего как врожденное. Все врожденное луч­ше всего должно обнаруживаться у тех людей, у которых вос­питание и образование не наложило еще отпечаток на их врож­денные черты. То есть опять-таки у детей, идиотов, первобыт­ных людей и просто у необразованных данные положения дол­жны были выступать яснее всего. Однако на деле все эти лю­ди их не знают и не пользуются ими вообще.

Тем более нет врожденных практических принципов, т.е. правил морали. Во-первых, среди них вообще нельзя встре­тить таких же ясных и в такой же степени общепринятых, как законы логики. Во-вторых, самые важные из них — верность, справедливость, нерушимость договора — соблюдаются да­леко не всеми людьми и не всегда. Далее, если сравнить прак­тические принципы в истории человечества, а также у раз­личных современных народов, то увидим, что правила, кото­рые принимаются одними народами, полностью отвергаются другими.

Но откуда же появляется убеждение, что имеются «врож­денные принципы»? Локк считает, что оно возникает из стрем­ления родителей внушить детям ряд хороших правил. Детей обучают им, как только они начинают что-либо воспринимать. И эти правила поддерживают все, кто окружает детей, или по крайней мере самые уважаемые из них. Об этих правилах никогда не позволяют говорить иначе, как об основе, на кото­рой вырастают религия и нравственность. Отсюда и выхо­дит, что такие положения приобретают славу неоспоримых, самоочевидных и врожденных истин. Хотя в действительно­сти они есть лишь следствие воспитания и привычки людей.

Однако главное в том, что проблема врожденных прин­ципов вообще решается неправильно. Чтобы решить ее правильно, следует посмотреть из чего данные принципы складываются. А складываются они, что очевидно, из отдель­ных понятий, или идей. Потом нужно выяснить, являются ли подобные исходные идеи врожденными или нет. Чтобы ре­шить эту задачу, Локк считает необходимым начать с тща­тельных и всесторонних наблюдений над детьми. А они по­казывают, что дети появляются на свет с неясными идеями голода, жажды, тепла и некоторых болей. Что же касается таких идей, из которых образуются принципы, то их у ново­рожденных никто никогда не наблюдал. Наоборот, дети лишь постепенно приобретают идеи, и обязательно столько и с та­кой мере, сколько «доставляет им опыт и созерцание встре­чающихся им вещей» [там же, с. 135]. Затем Локк анализиру­ет некоторые особо важные для образования принципов идеи тождества, целого, части, Бога, субстанции и показывает, что их никак нельзя признать врожденными. И он снова и снова де­монстрирует, что все они не являются общепринятыми и про­исхождение их легко объясняются из опыта. А поэтому и прин­ципы, как умозрительные, так и практические, образованные со­единением данных идей, не являются врожденными.

Наконец, Локк показывает, что в душе нет вообще врож­денных идей. Если бы врожденные идеи существовали, то они всегда находились бы в памяти человека. То есть каж­дый помнил бы и представлял такую идею как известную ему всегда. Но не найдется ни одного человека, который может сказать хотя бы об одной из своих идей, что она была у него всегда с момента рождения.

Подытожим Локкову критику теории врожденных идей. Во-первых, в этой весьма распространенной теории невразуми­тельно само понятие врожденности. Поэтому Локк выяс­няет его смысл и обосновывает положение, что врожденность должна выражаться во всеобщем согласии относительно тех принципов, которые считаются врожденными. Во-вторых, не существует всеобщего согласия относительно каких бы то ни было принципов. В-третьих, вопрос о происхождении любых принципов надо свести к вопросу о происхождении тех идей, из которых они образуются. Но и относительно идей также не существует всеобщего согласия, зато они легко объясняют­ся из опыта. В-четвертых, в составе человеческих идей и по­нятий вообще нельзя найти ни одной идеи, которую хотя бы один человек мог считать присутствующей в его душе всег­да. А это значит только одно: все идеи (понятия) людей не присутствуют в душе изначально, а откуда-то поступают в нее.

3. Локковская теория происхождения идей.Лучше все­го ложность «теории врожденных идей» будет доказана, если указать, пишет Локк, «откуда разум может приобрести все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в душу, причем я призываю в свидетели наблюдение и опыт каждо­го». При рождении душа есть белая бумага без всяких идей. Но откуда же она получает весь свой материал? Локк отвеча­ет кратко: «… из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» [там же, с. 154].

Весь материал ума, объясняет Локк, мы получаем или от внешних предметов при помощи органов ощущений, или от наблюдений за действиями нашего ума. Первый источник опы­та называется ощущением. От него мы получаем идеи желтого, белого, твердого, горького, звуков, запахов, т.е. все идеи, которые называются чувственными качествами.

Второй источник познания Локк называет рефлексией. Это внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Из данного вида опыта мы получаем такие идеи, которые не можем получить от внешних вещей. Это понятия «восприятие», «мышление», «сомнение», «воля» и другие, которые выражают многообраз­ную деятельность нашего ума.

Кроме двух указанных источников познания, иных нет. Причем идеи ощущений появляются раньше, чем идеи реф­лексии. Потому что для приобретения отчетливых и ясных идей рефлексии, объясняет Локк, требуется направленное внимание души на свою деятельность. Поэтому первыми появляются идеи ощущения. А потом, когда душа начи­нает заниматься этими идеями, она получает понятия о сво­их действиях. Важно уяснить точный смысл того, что дает рефлексия. Когда ум наблюдает за собой, то он замечает, что может осуществлять многочисленные действия. Напри­мер, ощущать воздействие внешних предметов. И он образу­ет понятие «ощущение». Ум может также мыслить, запоми­нать и т.п. Наблюдая за этими действиями, он образует по­нятия «мышление», «память». Все аналогичные понятия и яв­ляются понятиями рефлексии.

Отмечу еще одно важное положение локковского уче­ния о происхождении идей. В восприятии простых идей как ощущения, так и рефлексии разум остается пассивным, идеи от ощущений навязываются нашей душе независимо от того, хотим ты этого или нет. Также с необходимо­стью, говорит Локк, мы имеем хотя бы смутные идеи о де­ятельности нашей души.

Таким образом, в вопросе об источнике познания Локк стоит на позициях сенсуализма и эмпиризма, причем явно выраженного материалистического толка. Тем самым он яв­ляется сторонником и прямым продолжателем дела своего соотечественника Томаса Гоббса, поскольку источником всего человеческого познания считает опыт человека, который на­чинается с ощущения внешних вещей, существующих до и независимо от человека и его познания. Этот специфический «гносеологический материализм» еще рельефнее выступает в следующей части локковского учения о познании.

4. Учение о «первичных и вторичных качествах».Что­бы лучше раскрыть природу наших идей, Локк выдвигает уче­ние о первичных и вторичных качествах. Прежде всего, заяв­ляет он, это нужно для того, чтобы не путать идеи и восприя­тия нашего ума, с одной стороны, и те видоизменения мате­рии в самих телах, которые возбуждают в нас эти идеи, — с другой. Идеи существуют в уме, качества — в телах. Поэто­му качества — это те силы в телах, которые вызывают в нас различные идеи. Среди качеств тел есть такие, которые со­вершенно неотделимы от тела, какую бы силу к этому мы ни прилагали. Это те качества, которые порождают в нас идеи плотности, протяженности, формы, движения или покоя, чис­ла. Данные качества Локк называет первоначальными, или первичными. Первичные качества вызывают идеи в наших ощущениях исключительно посредством толчка нашего те­ла и возбуждения в нем движения. Идеи этих качеств адек­ватны, т.е. представляют то, что действительно существу­ет в телах.

Но мы еще имеем идеи цвета, вкуса, запаха, звука. Эти идеи не отражают ничего реального в телах, кроме тех сил, которые вызывают в нас различные ощущения первичными качествами тел, т.е. объемом, формой, сцеплением и движе­нием своих незаметных частиц. Подобные качества Локк на­зывает вторичными. Их название, полагает он, оправдано тем, что они буквально производятся в субъекте такими пер­вичными качествами тел и их взаимодействием, которые че­ловеку (субъекту) просто незаметны.

Главная причина, почему Локк считает необходимым вы­делить первичные качества как реально присущие телам, со­стоит в том, что по его мнению, при любых изменениях тел эти качества сохраняются в них. А вторичные качества при различных изменениях тел то исчезают, то появляются. Сле­довательно, они принадлежат субъекту, а не телам. В целом Локк все же признавал объективный источник вторичных ка­честв, однако настаивал на том, что этот источник совершен­но не похож на идеи вторичных качеств. Строго говоря, под источником идей вторичных качеств он понимал те взаимо­действия, в которые внешние тела и их части вступают друг с другом и с нашим телом. Но именно поэтому выражение «вто­ричные качества» не очень оправдано, так как они сущест­вуют только в уме человека. А все, что существует в уме, сам Локк требует называть идеями.

И все же это далеко не самое важное противоречие в учении Локка. Теория «первичных и вторичных качеств» впол­не представляет его как материалиста. Однако он был веру­ющим человеком и во многих местах своего «Опыта» настоятельно подчеркивал, что мир сотворен Богом и управляется его мудростью. В вопросе о соотношении души и тела он то­же не занимал такой определенной позиции как, например, Гоббс, Декарт или Спиноза. Точнее говоря, он здесь коле­бался. Уяснение позиции Локка в данном вопросе усложня­ется тем, что он сознательно отказывался от его решения. Но поскольку он занимался исследованием духовных способ­ностей человека, то вопрос этот встал перед ним помимо его воли. И тогда оказалось, что Локк то признает наличие двух субстанций — материальной и мыслящей, то допускает, что при более глубоком познании мыслящих существ можно бы­ло бы установить зависимость мышления от тела.

Положение о причинной зависимости души от тела очень хорошо согласуется с идеей опытного происхождения всех знаний человека. Почему же при том, что материалистиче­ское объяснение души весьма уместно в эмпиризме, Локк от­казывается от него? Видимо, здесь не следует сбрасывать со счетов важные для жизни человека, хотя и внешние для теории, обстоятельства, ибо только при материалистическом истолковании души рационально объясняется, как возникает знание внешних человеку тел. Но идеологически проводить материализм сложно, так как против него ополчается прежде всего собственная вера в Бога. Да и небезопасно это было во времена Локка, потому что против материалистов высту­пали церковь, многие авторитеты и общественное мнение. Уже эти обстоятельства должны были толкать к тому, чтобы искать возможность разрабатывать эмпиризм без объясне­ния природы души.

Однако не может состояться великий философ без все­побеждающей любви к истине. А тот, кто любит истину, бесстрашно выражает ее так, как чувствует и понимает. И Локк неоднократно демонстрировал подобное бесстрашие в полемике по теоретическим, религиозным и политическим вопросам. Поэтому важнее продумать внутренние причины, в силу которых эмпирическое объяснение познания требует материализма и в то же время сталкивается с большими труд­ностями в истолковании природы души.

Такое внутреннее обстоятельство эмпирической теории обнаруживается уже у Гоббса и, вероятно, является главной причиной того, почему эмпирик Локк решил не исследовать природу души. Вспомним, что Гоббс решительно и смело объ­яснял человеческую душу как способ действия тела. Но ког­да он на этой основе построил учение о том, как душа восп­ринимает и отражает (познает, представляет) внешние пред­меты, то оказалось, что все образы (идеи) души представля­ют собой лишь кажимость. Конечно Гоббс придумал объяс­нение того, как из кажимости познающий человек получает специфическую истину. Он исследует связи разных кажимостей и получает знание об их необходимых, причинно-след­ственных отношениях. Вот это знание и оказывается полез­ным для человека.

Однако это учение Гоббса порождало очень сложный фи­лософский вопрос: если душа не субстанция, а функция и если чувственные качества не существуют во внешних телах, то где они существуют? Гоббс отвечает: в субъекте. Но этот ответ страдает тем большим теоретическим изъяном, что не учитывает положение о телесности самого субъекта. Ведь субъект согласно Гоббсу, есть тело. А о телах, по его мне­нию, абсурдно думать, будто они имеют цвета, вкусы, запахи и даже очертания. Следовательно, и в человеке указанные качества не могут помещаться. Однако Гоббс помещает их именно в человека, не объясняя, как они там могут сущест­вовать. Вот и получается, что Локк хорошо понимает онтоло­гические проблемы эмпиризма и снимает этот каверзный воп­рос, говоря: будем исходить из факта, что качества даны нам и, значит, присутствуют в нас, и не будем бесполезно ломать голову, как они в нас могут существовать.

Тем самым Локк заявил о себе как огносеологе по пре­имуществу. А«гносеологический материализм», как мы ви­дели, он проводил решительно и смело. Без всяких колеба­ний источником знаний считал объективно существующие до инезависимо от человеческих восприятий тела. Но Локк в своем учении о познании не ограничился только разработкой проблемы источника знания. Он тщательно проанализировал весь состав человеческого знания и дал свое объяснение его формирования и условий его достоверности.

5. Учение об образовании понятий, видах познания и проблема истины.Все знание, считал Локк, образуется из идей. А идеи самым явным образом, по его мнению, делятся на простые и сложные. Простые идеи — это те, которые ум получает, поскольку он пассивен, т.е. воспринимает ощу­щения от тел и от наблюдения за своей деятельностью с дан­ными ощущениями. Простые идеи отличаются тем, что они самоочевидно просты, легко отличаются друг от друга и не могут быть разложены никоим образом на другие идеи. Это, например, идея белого цвета («белизна»), или идея того дей­ствия ума, которое мы привыкли называть мышлением. Глав­ная характеристика простых идей состоит в том, что душа не может ни разрушать их, ни создавать. Они проникают в душу только путем ощущений и рефлексии независимо от того, хо­тим мы этого или нет. И никакой самый могучий ум, утверж­дает Локк, не способен создать ни одну простую идею.

Зато какие угодно сложные идеи не могут быть получены иначе, чем комбинацией простых идей. И ум обладает такой способностью из простых идей, как из материала и основа­ния, строить сложные идеи. Эти сложные идеи независимо от их числа и беспредельного многообразия Локк считает воз­можным свести к трем разрядам: 1) идеи модусов; 2) идеи субстанций; 3)идеи отношений.

Идеи модусов — это такие сложные идеи, которые не имеют самостоятельного существования, а считаются или зависи­мыми от субстанций, или их свойствами. В качестве примера идей модусов вообще Локк приводит идеи, которые обозна­чаются словами «треугольник», «благодарность», «убийство» и т.д. Модусы в свою очередь делятся на простые и смешан­ные. Простые модусы возникают из различного сочетания од­ной и той же простой идеи. Нагляднейшими примерами таких модусов являются числа: «дюжина», «двадцатка» и т.п. Они «представляют собой не что иное, как идеи стольких-то еди­ниц, соединенных вместе» [там же, с.214].

Среди идей простых модусов важнейшими оказываются идея пространства и идея времени. Идея пространства образуется у нас, как считает Локк, благодаря зрению или осязанию. Она есть восприятие расстояния между раз­личными предметами или между частями одного и того же предмета. Для целей практики, говорит Локк, люди закрепля­ют в своих умах идеи определенных мер расстояния, напри­мер, дюйм, сажень, миля. Однако идея любого конкретного расстояния есть лишь несколько раз повторенная идея про­странства. Когда люди привыкают к каким-то определенным мерам пространства, они замечают, что могут прибавлять идею мили к самой себе бесконечное количество раз. При­чем для этого им не нужно мыслить никакие предметы или тела. Так возникает идея необъятности. Видимо, таким спо­собом Локк объяснил происхождение и смысл человеческого понятия бесконечности. Вообще весь смысл локковского учения о пространстве сводится к обоснованию тех положе­ний, что пространство существует объективно и что оно пред­ставляет собой «пустоту», в которой помещаются плотные тела и благодаря которой они могут двигаться (перемещать­ся в пространстве). Для читателя, который заинтересуется, как Локк выходит из того затруднения, что признание реаль­ного существования пустоты означает признание существо­вания «ничто» (и это выглядит явным абсурдом), я рекомен­дую самостоятельно продумать его учение о пространстве («Опыт», кн.II, гл.13).

Идея времени — это идея продолжительности, которую мы получаем «не от постоянных частей пространства, а от текучих и постоянно гибнущих частей последовательности» [там же, с.231] . Такая идея продолжительности возника­ет от наблюдения за движущейся цепью наших идей. Проис­ходит это так. Сначала благодаря рефлексиимы улавлива­ем последовательностьидей в своем уме. А затем мы мо­жем отметить расстояние между какими-то частями данной цепи. Это и есть идея продолжительности. А временем в соб­ственном смысле слова следовало бы называть измерен­ную продолжительность.

В учении Локка о времени нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, он настойчиво проводит мысль, что идея времени возникает из рефлексии благодаря наблюдению цепи различных идей, и таким образом появляется идея продолжи­тельности. Во-вторых, движение не является ни источником идеи времени, ни тем более мерой времени. Отсюда видно, что относительно объективности или субъективности времени Локк высказывается не так определенно, как в случае с пространст­вом. Тем же, кто интересуется философскими проблемами вре­мени, полезно будет продумать анализ Локка [«Опыт», кн. II, гл. 14,15]. В любом случае ясно, что поскольку идеи приходят из двух источников — ощущений и рефлексии, то их последова­тельность должна выражать объективную последовательность вещей и человека. А значит, и объективную продолжительность их существования. В результате Локк, хотя и не очень настойчи­во, но достаточно вразумительно проводит мысль, что время (продолжительность)есть самостоятельное свойство вещей, существующее объективно и не сводимое ни к движению, ни к пространству и ни к каким угодно другим их свойствам.

Смешанные модусы представляют собой сочетание не одинаковых, а разных идей. В качестве примеров подобных модусов Локк приводит такие сложные идеи, которые обоз­начаются словами «красота», «воровство», «обязанность», «опь­янение», «ложь» и т.п. Их отличие от идей простых модусов в том, что они образуются из сочетаний нескольких идей разных видов. Например, идея красоты, по Локку, представляет со­бой сочетание идеи окраски и идеи формы. А от сложных идей субстанций смешанные модусы отличаются тем, что они не выражают характерные признаки реальных вещей, а пред­ставляют продукт сочетания нашим умом разрозненных и не­зависимых идей. Поэтому они и называются понятиями ча­ще, чем другие идеи.

Идеи субстанций — это такие сочетания простых идей, которые представляют различные отдельные вещи, сущест­вующие самостоятельно. Причем в данных сочетаниях в ка­честве главной всегда присутствует неясная идея субстан­ции вообще. О существовании субстанции в понимании Спи­нозы или Декарта как некоей сущности, лежащей в основе единичных вещей, Локк высказывается весьма скептически. Он признает, что люди пользуются таким понятием, предпо­лагая некоторую «подпорку», «основу» или «субстрат» для раз­личных качеств, которые встречаются вместе при восприятии отдельных существ. Но никакой идеи, которая бы ясно ука­зывала на действительное существование такой «подпорки» или «субстрата», нет. Поэтому остается лишь признать, что люди только предполагают какую-то основу, не зная, как дер­жатся вместе качества, своей комбинацией образующие от­дельное существо. И эту предполагаемую основу стали на­зывать субстанцией. Но так как очевидно, что в данном слу­чае слово «субстанция» обозначает неизвестно что, то Локк и считает оправданным называть субстанциями сложные идеи, представляющие нам отдельные, самостоятельно существу­ющие вещи. Виды идей субстанций выделяются очень просто. Сложная идея субстанции, представляющая одно суще­ство, называется единичной идеей субстанции, или просто единичной субстанцией (один человек, одна лошадь, од­но дерево). А всякое соединение единичных субстанций вме­сте называется собирательными субстанциями (армия людей, стадо овец и т.п.).

Идеи отношений — это такие сложные идеи, которые образуются от сравнения двух вещей. К ним относятся, нап­ример, идеи, которые обозначаются словами «Отец», «муж», «сын», «белее», «далеко» и др.

Таким образом, все богатство человеческого познания возникает первоначально из соединения простых идей в слож­ные, а затем и из различного сочетания этих сложных идей. Сочетание сложных идей возникает двумя путями. Во-пер­вых, под контролем нашего ума. Во-вторых, они могут возни­кать и в силу различных случайных связей. Последний спо­соб сочетания Локк назвал ассоциацией идей.

Так как все познание возникает из соединения идей, то и суть познавательного действия Локк усматривал в сравнении идей и в установлении связей и отношений между ними. Он различал три вида познавательных действий и соответствен­но три ступени познания: интуитивное, демонстратив­ное и чувственное.Самым совершенным видом познания Локк считал интуицию. Она состоит в способности ума ви­деть сразу соответствие или несоответствие двух идей. Во многих случаях простое сравнение двух идей не дает виде­ния их соответствия либо несоответствия. Тогда ум прибега­ет к тому, что ставит между ними третью идею (или столько, сколько нужно), чтобы с ее помощью установить связь меж­ду исходными двумя. Это и есть демонстрация, которая сос­тавляет сущность нашей способности рассуждения. Демон­стративное познание может осуществляться только на осно­ве интуитивного, поскольку установить соответствие или не­соответствие опосредующей идеи с исходными можно лишь интуитивно.

Чувственное познание отличается от интуитивного и де­монстративного тем, что оно устанавливает не соответствие идей друг другу, а «единичное существование конечных пред­метов вне нас» [1,2, с. 14]. Чувственное познание наименее до­стоверно. Но оно вполне надежно для выполнения того, к че­му приспособлено: дать «познание существования отдельных внешних предметов и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи…» [там же, с.15].

Понятие истины Локк считает важнейшим, ибо чело­вечество всегда страстно искало истину. И, надо отдать дол­жное, Локк тщательно проанализировал эту проблему, хотя, разумеется, в русле своей концепции познания. Специально понятия истины и лжи он рассматривал в связи с учением об идеях («Опыт», кн.II,

cyberpedia.su

Джон Локк краткая биография | Kratkoe.com

Джон Локк краткая биография английского педагога и философа, представителя эмпиризма и либерализма.

Джон Локк биография кратко

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, возле Бристоля, в семье провинциального адвоката.После его рождения родители сразу крестили сына и переехали в торговый город Пенсфорд. Мальчик воспитывался в резиденции Тюдоров в Беллютоне.

В 1647 году Локк поступил в элитную лондонскую Вестминстерскую школу. Его образование оплачивал бывший начальник его отца и член Парламента — Александр Попэм. После окончания школы Джон поступил в Оксфордский колледж Крайст-Черч. Но учебная программа не удовлетворила студента, и он переключился на изучение философов-современников. В 1656 году Локк получил степень бакалавра, а спустя 2 года еще и степень магистра. Еще в Оксфорде он усиленно занимался медициной и работал с известными мыслителями и учеными. В 1674 году получил степень бакалавра медицинских наук.

В 1666 году  Джон Локк познакомился с лордом Купером, первым графом Шафтсбери. Лорд был восхищен взглядам и мыслям ученого и предложил ему работу при дворе.

Локк в 1667 году перебирается в графскую резиденцию в Лондоне и получает должность личного лекаря лорда Эшли, продолжая изучать медицину. На формирование взглядов на натуральную философию оказал  влияние Томас Сиденгама. Его первая научная работа – это «Очерк о человеческом понимании».

Однажды граф Эшли Шафтсбери заболел фатальной печеночной инфекцией, и никакие врачи не могли помочь ему выздороветь. Локк предложил революционное решение – сделать операцию для удаления печеночной опухоли. Оперативное вмешательство граф пережил успешно. С этого момента в жизни Джона Локка начался период расцвета.

В 1671 году ему предложили должность Секретаря Министерства по делам колоний и торговли, а также Секретаря Лордов-собственников Южной и Северной Каролины. На новом посту мыслитель пытался сформировать свое видение экономики и международной торговли.

В 1672 году, по ходатайству лорда  графа Шафтсбери, он стал лордом — канцлером Великобритании и берет участие в политической жизни страны. Но после падения его партии вигов в 1675 году, Джон поводит некоторое время в скитании по Франции, давая частные уроки. В Лондон мыслитель возвращается в 1679 году, в тот момент, когда карьера Шафтсбери начала вновь идти вверх. Граф убедил Локка написать «Два трактаты о правлении», в котором рассматривается легитимизация трудового соглашения.

В 1683 году его подозревают в заговоре против Карла II и философ сбегает в Нидерланды. Здесь он все время посвящает написанию книг — «Очерк о человеческом понимании», «Письмо о толерантности».  На родину возвращается только спустя 5 лет и живет в графстве Эссекс, в  поместье близкой подруги — леди Машам.

Умер Джон Локк 28 октября 1704 года.

kratkoe.com

Джон Локк. 25 ключевых книг по философии

1632–1704

Трактат о гражданском правлении

1690

Новый взгляд на абсолютизм

Джон Локк — одна из крупнейших фигур в истории философии. В его работах затрагиваются проблемы из самых разных областей знания (науки, политики, воспитания). Еще и сегодня его влияние на философию, особенно англо-американскую, сравнимо с влиянием Декарта. Главными трудами философа считаются Опыт о человеческом разумении (1690) (в некоторых переводах — «Опыт о человеческом разуме». — Примеч. пер.) и Два трактата о правлении (1690). Мы решили представить здесь Трактат о гражданском правлении, поскольку проблемы человеческого разума будут подробно рассмотрены в главе о Лейбнице. Ведь Новые опыты о человеческом разумении немецкого мыслителя были направлены как раз против сочинения Локка.

Трактат о гражданском правлении — это своего рода манифест против абсолютной власти Государя. Трактат стал настоящей настольной книгой всех философов эпохи Просвещения. Именно он лежал у истоков движения, которое столетием позже завершилось Французской революцией.

Философ в период кризиса

Философия Локка неотделима от его исторической эпохи. Как и Гоббс, Локк жил во времена кризиса политической власти в Англии. Но родился он на 44 года позже Гоббса, и за это время содержание кризиса стало совершенно иным. В 1649 году (Локку было тогда 17) мятежники приговорили к смерти и казнили короля Карла I, провозгласив в Англии республику. Несколькими годами позже Кромвель объявил себя лордом-протектором, и встал вопрос о выживании и самой природе государства. Но после 1660 года обстановка изменилась. Локку в отличие от Гоббса требовалось не столько обосновать легитимность государства как общественного института, сколько заново определить прерогативы политической власти. После второй революции 1688 года на смену абсолютной власти Якова II, преемника Карла II, пришла конституционная монархия, теоретиком которой как раз и стал Локк.

Влияние отца

Джон Локк родился неподалеку от Бристоля. Воспитанием мальчика занимался отец, суровость которого по отношению к сыну по мере его взросления ослабевала. Постепенное наделение ребенка все большей ответственностью стало позже одним из педагогических принципов Локка, выраженных им в трактате Некоторые мысли о воспитании (1693). Во время гражданской войны (1640–1649) отец Локка сражался на стороне парламента. Джон был еще ребенком, но уже тогда сумел понять то значение, которое приобрели в государстве парламент и армия, и опасность абсолютной монархии, управляемой лишь по произволу государя.

Становление мысли философа

После обучения в вестминстерской школе, где преобладали пропарламентские настроения, юноша поступил в Оксфордский университет и проучился там с 1652 по 1658 год. Оксфорд был лагерем роялистов. Однако декан университета Джон Оуэн отличался духом терпимости, наложившим отпечаток и на студента Локка. Влияние Оуэна сказалось на последующих трудах философа куда больше, чем знания, полученные в университете. Занятия не слишком его интересовали. Тем не менее, именно в университете он познакомился с картезианством и некоторыми экспериментальными науками (физикой, химией, а главное — с медициной).

Затем Локк до.1663 года преподавал в Оксфорде греческий язык. Хотя философ и называл себя приверженцем Гоббса, но в то время больше интересовался консервативными теориями. И все же дух терпимости берет в нем верх. В 1663–1664 годах Локк пишет свою первую книгу: Опыты о законах природы. Но молодого ученого все-таки больше привлекают политика и медицина. Он ходит на публичные лекции о геометрии математика Уоллиса, интересуется трудами астронома Сета Уорда, знакомится с экономистом Уильямом Пегги и физиком Робертом Бойлем. Локк восхищается их наблюдательностью, вошедшей в традицию английских ученых со времен Фрэнсиса Бэкона. Философ подружился с лордом Энтони Эшли Купером (1621–1683). Этой дружбе предстоит продлиться до самой смерти лорда. Локк поступает к нему на службу. Купер входил в окружение короля и позже сделал блестящую административную карьеру: он дошел до поста лорда-хранителя печати (т. е. государственного канцлера., — Примеч. пер.), но затем ушел в оппозицию. До 1681 года Локк служит у лорда врачом (хотя и не имеет диплома) и секретарем. В 1671 году он делает первые наброски своего Опыта о человеческом разумении. За республиканские взгляды король отправляет лорда Эшли в отставку. Вместе с ним Локк едет во Францию, где знакомится с картезианцами, Мальбраншем (Никола Мальбранш (1638–1715) — философ, представитель окказионализма. В противоположность пантеизму Спинозы утверждал, что мир существует в Боге. — Примеч. пер.), логикой Пор-Рояля (так стали называть учение картезианцев А. Арно и Н. Николя, согласно которому логика — рабочий инструмент всех других наук и практики, поскольку она принуждает к строгим формулировкам. — Примеч. пер.) Для поправки здоровья философ едет в Монпелье, где проводит два года. Локк увлекается в то время клиническим методом лечения, которому обучали на медицинском факультете местного университета.

Под давлением общественного мнения Карл II вынужден возвратить лорду Эшл и прежнюю должность канцлера. Вместе с ним Локк возвращается в Англию. Но политическая ситуация в стране крайне напряжена. В этой обстановке политической нестабильности Локк и пишет свой Трактат о гражданском правлении.

Изгнание и возвращение на родину

О После реставрации абсолютизма при короле Якове лорд Эшли Купер, ставший графом Шефтсбери, опять попадает в опалу. Вельможу бросают в тюрьму, но вскоре вновь освобождают по требованию его сторонников. Два друга отправляются в добровольное изгнание в Голландию. В 1683 году граф, ставший одним из лидеров оппозиции, умер, но Локк не спешит вернуться на родину. Он делает это лишь после новой революции 1688 года, приведшей на английский престол Вильгельма и Марию. Желая оправдать эту революцию в глазах общественного мнения и теоретически обосновать необходимость конституционной и либеральной монархии, Локк пишет два больших сочинения, Труд, посвященный политике, состоит из двух взаимодополняющих трактатов: в одном из них критикуется опубликованная в 1640 году книга Роберта Филмера Патриарх, где автор отстаивает идею абсолютной монархии; во втором, о котором у нас пойдет речь, излагаются основы собственных философских взглядов Джона Локка.

После 1690 года у Локка выходит еще несколько философских работ, где в основном даются ответы на критические замечания по поводу двух его больших Трактатов.

С 1696 по 1700 год Локк служит в коллегии Министерства торговли, а затем уходит на покой и поселяется в Оутсе, в доме леди Мэшем, дочери Р. Кадворта, философа-неоплатоника из Кембриджа. Там он в 1704 году и умирает.

Резюме

Итак, в 1690 году в Лондоне вышла книга, состоящая из двух политических трактатов: Two Treatises of Government («Два трактата о правлении»). В первом из них автор критикует взгляды Роберта Филмера и его учеников; полное же название второго — Essay concerning the True Original, Extent and End of Civil Government («Опыт о происхождении, пределах власти и целях гражданского правления»). Трактат вышел анонимно, но все знали, что его автором был Локк. В первом трактате философ подвергает критике ложные, по его мнению, политические принципы. Во втором он говорит об источниках, области исследования и принципах истинного философского учения о политике.

Критика абсолютизма

Роберт Филмер оправдывал существование абсолютной монархической власти божественным правом: король получает власть непосредственно от Бога. Книга Филмера была написана еще в 1640 году, но опубликована лишь после смерти автора, в 1680-м, Центральный ее тезис — сравнение власти монарха с родительской властью. Бог доверил Маму, затем Каину… и через много поколений их законному преемнику Карлу II суверенную власть над внутренними делами и внешней политикой страны. А значит, идея о том, что человек от природы является господином самому себе, лишена смысла. Все люди должны подчиняться родителям. Король избран Богом, чтобы быть отцом своему народу. Все человеческое общество устройством своим подобно семье.

В 1680 году Сидней, лидер оппозиционной партии вигов, написал трактат с критикой книги Филмера, где утверждал, что власть может быть законной, только если она опирается на согласие народа. Но в 1683 году Сидней был казнен, и его книга вышла только в 1698 году.

Джон Локк не ограничивается чисто политическими вопросами. Свое философское опровержение книги Филмера он строит на том, что недопустимо выводить принципы правления из положений, противоречащих здравому смыслу, опыту и не соответствующих ни природе вещей, ни делам человеческим. Целых 100 страниц философ посвящает опровержению рассуждений, содержащихся на первых 20 страницах книги Филмера. Разоблачая ложность принципов, лежащих в основе теории Филмера, автор предлагает читателю самому осознать всю абсурдность его тезисов в защиту абсолютной монархии.

Многие мыслители того времени, например Джеймс Тиррел, критиковавший книгу Филмера, несмотря на терпимость в вопросах теории, все же оставались на стороне абсолютизма. Но еще в Голландии Локк прочел Богословско-политический трактат Спинозы, написанный в 1670 году и отстаивающий принципы демократии, и понял необходимость различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли. В своей критике Филмера он пытается разделить эти две стороны действительности. «Необходимо найти другой источник возникновения правления, другие корни политической власти и другой способ назначать и определять людей, которые должны ею обладать, не те, что называет сэр Роберт Филмер», — пишет он во втором трактате. Философ показывает, что ошибка Филмера заключается в том, что он не проводит различия между человеком и животными, у которых действительно существует право сильного.

Гражданское правление

Отвергнув эти ошибочные концепции, следует установить правила, по которым должно функционировать разумное гражданское общество. Локк определяет гражданское правление как право принимать законы и заставлять их выполнять, при необходимости прибегая к силе и правосудию, но единственно лишь на благо общества. Именно у него впервые выражены основы идеологии общественных интересов. Локк пытается разработать такой механизм соединения политической и судебной властей, который наилучшим образом служил бы общественным интересам, поддержанию мира и безопасности граждан.

Возникновение политической власти

В отличие от Гоббса, Локк не считает природное состояние лишь мифом, удобным для теоретических рассуждений. Это состояние действительно существовало, и при нем все люди, мужчины и женщины, были равны, а значит, и свободны. Это первоначальное состояние равенства и свободы опиралось на здравый смысл. Столкновения людей друг с другом и отказ от свободы и равенства противоречат природе. Война и рабство открыли для человека возможность подчинения себе подобных и увеличения собственной власти. Эта человеческая слабость, положившая конец природному состоянию, основанному на равенстве и свободе, привела к необходимости создания гражданского общества на началах разума и опыта.

Естественное людское сообщество должно было тогда разделиться на отдельные гражданские общества. Этот переход от естественного состояния к гражданскому обществу произошел по взаимной договоренности: соглашение об образовании гражданского общества принимается на основе свободного согласия всех, кто в нем участвует. Люди соглашаются отказаться от своей естественной свободы и права самим осуществлять правосудие. Они доверяют это право новому обществу, образующемуся по согласию большинства из них. Это соглашение основано на свободном согласии и доверии к новой власти. В результате общественного договора образуется государство, исполняющее единую волю. Государственная власть может иметь своим основанием лишь всеобщее согласие.

Эту точку зрения, конечно, нельзя назвать демократической. Локк даже не рассматривает демократию в качестве одной из возможных форм политического устройства. В основе его теории лежит критика абсолютной власти государя, осуществляемой вопреки воле большинства граждан. Локк выступает против произвола, отрицающего естественное право. Свободу он ограничивает рамками гражданского общества, развивающегося с учетом общественных интересов.

В юридической науке Локку принадлежит теория авторизации (наделения полномочиями), по. которой в государстве должно существовать верховенство законов, и теория представительства, согласно которой власть большинства является наиболее разумным политическим устройством. Отсюда философ выводит свою теорию гражданского долга: переход от естественного состояния к гражданскому обществу есть продвижение вперед, в результате которого у каждой личности возникают определенные права и обязанности.

Организация государственных институтов

В отличие от Гоббса, Локк не рассматривает вопрос о различиях между формами правления (демократией, олигархией и монархией). Для него важен не режим правления, а организация власти в рамках этого режима. Он выступает против абсолютизма и злоупотреблений властью со стороны должностных лиц, а также он исследует разделение властей в государстве. Власть чиновника интересует его лишь постольку, поскольку именно он должен восполнять недостатки закона.

Каким образом распределяется власть в государстве? Власть законодательная должна быть несменяемой и священной. Это она формирует республику (это слово здесь употребляется в значении «государство»), обеспечивает ее существование и единство. Задача законодательной власти: разработать систему гражданских законов, определяющих условия благосостояния и счастья граждан. На исполнительной власти лежит обязанность применять законы. Она обладает правом практического действия, а значит, исправления недостатков и толкования недостаточно ясных законов, опираясь при этом на здравый смысл. В обязанности федеративной (т. е. занимающейся внешними связями. — Примеч. пер.) власти входит деятельность в сфере международных отношений в соответствии с естественным законом и здравым смыслом. И здесь нужны не столько законы, регулирующие международные отношения, сколько возможность осуществлять их на практике.

Судебная власть не изолирована от трех остальных ветвей власти. Не существуя в естественном состоянии, она появляется только в гражданском обществе. Теория общественных институтов Локка касается скорее этических, чем организационных проблем. Философ рассматривает функции властей. Для него важно, в первую очередь, чтобы эти функции реализовы-вались в соответствии с главным принципом: обеспечение благосостояния общества. Никогда не следует забывать о том, что политические институты созданы волей народа.

Ограничения, налагаемые на государственные институты

Таким образом, одна из главных проблем, стоящих перед философом, — определение границ полномочий власти. Он считает, что необходимым условием силы политической власти является народная поддержка. Народ составляет основу государства. Когда суверен лишается народного доверия, возникает угроза самим основам государства. Локк согласен с тем, что, если государь — тиран и правит лишь в собственных интересах, то народ освобождается от обязанности ему повиноваться. В этом случае народ имеет законное право сопротивляться власти. Локк даже создал теорию такого сопротивления. Не одобряя цареубийства, он предлагает установить в этом случае самостоятельность народа в вопросах законодательства. Народ должен управлять сам собой. Он должен избрать новое правительство и поручить ему принять законы, служащие интересам общества. Ведь сущность политики состоит именно в обеспечении всеобщего блага.

Локк разработал также теорию политической зрелости, достигнув которой гражданин имеет право решать, когда следует сменить своего государя. Политическая сознательность народа — гарантия недопущения абсолютизма.

Комментарий

Дальнейшая история Англии показала, что, теория Локка вовсе не была утопичной. В XVIII веке ей предстояло воплотиться в действительность, в первую очередь во Франции. История Французской революции показала, что, хотя и не без сложностей, все же в основном события шли в направлении, предсказанном философом.

Сходство и различия между теориями Локка и Гоббса

Рассмотрев содержание книги Левиафан Томаса Гоббса и Трактата о гражданском правлении Джона Локка, следует сразу же определить, какова связь между этими двумя произведениями. В чем сходство философии Гоббса и Локка? Как известно, книга Локка направлена против теории Роберта Филмера. В 1660-е годы философ интересовался идеями Гоббса, но Левиафан не произвел на него особого впечатления. Локк согласен с разделением Гоббсом истории человечества на естественное состояние (когда люди вели себя, как звери) и гражданское состояние (после того, как они заключили между собой общественный договор).

Первое серьезное различие между Гоббсом и Локком заключается в том значении, которое они придают религии. В своем политическом трактате Локк совершенно не касается вопроса о религиозной власти. Как он писал в Опыте о веротерпимости, священники не должны вмешиваться в политические Дела, «посвятив себя исключительно служению душам». Это высказывание вообще очень характерно для Локка.

Второе большое различие между двумя философами заключается в методах, которые они используют. Книга Гоббса абстрактна и основана на рациональной и дедуктивной логике. Локк же, напротив, строит нить своих рассуждений на конкретных наблюдениях, взятых из политической жизни. Философ — типичный эмпирик. Его трактат, хотя и имеет общечеловеческую ценность, все же привязан к своему времени, к политической обстановке той эпохи. Локк не ставит перед собой задачу создать общую философскую теорию политики. Он говорит не о том, что должно быть, а о том, что возможно. Иначе говоря, Локк — прагматик. Таким образом, главное различие между двумя философами заключается в их методологии.

Реакция на книгу после ее появления

Локк, несмотря на то что некоторые стороны его учения можно определить в каком-то смысле подрывными, всегда считался крупным ученым и пользовался всеобщим уважением. К тому же он никогда прямо не нападал на церковь, довольствуясь лишь требованием ограничить сферу ее деятельности. Его сочинение было известно широчайшему кругу читателей. Философа стали считать полуофициальным идеологом английской конституционной монархии. С его легкой руки идея общественного договора получила исключительно широкое распространение. Деятели английского режима приняли его Трактат как руководство к действию. Книга дала новый толчок свободной мысли Англии. Виги (либералы) восприняли ее с небывалым энтузиазмом. Епископ Эдмунд Лоу выпустил в свет полное собрание сочинений философа. Даже тори (консерваторы) признавали его авторитет. После смерти Локка его могила была постоянно устлана живыми цветами. Перед его памятником люди опускались на колени. Интеллектуалы устанавливали статуи Локка у себя в саду. Епископ Уорбертон назвал его в журнале «Спектейтор» «честью нынешнего века и учителем века грядущего, славой нации».

Конечно, со временем стали подавать голос и критики: внук графа Шефтсбери в своем Исследовании добродетели или заслуг, переведенном самим Дидро, Юм в Политических очерках (1741), юрист Блэкстоун, Беркли — все они оспаривали его тезисы об общественном договоре, естественном состоянии, праве на сопротивление государю. Таккер даже возложил на Локка ответственность за восстание американских колонистов… И все же англичане до сих пор верны памяти философа. В их глазах он навсегда остался отцом английской конституционной свободы.

Распространение книги в XVIII столетии

Книга оказала огромное влияние на европейскую общественную мысль. В 1704 году Пьер Кост назвал Локка одним из властителей дум будущего. Ницше считал его отцом века Просвещения. За несколько десятилетий французские философы познакомили с учением Локка всю Европу. Дидро популяризировал его тезисы об общественном согласии. Он считал Локка посредником «между древностью и новым временем»,

Таким образом, Локк стал признанным идеологом либеральной мысли. Его концепция свободы распространялась все шире. Вольтер пишет в своем Тринадцатом философском письме (1734), что англичане нашли в трактатах Локка обоснование республиканской монархии. Монтескье, друг Пьера Коста и переводчик Локка на французский, связал между собой либерализм Локка и конституционализм. Его трактат О духе законов можно рассматривать как своего рода продолжение Трактата о гражданском правлении. Произведения Локка и Монтескье и поныне изучаются во всех английских университетах.

Хотя Руссо почти не цитирует Локка, но из его произведений (особенно из трактата Об общественном договоре) видно, что он хорошо знал сочинения английского философа. Члены революционного Учредительного собрания во Франции позаимствовали у Локка даже сам лозунг Республики: Свобода, Равенство, Братство. Французский перевод его книги вышел за период с 1724 по 1795 год в семи изданиях. Даже революционные бури не убавили популярности Локка.

Его идеями проникнута и американская Декларация независимости (июль 1776 года), где можно найти положения о суверенитете народа, об общественном договоре, об ответственности и разуме гражданина. Книгой Локка подсказаны и идеи гарантий личной свободы, свободы совести, права на собственность и на труд. Декларация прав гражданина, принятая в июне 1776 года, во многом повторяет основные положения учения философа и фактически представляет собой синтез его идей. Этот текст, послуживший, в свою очередь, образцом для Декларации прав человека и гражданина, сделал Локка одним из очень немногих философов, оставивших заметный след в истории общества.

В XIX веке идеи Локка продолжают распространяться, хотя зачастую уже без упоминания его имени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Джон Локк

Биографические сведения. Джон Локк (1632 — 1704) – английский философ. Родился в семье адвоката, учился в Оксфорде, где получил степень магистра.

В центре внимания Локка – проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды.«Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

Философские воззрения.Онтология. Локк являетсядеистом2: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механически. На его представления об устройстве этого мира оказал Ньютон.

Гносеология и сенсуализм. Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бекон, Декарт, Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет понятие «идеи».

Понятие «идеи» — одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории философии. Веденное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформировалось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеямивсе то, что, существуя в сознание человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).

Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabularaza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Идеи бывают простые(полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) исложные(полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шарообразная форма, зеленый цвет и т.д.

Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, ивнутренним, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность души, движение мысли).

Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств3. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов – так называемыепервичные качества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными – так называемыевторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путемсоединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи.

Среди идей, находящихся в человеческом уме, Локк различает ясные и смутные, реальные и фантастические, соответствующие своим прообразам и не соответствующие. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Таким образом, закладывая основы сенсуализма, Локк не только утверждает, что ощущения являются источниками, но и что именно они (а не разум – как это было у Декарта) есть критерий истины.

Процесс познания он рассматривает как восприятие и понимание согласованности и несогласованность между нашими идеями. Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивноили посредствомдоказательства. Так, интуитивно мы понимаем, что белый и черный цвет – это разные цвета, что окружность не есть треугольник, три – больше двух и равно двум плюс один. Там, где сразу невозможно ясно и отчетливо понять сходство и различие идей, мы нуждаемся в доказательстве, т.е. ряде промежуточных шагов, в которых мы интересующие нас идеи сравниваем с одной или несколькими другими. Таким образом, доказательство, в конечном счете, также базируется на интуиции.

Интуиция и доказательство действуют в случаях, когда речь идет о согласованности и несогласованности идей, находящихся в нашем сознании. Но в процессе познания чрезвычайно важна также согласованность и ли несогласованность идей с объектами внешнего мира. Это происходит за счет чувственного познания. Таким образом, Локк различает три вида познания:

Тип познания

Наиболее очевидные объекты познания

Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей

Таким мы познаем собственное существование

Демонстративное: рациональное доказательство

Математика; бытие Бога

Чувственное или сенситивное

Существование внешних вещей

Этика. Последовательно развивая сое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию о врожденности моральных идей. Он указывает, что у разных народов имеются различные представления о добре и зле, поэтому утверждения о том, что все люди имеют такие идеи как врожденные, не имеет под собой почвы. На самом деледобро – это то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание, уберечь от зла. Азломожет причинить или увеличить страдание, лишить удовольствия. Сами по себе удовольствие и страдание есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье – это наличие максимума удовольствий минимум страданий. Стремление к счастью – это основа всякой свободы, сама же свобода состоит в возможности и способности действовать и воздерживаться от действия.

Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни Локк делит на три группы:

Социальные законы

Тип законов

Оценки поступков в соответствии с данным законом

Божественные законы

нарушение: грех

выполнение: обязанность или долг

Гражданские законы

нарушение: преступление

выполнение: «безвинные»

Законы общепринятого мнения

нарушение: порок

выполнение: добродетель

В основе всей морали лежат божественные законы, полученные людьми через Откровение, но эти законы совместимы с законами «естественного разума», на базе которого создаются гражданские законы и законы общепринятого мнения.

Социальная философия. Локк – сторонник конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «общественному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку – волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек человеку – друг».

Поскольку все люди равны и независимы, то никто не должен причинять вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Следовательно, естественным правами являются: право на жизнь, право на свободу. Право на собственность и право на защиту этих прав.

Судьба учения.Учение Локка находится у истоков всей философии просветителей, именное его чаще всего называют первым просветителем. Учение Локка также послужило основой дальнейшего развития сенсуализма в философии. Кроме того, необходимо отметить, что его учение о правах человека способствовало становлению идеологии либерализма.

studfiles.net

Джон Локк. Краткая история философии

Жизнь

Джон Локк родился в 1632 г. близ города Бристоль в юго-западной части Англии. Его отец, пуританин, был законоведом, служившим в парламенте во времена протектората Кромвеля. Будучи юношей, Джон Локк с 1646 по 1652 г. посещал Вест-министерскую школу. Затем он поступил в Крайстчерч колледж Оксфордского университета. После получения ученых степеней (бакалавр, магистр) Локк был назначен научным сотрудником колледжа. Он изучал греческий язык, риторику, этику. Курс философии Оксфордского университета был насыщен устаревшей схоластикой, которая не приходилась по душе Локку. Часто он даже не видел никаких различий в вопросах, относящихся к схоластическим рассуждениям.

Джон Локк

Чтение трудов Рене Декарта, ярого противника схоластики, пробудило в разуме Джона Локка интерес к большой философии. (Впрочем, будущий философ читал труды Декарта самостоятельно. Изучение такого материала, естественно, не входило в рамки учебного курса.) В университете он завел множество знакомств. Среди его друзей был, в частности, сэр Роберт Бойль (автор закона Бойля). Локк был вхож в постоянно растущий круг современных ученых, мыслителей-эмпиристов и математиков. Он также был врачом, но никогда не применял на практике своих теоретических знаний в области медицины. Вскоре Локк покинул Оксфордский университет и некоторое время работал секретарем у ряда влиятельных общественных деятелей. Затем он уехал из Англии. После возвращения Локк некоторое время находился на службе у графа Шефтсбери, лорд-канцлера при дворе Карла I.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Краткая биография Джона Локка

Локк Джон (1632-1704 гг.)

Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.

Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии. Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.

Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй —развитию теории конституционной парламентской монархии.

Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

citaty.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *