Моральные ценности и их роль в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Е. П. ПОЛИКАНОВА
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Автор статьи рассматривает духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять на социокультурную обстановку в России, считает, что необходимо бороться с идейной агрессией, имеющей целью навязать ложные ценности, пропитанные невежеством и направленные на разжигание потребительских инстинктов. Нравственность необходимо понимать как абсолютную ценность.
Ключевые слова: личность, духовность, «бездуховность», культура, идентичность, ценности, толерантность, семья, этическое невежество, глобализация.
Современная ситуация характеризуется тем, что повсеместно происходит процесс глобализации, становление целостной мировой общественной системы, разрушение «старой», при этом налицо отсутствие «новой» морали — моральных ценностей единого человечества. Ценностная структура общества необычайно сложна, и ее элементы по-разному влияют на динамику развития общества -или консолидируют социальные процессы, или революционизируют их.
Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.
Философия и общество, № 3 2014 131-140
132 Философия и общество 3/2014
Мораль можно определить как особую форму нормативно -оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации и интериори-зации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни — экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.
Основы нравственности относятся к эпохе родового общественного строя. Для этого периода характерна власть природы, чувственного опыта, особенность понятийного мышления и осмысление действительности фантастическим образом. Существуют различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов, определенные обряды, ритуалы, мифология1. Общепризнано, что кровнородственные отношения были организационными и нормативными принципами в первобытном обществе.
Первобытное мышление было иррациональным и основывалось на вымыслах и суеверии. Современным языком можно охарактеризовать ментальность того периода такими понятиями, как «коллективная совесть», «коллективное бессознательное». Все это понимается как совокупность чувств, представлений, присущих всем членам данного сообщества. Очень интересно описывал архаическую психику К. Юнг. «Архаическая психика — это коллективная психика, надличностная душа, вполне реальная и наделенная божественной, творческой энергией, которая несопоставима с “униженной душой” современного человека»1 2. Общинные нормы поведения в этом обществе воспитывали коллективизм и солидарность. Здесь можно говорить о механической солидарности, существующей между людьми. В первобытном обществе не было ни религиозной морали, ни основных моральных норм. Они появились к финалу родового строя, к периоду патриархата. Тогда складываются примитивные нормы нравственности: запрет на канниба-
1 Анализ архаической культуры и нравственности содержится в работах известных авторов: Золотарев A. M. Родовой строй и первобытная мифология. — М., 1964; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994 и др.
2 См.: Юнг К. Архаичный человек / К. Юнг // Проблемы души нашего времени. — М.,
1994.
Е. П. Поликанова. Моральные ценности и их роль в обществе 133
лизм и кровосмешение, повиновение старшим, достойный труд. Эти моральные нормы осуществляли нормативную регуляцию, как если бы они были изданы определенным государственным институтом. Хотя «моральные требования родового общества обеспечивались не только общественным мнением, а также индивидуальным сознанием, но и в немалой степени деятельностью учреждений родов и племен (советы рода, племенные собрания, советы старейшин)»3.
Новые нравственные нормы появились в патриархальном обществе. Укрепились роль авторитета мужчины — главы семьи, верность жены, запрет на ложь, кровная месть. Для этого периода характерна тождественность моральной нормы обычной норме. Система запретов (табу) очень важна. Именно они формируют сознание и волю индивидов. Распространяется архаичное представление о справедливости — талион — принцип равного воздаяния, кровной мести. Этот обычай характерен для «всех народов на ступени их родового примитивного уровня развития, не позволяющего им вступать в отношения господства и подчинения»4. Зрелые общинно-племенные отношения привели к появлению классового государства, и хотя этот строй опирался на общинный традиционный уклад, он всеми силами боролся с ним и вытеснял его. Появляются государственные институты, они вне общины и над ней, возникают древнейшие своды законов — законы Хаммурапи, царя Вавилона (II до н. э.), законы Ману (I в. до н. э.) и другие.
Остановлюсь на законах Хаммурапи. Они относятся к эпохе раннего рабовладельческого строя и отличаются от религиозных и этических норм общинного патриархального устройства. По существу, это уже свод имущественного, семейного и уголовного права. Главное место занимают операции с собственностью («купить», «продать», «обменять» и т. д.) и далее действия, нарушающие право собственности («украсть», «ограбить» и т. д.).
Посягательство на частную собственность, воровство запрещены законом и караются смертью5. Законом определяются семейные отношения (заключение и расторжение брака, признание отцов-
3 Валеев Д. Ж. Происхождение морали. — Саратов, 1981. — С. 138.
4 Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. — М., 1974. — С. 64-65.
5 Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М. А. Коростовцева. — М., 1980.
134 Философия и общество 3/2014
ства, повторные браки и т. д.). Законы предусматривали смерть за воровство, за ложь, если она не доказана в суде. Другой мерой наказания было членовредительство (обрезание ушей, пальцев и т. д.). Конфликты решались посредством талиона. Очевидно, что в то время не было ни всеобщих императивов, ни абстрактных моральных ценностей, не было и индивидуальной нравственной мотивации, хотя многие моральные нормы (запреты) общинного уклада перешли в правовой кодекс и религиозные положения. Классовая рабовладельческая мораль иная — она опирается на идеи права.
Процесс индивидуализации социального бытия обособленных индивидов от родовой общины привел к изменению и сознания как формы социального регулирования. Необходимы были новые нормы, которые утверждали бы личность как самостоятельный субъект действия. И таким стало золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. О золотом правиле упоминают с VI-V вв. до н. э. Оно есть в древнеиндийской культуре, в Евангелии от Матфея, в учении Конфуция: «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Золотое правило, начиная с раннеклассового общества, получило широкое распространение. Оно есть в истории этической мысли, в основном оно упоминалось как требование житейской нравственности, а не как этический принцип.
Мораль — это человечность, достойное отношение к другому человеку, это первичное, самое элементарное человеческое отношение, предшествующее всем остальным.
Качественное изменение европейской нравственности, культуры произошло в эпоху Нового времени. Именно в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было провозглашено, что только права и свободы другого человека определяют границы того, что человек должен делать и чего не должен. Здесь не просто отвлеченные моральные принципы или религиозные фантазии, а реальное провозглашение того, что нравственный долг человека — это самостоятельно строить свою жизнь, не нарушая прав других.
Содержание прав и свобод человека располагало очень важными принципами — теми, которые соответствовали общечеловеческим требованиям морали. Это принцип свободы людей, ненасилия, самоопределения личности, невмешательства в частную жизнь, непри-
Е. П. Поликанова. Моральные ценности и их роль в обществе 135
косновенности частной собственности, толерантность и другие. В работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо они обсуждались и провозглашались высшими нравственными нормами, хотя в этот период начинают различать и субъективные представления людей о добре, зле, справедливости и т. д. Так, принцип свободы совести и вероисповедания наделяется свойством объективности и всеобщности и рассматривается как отражение естественного порядка вещей. Основу нравственных отношений в демократическом обществе составляет равенство людей.
У И. Канта именно свобода и равенство являются определяющими признаками содержания категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»6.
К. Маркс и Ф. Энгельс очень точно и красочно охарактеризовали капитализм: «Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывающие человека к его “естественным повелителям”, и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного “чистогана”»7.
Безудержное стремление к выгоде превращается в алчность и ведет к деформации человеческих отношений, целей человека в капиталистическом обществе. Это положение приводит к разрыву связей между людьми, ведет к обособлению и индивидуализму, аморальности и преступности, к углублению раскола между богатыми и бедными в разных странах.
6 Кант И. Соч.: в 6 т. — Т. 4. — Ч. 1. — М., 1965. — С. 270.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. — Т. 4. — С. 426.
136 Философия и общество 3/2014
В погоне за прибылью транснациональные корпорации в бедных странах сдерживают модернизацию, не соблюдают технику безопасности, используют детский труд, игнорируют социальные проблемы стран, где они получают прибыль. Главное для предпринимателей — получение богатства и успех в конкурентной борьбе. Ради этого они жертвуют моралью, и только юридическое право является регулятором отношений в бизнесе. Но эти юридические законы часто отстают от жизни, и предприниматели действуют по своему усмотрению, хотя моральные нормы, которые носят неписаный характер, на практические проблемы реагируют быстрее, чем правовые законы, но они не учитываются предпринимателями.
Можно с уверенностью утверждать, что современное капиталистическое общество имеет тенденцию к размыванию моральных ценностей, дегуманизации человека.
Духовная сущность морали проявляется в определенной направленности человека, социальных групп общества на конкретные нравственные ценности, нормы. А отсюда следуют и соответствующие поступки и поведение людей. Особенность нравственных норм состоит в том, что они не закреплены государственными ин-статутами и не являются государственными нормами, как юридические. Они выполняются, так как это внутреннее представление человека о себе, и оценка этого поведения другими — одобрение или осуждение. Без морали жизнь общества невозможна.
Существует достаточно много способов обоснования морали. Отмечу лишь несколько: утилитаризм, абсолютизм, натурализм, космизм.
Утилитаризм предполагает, что моральные ценности выделяются из внешних социальных благ. Моральная деятельность оправданна, если она ведет к счастью людей. Предпосылкой возникновения этой теории был ранний капитализм с его развитием производительных сил и с поднятием потребления на более высокий уровень.
Абсолютистские концепции выводятся из авторитетного внешнего источника, например Бога. Так, И. Кант в «Критике практического разума» пишет о Боге и бессмертии души. Он принимает их как постулаты для осуществления нравственных поступков, хотя главным, надежным и единственным критерием для Канта остается разум.
Е. П. Поликанова. Моральные ценности и их роль в обществе 137
Натурализм предполагает выведение морали из естественных качеств индивида — из особенностей организации человеческой психики, или из базовых инстинктов, которые присущи всем живым организмам.
Представителем эволюционистской этики был П. А. Кропоткин. Он полагал, что нравственные нормы, например справедливость, возникают как заимствование опыта животных. Первобытный человек, зависящий от природы, видел поведение животных, которые не убивают друг друга, а оказывают поддержку, и поступал так же.
Для космизма очевидно, что эволюция нравственности связана с развитием космоса. Влияние космических сил способствует проявлению человеческой духовности и нравственности.
Все эти концепции не дают четкого ответа на обоснование появления морали и понимание ее как общественной воли и стержня человека. Хотя, наверное, в результате очень длительной исторической практики вместе с формированием социальных потребностей в процессе деятельности и сохранением целостности человеческого бытия формируются и моральные ценности. Люди следуют им, и для них эти ценности выступают в настоящее время не как запреты, а как должное.
Почти всегда предписания норм морали выражаются в повелительном наклонении: «не убий», «проживи жизнь незаметно» и т. д. Для норм морали также характерно то, что они требуют известного поведения, а не просто убеждают, учат поступать определенным образом. Можно говорить о единичных нравственных нормах, например этике врача, или об универсальных нормах, которые относятся к каждому человеку. Это могут быть категорические нормы, действующие всегда (нормы христианской морали), или нормы, которые должны выполняться людьми в определенных ситуациях.
Что является источником нравственных норм? Им могут быть обычаи, традиции и даже авторитет, то есть сам человек (Сократ, Иисус Христос, Магомет и т. д.). Материальные, объективные условия также являются источниками морали, если они вызвали к жизни моральные нормы. В этике подчеркивается, что нормы морали имеют объективное значение, то есть не зависят от произвола, от объективного мнения. С другой стороны, требования, предписа-
138 Философия и общество 3/2014
ния, содержащиеся в моральных нормах, необъективны по своей природе. Они в конце концов были выражением воли определенных социальных групп или Бога в религиозной этике, и даже личные мотивы могли быть источником нормы.
Можно сказать, что норма вначале выглядит как внешняя, как предписание для человека, но нравственной она становится только тогда, когда это предписание осознается человеком и становится его внутренним, его субъективной необходимостью, его волей.
По своей объективной сущности моральные нормы — это специфическая форма согласования свободы и воли человека с общими потребностями, интересами, с волей и интересами других общностей, других субъектов. Это могут быть классы, группы, социальные слои и т. д. Они относительны, но в тоже время нравственные нормы выражаются и в общечеловеческой форме. Всякая нравственная норма проходит проверку на всеобщность, утверждал И. Кант.
Конкретно моральные нормы предстают как типичные стандарты поведения людей в определенной обстановке, и они меняются в процессе исторического развития. Нормы морали существуют не только в нравственном сознании, они объективируются в поступках, моральных качествах человека, нравственных позициях и отношениях людей.
Поведение человека в первую очередь мотивируется природными и социальными потребностями, конкретными обстоятельствами индивидуума. Социоприродная реальность — начало человеческого поведения. Но есть и другая реальность — мораль, моральная необходимость. Она выступает как определенные ограничения для человека, осуществляемые или по своей воле, или по воле коллектива (в первобытном обществе.)
Если суммировать особенности нравственных норм, то они сводятся к следующему. Нравственные нормы всегда побуждают к добру. Они являются результатом доброй воли, самостоятельно принимаются человеком. Выбор нравственных норм не определяется их полезностью, а наоборот, нормы направляют человека и помогают ему поставить или выбрать цели. Нормы диктуют определенные запреты, но в тоже время они обязывают людей жить сообща. И наконец, нравственные нормы человек сам ставит перед собой и следует им.
Е. П. Поликанова. Моральные ценности и их роль в обществе 139
Очевидно, что общность людей устанавливает нравственные нормы и, как правило, сама исполняет их. Совершенно справедливо утверждение, что мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех прочих связей8 9.
К моральным ценностям относятся добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д. Все они имеют в языке морали разное назначение и фиксируют разные аспекты нравственности. Так, добро ориентировано на ценностнонормативный аспект содержания морали, а совесть, стыд указывают на духовно-психологические механизмы и способы, которые регулируют поведение личности. Особое место в системе моральных ценностей занимает совесть.
Мораль — это не свод готовых правил, которые подходят к любому случаю. У человека есть что-то, что ему диктует поступать «по совести» в определенной ситуации. Наложение санкций на самого себя — это есть совесть. Но, наверное, не у каждого человека имеется эта моральная основа. Поэтому, скажем, героического поступка может и не произойти (броситься в огонь и спасти ребенка), если нет внутри себя требования «должен».
Совесть в «Новой философской энциклопедии» определяется «как способность человека, критически оценивая себя, осознавать и пере-
9
живать свое несоответствие должному — неисполненность долга» .
Чем выше мера общественного развития личности, ее социальная активность, тем большую роль играет совесть в ее жизни.
Совесть — особая духовная способность человека, особый механизм, отвечающий за сохранение нравственных качеств и поведение человека. Совершенно справедливо совесть считают стержнем человека, и ее отсутствие ведет к краху, деформирует отношения между людьми, ведет к разрушению всей системы моральных ценностей, духовному кризису.
В XXI в. в связи с глобализацией делаются предложения по построению нравственной системы мирового сосуществования всех государств, установлению нового мирового порядка, который про-
8 См.: Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 1999. — С. 383-391.
9 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова и др. — М.: Мысль, 2010. — С. 585.
140 Философия и общество 3/2014
возглашает идею «глобализационного гуманизма», «первостепенной глобализации нравственности», норм поведения, идеалов. Речь идет о некоей общественной совести, к которой должен быть причастен каждый10.
Подобные рассуждения об унифицированной новой нравственности абсурдны. Человечество за свою долгую историю выработало моральные ценности, общечеловеческие нормы. Если следовать им, если идентифицировать их с каждым, а не разрушать, не отчуждать от человека, как это происходит сегодня в постиндустриальном обществе, то можно освободить индивидуума от оков аморальности.
Можно утверждать, что человек является таковым в той мере, в какой у него присутствует нравственное начало. Можно ли научить моральным ценностям и нормам? Учителей морали нет, так как она не является специализированной формой деятельности. Однако этим успешно занимается церковь. Совершенно очевидно, что современное российское общество нуждается в моральном воспитании, ибо резко снизились моральные нормы поведения людей.
Конечно, человека можно научить моральным ценностям и нормам. Он не может не жить осмысленной жизнью. Ведь никто не может придать смысл жизни человеку, кроме него самого. Поэтому, задавая направленность своей жизни, индивид учитывает интеллектуальный и практический опыт окружающих его людей, а также и моральный опыт, и только на самом человеке лежит ответственность за то, что он выбрал.
Все свойства, качества, характеристики, задаваемые общественным нравственным воспитанием, только тогда дают результат, когда они пройдут «через» самого человека и выработаются им в процессе индивидуального и общественного развития.
10 См.: Казьмин А. К. Философские проблемы концепции эволюции человека // Вестник РФО. — 2004. — № 3. — С. 104-105.
cyberleninka.ru
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
Совершая поступки, обдумывая результаты деятельности, мы ориентируемся на
определённые представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», говоря строкой
Маяковского для детей. Но за этой строчкой глубокий смысл. А каков критерий, чтобы
делать хорошо, и не делать плохо? Откуда берутся правила поведения, что заставляет нас
их соблюдать? Что такое справедливость, которую мы так хотим иметь по отношению к
себе и которая порою мало беспокоит, когда речь идёт о возмущении других людей не-
справедливым к ним отношением должностных лиц или друзей, родных? Попытка разо-
браться в этих вопросах приводит к выделению морально-нравственной и правовой сфер
регулирования отношений людей, оценки их поступков, выбора пути и средств достиже-
ния поставленных целей. Что такое мораль, нравственность, право, справедливость?
Понятие «мораль» (от лат. moralis — нравственный), означает в обычном значении
нравственность, как особую сферу сознания (общественного и индивидуального) и опре-
деляемые ею отношения регуляции отношений людей с помощью правил, норм и прин-
ципов, которые вырабатываются обществом (группой лиц) и выполняются под воздейст-
вием (одобрением или осуждением) общественного мнения, соотнесённым с убеждениями
отдельных людей. Мораль в узком смысле – некоторое назидание, наставление, нравоуче-
ния (напр., «мораль сей басни такова», или – «хватит читать мораль»).
Мораль (нравственность) изучает специальная философская дисциплина – этика
(ethika, от греч. ethos — обычай, нрав, характер). Термин «этика» впервые использовал
Аристотель (в сочинении «Этика Никомаха») для обозначения особой области знаний о
человеке. Стоики Др. мира (1У в. до н.э. – первые века новой эры) выделяли в философии
логику, физику и этику, понимаемую как учение о природе человека, и, при таком подхо-
де, совпадающую с философской антропологией. Этика как учение о морали и нравствен-
ном поведении возникает позже. Со временем в ней возникают два основных направле-
ния. 1) Нормативная этика рассматривает вопросы о добре, зле, благе, счастье, смысле
жизни и т.д., разрабатывает правила (кодекс) поведения. 2) Теория морали исследует во-
просы возникновения, развития, сущности морали и закономерности, определяющие появ-
ление и изменение моральных норм.
Нравственные принципы, нормы и правила складываются под влиянием окружаю-
щих социально-политических и экономических условий, и при их изменении со временем
также меняются. Нравственные принципы – обобщения результатов практических дейст-
вий и размышлений об их соответствии принятым в сообществе представлениям о достой-
ном человека поведении и общественно значимой деятельности. Принципы морали высту-
пают обобщённым содержанием, или формой, содержания нравственности. Нормы морали
– предписания, следующие из основных нравственных принципов и показывающие, какие
поступки нужно совершать, чтобы поступать нравственно. Нормы конкретизируются в
определённых правилах, часто относящихся к разным сферам деятельности или разделам
этики. Так, есть врачебная деонтология, выражающая проблему долга и обязанностей ме-
дицинских работников. В этом плане, видимо, можно считать, что существует этика учи-
теля, инженера и т.д. На основе нравственного сознания с его структурными элементами
(принципами, нормами, правилами) формируется нравственный идеал, выражающий
приинятые в сообществе образцы поведения и оценки деятельности. В каждой системе мо-
рали разных сообществ получают своеобразное выражение представления о добре и зле,
совести и долге, счастье и смысле жизни, — основные категории этики.
Понятие «добро» выражает оценку всего, что в данном социуме является нравст-
венным, полезным для человека и отвечающим его природе, предназначению. Соответст-
венно «зло» означает всё безнравственное, вредное для человека, не соответствующее при-
роде и предназначению человека. Категория «долг» выражает осознание человеком необ-
ходимости согласовывать свои поступки с требованиями общества, принципами и норма-
ми морали, своей совестью – внутренней самооценкой действий и поступков, осознанием
ответственности за них с позиций нравственного идеала. В своей деятельности и поступ-
ках человек стремится постичь смысл жизни и добиться счастья. Представления о смысле
жизни предполагают ответ на вопрос: «Зачем, для чего я живу?». Этому интересному и
сложному для любой эпохи вопросу будет посвящён заключительный раздел данной те-
мы. Счастье в первом приближении можно охарактеризовать как состояние полного удов-
летворения человека при достижении цели, установлении гармоничных отношений с ок-
ружающими людьми и природой, со своим собственным внутренним миром.
В сфере нравственности выработано понятие «справедливость», означающее со-
ответствие между трудом и вознаграждением, добродетелью и счастьем, «преступлением
и наказанием», или, в общем плане – между добром и злом. Часто нас интересует распре-
делительная справедливость, как обеспечиваемый обществом порядок получения и по-
требления благ (материальных и духовных) из общественных фондов, который по сути
своей не может быть абстрактным равенством одинаковых возможностей. В понятие спра-
ведливости будет входить конкретно-исторически обеспеченное в данном обществе рас-
пределение, учитывающие такие параметры равенства, как рабочий стаж, квалификация,
определяемый для них размер вознаграждения и т.п. Но одновременно эти требования ра-
венства как выражения справедливости означают и фактическое неравенство: люди от ро-
ждения могут иметь какие-то ограничения, или, наоборот, природные дарования, неоди-
наковые жизненные условия для получения образования, квалификации и т.д. неравенства
людей. Отсюда следует, что нет абстрактной справедливости. Справедливость реализует-
ся в конкретных исторических условиях, оказываясь порою связанной с природным и со-
циальным неравенством людей.
Хотя категория справедливости относится к сфере этики, но она не может быть ре-
ально обеспечена только через общественное мнение и совесть человека, регулирующие
нравственные отношения людей. Помимо устанавливаемых людскими сообществами пра-
вил и норм поведения, регулируемых воздействием общественного мнения и внутренним
«голосом совести», общество выработало способы принуждения к выполнению опреде-
лённых требований. Это достигается через установление правопорядка, или правил и норм
права, обязательность исполнения которых обеспечивается государственными и общест-
венными организациями. Что такое право? В узком смысле термин «право» обозначает
совокупность установленных государством (или соответствующими гос. структурами)
обязательных для всех граждан социальных норм. В более широком смысле понятие «пра-
во» включает ещё гарантируемые государством права и правовые отношения граждан.
Право закрепляет и регулирует отношения собственности, производственных и хо-
зяйственных связей, принятые в сообществе формы распределения труда и его продуктов
между членами общества (гражданское и трудовое право), сферы и порядок функциониро-
вания властных структур и подразделений (конституционное и административное право).
Уголовное и процессуальное право призвано обеспечить порядок, исключающий попытки
изменения существующих общественных (государственно-политических и иных) отноше-
ний и порядок разрешения возникающих конфликтов. Для решения вышеназванных и ряда
других отношений (от международных до межличностных и семейных) бывает недоста-
точно общественного мнения, выраженного в декларациях, заявлениях, словесных возра-
жениях и осуждениях. Тогда используется сила государства, реализуемая через различные
органы принуждения и защиты правопорядка, гарантирующего соблюдение законных ин-
тересов граждан и государства.
Из приведённых кратких характеристик особенностей морали и права, призванных
регулировать отношения людей, вытекает важность формирования этического и правового
сознания граждан, начиная с детского возраста (по Маяковскому, крошка-сын спрашивал у
отца: «Что такое хорошо, и что такое плохо») и далее, в школе, на работе. Одна из задач
нравственного воспитания – вырабатывать активную жизненную позицию, сознательное
отношение к долгу, чтобы единство слова и дела стали повседневной нормой поведения.
Правопорядок и правовое сознание вырабатываются уже в первых древнейших го-
сударствах. Это Ниневия, на территории современного Ирака; с сер. 5-го тыс. до н.э. посе-
ление; в. 8-7 вв. до н.э. – столица Ассирии; Шумер, конец 4 — начало 2 тысячелетия до н.э.
в Южном Двуречье, в нижнем течении Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Это
древнейшие города-государства Аккад (Агаде), к юго-западу от современного Багдада, в
24-22 вв. до н.э. центр государства, включавшего Месопотамию и Элам в Месопотамии.
Это – Вавилон, (на шумерском, аккадском, греческом и латинском языках Babylon –
«врата бога»), находился на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от со-
временного Багдада и других городов. Хотя с первых известных государственных объе-
динений и по настоящее время люди не смогли обойтись без правопорядка и силы, при-
нуждающей к его исполнению, в общественном сознании всё более широкое звучание по-
лучает, как мы уже отмечали, идея ненасилия, отказа от применения силы и ахимсы – нев-
реждения, не нанесения вреда живому. Соответственно возрастает роль нравственных
ценностей. Понятие «ценность» здесь используется для выражения значения предметов,
явлений для человека. Учением о ценностях является аксиология (термин назывался при
характеристике функций философии в 1-ой теме 1-го раздела пособия).
Среди духовных ценностей в развитии общества приоритет приобретают нравст-
венные правила и нормы, формирование моральной ответственности граждан. Суждения о
моральных ценностях человека, доставляемые «метафизическими» (этическими, эстетиче-
скими, религиозными, философскими) и научными изысканиями, концентрируются в
идеалах счастья, цели и смысла жизни, в представлениях о необходимых объективных
жизненных условиях. Различные ценностные ориентации социальных групп и отдельных
людей, определяемые обстоятельствами жизни и ориентирами мировосприятия выражают
идеалы восточных культов (достижение нирваны), христианства и ислама (достижение
благодати, райского блаженства), коммунизма (служение людям, борьба за справедли-
вость, построение общества, в котором «свобода каждого является условием свободы
всех»). Этические ценности концентрируются также в установках гедонизма (разумное, в
меру, наслаждение, воспринимаемое как добро), эвдемонизма (стремления к блаженству,
счастью), стоицизма (счастье – в свободе от страстей, в равнодушии и спокойствии духа,
определяющим покорность судьбе), аскетизма (отказа от удовольствий, преодоление со-
блазнов), утилитаризма (достижение наибольшей суммы счастья наибольшим числом
людей).
Как появляются нравственные ценности? Вспомним, что И. Кант (нем.; 1724-1804)
выводил нравственность из установлений Бога. Это Его голос, как нравственный импера-
тив (повеление), определяет, по Канту, высшую планку (максиму) оценки поступков в ка-
честве основы нравственности. Изучение обрядов и обычаев племён и народов, научные
исследования по археологии, этнографии, лингвистике показали изменяемость норм и
принципов нравственности в историческом времени. Менялись и представления о том,
«что такое хорошо, и что такое плохо». Этого Кант не учитывал, сводя моральные нормы и
принципы к общечеловеческим и вечным установлениям божественной природы. Оказа-
лось, что моральные ценности (правила и нормы) сопрягаются с исторически изменяющи-
мися категориями (идеалами) добра и зла, долга, совести, справедливости, счастья.
Признавая это, мы не можем оставить в стороне вопрос о наличии общечеловече-
ских (а, значит, и непреходящих) элементов в морали и моральном поведении. Отличия
человека от животных исторически формировались, как мы отметили при изложении пре-
дыдущего вопроса, с переходом к орудийной деятельности, к труду и возникшей необхо-
димости регулировать отношения иначе, нежели эту задачу решали инстинкты поведенче-
ских реакций. Использование орудий труда было связано с появлением (на основе сигна-
лов общения) языка, речи, коррелирующих с развитием мозга и ведущих к формированию
духовной культуры. Мораль появилась как выражение гуманистической направленности,
человека и связанные с ней представления, осуждавшие убийство людей, нанесение уве-
чий; утверждавшие уважение к старшим, (родителям, вождям племени и т.д.), перерас-
тавшее в почитание Богов, бережное отношение к детям и больным. Эти, порождённые
потребностями становящегося социума, отношения, или так называемые «простые нормы
нравственности», включались в представления о добре, благе, счастье, долге человека пе-
ред собой и обществом.
infopedia.su
Гуманизм как нравственный критерий права и морали
В современном обществе, которое переживает эпоху чрезвычайных потрясений, гуманизм должен быть главным требованием и критерием человеческого поведения, права и морали. Отметим, что глубинная суть гуманизма это определять человека как высшую ценность, создавать такие условия существования, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод человека, поддерживать веру человека в его уникальность как микрокосмоса.
Одной из основных требований гуманизма является спрямовування деятельность общества на создание комфортных условий для полноценного развития личности как в физическом так и в духовном плане, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Принцип гуманизма — это основополагающий принцип морали и права.
Под моралью, как правило, понимают неписаные нормы поведения в обществе, предусматривающие особый способ социальной регуляции и саморегуляции человеческих поступков. Право тоже представляет собой систему регулирования общественных отношений, но также и тех, которые выходят за пределы межличностных и поэтому подлежат внешнему контролю. В свою очередь, мораль, прежде всего является внутренним регулятором поведения человека.
Отметим тот факт, что право и мораль тесно переплетаются, ведь нравственные нормы, которые воплощаются в законодательных актах становятся правовыми нормами. Но, если за нарушение норм права предусмотрены санкции в соответствии с действующим законодательство, то за нарушение норм морали человек получает общественное осуждение и критику.
Поскольку и право, и мораль выступают регуляторами межличностных и общественных отношений, то, как было отмечено выше, одним из основных критериев их функционирования и обеспечения справедливости в обществе принцип гуманизма. Можно сказать, что гуманизм отвечает за духовное измерение права и морали. Право должно перевести идеалы и принципы, присущие гуманизма в юридическую плоскость, предоставляет гуманности статуса правового понятия. Это является важным фактором, поскольку традиционное определение права видится заурядным человеком как обещание человечности, которая гарантируется законом.
Стоит также отметить, что принцип гуманизма нашел свое практическое отражение в Конституции Украины и в международных нормативно-правовых актах (Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека).
Принцип гуманизма проходит красной нитью через всю правовую систему Украины и цивилизованных стран мира. Подтверждением гуманистической направленности правовых систем является то, что наибольшее количество статей Основных Законов посвящено именно правам и свободам гражданина.
Можем утверждать, что юридическая доктрина, которая царит в современном информационном обществе, в идеале тяготеет к антропоцентристская мировоззрения, в основных принципах которого отражается отношение к человеку как к высшей социальной ценности, уважаются ее естественные права и достоинство, стремление к счастью и благополучия, а также право на духовное, интеллектуальное и физическое развитие.
Итак, гуманизм как нравственный критерий права и морали признает благо человека как основной высокий принцип оценки существования любого общественного института. Важно то, что право концентрируется вокруг интересов и потребностей человека, оно призвано обеспечивать защиту лица в правовом поле. Утверждение гуманистических идей и нравственных норм в жизни развитого общества должно быть приоритетом не только правовой системы (юриспруденции), но и государственной политики в других сферах жизни.
Хочется также отметить, что существует универсальная формула выведена в философии и этике, так называемый фундаментальный моральный принцип (категорического императива Иммануила Канта): «Действуй только по той нормой, которую хочешь видеть универсальным императивом — нормой для всех людей и также для тебя … Действуй так , чтобы всегда относиться к людям и к себе тоже — как к цели и никогда — только как к средству ». Как по мне данный моральный принцип выступает ярким свидетельством гуманизма, ведь он дает человеку свободу, при этом создавая всеобщий моральный закон для общества.
Поскольку человек в гуманистическом учении выступает как цель, как высшая ценность, то ведущей доктриной современного права, конституционного государства и гражданского общества является обеспечение достоинства человека. Именно уважение к человеческому достоинству и свободы личности является базовым принципом права и морали.
Можем резюмировать, что гуманизм является неотъемлемой аксиологической чертой любой правовой системы, которая призвана отстаивать и защищать права и свободы личности.
moral.infotaste.com
Мораль и право
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЕДИНСТВО И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ 5
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 9
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ 12
4. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль — взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан
Актуальность данной темы заключается в том, что современное российское государство находится на сложном, переходном, этапе своего развития, идут активные процессы демократических преобразований, становления рыночных отношений, совершенствования духовной сферы жизни общества и в этой связи нам будет интересен аспект соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
Целью данной работы – исследование взаимодействия права и морали.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть единство права и морали;
2. выявить общие черты права и морали;
3. показать отличительные особенности права и морали;
4. проиллюстрировать основные взаимодействия и противоречия между правом и моралью.
В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение в ряде монографий и статей, учебной литературе. Среди них следует прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах некоторые аспекты данной проблемы.
1. Единство и общие черты права и морали
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость права и морали — этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования.
Многие исследователи придерживаются мнения, согласно которому право — это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества. В целом понятие права, как заметил еще И.А. Ильин, упирается в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов[1] .
Юристы по роду своей деятельности изучают и применяют прежде всего правовые нормы — это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Например, русские правоведы В. С. Соловьев, И. А. Ильин подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В. С. Соловьев определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла»[2] .
Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности[3] .
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты — эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив», ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), которому она должна добровольно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Глубокое наблюдение.
Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Именно поэтому первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Цицерон видел в совести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек есть ряд его поступков… Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне», писал Гегель. Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность[4] .
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.
Единство права и морали состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Посмотрим, что общего между правом и моралью.
Право и мораль:
— и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
— имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;
— им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
— они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
— имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
— представляют собой средства активного воздействия на поведение людей[5] .
Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.
2. Отличительные особенности
Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.
mirznanii.com
Нравственные нормы, ценности и правила
Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.
Нравственная культура
Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности поведения людей во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.
Морально-нравственные нормы – это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:
- нужно уступать место тем, кто старше;
- здороваться, встречая другого человека;
- быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
- приходить вовремя;
- говорить культурно и вежливо;
- носить ту или иную одежду, и т.д.
Фундамент построения здоровой личности
Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.
Нравственные правила и нормы играют роль персональных жизненных ориентиров для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.
Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.
Мораль в прошлом и настоящем
Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.
Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.
В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.
Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.
Разнообразие нравственных норм
Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.
Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.
Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.
Возможно, значение морали преувеличено?
Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали – это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.
Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство – это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим моральным долгом то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).
Важность морального воспитания
Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.
Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.
Социальная голодовка
В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.
Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.
Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.
fb.ru
Мораль
Мораль
Оглавление
Введение 3
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека. 4
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия 9
3. Влияние морали на современное российское право 12
Заключение 16
Список литературы 17
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении проявления морали в правовом регулировании, и, в частности, в российской действительности.
Цель работы состоит в изучении морали и права в жизни человека и общества.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) дать понятие морали, определить диалектику идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека;
2) изучить единство и взаимодействие морали и права, их отличия и противоречия;
3) рассмотреть влияние морали на современное российское право.
Право и мораль ? взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.
Мора?ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений [12]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Тем не менее, «общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д.» [8; с. 16].
Проблема специфики морали (дискуссионная и незавершенная, как большинство этических проблем) связана, в первую очередь, с такими специфическими особенностями морали как ее внеинституциональный характер и отсутствие четкой локализации. Последнее, т.е. своего рода «вездесущность» морали, ее растворенность во всех видах человеческих отношений, особенно затрудняет попытки ее строго научного исследования. Осмысление специфики морали предполагает также изучение характеристик ее структурных компонентов и своеобразия функционирования, что, в совокупности, позволяет понять ее уникальность.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
По определению, мораль ? это «совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми» [1; с. 31]. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными.
Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось.
Понятие нравственности является «диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью» [6; с. 24]. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества. Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия ? это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания ? это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности.
Наиболее общими и значимыми являются следующие функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, гумманизирующая [6; с. 47]. Другими словами, свой смысл мораль осуществляет на основании особой формы отражения мира, особого способа регуляции отношений между людьми, особых установок воспитания человека.
В сфере морального сознания принято выделять эмоциональный и рациональный уровни, его также можно рассматривать как единство общечеловеческого, группового и индивидуального. В качестве опорных понятий, фундирующих сферу морального сознания и отражающих его главные феномены, выступают следующие: нормы, кодексы, качества, принципы, категории, идеалы. К основным категориям этики, отражающим наиболее сложные и значимые феномены морального сознания, обычно относят такие понятия: добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.
Сбалансированность рациональной и эмоциональной сторон придает сознанию устойчивость и гармонию, своеобразным проявлением которых является моральная интуиция. Представляя собой некое синкретическое единство размышлений и чувств, возникающее на определенном этапе нравственного развития личности, моральная интуиция способствует быстрому принятию решения в таких ситуациях, где процедура рациональной мотивации по каким-либо причинам затруднена.
Диалектика сущего и должного охватывает все аспекты бытия культуры, становясь ценностно-смысловой и феноменальной матрицей процессов, имеющих уникальный надприродный характер. По сложившейся традиции их принято рассматривать в рамках морально-этической антитезы, в которой «должное предстает как всеобщее, абсолютное, истинное в человеческом поведении, а сущее — как частное, преходящее, обманчивое в нем» [4; с. 43]. Разрыв между полученным результатом и имеющимся представлением о должном, а также переосмысление последнего стимулируют процессы развития культуры, дают импульс ее усовершенствованию. Должное, пронизывая всю структуру человеческой деятельности, является соизмерением фактической реальности и ее уходящей в далекую перспективу ценностно-ориентированной модификации, переводимой усилиями людей из потенциальной возможности в актуальную действительность. Таким образом, самоорганизация человека проявляется в его умении подчинять свою жизнь цели, осознаваемой в качестве базовой ценности, регулятора должного приложения его сил. В историческом масштабе эта закономерность проявляется в формировании мировоззрения (христианского, гуманистического, прагматического и т. д.)
Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того, в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что «они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей» [8; с. 38]. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости:
1. И те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
2. Имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. Они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
6. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.
Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный ряд общения» [7; с. 81], приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения ? свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. По мнению Ю.А. Агешина: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений» [9; с. 154].
Воздействие морали на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. Правда и милость должны царствовать совместно. Право имеет чрезвычайно важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия.
На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.
Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие ? влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство. Отделение права от нравственности вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота. Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий. Не будучи всецело нравственным, право дает известный простор личным интересам и стремлениям, даже в их эгоистическом и своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой более чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования имеют всеобъемлющий и безусловный характер.
Право и мораль ? взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан. В настоящее время в России идет трудный процесс «переоценки ценностей», трансформации и приспособления их к изменившимся условиям жизни, выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы степени развития современных общественных отношений. Сегодня российское общество переживает сложный и противоречивый период: наблюдается существенное ослабление моральных норм и принципов, падение нравственности, особенно среди молодежи. Возникает проблема выявления причин этих тенденций, определения путей их преодоления.
Взаимодействие права и морали всегда представляло собой важнейшую научную и практическую проблему. Она остается весьма злободневной и в наше время. В литературе справедливо отмечается, что для современной юридической науки «характерен процесс углубления нравственных начал, сближения права и морали демократического общества» [3; с. 176].
Право стало оцениваться не только как юридическое, но и как социально-этическое, культурное явление. Его развитие в постсоциалистический период проходило под влиянием принципов естественно-правовой доктрины, провозглашающей неотчуждаемость основных прав и свобод индивида, их защиту. В это время уже шел активный процесс демократизации нашей страны. Большой шаг вперед в этом направлении был сделан с принятием в 1991 году Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР, а в 1993 году ? Конституции Российской Федерации, которые ознаменовали собой (если еще не фактически, то юридически) начало построения демократического правового государства в новой России. Наблюдается такое явление, как принятие одними группами населения новых для России ценностей и отторжение их другими группами. Старые идеалы отброшены, а новые еще не восприняты массовым сознанием, особенно «рыночного» характера. Подобные тенденции требуют внимательного осмысления.
Отражение норм морали и нравственности в нормах российского законодательства является многоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. Соответствующие современные требования в этом плане нашли своё надлежащее выражение в статье 2 и главе 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [9; с. 237]. Причём никто не может быть принуждён к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них. Нормы морали и нравственности содержатся и в гражданском законодательстве. В первую очередь они нашли отражение в ряде принципов (основных началах) гражданского законодательства, закрепленных в 1 статье Гражданского кодекса РФ. В нормах ГК воплощен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Тесную связь с общепринятыми, сложившимися веками нормами морали имеют нормы семейного права. Какой бы сложностью не отличалось их содержание, в любом случае они включают в себя представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и бесчестности, что имеет прямое отношение к существу норм именно семейного права. При этом семейное право влияет на поведение человека ? участника семейных отношений с помощью своего арсенала средств, а нормы морали имеют свои методы воздействия. Нормы морали нашли своё отражение и в трудовом праве, в первую очередь в принципах трудового права. Особое значение имеют нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью.
Так, в действующем Российском уголовном законодательстве именно с применением морально-нравственных понятий, как справедливость, определяются цели и характер наказания, которые состоят в следующем:
? социально-воспитательная ответственность ? восстановление социальной справедливости, производимое, как в отношении общества в целом, так и в отношении лица, потерпевшего в результате совершенного преступления;
? предупредительная ответственность ? исправление осужденного, заключающееся не столько в реальном перевоспитании, практически невозможном при существующих механизмах и условиях наказания, сколько в обеспечении не совершения осужденным преступлений в дальнейшем;
? предупредительно-воспитательная и карательно-репрессивная ответственность ? предупреждение совершения преступления, делящееся на специальное предупреждение и общее предупреждение и обуславливающие выполнение наказанием функций обеспечения условий, исключающих возможность повторного совершения преступления и функций устрашения, как по отношению к лицам, подвергавшимся наказанию, так и по отношению к иным лицам, не совершавшим ранее преступлений [4; с. 248].
Таким образом, уже само содержание правовых норм российского законодательства может восприниматься как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей (которые, в свою очередь, должны выполнять волю избирателей, отражая их морально-нравственные нормы), а потому целиком восприниматься как отражение норм морали и нравственности.
Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Мораль ? это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Наиболее общими и значимыми являются следующие функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, гуманизирующая.
Диалектика сущего и должного охватывает все аспекты бытия культуры, становясь ценностно-смысловой и феноменальной матрицей процессов, имеющих уникальный надприродный характер.
Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи.
Взаимодействие права и морали всегда представляло собой важнейшую научную и практическую проблему. Отражение норм морали и нравственности в нормах российского законодательства является многоплановым и может рассматриваться на различных уровнях.
1. Выгорбина, А.Е. Этика права / А.Е. Выгорбина. ? М.: Вузовская книга, 2005. ? 155 с.
2. Головкин, Р.Б. Специфика взаимоотношений морали и права в регулировании общественных отношений / Р.Б. Головкин // Российский следователь. ? 2005. ? № 1. ? С. 56?60.
3. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. ? М.: Гардарики, 1999. ? 472 с.
4. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ч. 1 / Е.В. Золотухина-Аболина. ? Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. ?443 с.
5. Кацапова, И.А. Русская школа права / И.А. Кацапова // Вопросы философии. ? 2003. ? № 4. ? С. 152?162.
6. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. ? М.: ИНФРА-М, 2003. ? 208 с.
7. Маслеев, А.Г. Профессиональная этика юриста как мировоззренческая дисциплина / А.Г. Маслеев // Образование и наука: Известия УрО РАО. Приложение. ? 2006. ? № 4. ? С. 78?84.
8. Маслеев, А.Г. Этика и профессиональная этика: краткий словарь / А.Г. Маслеев. ? Екатеринбург: 2001, 2007. ? 148 с.
9. Общая теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко: В 2 т. ? М.: ПРОСПЕКТ, 1999. ? 504 с.
10. Прокофьев, А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше / А. Прокофьев // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.
11. Профессиональная этика юриста / под общ. ред. А.Г. Маслеева. —Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2004. — 98 с.
12. #»Times New Roman»>
Теги: Мораль Реферат Этика, эстетика
Просмотров: 43007
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Мораль
diplomba.ru