ЛОКК Джон — Философия.НЭС
Локк Джон
1632-1704 гг.) — английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка — теория познания, развитая в традиции материализма Ф. Бэкона. Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, на практических (нравственных), включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).
Оцените определение:
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ЛОКК Джон
1632-1704) — англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в интересах тех, кто желал бы властвовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению существования бога как причины движения материи. Л. — сторонник «естеств. религии», близкой к деизму. Отстаивал необходимость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на католиков и атеистов.
Оцените определение:
Источник: Атеистический словарь
Локк Джон
1632-1704) — английский философ-просветитель. Главное произведение «Опыт о человеческом разуме». Душа человека с момента рождения наподобие «чистой доски» ( tabula rаза), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В своей политической философии, Локк, примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит идея разделения властей — законодательной, исполнительной (куда включалась и судебная), и «федеративной» (внешние сношения).
Оцените определение:
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
ЛОКК Джон
английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побудил его к занятиям физикой, химией, медициной и политикой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о человеческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающаяся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трактата о государственном правлении» (1690) разрабатывают теорию либерального общества. Кроме того, ему принадлежит трактат «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где зачаточное христианство представлено как религия, естественным образом присущая человеческой душе.
terme.ru
Джон Локк (философ) — Циклопедия
Джон Локк
John Locke
Направление | английская философия |
Джон Локк (англ. John Locke) (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — английский философ эпохи Просвещения.
Он выступил как философ, идеи которого подготовили и теоретически обосновали «Славную революцию» в Англии. В своём труде «Два трактата о государственном правлении» Локк обосновал основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. Таким образом, Локк стал одним из родоначальников идеи либерализма.
Философский трактат Локка «Опыт о человеческом разуме» посвящён разработке эмпирического метода познания, основанного на утверждении, что всё человеческое знание проистекает из опыта, и нет врождённых знаний.
В честь него назвали одного из главных персонажей сериала «Остаться в живых».
cyclowiki.org
Джон Локк и Философия
Тоесть ты хочешь сказать, что режиссеры сериала не даром избрали для персонажа Джона Локка такое имя? Выходит, его поступки и жизнедеятельность тесно связаны с работами известного философа. Возможно… Можно сравнить идеи философа с нашим героем.
Философ Дж. Локк постулировал, «что ум является «чистой доской», т. е, вопреки декартовской или христианской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием».
Эта идея больше подходит к ситуации, когда Ричард говорил о Локке: «Я был у него, когда он был маленьким, но я не увидел в нём ничего особенного…» Да, враждёнными качествами лидера Локк не хвастал — он был «скраю общества», никто не водился с ним. Но на протяжении своей жизни, Джон набирал свой опыт и когда попал на остров, он смог показать себя на ровне с другими, расскрыть свой умственный талант. Джон не мог ходить в реальной жизни — это способствовало зародить в его разуме стремление к выживанию и борьбе. Вот оно «чувственное восприятие» о котором писал известный философ. Когда ты теряешь что-то, в чём-то ты добавляешь. Локк смог использовать накоплённый опыт, который ему дал паралич ног и руководясь целью к выживанию и самоутверждению, он смог добиться своего статуса на острове, то, чего ему не удалось достигнуть в жизни до острова.
Да, общество и многие на острове не понимали и не разделялли взглядов на жизнь этого персонажа. Им казалось, что Локк получил болезненную травму на всю жизнь, что у него поехала крыша, после токо, как он снова ощутил дар хождения. Но Бун правильно сказал о Локке: «Он умный» Постоянные противоречия с Джеком, с Беном и с самим собой вконце концов, закалили этого бойца и дали ему возможность стать ключевым звеном в жизни острова. Джон «одолел» и Джека и Бена и свою неуверенность. Он нашел свой путь, свой собственный «волшебный ящик». Расскрыв свои возможности, учтя все свои ошибки и смерть Буна, он понял, что остров сам подскажен правильные действия.
Я один раз сидела на истории, там тоже говорили о фильсофах, дак там тоже назвали Джона Лока, япотмо просто отключилась от урока и стала вспоминать о Лосте……… А думаю, что создатели не просто так назвали в его честь философа, может есть какие то ассоциации?Здесь по любому есть какой-то умысел, какие-то параллели. Хочу ещё обратить ваше внимание,коль вы уж так заинтересовались философией, Джон Локк..какое имя он получил после смерти?? Джереми Бентем.. Кто такой этот Бентем? ФИЛОСОФ!!! Если есть время и желание..зайдите,прочитайте о Мистере Бентаме..может уловите что-то? http://www.peoples.ru/science/economy/bentham/
Chris_Linus писал(a):
Здесь по любому есть какой-то умысел, какие-то параллели. Хочу ещё обратить ваше внимание,коль вы уж так заинтересовались философией, Джон Локк..какое имя он получил после смерти?? Джереми Бентем.. Кто такой этот Бентем? ФИЛОСОФ!!! Если есть время и желание..зайдите,прочитайте о Мистере Бентаме..может уловите что-то? http://www.peoples.ru/science/economy/bentham/
Спасибо Кристи за ссылку. Почитал. Философия конечно получается глубоковата
Джон Локк это не эпоха Возрождение, это уже Просвещение!
www.lost1.ru
Философия Джона Локка
ВВЕДЕНИЕ
Джон Локк считал, что философы, как и естествоиспытатели, должны продвигаться шаг за шагом с помощью опыта. Прежде чем переходить к рассмотрению “ больших” проблем, необходимо изучить наши средства, то есть наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка.
Джон Локк является одним из классиков педагогики и политической теории. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал — английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.
Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей банка Англии.
Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706 годах).
В сочинении «Разумность христианства» (1695 г.) Локк в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений.
Классическим трактатом по педагогике стали «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Локк исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учета естественной склонностей ребенка, формирования у него здорового тела и духа.
Социально-политическая концепция Локк содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690 г.). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй — содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-1689 годы. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с позиций теории естественного права и общественного договора.
В
1700 году Локк отказался от всех должностей
и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди
Мешэм 28 октября 1704 года.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО
Джон Локк (1632-1704) родился в г. Рингтоне в семье адвоката, который в свое время командовал отрядом в армии Кромвеля. Окончив вестминстерскую школу, он поступил в Оксфордский университет, где изучал медицину. Уже в годы учебы Локк интересовался современным ему естествознанием и философией. По окончании университета Локк становится учителем греческого языка и риторики. В качестве секретаря английского посла при бранденбургском дворе в 1664 — 1665 годах Локк впервые посещает европейский континент. Свои медицинские познания того времени Локк выразил в трактате «О медицинском искусстве» (1669).
Не оставляя занятий философией, Локк принимал довольно активное участие в политической жизни. Так Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним после реставрации Стюартов в 1682 году он эмигрирует в Голландию. А после так называемой «славной революции» 1688 года, завершившейся компромиссом между буржуазией и землевладельческой аристократией, Локк возвращается в Англию. По словам Энгельса, он сам явился идеологом этого компромисса.
Хотя после «славной революции» Локку оставалось всего шесть лет жизни, как раз в эти годы выходят его основные произведения. Надо сказать, что, в сравнении с Гоббсом, Локк как философ был более удачлив. Б. Рассел в своей истории философии специально выделяет тот факт, что философские и политические взгляды Локка приветствовались его современниками. Как известно, Локк был «отцом» доктрины либерализма. И творцы американской конституции были именно локкианцами. Политические и этические идеи Локка изложены в его работах «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). Что касается собственно философии, то здесь взгляды Локка не столь оригинальны. Тем не менее, его главная философская работа — «Опыт о человеческом разумении» (1690) — классический пример эмпирической теории познания. Именно здесь Локк излагает суть своей философии, которая состоит в объяснении происхождения наших знаний из чувственного опыта.
Локк исходит из формулы: нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах. И эту позицию он пытается выразить наиболее четко и последовательно, прежде всего, в своей полемике с рационалистами, доказывающими возможность «врожденных идей» и «врожденных принципов». В противоположность рационалистам, Локк считает душу человека похожей на tabula rasa, т. е. чистую доску, а еще точнее «белую бумагу без каких-либо знаков и идей», на которую только опыт наносит свои письмена.
Локк различает внешний опыт, сообщающий нам о состоянии природы, и внутренний опыт, или «рефлексию», которая сообщает о нашем внутреннем мире и действиях нашего разума. Именно из внутреннего опыта, согласно Локку, люди узнают, что разум сопоставляет и соединяет те «идеи», которые доставляют ему чувства. Исходя из этого, Локк различает простые и сложные «идеи», утверждая, что сложная «идея» является комплексом простых «идей». В отличие от простых идей, которые «получены» разумом (are given), сложные идеи у Локка «сделаны» (are the workmanship).
Таким
образом, любое размышление оказывается
у него лишь перекомбинацией и внешней
обработкой уже имеющегося у нас содержания.
А это значит, что ни одно из теоретических
понятий не добавляет нам знаний сверх
того, что мы уже узнали при помощи чувств.
Эти представления Локка о разуме как
некоем «усложненном чувстве» оказались
очень популярными среди естествоиспытателей
XVII-XVIII веков, продолжавших свой спор с
церковью, которая настаивала на возможности
сверхопытного постижения истины. Объясняя
происхождение наших понятий ассоциацией,
т. е. объединением сходных чувственных
впечатлений, Локк становится основоположником,
так называемой ассоцианистской психологии.
И с этих позиций он судит о так называемой
«субстанции» — объекте критики всех
представителей английского эмпиризма.
2. ТЕОРИЯ
ПОЗНАНИЯ ДЖОНА ЛОККА.
Одним из самых выдающихся философов Нового времени и продолжателем дела Фрэнсиса Бэкона был Джон Локк. Главный труд Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет.
Годы перед революцией 1688 года, когда Локк не мог без серьезного риска принять теоретическое или практическое участие в английской политике, он провел, сочиняя свой «Опыт о человеческом разуме». Это его важнейшая книга, которая больше всего принесла ему славы, но его влияние на философию политики было так велико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателя философского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания.
Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Главным препятствием на пути к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания созданную еще Платоном. Согласно этой теории наш мир есть лишь пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в земной оболочке душа должна вспомнить все знания – в этом задача познания. Отрицая врожденность знаний, Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном происхождении и сущности души и разума человека. Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия. Многие люди и целые народы не знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога – дело человека. Нет оснований в природе, утверждал Локк, для возникновения под ее воздействием в разуме идеи бога. Человек, предоставленный только естественному воздействию, не знает и не может знать бога. Человек по природе своей — атеист.
Локк вынужден был защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите пришел к далеко идущим выводам. Нападая на локковское предположение о возможности существования мыслящей материи, богословы указывали, что он не может раскрыть и ясно представить как материя мыслит, в чем сущность связи мысли и материи. Локк отвечал им: после неопровержимого ньютоновского доказательства присущего материи всемирного тяготения, сам творец этой теории признал, что не знает причин тяготения, видимо, бог дал материи такую способность. Почему же не предположить, что бог дал некоторым частям материи способность мыслить? Почему же нельзя предположить, что душевные силы человека присущи некоторой части материи?
Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта — реальный мир вне нас. Внутренний опыт — «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка – Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.
По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.
Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.
Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2.Сведение вместе двух идей, все равно — простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.
Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.
Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания — чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.
stud24.ru