Лоуэн и райх: Райх, Лоуэн и телесно-ориентированная психотерапия | by Vasiliy Labetskiy

Райх, Лоуэн и телесно-ориентированная психотерапия | by Vasiliy Labetskiy

Vasiliy Labetskiy

·

Follow

6 min read

·

Mar 22, 2020

Erick Centeno

На Западе энергетический подход начался с Фрейда. У него энергия-либидо относилась исключительно к сексуальности. Его ученик Юнг первым начал всерьез проводить параллели между фрэйдовским либидо и “энергией” в восточных традициях, где чуть ли не главную роль играли такие понятия как прана (Индия) и ци (Китай). Однако Юнга всегда больше интересовал миф, и он никогда не использовал работу с “телесной” энергией в своей терапии. Первым, кто поставил энергию в центр своей объяснительной системы был Вильгельм Райх. Райх назвал биоэнергию “оргоном” и попытался подтвердить свою гипотезу с научной точки зрения, проведя ряд лабораторных экспериментов. Он измерял электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы, ладони) при болезненном и приятном воздействии. При приятной стимуляции кровоток и электризация увеличивались, при неприятной — уменьшались.
Про кровоток и эрогенные зоны все понятно — это вполне проверяется в домашних условиях, а вот биоэнергия как вызывала сомнения, так до сих пор и вызывает. Оргон был воспринят научным сообществом с прохладцей, однако, не смотря на слабую с научной точки зрения теорию, телесно-ориентированная психотерапия актуальна, развивается и принята на вооружение психологами в качестве набора проверенных действующих методов. Это объясняется тем, что кроме оргонной энергии Райх имел в виду телесную скованность и хроническое напряжение разных групп мышц, — то есть вполне конкретные явления, не вызывающие сомнений, — исправление которых, как показала практика, влияло на общее самочувствие пациента.
Собственно, Лоуэн — один из учеников Райха.

Мы более-менее определились с понятием энергии. Теперь введем понятия “пониженный и повышенный уровень энергии” и попробуем их как-то конкретизировать.

Отсутствие жизненной энергии (пониженный уровень) иногда является результатом сдерживания чувств. На физическом уровне это проявляется как хроническое напряжение мышц.

Удивительно, но одно из главных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности и напряжения, которая в свою очередь возникает из попытки найти любовь. Это явление восходит к младенческому состоянию и общему паттерну для всех млекопитающих: когда младенец теряет связь с матерью он напрягается и становится максимально шумным, однако это происходит лишь какое-то время, после чего младенец затихает, и его психика как бы сворачивается в себя. К слову, корни диссоциации уходят в эту жуткую “тишину”.

На более поверхностном уроне также существует физиологическая причина, из-за которой при пониженном уровне энергии возрастает активность. Дело в том, что невозможно расслабиться, когда уровень энергии слишком низок, так как для снятия напряжения мышц необходима именно энергия.

Люди с большим количеством энергии движутся по жизни с минимальными усилиями, поскольку их тело и сознание выдерживают высокий уровень напряжения. Люди с низким уровнем энергии — напротив — ощущают страдание постоянно, а их возбуждение можно сравнить с возбуждением и беспокойством усталого ребенка, который, не смотря на усталость, не может успокоиться и уснуть.

Лоуэн предлагает простой тест на уровень энергии.

Низкий уровень энергии

1. Чувствуете ли вы себя усталым?
2. Трудно ли вам вставать утром? Чувствуете ли вы себя усталым?
3. Чувствуете ли вы себя загнанным, усталым, подавленным?
4. Находитесь ли вы постоянно в движении?
5. Трудно ли вам расслабиться, спокойно посидеть?
6. Свободно ли вы двигаетесь, или ваши движения резкие и поспешные?
7. Трудно ли вам уснуть?
8. Чувствуете ли вы себя иногда удрученными?

Erick Centeno

Если на большинство вопросов вы ответили положительно — у вас низкий уровень энергии.

Высокий уровень энергии

1. Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшими?
2. Ясные и блестящие ли у вас глаза?
3. Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?
4. С оптимизмом ли вы ждете следующий день? Нравится ли вам состояние покоя?
5. Грациозно ли вы двигаетесь?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно — у вас высокий уровень энергии.

Книга Лоуэна “Психология тела” имеет целью помочь нам в понимании своего тела, как внешнего проявления, духа. То, что там написано нужно не только понять, но и прочувствовать. Благо, это очень простые концепции.

Подход Лоуэна прост и его сильная сторона в практике. Теория скорее напоминает пересказ даосских текстов, в котором полностью отсутствует мистицизм, что лично меня нисколько не смущает.

Вот основные принципы лоуэновской модели:
1) правильное дыхание
2) освобождение от хронического мышечного напряжения
3) чувство собственного тела

Если говорить языком восточных систем, то можно сказать, что на определенном уровне мир — это постоянно движущийся поток. Тело — это русло для потока, и главная добродетель в данном контексте — свободное течение.
Говоря лоуэновским языком, тело может иметь высокий уровень энергии. Человек изначально открыт и восприимчив, но боль мира заставляет его блокировать чувства, что делается а) неосознанно, б) с помощью мышц. Хроническое напряжение возникает не сразу. Если негативное воздействие разовое — естественная реакция следующая: человек напрягается, сжимается, задерживает дыхание. Потом расслабляется, возможно плачет (как бы стряхивая напряжение), расширяется (как при вдохе) и возвращается к расслабленному состоянию. Однако, если негативное воздействие происходит постоянно (плохая семья, агрессивное общество и т.д.), тело начинает экономить. Зачем много раз напрягаться, когда можно вообще не расслабляться? Хроническое напряжение сдерживает дыхание, а сдержанное поверхностное дыхание снижает уровень энергии. Как следствие — депрессия, упадок сил и хроническое напряжение. Я немного утрирую, но не искажаю — во многих случаях это действительно так.
Негативные эмоции — это всегда чувство + напряжение. Если человек чувствует что-то раздражающее, то он разгневается или испугается только если будет напряжен (задержит дыхание, сожмется). Иначе чувство будет неприятным, но не будет иметь явного эффекта. Некоторые на взводе постоянно — достаточно незначительного раздражения, чтобы произошел эмоциональный взрыв.

Есть как минимум два типа дыхания — животом и грудью. Дыхание животом — естественно для человека. При дыхании животом расширяется диафрагма и живот как бы выходит вперед, выпячивается. При дыхании грудью — живот напротив втягивается, диафрагма заблокирована, а грудь раздувается. Животом дышать эффективно почти всегда, грудью — только в определенных случаях (например при крайней мобилизации в момент опасности). При глубоком дыхании животом в кровь поступает больше кислорода, чем при грудном дыхании, и уровень энергии возрастает.
Возникает вопрос: если все так просто, то почему некоторые люди испытывают постоянный упадок сил, и их тела не могут естественным образом прийти к хорошему самочувствию? Более того, они бессознательно избегают высокого уровня энергии и живут рывками, как бы от вспышки к вспышке.
Кроме хронических зажимов, образующих физическое препятствие течению энергии, есть психологическая сторона вопроса. Было замечено, что глубокое дыхание животом освобождает чувства, которые рождаются в животе, а точнее внизу живота — грусть, печаль и сексуальное возбуждение. Именно, чтобы не испытывать печаль, блокируется дыхание животом. Мое любимое стихотворение у Бродского начинается так:

Я проснулся от крика чаек в Дублине.
На рассвете их голоса звучали
как души, которые так загублены,
что не испытывают печали.

Некоторые пациенты Лоуэна впадали в панику, когда начинали глубоко дышать.

Как только человек начинает дышать глубоко без негативных ощущений (как бы продышав свою подавленную печаль), необходимо закрепить успех, поскольку он может быть временным. В связи с этим Лоуэн уделяет большое внимание технике, которая называется “заземление”. Коротко говоря — это внимание к ощущению при соприкосновении стоп и земли. В более широком смысле — это гибкость ног и как бы вписанность в природный контекст. Лоуэн отмечает следующее:

“Заземление” обеспечивает клапан безопасности для разрядки избыточного возбуждения.. В человеческой личности накопление заряда может быть также опасно, если человек не заземлен. Личность может разделиться на части, человек может стать истеричным, может испытывать беспокойство, упадок духа

Заземление связано с некоторым постоянством чувств и дело здесь не только в ощущении прикосновения стоп к земле. Видимо, существует прямая связь между заземлением и компенсаторной иллюзией, а точнее ее отсутствием. Под иллюзией Лоуэн подразумевает обычный механизм ухода от травмирующей реальности в мир фантазий, типа как в сказке про мальчика, который видит волшебную елку, маму, папу и подарки, а сам — сирота, заснул в снегу и скоро замерзнет насмерть. Связь с заземлением существует в том плане, что пока волшебный театр, разыгранный отчаянием и иллюзией, предотвращает личность от коллапса, никакой уровень энергии не поможет выйти из сложившейся ситуации. Единственный путь, который приведет к выздоровлению в данном случае лежит через боль соприкосновения с реальностью.

Таким образом, работа с сознанием представляется не менее важной, чем работа с телом. Упомянутые Лоуэном разделение на части, тревога, упадок духа при высоком уровне энергии указывает на то, что высокий уровень энергии как бы усиливает то что есть, и если психика расщеплена, то расщепление только усугубится. С другой стороны при правильной интеграции положительный результат может превзойти самые смелые ожидания.

Позитивный результат, по словам Лоуэна сводится к следующему:

Наши сердца и наши тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела.. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувствовать, насколько правильно устроен мир, насколько он справедлив и красив. Мы вдохновлены.. Дух человека тоскует по своей естественной грации, хочет освободиться от оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа.

Все-таки не совсем без мистицизма, но, пожалуй, лучше я не смог бы сказать.

Основные теории телесно-ориентированной терапии (в.Райх, а.Лоуэн, а.Александер, м.Фельденкрайз).

Основателем европейской школы телесно-ориентированной психотерапии является ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ. Он был психоаналитиком, учеником Зигмунда Фрейда. Во время психотерапевтических сессий он заметил, что при однотипных переживаниях возникают похожие напряжения в теле. Это наблюдение натолкнуло его на мысль о прямой связи психических проблем с определенными ощущениями и движениями в теле. Райх разработал концепцию вегетотерапии (терапии через тело, или, как называл сам Райх, сексуально-экономическую технику лечения), специальную терапевтическую методику, идея которой заключается в уделении внимания телесным ощущениям и исследовании того, каким образом потребности, нужды и чувства кодируются в теле. Эта методика позволила разработать ряд техник, с помощью которых можно снижать напряжение определенных групп мышц и высвобождать эмоции, которые сдерживаются этим напряжением.

«Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающего существования».1 Говоря современным языком, человек, живущий в условиях культуры, постоянно вынужден подавлять свое «животное» тело в угоду «социальному». В результате человек приобретает страх перед удовольствием, что неизбежно приводит к необходимости сдерживать телесные и психологические переживания. Это постоянное сдерживание порождает специфическое для каждого человека постоянное мышечное напряжение, создающее «мышечный панцирь». Он, в свою очередь, создает «панцирь характера», порождающий то, что мы называем проблемами.

В. Райх ввёл базовые термины телесно-ориентированной психотерапии: «энергия» и «мышечный блок». Течение телесной энергии по телу можно сравнить с протеканием реки, где исток располагается внизу позвоночника, и там же, соответственно, самый сильный напор. Устье находиться у макушки. С течением жизни возникают мышечные блоки (по Райху, в основном блокируются три чувства: гнев, тревога и сексуальное возбуждение).

Мышечные блоки располагаются перпендикулярно течению энергии, т.е. перпендикулярно позвоночнику, по семи кольцам мышечной брони. Эти кольца располагаются на уровне глаз, челюстей, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Чем блок ниже, чем дальше от головы, тем он древнее. По Райху, эти блоки надо очень осторожно, экологично, начиная с устья, разбирать.

Учеником Вильгельма Райха был американский врач АЛЕКСАНДР ЛОУЭН «Я чувствовал, что Райх показывал мне новый путь восприятия человеческих проблем, и сразу же заинтересовался этим» – пишет Лоуэн в своей книге «Биоэнергетика».

«Биоэнергетика – путь познания личности через язык тела и его энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии посредством движения, являются основными функциями жизни. Насколько много энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации».

Лоуэн основывался на понятии «энергии» В. Райха и на системе блоков, ввел в телесно-ориентированную психотерапию понятие «почвы под ногами» и «биоэнергетика», а также предложил иной принцип работы. С точки зрения биоэнергетики психологическая проблематика объясняется различными нарушениями энергетического обмена (перекрытием потока энергии, излишним контенированием ее в определенным сегментах тела, перераспределением, недостаточностью или избыточностью энергии). Тогда при телесной биоэнергетической работе происходит перераспределение энергетических потоков и запасов энергии: где ее мало и где много, как из одного места «переправить» в другое, при этом «путь» должен быть наиболее простым и экологичным. Здоровое, нормально энергетически заряженное тело не имеет блоков, не сдерживается энергия, получен доступ к ресурсам. Лоуэн предложил начать работать с базовых проблем — снизу вверх. Энергию можно высвободить, прорвав блоки. Здесь можно применить метафору “замусоренной реки”, где вода — это энергия, а мусор – мышечные блоки. Увеличивая с помощью специальных поз и движений напряжение в блоках, можно перенакопить в них энергию, которая прорвет сам блок, являющийся физиологическим (мышечным) коррелятом проблемы.

И когда русло расчищено, тело амо распределяет энергию. Характер проявляет себя привычным паттерном поведения, или привычной направленностью. Это устойчивый, застывший, или структурированный способ реагирования. В этом смысле любая структура характера патологична. Цель терапии состоит именно в том, чтобы освободить Я из-под влияния характера и сделать его доступным для законного стремления к Я-идеалу. Структура характера – результат компромисса, выражение динамического равновесия противоположных сил, которое не может быть стабильным. “Сверх-Я (бессознательный цензор наших действий) контролирует импульсы через мышечный аппарат, определяет, какие импульсы пропустить, а какие затормозить с помощью мышечного зажима”. Мышцы напрягаются, когда человек сознательно тормозит некоторый импульс. Это нормальное состояние. Если же импульс сдерживается бессознательно и мышечное напряжение не осознается, это и есть цензурная работа Сверх-Я, то есть патологическое развитие характера.

Особое место в развитии телесно-ориентированной психотерапии занимает разработанное МОЙШЕ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ «осознавание через движение». Он изучал йогу, психоанализ, Гурджиева, неврологию, дзюдо, работал с Ф. Александером. Фельденкрайз предложил новый принцип работы — он не работал ни с энергией, ни с блоками, а предложил очень медленно и очень постепенно приближать телесный «образ Я» к реальному. Образ Я формируется под воздействием трех факторов: наследственность, воспитание и самовоспитание.

На наследственность почти невозможно повлиять. Это биологические особенности человека – его мышц, желез, скелета и пр.

В воспитание входят культуральные паттерны и язык. Воспитание социализирует индивидуума, делая его членом общества и одновременно делая его похожим на других. «Общество диктует нам то, как мы одеваемся, делая нашу внешность похожей на внешность всех других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, — и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похожими на всех других. В результате самовоспитания, которое является активной силой, работающей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в области действия, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других.»

Самовоспитание — единственный из трёх факторов, которым мы можем, хоть в ограниченной степени, управлять. Поскольку мы действуем в соответствии с образом-Я, самовоспитаться себя мы можем, изменив образ-Я, который состоит из 4 компонентов: ощущение, чувствование, движение, мышление. Легче всего наблюдению и изменению поддается именно движение, так как: движение легче различить,опыт движений более богат, всякая деятельность есть движение ( в том числе и дыхание), движение — основа сознавания.

Мы живем и действуем в соответствии с образом Я. Чем дальше образ Я (социальное тело) от реальности (животное тело), тем выше степень неадаптивности человека к реальной жизни. Такая дезадаптивность и приводит в кабинет психотерапевта или психолога.

По Фельденкрайзу, старый паттерн движения разбивается на ряд простых отдельных движений, что даёт возможность его осознать и изменить, сделав более эффективным. «Если мы осознаем, что мы делаем, то мы делаем то, что хотим».

МЕТОД АЛЕКСАНДЕРА

Отличительная черта любого классического танцора – это прямая осанка и безупречное изящество в каждом движение. Мы тоже можем воспитать в себе весь набор благородных качеств: можем выработать у себя безупречную осанку, уравновесить пропорции тела и научиться непринужденной грациозности движений. Но для этого нам придется применить метод, который был изобретен другим гением, Ф. Матиасом Александером. Этот гений родился в 1869 году на острове Тасмания и в молодые годы был шекспировским актером. Его «специальностью» были камерные постановки трагедий и комедий, в которых он в одиночку разыгрывал все роли. Многообещающая карьера Александера прервалась из-за того, что во время спектакля у него зачастую пропадал голос.

Когда ему окончательно стало ясно, что ни врачи, ни педагоги ничем не могут ему помочь, Александер со всей очевидностью понял, что ему нужно найти способ превозмочь свою беду собственными силами. Он резонно рассудил, что проблема, должно быть, коренится в каких-то его ошибочных действиях: он явно делал что-то не так. И тогда Александеру стало понятно, что ему необходимо отыскать какой-то способ, с помощью которого он бы смог получить объективную информацию о самом себе. Он начал наблюдать за собой в специально устроенных зеркалах. После многих месяцев детального и тщательного наблюдения он подметил у себя целую серию стереотипных напряжений и зажимов, которые всякий раз проявлялись в тот момент, когда он хотел прочитать что-нибудь вслух. И тогда он понял, что ему необходимо «отучиться» от этой дурной привычки, перевоспитав свой ум и тело как единую и целостную систему, и что сокровенная цель этой работы должна заключаться в том, чтобы измениться раз и навсегда. Он обнаружил, что ключ к решению этой задачи состоит в следующем: прежде чем сделать какое-нибудь движение, нужно привести в действие внутренний контроль и сознательно воспрепятствовать привычному сокращению мышц, а затем сосредоточиться на выполнении определенных «инструкций», которые он разработал с той целью, чтобы помочь себе распрямиться во весь рост и расправить грудную клетку.

Needy Child (Устный) Персонаж | Вильгельм Райх

«Устный» термин — это старый рейханский и производный от психиатрии термин, который Вильгельм Райх, Александр Лоуэн и Джон Пьерракос обычно использовали в рейхан-терапии, биоэнергетике и ядерной энергетике соответственно. Эта структура характера также упоминается как «Нуждающийся» при работе с клиентами более архетипическим способом, который менее патологический.

Вильгельм Райх представил понятие и науку Характерологии и ее 5 основных типов характера. Каждый тип персонажа имеет набор телесных поз, скелетно-мышечную структуру, прикосновения, ощущения и контактные представления миру, а также когнитивный и эмоциональный набор эквивалентных проблем, а также маску или представление внешнего вида миру.

У всех людей есть потребности и желания на протяжении всей их жизни. Ключевым этапом развития в детстве является переход от зависимости к независимости. Это происходит поэтапно и на разных уровнях у всех нас. В младенчестве, от рождения до возраста примерно 3 лет, ребенок находится в пути медленного перехода от места полной зависимости к месту более или менее базовой автономии и отделенности на физическом и эмоциональном уровне от родителей. .

«Нуждающийся» персонаж столкнулся с некоторой задержкой развития или прерыванием удовлетворения своих ранних потребностей, зависимости и удовлетворения зависимости. Потребности могут быть физическими с точки зрения достаточного грудного вскармливания и, следовательно, питания, достаточными физическими потребностями, такими как прикосновения, одежда, стимуляция в их окружении, или эмоциональными, такими как материнские прикосновения, присутствие, любовь, любящие глаза и словесное воркование, чтобы ребенок.

Сегодня мы как никогда понимаем важность присутствия биологической матери для младенца, но как общество мы практикуем отказ и пренебрежение потребностями ребенка одновременно. Таким образом, утверждается, что эта Устная или Нуждающаяся рана проявляется во всех нас в западном обществе на каком-то уровне. У одних она первична и определяет их тело и личность, тогда как у других она вторична и может проявлять лишь вторичный эффект в теле и личности.

Динамика детства, которая настраивает человека на личностный результат Нуждающегося, обычно возникает из-за отсутствия материнской сонастройки с ребенком. На этом этапе отец играет второстепенную, но все же важную роль поддержки и заботы как для ребенка, так и для матери, но мать является ключевым определяющим отношением, которое формирует ребенка на этом этапе развития. Как правило, имели место депривация или ненадежность родителей в отношении потребностей ребенка в уходе.

Нуждающиеся личности производят впечатление недозаряженных, сдутых, «ненаполненных» или лишенных энергии, и их тело демонстрирует соответствующий недозаряд, худобу, слабость или зависимость. Они все еще ищут кого-то или что-то, чтобы «наполнить их».

Их история обычно показывает, что мать не могла быть рядом с ребенком. Мать, возможно, находилась в депрессии, была наркоманкой или алкоголичкой, не могла кормить грудью, была вынуждена работать и отсутствовала длительное время до 3-летнего возраста ребенка, была родителем-одиночкой, быстро родила другого ребенка рядом с этим ребенком , у которых уже было множество других детей старшего возраста, о которых нужно было заботиться, жили в бедности или в сознании выживания из-за жизни в зоне боевых действий или стихийного бедствия. Мать может быть эмоционально замкнутой или возмущаться потребностью ребенка, быть неспособной эмоционально общаться в целом, злиться на ребенка или заставлять ребенка чувствовать себя небезопасным или нежелательным.

Чистым эффектом любой динамики является то, что ребенок затем вырастает во взрослого, который все еще чувствует себя зависимым и нуждающимся. Получаются два основных результата. В одном случае нуждающаяся личность может не одобрять нужду и упрямо признавать, что она в некотором роде нуждается в других. В этом варианте они воспринимают свои потребности как чуждые и неправильные, становятся ненужными и ненужными. Это отражает боль от того, что когда-то у вас были потребности и желания, которые мучительно не удовлетворялись, и поэтому теперь лучше не признавать их, чем иметь их и снова пострадать.

Эта классическая версия Нуждающейся личности затем сосредотачивается на потребностях других и становится «опекуном» или созависимой личностью. Они делают это из-за истощения своего энергетического «я», и поэтому склонны брать на себя больше, чем могут выдержать, а затем обычно рушатся и не могут выполнить. Только в крахе они вступают в контакт со своими неудовлетворенными потребностями и желаниями, а затем могут сами обратиться за поддержкой и заботой.

Проблема возникает в том, что люди, которых они обычно собирают вокруг себя, либо сами нуждаются в помощи и поэтому недоступны, либо «берущие», которые используют опекунов в своих целях. Нарцисс — это классическая личность, которая ищет таких созависимых типов для личной выгоды. В любом случае Нуждающаяся личность эффективно воссоздает динамику своего детства, имея вокруг себя недоступных «матерей», которые не могут отплатить и бросают их, когда Нуждающийся человек выражает свои потребности и желания. Принимающий человек в конце процесса даяния часто чувствует, что Нуждающийся «дающий» манипулирует им, и это часто верно, поскольку дающий часто бессознательно дает, чтобы получить.

В этот момент Нуждающийся человек будет обижаться на то, что его «используют» или что его пожертвования не получают взамен, но вскоре он прощает и боится быть брошенным, навязывая свои потребности и желания другим, и доказывает себе, что небезопасно иметь потребности и хочет, и поэтому снова выключается. Всякий раз, когда нуждающийся человек получает самоудовлетворение, он чувствует огромную вину и чувствует, что «не заслуживает этого», и склонен пытаться саботировать искренние попытки других удовлетворить их потребности.

Вторая форма Нуждающейся личности не приспособлена и не компенсируется отказом от своих импульсов нужды, и будет показывать и требовать свои потребности довольно легко и часто. Они будут требовательны к другим, у них будут бесконечные потребности и внутренняя пустота, которую невозможно заполнить тем, что они получают или потребляют. Они могут стать навязчивыми и зависимыми в этом потреблении, которого никогда не бывает достаточно, потому что они пытаются решить внутреннюю эмоциональную проблему с помощью материалистичных «внешних» объектов или веществ.

Эта Нуждающаяся личность может иметь зависимость от еды, питья, курения, наркотиков, коллекционирования в той или иной форме или отношений, которые могут быть как лекарствами, так и самоуспокоением их боли и чувств с помощью этих внешних стратегий и пристрастий, чтобы заполнить внутренняя пустота. Они — бездонная яма и часто отталкивают партнеров, которые задыхаются от их нужды и бесконечных требований, которые никогда не прекращаются.

В обоих типах Нуждающейся личности они не были отражены или воспитаны родителями в опеке, поэтому во взрослом возрасте они, как правило, страдают от пренебрежения к себе. Они могут страдать как от депрессии, так и от повторяющихся незначительных физических заболеваний, поскольку их иммунная система и тела часто подавлены и истощены. Они часто плохо питаются.

У них также может развиться психосоматическое заболевание как компенсированная реакция на удовлетворение своих потребностей от других. Нуждающийся ребенок в детстве мог заметить, что его потребности удовлетворялись, когда они были больны в детстве, но не когда были здоровы. В это время родители дарили им любовь и внимание. Дети реагируют на негативное внимание так же, как и на положительное, и в семьях, испытывающих недостаток внимания, ребенок примет негативную стратегию, чтобы получить любовь и одобрение. Многие Нуждающиеся личности узнают, что болезнь привлекает внимание, и во взрослом возрасте будут бессознательно проявлять болезнь и депрессию, чтобы привлечь внимание и заботу. Их некрасивые тела обнаруживают это легко. Они также проявляют болезнь и депрессию из-за выгорания, заботясь о других.

Депрессия у Нуждающихся также связана с их подавлением своего гнева, враждебности и ярости по отношению к людям, о которых они заботятся, но которые не отвечают взаимностью. У нуждающегося человека есть социальная маска «безоговорочно дающего» или «мученика», но за ней часто скрывается глубокий гнев и негодование. Они отыгрывают (отдают) то, что на самом деле хотят получить (отдают таким же образом). Втайне Нуждающаяся личность возмущается ролью, в которую они себя поставили, и людьми, которым они теперь служат. Под гневом скрывается глубокое горе, настолько болезненное и сильное, что оно вытеснено в бессознательное. Работа с глубоким горем и гневом является частью их исцеления.

Нуждающемуся присуща грандиозная личность. Они строят планы и начинают грандиозные проекты, которые им не по силам выполнить и завершить. В это время они берут на себя слишком много ответственности, переусердствуют и начинают авантюры, которые вскоре начинают истощать их, что в конечном итоге приводит к краху. Это часто приводит к депрессии и разоблачению их настоящей ранимой, детской натуры. Под всем этим скрывается глубокая бессознательная вера в то, что заботиться о них по-прежнему является «чьей-то другой работой». Это задержанная потребность в развитии или неудовлетворенная потребность из детства, все еще управляющая взрослым. Они возмущаются и сопротивляются тому, чтобы нести ответственность за себя и свои собственные потребности.

Их колебание между этим оптимистичным и грандиозным видением себя и последующим коллапсом в усталость, депрессию, болезнь и отказ от видения показывают существенно недозаряженную и незаземленную энергетическую природу этой личности. Результирующий результат телесного разума преобладающей Нуждающейся личности можно обобщить, взглянув как на глаза, так и на тело этой личности.

Мы отметили, что ребенок должен был пройти через процесс самоотрицания, когда он отказывался от своего гнева, горя и враждебности по отношению к опекунам, когда их потребности не удовлетворялись. Держать их в активном состоянии было слишком болезненно, и это могло привести к дальнейшему наказанию или отказу. Ключевой способ, которым мы отключаем их в теле, — это ограничение нашего дыхания. У Нуждающегося персонажа поверхностное дыхание. Это будет проявляться в напряжении и сжатии грудных мышц, напряжении межреберных мышц между ребрами, которые сужают дыхание, и сгорблении плеч вперед, что создает сжатие и сморщивание грудной клетки. Нуждающийся человек часто показывает недоразвитую, недоразвитую грудь, округлые плечи, а у женщин маленькие, дряблые или обвисшие груди.

У некоторых нуждающихся проявляется истощенное тело, напоминающее человека, которому нужно больше есть, или человека, который выглядит так, как будто он был в концентрационном лагере. У них жилистое тело, выделяются вены, мышцы и кости. У других может быть толстый, но дряблый жировой слой вокруг туловища и конечностей, который покрывает и «питает» или «материт» тело. Это не толстая мускулатура выносливого, а «детский жирок», который шатается и дряблый.

В горле может быть более выступающее адамово яблоко, горло узкое и жилистое, более глубокая впадина в нижней части горла, а голова может быть выдвинута вперед, как если бы пыталась поесть из груди, что является естественным поза младенца, который хочет, чтобы его кормила мать.

Глаза этой личности поразительны, так как обычно они глубоко выражают стремление нуждаться в ком-то, кто бы о них заботился. Это часто называют «щенячьим взглядом» больших умоляющих глаз, который общество находит привлекательным и проявляется во многих наших моделях-женщинах, которые часто являются Нуждающимися личностями в их недоедающей классической форме и форме 8 размера, с большим «щенячьим взглядом». «собачьи» глаза.

Губы часто большие и полные или тонкие, как карандаш. Теория состоит в том, что большие полные губы показывают, что ребенок получил грудное вскармливание или оральную заботу, но хочет большего, и, следовательно, по этой причине у него слишком развито это отверстие. У других губы тонкие, как карандаш, или губы опущены вниз, что приравнивается к ребенку, который злился и разочаровывался в отношении матери из-за процесса кормления грудью, возможно, из-за отсутствия молока, или ребенок кусал соски, что вызывало неодобрение или отстранение от ребенка. грудь. Тонкий карандашный тип часто имеет глубокие блоки в челюсти, что видно в сосцевидных, жевательных и лицевых мышцах, которые болезненны при нажатии.

На челюсти может быть как перекус, так и недокус. Исследования показали, что процесс сосания и кормления через рот у младенцев имеет важное значение для развития в выравнивании и развитии верхней и нижней челюсти у ребенка, а проблемы с зубами, челюстью и горлом нуждающейся личности можно проследить до нарушений в процесс питания в ротовой полости. Эти нарушения представляют собой блоки и недоразвитые аспекты тела этой личности. Точно так же у этой личности часто развивается бруксизм или скрежетание зубами из-за ярости и ужаса, удерживаемых в челюсти из-за того, что ребенок не может удовлетворить свои потребности в уходе за полостью рта. Блоки также предотвращают горе и рыдания.

Конечности Нуждающейся личности слабые, тонкие и недоразвитые. По-видимому, это в первую очередь относится к симпатическому состоянию вегетативной нервной системы (ВНС) у развивающегося ребенка. Для развивающегося младенца его опыт окружающей среды влияет на его развивающееся тело и формирует его. Когда ребенок начинает плакать, он проходит определенные этапы от тревожного крика до более гневного крика, которые вызываются симпатическим состоянием ВНС. Младенец, если он все еще не встречает облегчения, затем плачет до ужаса, горя и отключения, что часто приводит к тому, что ВНС вызывает парасимпатическое состояние, которое заставляет ребенка спать. Это защитная функция для отражения болезненных ощущений и травм от покинутости.

Активация ВНС вызывает высвобождение различных гормонов и природных веществ в кровоток в рамках нашей функции «бей или беги». В младенчестве симпатическое состояние вырабатывает такие вещества, которые защищают нас, сужая приток крови к нашим конечностям и возвращая ее обратно в наши конечности, где лежат основные органы. У взрослого этот эффект проходит, а у ребенка, регулярно проявляющего этот эффект, он начинает лишать развивающиеся конечности питательных веществ и крови, необходимых для нормального развития конечностей. В результате ребенок развивается с более тонкими и неразвитыми конечностями, которые могут быть удлиненными, особенно там, где часто уже существует проблема недоедания из-за недоедания или плохие родительские навыки в понимании правильного рациона или питания для младенцев.

Эффект истончения наблюдается в конечностях, которые также могут иметь бледный цвет и быть холодными на ощупь в конечностях, таких как ступни или руки, поскольку кровоток может оставаться проблемой во взрослом возрасте. Кроме того, у этой личности разовьются глубокие препятствия для протягивания рук к тому, чего они хотят, что является жестом вытянутых рук. Будет хроническое напряжение в плечах и спине, грудных мышцах и между лопатками, особенно в ромбовидных и терресовых мышцах.

Мышцы живота и нижней части живота будут напряжены, чтобы предотвратить полное дыхание и рыдания. Их таз, как и все остальное тело, часто недоразвит и не держит сильного заряда, что, в свою очередь, препятствует развитию полноценных оргазмических ощущений. Они предпочитают детские объятия и заботу взрослой сексуальной близости и не находят секс удовлетворительным.

Нуждающаяся личность часто рано ходила в младенчестве, пытаясь развить независимость перед лицом отказа от своих потребностей. Их ноги, хотя и тонкие, также демонстрируют жесткость коленей, что, в свою очередь, влияет на хроническое напряжение, которое они уже держат в спине, и для компенсации они наклоняют таз вперед. У них может быть плоскостопие, которое сигнализирует о «отказе» от мира, или страдать супинацией или пронацией стоп, что делает их неустойчивыми на ногах, что отражает их хрупкость в мире и зависимость от других, которые являются «костылями». опереться. У них часто возникают проблемы с равновесием, осанкой или ногами/ступнями, что отражает их жизненные трудности.

Мы описываем нуждающегося человека как «недостаточно заряженного» в энергетическом смысле. Это отражается в их заброшенных или недоедающих телах. Многие люди сообщают, что вокруг них они чувствуют себя энергетически «опустошенными» после контакта с ними. Энергично мы верим, что нуждающийся характер действительно каким-то образом «подпитывается» энергетическим полем другого человека как часть своей нужды и неудовлетворенных потребностей в питании или заботе. У него нет психологического прецедента, но рассказы других людей об этом эффекте нельзя сбрасывать со счетов как случайное или несуществующее явление.

Каталожные номера

    1. Eastern Body, Western Mind, Anodea Judith, 2004, Celestial Arts, США.
    1. Анализ персонажей, Вильгельм Райх, 1975, 5-е расширенное издание, Нью-Йорк, Farrar Publishing.
    1. Биоэнергетика, Александр Лоуэн, 1976, Penguin books, Нью-Йорк.
    1. Язык тела, Александр Лоуэн, 1971, Макмиллан, Нью-Йорк.
    1. Стили персонажей, Стивен Джонсон, 1994, WWW Norton & Co, Нью-Йорк.
    1. Характерологическая трансформация — Чудо тяжелой работы, Стивен Джонсон, 1985, В.В. Нортон и Ко Нью-Йорк.
    1. Освободите себя 1 – Высвобождение моделей бессознательной защиты, Энни Маркье, 2005, Findhorn Press, Шотландия.
    1. Освободите себя 2 – Сила души, Энни Маркье, 2005, Findhorn Press, Шотландия.
    1. Биология веры, Брюс Липтон, 2005, Mountain of Love/Elite Books, США.
  1. Core Energetics, Джон Пьерракос, 1990, издание LifeRhythm.

Биоэнергетический анализ

Биоэнергетический анализ , подход к терапии, сосредоточенный на уме, теле и энергии, протекающей между ними, основан на предпосылке, что разум и тело функционируют как единое целое. Хотя некоторые люди считают его гуманистическим подходом, этот подход уходит своими корнями в психоанализ и использует реляционную терапию, работу с физическим телом и анализ выражения тела.

Сеансы могут предлагаться индивидуально или в группах, и люди, которым нужна терапия для достижения большего эмоционального и/или физического благополучия, могут найти биоэнергетический анализ полезным подходом.

История и развитие

Александр Лоуэн, давний ученик психоаналитика Вильгельма Райха, разработал биоэнергетический анализ в 1950-х годах после отделения от Вильгельма Райха. Биоэнергетический анализ — это собственный подход Лоуэна, но на его теорию повлияли идеи Райха, поскольку они тесно сотрудничали в течение многих лет.

Лоуэн считал, что чрезмерный стресс может привести к хроническому мышечному напряжению в организме и вызвать нежелательные проблемы с психическим здоровьем. Каждое изменение, по словам Лоуэна, может повлиять на организм. и понимание связи между разумом и телом было важным аспектом исцеления.

В 1956 году Лоуэн основал Институт биоэнергетического анализа (IBA) и опубликовал первое учебное пособие в 1972 году. К 1976 году IBA стал настолько популярным, что превратился в IIBA или Международный институт биоэнергетического анализа. . Сегодня биоэнергетический анализ широко практикуется во многих частях мира.

Принципы биоэнергетического анализа

На работу Лоуэна повлияла работа его наставника Райха и теория личности, которую они разработали вместе. Эта теория была основана на концепции Райха о броне характера — психологических защитах, конструктах и ​​физических проявлениях, составляющих характер человека. Хотя эта броня изначально предназначалась для защиты и безопасности, по словам Райха, он предположил, что она может время от времени превращаться в образцы хронического мышечного напряжения и/или притупления аффективных состояний. Например, ребенок, который постоянно прячется в чулане, чтобы держаться подальше от жестокого отца, может найти безопасность в этом напряженном, настороженном положении, как ребенок, но такое же напряжение и аффект страха могут принести больше вреда, чем пользы, когда ребенок станет взрослый.

Найти терапевта

Лоуэн адаптировал это исследование, уточнив предложенные Райхом модели защитного поведения. Лоуэн описал эти структуры характера как системы защиты, используемые для выживания и безопасности. Эти защитные механизмы, развивающиеся со временем, могут проявляться в виде психологических симптомов, хронического мышечного напряжения и других проявлений физического и эмоционального дистресса. На основе своих наблюдений за тем, как проявляются эти защитные системы, Лоуэн определил пять основных структур характера, в общих чертах основанных на стадиях развития Фрейда. Эти классификации являются не индивидуальными классификациями людей, а только структурами характера.

  • Жесткий. Иногда их называют перфекционистами. Жесткий тип характера мог испытать сильное неприятие со стороны опекуна в тот момент своего детства, когда они были наиболее уязвимы. В ответ они могут отвергнуть собственную природу и стремиться к недостижимым идеалам, чтобы удовлетворить отвергающего опекуна. Привлекательность, атлетизм и интеллект имеют первостепенное значение для Перфекциониста. Безупречный уход, проблемы с тревогой, низкая самооценка, черно-белое мышление, сексуальные проблемы и подавленная иммунная система — все это характерно для этого типа характера.
  • Мазохистский.  Мазохистский тип, также называемый Терпящим, мог иметь дело с контролирующим или нуждающимся родителем с раннего возраста. Раздавленные попытки стать независимыми могут привести к послушному, уступчивому ребенку. Подавление гнева, зависимость и бессилие могут привести к саморазрушительному и самоунижающему поведению. Толстая мускулатура, закупорка желудка, напряженные лицевые мышцы и медленные движения характерны для этого типа характера.
  • Психопат. Также известный как Контролер или Лидер, психопатический тип персонажа мог подвергаться постоянной критике со стороны непосредственных опекунов. Чтобы справиться, этот тип характера может привести к тому, что люди разовьют ложное «я», чтобы избежать отторжения. Это ложное «я» может проявляться как нарциссические черты, но низкая самооценка обычно лежит под поверхностью. Кроме того, этот тип характера часто учится контролировать критически настроенного родителя, чтобы защитить его от дальнейшего насилия, и это может привести к склонности к манипулятивному поведению. Одутловатый вид, ригидность мышц в области таза и подтянутые, приподнятые плечи характерны для этого типа характера.
  • Шизоид. Иногда его называют Нежеланным ребенком или Мечтателем. Шизоидный тип, скорее всего, испытал реальное или предполагаемое отторжение и враждебность со стороны опекунов, даже находясь еще в утробе матери. Пренебрежение, недоедание или жестокое обращение могли повлиять на этого ребенка на молекулярном уровне. Плохая осанка, поверхностное дыхание, стеснение в груди и низкий уровень энергии характерны для этого типа характера.
  • Уст. Оральный тип, также известный как Нуждающийся ребенок, часто сталкивался с перерывами в уходе, потерей чувства безопасности или невозможностью удовлетворения основных потребностей. Этот тип характера кажется пустым или нуждается в «наполнении», и некоторые могут взять на себя непосильные обязанности по уходу или развить зависимость. Для этого персонажа характерны поверхностное дыхание, стеснение в груди, худощавое телосложение, слабость в конечностях и хроническое напряжение живота. тип

Роль терапевта в биоэнергетическом анализе

Терапевты биоэнергетического анализа работают, чтобы помочь людям улучшить качество жизни и общее самочувствие. Обеспечивая безопасную и заботливую среду, терапевты пытаются создать атмосферу, которая позволяет людям, проходящим лечение, раскрыться, и они слушают историю, которую рассказывают тела людей, находящихся на лечении, определяя определенные модели позы, дыхания и выражения. В рамках терапии биоэнергетическим анализом врачи проводят работу с телом, чтобы справиться с физическими проявлениями напряжения, которые могут быть бесполезными, выполняя работу с отношениями на протяжении всего лечения.

Терапевты могут использовать уникальные и разнообразные методы, чтобы помочь тем, кого они лечат, достичь хороших результатов, в том числе:

  • Заземление. Терапевт просит пациента настроиться на поток энергии от его тела к земле. Растяжка, вибрация и дыхательные упражнения помогают человеку почувствовать связь. Заземление может быть достигнуто стоя, сидя или лежа.
  • Движение. Терапевт поощряет выражение посредством движения, особенно тех частей тела, где удерживается напряжение. Например, человеку может быть предложено несколько раз ударить ногой по матрасу, чтобы снять напряжение.
  • Содержит. Терапевт просит человека воздержаться от определенных движений, пока они не будут проанализированы и лучше поняты. Например, человек с напряжением в икрах может захотеть быстро постучать ногой по земле, но терапевт предотвращает это, чтобы исследовать чувства, стоящие за желаемым движением.
  • Опорный контакт с корпусом. Терапевт использует терапевтическое прикосновение, чтобы привлечь внимание к напряжению тела или помочь человеку приспособиться к безопасному прикосновению. Терапевт может поддерживать голову человека, например, пока он выполняет различные упражнения на растяжку ног на скамье.

Обучение и сертификация

Биоэнергетический анализ должен проводиться сертифицированными, обученными специалистами. Обучение, которое обычно занимает от четырех до шести лет, проходит в два этапа: доклинический и клинический. На доклинической фазе рассматриваются теоретические основы биоэнергетического анализа, а на клинической фазе основное внимание уделяется применению теории и методов. На протяжении всего обучения будущие практикующие специалисты по биоэнергетическому анализу будут участвовать в собственной терапии, получать супервизию и выполнять все другие требования учебной программы. Подходящие кандидаты, завершившие утвержденную IIBA программу обучения, могут затем подать заявку на сертификацию.

Чем может помочь биоэнергетический анализ?

Поскольку биоэнергетический анализ может одновременно решать психологические проблемы, физическое напряжение и проблемы в отношениях, он может быть эффективным средством лечения широкого круга проблем и состояний. Терапевты биоэнергетического анализа считают, что когда энергия слишком долго хранится в одной области, созданный блок может оказать негативное влияние на мысли и эмоции человека. И наоборот, когда негативные мысли или чувства становятся повторяющимися и всепроникающими, это может повлиять на тело. Теория биоэнергетического анализа утверждает, что, когда энергия не течет естественным образом между телом и разумом, она может попасть в ловушку и превратиться в проблемы, влияющие на функционирование человека.

Люди, которым удобно использовать прикосновение в лечебных целях, могут найти биоэнергетический анализ по адресу: 

  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Посттравматический стресс
  • Фобии
  • Панические атаки
  • Навязчивые идеи и компульсии

Эта терапия может также помочь людям развить большее чувство телесного осознания и более глубокое принятие своего тела и всех своих чувств и реакций.

Ограничения и проблемы

Поскольку эта терапия была впервые применена, небольшое количество проведенных исследований указывает на то, что биоэнергетический анализ является эффективным средством лечения различных проблем с психическим здоровьем. Другие исследования показывают, что обученные терапевты часто могут использовать чтение тела и анализ характера с определенной степенью точности. Сторонники биоэнергетического анализа также заявляют, что те, кто ощутил на себе преимущества этого подхода, получили большую помощь, таким образом оказывая неподтвержденную поддержку. Однако теория, на которой основан этот подход, была основана на личных наблюдениях Лоуэна, и, вероятно, в этой области будут полезны дополнительные эмпирические исследования.

Еще одна проблема, связанная с этим подходом, касается использования терапевтического прикосновения. Терапевтам всегда рекомендуется использовать прикосновение с осторожностью. Практикующие эту модальность следуют строгим правилам, регулирующим поддерживающее использование прикосновения, но у некоторых людей, обращающихся за лечением, могли быть нарушены их физические границы в прошлом и они могут не получить никакой пользы или даже непреднамеренного вреда от использования терапевтического прикосновения.

Ссылки:

  1. Александр Лоуэн. (н.д.). Получено с http://www.bioenergetic-therapy.com/index.php/en/the-bioenergetic-analysis/the-founder-alexander-lowen
  2. Биоэнергетическая психотерапия: точка зрения клиента. (н.д.). Получено с http://www.bioenergetic-therapy.com/index.php/en/the-bioenergetic-analysis/ba-for-patient
  3. .
  4. Характерология. (н.д.). Получено с http://energeticsinstitute.com.au/psychotherapy-counselling/characterology
  5. .
  6. Европейская ассоциация психотерапии. (н.д.). Получено с http://www.europsyche.org/contents/13259/bioenergetic-analysis 
  7. .
  8. Гудат, У. (1997). Понимание терапевтом биоэнергетики. Получено с http://www.bioenergetic-therapy.com/index.php/en/the-bioenergetic-analysis/ba-as-a-practice
  9. Теория сегментарного бронирования Райха. (н.д.). Получено с http://www.energeticsinstitute.com.au/page/reichs_segmental_armouring_theory.html
  10. .
  11. Samsel, M. (nd). Концепция характера в традиции Рейха и Лоуэна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *