Бывает ли ложь во благо и как не бояться кризисов? — блог издательства ✍ «Никея»
5 вопросов протоиерею Сергию Баранову
#BOOK_WITH_PHOTO#
Бывает ли ложь во благо?
– Если какой-то человек имеет тяжелый грех, и мы начнем его грех озвучивать на публику – это правда? Да, это правда. Но разве мы будем с этой правдой милы в глазах Господа? Мы будем негодяями. Потому что мы обнажаем чужой грех, осуждаем его на весь мир. Божья правда тут была бы в том, что мы покрыли бы его грех молчанием и помогли бы ему исправиться. Правда – как результат, а не как факт.
Или, например, человек находится в отчаянии. Придет он ко мне на исповедь. Я вижу, что он в отчаянии, может, вообще за один шаг до самоубийства, но начну ему говорить правду: ты заблудил, пьешь, семью потерял, работу потерял… А он выйдет с такой исповеди и застрелится где-нибудь. И моя правда станет большой неправдой.
Иногда мы все любим так поступать. Особенно у журналистов есть такая отговорка: мы же пишем правду. Но не всегда правду корректно говорить.
То же самое и ложь во благо. Бывает ложь как факт и ложь как результат. Если бы я шел по улице и увидел, как человек куда-то бежит, а потом через минуту встретил бы другого человека с топором, и он спросил бы меня: «Куда убежал тот, за кем гонюсь?», и я бы показал ему в другую сторону, я бы соврал? Да, это была бы ложь. Но я бы спас жизнь.
Здесь, конечно, надо иметь рассуждение. А то сейчас, опираясь на мои слова, кто-то решит, что можно начать врать с утра до вечера. Надо всегда поступки проверять совестью.
Нужно ли другому человеку говорить о том, что он совершает сейчас грех?
– Это зависит от ситуации, от состояния – вашего и того человека. Если вдруг он стоит на краю пропасти, нельзя, упаси Бог, делать резких движений. Вы можете человека туда какой-нибудь своей эмоцией нечаянно столкнуть.
Он стоит на краю, у него уже камушки из-под ног вниз полетели – и в это время нужно замереть и, как хирург во время операции, быть очень осторожным и аккуратным. В каждом деле, в каждом диалоге мы должны искать результата, а не действия как такового.У меня есть пьеса про психиатрическую лечебницу, и там профессор говорит больным людям: «Ну ладно, хоть мотивация у вас хорошая».
Иногда человек имеет хорошую мотивацию, но не настроен на результат и ведет себя, как слон в посудной лавке. Это еще называется медвежья услуга. Всегда смотрите на результат и действуйте ради него, а не ради своего мудрого слова. А лучше всего занимайтесь собой.
Как не бояться кризисов?
– Я где-то слышал, что чтобы марку золота улучшить – его нужно пережечь. Духовная жизнь очень похожа. Когда ночью встаешь на Иисусову молитву, бывают такие ломки, так не хочется, так все болит. Слава Богу, когда имеешь опыт и точно знаешь – то, что родится в этом преодолении, никогда не родится просто так.
В духовной жизни наступает такой момент, когда ты не пугаешься этих критических состояний, а даже в некотором роде им радуешься. Поэтому, как я уже говорил, святые отцы и выдумали аскезу – когда у них не было кризиса, они делали его себе искусственно – потому что знали, что так получат благодать. У Софрония (Сахарова) все книги этим пронизаны, на любой странице – о состоянии на краю ада.
Этот опыт нужно приобретать. Не бойтесь его, не шарахайтесь, не паникуйте, не унывайте. Ведь именно там, на краю ада, нас и встречает Христос, и хватает нас – чтобы мы не упали.
Что такое настоящая молитва?
– Когда человек обретает чистую молитву, когда он, выражаясь нашими земными понятиями, лицом к лицу с Богом – он уже очень чутко ощущает, что находится именно перед Богом и говорит с Богом, с Тем, Кто вездесущ, Кто сердцевидец. И он понимает, что сейчас Богу не нужно, просто даже глупо что-то объяснять – Бог все знает, и человек только может произносить: «Господи, Господи… Иисусе, Иисусе…»
Самый главный принцип молитвы – не то, о чем, а то, с кем мы будем говорить. Это ведь и в обычных житейских вопросах так – если ты не выстроил отношения с тем, с кем говоришь, то теряет смысл то, о чем ты ему будешь говорить.
Когда ты слишком прикован к форме молитвы, тогда ты теряешь ее суть. Люди ошибочно увлекаются молитвословами, какими-то особыми молитвами: «А как бы мне так сказать Богу, чтобы Он мне вот в этом помог?» Но, как сказано в Писании, «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93: 9). Думаете, Бог плохо нас понимает?
Помните, как Господь стоял перед Пилатом, и Пилат спрашивал: «Что есть истина?» А Христос говорил: «Я есть истина». Не «что», а «Кто». Так же и молитва – это не что, это Кто. Христос – наша молитва, когда мы с Ним соединились. Он – наш ум, Он – наше сердце, Он – наше ощущение. Мы уже молимся Христом Христу. Наш ум пленен Христом. Вот это и есть настоящая молитва.
Как переживать трудные ситуации?
– Я очень часто говорю, что терпение – это уже молитва, терпение – это уже начало духовной жизни. Я бы даже сказал, ее фундамент. Все начинается с терпения, а терпение нужно приобретать. Тот, кто много терпел, имеет навык, даже точнее – искусство терпения. Поэтому, когда бывают дни неблагополучные – физически ли, или по каким-то внешним обстоятельствам, или по внутреннему состоянию: внутри все уныло, сконфуженно, молитва не идет, помыслы одолевают, – тогда нужно заниматься искусством терпения. Терпи, и все.
В этой теме терпения есть очень важный момент: когда вы терпите, ни в коем случае не напрягайтесь. Терпите мягко – и тогда вам будет гораздо легче. Вот это и есть настоящее, глубокое, тонкое понимание смирения. Не когда мы говорим «простите», «извините», «благословите», а когда мы терпим не напрягаясь, без сердитости, без разочарования.
Старайтесь всегда сохранять мягкое состояние. Что бы ни случилось, земля под ногами расходится – а вы все равно – без паники, вы все равно – мягкий. Жесткий человек – ломкий. А все мягкое – гибкое. И живое. Мягкую ветку согнули до земли – а она и не думала ломаться – снова вернулась в свое состояние. Сухую же ветку сломать – раз плюнуть, чуть задень ее – и она уже трещит.
Когда нет молитвы, нет внимания, нет сил на добрые дела, у вас остается главное дело: не отчаивайтесь, не напрягайтесь, не психуйте. Если вы сохраните мягкость – многое потом вернется.
Рассмотреть книгу «Лети высоко! Жизнь как молитва».
Сочинение на тему Ложь во благо
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Ложь во благо
Понятие «ложь» воспринимается людьми, достаточно, однозначно и всегда с негативной окраской. Кажется, говорить неправду – это обманывать людей, тем самым наносить им вред, следовательно, это плохо и не правильно, значит ложь – есть зло. Но нельзя быть настолько категоричными, необходимо задуматься, всегда ли сказанная правда – это благо для человека, и всегда ли ложь – однозначное зло?
В Библии, в книге, на которой основывается человеческая нравственность, среди перечня данных человечеству заповедей есть одна, которая как раз касается разговора о лжи. Звучит она следующим образом: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Это единственное правило, касающееся, произнесенной человеком неправды, дано ему как закон. То есть, абсолютным злом, нарушающим заповедь, является та ложь, которая произносится в оклеветание другого человека, то есть намеренная ложь, для принесения другому человеку боли и страдания. Такая ложь, действительно, является злом. Но в Библии ничего не сказано о произнесении неправды в других случаях, и это не случайно, так как ложь, действительно, бывает во благо. И не всякий человек, произносящий не правду или утаивающий что-то, поступает плохо, но в некоторых случаях, даже, совсем наоборот.
Ложь, иногда, является спасительной, она оберегает многих людей от множества серьезных ситуаций, от необдуманных поступков, от разрушения семьи, от нервных переживаний и стрессов, сохраняет здоровье и продлевает жизнь. Ситуаций огромное множество. И в этом случае она не будет являться намеренным злом, напротив, такая ложь – это попытка человека, совершающего ее, проявить милость и сочувствие к другому человеку. На такой поступок способно только любящее сердце, поэтому, чаще всего, ложь во благо совершается людьми по отношению к своим близким, к тем, кого они действительно любят, о ком заботятся, о ком переживают. Тогда они становятся готовы взять на себя всю тяжесть и боль действительности и уберечь от нее другого, своего родного человека. Поэтому, не редко, такого типа ложь может являться даже небольшим подвигом для того, кто ее совершает.
Ложь – это не однозначная категория, над этим понятием необходимо задумываться. Человек должен анализировать, сказанные им слова, прежде всего, относительно того, приносят ли они другому человеку боль или наоборот оберегают его от нее.
Правильно поставленная задача, приведет к верному выбору необходимого средства, ее достижения. И таким средством может являться и ложь.2 вариант
Существует тонкая граница между правдой и ложью. У каждого есть цель. Если человек хочет обмануть другого или всё общество, то это страшно. В то же время благородные поступки делают мир лучше и создают веру, что добро выше зла.
Некоторые люди специально стараются скрыть правду, так как она может вызвать инфаркт или инсульт другого близкого человека. То есть горькое известие. Бывает, что нужно промолчать, скрыть информацию, чтобы сберечь чьё-то здоровье, сохранить семью, помочь поверить в чудо. Так в пьесе «На дне» автор рассматривает взаимоотношение опустившихся людей. Мы видим, что Лука пытается с помощью фантазии облегчить страдания обитателей «ночлежки». Он вселяет надежду, что актёр попадёт в бесплатную медицинскую больницу и избавится от алкоголизма. В итоге он лишает себя жизни. В литературе много примеров жизни людей и все по-разному переносят тяготы бедности, некоторые живут надеждой, что случится волшебство и проблемы, боль, страдания пройдут.
Пугачёв узнаёт, что невеста Гринёва — сирота. На самом деле от него скрыли правду, что она дочь капитана. Таким образом, он спас жизнь своей любимой девушке.
Герой произведения «Судьба человека» Шолохова М.А., перенёсший несколько жизненных испытаний (попадал в плен, лежал в госпитале с сильным ранением), Андрей Соколов представился отцом беспризорного мальчика. Здесь приятно осознавать, что есть добрые и благородные люди, помогающие бедным детям. И ложь сделала ребёнка счастливей, резко изменила судьбу.
В произведении Георгия Вайнера «Место встречи изменить нельзя» фронтовой товарищ спас Шарапову жизнь. Так как не сказал, что знает истинное имя Володи и всю ночь они проговорили.
В военное время отец скрыл от семьи, что потерял продовольственную карточку и после умер от голода.
Есть несколько случаев повторивших подвиг Сусанина. Юные ребята заводили немцев в трудные места своего края (в непроходимые болота, глубокую чащу леса, откуда им было сложно выбраться). Они заранее знали, что их ложь принесёт благо всему народу, а себе верную смерть. Такие подвиги навсегда останутся в сердцах людей и память о них будет жить вечно.
Вывод: нельзя строить иллюзии, надо реально смотреть на вещи. Иногда, приукрашенные события позволяют чувствовать себя счастливее, верить в лучшее и продлевают жизнь. Ложные слова – это обман. Поэтому, если человек умирает и не готов услышать правду, то можно сказать, что все умрут. При этом нужно оставить после себя хорошие поступки и дела. Лучше что-то не договорить, чем обмануть.
Также читают:
← Любовь это счастье ← Примеры зависти из жизни↑ 11 класс ЕГЭАргументы и примеры взаимовыручки из литературы → Когда человек взрослеет? →
Картинка к сочинению Ложь во благо
Популярные сегодня темы
- Сочинение Народ в повести Капитанская дочка Пушкина
В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны
- Композиционные особенности Слова о полку Игореве
«Слово о полку Игореве» — это настоящее культурное наследие в российской истории, написанное более 800 лет тому назад неизвестным писателем. Это произведение учит мужеству, отваге, чести, рассказывает, как жили наши далёкие предки
- Анализ произведения Записки из подполья Достоевского
Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.
- Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс
В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе
- Сочинение Георгиевская ленточка
Что означает цвета на георгиевской ленте? В России они обозначают императорские символы: черный цвет обозначает двуглавого орла, а желтый цвет обозначает государственный герб
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Что хорошего во лжи? | Greater Good
Вы учите детей лгать?
Да. Все время. И ты тоже! Если вы похожи на большинство американских родителей, вы указываете на подарки под рождественской елкой и утверждаете, что их туда положил человек по имени Санта-Клаус. Но ваш преднамеренный обман, вероятно, выходит за рамки Санта-Клауса, Зубной феи или Пасхального кролика.
Сколько из нас говорят своим детям (или ученикам), что все хорошо, хотя на самом деле все совершенно не так, чтобы сохранить их чувство безопасности? Вы были честны во всем, что касается, скажем, вашей личной жизни или того, что происходит на работе? Вы хвалите рисунки, которые они приносят домой из школы, и считаете их ужасными?
Рекламное объявление ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Мы лжем не только для того, чтобы защитить наших детей от горькой правды. На самом деле мы учим их лгать, например, когда мы просим их выразить восхищение носками без рукавов от тети Джуди или не очень вкусной тушеной говядиной дяди Боба.
Это то, что ученые называют «просоциальной ложью» — ложь, рассказанная ради чьей-то выгоды, в отличие от «антиобщественной лжи», рассказываемой исключительно для личной выгоды.
Большинство исследований показывают, что дети развивают способность лгать примерно к трем годам. К пяти годам почти все дети могут (и будут) лгать, чтобы избежать наказания или работы по дому, и меньшинство будет время от времени говорить просоциальную ложь. В возрасте от семи до одиннадцати лет они начинают надежно лгать, чтобы защитить других людей или заставить их чувствовать себя лучше, и они начинают считать просоциальную ложь оправданной. Они не просто лгут во благо, чтобы угодить взрослым. Современные исследования показывают, что ими движет сильное чувство сопереживания и сострадания.
Почему это так? Что происходит в умах и телах детей, что позволяет развивать эту способность? Что эта дуга развития говорит о людях и о том, как мы заботимся друг о друге? Это то, что недавняя волна исследований начала раскрывать.
В совокупности это исследование указывает на одно сообщение: иногда ложь может раскрыть лучшие качества людей.
Как мы учимся лгать
Сначала способность лгать отражает веху развития: маленькие дети приобретают «теорию разума», которая представляет собой способ психологии описать нашу способность различать наши собственные убеждения, намерения, желания, и знания из того, что может быть в умах других людей. Антисоциальная ложь появляется раньше, чем просоциальная, у детей, потому что она намного проще в развитии; в основном это требует понимания того, что взрослые не могут читать ваши мысли.
Подробнее о честности
Исследуйте гендерные различия в просоциальной лжи.
Узнайте об этапах жизни доверия.
Специалист по лжи Пол Экман обсуждает доверие и обман со своей дочерью Евой.
Живете ли вы в соответствии со своими ценностями? Узнайте, как развивать этическое мужество.
Пройдите наш тест на доверие в отношениях.
Но для просоциальной лжи нужно нечто большее, чем просто теория разума. Для этого требуется способность распознавать страдание другого человека (эмпатия) и желание облегчить это страдание (сострадание). Более того, оно включает в себя даже ожидание того, что наши слова или действия могут причинить страдания в гипотетическом будущем. Таким образом, просоциальная ложь отражает развитие по крайней мере четырех различных человеческих способностей: теории разума, эмпатии, сострадания и сочетания памяти и воображения, которое позволяет нам предвидеть последствия наших слов.
Откуда мы знаем, что у детей есть все эти способности? Могли ли они просто лгать, чтобы избежать негативных последствий того, что они говорят правду? Или, возможно, они просто ленивы; лгать легче, чем быть честным?
В статье, опубликованной в 2015 году, гарвардский психолог Феликс Варнекен попросил взрослых показать детям младшего школьного возраста две нарисованные ими картинки — одну довольно хорошую, другую ужасную. Если взрослые не выказывали особой гордости картинкой, то дети честно говорили, хорошая она или плохая. Если бы взрослая грустила из-за того, что она плохая художница, большинство детей поспешили бы заверить ее, что это не так.0047 тоже ужасно. Другими словами, они солгали во благо; чем старше они были, тем больше вероятность того, что дети сочтут плохой рисунок хорошим. Не было никаких негативных последствий за то, что они говорили правду этим плохим артистам; дети просто хотели, чтобы эти незнакомцы чувствовали себя лучше.
Другими словами, говорит Варнекен, чувство эмпатической связи побуждает детей лгать во благо. На самом деле дети пытаются решить две противоречащие друг другу нормы — честность и доброта — и примерно к семи годам, как показывают его исследования, они начинают последовательно склоняться на сторону доброты. Это отражает все более сложные моральные и эмоциональные рассуждения.
«Когда правильно ставить чувства другого человека выше правды?» говорит Варнекен. «Скажем, если кто-то готовит что-то для вас, и это просто невкусно. Что ж, если они подают заявление в кулинарную школу где-то, просоциальная вещь должна быть честной, чтобы они могли совершенствоваться. Но если они сами приготовили его только для тебя, то, может быть, лучше соврать и сказать, что вкусно».
Это хороший знак с точки зрения развития, когда дети демонстрируют способность производить такие вычисления. В самом деле, существует множество свидетельств того, что мы склонны рассматривать просоциальную ложь как более моральный выбор. Например, кажется, что люди ведут себя более просоциально — более благодарны, более великодушны, более сострадательны — в присутствии изображений, изображающих глаза. Хотя можно было бы ожидать, что люди будут меньше лгать под глазами, на самом деле это, по-видимому, влияет на то, какую ложь они говорят: когда японские исследователи дали студентам возможность заставить кого-то чувствовать себя хорошо с помощью лжи, они гораздо чаще делали это с помощью лжи. пара глаз смотрит на них сверху вниз.
Нет глаз? Они чаще говорили холодную, суровую правду!
Как ложь меняется по мере нашего взросления
Это нравственное самосознание растет вместе с самоконтролем ребенка и его познавательными способностями.
Другое исследование, опубликованное в прошлом году в Journal of Experimental Child Psychology , показало, что «дети, которые говорили просоциальную ложь, имели более высокие показатели рабочей памяти и тормозного контроля». Это особенно помогло им контролировать «утечку» — термин психолога, обозначающий несоответствия в фальшивой истории.
Чтобы сказать просоциальную ложь, мозг ребенка должен жонглировать множеством мячей — бросьте один, и ложь будет раскрыта. Некоторые дети просто лучше умеют жонглировать правдой, чем другие. Просоциальная ложь вовсе не свидетельствует о лени, она, по-видимому, требует гораздо больше когнитивных и эмоциональных усилий, чем правдивость. На самом деле, в одной статье 2014 года было обнаружено, что уставшие взрослые гораздо реже занимаются просоциальной ложью.
Исследования других исследователей показывают, что по мере того, как дети становятся старше, связь между теорией разума и нечестностью начинает меняться. Маленькие дети с высокой теорией разума скажут больше антисоциальной лжи, чем сверстники. Эта закономерность меняется с возрастом: дети старшего возраста, у которых более сильная теория сознания, начинают меньше говорить антиобщественной лжи — и больше просоциальной.
Дети также постепенно становятся более склонными к «синей лжи» по мере того, как они продвигаются по подростковому возрасту: альтруистическая ложь, иногда рассказываемая за счет лжеца, которая предназначена для защиты группы, такой как семья или одноклассники. (Подумайте: ложь о преступлении, совершенном братом или сестрой, или обман учителя о чьем-то плохом поведении.)
Хотя взрослые могут (и делают) учить детей вежливо лгать — и в лабораторных условиях дети могут быть подготовлены взрослыми. сказать им — Варнекен говорит, что более вероятно, что успешная просоциальная ложь является побочным продуктом развития других способностей, таких как эмпатия и самоконтроль. Когда дети овладевают этими навыками, они получают возможность лгать как во благо, так и в корыстных целях.
Но что почувствуют другие люди, если эта ложь раскроется?
Ложь, которая связывает
По мере взросления дети также развивают способность распознавать ложь и отличать эгоистичную от бескорыстной. Различие сводится к намерениям, которые, как показывают исследования, можно различить, распознав явные признаки на лице и голосе лжеца.
В исследовании, опубликованном в прошлом году, исследователи использовали систему кодирования лицевых движений, разработанную Полом Экманом, для картирования лиц детей, когда они лгали, что служило либо им самим, либо другим. Команда из Университета Торонто и Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружила, что два разных вида лжи вызывают заметно разные выражения лица.
«Просоциальная ложь отражает развитие как минимум четырех различных человеческих способностей: теории разума, эмпатии, сострадания и сочетания памяти и воображения, которое позволяет нам предвидеть последствия наших слов».
―
Просоциальная ложь (которая в данном случае заключалась в восторге от разочаровывающего подарка) выдавала выражения, напоминающие радость — «поднятие губ с правой стороны», намекающее на едва скрываемую улыбку, и моргание, связанное со счастьем. На лицах детей, лгущих, чтобы скрыть проступок, отразились признаки презрения, в основном легкая сморщенная губа, которая перестает быть ухмылкой.
Почти наверняка мы подсознательно улавливаем эти признаки (наряду с теллсами в голосе лжеца), когда уличаем кого-то во лжи. Но исследования показывают, что последствия уличения кого-то в просоциальной лжи часто сильно отличаются от последствий антиобщественной лжи, или «черной лжи», как ее иногда называют. Фактически, обнаружение просоциальной лжи может повысить доверие и социальные связи.
В серии из четырех исследований, проведенных в 2015 году Уортонской школой, участники играли в экономические игры, в которых использовались различные виды доверия и обмана. Неудивительно, что исследователи обнаружили, что черная ложь подрывает доверие. Но если участники видели, что обман носил альтруистический характер, доверие между игроками на самом деле возрастало. Комплексное математическое исследование 2014 года сравнило влияние черной и белой лжи на социальные сети. Опять черная ложь вбила клинья в соцсети. Но ложь во благо имела прямо противоположный эффект, укрепляя социальные связи. Несколько исследований показали, что люди быстро прощают ложь во благо и даже ценят ее.
Эти различия проявляются при сканировании мозга, и то, как разные типы лжи влияют на мозг, может влиять на поведение в будущем. Исследовательская группа под руководством Нила Гаррета из Принстонского университета поручила 80 человекам финансовую задачу , которая позволяла им зарабатывать деньги за счет другого человека, если они продолжали лгать.
«Мы обнаружили, что люди начинали с небольшой лжи, но постепенно, в ходе эксперимента, лгали все больше и больше», — пишут они. Когда они просканировали мозг участников, они обнаружили, что активность уменьшалась (в основном в миндалевидном теле) с каждой новой ложью.
Не все лгали или лгали в свою пользу. Один из вариантов эксперимента позволял участникам лгать, чтобы другой участник получил больше денег, и поведение и результаты сканирования мозга этих людей выглядели совсем по-другому. Нечестность в интересах других не росла так же, как эгоистичная ложь; в то время как люди лгали для других, ложь не становилась больше или чаще, как с черной ложью. И это не вызвало тот же паттерн активности миндалевидного тела, которое, как показали предыдущие исследования, загорается, когда мы обдумываем аморальные поступки. (Их методы более подробно описаны в видео ниже.)
Короче говоря, устойчивость мозга к обману оставалась стабильной после того, как участники говорили просоциальную ложь, в то время как корыстная ложь, казалось, уменьшала ее, превращая черную ложь в скользкий путь.
Результат всех этих исследований? Не вся ложь одинакова, этот факт мы, кажется, осознаем глубоко в наших умах и телах. Мы действительно можем учить детей лгать, как неявно своим поведением, так и явно своими словами; но некоторые из этих лжи помогают сплотить наши семьи и друзей и создать чувство доверия. Другие виды лжи разрушают эти связи.
Все это может показаться слишком сложным, в большей степени, чем простое предписание не лгать. Проблема с запретами на ложь заключается в том, что дети могут ясно видеть, что ложь вездесуща, и по мере их взросления они обнаруживают, что не вся ложь имеет одинаковую мотивацию или воздействие. Как мы должны понимать эти нюансы и передавать их нашим детям?
На самом деле аргумент в пользу просоциальной лжи такой же, как и аргумент против черной лжи: чувства других людей имеют значение, а эмпатия и доброта должны быть нашим руководством.
Вот времена, когда эксперты говорят, что лучше солгать
Вас, вероятно, учили никогда не лгать: ваши родители, вероятно, проповедовали силу правды. Ваш партнер сказал вам, что честность важнее всего.
Но исследователи говорят, что мы часто ошибаемся в обмане, правде и доверии, и что, если научиться правильно лгать, это действительно может помочь построить связи, доверие и бизнес. «Я считаю, что мы должны учить наших детей, студентов и сотрудников, когда и как лгать», — говорит Морис Швейцер, профессор Уортонской школы Пенсильванского университета, изучающий обман и доверие.
Вероятность того, что вам солгут (и заставят солгать), выше, чем вы даже осознаете. Подумайте о таких сценариях, как ваша мама, напоминающая вам сказать бабушке, что вам понравилась ее еда, или вы даете отзыв коллеге. это не отражает всей правды.
Тем не менее, искусство обмана гораздо сложнее, чем вы думаете. Вот пять сценариев, в которых, по мнению экспертов, лгать может быть лучшим способом действий.
Если вы заботитесь о чьих-либо интересахСуществуют классические примеры того, как ложь наносит ущерб, и наиболее разрушительными видами лжи, как правило, являются те, которые продвигают ваши собственные интересы за счет других.
Но согласно исследованию, «просоциальная» ложь — вымыслы, направленные на благо других, — действительно может способствовать укреплению доверия между людьми.
«Главным интересом людей, по крайней мере, когда они получают информацию и укрепляют доверие, является доброжелательность», — говорит Эмма Э. Левин, доцент кафедры поведенческих наук в Школе бизнеса Бута при Чикагском университете, изучающая честность и доверие. «Людей заботит то, есть ли у вас благие намерения, гораздо больше, чем то, честен ли человек сам по себе».
Просто помните: ложь наиболее полезна, когда она не эгоистична. Если вы говорите своему партнеру, что он или она отлично выглядит перед свиданием, чтобы повысить его или ее самооценку, это одно, говорит Швейцер. Но говоря это только для того, чтобы вывести любимого человека за дверь, потому что вы уже опаздываете, говорит он, ваши мотивы могут отклониться на эгоистичную территорию.
Если нет времени переодетьсяСкажем, ваш партнер спрашивает вас, как он или она выглядит, прямо перед тем, как выйти на сцену для выступления, или спрашивает, что вы думаете о выступлении непосредственно перед выходом на подиум. Даже если вы заметили пятно на его или ее одежде или думаете, что речь могла бы поработать, подумайте, есть ли у человека время, чтобы отреагировать на информацию и контролировать ситуацию, — говорит Левин.
Если ваш партнер ничего не может сделать, чтобы улучшить или изменить что-то в этот момент, вы можете приветствовать обман, говорит она. Ложь в этом смысле, вероятно, рассматривается как приносящая пользу другому человеку, потому что он или она действительно ничего не могут сделать в данный момент.
И наоборот, если ваша вторая половинка способна отреагировать на информацию, честность — лучший выбор, говорит Левин.
Если вы даете конструктивную критикуПри обмене отзывами важна честность. И хотя легко использовать фразу «Я просто честен» в качестве оправдания «просто грубости», говорит Швейцер, жестокая честность не всегда самый эффективный способ донести свое сообщение.
Вместо того, чтобы говорить низкоэффективному сотруднику, что он работает ужасно, подумайте о том, чтобы сказать что-то вроде: «У вас было тяжелое начало, но поначалу все борются», а затем перейти к конструктивной критике, говорит Швейцер. Ваш отзыв, скорее всего, будет воспринят лучше, что, в свою очередь, принесет пользу вашему бизнесу в долгосрочной перспективе.
Получите последние советы по карьере, отношениям и здоровому образу жизни, которые обогатят вашу жизнь: подпишитесь на информационный бюллетень TIME’s Living.
Прямо перед особым событиемСпоры о лжи ведутся не только о том, может ли честная информация помочь в ситуации, но и о том, доставлена ли эта информация в нужное время. «Людей волнует только одно: не отвлечет ли честная информация их от чего-то важного», — говорит Левин.
Пример. Вы узнали, что компания вашей подруги ожидает увольнения прямо перед ее отъездом на свадьбу. Сказать ей?
«В таких ситуациях людям нравится скрывать правду на потом», — говорит Левин.
Это возвращает нас к идее контроля: если ваша подруга собирается уехать на свадьбу или в медовый месяц, она не сможет заблаговременно изучить другие возможности трудоустройства. И хотя каждая ситуация уникальна, подумайте над тем, чтобы спросить себя, действительно ли честность в подобной ситуации принесет пользу другому человеку или просто отвлечет внимание, как считает Левин.
Если вы не близки с этим человекомМягкий и благонамеренный обман может быть еще более полезным в отдаленных отношениях, говорит Левин. «В более конкурентных отношениях или первых взаимодействиях честность гораздо более ненадежна, она может повредить отношениям и подорвать доверие», — говорит она. Это потому, что обе стороны менее осведомлены об истинных намерениях другого человека, и каждая из них может задаться вопросом, этот человек пытается подорвать меня?
Тем не менее, если вы склонны давать честный отзыв более дальнему знакомому или другу друга, Левин предлагает говорить правду в сочетании с доброжелательностью — что-то вроде Я действительно хочу, чтобы вы преуспели, поэтому я даю вам эту критику.
Близкие отношения, с другой стороны, могут уступить место большей оценке честности, говорит она, и признаваться друзьям, вероятно, не так плохо, как вы думаете.