Лучшие психологические игры и упражнения н и козлов: Лучшие психологические игры и упражнения — Николай Козлов

Упражнение «Ошибочка» — защита от самоедства

01 января 2013 г., 16:07

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Амели»

В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: «Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог…» и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

Упражнение «Ошибочка!» — развивает умение спокойно, без внутренней агрессии, относиться к своим случайным промахам. Для тех, кого тянет переживать, упражнение «Ошибочка» выполняет роль психотерапевтического ритуала, в котором простой текст сочетается с тремя простыми жестами. На стадии освоения ритуала жесты должны быть реальными, внешними жестами, а после этапа освоения, в практике использования обычно используются воображаемые, внутренние жесты.

Реальные жесты делать очень полезно, но при окружающих вы можете выглядеть слишком глупо. Поэтому реальные жесты можно делать либо рядом с теми, кто вас поймет и поддержит, либо делать эти жесты в воображении. Но начинайте отрабатывать это — с реальных жестов, просто выберите время и место, когда никого рядом нет.

 

«Базовый тренинг». Ведет проф. Н.И. Козлов

​​​​​​​Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,

короче, ошиблись, то —

1. Ручки в стороны и скажите себе: «Ошибочка!». Подробнее: головку наклоните вбок, лапки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест Балбеса). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией: «Всякое бывает!»). Сделайте это по-детски: смешно, довольно и несерьезно, на выдохе и расслаблено.

В чем смысл этого действия? Дело в том, что переживательной личности любая ошибка представляется безбрежной катастрофой «Ужас-ужас-ужас», идет неадекватное преувеличение. Чтобы снять это преувеличение нужно сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас.

2. Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший!».

Это — смысл, конкретная формулировка может быть разной. Например одна из дистантниц поддерживает себя так: «Я придумала сама, похвалю сейчас себя: Ах какая умница, умница-разумница!». Ей это нравится и её это воодушевляет, значит, это правильно!

Так или иначе, важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает раздрай. А в таком состоянии от него, как правило, идет еще больше глупостей и гадостей. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший!».

Такая простая фраза, а творит чудеса! Собственно, люди и ругаются чаще всего тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя же защищают. А обнимешь жену любимую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!», — она и ругаться перестает.

3. Вам стало хорошо. Но на этом упражнение не окончено, вы подошли к самой главной его стадии. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

Это — конструктив. Провели психотерапию, включили состояние «Я хороший», пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Когда занимаешься делом, то все правильное в душе происходит само, на пустые переживания не остается времени. Нужно ли помнить о том, что произошло? Тут единого ответа нет. Если ошибка мелкая и случайная, ее лучше всего просто выкинуть из головы. Если ошибка очень серьезная и, тем более, может повториться — сделайте, чтобы она не повторилась. Запомните, запишите, сделайте запись в сердце каленым железом — все по обстоятельствам и в рамках здравого смысла. Самобичевание вам не нужно, а вопрос должен быть на будущее надежно решен.

Наблюдение: эти три шага (Ошибочка, Я хороший, Работать!) в полном наборе нужны в первую очередь женщинам. Мужчинам обычно достаточно последней инструкции: «Работать!»

Как осваивать упражнение «Ошибочка»

1. Начните с того, что в течение дня отмечайте все ошибки, которые вы допускаете, и фиксируйте ваш внутренний текст, которым вы это сопровождаете.

Для чего? Во-первых, вам нужна просто цифра: 1 ошибка в день? 5 ошибок в день? 50? Иногда вам может казаться, что вы совершаете ошибки постоянно, с утра до вечера, а в реальности, когда начнете записывать, у вас будет всего 7 ошибок. А это нормально, совсем не много. Во-вторых, у вас вырабатывается внимание к собственному поведению, а это важно. В-третьих, вы сможете понять, какие ситуации чаще вызывают у вас ошибки. Продумав это, можно часть ошибок снять. В-четвертых, когда вы знаете свой внутренний текст, вы легче сможете его изменить.

2. Выберите день, когда будете упражнение «Ошибочка» осваивать.

Внимание: это должен быть не самый трудный день, в этот день у вас должна быть возможность отвлекать себя на это упражнение. Пожелание — пусть рядом с вами будут скорее благожелательные люди, которые и напомнят вам об упражнении «Ошибочка», и не удивятся, если вы делаете руками эти смешные жесты. А начинать лучше делать упражнение прямо с жестами.

В выбранный день поставьте себе задачу: ждать свои ошибки, чтобы сразу, четко, именно в момент ошибки сделать нужные жесты и сказать нужный текст. Важно выполнять упражнение именно в момент ошибки, а для этого свои ошибки караульте — ждите. Как бы желайте, чтобы они у вас произошли… — хотя специально делать их, конечно, не нужно.

3. Когда упражнение «Ошибочка» уже начнет вам помогать, обязательно расскажите о своих успехах кому-то из своих друзей, кому оно также может быть полезным. Сделайте этот подарок хорошему человеку! А когда вы его расскажете, вы закрепите это упражнение для себя.

План работы Д.Р. над упражнением Ошибочка

ОЗР: (срок встраивания 2 месяца)

1. Спокойное и позитивное эмоциональное состояние на собственные ошибки из 10 случаев 9 раз.

2. От ошибки сразу перехожу к делу: «Ошибочка…Делать!», пропуская этап поддержки себя, ввиду ненужности. Если надо поддерживаю себя, говорю: «Я хорошая!». 9 раз из 10.

2. Позитивное (без обид и возмущений в их адрес), благодарное отношение к людям за критику в мой адрес. 9 раз из 10 случаев.

3. Спокойное отношение к ошибкам других людей. 9 раз из 10.

  • При ошибке другого человека чувствую: эмоциональное спокойствие, понимание, радость от своего понимания и спокойствия. Отсутствие претензий к человеку.
  • При ошибке других говорю себе: «Каждый имеет права на ошибку, это естественный процесс развития всего живого».
  • При ошибке других говорю тому, кто ошибся: «Всё хорошо! Всё идёт как надо! Просто убираем эмоции и переходим к делу — исправляем ошибку. Я тебе помогу.

Как буду работать:

1. Попросить близких (2 человек) и коллег(3 человек) указывать на мои ошибки каждый день, хотя бы по одной, если реально видят, чем обычно.

2. Проследить динамику эмоционального состояния (руганье себя за ошибки) – посчитать и записать, сколько раз была негативная реакция на собственные ошибки, сколько спокойно/положительная. Слежу 1 месяц, каждый день отмечаю галочками, сколько ошибок в день. В конце месяца подвожу статистику. Сколько в начале месяца, сколько в конце.

Удовлетворительный результат будет 0 руганий себя и 0 людей в 1 месяц. *Больше упор на душевное состояние. Чтобы окончательно уточнить свою эмоциональную реакцию на свои ошибки. Хочу за месяц сдать этот цвет, так как работаю над этим уже около года. Сейчас поняла, что смогу это сделать, нужно только удостовериться точно.

3. Написать творческую работу — эссе на эту тему. Как свои заключения и выводы о пользе ошибок в развитие личности человека. Срок через 1 месяц, написание статьи 1 неделя.


Из отчетов дистантников

За неделю очень продвинулась и в 8 ми из 10 ти случаев, получалось моментально отслеживать изменения состояния, осознавать причину и пресекать негативное отношение к себе и другим. Выхожу из состояния «самоедства» в течении 1-2 минут. По результатам недели, была в кино с попкорном!

Примеры и ситуации:

1. Потеряла карточку метро, где было 17 поездок. Шла и думала: «Какая же я растяпа, дубина, тупица! Опять в карман джинсов карточку сунула! Сколько же можно терять эти проездные!» Потом сказала себе: «Ну ладно, бывает, не страшно!» Но через три минуты опять начала: «И все таки, как так можно!»

И так несколько раз по кругу, пока резко не остановилась и не сказала себе: «Стоп! Что тут происходит! ))) Где волшебное упражнение?!» Проделала «Ошибочку» и на этапе «работать» решила, дала себе обязательство, что с этого момента, сразу после покупки проездных карточек, я буду незамедлительно класть их только в портмоне.

2. Негативная эмоция на спорте (спросила себя «Что сейчас происходит? Я злюсь! Почему? Я раздражена! А зачем я сейчас выбрала эту эмоцию? Чтобы не чувствовать себя виноватой, плохой, чтобы защититься, потому что причина раздражения — спешка, дерганье, я ведь на 5 мин вышла позже запланированного и соответственно опоздала)». Результат: после проделанного упражнения, конструктивный вывод: в следующий раз выходить раньше и чувствовать себя спокойно.

3. На неделю запланировала заниматься английским час в день. В среду не потратила ни минуты на занятия и начала себя винить, ругать и стыдить за не выполненный план. Проделала упражнение и приняла решение: внимательнее составлять план, чтобы не устраивать цейтнот.


Самое интересное для меня оказалось упражнение «Ошибочка». Оно дает легкость и повышает настроение, самооценка улучшается, появляются решения задач, в которых допустила ошибочку. Такое упражнение, на мой взгляд, людям с низкой самооценкой может ее тоже понизить, потому что количество ошибочек насчитать можно много. На ум приходили мысли: «Господи, да сколько же можно совершать эти ошибочки! Что-то многовато их!». Сразу пришла мысль, что наряду с этим упражнением люди могут (по желанию) взять себе еще одно: «Правильно сделал». То есть за день подсчитывать наряду с ошибочками количество верных поступков и стремиться к тому, что бы чаша весов перевешивала в сторону последних.

  • Ошибочка
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Упражнения Дистанции
  • Дистанция
  • Методика Дистанции
  • Курс — Внутреннее хорошо

Комментарии (19):

Гость, 13 ноября 2012 г., 12:57

Такой подход дает возможность Балбесу, шагая по жизни, оставаться Балбесом. Потому что только Балбес, вместо того чтобы извлекать уроки из своих ошибок, учится легко прощать себе их. Дело не в обнимании себя за плечики — “Я хороший“, дело в осознании дефектов собственного мышления, приводящего к ошибкам в деятельности. Осознание и признание своих ошибок должно сопровождаться внутренней коррекцией того, кто их совершает (это и есть извлечение уроков и усвоение опыта).

2

ответа

Козлов Николай Иванович, 12 сентября 2013 г., 23:40

Да, вы правы, для Балбеса это упражнение не актуально, оно решает задачи других людей.

1

ответ

Гость, 22 февраля 2014 г. , 17:36

Ответ, на мой взгляд, — супер!

Гость, 22 января 2019 г., 22:56

Отличное упражнение. Заходит на ура! Я его даю в работе с осознанностью. Для того, что бы не запустился механизм самоедства и не увел от реальности. А внутренняя коррекция и извлечение уроков это следующий шаг.

Всем мир !!! Автору респект !!!

Артур, 11 июня 2014 г., 19:43

Чем-то похоже на упражнение «Хорошо», а в чем по сути разница?

Н.И. Козлов, 11 июня 2014 г., 20:21

Да, моменты сходства определенно есть. В чем разница? «Ошибочка» — попроще, это ситуативная поддержка, которая срезает негатив (с негатива возвращает в ноль) и настраивает на конструктив. «Хорошо» — более сложная задача. Это не только с негатива в ноль, но и с нуля в позитив, причем как постоянный фон жизни. С другой стороны, «Хорошо» не требует обязательного конструктива.

Кристинка, 15 февраля 2015 г., 22:35

Спасибо за упражнение. В интернете на эту тему одна вода, а что делать на практике никто не говорит. Буду работать.

Настя, 20 августа 2015 г., 22:33

Спасибо!

Nn, 24 февраля 2016 г., 02:09

При слове ошибочка засмеялась. Когда «обняла» себя за плечи, расплакалась…

1

ответ

Гость, 20 мая 2021 г., 15:05

У меня такая же реакция!) При слове «ошибочка» как будто переходишь в состояние ребёнка, а когда обнимаешь себя — почему-то как-то жалко себя становится…

Гость, 29 декабря 2016 г., 17:34

Конечно же все ошибаются, просто важно кто как к этому относится. Я не боюсь признавать своих ошибок, ведь если признаешь – значит можешь исправить и получить жизненный опыт.

1

ответ

Гость, 22 августа 2017 г., 11:12

У всех людей разная стрессоустойчивость и не каждый может с этим справиться, особенно в молодости. Очень хороший способ снять негатив. Обязательно буду пользоваться. Спасибо!

Гость, 04 декабря 2017 г. , 17:46

Я вот тоже по складу характера всегда была переживательная, рефлексирующая особа. Иногда думается, что я какой-то если уж не сенсетивный психопат), то точно с соответствующей акцентуацией личность. Но теперь я куда меньше грызу себя за свои ошибки. Методика под названием «Ошибочка» обязательно кому-то поможет, я уверена. А мне очень помогла в свое время фраза, сказанная одним «толстокожим», слегка циничным (или, может, реалистичным?) но, в общем-то, очень хорошим человеком. Не помню уже из-за какой своей оплошности я разнервничалась, но пока я вслух обвиняла себя и рефлексила он- этот человек — искренне сопереживая мне, но при этом сохраняя спокойствие буддийского монаха, произнес знаменательные для меня слова:» Это УЖЕ случилось. Это факт и он произошел, он уже в прошлом. ВСЁ». В словах этих нет ничего особенного, банальщина, но они были равнозначны ведру холодной воды, которую внезапно вылили на мою разгоряченную голову. И правда, жить надо настоящим. Точка. И..пошло сл. предложение)

Гость, 13 декабря 2020 г., 23:51

Спасибо большое за это упражнение, кажется я наконец нашла, что искала. Обязательно попробую, так просто и в то же время так продуманно. Это может придумать только Гений!

1

ответ

Гость, 20 мая 2021 г., 15:06

Все гениальное — просто!)

Гость, 02 февраля 2021 г., 17:39

Отличная практика — врать себе. Я хороший — хотя ошибся. Ха-ха-ха. Хорошие не ошибаются. А раз ошибся — то уже плохой.

Гость, 17 февраля 2021 г., 08:16

Здесь не про «врать себе, речь вовсе не про абстрактные моральные категории «хороший»-«плохой» и не о способах заглушить терзания совести за причиненный вред отдельным людям и обществу путем самоуспокоения, самооправдания и введения себя в заблуждение. Речь идет о снятии человеком с себя излишнего, ненужного, мешающего самореализации негативного эмоционального напряжения, разрыв зацикленности на собственных неудачах и промахах, уходе от разрушительного бессмысленного самоедства из-за собственных, не зависящих от воли индивида, спонтанных ошибочных мыслей, слов и поступков. Одно дело, когда человек совершает ошибки существенно влияющие на жизни других людей и испытывает чувство вины, душевные страдания, совсем иное, когда не занят ничем важным и расстраивается из-за бытовых мелочей описок, опечаток, оговорок из-за невнимательности, рассеянности, особенно если это постоянно подмечается собранным человеком, который моментально и исключительно только это и подмечает. Тут впечатлительному индивиду можно впасть в глубокую депрессию и меланхолию. Что если за человеком ходит предельно молчаливый, и столь же собранный и внимательный учетчик-статист, собеседник, который обязательно подает голос лишь тогда, когда тот делаете ошибку. Праведное замечание? Безусловно! Но это исключительно правда с одной стороны. При том такая правда, с которой неизвестно что делать, которую вы изменить не в силах — потому как не ошибается только тот, кто ничего не делает. К тому же, представьте ситуацию, что собеседник-статист а) более внимателен и собран, с отменной реакцией и «помогает» постоянно «исправляться» ошибающемуся, он привычно нацелен на выявление мельчайших промахов, которые изначально несущественны, которые были бы осознаны человеком и самостоятельно, но на них заостряют внимание и выпячивает ошибки на мгновение раньше; б) критик немногословен и следовательно подловить его ошибающемуся невозможно и нет желания. Что остается? Либо закрыться, либо принять «ошибочки»…

1

ответ

Гость, 20 мая 2021 г., 15:26

Ещё хуже, если этот учетчик-статист, он же неутомимый критик живёт внутри личности — тогда идёт вечная борьба с самим собой — это очень выматывает.. Нужно попробовать упражнение — может поможет, раньше для самоподдержки пробовала обнимать себя, но это всегда заканчивалось слезами(

1

ответ

Гость, 06 июля 2021 г., 02:01

А вот ничего подобного, никакого статистика внутри не живёт. В данном случае, признавать свои ошибки и перед собой совсем не тягостно и приятно. Ведь, что значит поймать самому себя на ошибке? Это значит — исправиться, расти над собой. Когда же ошибки подмечает другой, это лишь демонстрация своего превосходства, у человека нет шансов самостоятельно ликвидировать оплошность. Именно поэтому детей не исправляют, а сначала предлагают подумать. Естественно, во взрослом возрасте никто не церемонится, тем более что задача-то стоит самоутверждения.

Материалы по теме:

10 апр. 2018 г.

Людям, увлеченным самоедством, рекомендую…

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Конструктив

Когда плохо и трудно, можно смириться, можно ругаться, а можно искать возможность что-то изменить и улучшить. Это и значит: искать конструктив, искать решение или путь к решению.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Ошибочка: отчеты дистантников

Упражнение «Ошибочка» – одно из базовых на Дистанции. Поделюсь своим опытом его выполнения. Как и в других упражнениях, мало начать выполнять, необходимо еще и как-то контролировать результат. Нужен критерий, позволяющий понимать, идет положительная динамика, или нет. В качестве такого критерия я решила использовать время, которое я сама себя «грызу», если чувствую, что поступила неверно. То есть: фиксирую ошибку, произношу заветные слова: «Ошибочка — я хорошая – работать» и засекаю время. Сколько после этого я все же себя «грызу»? За месяц удалось снизить время «самоедства» с 2 часов в неделю до 30 минут. А потом и вовсе начала наблюдать за собой, что при слове «работать» внутри меня включается моторчик, который формулирует задачу и начинает составлять план по решению этой задачи.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Переживание ошибки

Те или иные ошибки когда-то совершает каждый из нас, но к своим ошибкам можно относиться по-разному. Мудрые люди к ошибкам относятся внимательно, чтобы вынести из происшедшего уроки и сделать нужные выводы. Небольшая часть людей на свои ошибки вообще не обращает внимания, большая часть, по крайней мере в рамках российского менталитета, начинают переживать. Переживания бывают разные. Когда-то это расстройство: у человека возникает состояние «все плохо», он чувствует себя несчастным, слабым и плохим.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Работа над «ошибочками»

Не утихают в нашей группе и моей голове размышления о широте применения этого упражнения. Не грызть себя по схеме только за случайно совершенные ошибки (рабочие, бытовые, типа «разбил кружку»)? Или можно расширить технику до любых действий, которые считаешь ошибочными (выбор профессии, замужество)? Я для себя приняла такую формулу: самоедство за ошибки вообще нужно исключить. Если мой поступок приносит мелкие неприятности – это не стоит моих переживаний. Нужно просто принять реальность и исправить последствия.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Реакция на собственные ошибки

Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.

0Подробнее

01 мар. 2012 г.

Самоедство: бесплодные угрызения себя

Самоедство обычно выполняет функцию детской психологической защиты.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Внутренний жест, внутренние действия

Поставленные внутренние жесты — признак мастерства. С приходом настоящего мастерства многие внешние жесты сворачиваются, становятся более скупыми, сдержанными — но и более сильными. Откуда, почему? Во-первых, с опытом обычно приходит отточенность внешней техники, красота и изящество. Поставленный жест — красивый жест, а все, что делается красиво — делается сильнее. Во вторых, за каждым внешним жестом стоит организующий его образ, картина, чувство, желание — то, что в синтез-технологи называется «внутренним жестом». И когда с течением времени внутренний жест становится привычным, накатанным, естественным и поэтому сильным, за любым легким внешним жестом мастера чувствуется сила внутреннего жеста, и внешняя аффектация становится уже необязательной.

2Подробнее

Читать онлайн «Гармоничные отношения», Николай Козлов – ЛитРес

Дорогой читатель!

Эта книга написана с обращением на «вежливое ты». Так принято общаться у нас в Университете практической психологии и в Синтоне. Мы общаемся с большинством людей в таком формате, независимо от пола и возраста, поскольку он более доверительный и близкий. Если тебе комфортнее обращение на «Вы», то при чтении книги просто меняй обращение мысленно, самостоятельно. Это достаточно легко!

Добро пожаловать в мир Гармоничных отношений в синтон-подходе!

© Козлов Н.И., 2020

© Университет практической психологии, 2020

© Оформление, издание КТК «Галактика», 2021

Кому и зачем нужна эта книга

Оглянись вокруг.

2020-е. По официальной статистике, в России на 1000 браков приходится 829 разводов. 38 % людей относятся к категории «одинокие». Это те, у кого нет супруга, кто живёт один, либо ограничивается короткими отношениями. По статистике, только одна из пяти женщин после 40 лет, оставшись одна, снова заводит отношения. Среди моих друзей и подруг статистика подтверждает официальную. Мои ровесницы отчаянно мечтают (ещё раз) выйти замуж, мои ровесники встречаются (с N-ной, уже со счёта сбились) женщиной, но ответственность брать не хотят: обжигались уже!

Одиночество – «болезнь XXI века» не только в России, но и во всём мире, по данным ВОЗ. Наряду с депрессией, верной спутницей одиночества. Но если депрессию достаточно хорошо лечат правильно подобранными препаратами, то таблетки от одиночества вряд ли когда-либо изобретут. Роботы тут тоже не помогают, даже «секс-роботы», которые обретают популярность в Японии и США. Робот может быть и собеседником (здравствуй, Алиса!) и сексуальным партнёром, но единственным лекарством от чувства одиночества остаются близкие отношения с живыми людьми, общение, взаимопомощь и взаимное удовлетворение потребностей.

Поколение людей, рождённых в 80-е – 90-е годы – это разведёнки, холостяки, матери-одиночки, «воскресные папы», либо супруги, которые не любят друг друга, но живут вместе «ради детей».

Я специально сгущаю тёмные краски, чтобы читатель захотел поспорить. Ведь среди массы грустных и сложных историй попадаются и золотые крупинки пар, в которых есть Семейное счастье!

Семейное счастье – это когда в отношениях тепло, и это тепло распространяется вокруг, согревая людей. Это – Любовь как взаимная и гармоничная Радостная Забота, в которой одинаково хорошо обоим.

Чтобы построить гармоничные отношения, нужно быть внутри – состоявшимся, душевно здоровым, светлым человеком. А это в наше время – сложный навык, которым мало кто владеет!

Женщина, с которой хочет быть приличный, достойный или элитный Мужчина – это женщина-солнышко, заботливая, интересная, сексуальная, при этом верная, надёжная и мудрая. Такая женщина умеет сказать именно то, что нужно, и организовать для мужчины атмосферу спокойствия и уюта, чтобы он после своих свершений и борьбы во внешнем мире приходил домой и понимал, что здесь бороться уже не нужно. Тогда мужчина чувствует ресурсность, поддержку и уважение к нему и отвечает тем же. Если умения создать такую атмосферу недостаточно развиты, и женщина конфликтная, обидчивая, неудовлетворённая, с больными привязанностями и хронической болью внутри, то любой нормальный мужик от неё будет держаться подальше.

И пойдёт искать другую. Только много ли таких можно найти?

В этом ещё один ответ, почему у нас такое большое число расставаний и так мало примеров сильных и стабильных отношений.

Душевная боль, обиды, злость, хроническое состояние жертвы, жалобы и другие проблемные динамики – это болезни, которые нужно вылечить для того, чтобы построить гармоничные отношения. Других вариантов нет! И работа предстоит непростая. Но результаты того стоят. Ведь нет ничего более ценного, дорогого и жизненно перспективного, чем настоящие близкие отношения и ощущение, что ты не одинок.

Люди здоровые и те, кто смог личностно вырасти и научить себя здоровым эмоциональным, душевным и коммуникативным привычкам, живут с любовью, дарят тепло, которого у них в избытке, берегут друг друга и отношения, укрепляют узы и материальную базу, строят свою Династию.

А ты построить Династию – хочешь? А потянешь?

У большинства из нас и у наших друзей детства были «бабушка с дедушкой», которые прожили вместе десятки лет, пока смерть не разлучила их. Попробовали бы они развестись в Советском Союзе, когда вся система была настроена на формирование крепких ячеек общества! Браки заключались в юном возрасте, при этом разводы были большой редкостью. У поколения родителей истории были разные, не все пережили сложные 90-е, когда на смену семейным ценностям социализма пришла свобода от догм. А про поколение, которое сейчас относится к категории «молодёжь и средний возраст», я уже писала. Согласись, найти нового партнёра в интернете – гораздо проще, чем уживаться с тем, который чем-то не устраивает! Стоит напрягаться-то?

Да! Это стоит твоих вложений и окупится!

Ведь те, кто напрягается и вкладывается в своё личностное развитие – всё-таки строят семьи и Династии. Строят крепкие отношения, кирпичик за кирпичиком, скрепляя эти кирпичики мощным составом договорённостей, обязательств и понимания важности и ценности отношений. И получают богатые дивиденды! Ведь когда рядом с тобой любимый человек, который поддерживает (а при необходимости даже подстраховывает), даёт «питательность и безопасность», проявляет уважение и восхищение, бережёт и радует – это влияет позитивно и на здоровье, и на творчество, и на продуктивность, и на все остальные важные сферы.

Строить гармоничные отношения – полезно и перспективно во всех смыслах! Тренируйся!

Из каких кирпичиков строятся самые крепкие отношения, ты узнаешь из этой книги. Психолог с мировым именем, Николай Иванович Козлов с любимой супругой – Мариной Константиновной Смирновой – это люди, которые создали свою большую дружную семью, воспитали 5 успешных детей и уже много лет помогают людям создавать такие же замечательные семьи. Николай Иванович более 35 лет собирает копилку упражнений Дистанции, которые помогают вывести на более высокий уровень Личность в разных сферах жизни. У Николая Ивановича учились тысячи пар. Возможно, даже не один десяток тысяч (статистику никто не вёл, знаем только, что совокупный тираж книг Николая Ивановича на сегодняшний день – более 20 миллионов экземпляров).

У многих из его учеников – получилось! Чего и тебе искренне желаю!

• Попробуй выполнять упражнения, которые описаны в книге, и ты увидишь результаты.

• Твои отношения станут более тёплыми и радостными.

• Ты сможешь решить задачи в отношениях, которые раньше не удавалось решить.

• Ты сделаешь 30 шагов к тому, чтобы овладеть искусством Любви как Радостной Заботы.

• Ты научишься действовать не только так, как получается «само», а так, как действуют люди, которые создали лучшие семьи!

Мы, коллектив авторов книги, ответственно заявляем: мы не можем гарантировать, что чтение этой книги кардинально изменит твою жизнь.

Чтобы кардинально поменялась жизнь, нужно поменять тысячу тонких параметров в личности, а это по одной книге не делается. Ты уже читала (или читал, дорогой и уважаемый мужчина!) множество книг и статей на тему саморазвития и понимаешь, что лёгких превращений в этом деле не бывает.

Наш мозг – тот ещё ослик, который стоит на старых реакциях и привычках! Чтобы его сдвинуть, нужно пройти серьёзное и длительное обучение (например, в нашем Университете практической психологии), закрепить на уровне автоматизма каждую технику, каждый успех, каждую правильную мысль, эмоцию, действие.

Но мы можем гарантировать результат!

Прочтение этой маленькой книги, при условии качественного выполнения заданий, даст тебе много! Если делать эти упражнения ответственно и с умом, то ты удивишься, насколько лучше станут отношения с твоей «половинкой» и другими людьми! Ты станешь более здоровой и сильной личностью, подкачаешь «душевную мышцу», научишься новым реакциям и поведению, которое, при регулярных тренировках, по-настоящему преобразит тебя!

Елена Роулингс-Смит

Редактор книги, тренер личностного роста,

преподаватель Университета практической психологии (univer-pp.ru)

Как работать с книгой?

В этой книге собрано 30 упражнений для создания гармоничных отношений с твоей «второй половинкой». Если придерживаться рекомендованного графика, прохождение книги-тренажёра займёт 6 недель.

Если заниматься с этим тренажёром неделю, то результаты будут соизмеримы с силовыми тренировками в зале: будет перегруз и усталость, а когда бросишь – скоро отметишь, что «мышечной массы», набранной с таким трудом, уже не видно.

Если растянуть плотную работу больше, чем на 1,5 месяца, то нагрузки каждый день будут, наоборот, слишком маленькими и незаметными. Тогда велика вероятность, что работа заглохнет, потому что когда значимых нагрузок и видимых результатов нет, то и мотивации продолжать хватает только у самых трудолюбивых и ответственных!

6 недель – это оптимальное время для прохождения этого тренажёра! По 5 упражнений в неделю. После этого можно будет ограничиваться «поддерживающими нагрузками» для укрепления гармоничных отношений – применять самые любимые и эффективные упражнения, когда они уместны.

Рекомендуемый режим работы с упражнениями, по которому идут студенты Университета практической психологии на спринтах:

• Вечером накануне изучаешь упражнение, статью и наблюдения тех, кто уже работал с этой темой.

• Весь следующий день отрабатываешь в реальной жизни. Главное правило – не ломать жизнь об технику, а встраивать новые вещи в жизнь экологично, бережно, без надрыва. В противном случае проблем будет больше, чем позитива, и получится совсем не тот эффект, который бы получился при своевременном выполнении упражнения. Если не удалось в этот день хорошо проработать какой-то момент, говоришь себе: «Ошибочка! Я хороший! Работать!» – и продолжаешь завтра, либо отправляешь в «авоську», откладываешь пока до дня, когда это упражнение будет выполнять более уместно и комфортно.

 

• Вечером того же дня пишешь отчет в рабочем блокноте «Дневник успехов» (в отчете ты отвечаешь на вопросы и обязательно хвалишь себя за успехи!),

• После того, как отчет написан, можно приступать к изучению нового упражнения на завтрашний день.

Мы рекомендуем, чтобы в течение недели было 5 дней с работой по упражнениям и 2 выходных дня. С днями недели наши выходные не пересекаются: если на одной неделе у тебя выходной в понедельник и среду, а на другой неделе – во вторник и субботу – это нормально! Больше 2 выходных подряд планировать не рекомендуем, чтобы не растерять тонус! Энергичная бодрая регулярная работа даёт лучшую отдачу! Как в тренажёрном зале.

Два выходных дня в неделю ты можешь просто отдохнуть от темы построения отношений. А можешь подвести итоги, подумать, проанализировать, отметить, какие были успехи по выполнению заданий, что было хорошо, что можно улучшить, за что можно себя похвалить. В выходной можно практиковать уже пройденные упражнения или их элементы. Главное, после выходного с новыми силами и энтузиазмом взяться за новые упражнения!

После того, как все 30 упражнений будут пройдены, рекомендуем не убирать в дальний шкаф книгу, а держать на виду и периодически к ней возвращаться. Даже если ты проработала её «от корки до корки», при следующем прочтении ты найдёшь много нового и удивительного! Наш мозг не в состоянии с первого раза удержать всю информацию, поэтому книги с «концентрированной мудрости», такие, как эта, полезно читать и перечитывать несколько раз!

Ты ведь знаешь уже очень много на тему того, как поселить в своём доме счастье, любовь, уважение и другие важные вещи. По большей части, этот вопрос решают банальные принципы и рекомендации! Но те, кто их не делает, не получает нужных результатов. Поэтому – выполняй даже самые простые рекомендации из этой книги. Все эти маленькие мудрости взяты из жизни тех, у кого с семьёй и отношениями всё в порядке! Тебе же тоже это нужно? Тогда благодари внутреннего критика, если он выглянет, и продолжай выполнять рекомендованные упражнения.

Любые знания могут превратиться в мёртвый бесполезный камень, а могут – в реактивное топливо, которое поднимет отношения на новые высоты! Всё зависит от того, делать или не делать.

Некоторые упражнения могут показаться сложными, однако здесь главное начать – и окажется, что всё тебе по силам. Начни с самого простого и понятного для тебя в этом упражнении, и постепенно углубляйся. Потом ты сможешь собой гордиться!

Правило для перфекционистов. Важно делать упражнения достаточно хорошо, то есть, вдумчиво и своевременно, и идти дальше! Руководители высокого уровня говорят: «Мне не нужно, чтобы это было сделано идеально, мне нужно, чтобы это было сделано в четверг». Тебе тоже стоит помнить о том, чтобы делать упражнения достаточно хорошо и в нужный срок. Тогда у тебя будут наилучшие результаты! Обсудить Вопросник семейного договора в несколько небольших подходов и не полностью – лучше, чем проработать его «полностью идеально, но никогда».

В процессе отработки упражнений ты откроешь в себе новые таланты и ресурсы, это отмечают все студенты Университета практической психологии при прохождении подобных спринтов. Ты будешь себе удивляться, насколько проще и объёмнее стали твои личные отношения, насколько прокачалась твоя личность!

Итак, ты готов/готова приступить к гармонизации отношений?

Тогда вперед!

Первым делом изучи свой рабочий блокнот «Дневник успехов».

Его ты найдешь во вложении в конце книги. Это очень удобно – ты можешь носить свой «Дневник успехов» отдельно (в сумке или портфеле), или вновь вложить в книгу и брать вместе с книгой. Либо хранить и то, и другое на прикроватной тумбочке. Выбери тот вариант, который наиболее удобен для тебя!

Блокнот будет служить тебе для фиксации твоих ценных мыслей, «сочинений» по предложенным темам, списка вопросов для беседы с твоей «второй половинкой» и четких отчетов по заданиям.

Пусть для тебя это будет полезный и приятный ритуал: сесть у окошка с чашкой ароматного чая, открыть свой блокнот и хорошей ручкой писать своё Будущее. Ведь ты – Автор своей Жизни!

Ты можешь придумать любой другой ритуал (или несколько разных), самое главное, чтобы процесс написания отчетов доставлял тебе удовольствие!

Желаем тебе успехов в отработке упражнений! Ты можешь отрабатывать упражнения со всеми людьми вокруг тебя: с супругой или супругом, родителями, детьми, с друзьями и в коллективе. Тренируйся на отношениях с малознакомыми и даже незнакомыми людьми, и тогда ты будешь точно знать, как именно вести себя с самыми значимыми для тебя людьми!

Важно действовать, идти вперед, и положительные результаты обязательно будут! Успехов тебе на этом интереснейшем Пути!

Команда организаторов проекта

«Гармоничные отношения: книга-тренажёр»

Задание 1. «От защиты к обучению»

Студенты Университета практической психологии начинают Дистанцию с упражнения, без которого всё дальнейшее обучение имеет не так много смысла.

А именно – переходят от «защиты» своих привычек, мнений, реакций – к внимательному восприятию нового материала и настоящей учёбе.

Эта книга – не Дистанция, но ты тоже сможешь понять смысл упражнения и привыкнуть учиться – всегда, везде, максимально эффективно.

Бывает такое, что информацию от внешнего мира или слова людей ты воспринимаешь как наезд и даёшь «адекватный» ответ? Со всеми такое бывает! Но когда ты воспринимаешь что-то в штыки, то обычно закрываешь себе возможность взять что-то полезное из ситуации. А твоя задача – извлекать максимум пользы, без отвлекающих негативных эмоций.

«От защиты к обучению» можно применять не только в общении с людьми, но даже при чтении самой этой книги. Здесь собраны только проверенные и отточенные годами техники. Если при чтении какого-то упражнения возникнет негативная или ироничная реакция, вспоминай это первое упражнение и подумай, как убрать это сопротивление и чему здесь всё-таки можно поучиться. Хорошая тренировочка!

Добейся следующих показателей:

«Я умею признавать свою неправоту и свои ошибки там, где это было, умею убирать внутреннее сопротивление и реагирую на разумные замечания в мою сторону – с пониманием.

Моя ответная реакция (слова и интонации) – такие, что партнер чувствует: его услышали.

Я внимателен к замечаниям, благодарен за разумные возражения, вместо защиты своей правоты рассматриваю обсуждение как ситуацию учебы и возможность поумнеть.»

Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной, когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.

• С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.

 Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.

Поддерживай справедливую критику в свою сторону: реагируй на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме.

Умение признавать свои ошибки быстро и решительно обычно обезоруживает собеседника.

Если ты не прав

Бывает так, что иногда ты оказываешься не прав. Когда-то тебе это могут показать (подсказать, указать, ткнуть в это носом), когда-то ты можешь понять это сам – если рядом с тобой не враги, а нормальные люди, то защищать свою неправоту – глупо.

Если ты понял, что был неправ, то свою неправоту необходимо признать.

Да, это бывает непросто. Признать свою неправоту, сделать это прямо и вслух – бывает трудно признать даже взрослым и сильным людям. Однако воспитанные и эффективные люди с этим вполне справляются.

Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелями длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.

Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз ты когда-то услышишь и глупые, и обидные замечания.

Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая.

«Собаки лают, караван идет». Делай свое дело наилучшим образом, и не трать время на препирательства с теми, кто критикует тебя не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

 Задание дня

Упражнение непростое, поэтому по возможности найди напарника, с которым ты будешь ежедневно обсуждать свои успехи и трудности по этому упражнению. Совсем замечательно, если напарник видит тебя и хорошо в курсе твоих ситуаций дома или на работе.

Начни с того, что отмечай ситуации, когда тебя так или иначе критикуют. Или ситуации, которые ты воспринимаешь как критику (учитывай, иногда тебя вовсе не критикуют, а ты воспринимаешь слова как критику).

Отмечать – это значит не сразу реагировать на критику, а

спокойно внутри отметить: «вот, это в мою сторону критика».

И коротко запиши: о чем речь, в чем замечания или претензии. В конце дня у тебя должен быть список ситуаций, когда к тебе были какие-либо критические замечания или недовольства.

Не все замечания в твою сторону умны и конструктивны, но умным и конструктивным должен быть ты, поэтому в конце дня по крайней мере по трем пунктам необходимо найти что-то, где с твоей стороны была неточность или недоработка, где в следующий раз ты будешь умнее и адекватнее.

Свои выводы, как быть умнее следующий раз – запиши в рабочем блокноте «Дневник успехов».

Правильные вопросы, помогающие прийти в себя, когда тебя критикуют:

1. «Нужно ли мне такое лицо и это напряжение? Мне это на пользу? Если нет – расслабься!»

2. «А если мне стать на его место: почему он так поступает? Наверняка злого умысла у него нет»

3. «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию?»

Результат упражнения «От защиты к обучению»

Твоя реакция на конструктивную критику:

• С критикой не спорю. Критические замечания – прекрасный повод для обсуждения.

• Критику своей работы я слушаю заинтересовано, как и критику работы своих коллег.

• На лице нет расстройств или обид.

• Критикующего – благодарю. Говорю, что себе из подсказок взял, и как я к этому буду себя приучать.

• Если мне задают трудный вопрос, касающийся моего развития, я его не замалчиваю, не игнорирую, не пропускаю, не замыливаю пустым «как бы ответом» или пустышкой «Ну не знаю». Я этот трудный вопрос себе фиксирую, запоминаю, думаю над ним, обращаюсь за помощью при необходимости – и вопрос решаю.

Другие подсказки

1. Проси критику заранее сам, – тогда ты (как правило) услышишь не критику, а доброжелательные подсказки, да и сам будешь вполне готов к любым замечаниям.

2. Отличный способ приучить себя просить критику – практиковать упражнение «А ты что думаешь?»

Игра «А ты что думаешь?»

Это просто: ты начинаешь говорить коротко и, высказав коротко свою мысль, спрашиваешь своего собеседника: «А ты что думаешь?» Если ты начинаешь вести себя таким образом, тебе легко договориться с твоими близкими, чтобы они отвечали тебе тем же.

 Отзывы дистантников[1]

 

Елена Дорошенко


По поводу этого упражнения мне вспомнилась одна интересная метафора об Ученике, который пришел постичь Истину в Храм.

Когда он приходил в Храм, то надевал белую рясу ученика и словно «забывал» обо всем своем предыдущем опыте. Он становился «белым листом», готовым постичь что-то новое. То есть, в то время, пока он учился, он принимал слова своего Учителя за Истину.

Когда обучение дня заканчивалось, то Ученик, выходя из Храма, снимал белую рясу Ученика и «вспоминал» всё, что знал до этого. И только после этого анализировал всю полученную информацию.

Когда я чему-то обучаюсь, я подхожу к обучению именно так, как в этой метафоре, как в упражнении «от защиты к учебе». На мой взгляд, невозможно целостно принять новое знание, если ты постоянно в роли критика. Лучше сначала охватить это знание, и только потом рассматривать его под критическим углом. Поэтому полностью принимаю это упражнение

_____

Анонимный автор

Критику воспринимаю с интересом, без расстройств и обид. Вчера отрабатывала с мамой и вместо защиты на мамино «Забыла про меня», поставила целью укрепить отношения. А именно, вместо изначального оправдания и предъявы «У меня сессия в университете и все свободное время занимаюсь ей», сказала «Я очень скучаю! Во вторник заеду – обниму тебя!»

_____

Анонимный автор

Вчера заказчики приняли от меня сценарий ролика и сказали, что он не подходит. Сначала я испытала гамму чувств и эмоций (о, любимые дурные привычки!), потом укоряла себя, потом поняла, что трачу много времени. На сей момент согласилась с тем, с чем возможно – и из этого родилась серия правильных вопросов заказчику. А именно, не подошёл – это…

Не соответствует коммуникационной задаче?

• Нацелен не на ту целевую аудиторию?

• Искажены факты?

• Теперь готова к конструктивному разговору.

_____

Анонимный автор

В ответ на критику удивленно спрашиваю «Да?». Это помогает собеседнику более подробно раскрыть смысл своей обратной связи, а мне понять его, прежде чем не соглашаться. Также внутреннее сопротивление намного смягчается ввиду того, что я перевожу защиту в удивление, а из него стало легче переходить к учебе и вычерпывать полезности.

_____

Анонимный автор

Я влюбилась в это упражнение и советую его всем семейным парам, у которых есть трудности в отношениях. Плюсы упражнения:

1) муж счастлив, что его мнением интересуются, как экспертным! Загорелись глаза у мужа.

2) я не обижаюсь на то, что говорит муж, записываю все, уточняя с добрым лицом (ведь это часть упражнения).

 Чек-лист на неделю

☑ От защиты к обучению.

Отец-домохозяин: пицца с козьим сыром и кошкой тако

Игра в карты с семьей, полной нейродивергентных мозгов, может быть непредсказуемой, захватывающей, громкой, разрушительной, а часто и всем этим одновременно.

Мы попробовали новую очень простую игру под названием «Пицца с козьим сыром с котиками тако», которая рекомендуется для детей от 8 лет. Поскольку мы с женой явно наслаждаемся хаосом, мы позволили нашим детям 4 и 6 лет играть вместе с нами и нашими детьми 10 и 8 лет.

Пандемониум от начала до конца.

Основы игры таковы: все по очереди кладут по одной карте в банку в центре стола. Пока вы переворачиваете карту, игрок должен произнести одно из слов названия игры по порядку. Первый игрок говорит «Тако», второй игрок говорит «Кот» и так далее. Когда перевернутая карта соответствует произнесенному слову (карта Тако разыгрывается, когда игрок говорит «Тако»), все спешат хлопнуть по корзине с картами. Тот, кто последним ударит, забирает горшок. Вы выигрываете, сбрасывая всю свою руку.

Три специальные карты ввергают игру в хаос. Для карты «Горилла» игроки должны бить себя в грудь, прежде чем хлопнуть по горшку. Карта «Нарвал» требует, чтобы игрок сделал рог своими руками, прежде чем хлопнуть, а «Сурок» требует, чтобы перед пощечиной постучали по столу.

Даже с такой простой предпосылкой может быть сложно сказать правильное слово, особенно когда вы кладете карту, которая не соответствует тому, что вы должны сказать. Мы с женой, наверное, сделали больше всего словесных ошибок, потому что, ну, может быть, наши мозги были сломаны за больше лет по сравнению с нашими детьми.

Так или иначе, «Пицца с козьим сыром Taco Cat» вызвала самые приступы хихиканья, которые я когда-либо слышал во время одного семейного мероприятия. В какой-то момент нам пришлось остановить игру на 10 минут, чтобы все могли поиздеваться надо мной, когда я стучал кулаками по макушке за карту Сурка.

Наш 4-летний сын играл в маминой команде около пяти минут, выигрывая банк на каждом ходу независимо от сыгранной карты. К счастью для мамы, он потерял интерес и принес на стол несколько своих игрушек из Щенячьего патруля. К сожалению, он решил поиграть со своими очень громкими машинами Super Pup, добавив шумы бластеров на фоне и без того громкой игры.

Этот лишний шум повышает вероятность сенсорной перегрузки.

Моему 8-летнему сыну недавно поставили диагноз СДВГ, и он только что начал принимать лекарства, которые мы все еще ощущаем. Я бы сказал, что в последнее время он стал более «в гармонии» с деятельностью, вплоть до гиперконцентрации на вещах, которые его интересуют. В данном случае он очень серьезно относился к правилам игры и постоянно требовал, чтобы все притихли между ходами, чтобы он мог лучше сосредоточиться на своем ходе. Когда он застрял, хлопая по кастрюле последним, он обычно боролся со слезами.

Мы сделали паузу, чтобы немного успокоиться.

«Все в порядке, приятель, мы все иногда застреваем с картами, и это просто для удовольствия».

Ну, для него это было не «просто для развлечения». Он хотел завоевать «Taco Cat Goat Cheese Pizza» любой ценой.

Тем временем две мои дочери полагались на свои взбалмошные и жизнерадостные личности, впадая в приступы хихиканья каждый раз, когда они пропускали карту или делали неправильное действие Гориллы/Нарвала/Сурка. Мой 6-летний ребенок часто икает от смеха, и ВСЁ ДОЛЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ, как только начинается икота. Она икнула немного рвоты один раз, три года назад , так что она поставила перед собой задачу никогда больше не блевать.

Устранение икоты представляет собой сложную последовательность, в которой она попеременно глотает воду, дышит через нос и задерживает дыхание. Обычно это занимает пять минут и полный стакан воды.

Я думаю, она выпила не менее восьми чашек воды до окончания игры. Имейте в виду, что нам также пришлось остановить игру на несколько перерывов на горшок из-за приема жидкости.

Она тоже плакала, потому что ей 6 лет, и она играет в игру для детей от 8 лет и старше. В два разных момента я не мог понять, хихикала ли она, плакала или и то, и другое одновременно.

Моя 10-летняя дочь, благослови ее сердце, просто воняет играми, спортом и всем, что связано с быстрыми физическими действиями или рефлексами. Даже несмотря на то, что мама и папа откладывали наши собственные попытки дать пощечину, ей все же удавалось регулярно замыкать тыл. По крайней мере, она просто смеялась и смеялась над собственной пощечиной некомпетентностью.

Однако, если она слишком много смеется, она получает очень глупый . Вскоре она подпрыгивает, встает на стул и истерически смеется. Она. Не мочь. Стоп. Затем ее неудержимый смех приводит в движение моего 8-летнего сына («Это слишком громко!») и возвращает смех моей 6-летней дочери («У МЕНЯ ИКОТА!!»), в то время как мой 4-летний… старые крики: «Щенячий патруль, мы в ударе!»).

Катастрофы, шум и все такое, это был незабываемый день испорченных семейных уз. Я также повторял слова «Пицца с козьим сыром Taco Cat» в своей голове снова и снова в течение шести дней подряд.

• • •

Тайлер Уилсон — писатель-фрилансер и отец четверых детей в возрасте от 4 до 10 лет. Он устал. С ним можно связаться по адресу [email protected].

Игры и спорт

Стикбол чокто, предшественник современного лакросса, был очень физической игрой, известной как «младший брат войны» (Carson 1995). Джордж Кэтлин был вдохновлен на то, чтобы нарисовать этот вид спорта после того, как стал свидетелем игры на Индийской территории в 1834 году. Фото: Джордж Карлин, без лицензии.

Игры и спорт кажутся универсальными чертами человеческой культуры как в прошлом, так и в настоящем. Археологические исследования обнаружили многочисленные артефакты из игр в местах по всему миру. К ним относятся приспособления, связанные с играми на физические навыки, такие как мячи и обручи, игровые доски, фишки для настольных игр и игральные карты для стратегических игр, а также игральные кости, используемые в азартных играх. Доски и фигуры для игр, похожих на шашки (шашки на североамериканском английском), были найдены в древнем городе Ур в современном Ираке, датируемом примерно 3000 г. до н.э. (Oxland 2004), и в Египте, датируемом 600 г. до н.э.97). Ранние спортивные игры или виды спорта хорошо известны из археологических и повествовательных источников. Различные формы искусства, включая живопись и скульптуру со всего мира, обычно изображают игру в играх и спорте. Греческий историк Геродот (5 век до н.э.) описал игры и другие развлечения в Египте и Лидии (запад современной Турции), а римский историк Тацит (55-120 гг. н.э.) описал игры в кости среди германских племен. Остатки древнегреческих Олимпийских игр, часто датируемые 776 г. до н.э., хорошо известны и включают в себя как место, где проводились игры, так и орудия, такие как копья и диски. В Древнем Риме проводились различные виды спорта, некоторые из которых были преобразованы из греческих предшественников, сначала в гимназиях и палестрах, а затем на больших стадионах, таких как Большой цирк, и амфитеатрах, таких как Колизей. Популярные виды спорта включали гонки на колесницах, проводимые в Большом цирке, и гладиаторские бои, проводимые в Колизее.

Мезоамериканская игра с мячом, известная как öllamalitzli на языке науатль, языке ацтеков, является одной из самых известных командных игр древнего мира, посвященных физическим навыкам. Он изображен на фресках, резьбе по камню, на расписной керамике и глиняных фигурках игроков, найденных во многих местах в Мексике и Центральной Америке. Самый старый из них, в Пасо-де-ла-Армада, в западном мексиканском штате Чьяпас, датируется примерно 1400 годом до нашей эры. Игра часто имела важные символические или ритуальные (иногда связанные с человеческими жертвоприношениями) аспекты, а также более практические цели, включая разрешение споров, получение статуса и средство для азартных игр. Но в нее также играли исключительно для развлечения и, возможно, даже женщины (Whittington 2001). Хотя точные правила игры неизвестны, современная версия, известная как 9В 0013 ulama до сих пор играют на северо-западе Мексики, в основном в штатах Синалоа, Сонора и Дуранго (Fox 2012).

Мальчик играет в улама , современную версию мезоамериканской игры в мяч, в Синалоа, Мексика. Авторы и права: Мануэль Агилар-Морено/CSULA Ulama Project, CC BY 2.5.

Более систематические кросс-культурные исследования показали, что виды игр и спорта, встречающиеся в обществах по всему миру, не случайны, а наоборот, имеют отличительные характеристики, связанные с другими аспектами культур, в которых они встречаются.

Что отличает игру от спорта?

Определения по своей природе произвольны, но многие представители разных культур приняли следующие определения и различия между играми и спортом: 3) две или более сторон, (4) критерии определения победителя и (5) согласованные правила» (Робертс, Арт и Буш, 1959, 597). Таким образом, игры, скорее всего, являются культурными универсалиями.

  • Влиятельная классификация типов игр исходит от Робертса, Арта и Буша, которые классифицировали игры на основе того, как в первую очередь определялся их результат, то есть, как определялся выигрыш или проигрыш. Таким образом, они выделили игр с физическими навыками, игр со стратегией (без физических навыков) и азартных игр (с участием ни физических навыков, ни стратегии).

  • Спорт обычно рассматривается как игра, в которой исход зависит прежде всего от физических навыков. Лой и Коакли (2007, 4643), например, определили спорт как «воплощенную, структурированную, целенаправленную, соревновательную, соревновательную, игровую физическую активность.

  • Обратите внимание, что эти определения не включают действия, которые часто называют играми, как на английском, так и на других языках. К ним относятся действия родителей и младенцев, такие как «пирожные», или формы игры, в которых отсутствует конкуренция, такие как вращение волчка или изготовление фигурок из ниток. Робертс, Арт и Буш (1959) называли такие неконкурентные виды деятельности «развлечениями».

    Ниже мы подводим итоги межкультурного сравнительного исследования по вопросам игр и спорта. К ним относятся: (1) Предоставляют ли игры модели важных утилитарных аспектов культуры? (2) Предопределены ли игры воспитанием детей? и (3) Связаны ли игры, особенно под видом спорта, с войной?

    Дают ли игры модели важных утилитарных аспектов культуры?

    Игра бузкаши в Мазари-Шарифе, Афганистан. Иногда в командах бузкаши игроков дерутся, чтобы дотащить до цели тушу козла или теленка. Предоставлено: старший сержант. Сесилио Рикардо, без лицензии.

    Хотя игры могут быть культурными универсалиями и могут быть интересными формами человеческой деятельности, почему они имеют какое-то реальное значение в человеческой жизни, учитывая, что их часто считают непродуктивными и предназначенными только для развлечения? Хотя есть профессиональные игроки и люди, которые зарабатывают на жизнь профессиональным спортом, такие люди составляют очень небольшой процент любого населения. Однако Робертс и его коллеги (например, Робертс, Арт и Буш 1959; Робертс и Саттон-Смит, 1962) придавали гораздо большее значение играм, потому что рассматривали их как «экспрессивные модели» обычно большего масштаба и культурно и социально значимые, реальные действия, в которых происходило обучение, которое можно было применить к этим действиям. Таким образом, игры на физические навыки часто представляют собой относительно прозрачные модели таких видов деятельности, как охота (например, стрельба по мишеням из огнестрельного оружия или лука со стрелами, ловушками, стрельбой по тарелочкам или стрельбой из лука), а также индивидуальные или групповые бои (например, борьба, бокс, копье). или метание копья, регби, американский футбол). Афганская игра buzkashi , например, обеспечивает отличную подготовку для конной войны. Многие стратегические игры, такие как шахматы или wei qi (также известная как Go ), явно моделируют войну, поскольку они включают в себя захват как фигур противника, так и территории. Настольная игра «Монополия », которая включает в себя как стратегию, так и случайность, моделирует сделки с недвижимостью и стала популярной во время Великой депрессии 1930-х годов. Наконец, Робертс, Арт и Буш (Roberts, Art и Bush, 1959) считали, что азартные игры моделируют взаимодействие человека с непредсказуемыми силами природы, гадание или поиск сверхъестественного руководства в решении жизненных проблем.

    Ряд результатов подтверждают идею о том, что игры моделируют деятельность в реальном мире и предоставляют средства обучения. Исследование, проведенное Робертсом, Артом и Бушем (1959), а также последующие исследования аналогичного жанра показали, что:

    мужчин играют сянци или китайские шахматы в Сингапуре. Предоставлено: Endrjuch, CC BY-SA 3.0.
    • Игры с физическими навыками являются культурными универсалиями и присутствуют в каждом обществе, в котором сообщается или сообщалось об играх. Те немногие случаи, когда сообщалось об отсутствии игр, вероятно, являются примерами декультурации, когда общества, у которых когда-то были игры, впоследствии их теряли, или случаями, когда этнографы ошибочно сообщали об их отсутствии (Roberts and Barry 19). 76).

    • Стратегические игры более вероятны при более высоком уровне политической интеграции и большей социальной стратификации (Робертс, Арт и Буш, 1959). Стратегические игры особенно вероятны там, где политические лидеры манипулируют социальными отношениями и символами как формой самовозвеличивания с целью консолидации власти (Peregrine 2008).

    • Азартные игры, как правило, имеют место в ситуациях, когда доброжелательность и принуждение со стороны богов и духов воспринимаются как высокие, а агрессия со стороны богов и духов — как низкая (Roberts, Art, and Bush 1959).

    Чем объясняются эти результаты? Короче говоря, Робертс и Саттон-Смит (1962) утверждали, что игры представляют собой «форму буферизованного обучения, с помощью которого ребенок может шаг за шагом продвигаться к поведению взрослых» (стр. 183–184).

    Игры связаны с акцентом общества на воспитании детей. Кросс-культурные исследования Робертс и Саттон-Смит (1962), а также Робертс и Барри (1976) показывают, что:0003

  • Азартные игры связаны с обучением более высокой ответственности, большим беспокойством по поводу достижений и более серьезными сексуальными тренировками.

  • Почему? Лежащая в основе теория (Робертс и Саттон-Смит, 1962) состоит в том, что игры не только предоставляют возможности для изучения культурной и социальной жизни, но и являются средством смягчения внутренних конфликтов, возникающих во время социализации. Так, например, в обществах, где дети должны подчиняться другим, стратегические игры могут доставлять удовольствие, потому что они дают детям и многим взрослым возможность манипулировать и контролировать в ходе игры поведение, которое они не могут с готовностью демонстрировать в детстве или как взрослые, если они не имеют власти над другими. Что касается азартных игр, то они могут позволять человеку, играющему в игру, не нести ответственности, тогда как на самом деле они несут значительную ответственность. И хотя игры с физическими навыками могут показаться не очевидным выходом из конфликта по поводу давления достижений, они позволяют ребенку иногда выигрывать в игре, играя с игроком, схожим по навыкам.

    Мальчики играют в шахматы в Сантьяго-де-Куба, Куба. Предоставлено: Адам Джонс, CC BY-SA 3.0.

    Социологи уже давно обсуждают связь между одной формой агрессии и другой. Одна теория, называемая «моделью культурных паттернов», утверждает, что агрессия в значительной степени является выученным поведением; если это так, то все формы агрессии, вероятно, будут иметь место одновременно. В качестве альтернативы, другая теория предполагает, что высвобождение пара в одной области агрессии, например в спорте, уменьшает другие формы агрессии. Если бы первая теория была верна, можно было бы ожидать, что агрессивные или боевые виды спорта предсказывают большую агрессию в других аспектах жизни. Если бы вторая теория была верна, можно было бы ожидать более агрессивных видов спорта, чем других видов агрессии, таких как война. О чем говорят нам кросс-культурные исследования?

    • Спортивные единоборства, включая симуляцию оружия и симуляцию людей, предсказывают большее количество военных действий (Sipes, 1973; в целом воспроизведено в более крупном исследовании, проведенном Chick, Loy и Miracle, 1997)

      • или действия, подобные боевым действиям, особенно вероятно, предсказывают более частые боевые действия
      • Командные боевые виды спорта связаны с большим количеством боевых действий, а индивидуальные боевые виды спорта — нет.
    • Единоборства, как индивидуальные (например, бокс, борьба), так и групповые (например, регби, американский футбол), предсказывают более высокие социальные уровни убийств и нападений как со стороны отдельных лиц, так и социально организованных групп (Chick and Loy, 1997).

    • Индивидуальные спортивные единоборства, командные единоборства и ложные бои предсказывают некоторые аспекты маскулинной и гипермаскулинской идеологии и поведения. (Чик и Лой, 1997)

      • Притворная борьба связана с культурными идеологиями, ценящими мужскую агрессивность и жесткость, и с мнением о том, что женщины неполноценны, а также с сексуальным насилием по отношению к женщинам.

      • Командные единоборства также связаны с культурной идеологией, в которой ценится мужская стойкость, но не с представлением о том, что женщины неполноценны, или с сексуальным насилием по отношению к женщинам.

      • Наличие отдельных спортивных единоборств не связано с культурными идеологиями, ценящими мужскую агрессивность или жесткость, и с мнением о том, что женщины неполноценны, или с сексуальным насилием по отношению к женщинам.

    Существуют ли гендерные различия в играх и спорте?

    • В разных культурах для мужчин доступно гораздо больше игр и видов спорта, чем для женщин (Schlegel and Barry 1989; Deaner and Smith 2013).

    • Спортивные единоборства и те, которые моделируют охоту, почти исключительно мужские занятия (Динер и Смит, 2013).

    • Участие женщин в спорте выше в непатриархальных, чем в патриархальных обществах (Deaner and Smith 2013).

    Предсказания относительно игр, основанные исключительно на теории биологической эволюции с точки зрения естественного и полового отбора, лишь недавно стали применяться к играм и спорту (например, Deaner and Smith 2013; de Block and Dewitte 2009; Ломбардо 2012; Шульте-Хостедде, Эйс и Джонсон, 2008 г.). Эта точка зрения может дать парадигматический импульс исследованиям игр и спорта, тем более что эта теоретическая точка зрения занимает видное место в исследованиях игр как на животных (например, Burghardt 2005), так и на людях, включая детей (например, Pellegrini and Smith 2005) и взрослых (например, Pellegrini and Smith 2005). например, Chick 2001; Chick, Yarnal, and Purrington 2012). В частности, эволюционная теория предполагает, что участие в играх и спортивных состязаниях может служить надежным сигналом о партнерских качествах для противоположного пола (Chick, 2001; Chick, Yarnal, and Purrington, 2012; Deaner and Smith, 2013) и может развивать как умственные, так и физические навыки, необходимые для половой жизни. военные действия, охота и другие виды деятельности, требующие физических усилий (например, Deaner and Smith 2013; Lombardo 2012). Другое направление — посмотреть, соответствует ли игра в компьютерные игры каким-либо кросс-культурным выводам традиционных игр.

    Некоторые новые вопросы, которые могут быть изучены с помощью eHRAF ​​World Cultures:

    • Кроме фиктивного боя, связанного с войной, отражают ли игры, наиболее распространенные в обществе, важность других видов деятельности в реальном мире? Например, в обществах, в большей степени зависящих от охоты, чаще ли игры имитируют охотничьи навыки, такие как стрельба из лука, в обществе, которое охотится с луком и стрелами?

    • Мы знаем, что в обществах с большей политической иерархией и большей социальной стратификацией чаще встречаются стратегические игры, но мы мало что знаем о содержании самих игр. Моделируют ли более социально стратифицированные общества неравные статусы и роли в играх, в которые они играют (например, в шахматах с королями, ферзями, слонами, конями и пешками)? Если игры помогают детям достичь мастерства, чаще ли в играх моделируются роли или должности с более высоким статусом?

    • Во многих обществах дети играют неструктурированными способами, например, «играют дома» или «играют во взрослых». Они с большей вероятностью будут так играть, когда им поручают много работы по дому в юном возрасте или когда у них мало заданий?

    Эту сводку следует цитировать как:

    Гэри Чик. 2015. «Игры и спорт» в CR Ember, изд. Объяснение человеческой культуры. Файлы области человеческих отношений, http://hraf.yale.edu/ehc/summaries/games-and-sports, доступ [указать дату]

    Особая благодарность Талисе Бруэм за помощь в подготовке этого модуля.

    Фото предоставлено:

    • Игра в мяч чокто. 1850.
      Нарисовано Джорджем Кэтлином, общественное достояние.
      https://commons.wikimedia.org/wiki/File:George_Catlin_-_Ball-play_of_the_Choctaw–Ball_Up_-_Google_Art_Project.jpg

    • Мальчик играет улама . 2009.
      Фотография Мануэля Агилар-Морено/CSULA Ulama Project, распространяется по лицензии CC BY 2.5.
      https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ulama_37_(Aguilar).jpg

    • Афганская игра бузкаши . 2001.
      Фотография штаб-сержанта. Сесилио Рикардо, общественное достояние.
      https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Афганская_игра_Buzkashi.jpg

    • Мужчины играют сянци . 2010.
      Фотография Endrjuch, распространяется по лицензии CC BY-SA 3.0.
      https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Xiangqi-Chinese-chess.jpg

    • Дети играют в шахматы. 2003.
      Фотография Адама Джонса, распространяется по лицензии CC BY-SA 3.0.
      https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Children_Playing_Chess_on_the_Street_-_Santiago_de_Cuba_-_Cuba. jpg

    Блок, Андреас де и Зигфренд Девитт. 2009. «Дарвинизм и культурная эволюция спорта». Перспективы биологии и медицины 52 (1): 1–16. https://doi.org/10.1353/pbm.0.0063.

    Бургхардт, Джордж Р. 2005. Генезис игры с животными: проверка пределов . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Карсон, Джеймс Тейлор. 1995. «Лошади, экономика и культура индейцев чокто, 1690–1840». Этноистория 42 (3): 495–513. https://doi.org/10.2307/483216.

    Чик, Гэри. 2001. «Для чего нужна игра? Половой отбор и эволюция игры». Игры и культурология 3: 3–25.

    Чик, Гэри и Джон В. Лой. 1997. «Создание из них мужчин: мужская социализация для ведения войны и спортивных единоборств». Культуры мира 12 (1).

    Чик, Гэри, Джон В. Лой и Эндрю В. Чудо. 1997. «Спортивные единоборства и боевые действия: переоценка гипотез распространения и катарсиса». Межкультурные исследования 31 (2): 249–67. https://doi. org/10.1177/106939719703100304.

    Чик, Гэри, Карин Ярнал и Эндрю Пуррингтон. 2012. «Игра и предпочтение партнера: проверка сигнальной теории игривости взрослых». Американский журнал игр 4: 407–40.

    Динер, Роберт О. и Брандт А. Смит. 2013. «Половые различия в спорте в 50 обществах». Межкультурные исследования 47 (3): 268–309. https://doi.org/10.1177/1069397112463687.

    Фокс, Джон. 2012. Мяч: открытие цели игры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер.

    Ломбардо, Майкл П. 2012. «Об эволюции спорта». Эволюционная психология 10 (1): 1–28. https://doi.org/10.1177/147470491201000101.

    Лой, Джон В. и Джей Коукли. 2007. «Спорт». В Социологическая энциклопедия Блэквелла , под редакцией Джорджа Ритцера, 9: 4643–53. Оксфорд: Издательство Блэквелл.

    Мастерс, Джеймс. 1997. «Онлайн-руководство по традиционным играм». 1997. http://www.tradgames.org.uk/games/Draughts.htm.

    Оксленд, Кевин. 2004. Геймплей и дизайн . Пирсон Образование.

    Пеллегрини, Энтони Д. и Питер К. Смит. 2005. Природа игры: человекообразные обезьяны и люди . Под редакцией Энтони Д. Пеллегрини и Питера К. Смита. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

    Перегрин, Питер Н. 2008. «Политическая стратегия и межкультурные различия в играх». Межкультурные исследования 42 (4): 386–93. https://doi.org/10.1177/1069397108321895.

    Робертс, Джон М., Малкольм Дж. Арт и Роберт Р. Буш. 1959. «Игры в культуре». Американский антрополог 61 (4): 597–605. https://doi.org/10.1525/aa.1959.61.4.02a00050.

    Робертс, Джон М. и Герберт Барри III. 1976. «Привитые черты и комбинации игровых типов». В Гуманистические и психические аспекты спорта, физических упражнений и отдыха , под редакцией Тимоти Т. Крейга, 5–11. Чикаго, Иллинойс: Американская медицинская ассоциация.

    Робертс, Джон М. и Брайан Саттон-Смит. 1962. «Обучение детей и вовлечение в игры». Этнология 1 (2): 165–85.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *