Что такое транзактный анализ и как он помогает изменить жизнь к лучшему
19 августа 2022 Ликбез Жизнь
Путь к свободе и осознанности.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Что такое транзактный анализ
Транзактный, или трансакционный, анализ — это систематическая терапия с целью развития и изменения личности. Она была разработана американским психиатром Эриком Берном в 50‑х годах XX века, и до сих пор успешно применяется для решения психологических и социальных проблем здоровых людей и пациентов с психопатологиями.
В основе транзактного анализа лежит модель личности, выстроенная из трёх эго‑состояний: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Берн утверждал, что любое общение происходит в каком‑либо из трёх состояний, а само взаимодействие между людьми называл транзакциями. Когда один человек обращается к другому, он выдаёт транзакционный стимул и получает реакцию.
Анализ транзакций человека помогает выявить его жизненный сценарий — модель, которая формируется в детские годы и затем полностью определяет способ взаимодействия человека с другими людьми и его дальнейшую судьбу. Научившись осознавать свои состояния, можно выявить сценарий, а затем изменить его.
Алла Петрова
Психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online
Берн хотел, чтобы транзактный анализ был понятен всем, кто его использует, — сознательно убрал всю медикаментозную лексику, не использовал слова из психоанализа, а людей называл клиентами, а не пациентами. Он считал, что у человека есть все ресурсы, чтобы решить свои проблемы. Терапевт при этом играет роль «честного зеркала» — показывает клиенту, что и как он говорит, в каком состоянии эго находится. Научившись осознавать свои состояния и переключаться между ними, человек может решать проблемы самостоятельно.
Как разные состояния эго влияют на поведение
Берн считал, что все три состояния человека формируются в детстве, примерно до пяти лет, и в дальнейшем периодически сменяют друг друга, определяя, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Ниже мы подробнее разберём, что они собой представляют.
Родитель
Это состояние, в котором человек думает, чувствует и ведёт себя так, как это делали его родители, воспитатели и другие важные фигуры из детства.
Родитель снабжает нас полезными шаблонами и экономит психическую энергию. Благодаря ему мы не размышляем подолгу над каждой жизненной ситуацией, а во многих случаях действуем «на автомате».
Есть два состояния Родителя, и каждое из них может быть как позитивным, так и негативным:
- Контролирующий (КР) — устанавливает границы, отвечает за совесть и нравственность, следит за соблюдением правил и сохранением порядка. В негативном состоянии КР критикует, угнетает и подавляет.
- Заботливый (ЗР) — сочувствует, поддерживает и заботится. В непродуктивном состоянии душит избыточной заботой, не даёт шагу ступить самостоятельно.
Алла Петрова рассказывает, что положительные состояния Родителя необходимы для нормальной жизни, а вот отрицательные заставляют критиковать себя и других, причиняют внутренние страдания.
Ребёнок
В состоянии Ребёнка человек копирует то, что происходило с ним в детстве. В нём люди склонны к фантазиям, нерациональным страхам и ожиданиям. Ребёнок может быть:
- Послушный (адаптированный) — старается угодить желаниям других, чтобы его похвалили. Он соблюдает правила и подчиняется.
- Бунтующий — сопротивляется, капризничает и упрямится, может проявлять враждебность. Особенно ярко это эго‑состояние проявляется в подростковом возрасте, когда человек стремится к независимости.
- Естественный — веселится, получает удовольствие, играет и творит. В этом состоянии эго человек эмоционален и воодушевлён, он действует спонтанно и увлекает других, проявляет любопытство, пробует что‑то новое и самовыражается через творчество. Однако у Естественного Ребёнка есть и тёмная сторона — потакание своим слабостям и неоправданный риск ради сиюминутного удовольствия.
Положительные состояния Ребёнка привносят в жизнь элементы спонтанности, помогают самовыражаться и искренне веселиться. Отрицательные мешают избавиться от зависимостей, заставляют ввязываться в опасные авантюры, чтобы что‑то кому‑то доказать.
Взрослый
Это состояние, в котором человек воспринимает и оценивает реальность, опираясь на непосредственный опыт, а не на прошлые установки. Взрослый анализирует, планирует и принимает рациональные решения, адаптируется к окружающей реальности и эффективно с ней взаимодействует.
Берн отмечал, что счастливым можно назвать человека, у которого важные аспекты Родителя, Взрослого и Ребёнка имеют чёткие границы и находятся в гармонии друг с другом. Такой баланс даёт возможность лучше понимать других людей, не вовлекаться в их игры и общаться в нужном ключе.
Какие виды транзакций существуют и как они влияют на общение
Все три компонента эго могут вовлекаться в транзакции, и от того, в каком именно состоянии разговаривают участники, зависит успех коммуникации. Ниже мы разберём три вида взаимодействий.
Дополняющие
В этом варианте и стимул, и ответ на него происходят между одинаковыми состояниями эго. Например, два Ребёнка фантазируют или веселятся, два Родителя кого‑то осуждают или два Взрослых решают проблему. Такое взаимодействие — развлечение, приносит удовольствие обоим и может продолжаться сколько угодно долго.
Кроме того, дополняющие транзакции могут происходить и между разными состояниями эго. Например, если Ребёнок одного партнёра обращается к Родителю другого и получает соответствующий ответ. Ребёнок: «Я такой беспомощный, заботься обо мне». Родитель: «Слушайся меня, и я буду это делать».
Пересекающиеся
Если стимул происходит в одном состоянии, а реакция — в другом, транзакция становится пересекающейся. В книге Берн приводит классический пример такого сбоя в коммуникации.
Один человек обращается к другому как Взрослый ко Взрослому и спрашивает: «Может, нам стоит вместе подумать, почему ты в последнее время так много пьёшь?».
Если бы транзакция была дополняющей, второй участник диалога ответил бы что‑то вроде: «Да, пожалуй. Я и сам бы хотел это понять». Вместо этого партнёр злобно ворчит: «Ты всегда меня критикуешь, прямо как мой отец». В этот момент на сцену выходит его Ребёнок, и транзакция становится пересекающейся.
Чтобы продолжить общение, первый Взрослый может либо включить Родителя и успокоить или отругать Ребёнка, либо попытаться вернуть партнёра к состоянию Взрослого, чтобы продолжить диалог в конструктивной манере.
Скрытые
Это вариант, при котором в диалоге вроде бы участвуют одни состояния эго, а на глубинном уровне взаимодействуют другие. Берн приводит в качестве примера одну историю.
Муж запрещал жене заниматься танцами, принуждая её оставаться дома. Женщина от этого страдала и рассказывала всем, что домашняя тирания мешает ей отлично проводить время. Благодаря терапии их отношения изменились и муж перестал препятствовать занятиям, но вдруг обнаружилось, что женщина боится танцевать.
На первый взгляд их транзакции выглядели, как взаимодействие Родителя («Сиди дома и занимайся хозяйством») и Ребёнка («Если бы не ты, я могла бы развлечься!»).
Но на глубинном психологическом уровне это был диалог между двумя состояниями Ребёнка. Муж: «Я боюсь, что ты меня бросишь, поэтому оставайся дома». Жена: «Запрещай мне заниматься тем, чего я на самом деле боюсь».
На таких скрытых транзакциях построены все игры — бесконечно прокручиваемые серии, которые мешают людям полноценно жить и при этом даже не осознаются.
Зачем люди играют в игры и как они влияют на жизнь
В отличие от развлечений — прямых транзакций, которые не подразумевают скрытого смысла и приносят удовольствие, игры служат для получения выгоды.
Э. Берн
Игры, в которые играют люди
Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет.
Например, как показано выше, в игре «Если бы не ты…» женщина с помощью мужа пыталась скрыть от себя свою фобию и при этом получала ещё один бонус — могла играть с подругами в «Если бы не он» и получать от них сочувствие.
В игре «Изъян», где человек постоянно находит у других какие‑то недостатки, будет сразу несколько наград. Во‑первых, Ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, выставив других в неприглядном свете. Во‑вторых, он получит разрешение не общаться с такими неряхами, глупцами и скрягами — избежать близости, в процессе которой могли бы вскрыться собственные недостатки.
Чтобы выйти из игры, нужно осознать ход её течения и получаемую выгоду. В противном случае человек рискует потратить единственную жизнь на пагубные занятия и токсичные отношения, которые приносят лишь страдания.
Тем более что люди бессознательно выбирают в друзья и партнёры именно тех, кто подходит для исполнения ролей в привычных играх.
Алла Петрова
Когда мы играем в игры, то удовлетворяем свои потребности в привычных эмоциях, подтверждаем свои убеждения и усвоенную роль. Например, если ребёнок вырос в постоянном страхе перед отцом-алкоголиком, во взрослой жизни он будет искать ситуации, в которых сможет испытывать ту же тревогу, знакомую с детства. Человек таким образом подтверждает свою базовую жизненную позицию.
Как транзактный анализ помогает улучшить жизнь
Главная задача транзакционного анализа состоит в том, чтобы научить человека управлять своими состояниями эго, избавиться от негативных аспектов Ребёнка и Родителя и прокачать позитивные.
Алла Петрова рассказывает, что на первом этапе терапевт проводит диагностику и выясняет, какие состояния доминируют, а какие — отстают. После этого человек может прокачивать то, чего ему не хватает.
Например, у клиентов с зависимостью часто доминирует негативный Естественный Ребёнок, а вот Взрослый и Родитель развиты слабо. В таком случае ему нужно переключить внимание на отстающие состояния эго. Родитель поможет поддерживать себя, ставить цели и устанавливать запреты, Взрослый — контролировать выполнение целей, анализировать динамику.
Алла Петрова утверждает, что переключение происходит постепенно, маленькими шагами. Например, человек с эмоциональным выгоранием не сможет мгновенно воскресить Естественного Ребёнка и радоваться жизни так же полно и ярко, как раньше. Но ему вполне по силам выполнять небольшие шаги в эту сторону, например радовать себя какими‑то мелочами, заниматься тем, что вызывает хоть малейший интерес и любопытство.
По мере работы структура личности человека постепенно выправляется и все состояния эго достигают баланса. Более того, поскольку человек развивает осознанность, он может продолжать работу над собой и без терапевта.
Владлен Климашин
Психолог
После терапии начинается осознанная и гибкая жизнь, основанная на автономии. Человек понимает, что иногда он может быть Ребёнком и проявлять соответствующие мысли и эмоции, не винит себя за это и не блокирует эту часть. Вместо этого он анализирует её и выносит некие креативные идеи, разрешает себе чувствовать.
В процессе терапии человек также освобождается от игр и перерабатывает свой жизненный сценарий, решая, чему он хочет следовать, а от чего нужно отказаться.
Доказана ли эффективность транзактного анализа
Есть немало исследований, посвящённых пользе трансакционного анализа для совершенно разных целей.
Групповые и индивидуальные сессии помогают увеличить близость в парах, уменьшить семейные разногласия, конфликты и контролирующее поведение.
Терапия улучшает отношения родителей и детей с вызывающим оппозиционным расстройством — отрицательным и враждебным поведением по отношению к старшим.
Более того, транзактный анализ помогает родителям выбрать здоровый способ воспитания, избежать авторитарного или разрешающего стилей, лучше контролировать свои эмоции и реакции и общаться с детьми с позиции Взрослого, а не вовлекать их в свои болезненные игры.
В метаанализе 75 научных работ также заключили, что транзактный анализ помогает эффективнее действовать в обычной жизни, налаживает социальные взаимодействия и облегчает состояние при различных психопатологиях.
Как попробовать транзактный анализ
Лучший вариант — найти психотерапевта или психолога, который работает с этой методикой. Можно попробовать онлайн‑консультации, индивидуальные или групповые занятия.
Если вы хотите разобраться самостоятельно, для начала попробуйте пройти тест для определения структуры личности. Он поможет увидеть, какие состояния эго доминируют, а какие — отстают и требуют внимания.
Также стоит почитать книги, посвящённые транзактному анализу:
- Э. Берн. «Игры, в которые играют люди»;
- Э. Берн. «За пределами игр и сценариев»;
- К. Штайнер. «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»;
- Т. Харрис. «Я окей, ты окей»;
- М. Джеймс, Д. Джонгвард «Рождённые побеждать»;
- С. Карпман. «Жизнь, свободная от игр»;
- Я. Стюарт, В. Джойнс. «Современный транзактный анализ».
В этих книгах вы найдёте подробное описание состояний эго, различных игр и сценариев, а также хорошие инструменты и упражнения для работы над собой. Но учитывайте, что в самостоятельной терапии есть и свои подводные камни.
Владлен Климашин
Нужно понимать, что человек ограничен опытом и квалификацией своего Взрослого, так как именно это эго‑состояние берёт на себя контроль, когда он начинает анализировать свои взаимодействия, состояния и различные сценарные игры. В этом смысле психолог, который специализируется в транзактном анализе, знает гораздо больше психологических игр, каждая из которых, как правило, очень изощрённая и бессознательная.
Также в качестве дополнительного инструмента можно использовать терапию осознанности, основанную на медитации. Она не связана с транзактным анализом, но помогает воспитать в себе более чуткое отношение к эмоциям и чувствам и отслеживать своё поведение.
Читайте также 🧐
- Бессознательное: что стоит знать о самой загадочной части разума
- Травмы детства и лечение гипнозом: эти фильмы про психологов и психотерапию вас удивят
- Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
- Психосоматика: что делать, если в болезнях виноваты нервы
- Что такое семейные сценарии и можно ли из них выйти
анализ трансакционный | это.
.. Что такое анализ трансакционный?(анализ трансактный, анализ взаимодействия)
— Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Анализ трансакционный содержит:
1) анализ структурный — теория эго-состояний;
2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;
3) анализ психологических «игр»;
4) скриптоанализ — анализ жизненного сценария — «скрипта».
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.
1) Ребенок естественный — свободный, творческий и раскованный; ему свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
2) Ребенок адаптированный — представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя, против «давления сверху»), «соглашающийся» и «отчуждающийся».
Эго-состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:
1) «заботящийся (опекающий)» — советы, поддержка, опека и пр.;
2) «контролирующий» — запреты, санкции, наставления и пр.
Эго-состояние Взрослый — способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует здесь-и-теперь и независимо от прошлого, хотя использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшее положение теории эго-состояний — тезис о переключении или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния.
Транзактный анализ
Трансактный анализ , разработанный психиатром Эриком Берном, представляет собой форму современной психологии, которая исследует отношения и взаимодействия человека. Берн черпал вдохновение в теориях личности Зигмунда Фрейда, сочетая их со своими собственными наблюдениями за человеческим взаимодействием, чтобы разработать транзакционный анализ. В терапии транзакционный анализ можно использовать для рассмотрения взаимодействий и коммуникаций с целью установления и укрепления идеи о том, что каждый человек ценен и обладает способностью к позитивным изменениям и личностному росту.
Развитие транзакционного анализа
Доктор Эрик Берн разработал транзакционный анализ в 1950-х годах, используя слово «транзакция» для описания фундаментальной единицы социального общения, при этом «транзакционный анализ» представляет собой изучение социальных взаимодействий между людьми. На него повлияли такие современники, как Рене Шпиц, Эрик Эриксон, Пол Федерн, Эдоардо Вайс, а также Фрейд и Уайлдер Пенфилд, канадский нейрохирург.
Вдохновленный теорией личности Фрейда — в первую очередь его верой в то, что человеческая психика многогранна и что различные компоненты взаимодействуют, вызывая различные эмоции, отношения и сложное поведение, — и новаторскими экспериментами Пенфилда, включающими стимуляцию определенных областей мозга электрическими токами, Берн разработал подход, который он описал как неофрейдистский и экстрафрейдистский.
Найти терапевта
Заметив необходимость опираться на философские концепции, введенные Фрейдом на основе наблюдаемых данных, Берн разработал свои собственные наблюдаемые эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, следуя предположению Фрейда о существовании Ид (эмоциональный и иррациональный компонент), Эго (рациональный компонент).
Берн также уделил особое внимание сложности человеческого общения. Он подчеркнул тот факт, что выражения лица, жесты, язык тела и тон могут быть расценены получателем как более важные, чем любые произнесенные слова. В своей книге «Игры, в которые играют люди» он отметил, что иногда люди могут передавать сообщения, подкрепленные скрытыми мотивами.
Как и Фрейд, Берн утверждал, что каждый человек обладает тремя состояниями эго. Однако его эго-состояния — Родитель, Взрослый и Ребенок — не соответствуют напрямую фрейдовским Ид, Эго и Суперэго. Вместо этого эти состояния представляют собой внутреннюю модель родителей, взрослых и детей человека. Человек может взять на себя любую из этих ролей в транзакциях с другим человеком или во внутреннем разговоре. Эти роли не связаны напрямую с их типичными английскими определениями, но могут быть описаны следующим образом:
Родитель состоит из записей внешних событий, наблюдаемых и переживаемых ребенком с момента рождения примерно до первых пяти лет жизни. Эти записи не фильтруются и не анализируются ребенком; их просто принимают без вопросов. Многие из этих внешних событий, вероятно, вовлекают родителей человека или других взрослых в роли родительской связи, что побудило Берна назвать это эго-состояние «Родителем». Примеры внешних событий, записанных в этом состоянии:
- Не играть со спичками.
- Не забывайте говорить «пожалуйста» и «спасибо».
- Не разговаривай с незнакомцами.
Ребенок представляет собой все записи мозга внутренних событий (чувств или эмоций), которые непосредственно связаны с внешними событиями, наблюдаемыми ребенком в течение первых пяти лет жизни. Примеры событий, записанных в этом состоянии, могут включать:
- Я чувствую себя счастливым, когда мама меня обнимает.
- Папин ночной фильм был очень страшным.
- Мне грустно, когда мама грустит.
Взрослый , конечное состояние эго, это период, в котором ребенок развивает способность воспринимать и понимать ситуации, которые отличаются от того, что наблюдается (Родитель) или ощущается (Ребенок). Взрослый служит центром обработки данных, который использует информацию из всех трех эго-состояний для принятия решения. Одной из важных ролей Взрослого является проверка данных, хранящихся в Родителе:
- Я вижу, что дом Сьюзи сгорел. Мама была права — мне нельзя играть со спичками.
Общение с использованием теории транзакционного анализа
Любое указание (речь, жесты или другие невербальные сигналы), подтверждающее присутствие другого человека, называется транзакционным стимулом. Все транзакции инициируются с помощью транзакционного стимула. Когда два человека встречаются друг с другом и получатель реагирует способом, связанным с транзакционным стимулом, этот человек выполнил транзакционный ответ. Ключ к успешному общению между людьми обычно заключается в определении того, какое эго-состояние (в говорящем) инициировало транзакционный стимул и какое эго-состояние (в получателе) обеспечило транзакционный ответ.
Из-за типично рациональной и разумной природы Взрослого Берн считает, что самые легкие и простые транзакции происходят между эго-состояниями Взрослого, но транзакции могут происходить между любым из трех эго-состояний. В дополнительной транзакции ответ на транзакцию от получателя направлен на отправляющее эго-состояние говорящего. Например, если Взрослый в динамике посылает транзакционный стимул Ребенку в приемнике, то транзакция будет дополнительной, если Ребенок в приемнике затем отправляет транзакционный ответ Взрослому в динамике. По словам Берна, общение будет продолжаться, если транзакции останутся взаимодополняющими.
Перекрестная транзакция возникает, когда эго-состояние, не получившее транзакционный стимул, отправляет транзакционный ответ. Перекрестные транзакции могут привести к сбоям в общении, за которыми иногда может последовать конфликт. Например, состояние Взрослого у человека может посылать транзакционный стимул Взрослому другого человека, спрашивая: «Ты не видел мое пальто?» Но Ребенок во втором индивидууме может вместо этого послать транзакционный ответ Родителю в первом индивидууме, ответив: «Ты всегда и во всем винишь меня!»
Общение считается не только важным аспектом повседневной жизни, но и неотъемлемой частью человеческого существования. Даже новорожденные проявляют потребность быть признанными и признанными. Исследования, проведенные Шпитцем, показали, что младенцы, которых меньше обнимали, трогали и трогали, чаще испытывали физические и эмоциональные проблемы. Берн описал эту врожденную потребность в социальном признании как жажду признания, определив фундаментальную единицу социального действия или признания как поглаживание.
С точки зрения Берна, у пострадавших детей в исследованиях Шпица наблюдался физический и эмоциональный дефицит из-за отсутствия инсультов. Берн применил эту теорию к взрослым, предположив, что мужчины и женщины также испытывают жажду признания и потребность в поглаживаниях. Однако в то время как младенцы могут желать поглаживаний, которые в первую очередь носят физический характер, взрослый может довольствоваться другими формами признания, такими как кивки, подмигивания или улыбки.
Хотя поглаживания могут быть положительными или отрицательными, Берн предположил, что лучше получить отрицательный поглаживание, чем не поглаживать вообще. Например, когда один человек приглашает другого на свидание и получает категорический отказ, этот человек может счесть отказ менее разрушительным, чем полное отсутствие подтверждения.
Трансактный анализ в терапии
Цель трансактного анализа — помочь пациенту в терапии обрести и сохранить автономию за счет укрепления состояния Взрослого. Как правило, человек и терапевт заключают контракт, в котором излагается желаемый результат, которого они хотят достичь в терапии. Это может способствовать тому, что человек, проходящий терапию, возьмет на себя личную ответственность за события, происходящие во время лечения. В этом случае человек, как правило, становится более способным полагаться на свое эго-состояние Взрослого, чтобы идентифицировать и исследовать различные мысли, поведение и эмоции, которые могут препятствовать его способности развиваться.
Атмосфера, поддерживающая трансактный анализ, — это атмосфера комфорта, безопасности и уважения. Когда между терапевтом и человеком, обращающимся за лечением, устанавливаются позитивные отношения, это часто служит моделью для последующих отношений, развивающихся за пределами терапевтической арены. Аналитики, которые практикуют эту форму терапии, обычно используют широкий спектр инструментов, собранных из многих дисциплин, включая психодинамическую, когнитивно-поведенческую и реляционную терапию.
Кому может быть полезен трансактный анализ?
Трансактный анализ часто применяется в областях медицины, коммуникаций, образования и управления бизнесом, а также в терапии. Популярность этой методики привлекла родителей, специалистов, социальных работников и других лиц, стремящихся к максимальному личному развитию. Трансакционный анализ считается одним из эффективных методов улучшения отношений с самим собой и с другими.
Исследования показывают, что транзакционный анализ, часто используемый консультантами и клиницистами для решения проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человек, проходящий лечение, может быть эффективным инструментом в лечении эмоциональных трудностей и трудностей в отношениях, которые могут развиться в результате хронических проблем со здоровьем.
Трансактный анализ широко используется в сфере образования, и этот метод может служить средством, с помощью которого образовательные принципы и философия могут быть включены в повседневную жизнь учащихся. Этот вид терапии можно назначать детям и взрослым всех возрастов, независимо от социальных обстоятельств.
Как стать сертифицированным транзакционным аналитиком
Чтобы получить квалификацию сертифицированного транзакционного аналитика (CTA), люди должны сначала пройти курс транзактного анализа 101, а затем:
- Наймите спонсора, имеющего квалификацию в той же области ТА, чтобы должным образом подготовиться к сертификации. Международный совет по сертификации выступает в качестве третьей стороны договора.
- Регистрация часов обучения (600 часов общения с наставником), супервизии (150 часов наблюдения при профессиональном применении ТА на местах) и применения (750 часов времени общения с клиентом в профессиональной сфере). Дополнительные 500 часов могут быть потрачены в любой области, в результате чего общее количество требуемых часов достигнет 2000.
- Пройти и сдать письменный экзамен (до 24 000 слов).
- Сдать устный экзамен.
Ссылки:
- Bennett, R. (1999). Транзакционный подход к категоризации корпоративного маркетингового поведения. Журнал управления маркетингом
- Ключевые концепции трансактного анализа. (н.д.). Получено с https://itaaworld.org/key-concepts-transactional-analysis .
- Маклеод, Дж. (2013). Процесс и результат консультирования по плюралистическому транзакционному анализу при долгосрочных состояниях здоровья: серия случаев. Консультирование и исследования в области психотерапии , 13(1), 32-43.
- Квалификация в ТА. (н.д.). Получено с https://itaaworld.org/qualifying-ta
- Трансактный анализ. (н.д.). Получено с http://www.ericberne.com/transactional-analysis .
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность — состояние человекаГлавная > Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Терапия
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Ссылка скопирована
Редакция ТГК 27 февраля 2022 г.
Карп, без даты, Гонг Гу, Метрополитен-музейСодержание
- Обзор
- Что такое трансактный анализ?
- История транзактного анализа
- Транзактный анализ и эго-состояния
- Как работает транзакционный анализ?
- Когда обычно используется транзакционный анализ?
- Потенциальные преимущества и эффективность трансактного анализа
- Резюме/Ключевые выводы
Трансактный анализ (ТА) — это теория, лежащая в основе одного из видов психотерапии, которую психологи используют для облегчения роста и просоциальных изменений клиентов. ТА может помочь людям развить лучшее самосознание, коммуникативные навыки и улучшить отношения с другими. Практики используют идеи из нескольких модальностей, включая психодинамические, поведенческие и гештальт-теории. 1
Что такое трансактный анализ?
Трансактный анализ — это психологическая теория, которая фокусируется на том, как люди взаимодействуют с другими людьми, включая терапевта, чтобы продемонстрировать свое эго-состояние и типы игр и сценариев, в которые они вовлечены в социальных условиях. 2 Игры являются образцами социального поведения, которые действуют на общепризнанном социальном и непризнанном психологическом уровнях и оставляют у участников взаимодействия ложные чувства. Сценарии представляют модели жизни, которые люди вырабатывают бессознательно на основе решений, принятых ими в раннем детстве. 1
Эго-состояния — это системы чувств, которые мотивируют наборы моделей поведения. ТА классифицирует межличностное общение как попадание в одно из трех состояний эго. 1 Система здесь-и-теперь эмоционального анализа, или неопсихе, называется Взрослым ; система интроецированного психического материала, или экстеропсихе, называется0003 Родительский ; а система инстинктивных влечений и базовых потребностей — это Ребенок . 3
Терапевт определяет, какое из эго-состояний клиента присутствует в конкретной транзакции. Терапевт исследует транзакцию, идентифицирует присутствующие эго-состояния, выявляет игры или паттерны, которые клиент обычно использует в своих транзакциях с другими, и проводит с клиентом анализ сценария его бессознательных паттернов, чтобы обнаружить причины эмоциональных переживаний клиента. проблемы. 2
Ключевые предположения, лежащие в основе ТА, включают следующее: 3
- Люди в порядке.
- Каждый способен думать самостоятельно.
- Люди сами решают свою судьбу и эти решения можно изменить.
История транзактного анализа
Трансактный анализ был разработан Эриком Берном, канадским психиатром и психоаналитиком, в XIX веке.60-е годы. Берн называл базовой единицей социального взаимодействия транзакцию. ТА относится к изучению того, как люди взаимодействуют в социальных ситуациях. Берн находился под влиянием эмпиризма, феноменологии, экзистенциализма и гуманизма. 3
Берн опирался на теорию Фрейда о том, что человеческая психика включает в себя несколько компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, вызывая сложное поведение, убеждения и эмоции. Он использовал свой опыт психоаналитика, чтобы опираться на философские концепции Фрейда и разработал наблюдаемые эго-состояния Ребенка, Родителя и Взрослого, опираясь на концепции Фрейда об Ид, Эго и Супер-Эго. 1, 4 Хотя эго-состояния Берна не соответствуют напрямую концепциям Фрейда, Берн считал, что люди берут на себя эти роли в определенных контекстах. 2
Берн также отметил, что человеческое общение является сложным, и подчеркнул, что невербальное общение — жесты, тон голоса, зрительный контакт, речевые ритмы, поза и выражение лица — является таким же важным и действенным методом общения, как и вербальное общение. 1 Он считал, что дисфункциональное поведение возникает из-за решений, которые люди принимают в детстве и которые ограничивают их социальное функционирование во взрослой жизни. Эти детские решения бессознательно приводят к созданию жизненного сценария, который определяет, как люди впоследствии проживают свою жизнь. 1
Транзакционный стимул относится к взаимодействию, которое инициирует человек, обычно вербально, но иногда с использованием невербальных сигналов. Реакция и ответ другого человека называется транзакционным ответом . 1 Берн работал над определением эго-состояния, в котором клиенты взаимодействуют с другими, чтобы помочь им получить доступ к своим жизненным сценариям, понять, как они развили свое мировоззрение, и внести необходимые изменения. 5
Трансактный анализ и состояния эго
Основной принцип ТА — разделение эго на три отдельных состояния. Три состояния эго соответствуют внутренним моделям человека — Родителя, Ребенка и Взрослого.
Эго-состояние РодителяЭго-состояние Родителя связано с фигурами родителей в жизни человека. Он имеет дело с поведением, мыслями и чувственными паттернами интроецированных родительских фигур, людей, для которых человек бессознательно создал внутреннее представление. Интроекция вызвана ранним детским опытом, когда ребенок видит родителя могущественным или угрожающим. Эго-состояние Родителя не является переживанием себя, как эго-состояния Ребенка и Взрослого, а связано с прошлым опытом родительских фигур. Родитель обычно следует одной из двух парадигм, когда он проявляется в транзакциях: это может быть Критикующий Родитель, контролирующий, требующий, устанавливающий ограничения и создающий правила, или это может быть Заботливый Родитель, поддерживающий, заботящийся и защищающий. 1
Детское эго-состояниеДетское эго-состояние связано с переживаниями себя из прошлого и сохраняет модели мышления, чувств и поведения детства. Это понятие представлено в других психологических концепциях как «внутренний ребенок». Существует несколько различных состояний эго ребенка: 1
- Адаптированный ребенок : Это состояние эго ребенка отвечает на требования Родителя либо уступчиво, либо бунтарски, а не на свои собственные потребности.
- Свободный или естественный ребенок : В отличие от адаптированного ребенка, это состояние эго отвечает на его собственные потребности и является спонтанным.
- Мятежный Ребенок : Эта категория адаптированных Детей восстает против требований Родителя.
- Послушный Ребенок : Эта категория адаптированного ребенка положительно реагирует на требования Родителя.
- Эго-состояние Соматического Ребенка или Раннего Ребенка : Это эго-состояние отражает период детства, когда проблемы с телом были заметными. При нарушении может вызвать соматические расстройства.
Эго-состояние Взрослого является преобладающим состоянием, которое имеет дело с текущей реальностью здесь и сейчас и реагирует на нее. Взрослый может быть напористым, рациональным и практичным, но редко бывает агрессивным. Он занимается проверкой реальности или гарантирует, что мир такой, каким он его себе представляет. Анализ, выявляющий устойчивый темп речи, хорошую дикцию и расслабленное выражение лица, может указывать на присутствие Взрослого. 1
Как работает транзакционный анализ?
Терапия транзакционным анализом помогает клиентам укрепить и интегрировать свое эго-состояние Взрослого. Терапевт сначала использует вступительное интервью, чтобы оценить проблемы клиента и его готовность меняться и расти в ходе терапии. В ТА-терапии терапевт должен определить, достаточно ли у клиента доступного состояния эго Взрослого, чтобы произошли изменения. 1 ТА также подчеркивает важность заключения договора между терапевтом и клиентом, в котором подробно излагаются цели клиента в отношении результатов лечения и закладывается основа, на которой клиент может взять на себя ответственность за события, происходящие во время лечения. 6 ,7
Берн выделил наблюдение как важный и необходимый инструмент ТА-терапии. Он сказал, что терапевты должны присутствовать, быть сосредоточенными и интуитивными. Он считал, что наблюдение должно включать в себя то, что терапевт может видеть и задействовать все органы чувств. 6
Четыре стадии транзактного анализаПсихотерапия транзактным анализом обычно проходит четыре стадии: 1
- Клиент способен распознавать и контролировать свои сценарии и поведение, но сценарии все еще существуют. . Они способны управлять и контролировать свое дисфункциональное поведение в социальных ситуациях. Клиент достигает социальный контроль, состояние, в котором контроль клиента исходит из позиции Эго-состояния Взрослого.
- На стадии симптоматического облегчения клиент начинает изменять своего ребенка и родителя и с меньшей вероятностью переходит к своим сценариям.
- Клиент и терапевт участвуют в лечении переносом , когда клиент интроецирует терапевта в качестве замены своим первоначальным родительским фигурам.
- Наконец, в скрипте лечение клиент может полностью отойти от сценария и внести фундаментальные изменения в Ребёнка при поддержке Взрослого.
ТА стремится создать интегрированное эго-состояние Взрослого. Это включает в себя интеграцию ценных частей эго-состояний Родителя и Ребенка с эго-состояниями Взрослого. Этос интегрированного Взрослого черпает ценности и образцы у Родителя, а пафос включает в себя опыт Ребенка. 1
Терапия ТА также направлена на развитие автономии клиента. Он определяет автономию как осознание , знание того, что есть регрессивные части, интроецированные части и части здесь-и-сейчас; спонтанность , свобода выражать свою осведомленность; и близость , способность быть осознанным и спонтанным в присутствии других. 3
Методы трансактного анализаТерапевты трансактного анализа используют в своей практике несколько методов. Во время одной из наиболее распространенных техник ТА, анализа сценариев, терапевт сначала идентифицирует эго-состояния своего клиента в коммуникативных транзакциях и работает с ними, чтобы раскрыть их бессознательные жизненные сценарии. Терапевт исследует сценарии, которые их клиент разработал в раннем детстве, и помогает им проверить убеждения, отношения и эмоции, которые эти сценарии усиливают. 1
Анализируя сценарий клиента, терапевт исследует тонкие сообщения, которые клиент усвоил в детстве, называемые предписаниями. Например, если ребенку дали отрицательную атрибуцию или его родитель сказал, что он глупый, он мог выработать запрет «не думай» и научился принимать то, что говорят другие, а не думать самостоятельно. 1, 8 После того, как тонкие сообщения определены, терапевт может работать с клиентом, чтобы понять, как они влияют на его взаимодействие с другими людьми. Структурные диаграммы обычно используются в качестве наглядных пособий, чтобы помочь клиентам понять три своих внутренних эго-состояния и то, как они влияют на их социальные взаимодействия и поведение. 1
Другие техники, часто используемые в ТА-терапии, включают: 1
- Альянс : Терапевт или фигура из прошлого клиента встает на сторону Ребенка, когда он сталкивается с преследующим Родителем.
- Работа с гневом : Терапевт побуждает клиента освободиться от подавленного гнева.
- Работа с подушкой : Клиент воплощает интроект или эго-состояние в подушку, чтобы его внутренние процессы могли существовать во внешнем мире.
- Управляемая фантазия : Клиент и терапевт связываются с Дитя клиента, чтобы вызвать образы, изображающие проблемы, о которых клиент не может говорить.
- Возрождение : Клиент регрессирует в возрасте, чтобы сформировать новое эго-состояние Ребенка с положительным опытом.
- Скульптура : Клиент воплощает свои бессознательные мысли и чувства в паттерн окружающей среды, представляющий его внутреннее состояние, что позволяет клиенту и терапевту символически обращаться с чувствами.
Когда обычно используется трансактный анализ?
Трансактный анализ может использоваться в различных условиях, включая школы или корпорации, групповые или индивидуальные консультации, а также долгосрочные или краткосрочные консультации. 6 В терапии он обычно используется с клиентами, которые борются за формирование и поддержание здоровых отношений из-за моделей поведения, которым они научились в детстве. ТА также используется для улучшения социального общения и взаимодействия внутри групп.
Потенциальные преимущества и эффективность транзактного анализа
Трансактный анализ используется во многих различных областях, помимо психотерапии, включая управление бизнесом, образование и медицину. Это считается очень эффективным методом повышения самосознания и способности общаться с другими.
Было проведено множество исследований эффективности ТА при лечении людей с различными проблемами и заболеваниями. Например, исследование 2021 года было направлено на определение влияния ТА на общение заключенных со своими супругами. Исследователи из Университета Альзара в Тегеране, Иран, набрали 22 пары, половина из которых прошла 10 сеансов ТА-терапии. Исследователи обнаружили, что ТА улучшила общение между участниками и их партнерами и уменьшила их проблемы с общением. 9
Исследование, проведенное в 2011 году, в котором изучалось влияние программы обучения лидерству, основанной на транзакционном анализе, на тридцати румынских автомобильных менеджерах и лидерах, показало, что менеджеры, прошедшие программу обучения, продемонстрировали статистически значимое улучшение эмоциональной стабильности и социальной смелости, но не теплоты. 10
В исследовании 2020 года изучалось, является ли ТА эффективным вмешательством для людей, проходящих лечение от метадоновой зависимости. Исследователи из Исфаханского университета медицинских наук в Иране отобрали 24 мужчин из амбулаторной наркологической клиники и провели для половины из них 10 сеансов ТА. После сбора данных из анкеты Young Schema; Перечень личных проблем; и шкалы «Этапы изменений, готовности и стремления к лечению» исследователи обнаружили, что лечение ТА положительно влияет на межличностные проблемы и готовность к лечению зависимости. 11
Несколько других исследований продемонстрировали эффективность ТА в улучшении симптомов тревоги и депрессии, уменьшении проблем в отношениях и повышении самооценки.