Как навсегда запомнить выученное — 2 самые эффективные техники запоминания / Хабр
Интервальное повторение, эффект припоминания, метод Фейнмана, гипотеза желательной сложности, эффект генерации и другие свойства памяти, не позволяющие информации затеряться в синапсах мозга.
Ричард Фейнман на выпускной церемонии Калифорнийского технологического института
Существуют ли техники обучения (запоминания) более эффективные, чем последовательное чтение учебного материала, пусть даже и с заметками?
Ведь прочитать — не значит запомнить. При поглощении очередного учебника высшей математики большая часть описываемых положений и свойств растворится в памяти так же, как кусочек сливочного масла на горячей сковородке — в лучшем случае останется 20% от прочитанного.
Это касается любого прикладного материала, будь‑то интегральное исчисление, синтаксис языка программирования или грамматика иностранного языка.
Можно ли действительно очень точно, а самое главное, избирательно контролировать собственную память? Найти некий паттерн или даже своего рода технологию закрепления информации в мозге — чтобы этот процесс был более явный, более эксплицитный, более сознательный.
На самом деле — да. Однако, чтобы получить действительно эффективный метод, нужно сперва разобраться с базовыми положениями функционирования самой памяти.
Все эти положения — прямое следствие многовекового наблюдения самых разных людей, начиная от философов и заканчивая когнитивными психологами и нейробиологами.
Эта статья предлагает сперва ознакомиться со всеми известными науке эффектами памяти, а уже потом разобраться в основных методиках эффективного обучения, которые следуют напрямую из этих эффектов.
Забегая вперед, существует всего 2 способа навсегда запомнить информацию, и они достаточно фундаментальны. Однако об этом чуть позже.
Эффекты и свойства памяти
Кривая забывания (Forgetting curve). Еще очень давно (в 1885 году) немецкий психолог Герман Эббингауз занимался изучением памяти в достаточно чистых (так скажем, «лабораторных») условиях — когда на запоминание не влияют посторонние процессы мышления, вроде ассоциаций, стресса, испуга, психотравмы.
Его подход был до боли тривиальный — он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и гласной между ними. Например, прямо сейчас можно попробовать запомнить следующие — тес, бов, гич, пок, сош, лоз, мон. В оригинале (Эббингауз был немцем) это было что‑то вроде «wid» или «zof».
Выяснилось, что если зазубрить некоторое количество таких слогов до тех пор, пока их можно будет безошибочно повторять, то процесс их забывания будет протекать нелинейно.
В течении первого часа утрачивается до 60% от всей полученной информации, а через 10 часов остается только около 30%. Далее забывание замедляется, но и информации к этому времени остается совсем немного — не более 20% от общего числа выученных слогов. Примерно такое же количество слогов останется в памяти и через месяц.
Герман Эббингауз — немецкий психолог-экспериментатор. Основным трудом является монография «О памяти».
Это довольно удручающая картина для любого, кто сейчас читает учебник. Однако не с точки зрения мозга — каждую секунду он получает килотонны информации, и понять, какая действительно необходима, довольно сложно.
Поэтому он не спешит формировать сомнительные и довольно дорогие (с физиологической точки зрения) синаптические связи для запоминания не только бессмысленных слогов, но и важнейших (на взгляд обывателя) прикладных знаний.
Кривая забывания Эббингауза.
Кстати, в своих опытах Эббингауз тестировал и осмысленное запоминание — он заучивал текст поэмы Байрона «Дон Жуан«, который был равен по объему списку бессмысленных слогов. Его запоминание было примерно в 9 раз быстрее обыкновенного механического заучивания. Это пример того, как осмысленные ассоциации могут улучшать процесс обучения.
В общем, «кривая забывания» — это базовая концепция памяти, которая имеет множество эмпирических подтверждений. Это некий теоретический фундамент, на котором построены все методики запоминания. Однако это еще не все.
Эффект края (Serial‑position effect). Тот же самый Эббингауз, полностью помешавшийся (в хорошем смысле) на зубрежке бессмысленных слогов, заметил еще одну закономерность — лучше всего в памяти откладывались первый и последний слог.
Впрочем, это касалось и осмысленных текстов — первое и последнее слово, точно так же как первое и последнее предложение, поддавались запоминанию гораздо проще.
По сути, это одинаково работает для всех запоминаемых сущностей — проще всего вспоминать утро и вечер, первые и последние сцены из книги, открытие и закрытие публичных мероприятий.
Две тенденции вспоминать ранние и последние элементы называют эффектом первенства (primacy effect) и эффектом недавности (recency effect) соответственно.
Американский психолог Беннет Мердок, проводя в 1962 году собственные эксперименты, заметил, что эффект первенства уменьшается, когда элементы показываются быстро, и усиливается, когда они показываются медленно. К тому же, более длинные списки снижают свойство памяти запоминать первые элементы.
Другие пионеры экспериментальной психологии, Мюррей Гланцер и Анита Кунитц, разделили 240 мужчин на две группы. Первая группа была контрольной, а вторая выполняла 30-секундное задание после успешной зубрежки слов.
Задача была создана, чтобы отвлечь участников перед непосредственным вспоминанием слов — такой трюк необходим для «перезагрузки» кратковременной памяти.
В итоге группа без задачи на отвлечение вспоминала слова в начале и в конце списка одинаково. А вот группа с задачей слова в конце списка вспоминала гораздо хуже, в отличие от слов в начале.
Как и предполагалось, слова в начале списка с большей вероятностью будут храниться в долговременной памяти, а слова в конце с большей вероятностью — в краткосрочной.
Таким образом, если оказать воздействие на краткосрочную память (а она довольно ограничена) с помощью отвлекающей задачи, то часть находящихся там слов просто «растворится».
В другом эксперименте участники получали одно из двух предложений, каждое из которых несет в себе одну и ту же информацию. Например, «Саша умен, усерден, критичен, импульсивен и ревнив» и «Саша ревнив, импульсивен, критичен, усерден и умен». Как видно, первое предполагает положительную черту в начале, в то время как второе — отрицательную. Разумеется, испытуемые из второй группы оценивали Сашу более негативно.
Чтобы понять этот эффект на обывательском уровне, совсем не обязательно углубляться в теоретические дебри экспериментальной психологии. Вспомните про типичное стремление людей «произвести первое впечатление» — это своего рода бессознательная и интуитивная попытка одного человека воздействовать на память другого. И надо сказать, она совсем не безосновательна — как правило, первое впечатление запоминается надолго, если не навсегда.
Эффект тестирования (Testing effect). Изучение стихов на уроке литературы — утомительное и отчасти бессмысленное занятие, которое помнит практически каждый.
Но ведь текст всегда запоминался охотнее, если вместо последовательного перечитывания каждой строчки пытаться воспроизвести его фрагменты самостоятельно, хотя и с многочисленными подглядываниями в учебник. Не так ли?
Об этом свойстве еще в далеком 1620 году писал английский философ Фрэнсис Бэкон.
Следовательно, если вы прочитаете фрагмент текста двадцать раз, вы не выучите его наизусть так легко, как если бы вы читали его десять раз, пытаясь время от времени повторять его, сверяясь с текстом каждый раз, когда ваша память подводит.
Френсис Бэкон. Английский философ, историк, публицист, государственный деятель, основоположник эмпиризма и английского материализма.
Речь идет не просто о запоминании информации, а об ее извлечении из памяти. Такое извлечение происходит каждый раз, когда информация понадобилась — например, во время решения тестов.
Иными словами, обучение с периодическим тестированием (извлечением) оказывается гораздо продуктивнее, чем пассивное чтение и заучивание.
Об этом свидетельствует множество эмпирических данных, собранных за несколько столетий — когнитивные психологи используют эффект тестирования не только для оценки знаний, но и как эффективное средство обучения.
Поэтому в современной когнитивной психологии есть тенденция разделять понятия «сила запоминания» (насколько хорошо элемент изучен) и «сила извлечения» (насколько хорошо элемент может быть извлечен).
Некоторые исследования объясняют это тем, что сам процесс тестирования создает в мозге (в синапсах) несколько путей извлечения информации, формируя тем самым разнообразные связи (ассоциации) между запоминаемыми элементами.
Как правило, формат тестирования не влияет на результаты — важен непосредственно процесс извлечения информации из памяти.
Однако если представление информации при извлечения соответствует представлению этой же информации при изучении, то результаты тестирования будут выше. Возвращаясь к примеру со стихом, это причина, почему сложно начать пересказ выученного текста с середины. То же самое касается алфавита или месяцев года.
При этом отсрочка теста после обучения оказывает благоприятный эффект на долгосрочную память. Однако отсрочка не должна проходить через сон, т.к. он особым образом влияет на память, «расцепляя» слабые синаптические связи и ускоряя забывание плохо закрепленной информации.
Интересно, что повторное тестирование оказывается эффективнее, чем повторное изучение. Иными словами, многократно извлекаемая информация лучше сохраняется в памяти, чем многократно получаемая (повторяемая).
Точно так же предварительное тестирование (перед основным тестом) может использоваться для получения более высоких результатов.
Эффект генерации (Generation effect). Очередной пример из школы — учитель просит вас объяснить материал своими словами, а не просто повторять написанное в учебнике. И у вас получается! Общий смысл аналогичен, хотя и «запакован» в другую обертку.
Иными словами, сгенерированная (реконцептуализированная) в уме информация запоминается гораздо лучше, нежели полученная напрямую.
Хотя ни одно из существующих научных объяснений этого свойства не является достаточным, эффект генерации связывают с тем, что «переделанная» в уме информация ассоциативно связывается с той, что уже имеется в мозге. Напротив, простое «считывание» информации представляет собой достаточно поверхностную обработку входного стимула — визуального или аудиального.
В более чистом виде эффект генерации достигается при составление слов из фрагментов. «Собранные» (или найденные) в уме слова запоминаются гораздо лучше, чем прочитанные напрямую. Впрочем, это справедливо и для заданий с поиском слов на основе антонимов и синонимов.
Например, «острый — тупой», «светлый — темный», «высокий — низкий».
Можно также генерировать ключевые слова на основе абзацев, изображений, арифметических задач, видеокадров — результативность будет ничем не хуже.
Ричард Фейнман (Иллюстрация Висенте Ниро)
Тут стоит упомянуть известный многим «Метод Фейнмана». Сам Фейнман не изобретал никакой техники — название стало популярным уже после его смерти, ведь физик славился своей способностью объяснять сложные и контринтуитивные вещи с особой простотой и элегантностью.
Многие из его подходов к обучению, описанные в книге «Биография Фейнмана» Джеймсом Глейком, построены на умении пропускать сложную информацию через призму собственного понятийного аппарата, порождая более простые и понятные концепции, в тоже время не теряя ключевого смысла:
Готовясь к своему устному квалификационному экзамену, обряду посвящения каждого аспиранта, он решил не изучать основы известной физики. Вместо этого он пошел в Массачусетский технологический институт, где мог побыть один, и открыл новый блокнот. На титульном листе он написал: «Записная книжка вещей, о которых я не знаю». В первый, но не в последний раз он реорганизовал свои знания. Он работал неделями, разбирая каждую область физики, смазывая части и собирая их обратно, все время выискивая необработанные края и несоответствия. Он пытался найти основные ядра каждого предмета. Когда он закончил, у него была записная книжка, которой он особенно гордился.
Фейнман отвергал механическое заучивание, считая, что обучение должно быть активным процессом, состоящим из проб, ошибок, открытий и самостоятельных исследований. Он считал, что если человек не можете объяснить что‑то ясно и просто, то он недостаточно хорошо владеет предметом.
Переобучение (Overlearning). Как правило, большинство людей изучают какой‑либо материал (или навык) ровно до тех пор, пока он не закрепится в памяти, а дальнейшее совершенствование не «упрется» в плато.
Однако исследования (изначально Эббингауза) показывают, что продолжение практики на том же уровне сложности усиливает эффект закрепления информации или способностей.
По сути, если продолжать повторять уже выученную на 100% информацию, она, соответственно, продолжит закрепляться дальше — с каждый разом ее будет все сложнее забыть.
Это похоже на «закон сохранения энергии». Дальнейшие усилия по повторению не уходят в никуда — они служат ресурсом для укрепления уже сформированных синаптических связей.
Переобучение работает как для когнитивных задач, так и для физических. Однако для последних, как утверждают исследования, эффект более слабый по интенсивности, но более сильный по долговременности — переобучение позволяет гораздо дольше удерживать моторный навык, нежели когнитивный.
С другой стороны, переобучение оказывается эффективным только на короткой дистанции — при длительных интервалах между повторяющимися циклами обучения информация по‑прежнему забывается быстро.
Можно сказать, переобучение — это обыкновенная зубрежка, своего рода «память на стероидах», эффект которых скоротечен и недолговечен. Поэтому переобучение может быть более полезным только в случаях, когда требуется краткосрочное запоминание материала.
Эффект интервала (Spacing effect). Это свойство, в общем и целом, следует из предыдущего — распределение обучения во времени улучшает кодирование информации в долгосрочную память, в отличие от кратковременной, но интенсивной зубрежки (переобучения).
Эффект интервала иногда называют «Законом накопления и распределения повторений» или «Законом Йоста«. Немецкий психолог Адольф Йост предлагал испытуемым заучивать 12 слогов разными способами:
по 8 повторений в день на протяжении 3 дней
по 4 повторения в день в течении 6 дней
по 2 повторения в день в течении 12 дней
Как видно, общее число повторений всегда одинаковое (24 раза) — отличается только распределение во времени.
Эффективность запоминания во втором варианте была выше чем в первом, однако третий вариант оказался лучше остальных двух — повторять материал с бОльшими интервалами в течение более продолжительного времени эффективнее множества повторений подряд.
Однако не смотря на то, что большинство когнитивных психологов солидарны во мнении об эффекте интервала, современные учебники до сих пор игнорируют это свойство — зачастую представление информации в книгах идет вразрез с механизмами запоминания.
Да и в целом, нынешние школьные и университетские программы редко прибегают к восстановлению (повторению) ранее полученных знаний, выдавая учебный материал последовательным монолитным «блоком» в виде лекций.
Кстати, эффект интервала имеет существенное влияние не только в методиках обучения, но и в рекламе. И надо сказать, он вносит серьезные коррективы в рекламные стратегии. Даже не смотря на то, что представители рекламного рынка могут теоретически не знать о его существовании, они учитывают эффект интуитивно либо на основе собранной аналитики. Например, массовое повторение одного и того же ролика считается не самым эффективным подходом — гораздо лучше распределять показы в некотором временном промежутке.
Есть исследования, где демонстрируется четкая корреляция снижения продаж с увеличением частоты показа рекламных объявлений, ведущих на сайт — чем чаще клиент оказывался на продающем сайте, тем реже он делал на нем покупки. Однако, если интервалы между посещениями были больше, конверсия продаж увеличивалась.
С другой стороны, вариативность форматов запоминания и извлечения информации (иными словами, разнообразие ассоциаций, способствующих запоминанию) — благоприятный фактор в рекламе. Хорошая стратегия должна включать «разнесенное» во времени представление разных версий одного и того же объявления — баннера, ролика, аудиозаписи.
Желательная сложность (Desirable difficulty).
Этот термин был впервые введен психологом Робертом Бьорком из Калифорнийского университета в 1994 году.
По мере увеличения сложности задачи эффективность обучения также увеличивается, заставляя учащегося достичь оптимальной производительности. При этом задача не должна быть слишком простой или слишком сложной — нужна «золотая середина».
По сути, это свойство своего рода «калька» прогрессии нагрузок в увеличении спортивных результатов — роста силы и мышечной массы.
На самом деле многие задачи создают лишь иллюзию обучения. Например, перечитывание ранее написанных заметок или уже прочитанного учебника — довольно распространенная стратегия (переобучение), однако при таком подходе нет достаточного когнитивного усилия.
Понятие желаемой сложности отсылает нас к указанным ранее эффектам тестирования и генерации. Повторение материала сильнее закрепляет его в голове, но не улучшает процесс извлечения из памяти — читаемые слова кажутся знакомыми и понятными лишь в момент перечитывания, но не обрабатываются в полной мере.
Поэтому дополнительное усилие в виде припоминания улучшает производительность памяти. Желательная сложность создает дополнительную нагрузку, заставляя мозг выполнять более сложную обработку информации.
Например, в 2006 году Дуг Рорер провел исследование, в ходе которого участники решали математические задачи. В одном случае учащиеся использовали практику последовательного решения задач, сгруппированных по одному типу. В другом случае практические задачи были смешаны случайным образом. Оказалось, что результаты студентов, решавших случайно смешанные задачи, были значительно выше, чем у студентов, решивших задачи, сгруппированные по типам. Причина в том, что учащиеся смешанной группы знают формулу решения уравнений, но не всегда понимают, когда ее применять — это приводит к дополнительному усилию по определению уместности использования той или иной формулы.
Разумеется, обучение с «желательными трудностями» занимает больше времени и создает больше когнитивного и психологического напряжения — такова плата за превосходную долговременную память.
Методы запоминания — повторять и вспоминать
Так или иначе, все методы запоминания основаны на свойствах памяти, описанных выше. Вариаций много, но суть всегда одна и та же — информация либо многократно помещается в память, либо многократно из нее извлекается. А еще лучше, если это происходит одновременно.
Задача учащегося создать в своей голове как можно более широкую «сеть» ассоциаций (путей извлечения информации), регулярно «подпитывая» ее повторениями.
Интервальное повторение (Spaced repetition). Самый простой способ противостоять забыванию — повторять изученный материал через определенные интервалы, опираясь на «кривую забывания». Собственно, этот метод и был предложен самим Эббингаузом.
Этот способ как бы «сглаживает» кривую забывания — каждое предыдущее повторение отсрочивает каждое последующее, увеличивая интервалы между сеансами обучения.
Например, первое повторение можно сделать сразу после завершения чтения. Второе — через 20 минут после первого. Третье — через 8 часов после второго. Четвертое — через 24 часа после третьего. Пятое — через несколько суток. И так далее по нарастающей, вплоть до нескольких лет.
Интервальные повторения сглаживают кривую, увеличивая время забывания.
Но, как уже было сказано выше, простое переобучение, не «приправленное» извлечением информации — довольно скудный, хотя и недорогой инструмент запоминания. Его следует использовать только в самом тривиальном случае.
Для более высокой эффективности потребуется «активное припоминание».
Активное припоминание (Active recall). Этот способ запоминания основан на эффекте тестирования — информация многократно извлекается из памяти в определенных форматах.
Самой распространенной интерпретацией этого подхода является «Система Лейтнера» — универсальная система обучения, основанная на флеш‑карточках. Метод был предложен в 1970-х годах немецким научным журналистом Себастьяном Лейтнером.
Карточки могут быть как физическими, так и виртуальными (в мобильном приложении, например). Каждая карточка имеет две стороны — одна с вопросом, другая с ответом.
Типичная программа для обучения через флеш-карточки выглядит примерно так. Вверху — фронтальная сторона, внизу — обратная.
Карточки сортируются по группам в зависимости от того, насколько хорошо учащийся знает связанную с конкретной карточкой тему. Одна группа — одна коробка.
В самом простом случае есть 3 группы‑коробки: «Коробка 1», «Коробка 2» и «Коробка 3». В «Коробке 1» хранятся карточки, с которыми учащийся делает больше всего ошибок, а в «Коробке 3» — меньше всего ошибок.
Карточки из «Коробки 1» повторяются один раз в день, из «Коробки 2» — каждые 3 дня, из «Коробки 3» — каждые 6 дней.
Если ученик достает карточку из «Коробки 1» и называет правильный ответ (тот же, что и на обратной стороне) — карточка отправляется в следующую коробку. Это значит, что теперь ее интервал повторения увеличен. Если ответ неверный — карточка остается в той же коробке.
То же самое касается и 2 и 3 коробки, с тем лишь отличием, что неверный ответ из «Коробки 2» перемещает карточку назад в 1 коробку.
Пример того, как могут выглядеть настоящие (физические) карточки в распределительных коробках
При таком подходе интенсивность повторения каждого вопроса (связанного с карточкой) не является константой, а зависит от уровня изученности самого материала.
Обширная тема может быть поделена на кусочки информации, каждый из которых запоминается с разной скоростью. Это добавляет гибкость в процесс обучения, позволяя сосредоточиться на плохо изученных вопросах, экономя время на повторении уже понятных тем.
Однако есть исследования, показывающие бессмысленность увеличения интервала между повторениями — множество эмпирических данных показывают отсутствие разницы в эффективности обучения между увеличивающимся интервалом и неизменным.
Иными словами, качество запоминания с интервалами 1–5–10–14 и интервалами 5–5–5–5–5–5 будет одинаковое. Обратите внимание, что в обоих случаях общее число дней ожидания равно 30.
Чаще всего метод карточек используется при изучении иностранных языков — он довольно удобен для запоминания слов, фраз или грамматических правил. Но в некоторых случаях такой форм-фактор может оказаться неудачным.
Иногда удобнее по ходу чтения книги последовательно выписывать ключевую информацию в документ DOCX, периодически перечитывая его с попытками вспомнить помещенную в него информацию — точно так же, как с заучиванием стишка на уроке литературы.
Плюс такого подхода в том, что огромные объемы информации (знаний) иногда проще представлять в более классической монолитной форме в виде отдельных глав, но «без воды» — в краткой форме и только с ключевыми положениями темы.
Пример оформленного документа Google Docs с математическими заметками базовых положений Calculus — гораздо удобнее записей в тетрадке, а уже тем более флэш-карточек Лейтнера. Материал из документа периодически вспоминается с проверками, как это диктуют методы Spaced Repetition и Active Recall.
При использовании виртуального документа в распространенном формате отпадает зависимость от сторонних приложений с виртуальными карточками, которые не факт, что будут существовать завтра — с помощью обычного текстового редактора материал можно будет повторить как через пару дней, так и через пару лет. К тому же, виртуальный документ проще хранить и перевозить, чем блокнот с заметками или коробки с флэш‑карточками.
Более лаконичное объяснение устройства памяти
Некоторые вещи, описанные выше, могут казаться контринтуитивными. Особенностей работы памяти действительно много, поэтому было бы неплохо собрать их в одну непротиворечивую конструкцию — концептуализировать все в единое целое.
Итак, память запоминает информацию не в абсолютном виде, а в виде последовательности получения и извлечения данных. Можно сказать, что память — это «слепок» получения и извлечения информации, а не просто абсолютный реестр, у которого есть вход и выход.
Это причина, почему стихи сложно рассказывать с середины, ведь мозг помнит их как последовательность слов от начала и до конца. Или почему сложно перечислять буквы алфавита в обратном порядке, в отличие от цифр, которые используются во время счета как самостоятельные единицы, отчего мозг их такими и помнит.
Если вы запоминаете информацию, получая и извлекая ее в небольшом разнообразии форматов и представлений, то вы формируете довольно узкий «слепок». Такую информацию практически невозможно использовать на практике, ведь путей извлечения слишком мало — в нужный момент вы ее просто не вспомните.
Поэтому важно сформировать обширную сеть ассоциаций как между разными частями непосредственно запоминаемой информации, так и между запоминаемой информацией и уже находящимися в мозге данными. Кусочек знания как бы «пустит корни» в нейронную сеть мозга, закрепляясь тем сильнее, чем больше переплетений будет найдено.
В дальнейшем этот «росток» знания остается лишь периодически подпитывать повторениями, регулярно «шагая» по тем же путям получения и извлечения информации, либо добавляя новые — только так мозг «поймет», что эта информация действительно имеет ценность и ее нужно запомнить.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Лучшие техники запоминания для подростков ⋆ MAXIMUM Блог
Меня зовут Настя, и в 7 классе я столкнулась с проблемой запоминания информации. Тогда я поняла, что не успеваю учить весь школьный материал так, чтобы на следующий день помнить всё, что нужно для контрольной. Примерно 2 года я тестировала разные техники запоминания, и в этой статье расскажу о самых эффективных.
В этой статье:
Перестаньте зубритьСоздавайте визуальные конспектыУчите информацию перед сномИспользуйте интервальные повторенияУчите по карточкамРисуйте интеллект-картыПридумывайте ассоциацииУстанавливайте дедлайныПройдите тест по материалуКниги о памятиПроблема запоминания информации касается не только современного мира. Она преследовала людей ещё с давних времён. Ведь раньше не было бумаги, на которой оратор, например, мог записать весь материал для речи. В Греции были придуманы мнемотехники — способы, которые помогают легко запоминать информацию.
Сейчас я учусь в 9 классе и у меня уже не возникает трудности с тем, чтобы запомнить нужный материал. Если вы хотите, чтобы для вас это тоже не было проблемой, дочитайте эту статью до конца! И помните о том, что каждому подходят разные методы запоминания, но если вы будете пробовать, то обязательно найдёте идеальный вариант для себя.
Перестаньте зубрить
Для начала обязательно откажитесь от зазубривания информации. Да, это звучит очевидно, но именно таким способом большинсто учеников запоминает материал. Это очень неэффективный метод, ведь он не подразумевает понимание изучаемой темы, а именно понимание нужно, чтобы успешно все запомнить.
Создавайте визуальные конспекты
Речь о рисунках, удобных для вас таблицах, распечатках и прочих материалах, которые структурируют информацию. Конспект становится красивым и аккуратным, а еще начинает работать визуальная память, которая помогает воспроизводить нужные знания на контрольных. Вы легко вспомните ярко выделенную строчку из конспекта, даже если плохо его учили. Все мы мыслим образами, и картинки запоминаются проще, чем текст. Вообще писать рукой намного полезнее для памяти, чем на компьютере или в телефоне.
Учите информацию перед сном
Думаю, многие из вас замечали, что перед сном материал легче учится. Дело в том, что во сне активируется гиппокамп, который перемещает наши знания из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому информация лучше запоминается — с ура вы все помните, да ещё и очень долго. Я постоянно пользуюсь этим советом, он правда работает — обязательно попробуйте!
Используйте интервальные повторения
Чтобы информация лучше запомнилась, её нужно повторять через определённый промежуток времени. Этот метод многие избегают из-за своей лени. Но — поверьте — это самый лучший способ запоминания, я всегда им пользуюсь. Сначала повторите материал через 20 минут, потом через час, 9 часов, 24 часа, 48 часов и так далее. Чем больше будет повторений, тем больше информации вы запомните. Этот совет особенно эффективен, если вы готовитесь не просто к контрольной, а к экзамену, потому что с его помощью информация запоминается надолго.
Учите по карточкам
На одной стороне пишите, например, термин, а на другой — его значение. Можно использовать приложение quizlet, оно заменит вам бумажный вариант карточек, если вам лень их делать.
Рисуйте интеллект-карты
Ещё один метод конспектирования, который помогает структурировать информацию. Выглядит примерно так — в центре написана тема, а от неё идут ветви, где указаны основные идеи.
Придумывайте ассоциации
Один из моих любимых методов! Он заключается в том, чтобы при запомнании информации придумывать ассоциации, то есть сравнивать изучаемое с чем-то привычным и знакомым, с чем можно провести аналогию. Например, я часто запоминаю термины по биологии с помощью этого метода.
Устанавливайте дедлайны
Если мы организовываем своё время, нам становится легче учиться. Поэтому установите будильник на время, до которого вы должны успеть все выучить. Дедлайн не позволит мозгу расслабиться, и вам будет легче сфокусироваться на материале. С помощью этого совета я не растягиваю подготовку к контрольным на несколько часов — так мне легче сосредоточиться.
Пройдите тест по материалу
Тесты помогают понять, что вы хорошо запомнили, а что нужно повторить. Еще они отлично подойдут, чтобы повторить пройденный материал. Тест практически по любой теме можно найти в интернете. Кстати, если хотите проверить, хорошо ли вы знаете школьные предметы, обратите внимание на рубрику с тестами в нашем блоге!
Книги о памяти
Напоследок хочу посоветовать три книги о памяти, которые помогут лучше разобраться в теме.
1. «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер
Автор поставил эксперимент по развитию своей памяти и рассказал про самые эффективные техники запоминания.
2. «Мозг материален», Ася Казанцева
Очень много исследований о памяти, информация написана доступно и понятно.
3. «Суперстудент», Улаф Шеве
Основная тема этой книги — учёба, а не память, но о запоминании там тоже есть информация. В книге рассказывают, как сделать учебу эффективной и получать от нее удовольствие. Если вам эта тема для вас актуальна, советую!
В этой статье я рассказала про самые лучшие техники запоминания. Да, на многие из них уходит много времени, но благодаря им я легче и быстрее запоминаю нужную информацию. Сейчас я продолжаю изучать различные техники запоминания — мне нравится ими делиться и упрощать жизнь таким же любителям учёбы, как и я.
15 рекомендуемых методов запоминания│Механизмы запоминания и советы для эффективного запоминания
Другие
Какими методами вы запоминаете вещи? Не только студенты, но даже работающие взрослые иногда должны обладать навыками запоминания для сертификационных экзаменов, экзаменов на повышение и так далее. Поскольку запоминание — это то, с чем вы будете иметь дело на протяжении всей своей жизни, было бы неплохо узнать, как запоминать более эффективно для себя.
В этом выпуске мы хотели бы подобрать 15 рекомендуемых методов запоминания и подробно рассказать о механизме запоминания и советах для эффективного запоминания. Если вы планируете начать что-то запоминать, взгляните на них.
15 рекомендуемых методов запоминания
Вот 15 рекомендуемых методов запоминания. Узнайте об особенностях каждого и выберите метод запоминания, который подходит вам лучше всего.
Способ запоминания 1] Запись
Написание первым облегчает запоминание. Это потому, что движение рук стимулирует нервы и активирует мозг.
Английская лексика и древняя лексика, в частности, более живо запоминаются при письме. Метод письменного запоминания более эффективен, чем слежение за словами глазами.
Метод запоминания 2] Чтение вслух
Также рекомендуется читать вслух. Вы получите не только зрительную, но и слуховую информацию, которая поможет вам легче запоминать.
Это более эффективно, чем чтение про себя, поэтому при занятиях дома активно старайтесь запоминать материал вслух. Однако, если вы находитесь в среде, где трудно говорить вслух, даже шепот будет достаточно эффективен.
Метод запоминания 3] Физические упражнения
Также рекомендуется запоминать с помощью физических упражнений, таких как приседания и растяжки. Упражнения помогут вам расслабиться и активировать мозг.
Заучивание в кресле эффективно, но если вы обнаружите, что мало что помните, выйдите один раз на улицу и выполните легкие физические упражнения.
Метод запоминания 4] Расскажите другим.
Когда вы расскажете другим о том, что узнали, вы сможете легко это запомнить. Это потому, что объяснение своими словами помогает вам организовать свой ум.
Кроме того, поговорив с третьим лицом, вы сможете понять свой собственный уровень понимания и узнать, сколько вы сохранили в своей памяти.
Метод запоминания 5: Запоминание по ассоциациям
Один из наиболее эффективных способов запоминания древних текстов, английского языка и т. д. — запоминание их по ассоциациям. Старайтесь запоминать слова и наборы слов, которые связаны друг с другом.
Например, если вы выучите «туда-обратно», вы можете вместе выучить его синоним «в одну сторону». Это более эффективно, чем запоминание одного слова, и помогает укрепить память.
Метод запоминания 6] Используйте цветные ручки.
Использование цветных ручек облегчает запоминание. Используя красный цвет для слов, которые вы хотите запомнить, и желтый для важных предложений, вы сможете легче их запомнить.
Однако будьте осторожны, чтобы не использовать слишком много разных типов цветных ручек непосредственно в тексте, так как это может затруднить выделение важных разделов.
Метод запоминания 7] Использование красных листов
Использование карандаша для запоминания и красных листов, которые могут скрывать буквы, также эффективно при запоминании. Вы можете запоминать важные слова и фразы, скрывая ту часть, которую хотите запомнить.
Метод запоминания 8] Используйте диаграммы, иллюстрации и видео.
Также рекомендуется запоминание с использованием диаграмм, иллюстраций и видео, а также текста. Особенно в естественных науках и социальных науках (история) изучение вместе с видеоизображениями облегчает визуализацию и запоминание терминов.
В настоящее время на YouTube есть каналы, которые объясняют процесс простым и понятным языком. Сочетайте зрительное запоминание с письменным заучиванием.
Способ запоминания 9] Использование стикеров
Мы также рекомендуем использовать стикеры как метод запоминания. Сначала напишите слово на лицевой стороне, напишите ответ на оборотной стороне и разместите в местах, где вы можете увидеть его в повседневной жизни, например в ванной или холодильнике.
Главное всегда раскладывать около 10 листов, оставляя листы с неправильными ответами на слова и значения и отрывая листы с правильными ответами. Повторение этого процесса поможет вашей памяти закрепиться.
Метод запоминания 10] Создайте список слов.
Поиск слов является эффективным средством запоминания. Его можно использовать для запоминания исторических графиков и математических формул, одновременно стимулируя мозг.
В дополнение к стандартным «Ии-но-Куни (1192) Сакуро Камакура Сёгунат» и «Заполните (1851) Тэ Тайхэй-Тэнгоку», вы также можете составить свои собственные слова для терминов, которые вам трудно запомнить.
[Метод запоминания 11] Рефлективные ответы
Если вы можете попросить третью сторону помочь вам, попросите ее ответить на вопрос в формате вопрос-ответ и ответьте на нее вдумчиво. Немедленный ответ облегчит сохранение ответов в вашей памяти.
Если вы делаете это в одиночку, попрактикуйтесь в использовании стикеров или контрольных листов для быстрых ответов.
Метод запоминания 12] Использование метода обучения приседаниям
«Метод обучения приседаниям», при котором студенты учатся снова и снова, также полезен для запоминания. Процедура запоминания следующая
(i) Накройте страницу со словами, которые вы хотите запомнить, контрольным листом или большим листом бумаги и отвечайте на каждое слово по очереди.
Если вы допустили ошибку, начните сначала, поняв смысл.
(3) Если вы все помните без ошибок, переходите на следующую страницу.
Повторение вышеуказанных шагов с (1) по (3) поможет консолидировать память. Метод изучения сидя на корточках является эффективным методом запоминания, так как это метод уничтожения одного за другим «я думал, что запомнил это», который распространен при запоминании.
[Метод запоминания 13] Используйте метод изучения Mille crepe.
Метод исследования Mille crepe рекомендуется для использования с методом исследования приседаний. Название происходит от того, что этюд делается слоями, наподобие миле-крепа.
Например, если вы хотите выучить 30 слов за 2 дня, вы должны предпринять следующие шаги
(1) Запоминать 30 слов в день
На второй день выучить 30 новых.
(iii) Просмотрите 30 слов, выученных в первый день.
Повторяйте шаги с (1) по (3), пока не будет достигнуто целевое количество слов. Когда вы решите, что запомнили все слова, начните сначала с 1-го дня по 2-ю неделю.
[Метод запоминания 14] Использование техники запоминания Дворца Памяти
Существует способ заучивания с помощью Мнемоники Дворца Памяти. В Memory Palace вы размещаете объекты, которые хотите запомнить, в здании.
Упорядочите улицы и здания, которые вы видите в своей повседневной жизни, и свяжите места с тем, что вы хотите запомнить.
Например, предположим, что вы выходите из дома утром и устанавливаете входную дверь как 1, а улицу перед домом как 2. Затем вы устанавливаете слова, которые хотите запомнить, для каждого местоположения.
Ключевым моментом является включение в каждую позицию истории, которая переплетает сильные образы и эмоции. Связывание его с нереалистичной историей оставит след в памяти.
Способ запоминания 15] Использование приложений
Теперь есть способ запомнить их с помощью приложения для смартфона. Преимущество приложения в том, что вы можете запоминать, используя немного времени, которое у вас есть на пути в школу или на работу. Также они не требуют громоздкого багажа вроде справочников и тетрадей.
Все больше и больше приложений позволяют пользователям записывать и отмечать результаты своих исследований, поэтому выберите то, которое лучше всего подходит для ваших целей.
Вернуться к оглавлениюРекомендации по запоминанию по конкретным предметам
Методы запоминания различаются в зависимости от изучаемого предмета. Далее давайте рассмотрим рекомендуемые методы запоминания по каждому предмету.
национальный язык
В японском, помимо письма, есть запоминание символов кандзи. При запоминании кандзи важно сначала прочитать кандзи вслух. Написание кандзи после прочтения вслух сделает его более эффективным.
Кроме того, простое чтение книг и знакомство с иероглифами укрепит вашу память. Если вы плохо владеете японским языком, выберите книгу любимого жанра и прочитайте ее один раз.
Арифметика и математика
В случае с арифметикой и математикой вместо заучивания вы должны научиться пользоваться формулами и уметь их применять.
Если вы сможете объяснить третьему лицу, как вы решили задачу с помощью формулы, это укрепит вашу память.
классическая литература
Для древних текстов важно постоянно запоминать слова и фразы, а также правила употребления слов. Это эффективно для увеличения количества запоминаемых слов, поэтому оно хорошо работает с методом изучения сидя на корточках и методом изучения Mille crepe, которые позволяют вам запоминать много слов одновременно.
Кроме того, древние тексты имеют уникальные ритмы и фразы. Как и в случае с кандзи, заучивание их вслух поможет вам запомнить их.
Наука
Для науки мы рекомендуем метод запоминания с диаграммами, иллюстрациями и видео. Есть много аспектов науки, которые можно понять или испытать только визуально, например, диаграммы и эксперименты.
Часто бывает трудно понять слово, просто зазубрив его, а понимание лежащего в его основе «почему это так» необходимо для сохранения памяти.
Общество (история)
При изучении общественных наук старайтесь запоминать не только один вопрос, но и связанное с ним содержание, рассказывая о нем. Для истории вы можете запомнить хронологию года, используя список слов. При использовании справочников ищите метод, который вам легко запомнить.
Кроме того, просмотр фильмов, драм, документальных фильмов и т. д. способствует естественному запоминанию, сохраняя при этом интерес. Если вас что-то интересует, то легче понять причинно-следственные связи и сроки до и после.
English
Словарный запас английского языка – это то, что необходимо запомнить на английском языке. Вместо того, чтобы запоминать только одно английское слово, вы можете запоминать родственные синонимы и противоположности, связывая их друг с другом.
Также постарайтесь запомнить их с примерами предложений. Если вы знаете, как на самом деле используется это слово, вам будет легче визуализировать и сохранить его в памяти.
Вернуться к оглавлениюМеханизм запоминания
Запоминание в значительной степени связано с памятью мозга. Мозг имеет два типа памяти: кратковременную память, в которой информация хранится временно, и долговременную память, которая фиксирует информацию на длительное время . При запоминании говорят, что важно как можно больше превратить эту кратковременную память в долговременную. Вводя информацию повторно в течение определенного периода времени, мозг совершает ошибку, думая, что эта информация должна быть запомнена в первую очередь.
Согласно эксперименту, проведенному немецким психологом XIX века Германом Эмлингхаусом, люди забывают 66% того, что они узнали, через один день. (Кривая забывания Эббингауза) Поэтому важно повторять и запоминать посредством повторения, используя метод обучения приседаниям, методу обучения тысяче крепов и т. д.
Вернуться к оглавлениюСоветы по эффективному обучению ввела специальные методы запоминания. Далее давайте рассмотрим советы о том, как эффективно их запоминать.
Стимуляция органов чувств
Стимуляция пяти органов чувств активирует мозг и улучшает память. Те, у кого проблемы с запоминанием, могут просто следить за текстом глазами и не использовать слуховую информацию.
Вы сможете запоминать их более эффективно, произнося их вслух и двигаясь.
Многократное запоминание
В мозгу есть «гиппокамп», где информация запечатлевается в виде долговременной памяти путем повторения ее снова и снова. Поэтому старайтесь снова и снова запоминать одни и те же слова и термины.
Даже если вам кажется, что вы запомнили слово или термин, через несколько дней его становится трудно вспомнить.
Не пытайтесь запомнить все сразу.
Неэффективно пытаться сразу запомнить всю информацию и втиснуть ее в голову. Это связано с тем, что существует предел тому, сколько человек может запомнить за день.
Знайте, что вы не сможете запомнить все сразу, поэтому повторяйте его понемногу каждый день, чтобы закрепить в памяти.
хорошенько выспитесь
Заучивание нужно делать во время хорошего сна. Это связано с тем, что недостаток сна значительно снижает вашу концентрацию и память, и вы не сможете в полной мере воспользоваться программой.
Кроме того, человеческий мозг работает над организацией и закреплением того, что он помнит во время сна. Лучшее время для закрепления воспоминаний — сразу после пробуждения утром, когда мозг наиболее свеж, или ночью перед сном.
Соблюдайте диету, полезную для мозга
Для эффективного запоминания используйте диету, полезную для мозга.
Синяя рыба, в частности, содержит докозагексаеновую кислоту (ДГК), которая активирует мозг и способствует запоминанию. Другие рекомендуемые продукты включают фрукты, содержащие витамин С, и соевые бобы, которые улучшают память и концентрацию.
Комбинирование методов запоминания
Давайте объединим методы запоминания, представленные в этой статье. Если вы используете только один метод запоминания, он может стать монотонным и вам надоест.
Суть в том, чтобы сочетать использование различных органов чувств. Выберите методы запоминания, такие как письмо, декламация и физические упражнения.
проявлять интерес
Насколько это возможно, интересоваться жанром, который вы запоминаете. Если вам интересно, вы будете оставаться мотивированными и запоминать.
Например, иностранные драмы и иностранные фильмы для английского языка, а также музеи и обучающие видео для науки.
Если у вас возникли трудности с этим жанром, вы можете обратиться к другу, знакомому или учителю и спросить их, как они его запоминают.
Воспользуйтесь золотыми часами
Говорят, что есть и другие золотые часы, кроме утра, когда мозг может легко вводить информацию, перед едой и перед сном.
Содержимое, заученное на пустой желудок, с большей вероятностью будет воспринято мозгом как опасная для жизни информация. Также эффективно запоминать перед сном, потому что мозг систематизирует информацию во время сна. Важно осознавать время, когда вы запоминаете.
Вернуться к оглавлениюРезюме
Мы представили 15 рекомендуемых методов запоминания и советы для эффективного обучения. Важно запоминать, читая вслух и используя различные полезные инструменты, а не просто следя за словами глазами. Рекомендуемые методы запоминания различаются для каждого предмета, поэтому обязательно выберите наиболее эффективный в зависимости от жанра, который вы хотите запомнить.
Наша система электронного обучения «learningBOX» может проводить исследования и тесты электронного обучения с использованием карточек для запоминания. Система также позволяет учащимся повторять обучение и отслеживать свои оценки, чтобы они могли отслеживать, насколько хорошо они усваивают то, что выучили.
Благодаря простоте использования и низким затратам на реализацию, он обязательно вам поможет. Мы также предлагаем бесплатный план, который вы можете попробовать бесплатно. Бесплатный план.
▼Вам также может понравиться:
Вернуться к оглавлению Вернуться к списку статейПоследние статьи
Как запоминать строки: лучшие техники запоминания
Нужно научиться запоминать ? Мы можем научить вас этому. Раньше мы плохо запоминали мои реплики. Один очень успешный актер говорил: «Запоминание — это $%!* работа». Но потом мы начали использовать эту волшебную технику запоминания. Позвольте нам показать вам.
Проблема с повторением
Большинство людей запоминают, повторяя слова снова и снова. Чего они не осознают, так это того, что запоминают не только слова, но и ритм, интонацию и тон голоса.
Не верите нам? Подумайте об американском Присяге на верность . Где паузы?
Я клянусь (пауза) в верности флагу (пауза)
Удивительно, не так ли? Мы называем это мышечной памятью, и она губительна для хорошей игры.
Почему? Потому что, когда ты играешь в сцене, должно казаться, что ты проживаешь ее впервые, каждый раз. Но если вы заперты за своей мышечной памятью, вы несвободны вокально. А ты не играешь.
Лучший способ запомнить
Вы запомните наизусть.
Запись: сущ. Процесс запоминания с использованием рутины или повторения, часто без полного внимания или понимания.
Вы будете повторять слова снова и снова (и снова) монотонным голосом, без интонации. Как робот.
Когда вы запоминаете таким образом, вы уничтожаете мышечную память, связанную с линиями. Так что, когда вы играете сцену, она каждый раз будет отличаться! Однажды вы будете злиться и кричать, а на следующий день вы будете на седьмом небе от счастья.
Попробуйте, это действительно работает.
Советы по запоминанию
Готовьте, убирайтесь или бегайте трусцой.
Пока вы повторяете слова, сделайте что-нибудь руками и ногами. Приготовьте что-нибудь, почистите ванную или отправьтесь на пробежку. Это займет участки вашего мозга, которые вам не нужны для запоминания.Сократите это.
Вам не нужно запоминать все реплики сразу. Сделайте часть из них сегодня днем и еще часть сегодня вечером.Не торопитесь.
Эта техника требует много времени, чтобы сработать. Так что, если вы должны быть не в курсе к следующему месяцу, начните сейчас и не торопитесь.Игнорировать знаки препинания.
То, что на странице есть запятая, не означает, что нужно делать паузу. То, что в вашем сценарии есть восклицательный знак, не означает, что вы должны кричать. Просто потому, что есть вопросительный знак…. Вы поняли.Вместо этого произносите слова вслух.
Эта техника требует от вас много говорить. Это может быть тяжело для вашего голоса. А шепот может быть еще более тяжелым испытанием для ваших голосовых связок. Произнесение слов в рот закрепляет их в вашей памяти, не утомляя при этом себя.Не забывайте дышать.
Это может показаться простым, но это не так. Людям нравится задерживать дыхание подсознательно. Но если вы дышите, это поможет вам лучше запомнить текст.
Практический результат
И последнее замечание о том, как запоминать: Ваши строки должны быть настолько укоренившимися в вашем теле, чтобы вы могли повторять их во сне.