Ля мажор гармонический и мелодический: Три вида мажора в музыке

Виды мажорных гамм

В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в «обычную» знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор — она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят «при ключе столько-то знаков», знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака — от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону.

Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора — повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор — очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

Это «обычный» вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает «неизменный» то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в «обычной» до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же

гармонический мажор). Работает это так — если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота «фа»), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона. Мы его понижаем не просто так, а потому что ля — это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора — гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени. Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора — это пятая ступень). Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный.

Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту «ля» в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой. Заменив чистую «ля» на «ля» из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды. При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.

Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.

Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы. Рассмотрим на примере соль-семь — этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике. Нота «си» там третья ступень, а она «отвечает» за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ. Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.

Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности. Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали. Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).

Есть еще один интересный вид мажора — дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.

Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.

Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.

Тональность ля мажор и фа диез минор

Похожие презентации:

Жизнь и творчество Высоцкого (11 класс)

Студия союз. Угадай мелодию

Угадай песню по картинке

Есть ли у симфонии будущее

Угадай мелодию

Виды оркестров

Угадай мелодию

Стиль в музыке и музыкальные жанры

Инструменты симфонического оркестра

Классическая музыка

Тема урока: Тональность ля мажор
и фа диез минор.
Повторяем теорию.

• ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх
или вниз от тоники до её октавного
• повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма
состоит из 8 ступеней, обозначающихся
• римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая
ступень имеет своё название:
• I ступень — тоника
• II ступень – нисходящий вводный звук
• III ступень – медианта
• IV ступень – субдоминанта
• V ступень – доминанта
• VI ступень – субдоминанта
• VII ступень – восходящий вводный звук

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает
название от своей
тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми
знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но
разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых
тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени
– устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно
различные его тоны.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное
трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – ½ (полутон) – т (тон) – т
(тон) – т (тон) – ½ (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным. Тоника
обозначается буквой — Т.
Гармонический мажор — это мажор, в котором понижается 6 ступень. Он имеет
строение:
т – т — ½ — т — ½ — т ½ (полтора тона) — ½.
Тональность Ля мажор.
Ля мажор. Гамма
Тоническое трезвучие и его обращение.
Гамма Фа — диез минор.
Гамма.

Гамма представляет собой самую обычную минорную последовательность.
На основе этого и строится вся последовательность. Обозначается она как F#
moll или fis-moll, что принято в гитарной партитуре или аккордовой
аппликатуре. Тоникой выступает нота фа#, субдоминантой – си, доминантой –
до#. На этих трех ступенях строятся основные трезвучия гаммы.
Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это –
ля-мажор. Техника определения параллельных тональностей очень проста.
Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон
вверх. В нашем случае – это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.
Для определения параллельного минора можно использовать два метода.
Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем
случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том,
чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый
минор, соответствующий мажору.
Разновидности минорной гаммы:
Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных
разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. Различие
между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в
натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения
знаков.
В гармонической гамме при построении прямой и обратной
последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез
минор получаем ми#). Что же касается мелодического минора, при игре
восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при
нисходящей – повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар).
Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.
Домашнее задание:
• После презентации вам будут представлены 2
видео — записи: ля мажор и фа-диез минор(фа –
диез минор смотрим ТОЛЬКО ДО 4:55 МИН)
• Попробуйте спеть 2 гаммы натурального
мажора и минора.
• Постройте гаммы и тоническое трезвучие с
обращением обеих гамм. (Про обращение
тонического трезвучия можно посмотреть с
7:13 мин)

English     Русский Правила

Натуральный, гармонический и мелодический минор

В нашей статье «Относительный и параллельный минор» мы объяснили часто сбивающие с толку термины, связанные с минорной гаммой. в этой статье мы узнаем о различиях, а также о том, как строить натуральные, гармонические и мелодические минорные гаммы.

Многим учащимся проще всего начать с мажорной гаммы и использовать ее в качестве ориентира. Мы сделаем то же самое здесь. Начнем с гаммы Фа мажор.

Как вы можете видеть в приведенной выше гамме, каждой ноте мажорной гаммы присваивается номер (ступень гаммы), который представляет ее положение или порядок в гамме.

Натуральный, гармонический и мелодический минор — это просто различные формы минорной гаммы. Другими словами, все они представляют собой версии минорной гаммы с небольшими, но существенными различиями между ними.

Натуральный минор

Чтобы создать гамму натурального минора, мы просто начинаем с мажорной гаммы и опускаем 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы на полтона. В нашем примере выше с использованием гаммы F мажор это означает, что мы будем понижать A (3-я) до Ab, D (6-я) до Db и E (7-я) до Eb.

Гамма натурального минора связана с мажорной гаммой, потому что она имеет ту же ключевую подпись, что и мажорная гамма. Глядя на нашу недавно созданную гамму натурального минора F, мы видим, что у нас есть 4 бемоля в гамме, и поэтому тональность будет читаться как Bb, Eb, Ab и Db. Это та же ключевая подпись, что и тональность Ab мажор. По этой причине мы можем сказать, что фа минор является относительным минором ля мажор. (И помните, что в мажорной тональности относительную минорную гамму можно построить, просто используя те же высоты тона, но рассматривая 6-ю ступень гаммы в качестве начальной ноты).

Гармонический минор

Гамма гармонического минора отличается от гаммы натурального минора только одним – 7-я ступень ступени повышена на полтона. Другими словами, в натуральной минорной гамме 7-я ступень является минорной 7-й, тогда как в гармонической минорной гамме 7-я ступень является мажорной 7-й (и будет на полшага от корня гаммы). Когда 7-я ступень любой гаммы находится на полтона от основного тона, это называется вводным тоном 9.0012 , и поэтому важное различие между гаммой натурального и гармонического минора заключается в том, что у одной есть ведущий тон, а у другой — нет.

Мелодический минор

Мелодический минор немного… странный. В традиционном смысле мелодический минор имеет восходящую форму и нисходящую форму, что означает, что ноты в гамме менялись в зависимости от того, играете ли вы вверх или вниз по гамме. В кругах практического музыкального исполнения (особенно в мире джаза) мелодическая минорная гамма одинакова, будь то восходящая или нисходящая.

Сначала традиционный подход: При восходящей форме мелодического минора только 3-я ступень понижается на полтона. Гамма такая же, как мажорная, за исключением пониженной терции.

При спуске звукоряд возвращается к натуральному минору.

Например, в джазовых кругах мелодическая минорная гамма использует восходящую форму независимо от того, в каком направлении играется гамма.

теория — Различия между натуральными, гармоническими и мелодическими минорами

спросил

Изменено 4 года, 1 месяц назад

Просмотрено 121 тысяч раз

Я изучаю гаммы и наткнулся на натуральный, гармонический и мелодический минор. Я понимаю закономерности для каждой шкалы, но какие другие важные различия существуют между ними?

  • теория
  • весы

3

Существуют по крайней мере некоторые различия в том, как они используются:

  • Натуральный минор является своего рода значением по умолчанию.

  • В эпоху общепринятой практики доминантный аккорд обычно содержит ведущую ноту, которая находится на полтона ниже тоники, потому что эта нота имеет сильную тенденцию переходить в тонику. Так вот, с точки зрения гармонии, в этих случаях нужно поднять 7-ю ступень натурального минора, и получится гармонический минор. Использование «бемольной» ведущей ноты заставляет музыку звучать модально и использовалось как до, так и после эпохи обычной практики (вероятно, также во время нее в народной музыке и т. Д.).

  • Повышение только 7-й ступени приводит к увеличению секунды шкалы между 6-й и 7-й ступенями. Это сложный интервал для пения, и он также звучит как прыжок, в отличие от других интервалов в гамме. Итак, с мелодической точки зрения, если вам нужна повышенная 7-я ступень и вы хотите подняться мелодичнее, вы также поднимаете 6-ю ступень, чтобы сделать звучание более плавным.

  • Поскольку повышенная 7-я ступень является ведущей нотой, при ее использовании вы обычно мелодично поднимаетесь вверх. Если вы идете вниз, вы, вероятно, не находитесь в доминирующей гармонии, и поэтому вы используете натуральный минор. Другая причина использования натурального минора при движении вниз заключается в том, что если вы возьмете восходящий мелодический минор и сыграете его вниз, он начнет звучать как минор только после пятой ноты или около того.

Короче говоря, вы начинаете с гаммы натурального минора. Вы используете гармонический минор, когда вам нужен доминирующий аккорд, и модифицируете его, чтобы он стал мелодическим минором, если вам нужна ведущая нота в мелодии. Это все, конечно, упрощенно, но основную идею дать должно.

4

Я собираюсь расширить уже предоставленный ответ, чтобы дать некоторые дополнительные разъяснения по истории и использованию каждой шкалы.

  • Гамма Натуральный минор также известна как Эолийский лад , один из церковных ладов периода равнинных песнопений до эпохи Возрождения. Эту конкретную гамму можно создать, начав с 6-й ступени любой мажорной гаммы и играя на октаву дальше от нее, сохраняя ключевую подпись той же. Таким образом:

До мажор = C D E F G A B C
Ля минор = A B C D E F G A

Это верно для всех натуральных минорных гамм.

  • Гамма Harmonic Minor возникла из практики Musica Ficta, где исполнители и композиторы песнопений начинали экспериментировать и понимать каденции. Подняв 7-ю степень, исполнители и композиторы смогли создать дополнительное напряжение/разрешение для тонального центра, что привело к более удовлетворительному результату.

  • Однако это создало проблему, поскольку правила контрапункта разрабатывались в период раннего Возрождения. Перемещение увеличенного интервала в любом конкретном голосе считалось неправильным голосовым сопровождением, поскольку оно не способствовало максимально плавному голосовому ведению и, следовательно, резало слух. 9Гамма 0011 Melodic Minor стала решением этой проблемы.

По мере подъема гаммы 6-я и 7-я ступени повышаются, чтобы растворить увеличенный интервал между обычными ступенями шкалы b6 и #7 и создать ведущий тон, который резко переходит в тонику. Таким образом:

A Мелодический минор = A B C D E F# G# A (по возрастанию)

По мере того, как гамма понижается, она становится естественной минорной гаммой, а 6-я и 7-я ступени теперь возвращаются к своей первоначальной форме.

Мелодический минор = A B C D E F G A (по убыванию)

Надеюсь, это поможет.

3

Различия не очень значимы для музыки, но очень заметны в музыкальной педагогике (к сожалению). В мажоре (de:Dur, hart, lat: durus, en:hard) «род» есть 7 фиксированных тонов, тогда как в миноре (de:Moll, weich, лат: mollus, en:soft) два из них идут в двух вариантах: 6-й и 7-й могут быть минорными или мажорными. Используются все эти комбинации, но их около 9.0015 стереотипов , которые приводят к предпочтительным последовательностям. Так, например, в восходящих гаммах чаще используются основные ароматы, чем второстепенные. Натуральный минор сам по себе не очень убедителен, потому что его материал неотличим от мажора, если нет других подсказок.

Вы должны знать эти три вида второстепенных , для экзаменационных целей. Но, может быть, важнее знать, что ни в том, ни в другом нет никаких композиций.

Если вы посмотрите на Баха, который, несомненно, хорошо разбирался в мажоре и миноре, вы увидите, что используются в основном только гаммы. Их концы или поворотные моменты часто являются ключевым диссонансом для минорной тональности: уменьшенной шестой. В следующем примере, взятом из Википедии, вы видите часть гаммы, падающую на мажорную 7-ю ступень, скачок вверх уменьшенной 6-й ступени, за которой следует другая часть гаммы:

Таким образом, размеры 6-й и 7-й минорной ступени равны не контролируется одной из «трех гамм минора», а вместо этого тональным (или музыкальным) контекстом (или целью).

1

Все минорные гаммы, о которых вы упомянули, отличаются друг от друга. Возьмем, к примеру, гамму до минор:

  1. Гамма натурального минора C — это C D Eb F G Ab Bb C.

    натуральный минорный лад, также известный как эолийский лад, взятый сам по себе. Когда мажорная гамма и натуральная минорная гамма имеют одинаковую тональность, они являются относительными тональностями. Гамма натурального минора имеет те же ноты, что и ее относительная мажорная гамма, но строится, начиная с шестой ноты относительной мажорной гаммы. через Википедию

  2. Гамма гармонического минора C – C D Eb F G Ab B C.

  3. C мелодический минор (по возрастанию) C D Eb F G A B C (по убыванию) C Bb Ab G F Eb D C

    Гамма гармонического минора отличается от гаммы натурального минора тем, что седьмая нота повышена на один полутон. Мелодические минорные гаммы повышают шестую и седьмую ноты на один полутон при восхождении, но при спуске шестая и седьмая ноты сглаживаются, создавая естественную минорную гамму. [..] Ноты гармонического минора такие же, как и в натуральном миноре, за исключением того, что седьмая ступень повышается на один полутон, образуя увеличенную секунду между шестой и седьмой ступенями.

Итак, вы можете использовать любой минор, который вам нравится, в зависимости от того, что вам нравится.

В одном из ответов отмечалось, что натуральный минорный лад — это эолийский лад. Но гармонический минор не является одним из семи ладов. Семь режимов возникают в результате циклической перестановки последовательности интервалов

Major / Ionian: W W H W W W H

Dorian: W H W W W H W

и т. д. Просто продолжайте перемещать первую букву до конца, пока снова не вернетесь к ионийскому. Как отмечалось выше, одним из них является натуральный минор.

Но гамма гармонического минора берет W H W W H W W натурального минора и повышает седьмую ступень, что дает вам следующее:

W H W W H (W+H) H

Этот интервал в три полутона между 6-й и 7-й делает ее совершенно другим зверем.

Затем, как также отмечалось выше, мелодический минор также повышает 6-ю ступень, давая

W H W W W W H

Это тоже не лад (не циклическая перестановка W W H W W W H). Но он убирает интервал в три полутона. Как отмечалось выше, это обычно используется только для восходящих нот, а натуральный минор используется для нисходящих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *