Ля мажор гармонический мелодический натуральный: Три вида мажора в музыке

Содержание

Виды минора — Раздольненская детская музыкальная школа

Осваиваем три вида минора

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

Три вида минора: Первый — натуральный

 Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

 Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора: ля минор натуральный

Три вида минора:  Второй — гармонический

Гармонический минор– в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая  ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).  

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

Три вида минора:  Третий — мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора: ля минор мелодический.

 

 

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.     Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

 

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается. Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз?

Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без изменений), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор).

Вот вам в помощь рисуночек: три вида минора

Три вида минора – другие примеры

         Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

Три вида до минора. Тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются  и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

 Ре минор в своих трёх видах.  Натуральный без какой-либо дополнительной  альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Аппликатурные правила в гаммах | Архив пианистки

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь.

Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

До минор

До диез минор

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре мажор

Ре минор

Ре диез минор

Ми мажор

Ми минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа мажор

Фа минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

Ля мажор

Ля минор

Ля бемоль мажор

Си мажор

Си минор

Си бемоль мажор

Си бемоль минор

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

107 695

Автор adminОпубликовано Формат ЗаметкаРубрики Музыкальная терминологияМетки Гаммы

Почему 3 минорных гаммы?

Это распространенный вопрос среди студентов, изучающих теорию музыки. Разве у нас не должно быть одной минорной гаммы, как у нас есть одна мажорная? Есть несколько причин, почему это не так, и в этом уроке мы собираемся разъяснить, что, почему и как работают эти минорные гаммы.

Так почему же 3 минорные гаммы? Существует 3 минорных гаммы, точнее, 3 варианта минорной гаммы из-за того, как гармония и мелодия взаимодействуют в тональной музыке. Композиторы изменяют некоторые ноты минорной гаммы, чтобы добиться определенного звучания для определенного стиля.

Слово «варианты» здесь важно. На самом деле мы не говорим о трех совершенно разных минорных гаммах. У нас есть одна минорная гамма, которая изменена на в соответствии с нашим музыкальным контекстом.

Обратите внимание, что существуют и другие формы минорных гамм. Есть минорная пентатоника, венгерский минор, джазовый минор, неаполитанский и так далее. Этот урок посвящен музыкальной системе мажор-минор.

Почему 3 минорные гаммы

О чем этот урок

Откуда взялись мажорные и минорные гаммы?

Прежде чем мы на самом деле поймем, почему существует 3 варианта минорной гаммы, нам нужно знать, откуда берутся системы мажорной и минорной гаммы.

Эта система мажорных и минорных гамм возникла из более ранней музыки, в которой вместо этого использовались лады. Моды имеют долгую и увлекательную историю развития, восходящую к Древней Греции.

Для нас здесь важно то, что, как и гаммы, эти лады представляют собой набор нот, выложенных в виде уникального набора тонов и полутонов. Эти паттерны очень легко увидеть с помощью клавиатуры, потому что мы можем играть во все 7 режимов, используя только белые клавиши (так что никаких диезов и бемолей). Нам просто нужно каждый раз начинать с новой ноты:

Ионический лад:


Ионический лад на C

Дорийский лад:


Дорийский лад на D

Фригийский лад:


Фригийский лад на E

Лидийский лад:


Лидийский лад на F
Лидийский лад на F


Миксолидийский лад на G

Эолийский лад:


Эолийский лад на A

Локрийский лад:


Локрийский лад на B

Теперь, если мы начнем добавлять диез здесь и бемоль там, лады начнут терять свои отличительные характеристики . Например, если мы добавим фа-диез к миксолидийскому ладу, мы получим то, что мы теперь называем гаммой соль мажор: 9.0003
Гамма соль мажор

Или, если бы мы заменили натуральную си-бемоль на си-бемоль в лидийском ладе, мы получили бы гамму фа-мажор:


Гамма фа-мажор

Это то, что медленно происходило в истории музыки примерно до 17-го века. век музыка была уже не «модальной», а «тональной» . Вместо всех различных ладов новая музыкальная система основана только на двух: ионийском (теперь известном как мажорная гамма) и эолийском (теперь известном как минорная гамма).

Мы подробно обсудим это в этом уроке о тональности, но очень кратко: тональная музыка — это музыка, которая работает вокруг тоники — фундаментальной «домашней» ноты, в которой мелодии и последовательности аккордов находятся в состоянии покоя.

В то время как мажорная гамма (ранее известная как ионийский лад) прекрасно работает в тональной системе, натуральный минорный лад (ранее эолийский лад) нуждается в небольших изменениях. Эти изменения гарантируют, что музыка получит более тональное звучание, чем модальное.


Какие существуют 3 типа минорных гамм?

Прежде всего, 3 типа минорных гамм:

  1. Натуральный минор,
  2. Гармонический минор,
  3. Мелодический минор.

Как мы только что узнали, натуральный минор такой же, как и в эоловом ладе. Так что «натуральный минор» и «эолийский» — это разные названия одного и того же лада. Итак, почему мы должны изменять какие-либо ноты этой гаммы? Почему это не хорошо, как есть?

Причина, по которой композиторам понадобились некоторые изменения в этой гамме натурального минора, заключается в тональном стиле периода общепринятой практики (это музыка примерно с 17-го по 20-й век и позже). Суть тональной музыки заключается в установлении и поддержании тонуса. Допустим, у нас была эта музыкальная идея:


Простая идея в минорной гамме.

Звучит нормально. Давайте немного изменим его, увеличив резкость G, и посмотрим, что получится:


Повышенная септима, создающая ведущий тон, ведущий к тонике.

Вы слышите разницу? Сначала это может быть незаметно, но это определенно есть! Разница в том, что эта вторая версия имеет начальный тон . Ведущим тоном является нота на один полутон ниже тоники , и ее задача состоит в том, чтобы подтолкнуть музыку к этой тонике.

Повышение 7-й ступени на полтона также означает, что аккорд ми минор из оригинала теперь стал аккордом ми мажор. Теперь это доминирующий аккорд, готовый перейти к тонике! Это тональная музыка. Другая версия? Это скорее модальный звук.

Итак, краткий обзор: первая версия этой музыкальной идеи использует гамму натурального минора в ля:


Натуральный минор

Вторая использует гамму гармонического минора в ля ля. Как мы уже говорили, разница в том, что у него теперь ведущий тон, 7-я степень обостряется:


Гармонический минор

Проблема, с которой мы сейчас имеем дело с гармоническим минором, это расстояние между 6-й и 7-й ступенями. В гармоническом миноре это расстояние между фа и соль-диез. Этот интервал называется увеличенной секундой и в мелодиях этого стиля (особенно когда музыка поется) звучит несуразно.

Чтобы исправить это, мы можем просто поднять 6-ю степень так, чтобы теперь она была на одну большую секунду меньше 7-й.


6-я и 7-я ступени звукоряда заточены для более плавной мелодии.

Это дает более гладкую мелодию, ведущую к тонике в такте 4. Вот почему необходима восходящая форма мелодической минорной гаммы .

Все это становится неактуальным в нисходящей форме мелодического минора, потому что в этом случае мы движемся не к тонике, а от нее. Таким образом, в мелодическом миноре мы получаем обострение 6-й и 7-й ступеней на подъеме, но возвращаемся в нормальное состояние на понижении:


Мелодический минорный лад на ля: 6-я и 7-я степени обостряются на подъеме и естественны на вниз.

Вот почему мы получаем 3 минорные гаммы. Натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

  1. Натуральный минорный лад эквивалентен эолийскому ладу. Все 7 нот остаются такими же, как в ключевой подписи.
  2. В гамме гармонического минора 7-я ступень усилена для создания ведущего тона.
  3. В мелодическом миноре 6-я и 7-я ступени заточены для плавного (и убедительного) подъема к тонике. На обратном пути он возвращается к нормальному состоянию (как натуральный минор).

Просто для другого примера, здесь они в G. Сначала гаммы, а затем с построенными на них трезвучиями. Обратите внимание, что из-за возможных изменений 6-й и 7-й ступеней мы также получаем несколько возможностей для создания аккордов. Фактически единственный аккорд, который никогда не меняется, — это сама тоника.

Соль натуральный минор:

Соль натуральный минор и построенные на нем трезвучия

Соль гармонический минор:

Соль гармонический минор и построенные на нем трезвучия.

G мелодический минор (только по возрастанию). Нисходящая форма будет такой же, как и натуральный минор. Заметьте также, что повышение или повышение резкости сглаженной ноты делает ее естественной (а не диезной). В этом случае ми-бемоль становится ми-бемоль натуральной:

Восходящая форма соль минорной гаммы и трезвучий.

Общие вопросы о минорной гамме

Используют ли три различных типа минорной гаммы одинаковую тональность? Да! Поскольку три формы минорных гамм являются простыми вариациями друг друга, они используют одну и ту же тональность. Любые необходимые диезы, натуральные или бемоли пишутся нотами, которым они принадлежат, а не ключевой подписью. Три минорные гаммы — это одна и та же минорная тональность.

Как определить, в мажорной или минорной тональности находится произведение? Помимо ключевой подписи, посмотрите, какие ноты используются и как. Прочитайте полный урок о распознавании мажора и минора здесь.

Что такое параллельная мажорная или минорная тональность? Параллельные клавиши — это клавиши с одной и той же тоникой. Например, тональности до мажор и до минор являются параллельными тональностями, поскольку их тоникой является нота до. Другой пример: тональности ре мажор и ре минор также являются параллельными тональностями, поскольку их тоникой является нота ре. 

Что такое относительная мажорная или минорная тональность? Относительный старший или второстепенный ключ — это ключ, имеющий одну и ту же ключевую подпись. Например, соль мажор и ми минор имеют общую тональность 1 диез, поэтому они являются «относительными тональностями». Другими словами, 90 005 G — относительный мажор ми минор, а E — относительный минор соль мажор.  

Вот еще один пример: фа мажор и ре минор имеют одинаковую тональность: один бемоль. Таким образом, F является относительным мажором ре минор, а D является относительным минором фа мажор 9.0006 .

Есть вопросы или комментарии? Дайте мне знать ниже или присоединяйтесь к нам на Facebook здесь. Мы будем рады видеть вас!

Соотношение гармонического и мелодического минора

  • в Новички,Опытные игроки,Фортепиано,Гаммы,Теория

    Вам интересно узнать взаимосвязь между гармоническим и мелодическим минорными гаммами?

    Если ваш ответ на вопрос выше да, , то этот урок для вас.

    Но прежде чем мы перейдем к отношениям между этими гаммами с точки зрения сходств и различий между ними, давайте освежим в памяти эти минорные гаммы.

    Рекомендация: Ознакомьтесь с нашей цифровой коллекцией материалов по теории музыки.

    Краткое примечание о гармонических и мелодических минорных гаммах

    Хотя натуральная минорная гамма обычно ассоциируется с минорной тональностью, существуют еще две минорные разновидности, связанные с минорной тональностью: гармоническая и мелодическая минорные гаммы.

    Давайте кратко их обсудим.

    Гамма гармонического минора —

    Объяснение

    Гамма гармонического минора — это разновидность минорной гаммы, полученная путем модификации гаммы натурального минора путем повышения седьмого тона на полтона.

    Повышение седьмого тона гаммы натурального минора:

    …то есть G:

    …на полтона (до G#):

    …получается гамма гармонического минора:

    Прочая гамма гармонического минора на клавиатуре…»

    Гамма гармонического минора C:

    Гамма гармонического минора C#:

    Гамма гармонического минора D:

    Гамма гармонического минора Eb:

    Гамма гармонического минора E:

    Гамма гармонического минора масштаб:

    Гамма гармонического минора F#:

    Гамма гармонического минора G:

    Гамма гармонического минора Ab:

    Гамма гармонического минора A:

    Гамма гармонического минора Bb:

    Гамма гармонического минора B:

    Мелодический минор

    Мелодический минор Как и гармонический минор, мелодический минор является производным от модификации натурального минора. Повышение шестого и седьмого тонов натурального минора дает мелодический минор.

    Повышение шестого и седьмого тона ля натурального минора:

    …то есть F и G:

    …на полтона (к F# и G#):

    …производит мелодическую минорную гамму:

    «Проверьте все мелодические минорные гаммы на клавиатуре…»

    Мелодический минор C:

    C# мелодический минор:

    D мелодический минор:

    Eb мелодический минор:

    E мелодический минор:

    F мелодический минор:


    G мелодический минор:

    Мелодическая минорная гамма Ab:

    Мелодическая минорная гамма A:

    Мелодическая минорная гамма Bb:

    Мелодическая минорная гамма B:

    Рекомендация: Ознакомьтесь с нашей цифровой коллекцией для скачивания теории музыки.

    Сходства между гармонической и мелодической минорной гаммой

    Хотя гармоническая и мелодическая минорная гаммы во многом схожи, мы рассмотрим два сходства между этими минорными гаммами.

    №1 – Нижние тетрахорды

    Каждая традиционная гамма делится на два тетрахорда: нижний тетрахорд из четырех нот и верхний тетрахорд из четырех нот. Нижний тетрахорд состоит из первых четырех нот гаммы, а верхний тетрахорд состоит из последних четырех нот гаммы.

    Гаммы гармонического и мелодического минора имеют одинаковые нижние тетрахорды. Нижний тетрахорд гармонической минорной гаммы C:

    …который состоит из C, D, Eb и F:

    …идентичен нижнему тетрахорду мелодической минорной гаммы C:

    …состоящая из до, ре, ми-бемоль и фа:

    #2 – ведущая нота

    Седьмой тон гаммы описывается как ведущая нота, если он на полтона ниже первого тона шкала. В гамме натурального минора (с использованием гаммы натурального минора в качестве эталона):

    … интервал между седьмым и первым тоном гаммы (в данном случае это си-бемоль и до):

    … это целый шаг . Следовательно, седьмой тон гаммы натурального минора НЕ считается ведущей нотой.

    В гармоническом и мелодическом миноре седьмой тон находится на полтона ниже первого тона. В гармонической минорной гамме C:

    …и мелодической минорной гамме C:

    …седьмой тон (B):

    …на полтона ниже первого тона (C):

    Итак, седьмой тон обеих гамм считается ведущими нотами.

    Различия между гармонической и мелодической минорной гаммой

    Несмотря на сходство, гармоническая и мелодическая минорная гаммы также имеют свои различия. Давайте продолжим и рассмотрим два из этих различий.

    #1 – Верхние тетрахорды

    Характерным отличием гармонического и мелодического минора является то, что у них разные верхние тетрахорды.

    Верхний тетрахорд до-минорной гаммы:

    …и верхний тетрахорд до-мелодической минорной гаммы:

    …различны.

    Верхний тетрахорд мелодической минорной гаммы идентичен тетрахорду мажорной гаммы. Вот почему гамма до-минор:

    … и гамма до-мажор:

    …имеют одинаковый верхний тетрахорд — G, A, B, C:

    #2 – форма нисходящей гаммы

    Другое различие между гармоническим и мелодическим минорными гаммами заключается в их нисходящей форме. Нисходящая форма гармонической минорной гаммы получается путем игры нот гаммы от восьмого до первого тона, в то время как мелодическая минорная гамма использует нисходящую форму естественной минорной гаммы.

    Final Words

    Важность знания сходств и различий между гармоническим и мелодическим минорными гаммами невозможно переоценить.

    Если вы хотите узнать больше о теории музыки, вам стоит ознакомиться с нашей цифровой коллекцией материалов для скачивания по теории музыки.

    Аль лучший!

    Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

    • Биография
    • Последние сообщения

    Оньемачи «Онье» Чуку — нигерийский музыковед, пианист и писатель. Вдохновленный своим образцом для подражания (Джермейн Григгс), который стал его наставником, то, что он начал с обучения музыкантов в своем районе Аба-Нигерия в апреле 2005 года, в конечном итоге превратилось в международную карьеру, которая помогла сотням тысяч музыкантов по всему миру.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *