Любовь с точки зрения психологии
Психология, Психология отношений
Содержание
Для одних это просто чувство, для других – определенные действия, а для кого-то любовь является смыслом жизни. Если проанализировать многочисленные высказывания о любви, то получится весьма красноречивый и в чем-то противоречивый словесный «портрет» данного чувства. С точки зрения психологии объяснить любовь тоже можно, но единого мнения нет и здесь – уж слишком многогранно это понятие.
Что такое любовь с точки зрения психологии?
Люди описывают любовь как прекрасное, удивительное, неповторимое чувство, способное как окрылять, так и повергать в беспросветное отчаяние. Его веками воспевают поэты, а ученые с философами пытаются понять и классифицировать.
В психологии есть свое определение данному понятию – это состояние глубокой привязанности и стремления к человеку, постановка его желаний выше своих. Любовь характеризуется следующими признаками:
- влечение;
- уважение;
- сокращение собственных интересов в пользу любимого человека;
- желание оказать любую помощь;
- стремление опекать и заботиться.
Настоящая любовь между мужчиной и женщиной: проявления и психология.
Чем любовь отличается от страсти
Любовь – это дополнительная опора, она может прогибаться под напором сложившихся обстоятельств, но не сломается. При этом отношения в паре переходят на новый этап развития. У страсти иные характеристики: так же быстро, как разгорается, она способна угаснуть, едва интерес к объекту уменьшится; её основа – внешняя привлекательность и физическое влечение. Любовь проявляется самоотверженностью, заботой о любимом человеке, а страсть эгоистична – индивид думает, прежде всего, о своих интересах.
Однако психологи утверждают, что для сохранения длительных отношений нужны оба этих компонента, так как они приводят в баланс связь двух полов. Люди отдают себя, принимают с благодарностью ответные заботу и внимание, а ведя сексуальную жизнь, получают и физиологическое наслаждение.
Узнайте подробнее, что такое страсть с точки зрения психологии.
Какие этапы развития проходит любовь
С точки зрения психологии, в любви происходит проживание 7 основных стадий:
- Влюбленность – эта стадия характеризуется бурным подъемом эмоций и необъективной оценкой объекта обожания. Свойственно преувеличение его достоинств, умаление или отрицание плохих качеств. Данный период может завершиться после первого конфликта или после того, как пара станет жить вместе и столкнется с бытовыми проблемами.
- Пресыщение – наступает трезвое оценивание отношений. Многие пары задаются вопросом, стоит ли их вообще продолжать, появляется потребность проводить время отдельно от любимого.
- Отвращение – появляется раздражение относительно привычек партнера. Это переломный момент, и только сильные пары способны пережить его без потрясений, а кто-то расстается именно в этой точке совместного пути.
- Смирение – человек уже способен воспринимать партнера с его отрицательными сторонами, смиряется, приспосабливается к характеру, пытается сглаживать острые углы.
- Угождение – у обоих наступает осознание того, что они готовы рука об руку переносить все беды и радости. Влюбленные становятся опорой друг другу и остаются вместе в любых обстоятельствах.
- Дружба – один из важных аспектов любви, возникающий со временем. Каждый начинает воспринимать свою вторую половину по-особенному, отношения скрепляются доверием и дружбой.
- Истинная любовь – уходят страстность и ревность, взаимоотношения становятся мягкими и размеренными. Пара ощущает себя единым целым.
Любовь в корне отличается от влюбленности, так как влюбленность – явление кратковременное. Любовь же чувство длительное, наполненное самопожертвованием, преданностью и уважением к объекту любви, желанием проявлять заботу о нем и поддерживать во всем.
Узнайте здесь: как отличить любовь от привязанности?
Читайте также в дополнение к теме:
- 5 секретов счастливого брака;
- что стоит знать о психологии любящего мужчины;
- как понять, что пара совместима;
- как вернуть романтику во взаимоотношения;
- чего не надо делать после расставания;
- как проявляется любовная зависимость, и можно ли от нее избавиться.
Leave a comment
Существует ли любовь? Что нейробиологи, лингвисты, социологи, философы и психологи думают о романтической близости — Нож
В последнее время универсалистский подход к любви как к биологическому процессу становится всё популярнее. Но это не единственный способ объяснить, почему любовь выглядит именно так, а не иначе. Может быть, романтика началась с христовых проповедей и пронизала всю христианскую культуру? Может быть, это набор ритуалов и слов, будоражащих наше воображение? Может быть, это вообще произведение маркетологов? Изучаем самые интересные теории.
ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть
С одной стороны, из материальных и письменных источников ученым известно о существовании различных ритуалов, мифов и философских концепций любви. Они позволяют судить о том, как люди в древности проявляли свои чувства и какие практики характеризуют любовь в современном смысле этого слова.
С другой, среди ученых до сих пор нет единого определения любви. Кто-то считает, что это лишь
Другие ученые считают, что любовь — это коллективная иллюзия, включающая набор различных культурных мифов, социальных практик и их последующих интерпретаций. Они анализируют различные культурные артефакты: литературные и философские тексты или произведения искусства от древнегреческой вазописи до американской рекламной продукции. Для них любовь — не универсальное чувство: у каждого общества есть свои особенности и ограничения, есть и такие, в которых вообще отсутствует эквивалент понятия «любовь».
Любовь в философии теории познанияОдним из самых известных произведений о любви (на русский язык переведены только несколько отрывков) остается эссе «Любовь и Запад» (L’Amour et L’Occident, 1939), написанное накануне Второй мировой войны. Автор ее — швейцарский философ-антифашист Дени де Ружмон — интересуется причинами духовного и социального кризиса в межвоенный период. По его мнению, любовь существует, и западная цивилизация несколько столетий выстраивалась вокруг этой идеи.
Поначалу это была христианская любовь к Богу и ее воплощение в признанном Церковью браке. В дальнейшем — благодаря распространению придворной культуры и рыцарской поэзии в XII веке — появляется куртуазная любовь-страсть, не имеющая ничего общего с христианскими представлениями о браке.
В центре мира теперь страсть двух возлюбленных, а не постижение любви к Богу через стабильное сосуществование в браке.Любовь-страсть (поэтическое изобретение XII века) всегда трагична в отличие от христианской, которая предлагает через любовь воссоединиться с Богом. Де Ружмон разбирает одну из самых распространенных в европейской культуре любовных историй: повествование о Тристане и Изольде, в котором герои обречены на страдания и смерть.
Рыцарь Тристан отправился на поиски невесты для своего короля и нашел прекрасную Изольду. По пути обратно они по ошибке выпивают любовный напиток, приготовленный ее матерью для того, чтобы любовь ее дочери и короля была прочной — вместо этого любовь вспыхивает между Тристаном и Изольдой.
Тем не менее король и Изольда женятся, а любовники довольствуются лишь редкими тайными свиданиями. Через некоторое время их разоблачают. Они бегут из королевства. Их находят, Изольду возвращают мужу, а Тристан вынужден покинуть владения короля. В далеких землях Тристана заставляют жениться на другой королевишне.
Однажды Тристан оказался смертельно ранен и попросил своего пажа разыскать и привезти свою возлюбленную. В последний момент ревнивая жена говорит умирающему мужу, что из соседнего королевства пришел корабль под черным парусом. Тристан умирает. Изольда же, сойдя на берег, ложится рядом с любимым и умирает от горя. На могилах двух возлюбленных с тех пор растет переплетающийся цветущий терновник.
Миф о Тристане и Изольде распространился по югу Франции через поэзию трубадуров и менестрелей (так называемая куртуазная, или придворная, поэзия XII–XIII веков). Южная Франция считалась неблагополучным регионом, главными угрозами для правителей ближайших земель были постоянные войны, а для Римско-католической церкви — распространение ереси катаров.
Катары видели в страсти воплощение божественной силы. Куртуазная любовь к Прекрасной Даме, которую воспевали провансальские рыцари и поэты, была отмечена «печатью интеллектуального и трагического напряжения», в котором влюбленный так и не мог воссоединиться со своей возлюбленной навсегда.Катарская ересь была жестоко подавлена и забыта, тем не менее позднесредневековые поэты сформировали почву для ренессансных любовных сюжетов, а затем трагический любовный мотив стал неотъемлемой частью культуры Нового времени.
Таким образом, романтическая (или «романическая») страстная любовь со временем становится олицетворением меланхоличной и обреченной европейской цивилизации.
С идеей романтической любви-страсти у де Ружмона оказывается связана другая важная тема — тема войны. Любовные и военные тактики тесно связаны между собой. Если в Средние века целью войны становится постепенное завоевание территории (аналог в любви — завоевание и капитуляция возлюбленной), то современная война ставит своей целью окончательное «уничтожение» противника.
Современная любовь лишается страсти, происходит десексуализация объекта любви. Новое время с его изобретением публичности выводит любовь из сферы индивидуальной жизни и устанавливает контроль над чувствами.Идеи де Ружмона здесь перекликаются с мыслями его известных современников: психоаналитической концепцией тяги к смерти, предложенной З. Фрейдом, и развитием идеи о связи эроса и смерти в работах Ж. Батая.
Что еще почитать о любви с точки зрения философии:
- Платон. «Пир»
- Нуссбаум М. «Политические эмоции: почему для справедливости важна любовь» (Political emotions: why love matters for justice)
- Батай Ж. «История эротизма»
«Искусство любить. Исследование природы любви» (1956) немецкого психоаналитика и философа Эриха Фромма известна многим. Егоинтересует социальная и духовная сущность любви.
Фромму принадлежит попытка классификации любовных взаимодействий, которую до сих пор используют психоаналитики и социальные психологи. Он выделяет две формы любовного взаимодействия: любовь-бытие и любовь-обладание.
Любовь по принципу бытия (любовь как акт проявления творческого интереса, плодотворная любовь) способствует развитию и творческому созиданию жизни обоих партнеров. Мировые религии говорят о такой любви как о недостижимом, но важном идеале. Для Фромма такая форма любви является исключением.
А вот большинство мужчин и женщин, по мнению мыслителя, пребывают в иллюзии «любви-обладания». Ее целью становится приобретение партнера с высокой социальной ценностью.Вначале влюбленные стараются очаровать друг друга, прикладывают усилия для завоевания возлюбленного. Финалом становится брак. Брачные отношения, основанные на контрактности и формализме, способствуют постепенному охлаждению чувств партнеров. В браке никто уже не прикладывает усилия, потому что завоевывать некого. Партнеры начинают задаваться вопросами о правильности своего выбора, признавая в конечном итоге ошибочность своих иллюзий и обвиняя другую сторону в происходящих переменах.
Со временем такое чувство может перейти в любовь к общим благам, будто то наследство, совместный дом или дети. Любовь и семья превращаются в маленькую корпорацию по взращиванию эгоистической иллюзии семейных чувств. Неудивительно, что супруги в таких парах ищут новых ощущений на стороне.
Такая любовь обречена на неудачу: человеку не под силу избежать своей «собственнической природы» и корыстных устремлений общества в целом. Даже такие относительно новые формы отношений, как групповой брак или бесконечная смена партнеров, не могут преодолеть оковы обладания.Для Фромма любовь — это способ взаимодействия с окружающим миром, варианты которого он описывает через оппозицию жизни и смерти. Любовь по принципу бытия — это «любовь к жизни», рассмотрение объекта любви как индивидуальности, как партнера для совместного жизненного творчества. Любовь по принципу обладания — это «любовь к смерти», в таких отношениях происходит наделение своего партнера «мертвым статусом», и — как следствие — развивается отношение к партнеру как к вещи, обладающей конвертируемой социальной стоимостью. Эти формы взаимодействия для Фромма оказываются несовместимы друг с другом.
Что еще почитать о любви с точки зрения психологии и психоанализа:
- Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности»
- Фуко М. «История сексуальности»
Одной из самых интересных работ в сфере исследований языка и литературы можно назвать книгу «Фрагменты речи влюбленного» (1977) французского лингвиста и литературоведа Ролана Барта.
Состояние влюбленности и до него часто описывалось в художественной и научной литературе. Однако самого Барта интересует не столько чувства влюбленного человека, сколько романтическое мышление и то, как оно устроено: влюбленность, по мнению Барта, тесно связана со способностью к воображению.Чтобы изучить эмоциональное мышление влюбленного человека, он вводит в свое произведение одинокого лирического героя (влюбленный, по мнению Барта, всегда одинок), который проходит через все стадии — от зарождения чувства до глубокого переживания любви. Автора интересует, какие из бесчисленных фантазий и культурных наслоений эстетизируют и мифолигизируют наше чувство влюбленности. Лирический герой Барта постоянно размышляет о любви, его мысли смешаны с фрагментами из классических философских и литературных произведений вроде цитат из великих классиков Ницше и Платона, ключевое произведение для Барта в этой книге — роман в письмах Гёте «Страдания юного Вертера».
Среди большого количества культурных наслоений Барт выделяет «фрагменты» или «фигуры», как он их сам называет. «Фигуры» — это своего рода общие места, позволяющие проследить топологию любовной темы.
Любовь для Барта — это целый языковой организм, важными элементами которого становятся ритуалы, сцены признания, письма, любовные расставания, визуализация и драматические описания этих сцен и т. п.Каждая литературная цитата или мысль героя служат как бы подтверждением, точной иллюстрацией «фигуры», всплывающей в сознании читателя.
Любовь и влюбленность, по мнению Барта, — определенный способ мышления, тесно связанный с культурным наследием. Любовь конструируется через постоянный поиск языка, на котором о ней можно говорить. Так она становится речевой практикой, сотканной из литературного воображения (попыток говорения о любви в разных произведениях культуры), собственных размышлений (говорения о любви здесь и сейчас) и эмоциональной памяти (говорения с утраченным).
Что еще почитать о любви с точки зрения лингвистики и литературоведения:
- Стендаль Ф. «О любви»
- Бальзак де О. «Физиология брака, или Эклектические размышления о радостях и горестях супружеской жизни» и «Мелкие неприятности супружеской жизни»
В связи с развитием социальной теории, гендерных и культурных исследований в XX веке, социологическая наука оказалась очень восприимчивой к теме любви. Одной из самых ярких работ на эту тему оказалась монография израильского социолога культуры Евы Иллуз «Потребляя романтическую утопию: любовь и культурные противоречия капитализма» (1997), а также ее продолжение «Почему любовь ранит: социологическое объяснение» (2012) .
Для Иллуз тема любви находится на пересечении исследований эмоций, культурных паттернов и способов коммуникации.
В своей первой книге она настаивает на том, что современное восприятие романтической любви тесным образом связано с развитием капитализма с тех пор, когда он начинает ориентироваться на эмоциональную работу с потребителем. Любовь начинает коммодифицироваться (commodification of romance, термин Иллуз), то есть превращаться в товар.В то же время эмоциями наполняются и сами товары, превращаясь в неотъемлемые элементы развития любовной истории (emotionalization of commodities). Иллуз изучает рекламу, кино и женские журналы, в которых представление романтических товаров задает вектор определенного эмоционального настроения: аксессуары и парфюмерные ароматы, позволяющие возлюбленным привлекать партнера, романтические круизы для двоих. Она проводит серию биографических интервью и предлагает участникам проанализировать изображения — например, семейный фотопортрет эпохи Великой депрессии и фотографию романтического ужина в ресторане из какого-нибудь гламурного журнала, определив, какая из них наиболее полно «отражает романтическую любовь». Иллуз интересует тот факт, что «товары» всегда сопровождают представления респондентов о «романтической любви».
Ее исследования выявили важную связь любви и индустрии досуга и впечатлений, особую роль здесь играет развитие культуры свиданий — когда участники буквально «сбегают» из дома в поисках счастья и попадают в ловушку культурной индустрии, предлагающей немыслимое количество активностей для подогревания любовного чувства: романтические кафе, кинотеатры, парки развлечений, туристические достопримечательности.Иллуз называет их «романтическими активностями». Серия интервью позволила ей выделить следующие категории «активностей»: гастрономические (например, совместная готовка еды или поход в ресторан), культурные (выходы в оперу, кино или посещение спортивных мероприятий) и туристические (поездки за город или в совместный отпуск за рубеж).
В дальнейшем Иллуз делит респондентов по их отношению к потреблению. Например, в зоне «явного потребления» вся романтика выстраивается вокруг покупки или приобретения «эмоционально заряженных» товаров. Сюда попадают, например, поход в дорогой французский ресторан, выпивка в баре, покупка билетов в оперу, поход в кинотеатр, круиз или поездка на Лазурный Берег.
Напротив, в зоне «косвенного потребления» участники интервью делали акцент на совместном времяпрепровождении, которое лишь отчасти связано с потреблением. Сюда попадает совместная готовка или романтический ужин при свечах в домашней обстановке, просмотр кинофильмов или прослушивание музыки, а также поездки за город на рыбалку или пикник (для их организации необходимо, например, взять напрокат фильм или купить продукты, но это не главное).
Наконец, в «слепую» зону попали активности, на первый взгляд не связанные с потреблением. Сюда входят совместные разговоры друг с другом или бесцельные прогулки по городу, а также сексуальная жизнь пары. Тем не менее, как говорит Иллуз, эти практики «осуществления любви» через проживание романтического момента не являются автономными, в культуре они, скорее, сосуществуют друг с другом.
В своей следующей книге «Почему любовь ранит» она возвращается к теме любви. На этот раз в центре не мифология романтической любви, а культурное значение выбора, вокруг которого выстраивается современный любовный дискурс.
По ее мнению, мы сталкиваемся с процессом выбора ежедневно, и в него наряду с экономикой и политикой оказывается втянутой любовь. Иллуз говорит об «архитектуре» или «экологии» выбора. Агенты, которые хотят сделать выбор (будь то выборы продуктов или выбор партнера), тут же оказываются вовлеченными в ситуацию, в которой партнеров много, однако наш выбор будет заранее обусловлен экономическим, культурным и социальным капиталами.Здесь Иллуз следует логике французского социолога П. Бурдье, который понимает под капиталом те преимущества и ресурсы (доходы, образование, социальный статус, репутация и т. п.), которые организуют наши действия, и — как следствие — эти капиталы каждый раз воспроизводят неравенство наших возможностей.
Иллуз также спорит с экономистами и психологами, которые настаивают на том, что выбор является естественным следствием нашей рациональности. На ее взгляд, на романтический выбор влияют, прежде всего, порожденное разными капиталами социальное неравенство, а также сложность выстраивания эмоциональных связей в обществе повсеместного капитализма, когда логика менеджмента и самооптимизации проникает в область наших чувств.
Любовь причиняет нам боль, потому что влюбленные в условиях «эмоционального капитализма» сталкиваются лишь с иллюзией выбора, который для них, по мнению Иллуз, уже предопределен.
Что еще почитать о любви с точки зрения социологии и культурологии:
- Луман Н. «Любовь как страсть»
- Бауман З. «Жидкая любовь»
- Гидденс Э. «Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе»
Можно ли исследовать любовь с помощью МРТ? В своей книге «Почему мы любим: природа и химия романтической любви» (2004) антрополог и исследователь человеческого поведения Хелена Фишер пытается найти ответ на этот вопрос.
Психолог и биолог по образованию, Фишер ищет доказательства того, что любовь — универсальное чувство, которое объединяет всех (мужчин и женщин, гетеросексуалов и гомосексуалов, людей и животных) и не зависит от культурного, социального или иного опыта.Уже в первых главах она заявляет: «Любовное влечение — это универсальное человеческое переживание». По ее мнению, романтическая любовь — одна из трех базовых установок, позволяющих отрегулировать репродуктивное поведение человека. Романтическая привязанность заставляет человека концентрироваться на одном конкретном объекте любви и не тратить время на заранее проигрышные варианты (те, которые не приведут к совместной жизни и размножению).
В Нью-Йоркском университете Стоуни-Брукс вместе с аспирантами психологического факультета Фишер запустила многосторонний проект, посвященный изучению влюбленности. Фишер интересовали механизмы, которые вызывают в нас те чувства, что писатели и художники, композиторы и философы в разные эпохи называли «божественным безумием».
Другими словами, ее интересовало, как устроенная романтическая страсть. Чтобы ответить на этот вопрос, Фишер решила прибегнуть к технологии функциональной магнитно-резонансной томографии и получить изображение человеческого мозга в состоянии сильной влюбленности.Помимо МРТ она использовала статистический анализ (ее ассистенты обрабатывали данные анкет респондентов опросника «Что такое любовь?», состоящего из 55 вопросов), а также интервьюировала людей, как они переживают сильную влюбленность. В течение шести лет Фишер и ее помощники просканировали мозг 40 влюбленных, из которых половина респондентов были безумно влюблены, а вторые отвергнуты или недавно расстались со своими возлюбленными.
В первых главах Фишер анализирует произведения мировой культуры от Античности до конца XX века, в которых основной темой является любовь (стихотворения, проза, пьесы и т. п.). В этих произведениях она ищет переменные, которые ей нужны для последующего анализа: выделяет «страсть» или «пыл», которыми охвачен влюбленный человек; «стремление к эмоциональному единству»; «резкие перемены настроения от радости до отчаяния»; «эмоциональную зависимость»; «эмпатию»; «сексуальную верность» и т. п.
В следующей главе антрополог пытается разобраться с феноменом «животного влечения». Оказалось, что в мире животных тоже существует подобие «любви с первого взгляда».В нем мгновенная симпатия позволяет самцам и самкам приступить к размножению в рамках того времени, которое отведено каждому виду для этого занятия.
По мнению Фишер, «животный магнетизм» роднит людей и животных и по многим другим параметрам. Например, собственнический инстинкт и охрана партнера свойственны многим живым существам. Фишер приводит примеры животных, которые, подобно человеку, могут выражать свое обладание партнером через невербальные жесты (например, самец медведя гризли часто кладет лапу на плечо самке в период размножения, демонстрируя «свою территорию»).
Подобное поведение животных в совокупности с повышенной энергичностью, эйфорией, страстной устремленностью позволило Фишер связать романтические чувства человека и животных с выработкой общих химических веществ в мозге — дофамина и норадреналина.«Романтическая страсть — универсальное человеческое чувство, возбуждаемое некоторыми химическими веществами и цепочками в мозге», — считает она.
Повышенная концентрация дофамина в мозгу объясняет, почему влюбленные испытывают радостное возбуждение при виде партнера. Избыточный выброс этого нейротрансмиттера заставляет человека испытывать повышенную возбудимость в случае, если отношения находятся под угрозой.
Рост концентрации дофамина приводит также к выработке тестостерона, гормона сексуального желания. Как правило, норадреналин сопровождает действие дофамина.
Повышение норадреналина объясняет способность влюбленного человека запоминать мельчайшие детали и аспекты поведения объекта страсти. Когда уровень дофамина и норадреналина повышается, уровень серотонина снижается. Влюбленные начинают впадать в возбудимое полубезумное состояние, предаются навязчивым фантазиям, размышлениям, мечтательности, теряют аппетит и сон.Однако Фишер не спешит с выводами: напротив, она говорит, что эта теория о влиянии химических веществ осложняется наличием множества факторов — прежде всего, неравномерным распределением этих веществ в мозге. Кроме того, они взаимодействуют со многими другими веществами, участвуют в сложных химических реакциях и их влияние может быть другим.
Далее антрополог приступает к сканированию мозга влюбленных. В ходе эксперимента участниками показывали снимки их возлюбленных, а затем снимки совершенно посторонних людей. Кроме того, участники могли сами оценить уровень своей страсти по «шкале любви», которую изобрели Фишер и ее команда. Фишер обнаружила зоны возбуждения в зоне хвостатого ядра, которая, по мнению ученых, всегда отвечала за управление движениями тела. Однако при просмотре фотоснимков у влюбленных проявлялась повышенная активность в этой зоне. У тех, кто набрал высокие результаты по «шкале любви», сильнее возбуждалась как раз эта зона при просмотре фотоснимков возлюбленных.
Фишер исследовала мозг не только счастливо влюбленных, но и тех, кто пережил разрыв с любимыми или невзаимную любовь.
Выводы, к которым она пришла в ходе второй части исследования, подтверждают ее гипотезу о влиянии химических веществ: повышение дофамина и норадреналина ведет к постепенному снижению серотонина, отчего многие влюбленные испытывают депрессию, потерю интереса и воли к жизни. Критическое снижение серотонина способно спровоцировать самоубийство на почве несчастной любви.
Фишер пытается предостеречь читателей от неконтролируемой страсти. По ее мнению, такие крайности, как неразделенная любовь, способны толкать влюбленного на ревность и многочисленные преступления. Она предлагает систему «12 шагов: рецепт долгой любви», основанную на избавлении от любовной зависимости или от навязчивых воспоминаний.
Часто влюбленные лечатся от зависимости при помощи антидепрессантов. Фишер считает, что они негативно влияют на нашу способность влюбляться снова (однако лучше следовать предписаниям своего врача).В любом случае, чтобы влюбиться, лучше заняться чем-то новым, отправиться в совместное путешествие в новое место или найти нового сексуального партнера. Любая совместная активность способна разбудить романтическую страсть.
Фишер также считает, что мы живем в эпоху «триумфа любви», когда возрождается интерес к любви и ее универсальным паттернам. Романтическая любовь способна пережить войны и революции, движет культуру, уходит корнями в доисторическую эпоху и имеет крепкие основания в человеческом мозге.
Психология любви: Психология Факты о любви
“ Я была на вечеринке, очень стеснялась, потому что вокруг было много знаменитостей, а я сидела в углу, одна, и ко мне подошел очень красивый молодой человек подошел ко мне и предложил мне немного соленого арахиса, и он сказал: «Хотел бы я, чтобы это были изумруды», вручая мне орехи, и это был конец моего сердца. Я так и не получил его обратно».
Приведенная выше цитата актрисы Хелен Хейс пытается выразить, насколько необыкновенной, тем не менее узнаваемой и глубоко внутренней может быть любовь. Личный анекдот Хейс представляет собой ее собственный взгляд на универсальный человеческий опыт, которому удалось избежать четкого определения.
Чтобы прийти к всестороннему и даже основанному на фактических данных пониманию психологии любви, необходимо изучить, что такое любовь в психологических терминах, различные факторы, влияющие на нее, и различные известные виды любви. существовать. Так что читайте дальше, чтобы узнать, при чем здесь любовь.
Любовь: стиль АПА
Американская психологическая ассоциация (АПА) предлагает психодинамическое определение любви, описывая ее как «сложную» эмоцию, которая включает:
- Привязанность к другому человеку.
- Чувство нежности.
- Чувствительность к их ответам
- Испытывать удовольствие от другого человека.
- Преданность.
Именно эта смесь эмоций составляет многослойное и порой изменяющее жизнь переживание любви.
Треугольник любви
АПА также упоминает теорию «треугольника любви», выдвинутую психологом Робертом Стербергом. Согласно Штернбергу, все формы любви состоят из различных уровней следующих основных элементов:0005
- Близость: Этот аспект любви заставляет людей чувствовать близость друг к другу и включает в себя чувство тепла и связи.
- Страсть: Необузданная и нежная страсть включает в себя романтику, сексуальное влечение и сексуальные отношения.
- Обязательство: Описывая обдуманное желание остаться вместе, обязательство включает в себя чувство настойчивости, поддержание отношений и преодоление их бурь.
По словам Штерберга, эти три компонента способны создать семь различных форм любви:
- Нравится: «Настоящая дружба», основным атрибутом которой является большее чувство близости.
- Влюбленность:
- Пустая любовь: Эта форма любви подчеркивает приверженность и описывает либо отношения, которые начинаются с более интеллектуального понимания ее преимуществ (например, браки по расчету), либо отношения, страсть и близость которых с тех пор иссякли.
- Романтическая любовь: Романтическая любовь, сочетающая в себе повышенную близость и страсть, связана с чувством взаимной признательности, желания и возбуждения, а также желанием физической близости. Романтическая любовь воспета во многих песнях, и столь же часто оплакивали ее утрату. Это также стало катализатором в большом количестве случаев ОКР в отношениях, когда человек постоянно сомневается, действительно ли кто-то является его «единственной настоящей любовью» или действительно ли он удовлетворен своими отношениями.
- Товарищеская любовь: Отношения, определяющими чертами которых являются и близость, и преданность. Это могут быть более старые романтические отношения, в которых больше нет большой страсти, но все еще есть нежность и признательность между партнерами.
- Безрассудная любовь: Часто характеризующаяся импульсивностью и драматизмом, бессмысленная любовь описывает связь, в которой твердая приверженность партнеров к отношениям основана в основном на их влечении друг к другу, без необходимости узнавать своего партнера или находить общий язык с ним. их.
- Непревзойденная любовь: Стабильная, приносящая удовлетворение, но не легко достижимая, непревзойденная любовь поддерживает полезный, хотя и не обязательно продолжительный баланс между близостью, страстью и преданностью. Со всеми тремя элементами, которые признаются и к которым стремятся, эта форма любви включает в себя настоящее восхищение друг другом через глубокое знакомство, живое чувство влечения и взаимное согласие в том, что эти отношения стоят того. Штернберг подчеркивает, что даже со всеми этими элементами крайне важно, чтобы партнеры работали над сохранением своей любви, регулярно выражая ее различные грани.
О любви и агрессии
Сосредоточившись конкретно на романтической любви с помощью психологического определения, психолог Зик Рубин хотел точно определить определенные психологические «факты» любви. Поэтому он выдвинул свою собственную, эмпирически обоснованную теорию, утверждая, что романтическая любовь состоит из следующих трех элементов:
- Привязанность: Описывает потребность человека в зависимости от своего партнера и в том, чтобы он заботился о нем. .
- Уход: Считать счастье своего партнера таким же важным, как и свое собственное, а также быть готовым работать над улучшением благополучия своего партнера.
- Близость: Потребность делиться со своим партнером личными мыслями, чувствами и секретами вместе с потребностью в исключительности из-за веры в то, что он единственный человек, с которым у его партнера такие открытые и уязвимые отношения.
Рубин создал две анкеты для измерения уровней этих компонентов. Его исследование выявило различие между симпатией и любовью: симпатия к кому-то обычно ассоциируется с более спокойными чувствами, такими как приятность, уважение и теплота.
С другой стороны, романтично любящий человек имеет тенденцию вызывать более сильные и даже агрессивные чувства, а также готовность бороться за своего партнера и отношения.
Исследования Рубина выявили взаимосвязь между романтической любовью и страстью, желанием, собственничеством и преданностью. В частности, было обнаружено, что те, кто набрал более высокие баллы по шкале любви, больше смотрели друг другу в глаза, и что партнеры с большей вероятностью вступали в брак, если их оценки были выше по более страстной шкале «любви», чем по более спокойной шкале «приязни». . Иными словами, те, кто испытывает страсть к своему партнеру, с большей вероятностью решат жениться на нем, по сравнению с парами, определяющей чертой которых является признание ценностей или мнений друг друга.
Многоцветная любовь
Любовь может развиваться в различных условиях и включает в себя любовь к другим людям, помимо романтического партнера. По мере того, как человек идет по жизни, значение, которое они придают различным формам любви, вероятно, изменится. Важно быть открытым для этих эмоциональных сдвигов и позволить их развивающейся перспективе способствовать актуализации воодушевляющих, поддерживающих и любящих отношений.
Вас также может заинтересовать…
Что такое ЛЮБОВЬ? определение ЛЮБВИ (Словарь по психологии)
Сложная, но в основном единая эмоция, включающая в себя нежность, привязанность и преданность благополучию другого человека или людей. Говоря более конкретно, любовь включает в себя (а) чувство сопереживания, способность войти в чувства и поделиться переживаниями любимого человека; (б) глубокая забота о благополучии, счастье и росте любимого человека; (в) удовольствие от активного посвящения мысли, энергии, времени и всех других ресурсов любимому человеку; и (г) полное принятие уникальности и индивидуальности любимого человека и его права быть самим собой (на основании Прескотта, 1957). К этим четырем компонентам можно добавить пятый: «Сохранение обособленности и целостности самого себя. Это опыт обмена, общения, который позволяет полностью раскрыть свои внутренние способности». (Fromm, 1956) Любовь принимает множество форм и имеет множество выражений. В своей книге «Искусство любить» (1956) Эрих Фромм описывает пять отношений. Братская любовь, ориентированная на всех ближних, включает в себя «чувство ответственности, заботу, уважение, знание любого другого человека, желание продолжить его жизнь». Родительская любовь — это добровольное, безусловное и несобственническое принятие на себя ответственности за благополучие и развитие своего ребенка, а также принятие того факта, что его жизнь принадлежит ему. Эротическая любовь — «стремление к полному слиянию, к единению с другим человеком. Он по самой своей природе исключителен, а не универсален» — включает в себя максимально возможное вложение себя в счастье и благополучие другого человека, а также величайшие возможности для роста со стороны обоих людей. Любовь к себе — это не любовь к себе в смысле эгоцентризма и тщеславия, а вид самопринятия и самоуважения, которые дают нам уверенность в любви к другим людям и формируют социальные отношения, которые являются одновременно здоровыми и продуктивными. Наконец, любовь к Богу возникает из «потребности человека преодолеть обособленность и достичь единения» с тотальностью Бытия, отождествить себя с высшими целями, которые он может себе представить, и тем самым укрепить себя против беспокойства, отчаяния и бессмысленности. Только что обрисованных типов отношений психологи и другие социологи сосредоточили свое внимание прежде всего на двух: родительской любви и эротической любви. Есть много проявлений родительской любви, и если отношения между родителем и ребенком должны быть здоровыми и плодотворными, эти выражения должны меняться по мере того, как ребенок растет. В младенчестве это проявляется в объятиях, физической заботе и внимании к общему благополучию ребенка. По мере развития оно выражается в восхищении новыми умениями и поощрении попыток ребенка испытать себя и исследовать свой мир. В школьные годы оно выражается в общем одобрительном отношении (при необходимости смешанном с порицанием), интересе к деятельности ребенка, помощи в трудной или бедственной ситуации. Позже, в подростковом возрасте, акцент должен делаться на заверении, уважении частной жизни, поощрении независимого мышления и действия, а также на доверии к добрым качествам молодого человека и его способности извлекать пользу из опыта. Психологические исследования показали, что способность отдавать, а также принять любовь можно только в том случае, если она питается в годы становления. Это означает, что должны явно преобладать положительные чувства привязанности и одобрения, поскольку человек, который жил с установками отвержения, подозрительности, эгоцентризма и враждебности, вероятно, будет испытывать большие трудности в формировании глубоких и устойчивых привязанностей на протяжении всей своей жизни. Для таких людей брак часто является убежищем от несчастливого детства или защитой от угрожающего мира. В некоторых случаях, однако, преобладанию негативных чувств в раннем возрасте дома может противодействовать внешний опыт, который восстанавливает уверенность, обеспечивает принятие другими и стимулирует самопонимание и понимание других людей. Такие люди могут преуспеть в преодолении своих ранних недостатков и стать более способными как давать, так и отвечать на любовь. Плодотворный подход к вопросу об эротической любви состоит в том, чтобы отличить подлинное разнообразие от страстного увлечения. Эти два понятия не являются полюсами друг от друга, ибо страстное увлечение может перерасти в любовь, а прочная любовь должна сохранять что-то от острых ощущений увлечённости. Однако есть ряд отличительных черт, которые H. A. Bowman (1951) резюмировал следующим образом: «Влюбленность может прийти внезапно, но любовь требует времени. Увлечение может быть основано на одной или двух чертах (обычно плюс сексуальная привлекательность), тогда как любовь основана на многих чертах. В страстном увлечении человек «влюблен» в любовь, тогда как в любви человек влюблен в другого человека. При увлечении другой человек рассматривается как отдельная сущность и используется для самоудовлетворения, при настоящей любви возникает чувство идентичности с другим человеком. Влюбленность порождает чувство неуверенности и принятие желаемого за действительное, тогда как любовь порождает чувство безопасности. В увлечении он может страдать от потери амбиций и аппетита или быть в оцепенении, тогда как в любви вы работаете и планируете доставить удовольствие другому человеку. Физический элемент гораздо более выражен в влюбленности, чем в любви. Увлечение может быстро измениться, но любовь длится». Как показывает эта цитата, увлечение может быть ловушкой, ведущей к поспешным и необдуманным бракам, особенно между людьми, над которыми доминирует сексуальное желание или потребность в зависимости, или которые ищут избавления от одиночества, неуверенность или несчастье. Истинная любовь, с другой стороны, вырастает не только из углубляющихся сексуальных отношений, но и из общих интересов, переживаний и стремлений — и, подобно братской любви и родительской любви, вызывает стремление способствовать благополучию любимого человека.