Манеры поведения какие бывают: Определения слов, поиск определений слов

Содержание

«Хорошие манеры – это не слабость»

Лилия Бадаева, специалист по этикету

Как журналист я человек наблюдательный, замечаю, отмечаю и порой даже записываю все, что кажется мне интересным: суждения, выводы, странное поведение или лайфхаки. Так уж случилось, что в последнее время в своей работе и жизненных ситуациях я встречаюсь с тем, что чаще всего моя воспитанность и желание вести себя корректно воспринимается как слабость. Ведь человек воспитанный не стремится никого обидеть, не реагирует на едкие комментарии, не льстит, не станет поучать того, кто каким-либо образом неправильно представил другого или вовсе задел, а не заметит все эти шероховатости. Наоборот, с радостью переведет тему и избавит обе стороны от неловких объяснений. Но, честно говоря, в бытовых ситуациях, да и в бизнесе тоже, отчего-то все ждут, что ты будешь, так сказать, держать удар, а если не сможешь – значит слаб. И куда- то при этом исчезают установки на вежливость, экологичность, уважение. Рамки приличия двигаются, так сказать, создают новые возможности, которые позволяют родителям нападать на преподавателей, учителей, воспитателей, не уважать труд врачей и вообще относиться к людям, словно все они тут вокруг тебя для того, чтобы обслуживать или даже служить. Поневоле приходится как-то подстраиваться под эти современные реалии и учить своих детей, чего ожидать от других. Все эти философские мысли и натолкнули меня поговорить с Лилией Бадаевой, которая не просто знает о хороших манерах все, но и обучает этому других, причем считает, что современному человеку непременно стоит быть вежливым и воспитанным.

– Какое бы вы дали определение воспитанности с учетом современных стандартов?

– Мы иногда ошибочно ставим знак равенства между воспитанным человеком и человеком высоконравственным, вежливым или образованным. Возможно, отсюда нам кажется, что и понятие «воспитанности» стало иным. Но воспитанный человек не обязательно будет высоконравственным и образованным, а вежливый человек – воспитанным…

Современные реалии, безусловно, оказывают влияние на общество, но, несмотря ни на что, само определение воспитанности, на мой взгляд, не изменилось. Воспитанность – это все то же умение вести и держать себя в обществе, уважение к окружающим.

– Зачем современному человеку этикет?

– Современному человеку этикет нужен ровно затем же, зачем он нужен был и раньше. Хорошие манеры помогают выстроить комфортное и эффективное взаимодействие с окружающими.

Знание неписаных правил выгодно выделяет человека и подсказывает, как себя вести, чтобы быть принятым этим обществом. Вы легко можете стать «своим» и не быть причисленным к «чужим». Это помогает во всех сферах жизни. Например, на собеседовании на вакантную позицию однозначно предпочтение будет отдано тому, кто умеет достойно преподнести себя и свои способности.

Владея знаниями этикета, вы не только управляете впечатлением о себе, выстраиваете корректно свой личный бренд, как любят сейчас говорить, но и можете моментально определить уровень культуры и статус другого человека. А это дорогого стоит!

– Вы знаете, к сожалению, хорошие манеры сегодня воспринимаются как слабость. Это очень четко и достаточно жестко ощущается в бизнесе. Как умело сочетать этикет и правила бизнеса по-казахски?

– Я признаюсь, что не знаю, что значит «бизнес по-казахски». Но мне доводилось сотрудничать с различными людьми в разных странах, везде есть личности с «некомфортным» поведением. Но одновременно везде я столкнулась, скажу словами Ларошфуко, с «желанием встречать вежливое обращение».

Основываясь на личном опыте, я считаю, что хорошие манеры – это не слабость, а сила и своего рода умный и, употреблю модное нынче слово, экологичный подход к окружающим. И следует всегда помнить, что достойное поведение – это демонстрация не только уважения, но и самоуважения.

– Интересно, что раньше очень осуждалось лицемерие, одних только басен Крылова об этом сколько. Сейчас принято считать, что это пережиток Советского Союза, весь этот блат и желание выслуживаться перед начальством. На самом же деле сейчас всего этого стало только больше. Теперь даже на всех курсах учат именно тому, как использовать комплименты в свою пользу. А разговоры на деловых приемах это разве что не выдержка из той самой басни Крылова, когда «не боясь греха, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Каково ваше мнение на этот счет? И как правильно делать комплименты, чтобы не переборщить?

– Любопытный вопрос, которому можно посвятить отдельную публикацию. Если быть краткой, то не стоит путать комплимент с лестью. Грань между этими понятиями для некоторых практически стирается, она действительно тонкая. Но различие есть. Это искренность.

Лесть чрезмерна, ее чувствуешь и от такого псевдокомплимента не получаешь удовольствия. Ведь что такое комплимент? Комплимент – это не просто особое выражение одобрения, не просто приятные слова, а своего рода подарок. Это подарок, от которого получает удовольствие не только получатель, но и даритель. У лести такого эффекта нет.

Стоит также помнить, что комплимент должен быть естественным, произнесен к месту и непринужденно, без театральности и чрезмерной елейной эмоциональности.

Кстати, это умение, которое появляется с практикой. Замечайте в людях хорошее и говорите им об этом каждый день, и вы скоро овладеете искусством приятного комплимента.

– Хорошие манеры как-то видоизменяются под прессингом современности? Например, русский язык, к сожалению, подстраивается под общество: кофе становится среднего рода, дозволено отсутствие склонений по падежам в названиях компаний и т. д. А как дело обстоит с этикетом?

– Правила этикета, как и многое на свете, не стоят на месте. Технический прогресс, изменение климата и даже пандемия внесли коррективы в сложившиеся ритуалы. Только за последние пару лет некоторые отказались от рукопожатий, маска стала частью нашего облачения, столп традиций британская королевская семья упрощает отношение к дресс-коду…

Поэтому можно однозначно сказать, что и этикет подвержен изменениям, но его суть остается все той же! Комфортное и приятное общение все так же неизменно важны.

– Как правильно реагировать на грубость, критику и нетактичные вопросы с точки зрения этикета?

– Есть хорошая индийская поговорка: «Низкий на все отвечает грубостью, средний – грубостью на грубость, достойный же никогда не груб». Не позволяйте другим снижать ваши стандарты поведения, не отвечайте грубостью на грубость. Я понимаю, что ситуации бывают разные и никто не идеален, но старайтесь в любой ситуации сохранять спокойствие.

А реагировать можно тоже по-разному: невозмутимо проигнорировать, сказать что-нибудь приятное в ответ, добавить иронии или отшутиться. Знакомые англичане могут извиниться. Для меня в свое время это стало открытием. Вам говорят неприятные слова, а вы извиняетесь, что сделали что-то не так, что стало результатом недовольства другого человека. Реакция может поразить вас.

Отвечая грубостью на грубость/критику/нетактичные вопросы, вы ничего не решите и скорее всего испортите надолго настроение и себе, и другому человеку, который, возможно, и не хотел быть грубым.

– Чему в первую очередь стоит обучать детей: хорошим манерам или софт скилз? Не идет ли этикет наперекор стандартам продвинутых родителей, которые, возможно, стали чрезмерно переживать за детей, оберегать от всевозможных ситуаций, беспокоиться о психоэмоциональном здоровье своих чад? Порой это пугает. В этом году последовала волна новостных  сюжетов о том, как преподаватели замечаниями якобы травмировали детей. Родители стараются научить ребенка давать сдачи, жаловаться на каждое произнесенное учителем слово и не давать ему возможности делать какие-либо замечания и т. д.

– Определение гибких навыков говорит нам, что soft skills – это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. То есть этикет – это soft skills, и ему следует обучать детей с самого раннего возраста.

Что касается второй части вопроса, то давать сдачи нужно уметь, чтобы поставить обидчика на место, но это можно сделать, оставаясь в рамках достойного поведения. Принижать статус педагога некорректно. Здесь каждый родитель для себя должен определить, для чего он отдает ребенка в учебное заведение и насколько предлагаемое поведение будет на пользу становлению его личности, как обучение отразится на будущем их детей и их собственном будущем.

Привычки поведения детей: какие манеры надо привить ребенку, правила поведения

Дети грызут ногти либо увлеченно ковыряются в носу? Картина не совсем приятная. Конечно же, родители всеми силами стараются бороться с этими вредными манерами поведения. Но, объявляя им войну и призывая ребёнка к примерному поведению, родители зачастую совершают ошибки. На какие аспекты поведения необходимо обратить особое внимание и какие занятия для детей придумать, чтобы воспитать в них хорошие манеры?

Как правильно выбрать дезодорант?
Как выбрать и использовать дезодорант, чтобы быть на сто процентов уверенным в своей неотразимости?

Причины возникновения вредных привычек в процессе развития ребёнка


Плохие привычки существенно осложняют гармоничное развитие детей, доставляют неудобства, а бывают и такие, которые способны преследовать их и в период взрослой жизни. Некоторые поведенческие привычки исчезают со временем сами, а некоторые так укореняются, что освободиться от их влияния бывает весьма трудно. Поэтому, чем раньше начать борьбу за хорошие манеры, тем лучше будет как для детей, так и для окружающих. Иногда плохие манеры — следствие психологической травмы.

Такая проблема бывает у детей со строгими родителями.

Среди взрослых принято считать, что дети крутят волосы или раскачиваются на стульях специально, из чувства противоречия. И у них нет желания избавляться от этих вредных привычек вопреки желаниям взрослых. Однако специалисты утверждают, что в реальности поведение — это проявление инстинктов, установленных природой. Дети следуют стандарту поведения представителя животного мира, например, мартышки в зоопарке, которая таким образом ухаживает за собой. В мозгах зверька действуют особые механизмы, побуждающие его с удовольствием грызть ногти, ковыряться в носу и вычесывать клочья шерсти. Малыши тоже получают приятные эмоции от проявления таких неприличных привычек. Но ребёнок все-таки не обезьянка и может заботиться о себе по-человечески.

Психологи объясняют такое поведение тем, что ребёнку в отношениях со взрослыми не хватает радости, внимания, похвалы. Возможно, его недостаточно обнимают, целуют, носят на руках. У него нет чувства уверенности и безопасности. В связи с этим он сам себя успокаивает и развлекает, ковыряясь в носу, качаясь на стульях и совершенно не реагирует на замечания взрослых.

Однако такое поведение может спровоцировать и мозговая дисфункция, которая вызвана, к примеру, проблемной беременностью матери или осложнениями во время родов. Существует еще и третья причина — задержка в развитии ребёнка. Ведь эти некрасивые способы доставлять себе удовольствие по какой-то причине не сменяются другими, более взрослыми, характерными детям аналогичного возраста.

Кроме того, вероятно совместное действие всех трех причин. И порой лишь психолог с неврологом могут определить, какой из факторов стал причиной такого поведения малыша и какие меры в таком случае следует принять родителям. Можно поработать над интеллектуальными задачками, включая все возможности головного мозга, заниматься развитием ребёнка, помогая повзрослеть в соответствии со своим возрастом, придумать другие занятия для детей, которые заменят плохие привычки либо просто достаточно окружить малыша вниманием и заботой.

Советы психолога: придумайте новые интересные занятия для детей


Не следует ругать малыша за то, что он сосет палец, ковыряет в носу или раскачивается на стуле, то есть за те занятия для детей, от которых он испытывает удовольствие. Наказание и порицание наносят очередную травму психике ребёнка и побуждают именно к тем действиям, привычку к которым родители так стараются искоренить. Запрещения часто не приносят ожидаемых результатов. Известны случаи, когда строгие взрослые в стремлении отучить свое чадо кусать ногти, мазали его пальцы горчицей. Но в результате дети не переставали кусать ногти и сосать пальцы, к тому же еще и просили снова намазать их горчицей. Дело в том, что наслаждение от сосания ассоциировалось теперь с горчичным вкусом и вкус ее не казался таким неприятным, а как раз наоборот.

Как воспитать в ребёнке хорошие манеры и навсегда избавить его от плохих привычек? Иногда родители отказываются от помощи специалистов, будучи абсолютно уверенными, что сами решат проблему. Это не всегда верная позиция. Для воспитания у ребёнка хороших манер нужно:

  • Вместе с неврологом помочь детскому мозгу справиться с дисфункцией, если эта проблема существует.
  • Обратиться за помощью к психологу и убедиться, что развитие ребёнка протекает в соответствии с его возрастом.

Когда внутренние и внешние условия для гармоничного развития обеспечены, плохие манеры теряют свою актуальность и уже не являются возмещением недостатка удовольствия.

Стоит заменить вредные привычки приемлемыми для общества действиями:

  • давать ребёнку вместо пальца пососать конфетку или печенье;
  • не запрещать накручивать волосы на палец, а предложить заняться лепкой, рисованием, складыванием картинок из пазлов — занять руки ребёнка другим делом;
  • стараться, чтобы малыш в продолжение дня больше двигался, если дети накатаются на качелях или набегаются с друзьями на детской площадке — им не захочется качаться на стуле, потому что необходимость в периодических движениях уже удовлетворена;
  • вечером хорошо сделать ребёнку легкий массаж: погладить ему спинку, спеть песенку, рассказать сказку.
    Чтобы искоренить плохие манеры поведения в процессе развития ребёнка, нужно контролировать, чтобы, во-первых, не появлялись поводы для их возвращения, а во-вторых — чтобы было, чем их заменить.

Как улучшить мозговую деятельность детей: консультация невролога


Нормальная мозговая деятельность обеспечивается присутствием трех элементов: йода, железа и цинка. Когда организм получает этих элементов недостаточно, развитие ребёнка может существенно отличаться от развития других детей схожего возраста.

Недостаток йода негативно влияет на умственное развитие и способность быстро анализировать информацию. Для пополнения запасов йода рацион ребёнка должен содержать рыбу и морепродукты. Рекомендуется также использовать в приготовлении йодированную соль или готовые витаминные комплексы с высоким содержанием йода.

Цинк и железо — это естественные антиоксиданты, оберегающие мозговые клетки от последствий стрессовых ситуаций, осуществляют контроль синтеза белка в организме и отвечают за состояние памяти.

В свою очередь, цинк из мяса и рыбы усваивается лучше, чем из растительной пищи, а железо — в комплекте с витамином С. По этой причине гречневую или пшеничную кашу желательно запить фруктовым соком или отваром шиповника, а также добавлять в них ягоды, сухофрукты и орехи.

Львиная доля проблем в воспитании детей, в том числе и плохие манеры — результат беспечности и недостаточного внимания взрослых. Нужно любить и оберегать своих детей, и они будут расти счастливыми и здоровыми, ощущая любовь, заботу и поддержку родных в любых жизненных ситуациях.

Поведенческие симптомы — симптомы, причины, лечение

Было ли это полезно?

108

Каковы признаки поведенческих проблем?

Поведение – это действие или реакция на окружающую среду или на внутренние мысли и эмоции.

Поведенческие симптомы — это постоянные или повторяющиеся действия, которые являются необычными, разрушительными, неуместными или вызывают проблемы. Агрессия, преступное поведение, неповиновение, употребление наркотиков, враждебность, неподобающее сексуальное поведение, невнимательность, скрытность и членовредительство являются примерами поведенческих симптомов. Только 30% детей с нарушениями развития или поведения выявляются до поступления в школу, а это означает, что большинство пострадавших детей упускают возможность участвовать в раннем вмешательстве.

У детей поведенческие симптомы могут указывать на поведенческие расстройства, такие как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство. Поведенческие симптомы также могут быть связаны с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройством аутистического спектра или синдромом Аспергера. Отравление свинцом — еще одна потенциальная причина нарушений поведения у детей. У подростков и взрослых поведенческие симптомы могут быть следствием расстройств личности или психических заболеваний.

Черепно-мозговая травма и медицинские расстройства, поражающие мозг, также могут вызывать поведенческие симптомы.

Злоупотребление психоактивными веществами является еще одной потенциальной причиной поведенческих симптомов или может быть осложнением состояний, вызывающих поведенческие симптомы. Если это осложнение другого состояния, злоупотребление психоактивными веществами может усугубить поведенческие симптомы.

Поведенческие симптомы могут иногда возникать в результате серьезных заболеваний, которые могут иметь опасные для жизни осложнения. Немедленно обратитесь за медицинской помощью (позвоните по номеру 911)

при таких симптомах, как тяжелая травма или мысли о самоубийстве и членовредительстве. Если поведенческие симптомы у вас или у вашего ребенка сохраняются, вызывают другие проблемы или вызывают у вас беспокойство, обратиться за неотложной медицинской помощью .

Какие другие симптомы могут сопровождать поведенческие симптомы?

Поведенческие симптомы могут сопровождаться другими симптомами, которые варьируются в зависимости от основного заболевания, расстройства или состояния. Условия, которые часто влияют на поведение, могут также затрагивать другие системы организма.

Психиатрические и когнитивные симптомы, которые могут возникать вместе с поведенческими симптомами

Поведенческие симптомы могут сопровождать другие психиатрические или когнитивные симптомы, включая:

  • Беспокойство, возбуждение или раздражительность

  • Путаница, забывчивость или потеря связи

  • Трудности в понимании социальных сигналов

  • Проблемы с памятью, мышлением, речью, пониманием, письмом или чтением

  • Нарушения восприятия или мыслительных процессов (психозы), такие как галлюцинации и бред

  • Чувство плохого обращения или неправильного понимания

  • Чувство пустоты или никчемности

  • Депрессия или приподнятое настроение

  • Плохое суждение

  • Абстинентный синдром и депрессия

Другие симптомы, которые могут возникать наряду с поведенческими симптомами

Поведенческие симптомы могут сопровождать симптомы, связанные с другими системами организма, включая:

  • Боль в животе или спазмы
  • Изменения аппетита
  • Изменения стула
  • Задержка развития у детей
  • Головная боль
  • Проблемы со слухом или зрением
  • Нарушение баланса и координации
  • Мышечные подергивания, спазмы или судороги
  • Мышечная слабость
  • Сенсорные изменения
  • Нарушения сна
  • Проблемы с глотанием
  • Изменения веса

Серьезные симптомы, которые могут указывать на опасное для жизни состояние

В некоторых случаях поведенческие симптомы могут быть симптомом опасного для жизни состояния, которое следует немедленно оценить в условиях неотложной помощи. Немедленно обратитесь за медицинской помощью по номеру (позвоните по номеру 911), если у вас или у кого-то, с кем вы находитесь, есть какие-либо из этих опасных для жизни симптомов, включая:

  • Опасность для себя или других, включая угрожающее, иррациональное или суицидальное поведение

  • Травмы, такие как деформация костей, ожоги, травмы глаз и другие травмы

Что вызывает поведенческие симптомы?

Аномальный химический состав мозга, травмы или структурные аномалии могут играть роль в развитии поведенческих симптомов. Генетика может играть роль, так как некоторые состояния, которые имеют поведенческие симптомы, чаще встречаются у людей, у которых есть семейная история психических заболеваний или злоупотребления психоактивными веществами. Факторы окружающей среды, такие как нестабильная домашняя жизнь, жестокое обращение с детьми, отсутствие надзора и непостоянная дисциплина, также, по-видимому, способствуют возникновению некоторых состояний, связанных с поведенческими симптомами.

Заболевания, расстройства или состояния, нарушающие мыслительный процесс, такие как расстройства поведения, слабоумие, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения и ряд расстройств личности, могут быть связаны с поведенческими симптомами. Условия, влияющие на мозг, также могут иметь поведенческие симптомы.

Психиатрические и когнитивные причины поведенческих симптомов

Поведенческие симптомы могут быть вызваны психическими или когнитивными заболеваниями, расстройствами или состояниями, включая:

  • Антисоциальное расстройство личности (расстройство восприятия и взаимодействия с другими)

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

  • Расстройство аутистического спектра или синдром Аспергера

  • Пограничное расстройство личности (расстройство, характеризующееся нестабильными отношениями)

  • Расстройство поведения (расстройство поведения у детей)

  • Деменция, включая болезнь Альцгеймера и болезнь Гентингтона

  • Перемежающееся эксплозивное расстройство (расстройство, характеризующееся крайним гневом)

  • Оппозиционно-вызывающее расстройство (модель неповиновения и враждебного поведения по отношению к представителям власти)

  • Посттравматическое стрессовое расстройство

  • Шизофрения

  • Злоупотребление психоактивными веществами

Другие причины поведенческих симптомов

Поведенческие симптомы также могут быть вызваны другими заболеваниями, нарушениями или состояниями, включая:

  • Опухоли головного мозга
  • Травма головы
  • Отравление свинцом
  • Неонатальная инфекция

Серьезные или опасные для жизни причины поведенческих симптомов

В некоторых случаях поведенческие симптомы могут быть симптомом серьезного или опасного для жизни состояния, которое следует немедленно оценить в условиях неотложной помощи. К ним относятся:

  • Острый делирий (внезапное начало изменений психического состояния вследствие болезни или интоксикации)

  • Алкогольное или наркотическое опьянение или абстиненция

  • Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови)

  • Мания (повышенное настроение и уровень энергии, которые могут наблюдаться при биполярном расстройстве)

  • Менингит (инфекция или воспаление мешочка вокруг головного и спинного мозга)

  • Ход

  • Черепно-мозговая травма

Вопросы для диагностики причины поведенческих симптомов

Чтобы диагностировать ваше состояние, ваш врач или лицензированный медицинский работник задаст вам несколько вопросов, связанных с вашими поведенческими симптомами, включая:

  • Каковы ваши текущие отношения с семьей?
  • Когда вы впервые заметили поведенческие симптомы?
  • Какие поведенческие симптомы вы заметили?
  • Создали ли они проблемы дома, в школе или на работе?
  • Вызвали ли они какие-либо финансовые или юридические проблемы?
  • Кто ваши друзья и как вы проводите время вместе?
  • Имеются ли другие симптомы?
  • Какие лекарства вы принимаете?
  • Вы употребляете алкоголь?
  • Употребляете ли вы запрещенные наркотики?

Каковы потенциальные осложнения поведенческих симптомов?

Поскольку поведенческие симптомы могут быть вызваны серьезными заболеваниями, отказ от обращения за лечением может привести к серьезным осложнениям и необратимым повреждениям. После того, как основная причина диагностирована, важно, чтобы вы следовали плану лечения, который вы и ваш лечащий врач разработали специально для вас, чтобы снизить риск потенциальных осложнений, включая:

  • Поражение головного мозга, потеря памяти, трудности с концентрацией внимания и нарушение суждений
  • Задержка развития
  • Трудности на работе, в школе, в социальной среде и в отношениях
  • Употребление наркотиков и алкоголя и злоупотребление ими
  • Передозировка наркотиков или отравление алкоголем
  • Повышенный риск травм
  • Нарушения закона и проблемы с законом
  • Членовредительство
  • Социальная изоляция
  • Самоубийство или насилие
Было ли это полезно?

108

Психическое здоровье и поведение

Об авторе

Редакция Healthgrades

Редакция Healthgrades — это опытная команда штатных редакторов, писателей и производителей контента. Наша команда имеет богатый опыт работы в сфере журналистики, теле- и видеопроизводства, а также в сфере здравоохранения. Мы стремимся предоставить нашей аудитории полезный контент и инструменты, чтобы помочь им принять наилучшее решение, когда дело доходит до выбора медицинского работника.

Последнее обновление: 8 января 2021 г.

Медицинский обозреватель: Уильям С. Ллойд III, доктор медицины, FACS

Дата последней проверки: 8 января 2021 г.

Просмотреть все статьи о психическом здоровье и поведении

ЭТОТ ИНСТРУМЕНТ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. Он предназначен только для информационных целей. Это не замена профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Никогда не игнорируйте профессиональные медицинские советы при обращении за лечением из-за чего-то, что вы прочитали на сайте. Если вы считаете, что вам может потребоваться неотложная медицинская помощь, немедленно позвоните своему врачу или наберите 911.

Просмотреть источники

  1. Расстройства поведения у детей. Medline Plus, служба Национальной медицинской библиотеки Национального института здоровья. http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/childbehaviordisorders.html.
  2. Нарушение поведения. PubMed Health, служба NLM от NIH. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmedhealth/PMH0001917/.
  3. Гласко ФП. Скрининг проблем развития и поведения. Ment Retard Dev Disabil Res Rev 2005; 11:173.

Расстройство поведения: симптомы, причины, диагностика, лечение

Автор: WebMD Редакторы

В этой статье

  • Каковы симптомы расстройства поведения?
  • Что вызывает расстройство поведения?
  • Насколько распространено расстройство поведения?
  • Как диагностируется расстройство поведения?
  • Как лечится расстройство поведения?
  • Каковы перспективы для детей с расстройством поведения?
  • Можно ли предотвратить расстройство поведения?

Расстройство поведения — это серьезное поведенческое и эмоциональное расстройство, которое может возникнуть у детей и подростков. Ребенок с этим расстройством может демонстрировать разрушительное и агрессивное поведение и иметь проблемы с соблюдением правил.

Дети и подростки нередко сталкиваются с поведенческими проблемами на каком-то этапе своего развития. Однако поведение считается расстройством поведения, если оно носит продолжительный характер и нарушает права других лиц, идет вразрез с общепринятыми нормами поведения и нарушает повседневную жизнь ребенка или семьи.

Симптомы расстройства поведения варьируются в зависимости от возраста ребенка и от того, является ли расстройство легким, умеренным или тяжелым. В целом, симптомы расстройства поведения можно разделить на четыре общие категории:

  • Агрессивное поведение: Это поведение, которое угрожает или причиняет физический вред и может включать в себя драку, запугивание, жестокое обращение с другими людьми или животными, использование оружия и принуждение к другому. в сексуальную активность.
  • Деструктивное поведение: Сюда входит преднамеренное уничтожение имущества, такое как поджог (преднамеренный поджог) и вандализм (нанесение ущерба чужому имуществу).
  • Обманчивое поведение: Это может включать повторяющуюся ложь, кражи в магазинах или проникновение в дома или машины с целью кражи.
  • Нарушение правил: Это включает нарушение общепринятых правил общества или поведение, не соответствующее возрасту человека. Это поведение может включать побеги, пропуски занятий в школе, розыгрыши или сексуальную активность в очень раннем возрасте.

Кроме того, многие дети с расстройством поведения раздражительны, имеют низкую самооценку и склонны к частым приступам гнева. Некоторые могут злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Дети с расстройством поведения часто не в состоянии оценить, как их поведение может ранить других, и обычно не испытывают чувства вины или раскаяния по поводу причинения вреда другим.

Точная причина расстройства поведения неизвестна, но считается, что определенную роль играет сочетание биологических, генетических, экологических, психологических и социальных факторов.

  • Биологический: Некоторые исследования показывают, что дефекты или повреждения определенных областей мозга могут привести к расстройствам поведения. Расстройство поведения было связано с определенными областями мозга, участвующими в регулировании поведения, импульсивном контроле и эмоциях. Симптомы расстройства поведения могут возникать, если цепи нервных клеток в этих областях мозга не работают должным образом. Кроме того, многие дети и подростки с расстройством поведения также имеют другие психические заболевания, такие как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), расстройства обучения, депрессия, злоупотребление психоактивными веществами или тревожное расстройство, которые могут усугублять симптомы расстройства поведения.
  • Генетика: Многие дети и подростки с расстройствами поведения имеют близких родственников с психическими заболеваниями, включая расстройства настроения, тревожные расстройства, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и расстройства личности. Это говорит о том, что предрасположенность к расстройству поведения может быть по крайней мере частично наследственной.
  • Окружающая среда: Такие факторы, как неблагополучная семейная жизнь, жестокое обращение в детстве, травматический опыт, семейная история злоупотребления психоактивными веществами и непоследовательная дисциплина со стороны родителей, могут способствовать развитию расстройства поведения.
  • Психологический : Некоторые эксперты считают, что расстройства поведения могут отражать проблемы с моральным сознанием (в частности, отсутствие чувства вины и раскаяния) и дефицит когнитивной обработки.
  • Социальный: Низкий социально-экономический статус и неприятие со стороны сверстников, по-видимому, являются факторами риска развития расстройств поведения.

По оценкам, от 2% до 16% детей в США имеют расстройства поведения. Это чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и чаще всего возникает в позднем детстве или раннем подростковом возрасте.

Как и у взрослых, психические заболевания у детей диагностируются на основании признаков и симптомов, указывающих на конкретную проблему. Если присутствуют симптомы расстройства поведения, врач может начать обследование, собрав полный медицинский и психиатрический анамнез. Медицинский осмотр и лабораторные анализы (например, нейровизуализация, анализы крови) могут быть уместны, если есть опасения, что симптомы могут быть вызваны соматическим заболеванием. Врач также будет искать признаки других расстройств, которые часто возникают вместе с расстройством поведения, таких как СДВГ и депрессия.

Если врач не может найти физическую причину симптомов, он, скорее всего, направит ребенка к детскому и подростковому психиатру или психологу, специалистам в области психического здоровья, специально обученным диагностике и лечению психических заболеваний у детей и подростков. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты для проведения интервью и оценки, чтобы выявить у ребенка психическое расстройство. Врач основывает свой диагноз на отчетах о симптомах ребенка и на своем наблюдении за отношением и поведением ребенка. Врач часто будет полагаться на отчеты родителей ребенка, учителей и других взрослых, потому что дети могут скрывать информацию или иным образом испытывать трудности с объяснением своих проблем или пониманием своих симптомов.

Лечение расстройства поведения зависит от многих факторов, включая возраст ребенка, тяжесть симптомов, а также способность ребенка участвовать в определенных видах терапии и переносить их. Лечение обычно состоит из комбинации следующего:

  • Психотерапия : Психотерапия (разновидность консультирования) направлена ​​на то, чтобы помочь ребенку научиться выражать и контролировать гнев более подходящими способами. Тип терапии, называемый когнитивно-поведенческой терапией, направлен на изменение мышления ребенка (познание) для улучшения навыков решения проблем, управления гневом, навыков морального мышления и контроля импульсов. Семейная терапия может использоваться для улучшения семейных взаимодействий и общения между членами семьи. Специализированная терапевтическая техника, называемая обучением родителей управлению (PMT), учит родителей тому, как положительно изменить поведение своего ребенка дома.
  • Лекарства Несмотря на то, что нет лекарств, официально одобренных для лечения расстройства поведения, могут использоваться различные препараты (не по прямому назначению) для лечения некоторых его неприятных симптомов (импульсивность, агрессия, неуравновешенное настроение), а также любых других психические заболевания, которые могут присутствовать, такие как СДВГ или большая депрессия.

Если у вашего ребенка проявляются симптомы расстройства поведения, очень важно обратиться за помощью к квалифицированному врачу. Ребенок или подросток с расстройством поведения подвержен риску развития других психических расстройств во взрослом возрасте, если его не лечить. К ним относятся антисоциальные и другие расстройства личности, расстройства настроения или тревожные расстройства, а также расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Дети с расстройством поведения также подвержены риску возникновения проблем, связанных со школой, таких как неуспеваемость или отсев из школы, злоупотребление психоактивными веществами, проблемы с законом, причинение вреда себе или другим из-за агрессивного поведения, заболевания, передающиеся половым путем, и самоубийство. Результаты лечения могут сильно различаться, но раннее вмешательство может помочь снизить риск лишения свободы, расстройств настроения и развития других сопутствующих заболеваний, таких как злоупотребление психоактивными веществами.

Хотя предотвратить расстройство поведения может быть невозможно, распознавание симптомов и принятие мер при их появлении может свести к минимуму стресс для ребенка и семьи и предотвратить многие проблемы, связанные с этим заболеванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *