что это такое, виды, признаки, примеры
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Манипулятивное общение – психологическое воздействие на человека с целью изменения его восприятия действительности, реакций и поведения. Манипулятор применяет различные приемы и тактики, которые носят скрытый, завуалированный, обманный характер. Инициатор влияния преследует собственную выгоду, не принимая во внимание потребности и желания адресата воздействия.
Содержание
- Определение
- Признаки и примеры
- Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
- Способы манипулирования в детском возрасте
- Манипулятивные приемы в педагогической практике
- Как противодействовать манипулятору
Определение
Манипуляции в общении – это такое понятие в психологии, которое отражает бесчестные, неэтичные, непорядочные намерения манипулятора. Истинный манипулятор рассматривает оппонента как средство достижения своих собственных корыстных целей, не считаясь с правами и интересами жертвы. Манипулятивное поведение – это такое, какое влечет манипулятору выгоду.
Если воздействие на индивида не обусловлено корыстными целями, оно не считается манипулятивным. Воздействие на индивида не несет для него негативных последствий и считается безвредным, если предполагает получение достоверной, объективной информации относительно вопроса и свободу принятия решения. К примеру, врач сообщает пациенту, что отказ от вредных привычек сможет продлить ему жизнь.
Манипулятивный уровень – один из вариантов общения, который предполагает отношение к партнеру, как к неодушевленному предмету. Любая манипулятивная тактика, в том числе наигранная любовь, притворная слабость, беспочвенные обвинения, прямые угрозы, является насильственным воздействием, которое осуществляется помимо воли адресата влияния.
Манипуляция в обществознании – это отражение попыток влияния на массовое сознание. В этом случае инициатором влияния выступает институт власти, адресатом влияния – народ. К примеру, внимание общественности отвлекается от серьезных проблем резонансными новостями о жизни звезд и событиях за рубежом. Посредством воздействия на массовое сознание формируются идеологические и поведенческие установки.
При помощи средств масс-медиа (телевидение, радио, пресса) широким массам навязывают пошлость и невоспитанность, представляя их нормой поведения и увеличивая таким способом дистанцию между авторитетными представителями власти и простыми гражданами. Главные герои молодежных сериалов – часто недалекие люди, с трудом окончившие школу, злоупотребляющие спиртными напитками, предпочитающие проводить время, бесцельно слоняясь по улицам или в увеселительных заведениях (клубы, бары).
Признаки и примеры
Манипуляции в общении становятся возможными, если тот, кто управляет, находит уязвимое место жертвы. Инициаторы влияния применяют разные средства, в том числе вербальные и невербальные знаки. В первом случае речь идет о смысле слов, подборе словесных выражений, манере речи, во втором – предполагается использование жестов, поз, мимики, тактильных прикосновений, создание определенного имиджевого образа с прической, одеждой, аксессуарами, подходящими для конкретного вида коммуникации.
Опытные инициаторы влияния применяют паралингвистические приемы, которые предусматривают особенности произнесения звуков, слов, фраз. Манипулятивность – это свойство характера индивида, которое психологи рассматривают, как его стремление оказывать психологическое воздействие на других людей. Признаки индивида, использующего манипуляционные приемы:
- Неискренность, равнодушие, выдаваемые за участие и сопереживание.
- Беспринципная игра, затрагивающая искренние чувства окружающих.
- Эгоистичность, потребительское отношение к партнеру, коллегам, родственникам.
- Коварство по отношению к людям в сочетании с искусством манипулятивного воздействия.
- Стремление властвовать, привлекать внимание, возвышаться над остальными.
В психологии манипулятивное общение – это часто отражение недостатков воспитания в детском возрасте. Родители сами провоцируют формирование такой черты характера, как манипулятивность, у своих детей, прибегая к методам психологического воздействия.
К примеру, когда ребенок часто слышит выражения типа: «Если ты не уберешь в комнате (не съешь кашу, не сделаешь еще что-нибудь), значит, ты меня не любишь», он подсознательно постигает возможность управления людьми, в его сознании закладывается поведенческая модель, которая может привести к любой желаемой цели.
Красноречивым примером манипулятивного общения из жизни могут служить рекламные ролики, которые навязывают потенциальным покупателям нередко ненужные покупки. В рекламе применяются слоганы, визуальные и звуковые образы, которые влияют на человека на подсознательном уровне. Методы убеждения работают безотказно, вызывая у адресата желание купить продукт, который поможет стать моложе, здоровее, успешнее.
В отношениях между супругами общение часто переходит на манипулятивный уровень, это значит, что один или оба партнера взывают к чувствам другого, заставляя совершать или не совершать определенные действия. Чувства, которыми удается оперировать в таких ситуациях: любовь, вина, жалость, ревность, лесть. В семьях, где партнеры регулярно прибегают к подобным уловкам, отсутствуют душевная близость, гармония и взаимопонимание.
Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:
- Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
- Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
- Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
- Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
- Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.
Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.
Способы манипулирования в детском возрасте
Одна из главных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста – развитие его социально-коммуникативных навыков. Посещая детский сад, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится налаживать коммуникативные контакты, обучается нормам поведения, правилам взаимодействия с другими людьми. Исследования психологов показывают, дети младшей возрастной группы легко овладевают манипулятивными тактиками и применяют их в жизни.
В общении со сверстниками дети для достижения целей нередко используют силовые приемы и вербальные воздействия. Чтобы получить желаемое, ребенок-манипулятор принижает способности и таланты адресата влияния, параллельно преувеличивая собственные дарования. Чтобы забрать единственный в группе карандаш для рисования, такие дети оперируют манипулятивными фразами: «У меня получится лучше», «Ты рисуешь медленней и хуже, чем я».
Распространенные тактики: угрозы, уговоры, обращение к взрослым в качестве арбитра, ложное обещание выгоды. Если в отношения вступают два инициатора влияния, не избежать конфликта. Стремление любыми средствами получить желаемое в ущерб оппоненту приводит к агрессивному обсуждению проблемы, в результате атмосфера накаляется, что обычно в детском возрасте заканчивается силовым воздействием – потасовкой.
Манипулятивные приемы в педагогической практике
Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:
- Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
- Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
- Силовое давление на индивида.
- Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.
Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.
Как противодействовать манипулятору
Безнравственные люди, склонные к манипулированию, нередко выглядят обычными и дружелюбными на первый взгляд. Психологи выяснили, что нарциссическая модель поведения способствует достижениям в бизнесе, что объясняет наличие у многих деловых лидеров свойств эгоистичной, самовлюбленной личности.
Манипулирование в деловом общении – распространенная тактика, которая помогает преодолевать препятствия и увеличивать финансовую прибыль. Психологи выделили основные техники, к которым прибегают бесчестные, недоброжелательные люди, использующие манипуляции в деловых коммуникациях, и предложили методы их нейтрализации:
- Газлайтинг. Форма психологического воздействия, которая направлена заставить индивида усомниться в своей адекватности, компетентности и правильном восприятии действительности. Манипулятор заставляет человека думать, что он ненормальный, дефективный. Обычно при этом используются выражения: «Такого не было», «Это твоя выдумка». Лжец, прибегая к тактике газлайтинга, искажает чувство реальности жертвы, которая постепенно утрачивает способность различать жестокое обращение и дружеское взаимодействие. Чтобы дать отпор, важно абстрагироваться в собственной реальности. Нейтрализовать действия газлайтера удастся, разобравшись в ситуации, воспользовавшись поддержкой близких друзей и родственников, которые помогут расставить все по местам.
- Проецирование. Сторонники этой тактики всегда выставляют виноватыми других, только не себя. Такие люди перекладывают ответственность за свою вспыльчивость, агрессию и дурное поведение на плечи окружающих. Чтобы избежать этого вида манипуляций в общении, нужно избавиться от ложного чувства сострадания и сочувствия к манипулятору.
- Обобщения. Искажение слов и фактов в угоду собственной пользе и прибыли – типичная модель поведения эксплуататоров. Они намеренно меняют смысл высказываний окружающих, неверно обобщают фразы, заостряя внимание на негативных деталях, чтобы влиять на позицию людей. Чтобы предотвратить подобные фальсификации, нужно отстаивать свою точку зрения, логично обосновывая ее.
- Смена темы. Это один из часто использующихся приемов психологических манипуляций в деловом общении. На первый взгляд безобидное переключение с одной темы на другую – попытка избежать ответственности. Манипуляторы старательно избегают диалогов, которые могут их обличить. Предчувствуя опасность, они ловко переключают внимание собеседника на другой предмет. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует неуклонно продолжать перечислять компрометирующие лжеца факты, не поддаваясь на его уловки.
- Черный пиар. Один из способов влиять на оппонентов заключается в создании о них негативного общественного мнения. В ход идут лживые, надуманные аргументы, которые преследуют целью очернить репутацию. Этот принцип, облаченный в афоризм: «Разделяй и властвуй», использовался еще во времена римского сената. В этом случае лучше не поддаваться на провокации, чтобы клевета оставалась бездоказательной.
Манипулятивные действия – это заранее продуманные способы влияния на человека. Манипуляция – это скрытое, искусное воздействие, которое возбуждает у адресата влияния намерения, не совпадающие с его реальными потребностями и желаниями. Ловкие инициаторы влияния добиваются таких результатов, что нередко жертва не догадывается, что ее поступками движут сторонние, а не личные интересы. Чтобы противостоять в общении манипуляциям любого типа, психологи советуют придерживаться правил:
- Отказаться от роли, навязываемой манипулятором. Сделать это удастся при помощи фраз: «Я не настолько альтруистичен, как вы думаете», «Вероятно, вы принимаете меня за кого-то другого».
- Проигнорировать попытку манипулирования. Если не удается молчанием остановить нападки манипулятора, следует спровоцировать его на откровенность фразой типа: «Непонятно, чего вы от меня хотите, объясните подробнее».
- Уменьшить ценность выгоды, которую сулит недоброжелатель. Чтобы не стать жертвой лжеца, стоит задуматься над вопросом, зачем ввязываться в авантюру, которую он предлагает.
Манипулятивное общение всегда неискреннее и фальшивое. Людям с развитой интуицией несложно почувствовать неладное и усмотреть злой умысел в слишком подобострастном или странном поведении собеседника. Обычно жертвами манипуляторов становятся наивные, легковерные люди, которых подкупают комплиментами и наигранной заботой.
Манипулятивное общение – это стремление воздействовать на другого человека с целью извлечения личной выгоды. Обнаружив признаки манипуляции в общении, нужно дать недоброжелателю достойный отпор.
0 6 942 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Манипулятивный стиль общения
Содержание
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.
Манипулирование
массовым сознанием и общественным
мнением как научная и
В
последнее время
Манипулирование личностью является достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляет основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития общества. Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.
Тайное
принуждение личности как специфический
способ управления используется на всех
уровнях социального
Информационно-
Латинская пословица гласит «предупрежден — значит вооружен». Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека — это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.
В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1. Наличие психологического
2.
Использование безоценочного
3.
Восприятие партнера как
4.
Содержания общения должны
5.
Следует персонифицировать
Диалогическое
(или другими словами –
Манипулятивное
общение – это форма
Другие источники выделяют также:
1) Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.
2)
Гуманистический стиль. К
Н.И. Козлов выделяет следующие стили межличностного общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализированный, духовный.
Конвенциальный (деловой) стиль общения предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных функций.
Манипулятивный стиль предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль предполагает управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера. Например: ученики демонстрируют преувеличенный интерес к какому-либо вопросу на уроке, чтобы заставить учителя подольше его объяснять и сократить время на опрос домашнего задания. Вы можете продемонстрировать этот сюжет либо придумать свой.
Примитивный
стиль общения. Для него характерны
реакции амбиции и знаки
При актуализированном стиле общения человек рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, наделенных уникальными возможностями, и способный проявлять свое действительное “я”.
Духовный стиль (гуманистический) предполагает взаимное принятие, самопознание и развитие личностей.
Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Манипуляция — это скрытое управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.
Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. В нравственной плоскости у манипулятора формируется отношение к людям как к орудию достижения своих личных целей.
Человек-манипулятор
привыкает распоряжаться
Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога. Отличительная его черта – отношение к партнеру как к средству достижения своих (не относящихся к партнеру) целей. Для манипулятора партнер важен лишь в той степени, в какой он служит достижению целей, и совершенно не интересует манипулятора как человек. Его интересует чисто психологический выигрыш, желание поставить партнера в невыгодное положение4. Психоаналитик Э. Берн описал не много не мало 120 таких извращенных способов людской коммуникации. Названия, данные доктором Берном этим играм говорят сами за себя: “Все из-за тебя”, “Подерись с ним” и т.д.
Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом манипулятивного типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.
Педагоги
используют оценки, угрозу оповестить
родителей, манипулируют хорошим отношением
к ребенку, сердечными приступами и мигренями,
заявлениями об уходе. Очень часто за так
называемыми «педагогическими мерами»
стоят какие-то особо изящные приемы манипулирования
сознанием и поведением провинившегося
ученика.
Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.
При
манипулятивном общении восприятие
партнера носит специфический характер:
его рассматривают как
5 стилей общения. | DS Psychology Melbourne
Научиться определять различные стили общения и их влияние на нормальное повседневное взаимодействие с друзьями, семьей, знакомыми, коллегами по работе и другими людьми, с которыми вы общаетесь, важно, если вы хотите развить навыки эффективного и уверенного общения. Быть настойчивым может означать уважение к себе и другим людям. Это способность выражать свои мысли и чувства, используя честное и прямое общение.
Важно помнить, что вы не всегда можете получить то, что хотите, будучи напористым, но вы сможете достичь компромисса. Вы можете не получить то, что хотите, но, по крайней мере, вы получите удовлетворение от осознания того, что вы справились с ситуацией наилучшим образом. Также не будет негативных чувств между вами и другими участниками обсуждения.
Прежде чем вы начнете думать о развитии уверенного общения, вам нужно сначала узнать свой стиль общения. Существует 5 стилей общения, и вы можете использовать более одного, но есть один стиль, к которому вы всегда будете возвращаться, когда чувствуете себя некомфортно или когда вы не готовы. Ниже представлены 5 стилей общения.
Напористый стиль общения
Это лучший стиль общения. Это самый эффективный стиль общения. Он рождается из высокой самооценки и не является ни слишком пассивным, ни слишком агрессивным. Люди, использующие этот стиль общения, могут уверенно общаться, не прибегая к играм или манипуляциям. Они знают свои пределы и не позволяют людям раздвигать их границы только потому, что другому человеку что-то нужно или нужно от них. Удивительно, что это наименее используемый стиль общения.
Этот тип людей стремится достичь своих целей, не причиняя вреда другим. Они эмоционально и социально экспрессивны, они делают свой собственный выбор и берут на себя ответственность. Они спрашивают напрямую и принимают возможность быть отвергнутыми. Они идут со средним шагом, скоростью и громкостью. У них хороший зрительный контакт, они расслаблены, имеют открытую осанку и не ерзают. То, как они общаются, создает доверие, и другой человек чувствует, что может поверить в их слова.
Агрессивный стиль общения
Этот тип людей может сосредоточиться на победе, даже если это происходит за счет другого человека. Они ведут себя так, как будто их потребности важнее, они могут внести больший вклад и имеют больше прав, чем другие люди. Это нездоровый стиль общения, потому что содержание сообщения может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на то, как оно доставлено.
Они пугающие, угрожающие и враждебные. Они стремятся победить и используют различные методы, такие как запугивание, запугивание, резкость, требовательность, непредсказуемость и воинственность. Громкость у них громкая, а поза больше, чем у других. Они вторгаются в чужие пространства и пытаются стоять над ними. Выражения их лиц могут быть свирепыми, хмурыми и хмурыми. Другой человек, скорее всего, будет защищаться, обижаться, унижаться, обижаться, бояться и, в конечном счете, не уважать другого человека.
Пассивно-агрессивный стиль общения
Это стиль общения, при котором человек внешне кажется пассивным, но косвенно выражает свой гнев. Люди, использующие этот стиль общения, обычно чувствуют себя бессильными и тонко подрывают объект своих обид, чтобы выразить то, что они чувствуют, даже если это означает саботировать себя. Хорошее выражение, которое можно использовать для их описания, — «отрезать себе нос назло своему лицу»
Они косвенно агрессивны и саркастичны. Они ненадежны и могут быть сомнительными, угрюмыми, сплетниками, покровительственными и жалобщиками. Их выражения несовместимы с их истинными чувствами и будут приятны вам в лицо, но ядовиты за вашей спиной. У них приторно-сладкий голос и асимметричная осанка. У них милое и невинное выражение лица. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя растерянными, обиженными, злыми и обиженными.
Покорный стиль общения
Этот тип людей изо всех сил старается угодить другим и избежать конфликтов. Они считают потребности других более важными, чем свои. Они ведут себя так, как будто другой человек имеет больше прав и может внести больший вклад. Они извиняются, потому что чувствуют себя навязчивыми, когда чего-то хотят. Они изо всех сил стараются избегать любой конфронтации и уступают предпочтениям других людей. Они чувствуют себя жертвой и отказываются от комплиментов. Они не выражают своих желаний или своих чувств.
Они используют мягкую громкость и пытаются сделать себя как можно меньше. Они склонны много ерзать и изображать покорное поведение. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя виноватыми, разочарованными, раздраженными и не будут знать, чего они хотят.
Манипулятивный стиль общения
Люди, использующие этот стиль, коварны, проницательны и расчетливы. Коммуникаторы-манипуляторы отлично умеют влиять на других и контролировать их ради собственной выгоды. Когда они говорят, у них есть основное сообщение, и во многих случаях другой человек этого не осознает. Они хитры, коварно контролируют других людей, например, дуются, используют фальшивые слезы, косвенно просят удовлетворить их потребности и заставляют другого человека чувствовать себя виноватым или обязанным помочь им.
У них может быть покровительственный, заискивающий, завистливый и часто высокий голос. Другой человек останется с чувством вины, злости, разочарования, раздражения и не знает, как ему быть.
Выше приведены 5 стилей общения.
Пять стилей общения — Клэр Ньютон
Быть настойчивым означает уважать себя и других людей. Это способность ясно выражать свои мысли и чувства посредством открытого, честного и прямого общения.
Если вы станете более напористым, это не означает, что вы всегда будете получать то, что хотите, но это может помочь вам достичь компромисса. И даже если вы не получите желаемого результата, вы получите удовлетворение от осознания того, что вы хорошо справились с ситуацией и что между вами и другим человеком или людьми, участвующими в обсуждении, нет неприязни.
Напористое общение — это навык, доступный не очень немногим, это может сделать каждый, но это требует времени и практики, если вы не привыкли к общению. К счастью, это техника, которую вы можете практиковать и осваивать дома в свободное время — либо самостоятельно, либо с другом, которому вы можете доверять, чтобы дать вам честную обратную связь. Не забудьте также подумать о том, как может отреагировать человек, с которым вы разговариваете, и как лучше всего вы можете справиться с этим.
Прежде чем принять решение о том, что вы хотели бы общаться напористо, вам нужно понять, каков ваш обычный стиль общения. Существует пять стилей общения, и хотя многие из нас могут использовать разные стили в разных ситуациях, большинство из них прибегают к одному конкретному стилю, который мы используем как стиль «по умолчанию».
Пять стилей общения
Напористый
Агрессивный
Пассивно-агрессивный
Покорный
Манипулятивный
Каждому из них свойственно разное поведение и язык.
Напористый стиль
Напористое общение рождается из высокой самооценки. Это самый здоровый и эффективный стиль общения — золотая середина между слишком агрессивным и слишком пассивным. Когда мы напористы, у нас есть уверенность в общении, не прибегая к играм или манипуляциям. Мы знаем свои пределы и не позволяем выйти за них только потому, что кто-то хочет или нуждается в чем-то от нас. Удивительно, однако, что большинство людей реже всего используют напористый стиль.
Поведенческие характеристики
| Невербальное поведение
|
Язык
| Люди на принимающей стороне чувствуют
|
Агрессивный стиль
Этот стиль направлен на победу – часто за чужой счет. Агрессивный человек ведет себя так, как будто его потребности важнее всего, как будто у него больше прав и он может внести больший вклад, чем другие люди. Это неэффективный стиль общения, поскольку содержание сообщения может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на то, как оно доставлено.
Поведенческие характеристики
| Невербальное поведение
|
Язык
| Люди на принимающей стороне чувствуют
|
Пассивно-агрессивный стиль
Это стиль, в котором люди кажутся пассивными на поверхности, но на самом деле выражают свой гнев косвенно или закулисно. Военнопленные часто действуют пассивно-агрессивно, чтобы справиться с подавляющей нехваткой власти. Люди, которые ведут себя таким образом, обычно чувствуют себя бессильными и обиженными и выражают свои чувства, тонко подрывая объект (реальный или воображаемый) своих обид — даже если это в конечном итоге саботирует их самих. Выражение «отрежь себе нос назло своему лицу» — идеальное описание пассивно-агрессивного поведения.
Поведенческие характеристики
| Невербальное поведение
|
Язык
| Люди на принимающей стороне чувствуют
|
Покорный стиль
Этот стиль направлен на то, чтобы доставлять удовольствие другим людям и избегать конфликтов. Покорный человек ведет себя так, как будто потребности других людей важнее, а другие люди имеют больше прав и могут внести больший вклад.
Поведенческие характеристики
| Невербальное поведение
|
Язык
| Люди на принимающей стороне чувствуют
|
Манипулятивный стиль
Этот стиль коварный, расчетливый и проницательный. Коммуникаторы-манипуляторы умеют влиять на других или контролировать их в своих интересах. Их сказанные слова скрывают основное сообщение, о котором другой человек может совершенно не знать.
Поведенческие характеристики
| Невербальное поведение
|
Язык
| Люди на принимающей стороне чувствуют
|
Источник: Рабочая тетрадь по тревоге и фобии. 2-е издание. Эдмунд Дж Борн. New Harbinger Publications, Inc. 1995.
Преимущества понимания различных стилей общения
Хорошее понимание пяти основных стилей общения поможет вам научиться наиболее эффективно реагировать при столкновении с трудным человеком. Это также поможет вам распознать, когда вы не проявляете напористости или ведете себя не самым эффективным образом. Помните, у вас всегда есть выбор, какой стиль общения использовать. Напористость обычно наиболее эффективна, но в определенных ситуациях, конечно, необходимы и другие стили — например, покорность при физической угрозе (грабеж, угон самолета и т. д.).
Хорошие коммуникативные навыки требуют высокого уровня самосознания. Как только вы поймете свой собственный стиль общения, вам будет намного легче определить любые недостатки или области, которые можно улучшить, если вы хотите начать общаться в более напористой манере.