27.Виды и типы памяти.
Виды памяти:
1.Двигательная(п.связана с движениями.развивается в млоденчестве)
Почерк,ходьба,танец
2.Эмоциональная(п.переживаний,чувств)
3.Образная(на образы).Звук,вкус
4.Словесно-логическая(логические цепочки инф) Запоминание и воспроизв мыслей
Память по уровню организации:
-наглядно-образный тип памяти.(на цвет,звуки)
-словесно-логический тип.(конкретные слова, цифры, формулы)
-эмоциональный тип п. (чувства,эмоции)
По длительности хранения информации:
-оперативная(сенсорная или мгновенная)
Доля секунды
-кратковременная -20 сек
Долговременная(длительное сохранение)
Уровни памяти:
-непроизвольная(не стоит задача запомнить)
-произвольная(стоит задача)
По степени осмысленности:
-Механическая(зубрешка)
-осмысленная(пытаться вникнуть)
Процессы памяти у разных людей протекают не одинаково.
Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают
Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди для того, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях, и особенно в речевых.
Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти – слухомоторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.
Аномалии памяти — нарушение памяти разной природы и степени тяжести.
К
аномалиям относят не только ослабление
или потерю памяти, но и ее ненормальное
обострение: Гипомнезия,
или ослабление памяти, может иметь
различное происхождение. Она может
быть связана с возрастными изменениями,
быть врожденной, или появиться как
следствие какого-либо мозгового
заболевания (травмы, инфекции, склероза
мозговых сосудов и др.).
Виды памяти в психологии: сенсорная, кратковременная и долговременная
Психология, как наука исследующая эмоциональную и рациональную области человеческого сознания, обычно не занимается такими разделами, как рефлекторная или генетическая память, и в первую очередь, сосредоточена на изучении механизмов и методологическом совершенствовании осознанной работы с памятью.Виды памяти
Осознанные виды памяти классифицируются в зависимости от срока хранения поступившей в сознание извне информации, и подразделяются на три основных категории:
- сенсорная;
- кратковременная;
- долговременная память.
Сенсорная память имеет самый короткий срок хранения в сознании — всего лишь доли секунды, и удаляется из него сразу же, если «более высокие инстанции» восприятия не проявили к поступившей информации должного интереса — не сочли ее важной для человека на данный момент, либо в дальнейшем.
Долговременная память обладает потенциально неограниченным срок хранения и использования. Элементы долговременной памяти формируются либо серьезными эмоциональными всплесками, либо многократным повторным структурированием смыслов, а чаще обоими этими факторами. Архитектура долговременной памяти устроена так, что более важные на текущий момент смысловые конструкции оказываются более доступными, но при достаточном усилии или эмоциональном импульсе хранящаяся в памяти информация может быть всегда извлечена и использована.
Механизм
В то же время, многократные эксперименты, проеденные большим количеством специалистов с помощью методики гипноза, довольно убедительно свидетельствуют в пользу того, что на самом деле память человека содержит практически всю полученную им на протяжении жизни информацию. Под гипнозом человек оказывается способным вспомнить все, что с ним происходило когда-либо — все, что он видел и слышал, вплоть до мельчайших подробностей. Это говорит о том, что архитектура памяти, ее способность структурировать информацию по степени важности, быстро извлекать, или наоборот — забывать ее в случае необходимости — механизм скорее фильтрующий и оберегающий наше сознание от огромного объема полученных данных, в постоянном присутствии которых мы не нуждаемся, и вероятно не смогли бы нормально функционировать и мыслить.
Не удивительно, что самые приятные и радостные впечатления навсегда сохраняются этим механизмом в области немедленной доступности, а неприятные и болезненные воспоминания быстро забываются и приводятся в активную стадию обычно только в случае возникновения каких-либо схожих ситуаций и опасностей. Вряд ли мы смогли бы чувствовать себя хоть сколько-нибудь комфортно, постоянно находясь под прессом негативных воспоминаний о пережитых страданиях и неприятностях.
С учетом знаний этих нюансов работы механизмов и архитектуры памяти, современная психология способна формировать довольно эффективные методики корректировки и планирования процесса запоминания и усваивания необходимой информации, а так же снижения негативного воздействия стрессовых факторов в воспоминаниях. Поскольку основными критериями надежности и доступности долговременной памяти являются их эмоциональная важность и позитивный ракурс восприятия, теоретически не так уж и сложно выстроить оптимальную методику, позволяющую усилить именно те области воспоминаний, которые мы сами планируем сделать долговременными. Именно поэтому игровая форма обучения оказывается в современной педагогике и преподавании настолько актуальной, а такие понятия, как «муштра», или «зубрежка», постепенно становятся пережитком прошлого, хотя еще не так давно были основными орудиями обучения, и считались непререкаемым стандартом.
Практически, естественные природные механизмы запоминания довольно длительное время использовались людьми в некой противоположной, искусственной форме — в «противофазе», при которой важность — один из основных критериев успешного запоминания, создавалась за счет нудного, гиперактивного подавления второго основного критерия — позитивного эмоционального фона, буквально выворачивая наизнанку естественный смысл механизма памяти.
Узнайте больше о различных типах памяти здесь
Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.
В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.
Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:
- рабочая память
- сенсорная память
- кратковременная память
- долговременная память
Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее стадии памяти.
С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.
Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.
Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.
Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.
Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.
Некоторые примеры сенсорной памяти включают:
- регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается во время ходьбы
- краткое признание чего-либо в поле зрения человека
Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образов, звуков и других сенсорных ощущений.
Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.
В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.
Например, человек не вспомнит все определенные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причины их помнить.
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.
Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.
Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.
Некоторые примеры кратковременной памяти включают:
- запоминание строки из 5-7 слов и ее повторение
- запоминание телефонного номера во время записи ручкой
Рабочая память аналогична кратковременной памяти. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.
Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:
- решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона
В то время как исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.
Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.
Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.
Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.
Явная долговременная память
Эксплицитные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.
Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.
Эпизодическая память
Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.
Семантическая память
Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.
Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.
Имплицитная долговременная память
Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.
Некоторые типы этой памяти включают следующие.
Процедурная память
Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.
Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.
Прайминг
Прайминг возникает, когда опыт влияет на поведение человека.
Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.
Классическое и оперантное приучение как первичных людей, так и животных к выполнению определенного поведения в ответ на определенный опыт.
Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.
При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, который человек может удерживать — обычно около семи элементов.
Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.
Мозг не компьютер, и воспоминания не занимают физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.
Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.
Воспоминания могут быть ненадежными
Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.
Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.
В ходе одного исследования, проведенного в 2015 году, исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.
Может у кого-то есть фотографическая память?
У некоторых людей необыкновенно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.
Другие могут тренировать память, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать цепочки слов или чисел.
Нет никаких научных доказательств так называемой фотографической памяти. Мозг не камера и не может идеально записывать информацию.
Некоторые стратегии улучшения памяти включают:
- Разработка мнемонических приемов для запоминания новой информации. Например, чтобы запомнить все имена в комнате, можно составить рифму или ассоциацию для каждого имени.
- Решайте головоломки и сложные головоломки.
- Развитие прочных ассоциаций памяти, помогающих запоминать вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
- Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для укрепления здоровья мозга.
Память представляет собой сложную систему, а не отдельный орган или процесс.
Человек может улучшить свою память, приняв здоровый образ жизни и применяя стратегии, специально разработанные для улучшения памяти.
Людям, беспокоящимся о своей памяти, следует обратиться к врачу, так как любые необъяснимые изменения могут сигнализировать о ряде заболеваний.
Типы памяти в психологии (объяснение)
Память в психологии определяется как постоянство обучения. Вы можете учиться, распознавать и запоминать информацию. Это показывает, что в вашем уме есть встроенная система хранения информации.
В этой статье я кратко расскажу о типах памяти в психологии. Затем я объясню их подробно в следующих разделах.
Типы памяти в психологии
В целом человеческую память можно разделить на три типа: сенсорную, кратковременную и долговременную.
- Сенсорная память : Наши чувства получают информацию из окружающей среды и сохраняют ее в нашей сенсорной памяти. Эта информация распадается или исчезает быстро. Когда вы видите яркий объект и сразу же закрываете глаза, вы будете видеть след объекта в своем воображении в течение примерно двух секунд или около того. Это сенсорная память в действии.
- Кратковременная память: Не все, что мы воспринимаем из окружающей среды через органы чувств, заслуживает внимания. То, на что мы обращаем внимание, временно сохраняется в нашей кратковременной памяти. Информация хранится в кратковременной памяти примерно 20-30 секунд. Когда вас просят записать номер телефона, вы держите его в кратковременной памяти, пока не записываете. Затем число быстро исчезает из вашей кратковременной памяти.
- Долговременная память: Вероятно, вы помните свой номер телефона и номер телефона близких вам людей. Почему это? Это потому, что вы перенесли эти числа из кратковременной памяти в долговременную. Информация хранится в долговременной памяти неограниченно долго.
Стадии памяти
Независимо от того, о каком типе памяти мы говорим, есть три стадии, на которых информация обрабатывается нашими системами памяти:
- Кодирование (или регистрация): Это означает получение, организацию и объединение информации. Кодирование может осуществляться сознательно или бессознательно.
- Хранилище: Подобно папкам на компьютере, разум должен хранить закодированную информацию для последующего использования.
- Поиск (или отзыв): Какой смысл хранить информацию, если ты не можешь ее вспомнить, верно? Как правило, мы вспоминаем информацию в ответ на какой-то сигнал. Например, если я спрошу вас: «Какая планета ближе всего к солнцу?» заставляет вас вспомнить информацию, которую вы, вероятно, закодировали в школьные годы. Тот факт, что вы можете вспомнить ответ, означает, что все это время он удобно лежал в вашей голове, ожидая, когда вы его вспомните.
Теперь давайте углубимся в три типа памяти:
Сенсорная память (Типы и функции)
Исследователи считают, что у всех наших пяти чувств есть собственная сенсорная память. Однако сенсорные воспоминания о зрении и звуке, по-видимому, преобладают у людей.
Зрительная сенсорная память называется иконической памятью . Он хранит значки или мысленные образы объектов реального мира. Когда вы смотрите на яркий объект и сразу же закрываете глаза, образ этого объекта в вашем воображении называется иконкой.
Точно так же звуки хранятся в нашей эхо-памяти , то есть в нашем слуховом сенсорном хранилище. Когда кто-то разговаривает с вами и выходит из комнаты, говоря «До свидания». Это «до свидания» может сохраниться в вашей эхо-памяти на несколько секунд. Это эхо-память. В одном исследовании сообщалось, что эхо-память может сохраняться до 10 секунд.
Какая польза от сенсорной памяти?
Сенсорная память функционирует как своего рода шлюз к кратковременной памяти. Информация должна быть собрана с помощью органов чувств, прежде чем ее можно будет передать в кратковременную память.
Как информация переходит из сенсорной памяти в кратковременную?
Одно слово: Внимание .
Наши сенсорные системы бомбардируются информацией из окружающей среды. Мы не можем следить за всем. Наша сенсорная система делает всю работу за нас.
Наша сенсорная система умна, потому что она принимает всю эту информацию, но хранит ее в течение очень короткого периода времени, достаточного для того, чтобы мы могли решить, что важно.
Вы можете читать эту статью, потому что слова из этой статьи проходят мимо ваших сенсорных ворот и попадают в вашу кратковременную память. Подробнее об этом позже.
Ваша сенсорная система все еще отслеживает и записывает другую информацию в вашем окружении, на которую вы не обращаете внимания.
Если бы снаружи раздался громкий хлопок, вы были бы вынуждены обратить на него внимание. Это показывает, что пока вы читали эту статью, крошечная часть вашего внимания отслеживала звуки, исходящие извне, за пределами вашего сознания.
Наша сенсорная память действует как буфер для входящей информации об окружающей среде. Поэтому сенсорную память также называют буферной памятью . Сенсорная память обеспечивает буферы для сенсорной информации, ожидая внимания, чтобы воздействовать на информацию.
Я уверен, вы видели один из тех блокнотов, где каждая страница содержит картинку, которая сама по себе является неполной. Но когда вы быстро переворачиваете страницы, картинки обретают смысл и рассказывают связную историю. Это возможно, потому что наша сенсорная память хранит каждое изображение достаточно долго, чтобы вы могли связать его со следующим изображением.
Если бы вы перелистывали страницы медленно, было бы невозможно соединить изображение одной страницы с другой, потому что информация в сенсорной памяти быстро угасает.
Тот же принцип применим к видео. Видео создается путем быстрого отображения серии различных изображений, что создает иллюзию того, что изображения движутся. Если бы перед показом следующего изображения была большая задержка, это было бы больше похоже на просмотр фотоальбома, чем на просмотр видео.
Кратковременная память
Вы читаете эту статью, потому что решили, что из всей текущей сенсорной информации, доступной вам, она заслуживает того, чтобы пройти через ваши сенсорные шлюзы и попасть в вашу кратковременную память.
Все, на что мы обращаем внимание, хранится в нашей кратковременной памяти. Исследователи памяти часто просят участников вспомнить элементы (например, списки слов). Они обнаружили, что кратковременная память может удерживать до 7 (±2) элементов. Это называется магическим числом Миллера. 1
Как упоминалось ранее, информация остается в кратковременной памяти около 20-30 секунд.
Пока вы читаете эту статью, вы удерживаете ее слова в своей кратковременной памяти достаточно долго, чтобы понять их значение, их связь с предыдущими словами и их контекст.
Если я попрошу вас вспомнить самое первое слово этой статьи, вы не сможете. Это потому, что когда вы начали читать эту статью, вы держали это слово в своей кратковременной памяти, поняли и использовали его, а затем выбросили.
Я пытаюсь понять, что вы можете использовать или поработайте с информацией в кратковременной памяти, прежде чем отбросить ее.
Итак, кратковременную память также называют рабочей памятью. Вы можете сознательно манипулировать информацией в рабочей памяти.
С информацией, хранящейся в кратковременной памяти, могут произойти три вещи. Во-первых, вы можете использовать и отбросить его (например, первое слово этой статьи или номер телефона, который вас просят записать). Во-вторых, вы отбрасываете его, не используя. В-третьих, вы можете перенести его в свою долговременную память.
В психологии существует модель, описывающая рабочую память, которая называется моделью рабочей памяти Баддели. 2
Модель рабочей памяти БадделиФонологическая петля
Фонологическая петля связана со звуком. Он хранит и позволяет использовать акустическую и вербальную информацию. Когда вы слышите новый номер телефона, вам нужно сохранить его в фонологическом цикле, чтобы вы могли его использовать (записать).
Как мы храним информацию в фонологическом цикле?
Мы делаем это репетируя. Чтобы сохранить информацию (номер телефона) в фонологической петле, мы повторяем ее про себя вокально или субвокально. Другими словами, мы повторяем это или шепчем несколько раз себе под нос. Это называется репетицией технического обслуживания , потому что она поддерживает информацию в рабочей памяти, чтобы мы могли ее использовать.
Как будто «поддерживающая репетиция» была недостаточно причудливой, другой причудливый термин для нее — процесс артикуляционной репетиции .
Визуально-пространственный блокнот
Нам тоже нужно временное хранилище визуальной информации, верно? Проблема в том, что мы не можем использовать репетицию для сохранения информации в нашей кратковременной визуальной памяти. Использование репетиции для сохранения информации в рабочей памяти, по-видимому, работает только со звуком. Вместо этого мы должны полагаться на внимание, чтобы сделать то же самое с изображениями.
Скажем, я показываю вам картинку, которую вы никогда раньше не видели, и прошу запомнить ее. Вы не будете повторять название (звук) картинки вслух или суб-вокально, потому что не знаете, как называется картинка (называется = звук).
Вместо этого вы можете обратить внимание на визуальные детали изображения и визуально запомнить его. Эта информация хранится в визуально-пространственном блокноте.
Если бы я показал вам изображение корзины и попросил вас запомнить ее, вы могли бы пробормотать «корзина, корзина…» и запомнить ее. Здесь, поскольку вы можете связать изображение с именем, вы больше полагаетесь на фонологическую петлю. Вы можете не так хорошо помнить визуальные детали, если вас об этом специально не попросят.
Дело в том, что наша рабочая память сильно зависит от звука или фонологического кода. Вероятно, это связано с тем, что рабочая память полезна при вербальном общении.
Когда вы разговариваете с людьми, ваша рабочая память занята тем, что помогает вам вспомнить, что они только что сказали. Вы понимаете их слова и отвечаете на них. Отвечая на них, вы работаете со звуками, которые они производят.
Пока вы читаете эту статью, вы в основном говорите это себе про себя. Эта информация, опять же, хранится в вашей фонологической петле.
Об этом безумно думать, но без внутреннего голоса вам, вероятно, пришлось бы полагаться на кратковременную зрительную память, чтобы «прочитать» эту статью. Это означает, что вам придется смотреть на каждое слово, прежде чем вы сможете перейти к следующему слову.
Исследователи полагают, что пространственная память отличается от зрительной. Отсюда и название «визуально-пространственный». Если вы закроете глаза, вы все равно сможете перемещаться в другие комнаты вашего дома благодаря информации, хранящейся в вашей пространственной памяти.
Центральный исполнитель
Центральный исполнитель работает с информацией в рабочей памяти, будь то фонологический цикл или зрительно-пространственный блокнот. Это не магазин, а процессор. Он решает, с какой информацией нужно работать и как.
Центральный администратор решает, на что направлено ваше внимание. Ваше внимание может быть направлено на зрительно-пространственный блокнот, фонологическую петлю или на долговременную память.
Когда вас просят вспомнить ближайшую к Солнцу планету, ваш центральный исполнитель направляет ваше внимание на долговременную память, чтобы извлечь эту информацию.
Эпизодический буфер
Это хранилище ограниченной емкости, которое объединяет и хранит информацию из зрительно-пространственного блокнота и фонологической петли и передает ее в долговременную память. Это было добавлено в модель, чтобы учесть, как наша рабочая память будет связывать информацию из других хранилищ.
Серийная кривая положенияПрежде чем мы перейдем к обсуждению долговременной памяти, давайте сначала поймем, как исследователи поняли, что память бывает двух разных типов — кратковременной и долговременной.
Участникам было предложено запомнить список слов и вспомнить их сразу же после того, как они прослушают список. Они обнаружили, что участники наиболее точно вспомнили слова в начале и в конце списка. Слова в середине плохо запомнились. 3
Точное запоминание исходных элементов называется эффектом первичности . Вот почему первые впечатления остаются неизгладимыми. Точное запоминание последних элементов называется эффектом недавности .
Как вы объясните эти эффекты и последовательную кривую положения?
Оказывается, начальные элементы хранятся в нашей долговременной памяти, а последние — в кратковременной. Вот как это работает:
Как только вам представляют список и вы слышите исходные элементы, вы повторяете исходные элементы и переносите их в свою долговременную память. Пока вы это делаете, вы как бы упускаете возможность отрепетировать средние элементы. Когда вы слышите последние пункты и вас просят вспомнить список, у вас есть время, чтобы отрепетировать последние пункты.
Репетиция технического обслуживания не только сохраняет информацию в кратковременной памяти, но также может передавать ее в долговременную память.
Участники смогли вспомнить первоначальные элементы, потому что в ходе репетиций они сохранили их в своей долговременной памяти. Они могли вспомнить последние предметы, потому что благодаря репетиции они могли сохранять информацию в кратковременной памяти.
В другом подобном эксперименте, как только участники заканчивали слушать список, им давали словесное задание, прежде чем их попросили вспомнить список. В частности, когда они закончили слушать список, их попросили считать в обратном порядке. Когда они закончили обратный отсчет, их попросили вспомнить список. 4
Идея заключалась в том, чтобы запретить репетицию, когда участники закончат прослушивание списка. Таким образом, у участников было время отрепетировать начальную часть списка, но не последнюю. Следовательно, они получили следующий график:
Часть кривой, относящаяся к новизне, была уменьшена, показывая, что подавление репетиции технического обслуживания предотвращает сохранение информации в кратковременной памяти. Причудливый термин для этого артикуляционное подавление .
Первичная часть кривой не была устранена, потому что эта информация уже была отрепетирована и перенесена в долговременную память.
Типы долговременной памяти
Информация, которая некоторое время находилась в кратковременной памяти, иногда передается в долговременную память. Что определяет, какой тип информации передается в долговременную память?
Сразу же можно сказать, что информация, отрепетированная в кратковременной памяти, скорее всего, будет передана в долговременную память. Мы видели это в части первичности кривой последовательного положения.
Другим примером может быть то, что вы помните свой собственный номер телефона. Другие, вероятно, просили ваш номер снова и снова (репетиция). Итак, вы передали эту информацию в свою долговременную память.
Когда студенты зубрят перед экзаменом, их репетиция передает информацию в их долговременную память. Интересно, что они выбрасывают большую часть того, что узнали, как только заканчивают экзамен. Это показывает, что долговременная память в некотором роде ведет себя как кратковременная память.
Уровни обработки
То, какая информация сохраняется в долговременной памяти, во многом зависит от уровня, на котором эта информация обрабатывается.
Что я имею в виду?
Когда вы смотрите на слово, вы сначала смотрите на его буквы. Вы замечаете их цвет, форму и размер. Это называется мелкой обработкой. Когда вы думаете о том, что означает это слово, вы делаете глубокий процессинг.
Исследования показывают, что глубоко обработанная информация оставляет более сильный след в долговременной памяти. 5 Другими словами, вы, скорее всего, запомните что-то надолго, если поймете, что это значит.
Поэтому, когда вы пытаетесь запомнить новую информацию, полезно понять ее значение. Это называется детальной репетицией .
Подробная репетиция связывает новую информацию с тем, что вы уже знаете. Подробное повторение — вот причина, по которой обучение на знакомых примерах так эффективно.
Возможно, вы забыли многое из того, что выучили в школе, но вы, вероятно, помните основные принципы некоторых предметов, потому что понимаете их. Эта информация осталась в вашей долговременной памяти, потому что она глубоко обработана или семантически закодирована. Это подводит нас к нашему первому типу долговременной памяти:
1. Семантическая память
Семантическая память — это ваши знания о мире — факты, которые вы знаете и можете сознательно вспомнить. Ответ на вопрос «Какая планета ближе всего к солнцу?» хранится в вашей семантической памяти. Семантическая память удерживает фрагменты значения в уме.
В соответствии с распространяющейся моделью активации долговременной памяти, когда в вашем уме активируется одна часть смысла, могут также активироваться семантически схожие части.
Если я спрошу вас: «Что противоположно маленькому?», вы можете подумать о «большом». Мысль о «большом» может активировать близкие по смыслу слова, такие как «большой», «гигантский», «огромный» и т. д. Таким образом, активация информации в долговременной памяти распространяется на семантически сходные понятия.
2. Эпизодическая память
Мы помним не только факты о мире, но и свой опыт. Наш жизненный опыт или эпизоды хранятся в нашей эпизодической или автобиографической памяти.
Мы вновь переживаем наши эпизодические воспоминания, но не семантические воспоминания. Эпизодическая память имеет время и место, связанные с ней, но не семантическая память.
Вы, вероятно, помните свой первый день в колледже (эпизодический), но вы, вероятно, не помните, когда и где вы узнали о понятии «колледж» (семантический).
Семантические и эпизодические воспоминания могут быть объединены в явные или декларативные воспоминания. Явные, потому что эти воспоминания вызываются сознательно, и декларативные, потому что их можно заявить другим.
Теперь поговорим о имплицитных воспоминаниях, т.е. воспоминаниях, которые не требуют сознания.
3. Процедурная память
Как следует из названия, процедурная память — это имплицитная память, которая помогает нам запомнить процедуру, навык или привычку.
Допустим, вы умеете ездить на велосипеде или играть на пианино. Это не семантические или эпизодические воспоминания. Если бы я спросил вас, как вы умеете ездить на велосипеде или играть на пианино, вы, вероятно, не сможете объяснить.
Таким образом, процедурные воспоминания — это недекларативные воспоминания, которые вам не нужно сознательно вспоминать, но они где-то задерживаются в вашем уме.
4. Прайминг
Прайминг относится к бессознательной активации ассоциаций памяти. Например, если вы едите торт каждый раз, когда выключаете компьютер, вы можете приучить себя думать о торте всякий раз, когда выключаете компьютер.
Здесь вы понимаете, что выключение компьютера активировало в вашем сознании «торт». Прайминг происходит, когда вы не осознаете тот факт, что выключение компьютера активирует «торт» в вашем сознании.
На самом деле, классическое обусловливание чаще всего происходит вне нашего сознания и является хорошим примером прайминга.
Чтобы дать вам более конкретный пример, я хочу, чтобы вы ответили на два быстрых вопроса:
а) Как вы произносите слово «магазин»?
б) Что вы делаете, когда подъезжаете к зеленому сигналу светофора?
Если вы ответили «стоп» на второй вопрос, вы ошиблись и просто стали жертвой прайминга.